Переосмысление значений слов в современном русском языке сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Новые значения старых слов

Замечательно то, что некоторым словам выпадает счастье возродиться, обрести новую жизнь.

В процессе развития языка у многих слов появляются новые значения. Возьмем, например, слово перо. Раньше писали только птичьими гусиными) перьями. Когда перешли на более усовершенствованное орудие письма, пером стали называть металлическую выгнутую пластинку для писания чернилами.

Такое же смысловое изменение можно проследить и на других словах. В древности, когда еще не было огнестрельного оружия, слово стрелять- обозначало выпускать стрелы.

В старину слово белый обозначало только цвет. В первые годы Советской власти слово стало употребляться также как синоним слова контрреволюционный (белая армия, поражение белых).

Старостой до революции называли выборное или назначенное для ведения дел лицо, от какого-нибудь небольшого общества, коллектива. До революции были, например, сельские старосты. Теперь их нет. В современном языке слово староста употребляется в таком смысле: староста класса (в школе), староста курса (в учебном заведении), староста кружка, артельный староста.

Слова мещанин, мещанский, мещанство, утратив характер сословных терминов, закрепились в качестве морально-оценочных обозначений.

В качестве оценочных слов сохранились в современном языке и существительные вельможа, сановник, барин, гусар и производные от них.

На мой взгляд, интересно переосмысление слова доставать. Кроме известных значений сначала появилось новое-получить, раздобыть. Например: раздобыть что-то в эпоху дефицита, достать билет в театр. А сейчас это слово активно употребляется в значении замучить, надоесть кому-либо, постоянно, назойливо приставая по какому-либо поводу. Например: ты уже достала меня своими разговорами о деньгах.

С появлением в нашей жизни компьютеров и Интернета многие старые слова получили новые значения, известные любому пользователю ПК:

Винчестер — раньше так называлась марка пистолета. Теперь же так называется жёсткий диск компьютера.

Винт — обиходное название винчестера, то есть жесткого диска. Хотя обычно под словом ВИНТ понималось винтообразное изделие (винтики, шпунтики, шурупчики и тому подобное).

Бомбить — играть на музыкальном инструменте; таксовать.

Двинутый — со странностями, ненормальный, сумасшедший (о человеке).

Дед — (армейск.) солдат срочной службы, после приказа об увольнении.

Дурь — любой наркотик.

Дух — (армейск) душман.

Жестко — твердо, безапелляционно.

Зажигать — начинать веселиться.

Закачаешься, неизм. в знач. прил., нареч. и безличн. О чем-либо отличном, превосходном, вызывающим восторг..

Закидон — какое-либо отклонение от нормы, странность поведения, причуда.

Зарубить — (студенч.) поставить неуд. на экзамене.

Засветиться — выдать себя обнаружить.

Клинить — о временном помрачении рассудка.

Конкретный — качественный хороший.

Крутой — преуспевающий, респектабельный.

Левый — чужой, посторонний.

Лимон — миллион рублей.

Лягушка — (армейск.) прыгающая мина.

Навороченный — дорогой, престижный, оборудованный, снабженный сложными приборами, аппаратурой, модный.

Обуть — ограбить кого-либо, обмануть.

Отключиться — крепко заснуть; потерять сознание.

Отморозок — глупый, неразвитый в интеллектуальном плане, зачастую агрессивный человек.

Отпад — о чем- то превосходном, вызывающим одобрение.

Отстой — что-то некачественное, скверное; неприятная ситуация, неудача, невезенье.

Прикол — шутка, розыгрыш.

Прогибаться — подстраиваться.

Продвинутый — серьезно занимающийся чем-либо, знающий что-либо лучше других.

Развод — ложь, обман.

Раздача — драка, избиение, нагоняй.

Раскрутиться — преуспеть в бизнесе.

Реальный — качественный, вызывающий одобрение.

Сленгмэн — человек, который придумывает новые слова.

Совок — советский человек (как феномен).

Срастись — удачно завершиться.

Убитый — старый, ветхий.

Тема — повод для разговора.

Упертый — крайне упрямый и ограниченный человек.

Фанера — (муз) фонограмма.

Четкий — превосходный, прекрасный.

Раньше я по- другому относился к русскому языку и не задумывался о судьбах слов. Теперь же, попав в сложный и интересный мир русской лексики, буквально вслушиваюсь в русскую речь и пытаюсь определять семантические изменения, происходящие в ней. Мне интересно открывать для себя новое в жизни слов. И с каждым днем словарик мой пополняется!

Список литературы:

1.Вартаньян Э. Из жизни слов М.: Детская литература, 2009 г.

2.Откупщиков Ю.В. К истокам слова М.: Авалон, 2005 г.

3.Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка М.: Просвещение, 1975. — 542 с.

Индивидуальный проект по родному языку: Новые значения старых слов.

Цель моего исследования:

Изучить причины и способы появления новых значений у старых слов- слов с общеизвестным лексическим значением.

Задачи исследования:

  1. Выявить слова с новым лексическим значением.
  2. Выявить сферы употребления слов с новым значением.
  3. Классифицировать слова данной группы.
  4. Выявить закономерности появления новых значений у старых слов.

Актуальность исследования :

В русском языке есть группа слов до настоящего времени всё ещё недостаточно изучена в лингвистической литературе.

Объект устаревшие слова в новом значении.

Судьбы слов похожи на судьбы людей: неологизмы (новые слова) плавно переходят в разряд общеупотребительной лексики, затем некоторые из них и вовсе покидают активный словарь как устаревшие.

Как и почему слова изменяют свои значения, обрастают новыми?

Это происходит потому, что в обществе возникают и развиваются новые понятия. А они требуют для своего обозначения либо новые слова, либо переосмысление старых слов.

Но лексика даже самого богатого языка ограничена, тогда как процесс познания человеком окружающей действительности бесконечен. Никаких слов не хватит, чтобы дать название каждому явлению, каждой познанной, изобретенной, сработанной человеком вещи. Вот почему язык человека обогащается не только количественно – новыми словами, но и качественно – новыми значениями старых слов.

В ходе наблюдения, сравнения и анализа я пришла к выводу, что все старые слова с новым значение можно разделить по лексическому значению на 3 группы:

  1. Между лексическими значениями старыми и новыми есть сходство(сходство формы или функции)

1. Дворники - работники, поддерживающие чистоту во дворе. Это общеизвестное значение.

Дворники – устройство для очищения стёкол автомобиля.

2. Морж – животное группы ластоногих.

Морж – человек, занимающийся особым видом плавания путем погружения в ледяную воду.

3. Бомбардир – в российской армии солдат, обслуживающий артиллерийскую установку

Бомбардир - нападающий в футболе, хоккее, наиболее результативный игрок.

4. Отключиться – быть выключенным из сети

Отключиться – крепко уснуть.

5. Зебра – дикая африканская лошадь , имеющая черно-белый окрас

Зебра – пешеходный переход

  1. Между лексическими значениями сходство основано на ассоциативном восприятии предметов действий, явлений, отраженном в новом значении по сравнению с общеизвестным значением.
  1. Свистнуть - производить звук при помощи свистка или губ.

Свистнуть – украсть что- либо.

Ассоциация нового значения основано на том, что при краже свистят, когда есть опасность или работник правоохранительных органов свистит, чтобы привлечь внимание предполагаемых нарушителей.

  1. Засветиться – загореться, зажечься от источника света

Засветиться – обнаружить себя, стать заметным.

  1. Молоть – дробить, измельчать, получать из чего-либо крупного что-то мелкое

Молоть – говорить много лишнего, ненужного, вздорного.

Убитый – поношенный, не пригодный для дальнейшего использования.

  1. В старину главным орудием письма было перо (преимущественно гусиное). Но затем на смену птичьему перу пришло металлическое. Появилась новая вещь, а название за ним сохранилось старое – перо. Следовательно, старое название вещи перешло на новую вещь благодаря сходству выполняемых ими функций.
  1. Сходство между лексическими значениями прослеживается отдаленно или сходства вовсе нет.
  1. Болеть – переносить какое-либо заболевание

Болеть – быть болельщиком какой-либо спортивной команды.

Обращаю ваше внимание, что словообразование у данной группы слов различно. Мы никогда не назовем человека, лежащего с температурой болельщиком. Существительное болельщик возможно образовать только от слова болеть с новым значением.

Зажигать – веселиться

  1. Доставать – коснуться чего-либо, находящегося на расстоянии

Доставать - довести кого-либо до крайней степени раздражения.

Обуть – обмануть кого-либо.

У этого слова два омонимичных значения являются общеупотребительными: срезать косой траву и устремлять взгляд в сторону

Косить (в новом значении)- намеренно избегать чего-либо, притворяться кем-либо ( косить от армии, работы, косить под инвалида)

Бомба – что-то выдающееся, привлекающее внимание.

  1. Угарный – заполненный удушливым ядовитым газом, образующийся при сгорании углерода.

Угарный(соврем.) – очень весёлый

Я представила вам классификацию слов изучаемой группы по лексическому значению.

По сфере употребления слова с новым лексическим значением можно разделить на 3 группы: слова,

используемые в разговорной речи, слова, используемые в профессиональной деятельности, слова, используемы как средство общения в Интернете.

Классифицируя слова по сфере употребления, я заметила, что большинство слов изучаемой группы относятся к разговорному стилю, обладают стилистически сниженным лексическим значением. Чтобы не повторяться, в своем докладе я подробно остановлюсь на двух других группах слов по сфере употребления.

I. Старые слова приобретают новые значения в сфере профессионального использования.

1. Развод – признание брака недействительным. Значение этого слова известно многим.

2. Фанера – тонкие листы древесины.

3. Баранка – булочное изделие в виде кольца

4. Винт – крепёжная деталь, стержень со спиральной нарезкой

Винт – в компьютерной деятельности означает « сокращенно от винчестер- жесткий диск компьютера)

II Слова, которые приобрели новые значения в связи с появлением компьютеров и при общении в сети Интернет.

  1. Мыло – продукт, вырабатываемый из жиров и щёлочи, обладающий моющим действием.

Мыло – э-мэйл, электронная почта

Намылить – натереть мылом

Намылить – написать на э-мэйл

  1. Паутина – сеть из тонких нитей, получающиеся из клейкого сока, выделяемого пауком

Паутина – сеть Интернет

  1. Качать - приводить в движение из стороны в сторону

Качать – загрузить файл на свой компьютер

  1. Кликать (разг.) – звать, призывать кого-либо

Кликать – нажимать клавишу мыши.

  1. Залить – разливаясь, покрыть собой, скрыть под собой ( о воде или другой жидкости)

Залить – скопировать файл.

В ходе работы над словами мне необходимо было понять, каие значения слов более известны ученикам нашей школы. Мною были выбраны 5 слов: дворник, болеть, обуть, косить, морж. Опрос проводился среди учеников 5-6 классов (возрастная группа 12-13 лет), среди одноклассников и друзей (возрастная группа14-15 лет). Данные опроса приведены в форме диаграмм.

Вывод : Употребление слова «дворники в исходном значении (профессия) распространено среди возрастной группы 12-13 лет, в первую очередь связано с возрастными особенностями. Так как дети в этом возрасте не особо знакомы с устройством автомобиля. Что нельзя сказать о представителях старшей возрастной группы. Они имеют достаточно знаний об устройстве автомобиля.

12-13 лет 14-15 лет



12-13 лет 14-15 лет



12-13 лет 14-15 лет



кого . Устар. Ирон. Ловко обмануть, провести кого-либо. Не три тысячи, тридцать бы в печку кинул, толькобы не сознаться, как его ровно Филю в лапти обули (Мельников-Печерский. В лесах). — Где ж деньги-то? — Какие. — Как какие? — закричал старик и вытаращил глаза: тут только… догадался, что сосед обул егов лапти (И. Железнов. Уральцы).

Ученики 5-6 класса еще не знают значения этого фразеологизма, а дети возрастная группа 14-15 лет уже знакомы с данным выражением и его значением. В повседневной жизни ребята встречаются с этим выражением и узнают о его значении от взрослых.



12-13 лет 14-15 лет



После проведения небольшого исследования получила очень интересные результаты. Опрос показал

1. Знание новых значений слов тесно связано с возрастными особенностями человека.

2. Огромную роль играет образованность и начитанность человека.

3. Имеет место быть соответствие новым течениям и введениям современного века.

Вывод. Итак, в ходе исследования было выяснено следующее :

Использование старых, давно забытых слов в новом значении, употребление слов в необычном образном и переносном значении несомненно обогащает язык, делает его более ярким и выразительным. Высту­пая в новом качестве, старые слова живут в составе но­вых словосочетаний. Старые слова, ушедшие в пас­сивный словарный запас, и общеупотребительные слова современного русского языка — неисчерпаемый источ­ник обновления и пополнения словарного состава, его стилистических и грамматических средств. Периодиче­ская печать, радио и телевидение ежедневно приносят нам не только новые слова, но и такие обновленные слова, которые переливаются особыми красками. Пере­осмысление старых слов, образование новых значе­ний — закономерный языковой процесс.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. Ушинский

Список литературы

· Ильинская H.Г. Словарь малоупотребительных и устаревших слов М.: Советская Россия, 1989. - 192 с.

· Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.:Просвещение, 2012. -160 с.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Лингвистический проект о словах изменивших своё лексическое значение.


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследований

Известно, что русский язык является одним из самых богатых, ярких, звучных. Это язык, подаренный нам нашими предками. В нём находит отражение исторический путь русского народа, традиции, обычаи, социальные преобразования. Несмотря на обильное вливание в современный язык иноязычных слов, русский язык продолжает оставаться самобытным.

Лексика является центральной частью любого языка, причём его наиболее подвижной сферой. Одни слова или их значения уходят из языка, другие появляются, чтобы назвать новые предметы и явления. Этот процесс невозможно остановить, а также невозможно сосчитать все слова конкретного живого языка.

Многие слова дошли до нас из глубокой древности без изменения лексического значения. Но есть слова, которые со временем приобрели другое значение. И их первоначальный смысл мог быть противоположен тому, который мы знаем сегодня. Слова прелесть, врач, клятва не вызовут у наших современников негативных эмоций. А вот наши предки знали совершенно другое значение этих слов. Актуальность данного исследования заключается в выявлении таких слов и объяснении их первоначального значения. Это необходимо для правильного понимания художественных и исторических текстов. Кроме того, интересно проследить, когда эти изменения произошли в языке и с чем были связаны. Актуальность данной работы определяет также важность сохранения русского языка в свете сохранения национальной идентичности.

Цель работы: найти в русском языке слова, которые с течением времени изменили своё лексическое значение, выяснить причину изменений. Дальнейшей целью является создание словаря таких слов.

Объект исследования: словари, художественная литература, духовная литература; нахождение примеров употребления слов в несвойственном для современников значении.

Задачи работы:

1. Найти в текстах художественных произведений или текстах Священного Писания слова с другим, нежели в современном русском языке, лексическим значением.

2. Узнать, в каком значении это слово употреблялось в определённое историческое время.

3. Определить, с чем связано изменение лексического значения слова.

4. Определить, в каком значении данные слова употребляются в современном русском

5. Оформить работу для практического применения на уроках русского языка.

Практическая значимость работы:

Работа, связанная с исследованиями в области языка, позволит более внимательно относиться к слову, даст возможность погрузиться в прошлое, узнать более подробно о жизни наших предков, расширит кругозор, даст опыт работы с письменными источниками и словарями. Материал данной проектной работы может быть при необходимости использован на уроках русского языка при определении эволюции семантической структуры слов в разные периоды развития языка. Кроме того, знание исторического значения слов, изменивших своё лексическое значение, позволит яснее понять художественные тексты и тексты древнерусского языка.

Основная часть. Этапы работы.

Этап 1. Нахождение слов, изменивших лексическое значение с течением времени.

Этап 2. Определение по этимологическим словарям эволюции семантической структуры слов в разные периоды развития языка.

Этап 3. Определение по толковым словарям современного значения слов, исторически изменивших лексическое значение.

Этап 4. Нахождение примеров употребления слов с историческим и изменившимся лексическим значением в художественных текстах и текстах Священного Писания.

Этап 5. Структурирование материала иоформление проектной работы.

Противный ветер

противный, -ая, -ое (книжн.).

1. То же, что противоположный. П. ветер.На противном берегу. Доказательство от противного (сущ.).

2. Враждебный, противоположный по интересам, противоречивый. Противные стороны. Противное

мнение. * В противном случае (а в противном случае), в знач. союза (книжн.)

- (а) если нет, то. а иначе. Задание должно быть выполнено, (а) в

противном случае будут приняты строгие меры.

3. Противный -ая, -ое; -вен,-вна. Очень неприятный П. запах. Противно (в знач. сказ.) слушать. Он мне противен.

негодяй , м. (бран.). Подлый, низкий человек. Отъявленный негодяй.

негодяй - бездельник, каналья, мерзавец, ракалья, висельник, плут.

школьном этимологическом словаре русского языка под редакцией Н.М. Шанского:

прелесть, и, ж.

1. Очарование, обаяние, привлекательность. Прелесть детской улыбки.

2. мн.ч. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни.

3. О ком-нибудь, о чём-нибудь прелестном, чарующем. Какая прелесть кругом! Что за прелесть эта девчонка ! Прелесть ты моя!

4. прелесть что такое! (разг.) о чём-то прелестном, замечательном.

Во Втором послании апостола Павла к коринфянам сказано: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2 Кор.11:3).

И снова дева над водою

Cидит прелестна и бледна.

Хотя в Словаре русских синонимов и сегодня можно усмотреть первоначальное значение:

прелесть - красота, соблазн; привлекательность, притягательность; чудо, очарование, обаяние, обольстительность, соблазнительность, пленительность, заманчивость.

Значение этого слова было утрачено с течением времени и смены поколений.

Культ Рода уходит корнями в славянскую мифологию. Род – верховное божество, прародитель мира. Род был в представлении славян хранителем родственных уз, семейной любви, традиций народа. А первенец в семье находился под покровительством Рода, был у Рода, поэтому и назывался уродом. Тех, кто оторвался от народа, его обычаев, культуры, народ стал называть безродными, выродками.

В Этимологическом словаре русского языка под редакцией Семёнова даётся такое

Древнерусское – уродъ (слабоумный, юродивый).

Обозначает человека с физическими или моральными недостатками развития.

Все мы знаем, что неделя - это период времени в семь суток. Этому слову соответствует церковнославянское слово седмица, напоминающее о семи днях. Библия описывает сотворённый Богом мир в течение шести дней и одного дня отдыха (Книга Бытия).

Итак, неделя – это воскресенье, понедельник идёт после недели, вторник – второй день, среда - в середине, четверг – четвёртый день, пятница – пятый, суббота от еврейского "саббат" (шаабад) - день, посвящённый Богу. Субботой, по принятому у иудеев исчислению, назывался седьмой, последний день недели. Он начинался вечером в пятницу и продолжался двадцать четыре часа вплоть до субботнего заката.Воскресенье названо в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский .

Перенос значения с воскресенья на неделю, начинающуюся с воскресенья, произошел ввиду наличия двойного знач. греч. τὰ σάββατα (откуда лат. sabbatum), поскольку суббота считалась символом недели. Использованы данные словаря М. Фасмера.

1. Питать к кому-нибудь, чему-нибудь чувство сильной любви, преклоняться перед кет-чем-нибудь. 2. Очень сильно любить, питать пристрастие к чему-нибудь. Обожать внука, обожать ягоды, обожать рыбачить.

Что же изменилось в лексическом значении данного слова? Изменился объект обожания, обожествления, почитания. Историческое значение слова выделяло суть – любовь к Богу, прославление Бога. Сегодня смысл обобщился. Каждый обожает что-то дорогое лично ему.

Как жаль, что самые важные, светлые, значимые слова иногда изменяют свой смысл на отрицательный.

Зараза – это комплимент?!

«Прекрасный пол, о, коль любезен вам наряд…

Когда блестят на вас горящие алмазы,

Цель данной работы - найти в русском языке слова, которые с течением времени изменили своё лексическое значение, выяснить причину изменений - достигнута. Подготовлены материалы для создания словаря.

При выполнении работы были решены задачи:

1. Я нашла в текстах художественных произведений и текстах Священного Писания

слова с другим, нежели в современном русском языке, лексическим значением.

2. Узнала, в каком значении найденные слова употреблялись в определённое

историческое время, то есть обратилась к этимологическим словарям.

3. Я определила, с чем связано изменение лексического значения слова.

5. Выяснила, в каком значении данные слова употребляются в современном русском языке.

6. Оформила работу для практического применения на уроках русского языка.

В современном русском языке значение слов меняется постоянно. Не всех слов, конечно. Но очень многих абстрактных понятий. Человек, стремящийся говорить культурно, должен следить за изменениями в лексике. В этом может помочь этимология – наука о происхождении слов.

Значение слов, изменивших своё лексическое значение, важно и при чтении книг, как художественных, так и исторических, ведь читая книги, которые написаны в другом культурном контексте, мы понимаем слова не так, как понимал их автор. Если это серьёзная книга, то контекст может быть понят неверно. Поэтому так важно следить за изменениями в языке.

Список использованных источников:

1.В. И. Даль Словарь. Издательство Славянский Дом Книги, 2014 г.

2.Д. Н. Ушаков Толковый словарь. Издательство: Славянский Дом Книги, 2017 г

3.Издательский Совет РПЦ ИС 12-215-1359 «Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

4.М. Р. Фасмер Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973.

5.Н. Абрамов, М.: Русские словари, 1999. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.

7. С. И. Ожегов Толковый словарь. Издательство: Мир и образование, 2018 г.6.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". ==> читать все изречения.

Читайте также: