Пермогорская роспись сообщение кратко
Обновлено: 04.07.2024
Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни.
Возникновение
Место
Техника
Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.
Цветовая гамма
В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур.
Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.
Жанровые сцены и узоры
Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.
Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.
В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.
Образ коня в пермогорской росписи
Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.
В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.
На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.
Сцены охоты
Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.
Последовательность росписи прялки
Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.
По воспоминаниям дочери мастера А. Л. Мишарина
Предметы
Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.
Известные мастера
Известные мастера, прославившие пермогорскую роспись на весь мир — династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых.
Декоративно-прикладное искусство передает восприятие мира, его самых выразительных и значимых явлений путем художественного осмысления. Не исключение и пермогорская роспись, крестьянский промысел Северной Двины. Об интересной истории художественного направления, об особенностях и тонкостях техники, а также о ее базовых элементах – далее.
Пермогорская роспись – история возникновения
Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.
Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.
Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).
Особенности и описание техники
Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.
Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:
-
Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
-
Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.
В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки. Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки. Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.
Основные элементы пермогорской росписи по дереву
Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д
Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.
История данной росписи берет свое начало в Архангельском крае, а точнее происходит из Пермогорья – группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Известные мастера прославили пермогорскую роспись на весь мир – династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых - признанные мэтры в своем деле.
Главными цветами, используемыми в данной технике рукоделия, выступают красный, а также зеленый и желтый. Иногда мастера используют и кобальтовый отттенок, а также немного золота. При этом в более ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.
Основные элементы пермогорской росписи
Достаточно сказать, что данные орнаменты присутствовали довольно часто в интерьере многих крестьян – такой техникой рисунков по дереву покрывали и прялки, и детские колыбельки, хлебницы и туески, ендовы и многое иное. Зачастую пермогорские узоры соответствуют самому предмету росписи – на хлебницах показывали обед, на блюдах – большую рыбу или птицу, на колыбелях младенцев зачастую изображали птицу Сирин, а на коробах – семейную пару или единорогов, охотников и ткачих. Свободное поле заполняли орнаментом из листьев и геометрических мотивов.
Домашний оберег
Стоит отметить, что основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.
Главные моменты пермогорской росписи
Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. Так, на прялках можно было встретить ткачих или прядильщиц за работой, коляску с парой лошадей и купцом, сценки чаепития. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового. Как правило, сам орнамент формировали на предмете обихода в несколько уровней. Так, на первом уровне орнамента располагали девушек – ткачих или прядильщиц, сидящих под окном, и, как правило, их расписывали в желтых и зеленых цветах и, главное, в шахматном порядке. Далее располагали сценки семейного чаепития и выезда на лошадях, а уже самый верхний ярус в обязательном порядке завершали изображением крыши, которую венчали птица Сирин или лев, иногда грифон, несколько реже единорог. Если предмет обихода расписывался в два уровня, внизу располагали ситуацию из жизни, верхний же уровень занимала сама птица Сирин.
Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта.
История возникновения
Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.
Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.
Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное.
Разновидности росписи Северной Двины
Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.
Ракульская роспись.В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись.Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из села Борока брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пермогорская роспись
Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.
История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Это деревни Черепаново, Помазкино, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье, Красноборского района Архангельской области.
Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.
В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур. Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.
Жанровые сцены и узоры
Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.
Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового.Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.
Предметы
Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.
Известные мастера, прославившие пермогорскую роспись на весь мир — династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых.
Читайте также: