Сообщение свет и тень 6 класс естествознание

Обновлено: 02.07.2024

Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Изображение борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Натюрморты западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. и роль освещения в построении содержания этих произведений.

Использование в рисунке основных правил объёмного изображения предмета.

Глоссарий по теме:

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом.

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью.

Собственная тень – это теневая сторона предмета.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах.

Цель урока: сформировать представление о световых явлениях.

Задачи:

  • сформировать понятие прямолинейности распространения света в однородной среде (доказать лабораторным способом);
  • сформировать понятие светового луча;
  • понять механизмы образования тени и полутени;
  • сформировать представление о световых явлениях, объяснить природу Солнечного и Лунного затмений.
  • формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории;
  • формировать умение планировать эксперимент, делать выводы и заключения;
  • формировать умение решать поставленную проблему.
  • показать практическое значение знаний о световых явлениях;
  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • экспериментальный.

Оборудование:

План урока:

№п/п Этап урока Время (минуты)
1 Оргмомент 1
2 Целеполагание и мотивация 4
3 Изучение нового 15
4 Лабораторная работа 13
5 Первичное закрепление учебного материала 5
6 Рефлексия 5
7 запись домашнего задания 2

При изучении нового материала используется:

Ход урока

Урок начинается с интриги (слайд 1).

Учитель: ребята, вы обратили внимание, на то, что Физикон и Химила одеты сегодня не совсем обычно? (ученица в черном плаще и черной шляпе, ученик в белом плаще и белой шляпе).

Ученики: да.

Учитель: Физикон и Химила помогут нам узнать тему урока.

Дети читают стихи

Девочка:

Он был рожден из солнечных лучей,
Из бликов, вспышек, отсветов рассвета,
Сливался с небом цвет его очей,
Встречали новорожденного ветры.

Мальчик:

Она в бездонном мраке родилась,
Подземная река её качала,
В её глазах с рожденья разлилась
Тьма без границ, без меры, без начала.

Учитель: о чем идет речь в прочитанных стихотворениях? Подумайте, и сформулируйте тему урока.

Учитель: вы уже владеете некоторой информацией по данной теме слайд 3: из жизненного опыта, материала, изученного вами ранее на пропедевтических уроках физики. Для того чтобы свет распространялся в пространстве необходим источник. Какие виды источников вы знаете? Как распространяется свет в однородной среде?

Ученики: существуют естественные (приводят пример: Солнце, Луна, молния …) и искусственные (приводят пример: лампа накаливания, дисплей телевизора …) источники света. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Учитель: этих знаний недостаточно, чтобы объяснить ряд явлений, которые происходят в природе. Сегодня вы сможете объяснить такие загадочные и вызывающие постоянный интерес у людей явления природы, как Солнечное и Лунное затмения, сможете объяснить причину возникновения тени.

Перед вами таблица с информацией (слайд 4), предлагаю вам, используя жизненный опыт, для себя определить уровень знаний по данным вопросам и в каждой клеточке поставить знак, указанный ниже на слайде (1 минуту ученики ставят знаки у себя в рабочей тетради на полях). Каждый для себя определяет цель согласно обозначенным вопросам. Продолжим урок.

Что вы увидели на сладах 5, 6?

Ученики: световые лучи.

Учитель: сделайте вывод о распространении света.

Ученики: свет в однородной среде распространяется прямолинейно, распространение света можно наглядно представить с помощью лучей.

Учитель: следовательно, световой луч – это прямая линия, вдоль которой распространяется энергия от источника.

Древние египтяне использовали прямолинейность распространения света для установки колонн вдоль одной линии.

Подумайте, что произойдет, если световой луч встретит на своем пути непрозрачную преграду? Слайд 7.

Ученики: если световой луч на своем пути встретит непрозрачную преграду, то он не пройдет через неё и в данной области пространства будет тень.

Учитель: а задумывались ли вы: почему тень всегда темнее окружающего пространства? Слайд 8.

Ученики: тень всегда темнее окружающего пространства потому, что в эту область не попадает энергия от источника.

Учитель: сделаем вывод, что собой представляет тень?

Ученики: тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Учитель: подведем итог: вы познакомились с понятием светового луча, тени, причиной появления тени (дети коротко обобщают), это все физические явления, которые нам дают возможность познавать окружающий мир. Сейчас предлагаю вам выполнить ряд упражнений (физминутка), чтобы познать себя, как Я воспринимаю мир:

  • все встали;
  • скрестить кисти рук и несколько раз поднимите руки вверх, обратите внимание на какой руке большой палец находится вверху, если левой – запишите букву Л, если правой – букву П;
  • скрестите руки на груди, посмотрите какая рука лежит сверху, если левая –Л, правая – П;
  • рукой покажите горизонтальную плоскость, в этой плоскости выполните хлопки руками, заметьте какая рука сверху, запишите результат.

Вывод на слайде 9.

Любое теоретическое обоснование находит подтверждение в практике.

Воспользуйтесь тетрадью на печатной основе стр. 22.

Ученики: свеча, экран, картонная модель Химилы, спички, влажные салфетки, колпачки с держателем, линейка ученическая.

Учитель: какова техника безопасности в работе?

Ученики: не допускать соприкосновения рук и других частей тела с пламенем свечи, гасить пламя с помощью колпачка, свечу ставить на влажную салфетку.

Учитель: сформулируйте цель работы.

Ученики: получить тень от предмета на экране, определить зависимость размеров тени на экране от расстояния предмета до источника света.

Учитель: если вопросов нет, приступайте к выполнению эксперимента с заполнением пропусков в тетради на печатной основе. (13 минут).

После выполнения лабораторной работы ученик на доске выполняет построение и делает вывод по работе:

  • так как свет в однородной среде распространяется прямолинейно, то на экране от силуэта Химилы получили четкую тень, следовательно, энергия в эту область от источника не попадает;
  • размеры тени зависят от расстояния предмета до источника (показывает построением).

Ученики делают вывод: чем меньше расстояние от предмета до источника света, тем размеры тени больше, и наоборот.

Учитель: образованием тени объясняются такие явления как:

Солнечное затмение слайд 10, 11. Лунное затмение слайд 12.

Ученики поднимают руку, если имеются такие дети в классе, то проводится коррекция по вопросам.

Домашнее задание на выбор по желанию учеников слайд 17.

  1. Почему не все люди на Земле видят полное Солнечное и Лунное затмения? Показать на чертеже.
  2. Люди каких профессий используют в своей работе свет и тень?
  3. Экспериментальное задание №1, стр. 23 в тетради на печатной основе.
  4. Смысл высказываний и афоризмов.
  5. Учебник, стр. 105. теоретическая часть (для всех учащихся).

При выполнении домашней работы воспользуйтесь необходимой литературой или сетью Интернет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Освещение. Свет и тень

Описание презентации по отдельным слайдам:

Освещение. Свет и тень

Освещение. Свет и тень

Правила распределения светотени:

Правила распределения светотени:


Блик- световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверх.

Блик- световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение

Свет- поверхность, ярко освещённая источником света

Свет- поверхность, ярко освещённая источником света

Полутень- слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источни.

Полутень- слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом

Рефлекс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражённы.

Рефлекс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов

Собственная и падающая тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объек.

Собственная и падающая тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими

Правила распределения светотени:

Правила распределения светотени:

Влияние источника света:

Влияние источника света:

Тип освещения: Фронтальное Боковое Против света (контражурное)

Тип освещения: Фронтальное Боковое Против света (контражурное)


Природа освещения: Искусственное Естественное

Природа освещения: Искусственное Естественное

Примеры работ:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 640 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2018 3176
  • PPTX 2.7 мбайт
  • 60 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Ирина Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Очень часто мы замечаем, что если на пути лучей света оказывается какой-то непрозрачный предмет, то за ним образуется тень (рис. 1, а). Это одно из многочисленных наблюдений, показывающих, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Поэтому при всевозможных геометрических, геодезических, астрономических и физических измерениях и построениях луч света в однородной среде принимают за прямую линию.

Если источник света не точечный, а протяженный, то наряду с полной тенью образуется полутень (рис. 1, б). Происхождение ее понятно из рисунка.

Однако даже в случае точечного источника света при внимательном рассмотрении границы тени можно заметить, что она несколько размыта: вблизи нее видны светлые и темные полосы. Это явление объясняется дифракцией света, о чем подробнее будет рассказано ниже.

Рис. 1. Тень (а) и полутень (б)

ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

В тени деревьев видны беспорядочно расположенные на земле светлые пятна различной величины, но одинаковой эллиптической формы. Их образуют солнечные лучи, проникающие через просветы в листьях деревьев (рис. 2). Эти светлые пятна и есть изображение Солнца.

Как же объяснить эллиптическую форму изображения Солнца?

Рис. 2. В тени деревьев видны изображения солнца в виде эллипсов.

Направим луч света на лист бумаги, располагая его перпендикулярно к падающему лучу; мы увидим круглое пятно. Поднимем лист выше — пятно становится меньше. Отсюда следует, что пучок лучей, образующих такое пятно, имеет форму конуса. Наклоним лист бумаги — пятно принимает форму эллипса.

Но почему же на земле получается изображение Солнца, а не отверстия?

Рассмотрим рисунок 3. На нем показаны ширма с маленьким отверстием CZ), предмет АВ и его изображение А1В1 на экране. Мы видим, что лучи, выходящие из какой-либо точки предмета (например, А) и проходящие через отверстие С, дают на экране изображение этой точки в виде пятна (А1), размеры которого тем меньше, чем меньше отверстие и чем дальше точка (А) от него. Такие пятна получаются от всех точек предмета. Они дают изображение предмета АВ, которое тем менее размыто по краям, чем меньше отверстие и дальше предмет. Форма изображения при этом очень мало зависит от формы отверстия С. Если же источник света находится близко от отверстия, на экране получается светлое очертание отверстия, тем более отчетливое, чем меньше размеры источника света.

Рис. 3. Получение уменьшенного изображения предмета.

В темной комнате или в темном ящике (камера обскура), в одной из стенок которых (в ставне окна) проделано малое отверстие, можно отчетливо видеть не только Солнце, но и освещенные Солнцем ландшафты с движущимися в них предметами (рис. 4). Для получения четких изображений необходимо только подобрать величину отверстия.

Рис. 4. Получение уменьшенного изображения освещенного предмета в темной камере.

Наряду со светлыми пятнами в тени полезно пронаблюдать форму тени от различных предметов в лучах Солнца, Луны и других источников света.

Обратите внимание на вашу собственную тень на земле. Тень ног резко очерчена, тень головы расплывчата.

Поместите руку близко перед листом бумаги, вы увидите отчетливую тень. Отодвиньте руку от бумаги. Полная тень каждого пальца становится все уже, в то время как полутени увеличиваются, пока не сольются друг с другом. Все это происходит потому, что Солнце и другие источники света не являются точечными источниками.

Посмотрите на тень бабочки. Она круглая. Это теневое изображение Солнца. Объясняет это явление рисунок 3.

Возьмите лист бумаги и поместите его горизонтально так, чтобы на нем образовалась тень от вертикальной проволочной сетки (например, от проволочного забора). Удаляйте бумагу от сетки. На некотором расстоянии вы увидите, что тени горизонтальных проволок исчезли, в то время как вертикальные тени остались.

Как же объяснить это явление?

Рис. 5. Тени от проволоки в наклонно падающих лучах Солнца: а) четкая; б) нечеткая тень.

Представим себе проволоку разделенной на большое количество участков. Каждый участок в лучах, падающих наклонно, дает на экране тень в виде эллипса. Вертикальная проволока дает эллипсы, расположенные так, как показано на рисунке 5, а. Они перекрывают друг друга и дают сплошную линию. Эллипсы же, образованные участками горизонтальной проволочки, располагаются так, как показано на рисунке 5, б, они расплываются.

Поздней осенью, когда деревья уже сбросили свою листву, можно часто видеть тени от двух параллельных ветвей наложенными одна на другую. Ветвь, расположенная ближе к нам, дает четкую тень, дальняя — более широкую, расплывчатую (полутень). Удивляет здесь то, что при наложении этих теней посредине более темной из них мы видим светлую полосу, так что тень выглядит двойной. Причиной является наложение полутеней. Для объяснения этого явления начертим сечения двух ветвей (рис. 6): одной—диаметром 1 см, другой—0,5 см, расположив их центры на расстоянии 3 см друг от друга. На расстоянии 5 см от центра сечения толстой ветви расположим изображение протяженного источника света шириной 2 см и проведем от краев источника света прямые (лучи). На экране, отстоящем от центра тонкой ветви на расстоянии 10 см, обнаружим области полной тени (ВС, В'С'), полутени (АВ, А'В') и отсутствия ее (СС').

Освещение. свет и тень Для всех творцов иллюзии реальности очень важно иметь хор

№ слайда 1

Освещение. свет и тень Для всех творцов иллюзии реальности очень важно иметь хорошее представление о том, как ведет себя свет. 6 класс

Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разно

№ слайда 2

Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному.

Чтобы умело пользоваться в своем творчестве тенями и свободно передавать с их по

№ слайда 3

Чтобы умело пользоваться в своем творчестве тенями и свободно передавать с их помощью замыслы, надо прежде всего знать законы их образования.

Освещение спередиПодобное освещение используют, чтобы показать форму предмета ил

№ слайда 4

Освещение спередиПодобное освещение используют, чтобы показать форму предмета или его текстуру, так как при подобном расположении источников света на предмете практически отсутствует тень

Боковое освещение очень хорошо показывает форму, объем и фактуру объекта

№ слайда 5

Боковое освещение очень хорошо показывает форму, объем и фактуру объекта

Освещение сзади. Мы получаем четкий силуэт объекта. Сцены с подобным освещением

№ слайда 6

Освещение сзади. Мы получаем четкий силуэт объекта. Сцены с подобным освещением очень контрастны .

Направление освещения предмета влияет на то, как будет восприниматься освещаемый

№ слайда 7

Направление освещения предмета влияет на то, как будет восприниматься освещаемый предмет зрителями Солнце излучает яркий белый свет. Это очень маленький по геометрическим размерам источник света.Он формирует тени с четкой границей (жесткая тень). Небо, наоборот, более слабый источник света, но геометрически он крупнее.ЗАПОМНИТЕ, что чем меньше по своим геометрическим размерам источник света, тем жестче от него тень.

Изменчивые эффекты освещения помогают художнику глубже воплощать свои впечатлени

№ слайда 8

На рисунке изображен солнечный день. Имеется 3 источника света: солнце, небо, от

№ слайда 9

На рисунке изображен солнечный день. Имеется 3 источника света: солнце, небо, отраженный свет.

По отношению к зрителю солнце может занимать разные положения, которые могут вли

№ слайда 10

По отношению к зрителю солнце может занимать разные положения, которые могут влиять на построение теней.В полдень солнце находится в зените, свет имеет максимально белый цвет и максимальную яркость. Контраст очень высок, тени темныеРанним вечером солнце опускается к горизонту, свет становится более теплым, приобретает желтый оттенок, цвет неба насыщается. К преимуществам можно добавить сочетание теплых желтых оттенков освещенных частей с холодными голубыми оттенками теней.

ЗакатВо время заката солнечный свет приобретает оранжево-красный оттенок. Сила с

№ слайда 11

ЗакатВо время заката солнечный свет приобретает оранжево-красный оттенок. Сила солнечного света ослабевает, контраст становится еще ниже. Влияние неба усиливается и тени принимают насыщенный голубой цвет. Закаты длятся недолго, сцена, подобная этой в природе продлится буквально несколько минут.

СумеркиЭто очень специфическое время суток с непредсказуемым, но очень часто с о

№ слайда 12

СумеркиЭто очень специфическое время суток с непредсказуемым, но очень часто с очень красивым освещением. Так как солнца уже нет на небосклоне, единственным источником света остается небо. В результате мы имеем очень мягкое освещение с небольшими тенями, слабым контрастом и спокойными цветами. Характерный розовый небосвод

НочьГлавным источником света ночью остается солнце, хотя его уже нет на небосвод

№ слайда 13

НочьГлавным источником света ночью остается солнце, хотя его уже нет на небосводе. Свет от него поступает либо рассеиванием через атмосферу, либо в виде лунного света. Звезды светят очень слабо, поэтому их влияние можно не учитывать. . При имитации ночного освещения нужно помнить, что яркость земли и предметов должна быть меньше яркости ночного неба . Посмотрите на изображения ниже: слева - правильный вариант, справа – физически невозможный вариант, т.к. свет на ландшафт попадает неизвестно откуда

НочьБез искусственного освещения наземные объекты темнее неба

№ слайда 14

НочьБез искусственного освещения наземные объекты темнее неба

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом-СВЕТОТЕНЬЮ

№ слайда 15

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом-СВЕТОТЕНЬЮ.Распределение света на предметах съемки: 1 и 3 - свет; 2 - блик; 4 - полутень; 5 - собственная тень; 6 - падающая тень; 7 - рефлекс

Светотень-сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цвето

№ слайда 16

Светотень-сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображения.

Светотень классифицируетсяПо цветовому тону: золотистая и др.По назначению: конт

№ слайда 17

Светотень классифицируетсяПо цветовому тону: золотистая и др.По назначению: контрастная и др.

Светотень классифицируетсяПо образности художественного языка: мягкаяРезкая свет

№ слайда 18

Светотень классифицируетсяПо образности художественного языка: мягкаяРезкая светотень

Практическая работа

№ слайда 19

Читайте также: