Отрочество особая пора жизни сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Подросток – это человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Период, предшествующий подростковому возрасту, называется детским возрастом. Исследователи (педагоги, психологи, социологи) говорят, что в детстве основным видом деятельности человека является игра, а в подростковом возрасте – обучение.

В старину подростков называли отроками. Соответственно, подростковый возраст называли отрочеством.

Что характерно для подросткового возраста?

Некоторые называют этот возраст вторым рождением. В этом возрасте происходят очень серьёзные изменения, которые можно сравнить со вторым рождением. Ребёнок уходит из детства и поэтапно переходит во взрослое состояние.

В этом возрасте подросткам интереснее общаться со взрослыми людьми, интересны взрослые компании, становится интереснее то, о чём они говорят. Также в этом возрасте подростки хотят быть похожими на взрослых людей хотя бы по форме, подражать им (например, одеваться немного не так, как привыкли одеваться в детстве, вести себя и реагировать не так, как реагировал ребёнок). Подростки стремятся уйти от детского состояния, от детских привычек и перейти в новое состояние. Это совершенно нормальное естественное состояние для людей в данном возрасте.

Любое изменение влечёт за собой проблемы (как физические, так и эмоционального характера).

Чем ребёнок отличается от взрослого человека?

Психологи, педагоги, врачи и другие учёные давно заметили ряд особенностей, отличающих ребёнка от взрослого:

  • физические особенности – рост, вес, физическая сила у взрослого человека выше, чем у ребёнка;
  • знания – с возрастом увеличивается количество знаний, у взрослого всегда знаний больше, чем у ребёнка, взрослому всегда есть чему ребёнка научить;
  • поведение – поведение взрослого человека отличается от поведения ребёнка тем, что он прошёл социализацию (приобщился к культуре, традициям своего общества), приобрёл больше опыта общения с другими людьми, научился лучше контролировать себя и свои природные импульсы, эмоции, эгоистичные желания (его поведение более стабильно, чем поведение, например, подростков);
  • мера ответственности – естественно, что взрослые люди несут полную меру ответственности, а мера ответственности за свои поступки наступает в разные периоды жизни человека (например, в 14 лет наступает уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления; в 16 лет человек уже несёт ответственность за административные проступки и дисциплинарные проступки – т.е. проступки, связанные с работой человека; все виды ответственности человек начинает нести уже с 18 лет – т.е. полностью всю ответственность несёт только взрослый человек);
  • степень самостоятельности – поскольку все виды ответственности полностью несёт только взрослый, то, соответственно, только взрослый человек является полностью самостоятельным; если ребёнок все виды ответственности не несёт, то и, соответственно, его самостоятельность ограничена (т.е. чем больше ответственности человек несёт, тем выше его уровень самостоятельности, а чем меньше несёт ответственности, тем ниже его уровень самостоятельности).

Этапы подросткового возраста

Этапы подросткового возраста

Подростковый возраст разделяется на 2 этапа:

  • младший подростковый возраст – 5-6 класс;
  • старший подростковый возраст – 7-8 класс.

Великий мудрец древности, древнегреческий философ Пифагор сравнивал возраст человека, периоды жизни человека с временами года:

  • отрочество Пифагор сравнивал с весной – порой мечтаний и становления личности;
  • юность Пифагор называл летом – это разгар жизни человека, когда он становится личностью, пробует всё, что считает необходимым для реализации себя как человека;
  • зрелость (взрослый возраст) Пифагор назвал осенью – человек в этом возрасте прошёл становление как личность и занимает стабильное положение в карьере, семье, обществе и т.д.;
  • старость Пифагор сравнивал с зимой, когда человек уже всего достиг, когда у него достаточно опыта для того, чтобы этим опытом делиться, учить других.

Какие изменения с человеком происходят в подростковом возрасте?

Именно в этот период происходит активное формирование скелета. Скелет взрослого человека и скелет ребёнка очень серьёзно отличаются. Примером таких отличий могут быть количество и качество костей. Девочки, кстати, чаще обгоняют мальчиков, потому что это заложено в человеческой физиологии.

В этот период достаточно активно начинает набираться мышечная масса, неожиданно для себя подростки начинают достаточно быстро набирать вес. Очень сильно повышается аппетит. Организму, помимо того, чтобы поддерживать постоянную температуру тела (36,6 градуса) и нормальную жизнедеятельность организма, нужно также откуда-то черпать гораздо больше энергии для поддержания бурного и резкого роста организма.

Также в этом возрасте совершенно нормальной является повышенная утомляемость, усталость даже после незначительных физических или умственных нагрузок. Для этого подросткам рекомендуется придерживаться режима дня, правильно распределять режим труда и отдыха, очень грамотно и чётко организовывать свой образ жизни.

Учитывая интерес подростков к взрослым одновременно с желанием независимости, психологи и педагоги рекомендуют подросткам ставить перед собой небольшие и реальные цели, стремится достигать этих целей без помощи взрослых (но при этом и не отказываться от советов взрослых по причине их богатого жизненного опыта).

Иногда в этом возрасте для человека характерна эмоциональная несдержанность или нервная неустойчивость – очень быстро меняется настроение (от крайне весёлого до ужасно депрессивного и подавленного). Настроение в этом возрасте очень трудно контролировать, оно не поддаётся никакому описанию. Это происходит по причине того, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и далеко не всегда даёт правильный ответ, выдаёт неправильную реакцию на ту или иную ситуацию (и в итоге подросток соответственно реагирует).

Данная черта не опасна для подростков, если они будут знать про такую особенность своего организма. Осознавая себя, им будет легче сдерживать себя, не поддаваться плохому настроению, не оскорблять других, не винить их в своём подавленном состоянии духа.

Любая деятельность может влиять на физическое состояние человека, его организма. Так, во время чтения вслух возрастает обмен веществ на 48%, а во время стресса на экзамене или ответа у доски пульс может увеличиваться на 15-30 уд/мин. Количество и скорость изменений в организме подростка зависят от степени его уверенности и спокойствия. Чем он более уверенный и спокойный, тем меньше головной боли, дрожи в руках, учащения пульса, изменения кровяного давления и т.п.

Подростковый возраст – лучший период для планов на будущее и мечтаний

Подростковый возраст для мечты

Подростковый возраст – это самый активный этап для построения планов на будущее (про будущее место учёбы, про карьеру). Конечно, учитывая свойства подростковой психики и увлечённостью всем новым и интересным, подростки часто меняют эти свои планы и мечты. Но интерес к новым профессиям, интерес к труду и различным аспектам жизни в этом возрасте возрастают многократно.

Также отрочество можно назвать лучшей жизненной порой для мечтаний. Если раньше в детском периоде ведущим видом деятельности была игра и мечты были связаны со сказочными мирами, то в подростковом периоде жизни появляются мечты о взрослой жизни, о преобразовании мира вокруг себя, о лучшем и более престижном положении в обществе, о любимом жизненном деле. Подростки начинают заглядывать внутрь себя, в свою душу, начинают прислушиваться к собственным чувствам и ощущениям, замечать вокруг себя те детали, которых раньше не замечали. Главное, что в достижении своей мечты подростки начинают проявлять здоровое упрямство (и реже бросают своё дело на середине пути).

Мальчик Генрих был разочарован. Но это разочарование только сильнее подогрело интерес и его детскую мечту. Генрих стал археологом и спустя много лет в 1871 г. он накопил много денег на проведение серьёзной археологической экспедиции в районе, где предположительно была легендарная Троя (в том месте, где сам Гомер описывал всё происходящее). Генрих оказался прав. Он раскопал древний город.

Он осуществил свою детскую мечту спустя десятки лет. Благодаря здоровому упрямству и детской мечте мальчик-подросток из скромной небогатой семьи достиг славы и признания.

Критерий взрослости подростка самостоятельность

Чем более человек самостоятельнее, тем есть больше оснований говорить, что он взрослый. Под самостоятельностью здесь понимается не способность умываться, одеваться, убирать без помощи взрослых. Самостоятельность – это способность (и привычка) самостоятельно и осознанно принимать для себя важные решения, нести за них ответственность, адекватно оценивать результаты собственного труда и учёбы, способность правильно выстраивать отношения с другими людьми. Это одновременно желание попробовать себя в новых незнакомых делах и уверенность в том, что на достижение этого точно хватит своих сил и знаний. Для этого важно научиться отказывать от посторонней помощи, прибегая к ней только в действительно важных случаях. Для того чтобы стать самостоятельным, подросткам нужно работать над своей целеустремлённостью и силой воли.

При этом важно понимать, что самостоятельность не означает стремления всё делать по-своему, какого-то определённого непослушания. Наоборот. Настоящим проявлением взрослости и самостоятельности подростков является дисциплинированность и умение без внешнего воздействия разумно подчиняться адекватным требованиям взрослых.

Также важно понимать, что, подражая взрослым, не нужно подражать абсолютно всему. Зачастую те привычки, которые в средствах массовой информации (да и в жизни), обладают взрослые, не могут называться адекватными. Так, курение, хулиганство, алкоголизм, развязность – это признак инфантилизма, а не взрослости и самостоятельности. Т.е. это привычки, безусловно, не детские. Но и взрослыми их назвать нельзя.

К сожалению, подражая таким негативным привычкам, подростки могут попадать в тюрьму, в детские колонии, погибать от ножевых ран, отравлений наркотиками и т.п. Это разрушение едва начавшейся жизни, а не попытка начать взрослую жизнь.

Самостоятельность является прекрасным качеством для любого человека, если оно способствует принятию правильных решений и устойчивости перед различными негативными соблазнами.

Подростковая дружба

Благодаря дружбе, подростки лучше всего проводят своё свободное время, учатся вместе мечтать, строить планы на будущее, познавать что-то новое. Подростковая дружба и совместное времяпрепровождение доставляют немало радости и дарят самые яркие положительные эмоции. Кроме того, в процессе дружеского общения каждый начинает лучше понимать не только своего собеседника, но и самого себя. В дружбе молодые люди учатся уважать иное мнение.

При этом, в отличие от предыдущего периода жизни (детства), стать другом или получить друга становится всё сложнее. Дружба начинает испытываться и проверяться. Нужно научиться дружить, проявляя терпение, интерес, внимание и уважение к иному мнению, иной точке зрения. Нужно уметь общаться и учитывать индивидуальные особенности другого человека, считаться с ними. Только так можно получить настоящую дружбу на долгие годы (а может и на всю жизнь).

Превращение мальчиков и девочек в юношей и девушек

Превращение мальчиков и девочек в юношей и девушек

В данном возрастном периоде одно из самых ярких и необычных новообразований – это интерес и тяга к противоположному полу. Благодаря изменениям (не только физиологическим, но и психическим), подростки начинают проявлять симпатию к представителям противоположного пола. Мальчики и девочки начинают чаще общаться друг с другом, чаще дружить друг с другом. Причём и мальчики и девочки в подростковом возрасте начинают чаще следить за собой, за своей внешностью, стремятся ярче одеваться, носить модные вещи. Другими словами, мальчики (будущие мужчины) всё чаще начинают проявлять знаки внимания к девочкам (будущим девушкам).

Особое стремление подростков лучше выглядеть – это совершенно нормально и правильно. При этом не стоит забывать и о социальных, нравственных и духовных аспектах жизни. Мальчики (как будущие мужчины) должны стараться чаще помогать девочкам, если потребуется – защищать их, предлагать брать на себя тяжёлую физическую работу. Чтение добрых книг про рыцарей и принцесс не должно пройти для воспитания мальчиков бесследно – проявлять самоотверженность, благородство, внимание и честность для мальчиков по отношению к девочкам – это то, что должно стать основой поведения на всю жизнь. При этом девочки также должны быть скромными, научиться благодарно принимать такие знаки внимания, при этом не давая поводов к манипуляциям и низости.

Таким образом, отрочество – это естественный возраст развития человека. Нужно просто правильно его понимать, правильно его ассоциировать с подходящим поведением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отрочество – особая пора жизни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отрочество – особая пора жизни.

Отрочество – особая пора жизни.

Сегодня на уроке Подростковый возраст Черты и поведение подростков Мечты подр.

Сегодня на уроке Подростковый возраст Черты и поведение подростков Мечты подростка Самостоятельность – показатель взрослости Приносит ли самостоятельность пользу? Рыцари сегодня

Назовите, не задумываясь, ваши ассоциации (ощущения, представления), которые.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым В старину подростков.

Подростковый период Кого мы называем подростками? Сколько лет подростку? Поче.

Чем отличается дошкольник от школьника?

Чем отличается дошкольник от школьника?

Может ли ребенок обойтись без материнского ухода?

Может ли ребенок обойтись без материнского ухода?

Легко ли быть подростком?

Легко ли быть подростком?

Легко ли быть подростком? Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ним.

Легко ли быть подростком? Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему. Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать. Выбери высказывание, характеризующее подростка:

Чем взрослый отличается от ребёнка? взрослый ребёнок

Чем взрослый отличается от ребёнка? взрослый ребёнок


Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами г.

Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами года. Объясните, что вы увидели на этой схеме: Отрочество ВЕСНА Юность ЛЕТО Зрелость ОСЕНЬ Старость ЗИМА Пифагор

ОТРОЧЕСТВО = ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: от 11 до 14 ЛЕТ

ОТРОЧЕСТВО = ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: от 11 до 14 ЛЕТ

Отрочество Младший подросток (5, 6 классы) Старший подросток (7,8 классы) Отр.

Отрочество Младший подросток (5, 6 классы) Старший подросток (7,8 классы) Отрочество-второе рождение, переход из детства во взрослую жизнь.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Интерес к противоположному полу Быстрая Ут.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Интерес к противоположному полу Быстрая Утомляемость, усталость


Интересные факты Подросток растет на 5-8 см в год Девочки растут быстрее маль.

Интересные факты Подросток растет на 5-8 см в год Девочки растут быстрее мальчиков Мальчики по росту догоняют девочек после 15 лет

Черты подростка Резкая смена настроений Замечали за собой такое?

Черты подростка Резкая смена настроений Замечали за собой такое?

Причины резкой смены настроений Меняется характер Нервная система не успевает.

Причины резкой смены настроений Меняется характер Нервная система не успевает реагировать на новую информацию Важно! Не поддаваться плохому настроению, найти интересное дело и отвлечься!

Черты подростка Быстрая утомляемость, усталость Интересные факты При чтении в.

Черты подростка Быстрая утомляемость, усталость Интересные факты При чтении вслух обмен веществ ускоряется на 48 % Ответ у доски или контрольная ускоряет пульс на 15-30 ударов

Черты подростка Любит мечтать, замечать то, чего не видят другие Строит планы.

Черты подростка Любит мечтать, замечать то, чего не видят другие Строит планы на будущую жизнь

Отрочество-пора мечтаний

Придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик- придерживается позиц.

Отрочество – пора мечтаний Есть ли у тебя мечта? А о чём мечтают люди в твоём.

Отрочество – пора мечтаний Есть ли у тебя мечта? А о чём мечтают люди в твоём возрасте? В 1822 г. в немецком Мекленбурге в семье священника Эрнста Шлимана родился сын Генрих. Сегодня о его мечте и о том, как он её достиг знает весь мир. Речь идёт о раскопках древнегреческого города Трои. В то время многие сомневались в подлинности истории Гомера о Троянской войне. Генрих вырос, стал археологом и в 1871 г. наконец-то осуществил свою мечту. В 1847 году он принял российское гражданство, а позже и американское, успешно занимался торговлей. Скопив денег он поехал в Малую Азию и нашёл город Трою именно там, где по свидетельству Гомера она выдерживала натиск греков.

Генрих Шлиман Мечтал о Трое и нашел этот загадочный город.

Генрих Шлиман Мечтал о Трое и нашел этот загадочный город.

Вы наверняка слышали о мечте девушки Асоль. А вот герой романа И.Ильфа и Е.Пе.

Какие черты характера помогают человеку достичь своей мечты?

Какие черты характера помогают человеку достичь своей мечты?

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Отрочество- особая пора жизни. Урок № 2.

Отрочество- особая пора жизни. Урок № 2.

Самостоятельность- показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приноси.

Самостоятельность- показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. План работы. План

Самостоятельность – показатель взрослости Всегда ли самостоятельность – прино.

Самостоятельность – показатель взрослости Всегда ли самостоятельность – приносит пользу?

Всегда ли самостоятельность приносит пользу ? САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Учись принима.

Всегда ли самостоятельность приносит пользу ? САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Учись принимать правильные решения. Учись дружить и быть другом. Учись общаться.

Запиши свои аргументы за и против в споре с теми, кто считает, что самостояте.

Запиши свои аргументы за и против в споре с теми, кто считает, что самостоятельность – это хорошо Аргументы за Аргументы против

Многие в этом возрасте ,чтобы показать себя взрослыми, начинают делать всё са.

Многие в этом возрасте ,чтобы показать себя взрослыми, начинают делать всё самостоятельно, и не важно, нужно это или нет. Некоторые подростки думают, что самостоятельность – это непослушание, стремление всё делать по - своему. А так ли это? САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это Умение самому принимать важные решения. Умение оценивать свой труд, отношения с другими людьми. Уверенность в себе и своих силах.

Самостоятельность – показатель взрослости Чем подросток самостоятельнее, тем.

Самостоятельность – показатель взрослости Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания – это проявление самостоятельности.

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского о.

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

Дружба, наверное, самое главное в этой жизни. Ведь если не было бы дружбы, вс.

Дружба, наверное, самое главное в этой жизни. Ведь если не было бы дружбы, всем бы пришлось жить по одному и просто сходить с ума! Дружба позволяет общаться со сверстниками , проводить свободное время, делиться своими мечтами, событиями своей жизни. Но стать настоящим другом не так просто, как кажется . Для этого нужно проявлять внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Чем нужно дорожить?

Средневековый рыцарь Плохо мылся Был верен сеньору Придерживался Кодекса рыца.

Средневековый рыцарь Плохо мылся Был верен сеньору Придерживался Кодекса рыцарской чести Служил Прекрасной Даме

Рассуждаем! Что такое рыцарство? Нужны ли рыцари сегодня? Как вы представляет.

Рассуждаем! Что такое рыцарство? Нужны ли рыцари сегодня? Как вы представляете себе современного рыцаря( как выглядит, черты характера).

Нужны ли сегодня рыцари? Рыцарство – это проявление благородства и самоотверж.

Современный рыцарь Следит за собой (одежда, внешность) Помогает девочкам Защи.

Современный рыцарь Следит за собой (одежда, внешность) Помогает девочкам Защищает девочек

Домашнее задание. § 2, пересказ, выучить термины. Задания к печатной тетради.

Домашнее задание. § 2, пересказ, выучить термины. Задания к печатной тетради § 2.

Подростковый возраст считается самым сложным на этапе формирования и становления личности. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.


В подростковом возрасте дети часто не хотят слушать родителей

Подросток имеет право:

  • На получение бесплатного среднего образования;
  • Давать согласие на изменение своего имени, фамилии;
  • Давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  • Выражать своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • Осуществлять авторские права (т.е. права на результаты своей интеллектуальной деятельности, будь то литература, живопись, музыкальные произведения и т.д.);
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • Работать, но поступление на работу допускается только в свободное от учебы время и для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью с согласия родителей!

С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:

  • Убийство;
  • Умышленное причинение вреда здоровью;
  • Похищение человека;
  • Кражу;
  • Грабёж;
  • Разбой;
  • Вымогательство;
  • Неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • Террористический акт и т.д.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга. Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Психологические особенности подросткового возраста

Родители больше не являются авторитетом, из-за чего возникают скандалы и ссоры.

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он негативно относится к опеке со стороны взрослых. Авторитетом в этот период жизни больше выступает коллектив. Так же подросток очень нуждается в дружбе.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком. Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подросток хочет освободиться от опеки взрослых, наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но в то же время он боится полного освобождения, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  • Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  • Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  • Уважать выбранную им позицию.
  • Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  • Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Размышления подростка о будущем


Невероятная мечта Ассоль исполнилась. Алые паруса

В 1822 г. в немецком Мекленбурге в семье священника Эрнста Шлимана родился сын Генрих. Сегодня о его мечте и о том, как он её достиг знает весь мир. Речь идёт о раскопках древнегреческого города Трои. В то время многие сомневались в подлинности истории Гомера о Троянской войне. Генрих вырос, стал археологом и в 1871 г. наконец-то осуществил свою мечту. В 1847 году он принял российское гражданство, а позже и американское, успешно занимался торговлей. Скопив денег он поехал в Малую Азию и нашёл город Трою именно там, где по свидетельству Гомера она выдерживала натиск греков.

Вы наверняка слышали о мечте девушки Ассоль.

Задумайся! Есть мечты бывают возвышенные, светлые. А бывают и мелочные, никудышные. Какая мечта будет у тебя? Кому принесёт пользу её осуществление?

Самостоятельность — показатель взрослости

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого.

Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело, воспитание в себе стремления отказываться от помощи, использовать её только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость, это любые действия, которые ребёнок осуществляет сам, без подсказки и помощи взрослых.

Дисциплинированность, умение выполнять разумные требования старшего поколения – это проявление самостоятельности. Но, будучи подростками, всего того, что вы научились делать в детстве, уже недостаточно, чтобы взрослые по праву считали вас самостоятельным.

Согласитесь, если пятилетний малыш взялся завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, взрослые, безусловно, порадуются его умению и самостоятельности. Но им не придёт в голову восхищаться подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он самостоятельно сделает уроки или возьмёт на себя часть родительских забот по дому.

Главные особенности самостоятельности

  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью к взрослым, без контроля с их стороны;
  • умение самостоятельно решать поставленные взрослыми задачи;
  • умение правильно действовать в незнакомой ситуации (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение контролировать себя и давать оценку результатам своей деятельности;
  • применять уже известные знания, умения и навыки в незнакомой ситуации.

Воспитанием самостоятельности необходимо начинать заниматься с раннего возраста своего ребенка.

Глава Ⅰ. Человек. §2. Отрочество – особая пора жизни Вспомним, чем дошкольник отличается от школьника? Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых? Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Подростки – народ спокойный, рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему П одросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поумпрямиться , а порой и покапризничать

Легко ли быть подростком Возраст, в который вступил ты и твои сверстники, называется подростковым. В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни – отрочеством . Отрочество — период жизни человека между детством и юностью . Затем наступает юность . Заканчивая учебу, человек вступает во взрослую жизни. Юность – период жизни человека между отрочеством и взрослостью. Периоды жизни Детство ⇨ Отрочество ⇨ Юность ⇨ Взрослость ⇨ Зрелость ⇨ ⇨ Старость

Легко ли быть подростком Подростковый период Младший подросток (5-6 классы) Отрочество связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Общение со взрослыми становится более привлекательным, чем общение с детьми Старший подросток (7-8 классы)

Изменения во время подросткового периода Завершение пути к биологической зрелости(готовности организма стать взрослым): быстрый рост, увеличение массы тела, рост скелета. Резкая смена настроений Быстрая утомляемость, усталость Любая деятельность влияет на физическое состояние человека: при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная приводит к учащению пульса на 15-30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем меньше изменений в его организме: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д.

Отрочество – пора мечтаний Подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что еще вчера оставалось вне его внимания. Подростки задумываются над свои будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, ведь с каждым днем школьники приобретают всё больше знаний о труде людей и профессиях, о различный сторонах окружающей жизни. Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10-12 лет.

Прочитайте историю Генриха Шлимана , какие выводы вы можете сделать?

Самостоятельность – показатель взрослости Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Речь идет о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно развивать в себе волю, целеустремленность, дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания. Ответьте самому себе на вопросы: К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины? Готовы ли вы во всем быть самостоятельным или в чём-то вам нужна помощь взрослых?

Дружба Стремление к дружескому общению – хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми – близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. В процессе такого общения человек начинает понимать не только собеседника, но и самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение. Дружба позволяет узнавать новое, делиться мечтами. Дружеская беседа доставляет много радости, помогает испытать положительные эмоции. Стать настоящим другом непросто, этому нужно учиться. Необходимо проявлять внимание, терпение, уважение к чужому мнению.

Основные термины Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание - изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе. Личность – социально и духовно развитый человек. Общение – взаимные деловые или дружеские отношения людей. Труд – деятельность человека, в процессе которой он создает предметы(продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей Чувство – 1) способность живого существа ощущать, воспринимать внешние воздействия; 2) внутреннее состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо, чему-либо, связанное с тем, что он чувствует.

Читайте также: