Перчаточные куклы сообщение краткое

Обновлено: 08.07.2024

Перчаточный театр, или волшебство за ширмой.

Театр кукол возник в глубокой древности. Есть сведения о театральных мистериях в Древнем Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществленными богами.

Многообразие театров кукол определяется многообразием видов кукол и способом управления ими. Есть куклы-марионетки, перчаточные куклы (бибабо), тростевые и планшетные. Кроме названных, существуют и другие разновидности.

Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки относится к XVI в. Кукла, как правило, сделана из ткани. Некоторые части из глины или папье-маше.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 1

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 2

Тростевая кукла.

Получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку, как перчатка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы имеют сгибы во всех сочленениях и могут повторять большинство жестов, свойственных человеку.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 3

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 4

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 5

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 6

Планшетная кукла может ходить по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются, в том числе, и ногами кукловода. Такая кукла, как правило, имеет рост, приближенный к человеческому.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 7

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 8

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 9

Владимир Маяковский писал:

« Не потому ли, что небо голубо,

а земля мне любовница в этой чистке,

я дарю вам стихи, веселые, как бибабо,

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 10

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 11

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 12

Представления над ширмой всегда привлекали внимание и поднимали настроение. К тому же, такая постановка, с участием кукол бибабо, очень проста и технически доступна в любой квартире. Нужна лишь любая ширма (или ее подобие), ваша фантазия и хотя бы одна кукла-бибабо. А если их две и более, то разнообразию постановок не будет конца!

Игрушки-бибабо, или перчаточные куклы очень полезны для развития ребенка. Попадая к вам на руку, игрушка-бибабо оживает! Она становится говорящей, подвижной, эмоциональной. Такая игрушка может не только двигаться и издавать звуки, но и потрогать малыша в ответ на его прикосновение. Таким образом, он ощутит пожатие руки, поглаживание и пощипывание. Игры с такими игрушками очень эмоциональны. К тому же, такая игрушка всегда разговаривает знакомым, любимым голосом (мамы или папы) и никогда не напугает ребенка, в отличие от заводных и электронных игрушек. Имея в арсенале одну перчаточную куклу и немного фантазии, можно сделать множество прекрасных театральных постановок дома. Ребенок научится фантазировать сам, станет эмоционально открытым, научится входить в разные роли, импровизировать и экспериментировать.

Играйте со своими детьми! И пусть будет больше улыбок вокруг!

Вся информация и фотографии из интернета (находятся в открытом доступе). Благодарю авторов.


Дети

Сегодня нет ни одного человека, кому бы была в диковинку перчаточная кукла. В современных кукольных театрах по такому принципу делают практически всех персонажей постановки: медведей и обезьян, коровок и людей. Однако описание куклы-петрушки часто бывает размытым и неполным.

Традиционная перчаточная кукла

Главной отличительной чертой этого вида театральных персонажей является тот факт, что игрушку надевают на руку, подобно перчатке. Роль шеи выполняет указательный палец, одной руки либо лапы — большой. Среднему пальцу выпадает задача изображать вторую руку или лапу, а безымянный и мизинец попросту прижимаются к ладони.

Традиционная перчаточная кукла

Петрушка, которым управляют несколько человек

Существуют постановки, где участвуют крупные персонажи. Здесь не подойдёт тривиальное описание куклы-петрушки, ведь их уже не наденешь на руку. Для того чтобы привести в движение такого персонажа, требуется не один, а несколько человек. Кто-то надевает на руку голову куклы, а кому-то достаётся роль рук. И даже иногда кто-то третий занимается ногами персонажа. Действительно, это уже не всем известная традиционная перчаточная кукла-петрушка.

История петрушки

Традиционная перчаточная кукла

Но историки-искусствоведы считают, что первыми появились француз Полишинель, неаполитанец Пульчинелла, англичанин Панч, турок Карагёз, немцы Касперле и Гансвуст, испанец Дон Кристобаль и некоторые другие. Правда, все эти персонажи похожи на нашего Петрушку только лицом, нарядом да повадками. Ведь управлялись они с помощью нитей. Наш же Петрушка изначально не был марионеткой.

На сегодняшний день всех кукол, которых надевают на руку, называют петрушками или перчаточными. Дети любят смотреть спектакли с их участием. Да и дома поиграть с такой игрушкой, которая умеет обниматься и на ощупь такая живая и тёплая, тоже очень приятно.

Мастер-класс по изготовлению куклы-петрушки

Для мастера очень важно получить не только теорию, но и практические советы. Поэтому здесь публикуется материал для того, кому интересно знать, как сделать петрушку – куклу, надевающуюся на руку.

Традиционная перчаточная кукла

1. Первым этапом будет изготовление головы. Существует несколько способов:

Традиционная перчаточная кукла

2. Вторым этапом следует сшить или связать из пряжи наряд для куклы. Перед началом работы нужно сделать выкройку изделия. Для этого на ткань кладут ладонь с растопыренными пальцами и ставят метки около первой фаланги среднего (точки А и Б), указательного (В и Г) и большого (Д и Е) пальцев с обеих сторон. Буквы возле точек расставляются по часовой стрелке.

Если же кроится одеяние для животного, то вместо прямых используют выгнутые дуги.

Наряд сшивают, сложив детали лицевой стороной внутрь, затем выворачивают. Голову крепят к среднему раструбу.

Традиционная перчаточная кукла

Готовую куклу-петрушку можно задействовать для игры в театральной постановке, а можно просто использовать как игрушку для детей.

Евгения Лучик

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ, МАРИОНЕТКИ и ПЕТРУШКА

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - "Сказание о богах". Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось - проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 в. предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, т.к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушке позволялось то, что было запрещено людям: критика начальства и духовенства в выражениях самых резких и часто мало приличных, пошловатые соленые шуточки на тему секса, женщины уводили детей с последних сцен "женитьбы Петрушки". Петрушка, говоря большевистским языком, был "рупором и глашатаем народных масс". Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво.

Петрушки — ходячие анекдоты. Это горбатые шуты в колпачках, с дубинками в руках, с длинными кривыми носами и улыбающимися физиономиями. Рядом с итальянским Пульчинеллой — французский Полишинель. Они точно родственники. У них даже имена похожие. Вся разница только в том, что один итальянец, а другой француз. Впрочем, и английский Панч от них мало чем отличается. А вот еще: Кашпарек из Чехии, Касперле из Германии, Гансвурст из Австрии, Пикельгеринг из Голландии (см. соответствующие статьи).


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Где появились куклы?

Где появились куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.Вполне возможно, что

Гипсовые куклы и надувной матрац

Гипсовые куклы и надувной матрац Остров Алькатрас в заливе Сан-Франциско заслужил мрачную популярность. Единственное архитектурное творение на острове — федеральная тюрьма особого режима, которая явилась миру в начале 30-х. Тридцать лет эта крепость, одиноко торчашая

Как устроены куклы в кукольном театре?

Как устроены куклы в кукольном театре? За долгие века было создано множество различных конструкций кукол. Самые простые куклы называются перчаточные, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Одна из самых известных кукол такого типа называется бибабо. Описание

Где появились куклы?

Где появились куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла – один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были во время существования древних цивилизаций Египта, Греции и

Куклы на воде

Мешочные (кульковые) куклы

Мешочные (кульковые) куклы Чего только не бывает в кукольном театре! То, что в обыкновенном мире просто мешок, здесь — кукла из бумажных и матерчатых кульков, набитых ватой и кусочками пенопласта. Голову, лицо куклы рисуют на мешке или кульке. Актер управляет куклой,

Цилиндрические куклы

Театр Петрушки

Театр Петрушки Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники

Сок петрушки

Сок петрушки Сок петрушки — сильнодействующий, и его нельзя принимать за один раз больше столовой ложки, если не смешивать его с соком моркови и другими соками в достаточном количестве.Сок петрушки имеет свойства, существенные для обмена веществ и нормального

Ржавчина петрушки

Ржавчина петрушки Поражает петрушку, укроп и некоторые зонтичные сорняки. Вызывает заболевание гриб, все стадии развития которого проходят на одном и том же виде растения.У петрушки ржавчина проявляется в начале лета на нижней стороне листьев в виде желто-бурых, очень

Секрет № 48 Сок петрушки

Секрет № 48 Сок петрушки Все мы устаем, а весной это особенно заметно.Для восстановления сил хорош сок петрушки. Неслучайно еще в глубокой древности его ценили чуть ли не на вес золота. Сок петрушки содержит много каротина и витамина С. Поэтому его часто применяют вместе с

Ржавчина петрушки

Ржавчина петрушки Поражает петрушку, укроп и некоторые зонтичные сорняки. Вызывает заболевание гриб, все стадии развития которого проходят на одном и том же виде растения.У петрушки ржавчина проявляется в начале лета на нижней стороне листьев в виде желто-бурых, очень

Читайте также: