Периодизация психического развития по д б эльконину сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Вряд ли кто-то будет отрицать, что все дети разные, правда? У трёхлетнего ребёнка мотивы, потребности и способы развития совсем не такие, как у пятнадцатилетнего подростка, хотя и первого, и второго мы считаем детьми.

Совершенно естественно, что учёные и психологи всегда пытались каким-то образом систематизировать этапы развития, выделить общие закономерности в освоении жизненных уроков. Множество известных больших умов пытались поделить человеческое детство и вообще всё существование на отдельные периоды, которые были бы справедливы для всех. Среди них и швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, и выдающийся американский психиатр Милтон Эриксон, и всем известный австрийский психоаналитик и невролог Зигмунд Фрейд.

Но вернёмся к периодизации. Эльконин систематизировал этапы развития личности ребёнка от момента его рождения практически до совершеннолетия. После этого возраста периодизация уже не может быть полностью универсальной, ведь во взрослой жизни слишком много внешних факторов, просчитать которые не представляется возможным. Однако в тот период, который принято считать детством, каждый человек проходит в большей или меньшей степени одинаковые этапы психологических изменений. Для каждого возраста Элькониным описаны общие признаки и даже некоторые критерии для их объективной оценки.

По мнению Даниила Борисовича, особенности выявления отдельных периодов развития психики имеют огромное, почти фундаментальное значение не только для возрастной, но и для всей психологической науки в целом. Подробное изучение этой проблемы чрезвычайно важно, ведь оно поможет выделить движущие силы развития ребёнка на каждом из этапов, а это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации педагогической системы и качественному улучшению воспитания. Когда родители чётко осознают мотивацию своего ребёнка и его потребности в данный период времени, они обеспечивают ему условия для гармоничного естественного развития.

Итак, в основе периодизации Эльконина лежит идея постепенной смены типов ведущей деятельности. Деятельность ребёнка на каждом конкретном этапе развития приводит к некоторым психологическим новообразованиям. Периоды делятся на:

- ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности. В эти периоды ребёнок изучает человека, его мотивы и делает для себя выводы относительно человеческого поведения;

- направленные на овладевание техническими и операционными особенностями деятельности. Здесь фокус внимания детей сосредоточен на предметах и конкретных навыках взаимодействия с ними.

Эльконин выделил три обширных этапа развития:

1. Раннее детство;
2. Детство;
3. Подростковый возраст.

Каждый большой этап делится на два периода, в которых поочередно сменяется ведущая деятельность ребёнка. В каждый из периодов либо формируется эмоциональная составляющая и личные особенности, либо техническая сторона, навыки и интеллектуальная сфера.

Для удобства характеристики каждого из периодов Эльконин ввёл несколько основных критериев.

Социальная ситуация развития. Здесь рассматриваются внешние непосредственно окружающие ребёнка социальные условия, так или иначе влияющие на формирование определённых психических феноменов и отношений;

Ведущая деятельность. Здесь описывается тип активности, который доминирует на данном этапе развития. Именно он сейчас имеет наибольшее влияние на детскую психику;

Кризис. Ситуация, когда формирование какого-то одного аспекта психики сильно уходит вперёд, тогда как недостаточный навык в неактивном на данном этапе виде деятельности начинает тормозить весь процесс развития. Здесь происходит резкое изменение в психической составляющей жизни человека. Положительное прохождение кризиса позволяет выйти на качественно новый уровень развития;

Новообразования. Они появляются при положительном прохождении кризиса. Это некоторые выводы или новые навыки, которые являются конечной точкой периода, его естественным логическим завершением.

Теперь уже можно поговорить и непосредственно о самой периодизации.

Раннее детство


Сначала у детей появляется комплекс оживления на появление взрослого, дети могут улыбаться, начинать активно двигаться при виде людей. До полугода эта деятельность общения развивается, малыш начинает узнавать маму. Взрослые пытаются развивать моторику ребёнка: дают игрушку, включают его в общение через предметы, пытаются взаимодействовать с ним посредством игрушек и погремушек. К концу этого периода у детей может возникать потребность в вербальном общении.

Социальная ситуация: в этом возрасте ребёнок уже отлучён от собственной матери в физическом смысле, хотя и имеет с ней практически неразрывную тесную психологическую связь и зависимость от неё.

Ведущая деятельность: эмоциональное общение и взаимодействие со значимыми взрослыми. Дети устанавливают первичный контакт и начинают формировать доверие.

Кризисы: 1) до двух месяцев – отлучение от матери, физиологическое отделение от нее, то есть изменение внешних условия развития; 2) около одного года – уход от неразрывного состояния зависимости от матери к большей самостоятельности.

Новообразования: перестройка организма и его адаптация к новому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических особенностей.


Малыш начинает активно исследовать мир вокруг себя. Он открывает и закрывает дверь, играет с песком, начинает самостоятельно орудовать ложкой и пить из чашек. Сейчас ребёнок посвящает почти всё своё время предметным действиям и выстраивает своё личностное общение с помощью игрушек и вещей.

Социальная ситуация: обретение первой в жизни автономности и свободы передвижения, малыш становится всё более самостоятельным и в какой-то степени независимым.

Ведущая деятельность: предметная. Манипулирование игрушками и вещами, формирование речевых навыков.

Детство

Социальная ситуация: ребёнок больше времени посвящает не совместным играм, а самостоятельной деятельности.

Ведущая деятельность: изучение сюжетно-ролевых игр и отношений.

Кризисы: 6-7 лет – формирование некоторых особенностей внутренних переживаний. Теперь внутренние переживания могут влиять на поведение. Самый простой пример – угрызения совести.


К началу данного периода у детей появляется потребность учиться. И именно в этот период эта потребность и должна удовлетвориться. Ребёнок учится читать и писать, развивает свои навыки и интеллектуальные способности. Начинается активная практика взаимоотношений с людьми.

Социальная ситуация: новые социальные взаимоотношения с людьми вне семьи.

Ведущая деятельность: непосредственно учебная активность и интеллектуальное развитие.

Кризисы: 12 лет – возникновение чувства взрослости и потребность в отношении к себе как к равному со стороны взрослых.

Новообразования: возникновение представлений о себе, как о взрослом человеке, потребность в самоутверждении.

Подростковый возраст


Социальная ситуация: общение с ровесниками, нежелание взаимодействовать со взрослыми.

Ведущая деятельность: глубокое личное эмоциональное взаимодействие со сверстниками, освоение правил и норм поведения в социуме.

Кризисы: 15 лет – начинает формироваться самосознание и эго.

Новообразования: осознание собственной индивидуальности и способность к анализу собственных чувств и действий, рефлексия.


Это период юности. Здесь ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации. На этом этапе подростку важно иметь представление о том, кем он хотел бы стать в личностном и профессиональном плане.

Социальная ситуация: необходимость планирования будущего, поступления в университет и выбора профессии.

Ведущая деятельность: начало профессионального становление, приобретение первых необходимых профессиональных навыков.

Кризисы: 17 лет – нервное напряжение в связи со сложным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь.

Новообразования: формирование мировоззрения, собственной ценностной системы и планов на будущее.

Итак, это принятая у нас в стране периодизация психического развития. Конечно, она имеет и плюсы, и минусы.

К плюсам можно отнести то, что она позволяет вывить ведущий тип деятельности ребёнка на каждом этапе его развития и, отталкиваясь от этого, формировать обучение. Также эта периодизация даёт возможность рассмотреть процесс развития как восходящую спираль, что помогает выявить связи, возникающие между отдельными периодами.

Самой главной причиной критики этой теории является её социальная направленность. Оно и понятно, ведь эта периодизация была разработана во времена Советского Союза, и она учитывает психическое развитие детей исключительно в рамках общества. Сегодня, конечно, гораздо более популярен индивидуальный подход к развитию.

Получается, что в рамках отношений между обществом и ребёнком периодизации Эльконина практически нет равных, но всегда нужно учитывать еще и особенности каждой маленькой уникальной личности, чтобы как можно более совершенно сформировать процесс её обучения.

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного равития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

• в периодизаци. не включен период пренатального развития, так как другие закономерности.

• нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте.

Эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.

Период Ранний возраст (1-3 года).

Ведущая деятельность Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития.

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Сфера развития Познавательно-умственная.

Период Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса: формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Сфера развития Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация.

Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование кризиса Возникновение представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.

Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым.

Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.

Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом.

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

Барсукова Анастасия Евгеньевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
студентка 2 курса


Аннотация
В данной статье рассматривается проблема возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину, ведь до сегодняшнего дня проблема возрастной периодизации остается актуальной.

Споры о концепциях периодизации человеческого развития были всегда в возрастной психологии.

Периодизация является центральным и наиболее важным вопросом. Существуют множество концепций возрастной периодизации, которые базируются на различных критериях периодизации, поэтому выделяются разные периоды в жизни человека. Но именно определение периода и может помочь в установлении состояния личности. Периодизация незаменима Период для нас незаменим, с помощью него мы должны правильно определить стадию развития человека, потому что каждому периоду соответствует свой кризис, проблемы, а также особенности. Подход к человеку должен быть соответствующим тому периоду, в котором он находится.

Разделение процесса развития человека на периоды дает возможность лучше понять концепцию самого себя. Определение периодов и их содержание, их временные рамки однозначно трактуются понятием автора периодизации о самых значительных, важных сторонах развития. Выделяют три типа развития: биологическое, психическое и личностное. Периодизация психического развития – выделение общих законов в развитии человека. Каждый временной отрезок имеет определенную ценность и занимает определенное место в жизненном цикле развития человека, при помощи этого временного отрезка мы достигаем каких-либо результатов.

В данной статье мы рассмотрим возрастную периодизацию, представленную в таблице по Эльконину Даниилу Борисовичу, в таблицу будут входит такие критерии, как: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий вид деятельности и ведущая потребность. Эльконин Даниил Борисович – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, автор теории периодизации психического развития, он принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского.

В своей работе он выделяет 6 периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и раннюю юность.

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребёнком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребёнка, Э. выделил две группы.

Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

(Под расхождением Э. понимает то, что одни люди более коммуникабельны, другие лучше работают именно с предметами.И когда возникает сильное расхождение, наступает кризис и начинается новый период, акцент в котором делается именно на развитие отстающего вида деятельности).

Периодизация Э. – наиболее распространённая в отечественной психологии и именно она легла в основу той характеристики возрастных периодов, которая будет нами рассмотрена во 2 семестре.

Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.

Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.

Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.




Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.

Определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Д.Б.Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями – социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями.

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребёнком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребёнка, Э. выделил две группы.

Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

(Под расхождением Э. понимает то, что одни люди более коммуникабельны, другие лучше работают именно с предметами.И когда возникает сильное расхождение, наступает кризис и начинается новый период, акцент в котором делается именно на развитие отстающего вида деятельности).

Периодизация Э. – наиболее распространённая в отечественной психологии и именно она легла в основу той характеристики возрастных периодов, которая будет нами рассмотрена во 2 семестре.

Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.

Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.

Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.

Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.

Определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Д.Б.Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями – социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями.

Читайте также: