Особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования сообщение

Обновлено: 02.07.2024



Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка; ;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


In the article the problem of school adaptation of junior pupils in the first year, are examples of intervention programs that improve children's adaptation to the new social and psychological conditions.

Keywords: school adaptation, disadaptation, primary school age, psychological readiness for school, psychological crisis, school neurosis.

Первый год обучения в школе является важным этапом в становлении личности ребёнка, его отправной точкой к гармоничному развитию и дальнейшим успехам в учебной и общественной деятельности. То, как учащиеся чувствуют себя в коллективе, какие трудности испытывают при общении с другими детьми или учителем, как преодолевают эти препятствия и приобщаются к обществу, являются важными моментами в организации учебного процесса. От благополучной адаптации зависит личностный рост ребёнка, его самочувствие в среде сверстников. Под адаптацией многие авторы понимают приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды.

По мнению И. А. Ивановой, отрицательное течение адаптации приводит к школьной дезадаптации, которая проявляется в устойчивом отказе ребёнка от посещения школы вследствие недоступности для него школьной программы и межличностных конфликтов в школьной среде. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных взаимоотношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения [2, 141].

Самоукина Н. В. и Цукерман Г. А. считают, что начало обучения — это стресс для каждого ребёнка, так как поступление в школу вносит большие изменения в его жизнь, что является поводом не только для радости и гордости, но и волнения, переживаний, напряжения и тревоги. Согласно их наблюдениям среди первоклассников есть дети, для которых процесс адаптации к школе происходит медленнее, чем у их сверстников, показателем этого может быть нарушение сна, аппетита, появления интереса к играм и книгам для маленьких детей. Таким образом, можно сделать вывод, что психосоциальная адаптация проходит у всех детей по-разному.

Согласно норме, поступая в школу, ребёнок должен быть зрелым в социальном и физиологическом отношении, достичь определённого уровня эмоционально-волевого и умственного (интеллектуального) развития. Все эти компоненты связаны между собой и сказываются на поведении и самочувствие учащегося, его настроении и здоровье [1].

Практика показывает, что продолжительность периода адаптации первоклассников к школьной среде составляет пять-шесть недель, из которых наиболее сложные первая — четвёртая недели. Чтобы адаптация прошла успешно, учитель должен понимать, что на данном этапе обучения не нужно перегружать детей учебной работой, их внимание трудно удержать, они быстро устают, поэтому педагогический процесс нужно строить так, чтобы не наносить вреда здоровью каждого ребёнка.

Дети включаются в новые для них виды деятельности, системы межличностных отношений, и всё это способствует перестройке у них всех познавательных процессов. В связи с этим, такие психологи, как Иванова И. А. и Самоукина Н. В. отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Выделяют несколько условий возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе. Первое условие — меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика, появляются такие обязанности, как делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным и дисциплинированным. Второе условие — смена ведущего вида деятельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью, которая построена на основе произвольных усилий ребёнка.Также важным условием психологической адаптации ребёнка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.Четвёртое условие — сдерживание двигательной активности инициативного ребёнка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

По мнению Порецковой Г. Ю., именно в период адаптации отмечается наибольшая восприимчивость к негативным воздействиям и напряжение физиологических процессов, неблагоприятное течение этого периода способствует росту расстройств, а в дальнейшем и формированию хронической патологии. Согласно данным того же автора, среди факторов, способных повлиять на течение адаптации преобладают социальные, наибольшее значение из которых, имеют авторитарные и эмоциональные отношения в семье, неудовлетворительные условия проживания. Всё это может привести к низкой психологической готовности ребёнка к обучению. Биологические факторы, способствующие нарушению адаптации — вегетативные нарушения: частые боли различной локализации, нарушение сна и аппетита [3]. Поэтому появление у первоклассника признаков школьной дезадаптации требует немедленного проведения комплексной работы учителя, психолога и родителей, по её устранению, ведь именно поддержка нужна ребёнку в этот сложный период.

Такие авторы, как Цукерман Г. А., Самоукина Н. В., Иванова И. А., предлагают ряд рекомендаций, при выполнении которых, процесс адаптации может пройти менее болезненно.

Так, Цукерман Г. А. рекомендует в первые недели адаптации к школе уделять ребёнку больше внимания, интересоваться его школьной жизнью, помогать с домашним заданием, следить за его настроением, насколько сильно он устаёт и не слишком ли велики нагрузки, говорить и советоваться с учителем. Лучше забирать ребёнка сразу после занятий, спрашивать его о впечатлениях и о том, что он узнал нового на уроках. Перед тем, как оставлять детей в группе продленного дня лучше убедиться хорошо ли ребёнку в школе, хочется ли ему остаться.

Для более успешного течения периода адаптации Е. Воробьёва предлагает дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов. По её мнению это способствует облегчению процесса усвоения ребёнком учебного материала. Автор считает, что систематическое применение двигательных игр-разминок позволит снизить эмоциональное и физическое напряжение детей, поможет им собраться, настроиться на работу в классе, восстановить внимание и работоспособность, снять напряжение, связанное с периодом адаптации к новым социальным условиям и требованиям [1].

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе, объяснить правила школы и помочь детям осознать себя в роли учеников, сплотить класс в дружный коллектив.

Г. А. Цукерман разработала курс, который включает в себя дидактические игры на классификацию, конструирование, рассуждение, внимание, запоминание. Она отмечает, что усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники [5].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что адаптация к школе это процесс, через который проходят все дети, но не все с ним справляются успешно. Задача учителя и родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить признаки дискомфорта у ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям и настроиться на получение знаний, умений и навыков, перейти в новую социальную роль ученика и успешно реализовать себя в школе.

  1. Воробьёва Е.. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2005. –№ 18. — С.27–38.
  2. Иванова И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. 2015. № 4 (34). С.141–143.

3. Порецкова Г. Ю. Медицинское обеспечение и медико-педагогическая модель организации профилактики нарушений развития и состояния здоровья школьников: автореф. дисс. доктор мед. Наук / Г. Ю. Порецкова. Самара, 2013. — 388 с.

  1. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинг. — М.: Психотерапия, 2008. — 241 с.
  2. Цукерман Г. А. Поливанова К.Н Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, домашнее задание, Иваново, нарушение сна, период адаптации, процесс адаптации, школьная среда.

Татьяна Верухина


Содержание:

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


Креативное мышление

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения


Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!


Ставка на уверенность

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

Медицинские рекомендации

sleeping_child

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.


В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни.

Описание разработки

В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни. Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. [1]

Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала. [3]

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Над проблемой адаптации работали такие психологи как К. Роджерс, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, М. Прихожан, Ю. А. Александровский, К. М. Личко, Н. Г Лусканова и многие другие.

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Заваденко Н. Н предлагает рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах [4]:

1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т. д. ;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т. д. ;

По данным Г. А. Цукермана и К. Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития. Год, отделяющий 6 - летнего ребенка от 7 - летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. [4]

Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации.

К природно - биологическим предпосылкам можно отнести: соматическую ослабленность ребёнка; нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств; нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью; лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья. Выделяют группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей: с отставанием в биологическом развитии; с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих; с хроническими заболеваниями. [3]

К социально - психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести: социально - семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе; психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др. );личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др. ; неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения. [3]

Адаптация детей к школе определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7 - летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий. [2] Ровное, доброжелательное поведение в 1 - м классе приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально - педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.

Ряд исследователей в качестве причин не адаптации выделяют сам процесс обучения.

1. Дидактогения - содержание процесса обучения. Информационные перегрузки связанные с дефицитом времени не соответствуют индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.

2. Дидаксогения - расстройство, вызванное неправильным поведением педагога. Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребенка в период адаптации, связанные с воздействием большого количества факторов внешнего и внутреннего периода. [2]

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы: высокий уровень адаптации, средний уровень адаптации, низкий уровень адаптации. [3]

При низком уровне адаптации наблюдается ее дезадаптация. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. [3]

В исследованиях Э. М. Александровской для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия:

- эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);

- усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;

- успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);

Читайте также: