Освещение проблемы или группы однородных проблем вокруг которых строится сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Естественная и искусственная модели изложения.

Естественный порядок следования событий (от яйца). Линейная схема. Событие 1 – событие 2 - событие 3. При эксплуатации оратором данной модели вмешательство оратора в порядок следования событий минимально. Изложение направлено на объект. Роль оратора подобна роли летописца. Преимущества: модель удобна для оратора, главная цель – не забыть порядок следования событий; модель удобна для слушателя, им не нужно вычленять важную информацию; модель обладает усыпляющим внимание слушателей эффектом.

Методы изложения (стадиальный, концентрический, дедуктивный, индуктивный, аналогический).

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с одного частного случая или серии частных случаев, а затем подводит слушателей к обобщению. Метод предполагает эмоциональное соучастие слушателей.

Аналогический метод предполагает сопоставление различных явлений, фактов, событий.

Требования, предъявляемые к тезису. Логико-речевые ошибки, возникающие при предъявлении тезиса.

Потеря тезиса: Начав один тезис, оратор через некоторое время в ходе этого же доказательства начинает доказывать другой тезис, сходный с первым только внешне.

Подмена тезиса: осознанное желание человека отвечать не тот вопрос; умышленная потеря тезиса. Подмена тезиса совершается теми людьми, которые не могут или не хотят доказывать выдвинутый тезис. Они пытаются отвлечь внимание собеседника. Выдвигают новый тезис, похожий на доказываемый только внешне, но имеющий совершенно другое содержание. При этом они делают вид, что доказывается истинность содержания первого тезиса.

Логичность рассуждения – это
ясность основных понятий и
утверждений, отсутствие
противоречий и
несогласованностей,
последовательность переходов
от одной мысли к другой,
аргументированное изложение
материала.
Тенекова А. М.
2

3. 1. Универсальная композиция

4. 1. Универсальная композиция

Композиция – группировка
и последовательность
содержательных частей
текста, мотивированные
замыслом автора.
Композиция – это
строение, расположение
частей, структура речевого
произведения.Тенекова А. М.
4

5. 1. Универсальная композиция

Композиция –
выстраивание
последовательности частей,
с помощью которого
постепенно раскрывается
целостный замысел – при
постоянной заботе автора об
управлении вниманием
адресата.
Тенекова А. М.
5

6. 1. Универсальная композиция

1. Введение
2.Основная часть:
2.1.изложение (методы)
2.2.аргументация (тезис, аргумент,
доказательство)
+ (2.3.позитивное доказательство)
+(2.4.опровержение точки зрения
противника)
3. Заключение
Тенекова А. М.
6

7. 1. Универсальная композиция

Выстроить композицию означает
подобрать нужные компоненты,
определить их группировку
относительно цели текста и его
основной мысли, разместить
отобранное в определенной
последовательности, совмещая
собственные интересы и
традиции жанра с интересами
адресата.
Тенекова А. М.
7

8. 1. Универсальная композиция

9. 1. Универсальная композиция

Функции введения:
Привлекать внимание
слушателей.
Настраивать аудиторию на
позитивное восприятие речи.
Готовить почву для разработки
темы.
Тенекова А. М.
9

10. 1. Универсальная композиция

11. 1. Универсальная композиция

12. 1. Универсальная композиция

13. 1. Универсальная композиция

14. 1. Универсальная композиция

Введение – Презентация темы
Используется в конвенциальных
речевых ситуациях, т. е. когда
слушатели ожидают конкретной
речи от конкретного лица.
Тенекова А. М.
14

15. 1. Универсальная композиция

Основная часть в судебной речи
является двухэлементной:
состоит из изложения и
аргументации.
Тенекова А. М.
15

16. 1. Универсальная композиция

Изложение – презентация заранее
отобранных фактов. Оратору
предстоит показать, что за проблему
он намерен представить перед судом.
Презентация фактов подчинена
критерию релевантности
(целесообразности) – критерию меры,
предохраняющему от излишнего
количества подробностей и от
недостатка существенных сведений.
Тенекова А. М.
16

17. 2. Модели (типы) изложения.

1. Линейная (хронологическая,
естественная) – выстраивание
событий в линию, так, как они
происходили в реальной
действительности: от более
раннего события к более
позднему, от причины к
следствию.
Тенекова А. М.
17

18. 2. Модели (типы) изложения.

19. 2.Модели (типы) изложения.

20. 2. Модели (типы) изложения.

2. Искусственная (искусство
группировки фактов).
Задача – заставить слушающего
со вниманием следить за ходом
мысли говорящего,
стимулировать интерес,
вызвать появление
критического отношения к
содержанию речи.
Тенекова А. М.
20

21. 2. Модели (типы) изложения.

1) Дедуктивный метод –
движение от общего к частному,
поиск подтверждений
высказанному ранее
обобщению.
Тенекова А. М.
21

22. 2. Модели (типы) изложения.

23. 2. Модели (типы) изложения.

2) Индуктивный метод изложения –
репрезентация частного случая,
на основе которого делается
общий вывод. На первый план
выставляется единичное,
которое в дальнейшем
представляется как общее.
Тенекова А. М.
23

24. 2. Модели (типы) изложения.

25. 2. Модели (типы) изложения.

3) Метод аналогии – один из
вариантов индукции,
предполагающий сопоставление
фактов, явлений, событий в
целях перенесения
закономерности, выявленной
при анализе хорошо изученного
объекта, на менее изученный
объект.
Тенекова А. М.
25

26. 2. Модели (типы) изложения.

Выделяется существенный
признак объекта и фиксируется.
Неизвестное сравнивается с
известным и также фиксируется.
Тенекова А. М.
26

27. 2. Модели (типы) изложения.

28. 2. Модели (типы) изложения.

4) Стадиальный метод (напоминает
хронологический) отвечает не логике
события, но логике движения мысли.
Говорящий относится к каждому
следующему пассажу как к пассажу,
который необходимо закончить,
прежде чем переходить к другому.
Тема обычно разбивается на ряд
частных подтем, о каждой из которых
сообщается как бы в отдельности.
Тенекова А. М.
28

29. 2. Модели (типы) изложения.

30. 2. Модели (типы) изложения.

31. 2. Модели (типы) изложения.

32. 3. Виды заключения

Заключение – относительно
самостоятельная часть текста, с
помощью которой оратор
подводит итог сказанному,
указывает на перспективы
рассмотрения поднятой
проблемы, создает целостное
представление о теме текста,
ставит точку в восприятии
высказывания.
Тенекова А. М.
32

33. 3. Виды заключения

1) Элегантный финал: шутка, цитата,
самохарактеристика (демонстрирует
скромность оратора), образ
(соотносится с речью в целом),
обрывание речи.
Цель: создать контраст между
корпусом речи и финалом,
произвести глубокое впечатление.
Тенекова А. М.
33

34. 3. Виды заключения

2) Целесообразный финал –
построить мост между основной
частью и заключением, помогая
слушателям выйти из речевой
ситуации в нужном для оратора
направлении.
Тенекова А. М.
34

35. 3. Виды заключения

36. 3. Виды заключения

37. 3. Виды заключения

38. 3. Виды заключения

39. 3. Виды заключения

40. 3. Виды заключения

41. 3. Виды заключения

42. 3. Виды заключения

43. 3. Виды заключения

44. 3. Виды заключения

Правила создания. Не следует:
давать слишком дальнего прогноза;
давать слишком жесткого прогноза;
утрировать перспектив;
прогнозировать по поводу
неосновной темы;
забывать о программирующем
эффекте прогноза.
Тенекова А. М.
44

45. 3. Виды заключения

46. 3. Виды заключения

47. 3. Виды заключения

48. 3. Виды заключения

Противопоставлять одну группу
слушателей другой (те, кто согласится
со мной, уже понимают, что…).
Предвосхищать оценок аудитории
(может быть, кому-нибудь кажется,
что…).
Принуждать слушателей к ответу на
прямо поставленные вопросы.
Тенекова А. М.
48

49. 3. Виды заключения

Отношения между типом
заключений и речевой тактикой
весьма сложны и не поддаются
четкой систематизации.
Тенекова А. М.
49

Риторические композиции были разработаны в ориентации на судебную речь как образец.

Для судебной речи характерна, как правило, универсальная композиция, состоящая из трех частей (имеющая трихоматическое членение). В нее обычно включают введение, основную часть и заключение. Рассмотрим подробно каждую из указанных частей.

1. Введение выполняет несколько основных функций:

§ привлекать внимание слушателей (введение – реклама);

§ готовить почву для разработки темы (презентация темы).

Презентация темыиспользуется в конвенциональных речевых ситуациях, т. е. когда слушатели ожидают конкретной речи от конкретного лица.

2. Основная часть в судебной речи является двухэелементной: состоит из изложения и аргументации.

Изложение – презентация заранее отобранных фактов. Оратору предстоит показать, что за проблему он намерен представить перед судом. Презентация фактов подчинена критерию релевантности (целесообразности) – критерий меры, предохраняющий от излишнего количества подробностей и от недостатка существующих сведений.

Модели (типы) изложения

1. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию.

Однако такая схема является малоэффективной, т. к. не происходит напряженной совместной коммуникативной работы говорящего и слушающего.

2. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи.

Предполагает использование нескольких методов построения материала.

2) индуктивный метод– репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее;

3) метод аналогии– один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект;

4) стадиальный метод(напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому;

Задача каждого виртуозного оратора состоит в умелой комбинации нескольких методов.

Аргументация – доказательство предполагает искусство подбора веских подтверждений сказанному; а также искусство ведения дискуссии.

Тезис – положение, нуждающееся в доказательстве. Необходимо помнить следующее:

а) высказать тезис – значит взять на себя обязательства привести доводы в пользу его истинности;

б) тезис выносится на обсуждение, поэтому он должен предполагать базу для дальнейших рассуждений.

Предмет доказывания в суде: события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого и др.

Аргумент – довод, являющийся обоснованием тезиса.

Аргумент и доказательство не одно и то же. Аргументация выполняет коммуникативную функцию, а доказательство – познавательную.

Доказательство обращено к тезису и ставит целью обосновать истинность, аргументация (внушение) обращена к адресату и ставит цель заставить принять предлагаемые идеи.

Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.

Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики. Соблюдение логических законов обеспечивало комфортность условий речевого взаимодействия, когда собеседники придерживаются сложившихся норм коммуникации.

Логические законы в риторике

Во время рассуждения недопустимо один предмет мысли подменять другим, нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные мысли принимать за различные.

Например, речь идет о низком качестве выполненной работы. Некоторые коллеги, защищая, начинают говорить о трудолюбии работника.

Закон предохраняет говорящего и слушающего от тупиковых ситуаций, когда по поводу одного и того же предмета высказываются два прямо противоположных суждения.

Сфера действия закона – речевая практика. К реальным противоречиям он не относится.

Суждение и его отрицание не может быть одновременно истинным (если не относится к разным лицам).

Логическое противоречие недопустимо в речи судебного оратора. Он должен последовательно отстаивать высказанную точку зрения.

Если логическое противоречие замечено, следует обратить на него внимание оппонента и всех присутствующих.

Распространяется на противоречащие аргументы. Главное требование: точность противопоставления.

Если выдвигается обвинение против какого-либо лица, то следует привести убедительные доказательства, подтверждающие его виновность. Адвокат, защищая своего клиента, тоже обязан обосновать свою позицию.

Демонстрация (показывание)– состав суждений и форма их предъявления, которые определяют состоятельность всей конструкции.

Продемонстрировать доказательство – значит предъявить тезис и аргументы, на него работающие.

Включает 4 закона логики, предполагает использование теории аргументации

Использует тропы и фигуры, сознательное введение адресата в заблуждение.

У недостаточно подготовленного оратора: логические ошибки (паралогизмы) вследствие неточного определения и деления понятий, а также логические ошибки дедуктивного и индуктивного вывода; силлогические ошибки (см. в учебнике Введенской на стр. 398 – 403).

1) элегантный финал: шутка, цитата, самохарактеристика (демонстрирующая скромность оратора), образ (соотнесенный с речью в целом), обрывание речи. цель: контраст между корпусом речи и финалом, произвести глубокое впечатление;

2) целесообразный финал – построить мост между основной частью и заключением, помогая слушателям выйти из речевой ситуации в нужном для оратора направлении.

Слайды и текст этой презентации


Логические основы риторики

Ключ к ораторскому искусству лежит в логике
М. В. Ломоносов


1. Универсальная композиция

Логичность рассуждения – это ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов от одной мысли к другой, аргументированное изложение материала.


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция

Композиция – группировка и последовательность содержательных частей текста, мотивированные замыслом автора.
Композиция – это строение, расположение частей, структура речевого произведения.


1. Универсальная композиция

Композиция – выстраивание последовательности частей, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянной заботе автора об управлении вниманием адресата.


1. Универсальная композиция

2.Основная часть:
2.1.изложение (методы)
2.2.аргументация (тезис, аргумент,
доказательство)
+ (2.3.позитивное доказательство)
+(2.4.опровержение точки зрения
противника)

1. Универсальная композиция

Выстроить композицию означает подобрать нужные компоненты, определить их группировку относительно цели текста и его основной мысли, разместить отобранное в определенной последовательности, совмещая собственные интересы и традиции жанра с интересами адресата.


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция

Функции введения:
Привлекать внимание слушателей.
Настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи.
Готовить почву для разработки темы.


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция


1. Универсальная композиция

Введение – Презентация темы
Используется в конвенциальных речевых ситуациях, т. е. когда слушатели ожидают конкретной речи от конкретного лица.


1. Универсальная композиция

Основная часть в судебной речи является двухэлементной: состоит из изложения и аргументации.


1. Универсальная композиция

Изложение – презентация заранее отобранных фактов. Оратору предстоит показать, что за проблему он намерен представить перед судом.
Презентация фактов подчинена критерию релевантности (целесообразности) – критерию меры, предохраняющему от излишнего количества подробностей и от недостатка существенных сведений.


2. Модели (типы) изложения.

1. Линейная (хронологическая, естественная) – выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию.


2. Модели (типы) изложения.


2.Модели (типы) изложения.


2. Модели (типы) изложения.

2. Искусственная (искусство группировки фактов).
Задача – заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи.


2. Модели (типы) изложения.

1) Дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению.


2. Модели (типы) изложения.


2. Модели (типы) изложения.

2) Индуктивный метод изложения – репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод. На первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее.


2. Модели (типы) изложения.


2. Модели (типы) изложения.

3) Метод аналогии – один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта, на менее изученный объект.


2. Модели (типы) изложения.

Выделяется существенный признак объекта и фиксируется. Неизвестное сравнивается с известным и также фиксируется.

Читайте также: