Пароходное сообщение на архангельском севере

Обновлено: 18.05.2024

18 августа 1693 года в историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском. Учёные называют эту дату условной, однако отмечают, что именно это событие положило начало массовому морскому судостроению в России. Почти за два века существования верфи с её стапелей сошёл 481 корабль, а зародившиеся здесь традиции сохранились среди корабелов Архангельска и Северодвинска. О колыбели отечественного морского судостроения — в материале RT.

У истоков российского флота

История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, конструкция которых была достаточно простой, а дальние походы на них были делом чрезвычайно сложным и опасным.

По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали возникать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток современных военных кораблей.



Однако, по его словам, вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.

Соломбальская верфь

Выбор места для будущей верфи был не случайным.

Считается, что верфь под Архангельском была основана 18 августа 1693 года. Однако Игорь Гостев называет эту дату условной, отметив, что она привязана к назначению Фёдора Апраксина двинским воеводой и поручению ему надзора за постройкой первого казённого корабля.


По словам Павла Кротова, с Архангельском было связано сразу несколько важных вех в истории российского флота.

В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться.

До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.

Значимый вклад

По мнению Павла Кротова, Архангельск сделал значимый вклад в создание и развитие военно-морского флота России.

По его словам, значительную часть первых корабельных экипажей составляли жители Русского Севера — поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.


По мере развития российского судостроения, Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. При этом историки отмечают, что в последнее время роль Архангельска в создании российского парусного флота почему-то недооценена, хотя и после XVII века она была огромной.

Энгельгардт в Мезени и Печоре

Энгельгардт

Губернатор Архангельска А. П. Энгельгардт. Фото конца XIX в.

Энгельгардт отмечает, что скотоводство, благодаря обилию лугов, могло бы получить более широкое развитие. Знаменитая порода мезенских лошадей, выведенных от помеси местных лошадей с лошадьми князя Голицына (сосланного сюда при Петре I), известная своей выносливостью, к тому времени уже вырождалась. В 1890-х годах в Мезенском уезде насчитывалось 9100 голов рогатого скота, 4900 лошадей, 13000 овец и 38000 оленей.

Охота на тюленей, по свидетельству Энгельгардта, представляет немало опасностей и требует много смелости и ловкости: промышленникам иногда приходится забираться далеко в море, переходить с одной льдины на другую, чтобы добраться до зверя. При этом они тянут лодку за собой. Последние приспособлены таким образом, чтобы их было удобно тащить по льду, для чего ко дну каждой стороны прибиваются полозья; так что лодка в то же время служит и санями. Но и лодка не всегда спасает промышленников – случается, что поднявшийся ветер уносит их на льдинах в открытый океан.



Промышленники на оторванной льдине. Гравюра 1876 г.




Винтовка Бердана. Образцы 1870-х гг.

В устье Мезени в бытность Энгельгардта располагалось два лесопильных завода. Лес к ним сплавлялся по Мезени и её притокам не только из Архангельской, но и из Вологодской губернии. Брёвна распиливались на доски и отправлялись за границу, большей частью в Англию.

Мезень

Мезень. Фото Я. Лейцингера. 1887 г.

Энгельгардт отмечает, что Попову пришлось немало потрудиться над устройством местной дороги: сначала была проложена просека, затем был снят верхний моховой слой, пни и корни выкорчеваны, по болотистым местам проложены гати. Всё лето чиновник провёл близ дороги, в палатке. При помощи местных охотников Попов лично производил изыскания пути, стараясь, по возможности, обходить болота и горы и в то же время не удлинять дорогу. При этом её прокладка обошлась сравнительно недорого: 120 рублей верста, вместе со станционными домиками и мостами.

Крестьяне


Русские крестьяне на санях. Фото Вильяма Каррика. 1876 г.

От города Мезень экспедиция следовала вдоль одноимённой реки. Сёла здесь встречаются довольно часто; многие из них носят названия, данные жителями по цвету прибрежных обрывов: Белощелье, Краснощелье, Палощелье и т.д.

Река Мезень, по словам Энгельгардта довольно широка, но усеяна мелями, так что судоходство здесь затруднительно. Экспедиции приходилось несколько раз переезжать реку в больших плоскодонных лодках, на которых устанавливалась телега с лошадью.

Губернатор вошёл в положение: разрешил крестьянину приступить к постройке, а прибыв в Архангельск, рассказал об этом деле управляющему государственным имуществом. В итоге дальнейшее производство о штрафе было прекращено.

Мезенские крестьянки


Мезенские крестьянки. Фото начала XX в.

Переезд по этой половине дороги был крайне утомителен: лошади вязли по брюхо в моховом болоте, так как слабые гати гнили в этих топких местах. К довершению всего, членов экспедиции сопровождала тучи комаров, оводов и мошки…

На каждой станции Энгельгардт внимательно просматривал казённые книги. Открыв одну, он обратил внимание, что почта прошла один перегон в 23 версты за 16 часов. Губернатор поинтересовался у станционного смотрителя, почему так долго? Дорога, правда, плоха, но всё же ехать 23 версты 16 часов – непозволительного много!

Была ещё одна интересная встреча, о которой упоминает Энгельгардт:

Мезень

Мезенские крестьянки. Фото начало XX в.

Узнав, что перед ней губернатор, женщина обратилась к Энгельгардту с неожиданной просьбой: нельзя ли её освободить от дальнейшего сопровождения арестанта до Мезени, объясняя, что арестант и один дорогу найдёт; она уже предлагала ему взять у неё пакет, с которым он препровождался. Однако тот не соглашался, говоря, что арестанту одному идти не следует: его должен сопровождать десятский. Энгельгардт распечатал конверт – арестант оказался не из важных. Поэтому он отпустил бабу, наказав арестанту отправляться одному в Мезень, где ему тотчас следует явиться в полицейское управление. По дороге же ему не стоит засиживаться, не то придётся дольше сидеть в тюрьме.

В Усть-Цильме экспедиция села на пароход. Перед этим Энгельгардта и его спутников угостили красным вином и хересом. Губернатор нисколько не удивился изысканному угощенью:

От Усть-Цильмы экспедиция поплыла вниз по Печоре до села Куй[3]. Расстояние в 280 верст пароход покрыл за 20 часов. Энгельгардт отмечает, что, несмотря на обширность и полноводность реки, берега Печоры очень неприглядны: по обоим берегам – корявая растительность, песчаные отмели и бесконечный однообразный горизонт, схожий с тундрой или болотом…

В Куе губернатор посетил местную церковь, которая произвела на него хорошее впечатление: иконостас в этой глухой церквушки был уставлен сравнительно богатыми образами в серебряных ризах[4].

Охотники

Охотники из Усть-Цильмы. Фото 1930-х гг.

…Энгельгардт уехал с Севера в 1901 году, когда последовало высочайшее распоряжении быть ему Саратовским губернатором. Но даже вдали от Белого моря Александр Платонович живо интересовался проблемами любимого края - постоянно получал информацию из Архангельска, помогал своим преемникам советами. Болезнь вынудила Энгельгардта переехать в Швейцарию, где он умер в 1903 году, в Берне. Большого друга всех жителей Севера похоронили в Смоленске, вблизи Вознесенского монастыря. От города Архангельска в день погребения на могилу был возложен серебряный венок.

Автор: Андрей Епатко, ст. научный сотрудник Государственного Русского музея.

[1] Выборное лицо от крестьян, исполнявшее полицейские обязанности.

[2] Густой дремучий лес.

[3] Так у Энгельгардта. Речь идёт о селе Куя, ныне относящемуся к Заполярному району Ненецкого автономного округа России.

[4] Речь о Георгиевской церкви, которая прежде была кладбищенской часовней в Пустозерске. В 1847 году её перевезли в Кую. По воспоминаниям старожилов, в 1927 году куйская церковь была разобрана.

Один из старейших п/х

Легендарный л/п

В этот период количественный состав интенсивно обновленного флота достигал 130 транспортных единиц. Кроме того, в его составе были 4 пассажирских судна, мощный дноуглубительный флот.

Суда в одном из конвоев

т/х

Суда пароходства первыми начали завоз труб большого диаметра из стран Европы в Обскую губу для строящихся магистральных газопроводов. С 1978 года в Архангельском порту открыта круглогодичная навигация. На конец 80-х годов Северное морское пароходство являлось крупным многопрофильным транспортным объединением, занимая по определяющим параметрам 5-6 место среди аналогичных компаний Советского Союза.

Электронная версия книги

Марш ветеранов

Картина "Марш ветеранов" написана архангельским художником Иваном Архиповым в 1985 году. Именно в год 40-летия Великой Победы она была выставлена в холле здания управления Северного морского пароходства. И с тех пор картина занимает свое достойное место - рядом с мемориалом, посвященным памяти погибших судов.

Мемориал в фойе пароходства

Картина


На картине изображена группа моряков Северного морского пароходства. Это своеобразный портрет поколения, которое на своих плечах вынесло войну. Большую часть ветеранов мы смогли узнать и назвать. Сведения о других за давностью лет, к сожалению, отсутствуют. Думаем, что всем интересно узнать имена этих людей, ведь это полотно - коллективный портрет моряков, которые вершили историю страны и нашей судоходной компании.

На картине слева-направо:
1. В.Н.Байков - капитан (в годы ВОВ - второй помощник капитана парохода "Марина Раскова")
2. А.И.Вешняков - Герой Социалистического Труда, старший механик
4. П.А.Петраков - начальник отдела СМП (в годы ВОВ - матрос парохода "Петровский)
5. М.Г.Михов - старший механик (в годы ВОВ - матрос парохода "Воронеж)
7. Б.С.Леонтьев - инструктор ПК, радист, участник походов в Испанию на пароходе "Н.Хрущев"
9. И.А.Пономарев - капитан, Герой Социалистического Труда
11. Я.С.Хабаров - капитан (в годы ВОВ - капитан парохода "Шилка")
12. Ф.А.Рынцын - капитан, почетный ветеран СМП (знак №1). В годы ВОВ - капитан парохода "Моссовет"
16. Б.В.Архангельский - старший механик, (в годы ВОВ - механик парохода “Буденный”)
17. И.Т. Климовская - председатель совета ветеранов (в годы ВОВ - инспектор отдела кадров)

Ветераны в наши дни

Ветераны в наши дни, 9 мая 2021 г.

Ветераны Великой отечественной войны пароходства на праздновании Дня Победы 9 мая 2021 года. У входа в здание управления "Северного морского пароходства".

18 августа 1693 года в историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском. Учёные считают дату условной, однако отмечают, что именно это событие положило начало массовому морскому судостроению в России. Почти за два века существования верфи с её стапелей сошёл 481 корабль, а зародившиеся здесь традиции сохранились среди корабелов Архангельска и Северодвинска. О колыбели отечественного морского судостроения — в материале RT.

У истоков российского флота

История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали создавать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток современных военных кораблей.

По его словам, вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.

Соломбальская верфь

Выбор места для будущей верфи был неслучайным.

Считается, что верфь под Архангельском была основана 18 августа 1693 года. Однако учёный называет эту дату условной, отмечая, что она привязана к назначению Фёдора Апраксина двинским воеводой и поручению ему надзора за постройкой первого казённого корабля.

290 лет назад был отправлен в сибирскую ссылку Александр Меншиков, один из наиболее влиятельных государственных деятелей Петровской.

По словам Павла Кротова, с Архангельском связаны сразу несколько важных вех в истории российского флота.

В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться.

До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.

Значимый вклад

320 лет назад, завершив свою миссию в Западной Европе, Великое посольство, в состав которого инкогнито входил сам царь Пётр I.

По мнению Павла Кротова, Архангельск внёс значимый вклад в создание и развитие военно-морского флота России.

По его словам, значительную часть первых корабельных экипажей составляли жители Русского Севера — поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.

По мере развития российского судостроения Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. При этом историки отмечают, что в последнее время роль Архангельска в создании российского парусного флота почему-то недооценивалась, хотя она была огромной и после XVII века.

Читайте также: