П казальс виолончелист сообщение

Обновлено: 29.06.2024

Не зная как начать сказ об этом человечище, сам собой написался стих:

Если б струны могли говорить /

Я бы вил из них судьбы иные /

Если б струны могли отличить /

Кому музыку лить, кому скрип /

Я бы вплёл их в одну виолончель /

И без звука играл голосами птиц /

Тех, что утром на переклич /

Распевались на ветках сосны /

Я бы точно нашёл путь домой, /

Если б глух был тот адов палач /

Если б струны умели молчать /

Если б мы захотели кричать /

Не один я, а все мы вместе /

Мы бы вышли из этой тюрьмы /

И мой смех лёг бы здесь, на землях родных /

И мы все бы познали свободу /

23.10.2019 Барселона, балкон на улице Свободы

Я столько рассказываю про Пау Казальс когда меня спрашивают про свободу Каталунии, но никогда о нем не писала. Первые строки вдруг получились такими, каким я всегда слышала музыку его и жизнь, посвящённую свободе и миру на всей планете. Пау - значит мир.

Ну а дальше - немного биографии великого музыканта, композитора, дирижёра и самого первого, музыкального и неугомонного борца за мир.


Пау ( а не Пабло, как это часто пестрит в рунете ) Казальс самый настоящий каталанец, сын своей страны, сын своего народа. Родившийся в очень скромной семье, Пау не слышал в детстве никакой музыки кроме церковной - звон колоколов и мелодичный гул органа. Именно отец маленького Пау учуял в нем талант и помог смастерить первую виолончель практически из куска дерева. Из родного городка Вендрель, что в провинции Тарррагона, Пау отправляется на учебу в Барселону и начинает свой творческий путь играя в кафе для городской буржуазии. К счастью, его замечает великий Исаак Альбенис и увозит с собой в Мадрид, прямо в королевский двор, где мальчику дают возможность учиться искусству, музыке, истории - будто он член королевской семьи. Пау везде гнёт свою линию, его не устраивает плоскость нот, он ищет в природе то, что все пытаются черпать из наложенных на сухую бумагу нот - он видит и чувствует намного больше, чем его однокурсники. А потом Париж, Брюссель - везде и во всём Пау ищет вдохновение с жадностью впитывая новые ощущения, виды, звуки, запахи - но как он тосковал по Родине - знал только он сам.

Дальше гастроли - Пау играл по 250 концертов в год, неутомимый, на каждом выступлении он обязательно играл Песню птиц - народный гимн каталанского фольклера. Он играл ее до последнего выступления - за несколько месяцев до смерти, в возрасте 94 лет он всё ещё каждый божий день играл по три часа в день.

- Зачем вы столько играте до сих пор?- Мне кажется у меня начинается получаться - отвечал он.

Первым в истории струнных музакантов Пау ушёл от длинных пробелов, которыми грешили все виолончелисты, он привнёс в мир музыки несметное количество новых решений, нового дыхания и был очень щедр делясь знаниями с бесконечным количеством студентов.

Пау Казальс, в 1936 году не ушёл из зала, хотя был предупреждён что есть очень большая опасность - в город зашли нацисты и они не позволят свободно выступать если доберутся до оркестра. Не ушёл Пау, не ушёл и созданный им оркестр имени его имени - Первый Народный Оркестр, труппа которого состояла из рабочего класса и выступали они для как для простого народа, так и для буржуазии - вот только цены на билеты сильно отличались - и в этом Пау тоже был первым, он считал кощунством не иметь возможности играть для простых людей и очень успешно исправил эту ситуацию, на прибыль Народный Оркестр вышел аж через 7 лет, до этого все деньги Пау вкладывал в развитие и зарплаты музыкантов.

Настолько уважаем был Пау, что по любому зову к нему приезжали выступать все великие и не очень великие композиторы, дирижеры и музыканты - в знаменитом Дворце Каталанской музыке вместе с Пау выступали на сцене и за кулисами Стравинский, Прокофьев, Караян.

Казальс прожил долгую жизнь. Он застал в живых Вагнера, Листа, Брамса, и, одновременно, был современником Альбениса, Гранадоса, Дебюсси, Скрябина, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Шостаковича.

На всемирной ассамблее ООН, для которой Пау написал гимн, ему вручили золотую медаль миротворца за его заслуги - Я очень благодарен, я очень счастлив быть здесь, но простите меня - я должен отнять у вас немного времени и рассказать вам немного истории.

Я каталанец! Моя страна, которая сейчас является частью Испании, всегда была за мир, первое собрание в 11 веке как раз было посвящено решению конфликтов и приложению всевозможных усилий чтобы не допустить очередную войну и жить в мире, в 11ом веке. Мы дружный народ, нас с детства учат миру и я надеюсь этот день настанет скоро, я буду и дальше нести свой голос за спокойствие и мир на земле.

Покинув Испанию во время захвата страны генералисимусом Франко, Пау так и не вернулся больше домой и так и не сыграл больше 9 симфонию Бетховена.

Умер Пау в 1973 году в возрасте 96 года, находясь в здравом уме. Похоронен в Пуэрто Рико. Позже, уже в оттепели после смерти Франко, его тело перевезли и перезахоронили на родной земле.

Маленькая биография большого человека, которого сейчас так не хватает каталанцам для моральной поддержки в этой нелегкой борьбе за свободу.

На видео выступление в ООН Казальсу уже 94 года, посмотрите какой силой обладал этот человечище

Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то заметил «Право, не стоило дожидаться моего мнения, чтобы провозгласить Пабло Касальса крупнейшим художником, так как в этом отношении отзывы всех авторитетных людей единодушны.

Насколько искусна была его игра, можно судить по следующему случаю. «Однажды, — рассказывает Казальс, — выйдя из церкви, я встретил жившего напротив сапожника, ревностного поклонника отца.

Как я люблю слушать твоего отца! — сказал он мне восторженно.

Мой отец болен, — ответил я, — это я играл сегодня. Пораженный, полный энтузиазма, он позвал свою жену.

Общее образование Пабло получил в деревенской школе. Отец считал, что музыка даст слишком скромные средства к существованию и нужно параллельно заниматься каким-нибудь ремеслом. Спасло настояние матери. Она сама направилась с мальчиком в Барселону, когда Пабло шел двенадцатый год. В Барселоне он поступил в Музыкальное училище, где помимо виолончельного класса обучался гармонии и контрапункту у Родереды.

Уже тогда юный музыкант проявлял самостоятельность, логичность творческого мышления и музыкальную интуицию. Он начал пытливо и неустанно искать пути совершенствования виолончельной техники.

Статуя Казальса, установленная к его столетию на горе Монсеррат.

Всего три года проучился Казальс в барселонской школе. Чтобы не очень обременять родителей, маленький Пабло подрабатывал на жизнь игрой в струнном трио в кафе.

Работая в столице Каталонии, Пабло совершил первые концертные турне по Испании в составе квартета, где первой скрипкой был бельгиец Матье Крикбом. Так Казальс побывал в Мадриде, Бильбао, Валенсии, в Португалии. В 1898 году в Мадриде музыкант получил приглашение от королевы во дворец. После концерта она вручила Пабло в подарок великолепный браслет с изумрудом и виолончель работы Гальяно.

В 1899 году Казальс уехал в Париж. Граф Морфи дал ему рекомендательное письмо к прославленному французскому дирижеру Шарлю Ламуре. 12 ноября 1899 года состоялся дебют Казальса в столице Франции. А спустя два-три года начались его концертные турне.

В 1901 и 1904 годах Казальс совершил поездки в Америку. С 1905 по 1913 год музыкант ежегодно бывал в России, выступая в концертах А. И. Зилоти.

Вы были с ним лично знакомы

— Нет, но мы переписывались.

Первый концерт Казальса в Петербурге состоялся в ноябре 1905 года. Один из крупнейших русских музыкальных критиков того времени, А. В. Оссовский писал «Благодаря счастливой случайности, вследствие железнодорожной забастовки, Петербургу удалось во втором симфоническом концерте А. И. Зилоти познакомиться с первоклассным виртуозом на виолончели, испанцем Пабло Казальсом. Невзрачный, но симпатичный по внешности, нашей публике совершенно неизвестный, этот артист с первого же вступления своего инструмента в концерте Сен-Санса овладел залом, а с последним аккордом произведения поднялись такие шумные и несмолкаемые овации, какими петербуржцы балуют лишь своих признанных любимцев.

У Зилоти Казальс познакомился со многими русскими музыкантами — Кюи, Римским-Корсаковым, Глазуновым, а во время концертов в Москве — со Скрябиным и Рахманиновым.

История жизни Пабло Казальса

Вспоминая впоследствии о концертах 1908 года, А. Б. Гольденвейзер писал «Лучшим виолончелистом в мире и одним из самых удивительных, гениально одаренных артистов, которых мне в жизни приходилось слышать, был знаменитый испанский виолончелист Пабло Казальс. Игра его при предельном виртуозном совершенстве, изумительном благородстве и красоте звука, отличалась необычайной простотой и проникновенностью.

В годы Первой мировой войны Казальс жил в Париже, но в 1920 году переселился в Барселону, где организовал собственный симфонический оркестр и выступал в нем как дирижер. Чтобы поиграть с Казальсом и в сопровождении его оркестра, в столицу Каталонии приезжали выдающиеся исполнители разных стран.

После падения республики он покинул родину и поселился на юге Франции, в небольшом городке Прад. С тех пор Казальса долгое время не видели на публичных концертных эстрадах. Несмотря ни на какие посулы, он не соглашался прервать свое музыкальное молчание и выступать там, где хозяйничали гитлеровцы.

Светлые надежды принес артисту разгром фашизма в результате Второй мировой войны. Он верил в разум, в человеческое достоинство и потому вновь отдал свою виолончель людям. С ошеломляющим триумфом проходили его концерты в городах Англии и Франции. У него не было сомнений теперь страны Запада восстановят свободы, попранные франкистами на его родной земле. И он обращается с призывами к политическим деятелям, общественным организациям, представителям художественной интеллигенции.

Это было сказано в 1946 году. И снова замолчала виолончель Казальса. Ему предлагали любые условия и гонорары, но он был непоколебим. Он пережил поистине необоримый искус в 1950 году мир отмечал двухсотлетие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. Вся творческая жизнь Казальса прошла, можно сказать, под баховской звездой. Сколько приглашений получил он в ту пору из разных стран, но на все ответил отказом.

И вот тогда многие знаменитые музыканты сами решили поехать в Прад к Казальсу, чтобы организовать там Баховский фестиваль. И это действительно был великолепный праздник, когда рядом с Казальсом играли скрипачи И. Сигети и И. Стерн, пианисты Р. Серкин и Ю. Истомин, виолончелист П. Тортелье, альтист В. Примроз и другие прославленные мастера. Музыкальные встречи в этом городе стали традиционными. Казальс же замкнулся в Праде, категорически отвергая все предложения о концертах.

В 1956 году Казальс вместе с женой Мартитой — верным помощником и другом — впервые посетил ее родину и родину своей матери — Пуэрто-Рико. Вскоре чета Казальс поселились в пуэрториканской столице Сан-Хуан, где также были организованы фестивали.

Огромной популярностью пользовались курсы мастерства, проводившиеся Казальсом на протяжении последних десятилетий жизни в Швейцарии (Церматт), Италии (Сиена), Японии, США и других странах.

К великому музыканту приезжали совершенствоваться и консультироваться виолончелисты из разных стран Г. Суджа, Э. Фейерман, Д. Алсанян, М. Эйзенберг, М. Ростропович, А. Борисяк, Р. Гарбузова, П. Фурнье, П. Тортелье, Б. Грингауз, Л. Парнас, К. Бантинг.

Систематически и дольше других занимался у Казальса его соотечественник, отличный виолончелист Гаспар Кассадо. «Незабываемые впечатления, — вспоминает Кассадо, — оставляла игра Казальса с музыкальной точки зрения. Изучение каждого нового произведения постоянно связывалось у него с методической работой, направленной на воссоздание характера изучаемой музыки. Именно это сделало его непревзойденным виолончелистом. Вспоминаю, как, будучи учеником, я как-то был поставлен в тупик при изучении на уроках одного из концертов мне показалось, что, наконец, я полностью овладел секретом его исполнения; по прошествии какого-то времени я отправился на концерт маэстро — он играл то же произведение, но совсем по-иному.

Жизненный путь прославленного музыканта закончился 22 октября 1973 года в Рио-Пиедрас близ Сан-Хуана.

Пабло Казальс. Краткие биографии знаменитых виолончелистов.

1. Казальс-защитник
Однажды перед концертом, в котором Пабло Казальс должен был играть с оркестром Концерт Дворжака, дирижер оркестра вдруг стал плохо отзываться о музыке композитора. Казальс страшно возмутился.
– Если вы так мрачно смотрите на это произведение, то я, пожалуй, отказываюсь участвовать в коллективном поругании этого прекрасного композитора! – строго сказал Казальс дирижеру и демонстративно покинул зал. Концерт не состоялся. На следующий день знаменитому виолончелисту была вручена повестка в суд. Его обвиняли в нарушении контракта. Несмотря на то, что судьи признали правоту Казальса с точки зрения искусства, ему все же пришлось уплатить штраф за срыв концерта. На суде Казальс сказал:
– Я рад расстаться с любыми деньгами, для того чтобы только не играть совместно с профанами. Иначе я перестану быть Казальсом.

2. Конкурс красоты звука
В Париже при участии Пабло Казальса был устроен конкурс виолончелей, на котором проверялся звук старинных и современных инструментов. Казальс сыграл одну и ту же пьесу на двенадцати виолончелях, из которых шесть были произведениями лучших старинных мастеров, а другие шесть были изготовлены на современных фабриках музыкальных инструментов. Во время прослушивания в зале была полная темнота для того, чтобы нельзя было рассмотреть формы инструментов. Собравшиеся судьи определяли красоту звука и ставили баллы. Ко всеобщему удивлению конкурс окончился всеобщей победой современных инструментов, которые в общей сумме получили 1484 балла, между тем как на виолончели работы Гварнери и Страдивари пришлось всего 883 балла.
По этому поводу Пабло Казальс заметил:
– И все же я предпочитаю Гварнери. У старых инструментов есть своя душа. А красота – она иногда бывает красотой бездушной.

3. Кому стоит отказаться от паспорта
Виолончелист уехал из Испании, когда к власти пришел генерал Франко. Более тридцати лет прожив в добровольном изгнании, Пабло Казальс, однако, ни за что не хотел отказываться от испанского гражданства. Когда чиновники испанского консульства спросили, почему Казальс не хочет отказаться от испанского паспорта, если все равно не считает возможным возвращаться в Испанию, Казальс ответил:
– С какой стати я? Пусть Франко откажется от своего паспорта, и я тогда с радостью вернусь на родину.

4. Как достигнуть совершенства
Одна растроганная дама-меломанка после концерта Пабло Казальса весьма импульсивно выражала свои восторги прославленному виолончелисту:
– О маэстро! Это восхитительно! Фантастично! Как вы достигли такого совершенства?
Уставший Казальс ответил ей с серьезным выражением на лице:
– О мадам, я был настолько менее одарен, чем другие, что должен был работать значительно больше – по двенадцать-четырнадцать часов в сутки.. И, как видите, менее одаренным это помогает.

5. Диктатор
Казальс обычно шипел и шикал, если оркестр начинал звучать слишком громко, не позволяя ему доминировать над собой:
– Тш-ш-ш! Я еще на сцене.

Содержание статьи

Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь

  • Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь
  • Альенде Сальвадор: биография, карьера, личная жизнь
  • Скоулз Пол: биография, карьера, личная жизнь

В Испании появилось на свет немало знаменитых деятелей искусства. В музыкальной сфере особенно ярко выделяется виолончелист, выдающийся мастер прошлого столетия, Пау (Пабло) Касалс (Казальс). Полное имя прославленного деятеля – Пау Карлес Сальвадор Казальс-и-Дефильо.

Начало пути к вершине

В историю виолончельного искусства творчеством Казальса вписана целая эпоха. Виртуозом оказано воздействие на другие области исполнительства. Так, музыкант стал примером для скрипачей и пианистов.

Биография знаменитого маэстро началась в 1876 году. Ребенок появился 29 декабря в Вендрелле семье органиста. Отец стал первым учителем музыки для сына. С пяти лет мальчик пел в церковном хоре. Играть он начала в скрипке и рояле. В семь Пабло мог сыграть пьесы любой сложности. Восьмилетний ребенок выступил в местном концерте. Вскоре малыш научился играть на органе и замещал отца на время болезни.

Глава семейства полагал, что музыка не сможет обеспечить существование. Потому он настаивал, чтобы сын получил ремесло. Помогла мать. Вместе с ней подросток отправился в Барселону, где поступил в музыкальное училище в виолончельный класс. Кроме игры на инструменте обучался мальчик контрапункту и гармонии у Родереды.

Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь

Юный музыкант неустанно совершенствовал исполнительскую технику. Стремлением Пабло стало освобождение от сковывающих виртуоза условностей. Он добился гибкости правой руки, облегчения движений смычка, совершенствовал аппликатуру, движения пальцев левой руки, их положение. Основывался музыкант на естественности и простоте. Подрабатывал мальчик в кафе игрой в струнном трио.

Признание

В это время состоялись первые турне по Испании в струнном квартете. В 1898 В Мадриде Казальса пригласила во дворец королева. После концерта музыканту вручили виолончель работы Гальяно. На следующий год Пабло отправился в Париж к знаменитому дирижеру Шарлю Ламуре. 12 ноября прошел французский дебют, а через два года стартовали концертные турне.

С 1905 до 1913 каждый год музыкант ездил в Россию для выступлений в концертах Зилоти. Первые выступление прошло в ноябре. Неизвестный российской публике музыкант настолько потряс искушенных меломанов, что после завершения его концерта начались овации.

Зилоти познакомил Касалса со многими знаменитыми российскими композиторами. В 1905 было создано известное впоследствии трио Казальс-Тибо-Корто.

Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь

Во время первой мировой музыкант оставался в Париже. В 1920 он перебрался в Барселону, основал собственный симфонический оркестр, с которым выступал как дирижер. Выступать с ним приезжали знаменитейшие исполнители мира.

Новые свершения

После падения испанской республики Пабло оставил страну. Он переехал на юг Франции в Прад. Концертов очень долго виолончелист не давал. Лишь после победы над фашизмом возобновилась концертная деятельность виртуоза. Однако вскоре снова настало молчание. Тогда в Прад направились сами коллеги исполнителя. Организованные ими музыкальные встречи стали традиционными.

Свое молчание виолончелист нарушил 24 октября 1958. Он участвовал в Международном конгрессе, посвященном Дню Объединенных Наций. В ноябре 1961 было выступление в Белом доме президента США Кеннеди. Оба концерта вызваны беспокойством за мир.

Обустройством личной жизни великий деятель не занимался: он полностью посвятил себя музыке. Однако в весьма солидном возрасте обрел семью. Его женой стала юная виолончелистка Марта, уроженка Пуэрто-Рико. Она выиграла стипендию на обучение во Франции у великого маэстро. Между талантливыми музыкантами начался роман. После майско-декабрьского романа состоялась официальная церемония, сделавшая официально талантливых исполнителей мужем и женой. Несмотря на разницу в шесть десятков лет, в паре царила гармония.

Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь

Подведение итогов

Весьма популярными стали курсы мастерства Казальса. Он проводил классы в Сиене, Церматте, а также США, Японии. Для совершенствования техники и за консультациями к великому виртуозу приезжали виолончелисты из многих стран.

Дольше всех занимался у маэстро Гаспар Кассадо, его соотечественник. Музыканта поражало умение наставника изучать характер музыки. Это и называл ученик секретом непревзойденности мастерства. Никогда одно и то же произведение в интерпретации мастера одинаково не звучало. Всегда маэстро на сцене импровизировал.

Пау Касалс: биография, карьера, личная жизнь

Из жизни великий деятель и исполнитель ушел в 1973 году, 22 октября. На его вековой юбилей на горе Монсеррат была установлена статуя.

Читайте также: