От экологии природы к экологии души сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Ни для кого не секрет, что в данный момент благосостояние матушки-природы переживает не лучшие времена. С каждым днём ей всё сложнее восстанавливаться от нанесённых человеком ран и вновь расцветать, пыша здоровьем и неповторимыми благовониями. Больно день ото дня наблюдать за парящими в воздухе пластиковыми пакетами. Что же должно произойти с душой человека, чтобы он бросил пачку из-под чипсов в нескольких метрах от контейнера для мусора? Неужели этот человек не видит, что планета увядает?

Как и в большинстве ситуаций, в этом случае стоит начать с себя. Необязательно сворачивать на ходу горы, чтобы изменить мир. Не стоит думать, что если ты не можешь придумать высокотехнологичное оборудование для очистки воздуха, то ты бессилен. Нет! Купил воду в пластиковой бутылке? Не выбрасывай её. Наливай в неё воду, когда идёшь на прогулку. Выпил сок? Сложи коробку от него в рюкзак, а дома выброси в мусорное ведро - туда, где ему положено быть. Достань велосипед, совершай поездки на нём - и приятное времяпрепровождение, и тренировка мышц, и одной машиной с выхлопной трубой меньше. В конце концов, если сто тысяч жителей Земли отправят по рублю в фонд по борьбе с техногенными катастрофами, соберётся целых сто тысяч рублей, которые смогут оказать помощь природе. Море ведь тоже состоит из капель, верно? Не пролистывай ленту социальной сети дальше, если увидел петицию о спасении редкого вида животных. Не будь безучастным, прошу. Помогая природе даже такими небольшими делами, ты достигаешь гармонии не только с ней, но и с самим собой.

Когда приходишь к берегу реки через лес, тебе хочется ощутить единение с природой, полюбоваться девственной зеленью, чисто-золотым песком. Но вместо этого ты видишь лишь плавающие пластиковые бутылки, прибитые к берегу, влажные салфетки и прочие отходы. Естественно, когда окружающий мир в таком состоянии, гармонии с природой достичь трудно. Неравнодушные люди-альтруисты ежедневно убирают мусор за другими людьми, освобождая путь к гармонии с миром.

Мы земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берега Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.

Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?

Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё. На уроках окружающего мира мы с детьми рассматривали ряд документов Киевской Руси, в которых говорится, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы.

Так начиналась российская, русская экология.

Углубленно изучал влияние человеческой деятельности на окружающую среду наш гениальный натуралист Владимир Иванович Вернадский.

Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека – общества – природы. То есть сама жизненная практика показала, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках и правнуках.

Каждая прогулка с детьми в лес, в парк – возможность совершить маленькое открытие. Перед детьми открывается красота родной природы, её неповторимость. В одну из таких прогулок замечаем чёрную гарь. Выясняем, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву, листья. Вместе с травой сгорело множество насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, корней травы. От поджога мог возникнуть лесной пожар. Представьте себя на месте муравья, который оказался посреди пылающего огня.

  • Берёза – 37
  • Сосна – 29
  • Тополь – 43

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?

Уроки литературного чтения обладают большими возможностями для осуществления экологического и нравственного воспитания. Мы говорим об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в произведениях А.С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф.И. Тютчева.

Познавая себя, человек осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младший школьник еще не в состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать практически на каждом уроке.

В начальной школе при целенаправленном обучении пониманию самого себя как результат у ребенка развиваются следующие умения:

  • слушать, слышать и понимать себя и другого;
  • быть внимательным к самому себе и к окружающим;
  • осознавать себя как уникальное творение природы;
  • осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого;
  • понимать свое собственное эмоциональное состояние и настроение другого;
  • уметь противостоять опасностям окружающей среды;
  • уметь находить выход в нестандартных ситуациях.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Человек собирает, скрепляет все доброе в себе самом, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной. Особую роль в этом процессе занимают детские годы. Поэтому столь велико предназначение учителя на пороге третьего тысячелетия. Учитель в ответе за жизнь на планете.

Перечень направлений развития современных педагогических технологий – комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, проекты, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся свидетельствуют о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны. Однако в современной школьной практике эти формы претерпели значительные изменения, как в целевой направленности, так и в содержании, и методике их проведения. Они способствуют формированию экологического сознания младших школьников, состоящего из 4-х элементов.

Внутренний мир ребёнка. Сегодня этот мир в рисунке, а завтра он будет утверждать его в жизни. И очень приятно, что дети, которых ты учил, не равнодушны к чужой боли, умеют видеть прекрасное, могут отстаивать свои жизненные позиции.

Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От экологии природы к экологии души человека.

Познавая себя, человек осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младенец еще не в состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать практически на каждой беседе, на каждом развлечении, на каждой игре.

В дошкольном образовании стоит одна из важных задач- воспитывать творческую личность, которая сознаёт свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы направляем свои усилия на возрождения духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение к народной культуре. Через сказки народов, через потешки, музыку разных народов младенец впитывает любовь к природе. Ведь природе совсем не важно –какой ты национальности и где живешь, важно как ты относишься к своему дому, к своей природе.

С развитием промышленных предприятий ухудшается экология вокруг нас: вырубаются деревья, выбрасываются в атмосферу отработанные вещества. Все это отражается на качестве жизни людей и всего живого.

Конечно, многое зависит от нас и нашего отношения к этой проблеме, она неизбежна, так как прогресс не стоит на месте, но людям надо научиться действовать с окружающей средой.

Нам надо научиться рациональному природопользованию, то есть, например: где-то вырубается лес, то в другом месте необходимо производить посадки нового леса.

Природа очень страдает от безответственного отношения к ней. Так давайте же будем подходить к этому ответственно и не дадим погибнуть природе, а значит, и себе!

За те тысячелетия, в которых люди жили и развивались, природа существенно ухудшилась. Глобальной проблемой человечества в наши дни стала экология. За один год в атмосферу, почву и водоемы выбрасывается около 40 млрд.т. промышленных отходов и других вредных веществ! Промышленность, автомобили от общего числа составляют около 77%. Природа под натиском отходов испортилась. В нашем городе почти каждую неделю смог (чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определенных погодных условиях), от которого становится плохо всем. Так почему же люди вредят природе, не задумываясь?

Для сохранения природы мира в целом и человеческого внутреннего мира правительство устраивает акции и собрания добровольцев, которые на своем примере показывают, как надо помогать природе Земли. Создаются общества по защите экологии (ЮНЕСКО, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы). Но без помощи человека и общества все будет зря. Поэтому общества и правительство привлекают всеми возможными способами людей для здоровых и дружных следующих поколений.

Природа и человек единое целое, а, значит, разрушая природу, человек разрушает самого себя. Поэтому, каждый из нас, если будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, то мир станет намного лучше.

А что значит жить, как люди? На мой взгляд, нужно, как можно раньше и чаще говорить об экологии человеческой души. Душу детей надо растить осторожно, внимательно и с любовью, чтобы сохранить художественное восприятие мира – главное общение с природой. Это делает детей более выносливыми и формирует такие качества личности, как целеустремленность, смелость, отзывчивость и бережное отношение к природе.

Природа наградила нас всем необходимым для жизни: воздухом, которым мы дышим; солнцем, благодаря которому мы живем в светлом мире; землей, по которой мы ходим. Природа заботится о человечестве, как любящая мать о своем ребенке, которая готова пожертвовать всем, ради его счастья. Но, к сожалению, человек, пользуясь всеми благами, не всегда поступает справедливо по отношению к природе.

Жизненная практика показывает, что экология природы невозможна без экологии души. Ведь, если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа – будет грязной экология нашей планеты.

Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери; пер. с фр. Н. Галь. - М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. - 299 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

Читайте также: