Отцы и дети советы старшеклассникам обж 10 класс сообщение

Обновлено: 07.07.2024

• Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем- нибудь. Это помогает наладить контакт.

• Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

• Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

• Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

• Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

• Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

• Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

• Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

• Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

• Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

• Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

• Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

• Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

• О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот “пустяк” может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

• Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

• Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на “двойку”, поставленную “ни за что”, не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

• Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

Мы любим своих детей, они – нас. Чего, казалось бы, делить. Ан, нет! Сложности и непонимания по закону отцов и детей могут произойти в любой семье. Почему так происходит и как наладить взаимопонимание, рассказывают специалисты.

Каждый эксперт видит обозначенные проблемы со стороны своей специализации. О проблемах в отношениях детей и родителей рассуждают детский и семейный психолог, арт-терапевт Алена Беломытцева, психоаналитик Наталья Кузнецова, педагог-психолог Галина Козлова и врач-психиатр Николай Можаров.

– Проблема такая действительно существует, – уверена детский психолог Алена Беломытцева . – Возможно ли представить мирное проживание в семье разных поколений – спорный вопрос. Наверное, такое встречается. Однако стоит понимать, что при этом разные поколения должны по-своему вести быт, в чем-то существовать отдельно друг от друга. Постоянное нахождение вместе, бытовые и социальные привычки разных поколений, конфликты на почве разногласий в ведении домашнего хозяйства – все это может привести не только к трудностям в общении между родителями и их молодыми детьми.

– Конфликты чаще всего возникают от непонимания чувств. Я много с этим работаю в кабинете. Когда люди научаются понимать чувства друг друга, а не только себя, многое становится разрешимо, – добавляет Наталья Кузнецова.

– Да, на него оказывает влияние быстротечность нашей жизни и тотальная занятость родителей, – отвечает Галина Козлова. – Суть человеческих отношений – эмоции. Если ребенок в конфликтных ситуациях не получает полноценную эмоциональную картину мира, его связь с родителями вместо прочного каната становится тонкой нитью. Увы, интеллект родители начинают развивать у ребенка чуть ли не с пеленок, а вот чувственная сторона остается за горизонтом. А ведь развитие эмоционального интеллекта не менее важная и очень непростая задача личностного развития человека.

– Пути сотрудничества ищет сторона, которая принимает на себя удар. Раньше чаще именно родители старались найти точки соприкосновения по вопросам гармонизации отношений с детьми. А сейчас и сами дети, причем даже несовершеннолетние, готовы идти на устранение конфликта. Правда, в силу жестких родительских установок они не всегда услышаны, – считает профессиональный психолог Алена Беломытцева.

– Особенности родительства сейчас заключаются в мощном информационном фоне, который нас окружает, – добавляет Николай Можаров. – Средства массовой информации, социальные сети, комментарии различных специалистов… Если мы возьмем период СССР, то занятость детей была гораздо больше: кружки, занятия по труду, ОБЖ тогда занимали детей в свободное время. Сейчас это часто замещается социальными сетями.

Если конфликт уже в разгаре, можно ли его погасить?

Правильно ли убеждать ребенка, что не в деньгах счастье, когда он видит новенький телефон друга и не может понять, почему ему не могут купить такой же.

– Мое мнение, что нет, – говорит специалист-психоаналитик. – В современном мире значение денег велико. Нравится нам это или нет, но это объективная реальность, и важно ее признавать. Необходимо объяснять детям, что какие-то вещи им пока не доступны. Однако когда ты вырастешь, заработаешь денег – сможешь покупать то, что тебе нравится. Это лучше, чем отрицать реальность и делить все на черное и белое. Важно, чтобы родители смогли признать, что они не всемогущи, не всё могут. Это обеспечивает ребенку пространство для достижений в будущем.

Бывают в семье любимые и нелюбимые дети?

– К сожалению, во многих семьях такое встречается. Как правило, это свидетельствует о нерешенных проблемах того или иного родителя. Например, супруги развелись, и сын проживает с матерью. Далее у мамы появляется еще один сын от другого брака, а к первому сыну она испытывает ненависть… Наверняка произошел перенос на сына обид по отношению к бывшему мужу.

– Действительно, неравное отношение к своим детям связано с проекциями, их бывает много, – соглашается Наталья Кузнецова. – Например, была любимая бабушка у мамы, и вот рождается девочка, которую мама в своем бессознательном идентифицирует с любимой бабушкой, переносит на нее свои положительные чувства. И вот она любимый ребенок. А потом рождается мальчик. И мама видит в нем мужа, с которым к тому времени испортились отношения. В итоге можно покалечить психику ребенку.

Почему дети не ценят жертвенность родителей? Возможно, папам и мамам надо больше любить себя?

– Жертвенность родителей часто граничит с неуважением самих себя. Жертвы должны быть оправданы, тогда дети это ценят, – объясняет Наталья Кузнецова. – А если это модель жертвы с целью "посмотрите на меня, какая я жертва", то это фарс с требованием благодарности от ребенка. В семье надо выстраивать отношения так, чтобы всем было хорошо и комфортно. Все делать нужно с удовольствием, отдавать детям, не ожидая ничего взамен. Тогда они это ценят и сами испытывают чувство благодарности к родителям за то, для них сделали.

Бытовые стычки в семьях часто касаются воспитания. Например, такая ситуация: мать просит сына-старшеклассника помыть полы. Бабушка возражает: "Сама лучше помой, и чище будет, да и ни к чему мальчишке мыть полы. Успеет еще". Где компромисс?

– Компромисс в здравомыслии. Безусловно, у каждого ребенка в семье (даже в возрасте 2–4 лет) должны быть свои мелкие обязанности по дому. Будь то помыть полы, полить цветы или покормить домашнее животное. Другое же дело, когда мы абсолютно все бытовые вопросы перекладываем на плечи ребенка, не оставляя ему шансов на игру, обучение, общение со сверстниками.

– Здесь непростая ситуация. По большому счету больше права бабушка в этой ситуации, – считает психоаналитик. – Но любые выяснения отношений, тем более крайние противоположные позиции, негативно влияют на психику детей. Особенно это опасно для подростков. Другое дело, что родители сами должны разбираться со своими детьми. Из мальчика делать девочку не стоит. В крайнем случае, надо делать работу вместе. Например, мама моет полы, а парень помогает диван подвинуть, то есть делает мужскую работу. Очень важно разделение мужских и женских функций.

Вопрос нашего читателя: " К дочери-подростку не могу найти ключик. Она не закрыта для общения, но ко многим моим советам относится скептически, дескать, ты в жизни ничего не достигла, работаешь простым продавцом. Понимаю, что она боится повторить мой путь, но не хочу терять с ней духовную связь. Как быть интересной детям-подросткам?"

"До 13 лет у меня с сыном были прекрасные отношения, а теперь он вдруг стал скрытен, дерзит, все мои попытки сблизиться не приносят результата. Как найти общий язык со своим чадом?"

"Сын женился. Не считаю нужным материально помогать их семье, мы все заработали сами, пусть они тоже попробуют. Чувствую, что невестка обижается, другие бабушки "все и прут и везут". На мой взгляд, ничего обидного тут быть не может. Или я неправа?"

– Все зависит, наверное, от совести. Если для себя вы считаете такое поведение правильным, то вопрос отпадает сам по себе, – размышляет Николай Можаров.

Когда дети становятся взрослыми, они устают от ежедневных жалоб родителей на здоровье, от их упреков, что их забыли и даже не звонят. Дети же не видят смысла звонить каждый день и спрашивать о здоровье, а бабушки и дедушки ждут этого. Как правильно выстроить отношения?

– Лучше всего в этом случае договориться о дне и времени звонка, – советует Наталья Кузнецова. – Например, раз или два в неделю и в определенное время. Важно сообщить родителям или бабушке с дедушкой день и время, когда им позвонят, тогда их тревога снизится. В назначенное время важно позвонить и спросить о здоровье и текущих делах. Своими проблемами лучше не повышать тревогу у престарелых родителей, тем более, если они не могут реально чем-то помочь. Говорите, что у вас все хорошо, обязательно поинтересуйтесь их здоровьем. Часто им просто хочется, чтобы их просто послушали.

Еще ситуация. "Чуть что не так (живот, кашель, давление) папа звонит мне на работу – приезжай! Как отучить его от этого? Почему нет понимания, что он отрывает меня от работы?"

– Прежде всего, нужно объяснить папе, что вы не врач. И в случае недомогания надо звонить врачу, а не дочери. Иногда такие звонки – просто способ удерживать отношения со взрослыми детьми. Иногда, это страх смерти, – объясняет психоаналитик.

– Вероятно, отец испытывает дефицит общения. Поэтому вместо того, чтобы срываться с работы, постарайтесь найти свободное время и почаще навещайте его, – советует Алена Беломытцева.

Семейные пары расходятся, остаются дети. Почему отцы не проявляют интерес к родным кровинкам, неужели неинтересно, какими растут их сын или дочь, как обстоят их дела?

– Ситуация двояка. С одной стороны, родители могли расстаться с тяжелейшим скандалом, и в таком случае у мужчины на инстинктивном уровне срабатывает протест в общении с детьми от такого брака, – отвечает на вопрос семейный и детский психолог. – Однако часто и мамы запрещают отцам видеться с детьми, настраивают детей против папы. И, конечно, в таком случае, отцу становится трудно интересоваться собственным ребенком. В идеале родители должны понимать потребность собственных детей в обоих родителях и не должны препятствовать общению друг с другом.

– Отцы не имеют биологического инстинкта, подобного материнскому инстинкту. Так что их отношения с детьми необходимо выстраивать и после развода тоже. И это, как правило, прерогатива женщины. Понятно, что после развода женщине этого не хочется, но ради детей необходимо постараться сохранить доверительные отношения между детьми и отцом. Кроме того, часто мужчины, уходя из семьи, испытывают чувство вины, стыда или, например, чувствуют себя отвергнутыми. Это мешает им общаться с детьми.

Классный руководитель 9 класса: Завальная Светлана Геннадьевна, г.Комсомольск-на-Амуре, МОУ ООШ № 29

Актуальность проблемы взаимоотношений подростков и родителей.

Проблемы семьи - главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

В современном обществе разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологи­ческих исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похо­жим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного развития общества.

Очень важно, чтобы решениепроблемы взаимоотношений подростков и родителей было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут возникнуть в семьях, а не констатирующим. Вот тогда можно говорить о положительных результатах в системе взаимоотношений родителей и детей.

Предлагаемый сценарий - это классный час – дискуссия, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (информационно - проблемная беседа, интерактивная беседа, анкетирование, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации) подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим и умению находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между подростками и родителями.

Цель: способствовать формированию уважения к старшим и сохранения семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Воспитать в подростках уважительное отношения к семье, родителям.

Научить подростков находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.

Формировать коммуникативные компетенции.

Форма проведения: классный час – дискуссия

Подготовительная работа с обучающимися - предварительное анкетирование.

Приложение 1.

План классного часа.

Дилемма: герой или преступник:

Работа в группах. Незаконченные предложения.

Подведение итогов (рефлексия).

Оформление: на доске написать задания для групп (незакон­ченные предложения):

Идеальные родители - это.

Идеальная семья - это.

Ход классного часа – дискуссии

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. (Сократ)

Вступительное слово

Классный руководитель: Сегодняшний классный час - это дискуссия. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения

Чтобы стать ближе друг к другу и настроиться на одну волну я предлагаю вам сесть не за парты, а полукругом, чтобы мы все видели друг друга.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Выскажите ваше мнение:

Почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость?

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.

Каждый христианин знал древнюю библей­скую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нари­цательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

1 ученик: С самого нашего рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью, и мы от них зависим. Нравится нам это или нет, но мы начинаем свою жизнь под опекой родителей.

2 ученик. И будем откровенны: в начале мы этому рады: мы имеем все необходимое и весьма счастливо и весело проводим время. Мы начинаем ползать, потом – ходить, много плачем, иногда озорничаем, иногда нас шлепают, хотя в целом мы получаем куда больше поцелуев и подарков, чем шлепков.

1 ученик. Но потом все изменяется. Родительские объятья нам становятся тесны, а их заботы оказываются домашней тиранией.

2 ученик. Есть среди вас те, кто всегда доволен своими отношениями с родителями? Кого родители всегда понимают, поддерживают, кому доверяют?

2. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. И у мно­гих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Возможные ответы подростков:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем вино­ваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?Возможные ответы подростков:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т. п.

Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

3. Результаты анкетирования.

Приложение 2.

5. Проблемный афоризм

Возможные ответы подростков:

В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

А может быть, не ко всем отно­сится этот афоризм?

Возможные ответы подростков:

Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже по­лучают уважение от своих детей.

Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

Если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве..

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

6. Проблемные ситуации.

Всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. Вам не нравиться, когда взрослые на вас кричат, когда вас наказывают. Хочется поскорее вырасти и уйти из-под опеки взрослых, а когда тебе 16 лет…

Но все-таки есть немало ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

Всё начинается с любви :создается семья, в ней рождаются и растут дети, и вдруг из очаровательной малышки выросла почти взрослая девушка. И мать с дочерью перестают друг друга понимать. Представьте ,что вы разговариваете с мамой и она вам рассказывает:

Два совершенно различных мнения, даже не верится, что они живут в одной семье. Ребята, как вы считаете:

Хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

Можно ли назвать их семью счастливой?

Что отравляет отношение? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

Из-за чего столько эмоций и обид?

Как уладить ситуацию в этой семье? (ответы детей)

(Ребята работают в группах. Каждая группа высказывает своё мнение)

Накануне нашего классного часа каждой группе было предложено задание разыграть проблемную ситуацию. Давайте посмотрим, что у них получилось и обсудим.

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

У дочери красивый маникюр.Она категорически отказывается мыть посуду.

Дочь требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ей, что сделать это сейчас нет возможности.

7. Дилемма: герой или преступник

Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нуж­но почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед слож­ным выбором.

Представим, подобную историю. Мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы полиции или ФСБ и со­общает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика - предательство или героизм?

Возможные ответы подростков:

По отношению к отцу и родственникам - предательство, а по отношению к людям - героизм.

Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, он - герой.

Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

Это очень непростая дилемма.В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь, и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе­ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это.

Идеальные дети - это.

Идеальная семья - это.

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от­ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Возможные ответы подростков:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де­нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог­рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло­хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо.

9. Заключительное слово

Мы сегодня говорили об ува­жении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

O каком долге говорил этот человек? О долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Совместное составление общих правил для родителей и детей.

Любите, цените и берегите друг друга.

Больше времени проводите со своей семьёй.

Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения

Постарайтесь понять друг друга.

Родители! Будьте примером для своих детей.

Дети! Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были Вами, а Вы будете ими.

Наше общение подходит к кон­цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

10.Подведение итогов (рефлексия)

Полезен ли был наш сегодняш­ний разговор? О чем задумались? Что решили?

Приложение 1.

Предварительное анкетирование обучающихся

Всегда ли вам хочется возвращаться домой?

Бывают ли конфликты в семье?

Доверяете ли вы родителям свои тайны?

Насколько уютно и комфортно вы ощущаете себя в семье?

Хотели бы вы повторить в своих семейных отношениях опыт родителей?

Обращаетесь ли вы за помощью к родителям?

Спорите ли вы с родителями?

Навязывают ли родители вам своё мнение?

Приложение 2.

Психологический тест для подростков

1. Представьте себе, что ваш хороший знакомый попросил вас посидеть с его четырехлетним племянником, пока он выполнит внезапно появившиеся срочные дела. У вас как раз свободный день (выходной). Ваши действия:
а) откажусь (придумаю какую-нибудь причину, по которой я не смогу выполни его просьбу) (2);
б) соглашусь, но (в шутку) поинтересуюсь, какое вознаграждение я за это получу (4);
в) соглашусь с удовольствием, так как люблю детей (6);
г) соглашусь, хоть мне бы и не хотелось сидеть с ребенком (8).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовить: ромашки, фломастеры. Магниты, CD , Доска, 3 коробочки и вопросы, 6 ситуаций, 3 цветка, стебелёк зелёный к ромашкам., лепесток желаний.

Отцы и дети

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжение всего мероприятия.

Цели: о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию. выявить проблемы отцов и детей; воспитывать в детях уважительное отношение к своим родителям; поговорить о семейных традициях.

форма проведения: час общения (дискуссия)

Ход мероприятия.

(слайд № 1)

(слайд № 2)

(слайд № 3)

- Сформулируйте тему нашего занятия…(Отцы и дети). Почему?

(слайд №4)

- Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

-Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (ответы детей)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у мно­гих из них - нормальные семьи, мама и папа.

- Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? (Родители не дают свободы. ругают, бьют. )

- Получается, что во всем вино­ваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты? (виноваты)

- А в чём? (Дети не уважают родителей, не хотят их слушать. Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.)

- Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.

Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библей­скую легенду о сыновьях Ноя. Кто знает её? Может кто-то расскажет?

Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нари­цательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. В одной из заповедей говорится, что нужно почитать отца и мать и тогда благо тебе и будешь ты долголетен. В ветхозаветные времена с не­покорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей, их предавали смерти. Кто ругал своих родителей – их тоже предавали смерти.

Советы родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Проблемный афоризм

(слайд № 5)

Но я знаю много семей, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

Перед вами коробочки с вопросами. Предлагаю вам вытягивать по одному вопросу и отвечать на него.

1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше понравилось?

2. Что вы планируете сделать вместе с семьёй в предстоящее полугодие?

3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем отце ?

4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?

5. Назовите одну из ваших семейных традиций.

6. Назовите, то что вас делает счастливым в семье.

7. Назови одно из мест, куда вы больше всего любите ходить вместе с семьей.

8. Назовите две вещи, которые вы сделали бы для семьи, если бы стали

9. Какие есть два секрета, на ваш взгляд, прочной и дружной семьи?

10. Какими, по вашему мнению, будут семейные отношения через 100 лет?

11. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

12 Согласны ли вы, что применение наказания- лучший способ добиться от детей послушания?

13. Назовите один из подарков, который бы вы хотели от родителей в день рождения?

14. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?

15. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье?

16. Какой я вижу свою собственную семью?

Большое спасибо вам за откровенность.

Судя по вашим ответам, я поняла, что много семей, где родители и дети – настоящие друзья. Я думаю, когда вы станете родителями, тоже будете уважаемы своими детьми.

Мы живем среди людей. Обща­ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения, о котором говорил ещё Конфуций. Не делай другому того, чего себе не желаешь.

(слайд № 6)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются так, что позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна­чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи. Сейчас мы с вами разыграем ситуации и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске от каждой группы по два человека.

( ученики выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.(берут ситуации)

. Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи­ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось.

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

Молодцы! У вас есть терпение, выдержка и железные нервы. Вы нашли верные решения предложенным ситуациям.

Работа в группах. Незаконченные предложения

А сейчас предлагаю вам поработать в группах. Составить портреты идеальной семьи, родителей и детей.

- Как вы понимаете слово идеал?(сначала говорят)

(слайд № 7)

Первая группа – вам предлагаю составить портрет идеальных родителей (раздаю цветы)

Вторая группа – создаст словесный портрет идеального ребенка. (раздаю цветы)

Третья группа - составит словесный портрет идеальной семьи. (раздаю цветы)

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе­ния, написанные на слайде (слайд № 8)

(читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это.

Идеальные дети - это.

Идеальная семья - это.

(Включается музыка, дети обдумывают варианты от­ветов.)

- Посмотрим, что же у нас получилось. Какая группа первая? (дети читают и прикрепляют цветок)

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Заключительное слово

Наше общение подходит к кон­цу. Полезен ли был наш разговор? Возможно ли разрешение конфликта между детьми и родителями?

Ребята, у меня в руке лепесток цветика-семицветика. Помните сказку Валентина Катаева…Лети, лети лепесток. Через запад на восток…Этот лепесток обладает волшебной силой – исполнением желаний. Предлагаю вам вспомнить наш разговор, дотронуться до лепестка и продолжить фразу – желание. Если вы не хотите озвучить своё желание, дотроньтесь до лепестка и загадайте его молча. Разрешите я начну. Я хочу, чтобы в моей семье все понимали друг друга. (отдаю лепесток и ребята передают его) Последний ребёнок прикрепляет его.)

- Наши желания сбудутся в том случае, если мы будем стремиться стать идеальными детьми, родителями и тогда в семье будет гармония.

(слайд 9)

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

Читайте также: