Сообщение о немцах проживающих на территории краснодарского края

Обновлено: 05.07.2024

250 ЛЕТ НАЗАД ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II ИЗДАЛА
МАНИФЕСТ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НЕМЦЕВ В РУССКИЕ
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КОЛОНИИ. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТО ЖЕ
ВРЕМЯ МОЖНО СЧИТАТЬ МОМЕНТОМ ЗАРОЖДЕНИЯ
ТРАДИЦИЙ НЕМЕЦКОГО ФОЛЬКЛОРА В РОССИИ.

ПОСЕЛЕНИЕ МИХАЭЛСФЕЛЬД БЫЛО ОСНОВАНО В 1868 ГОДУ
КАК ДОЧЕРНЯЯ КОЛОНИЯ ПРИЧЕРНОМОРСКИХ НЕМЦЕВ.
ЛЮТЕРАНЕ, В ОСНОВНОМ ВЫХОДЦЫ ИЗ ВЮРТЕМБЕРГА, РАНЕЕ
ОБОСНОВАЛИСЬ НА ТЕРРИТОРИИ БЕССАРАБИИ И
ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ И ПОЛУЧИЛИ РОССИЙСКОЕ
ПОДДАНСТВО, НО ПОСЛЕ ОПУСТОШИТЕЛЬНОЙ КРЫМСКОЙ
ВОЙНЫ МИГРИРОВАЛИ ВГЛУБЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТАК
ПО ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ БЫЛО ВЫБРАНО
ПОДХОДЯЩЕЕ МЕСТО НА БЕРЕГУ РЕКИ ДЖИГИ НЕДАЛЕКО ОТ
АНАПЫ. ЗДЕСЬ НА ВЫКУПЛЕННОЙ ЗЕМЛЕ ГЕНЕРАЛА БАБИЧА И
ПОЯВИЛОСЬ КОМПАКТНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МИХАЭЛСФЕЛЬД ИЛИ
МИХАИЛСДОРФ, ПОЗЖЕ ПЕРЕИМЕНОВАННОЕ В ДЖИГИНКУ.

СЕЛО ДЖИГИНКА
(МИХАЭЛСФЕЛЬД) – НАХОДИТСЯ В
КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ.
ПОСЕЛЕНИЕ ЭТО ВО МНОГОМ
УНИКАЛЬНО – ОНО И СЕГОДНЯ
ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТОМ КОМПАКТНОГО
ПРОЖИВАНИЯ РОССИЙСКИХ
НЕМЦЕВ, А БЛАГОДАРЯ МЕСТНЫМ
ЭНТУЗИАСТАМ БЕРЕЖНО
СОХРАНЯЕТСЯ НЕМЕЦКАЯ
КУЛЬТУРА.

УЗНАТЬ НЕМЦА МОЖНО ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ – КАЧЕСТВАМ И ЧЕРТАМ
ХАРАКТЕРА:
НЕМЦЕВ ОТЛИЧАЕТ ПОРЯДОК И ИДЕАЛИЗМ. У НИХ ВЕЗДЕ ЧИСТО, ВСЕ
РАСПОЛОЖЕНО ПРАВИЛЬНО, СИММЕТРИЧНО, КРАСИВО. ПРОЯВЛЯЕТСЯ
ТАКОЙ ПОРЯДОК В РАБОТЕ, ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ЖИЗНИ, СЕМЬЕ,
ОБЩЕСТВЕ.
ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ И НЕСЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД
ЗАКОНОМ. СЛОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТОБЫ НЕМЦЫ БУДУТ СПОРИТЬ С
ВЛАСТЬЮ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ,
СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ЖИТЕЛИ ГЕРМАНИИ ЧТЯТ СВОИ ЗАКОНЫ,
ПОСКОЛЬКУ ОНИ ВСЕЛЯЮТ В ЛЮДЕЙ ЧУВСТВО ПОКОЯ, БЕЗОПАСНОСТИ,
УВАЖЕНИЯ.
ТРУДОЛЮБИВОСТЬ. ВЫПОЛНЯЯ ТО ИЛИ ИНОЕ ЗАДАНИЕ, НЕМЦЫ
ПРОЯВЛЯЮТ ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ И ТЩАТЕЛЬНОСТЬ. НИКОГДА РАБОТА НЕ
БУДЕТ ОТЛОЖЕНА НА ПОТОМ, ПОСКОЛЬКУ РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ
ИДЕАЛЬНЫМ И ПРОДУКТИВНЫМ.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ У НЕМЦЕВ РАСПИСАН ОЧЕНЬ ПОДРОБНО. ЭТО ПОМОГАЕТ
ИМ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ, УЧЕБУ, ТРАТЫ, ДОХОДЫ.
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ. НЕМЦЫ СЧИТАЮТ, ЧТО КАЖДАЯ СЕКУНДА ВРЕМЕНИ
ВАЖНА, ПОЭТОМУ ИМ НУЖНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ УМНО И ЭКОНОМНО.
ЭКОНОМНОСТЬ. ЛЮБАЯ ЦИФРА ПРОВЕРЯЕТСЯ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ,
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ, ЗАПИСЫВАЮТСЯ.

НАРОДЫ, ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И НЕМЦЫ СДЕЛАЛИ
КУЛЬТУРУ УНИКАЛЬНОЙ, ПРЕДАВ ЕЙ ТОТ ОБРАЗ,
КОТОРЫЙ ВИДЯТ БОЛЬШИНСТВО ИНОСТРАНЦЕВ МИРА.
САМОБЫТНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНИХ НЕМЦЕВ
ОТРАЖАЮТСЯ В: ПЕСНЯХ.
МУЗЫКЕ.
АРХИТЕКТУРЕ.
КОСТЮМАХ.
КУХНЕ.
ПРАЗДНИКАХ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ - ЭТО
БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ
НАРОДА, НАКОПЛЕННОЕ ВЕКАМИ.
КОСТЮМ КАЖДОГО НАРОДА НЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО НЕИЗМЕННЫМ. ОН
РАЗВИВАЕТСЯ С УЧЕТОМ КЛИМАТА,
ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. КРОМЕ
ТОГО, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ
АТРИБУТОМ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ,
СПОСОБСТВУЕТ СОХРАНЕНИЮ
ТРАДИЦИЙ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ.

Сегодня народная одежда - это
красочное, с большим вкусом и
умением сделанное платье,
надеваемое по праздникам или
торжественным случаям. Богато
украшенные, сшитые из бархата,
полотна, сукна, народные
костюмы, сегодня - не только и
не столько украшение музеев.
Это живая жизнь народа, которая
продолжается в его костюме.

НЕМЦЫ ПЕДАНТИЧНО РАБОТАЮТ, ВЕСЕЛЯТСЯ С РАЗМАХОМ И ЕДЯТ СО
ВКУСОМ. ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ В ГЕРМАНИИ СЛАВИТСЯ БОЛЬШИМ
РАЗНООБРАЗИЕМ. К ТОМУ ЖЕ В КАЖДОЙ НЕМЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ
СУЩЕСТВУЮТ СВОИ ОРИГИНАЛЬНЫЕ БЛЮДА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ИХ
ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ. НАПРИМЕР, ЭТО ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЕ
КОЛБАСКИ, КОТОРЫМИ СЛАВИТСЯ БАВАРИЯ ИЛИ СУП С УЛИТКАМИ В
БАДЕН-БАДЕНЕ.

К ЕЖЕДНЕВНЫМ, ПОПУЛЯРНЫМ ОСНОВНЫМ БЛЮДАМ МОЖНО ОТНЕСТИ
МЯСНЫЕ РУЛЕТЫ С ГРИБАМИ И ДРУГИМИ НАЧИНКАМИ, ШНИЦЕЛИ И,
КОНЕЧНО ЖЕ, КОЛБАСЫ. НА ГАРНИР ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТ МАКАРОНЫ,
КАРТОФЕЛЬ ФРИ И ТУШЕНУЮ КАПУСТУ. ОСОБОЕ МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУХНЕ ГЕРМАНИИ ЗАНИМАЕТ КВАШЕНАЯ КАПУСТА, ОНА СЧИТАЕТСЯ
ЛЮБИМЫМ БЛЮДОМ НЕМЦЕВ. И ГОТОВЯТ ЕЕ ЗДЕСЬ ВСЕМИ ИЗВЕСТНЫМИ
СПОСОБАМИ. ПОМИМО ДОБАВЛЕНИЯ В САЛАТЫ, ЕЕ ВАРЯТ, ЖАРЯТ, ТУШАТ И
ДАЖЕ ДЕЛАЮТ ПЮРЕ.

Немецкий рисовый пудинг
Немецкий фруктовый хлеб — штоллен
ОСОБОЕ МЕСТО В НЕМЕЦКОЙ КУХНЕ ЗАНИМАЮТ
ДЕСЕРТНЫЕ БЛЮДА. СЛАДОСТИ ПОРАЖАЮТ
МНОГООБРАЗИЕМ: ВОЗДУШНЫЕ БУЛОЧКИ,
ПЕСОЧНЫЕ ПИРОЖКИ, ФРУКТОВЫЕ КЕКСЫ,
БИСКВИТНЫЕ И ЗАВАРНЫЕ ПИРОЖНЫЕ,
РИСОВЫЕ ПУДИНГИ, ВАФЛИ, И ПРЯНИКИ. ЭТО
ЛИШЬ НЕБОЛЬШОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЫЧНЫХ,
ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕСЕРТОВ. НО ЕСТЬ ОСОБЫЕ
СЛАДКИЕ ИЗДЕЛИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНЯТО ЕСТЬ
ТОЛЬКО ПО РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПРАЗДНИКАМ. К
НИМ ОТНОСИТСЯ ШТОЛЛЕН – ФРУКТОВЫЙ ХЛЕБ.
ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТВЕРДЫЕ КЕКСЫ, В
ТЕСТО ДЛЯ КОТОРЫХ ДОБАВЛЯЮТ ЦУКАТЫ,
ОРЕХИ И МАРЦИПАН. ЕГО ПЕКУТ ЗА МЕСЯЦ ДО
УПОТРЕБЛЕНИЯ, И ВЫДЕРЖИВАЮТ ДО
ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМ ОСОБОГО ВКУСА И
АРОМАТА.

ИЗ НАПИТКОВ ПОМИМО ТРАДИЦИОННОГО ПИВА,
ПРИГОТАВЛИВАЮЩЕГОСЯ С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ И ПО
СТАРИННЫМ ТРАДИЦИЯМ, НЕМЦЫ УПОТРЕБЛЯЮТ
СИДР, ШНАПС И ГЛИНТВЕЙН. ПОПУЛЯРНОСТЬЮ
ПОЛЬЗУЮТСЯ И ХОРОШИЕ ВИНА.
Немецкий глинтвейн с палочкой корицы
Пиво

ЗАВТРАК ПО-НЕМЕЦКИ
НИ ОДИН НЕМЕЦКИЙ ЗАВТРАК НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ
ХЛЕБА ИЛИ БУЛОЧЕК. ЭТИМ ИЗДЕЛИЯМ В ГЕРМАНИИ
УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ. СКОЛЬКО ЗДЕСЬ
СУЩЕСТВУЕТ СОРТОВ ХЛЕБА, НЕ ВОЗЬМЕТСЯ СКАЗАТЬ
НИКТО. ОН ДЕЛАЕТСЯ ИЗ РАЗНООБРАЗНОГО ТЕСТА
(НАПРИМЕР, КАРТОФЕЛЬНОЕ, МОРКОВНОЕ) С
САМЫМИ НЕОБЫЧНЫМИ ДОБАВКАМИ (ОЛИВКИ,
ТЫКВЕННЫЕ СЕМЕЧКИ). К СВЕЖЕЙ ВЫПЕЧКЕ
ПОДАЕТСЯ ВАРЕНЬЕ, МЕД, ВЕТЧИНА И СЫРЫ.
ЗАВТРАК МОЖЕТ БЫТЬ ДОПОЛНЕН ЯЙЦАМИ,
ТВОРОГОМ, ЙОГУРТОМ И ФРУКТАМИ. ИЗ НАПИТКОВ
ТРАДИЦИОННО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ КОФЕ ИЛИ ЧАЙ.
КАК ПРАВИЛО, ЭТО ПРОИСХОДИТ С СЕМИ ДО ВОСЬМИ
ЧАСОВ УТРА. ВРЕМЯ ЗАВТРАКА, КОНЕЧНО, МОЖЕТ
ВАРЬИРОВАТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГРАФИКА
РАБОТЫ ЛЮДЕЙ.

ОБЕД
ОБЕДАТЬ НЕМЦЫ НАЧИНАЮТ В ДВЕНАДЦАТЬ
ЧАСОВ ДНЯ. ПОЛНОЦЕННЫЙ ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ
СОСТОИТ ИЗ СУПА, ОСНОВНОГО БЛЮДА, ЗАКУСКИ
И ДЕСЕРТА.
ЗАКУСКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНОВИДНОСТЯМИ
БУТЕРБРОДОВ. ДЛЯ ИХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КОЛБАСЫ, СЫРЫ, РЫБА И,
КОНЕЧНО, МАСЛО. МНОГО ЗАКУСОЧНЫХ БЛЮД
ИЗ ЯЙЦА, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАРЕНЫМ,
ФАРШИРОВАННЫМ, ПОДАННЫМ ПОД СОУСОМ.
БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЮТСЯ
ОМЛЕТЫ С РАЗНООБРАЗНЫМИ ДОБАВКАМИ.
ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ ЗАКУСКИ ИЗ СЕЛЬДИ И
САРДИН.

Супы также поражают многообразием ингредиентов:
пивной, картофельный, сырный, чечевичный, рыбный,
суп-лапша. Составляющей для супа также может быть
тыква, шпинат, цветная капуста, брокколи. В качестве
добавки часто используют имбирь.
Основное блюдо состоит из жареного или тушеного
мяса, шницелей, бифштексов, рыбы или блюд из
фарша. На гарнир подаются овощи, картофель или рис.
Десерты могут быть самыми разными: торты, кексы,
пряники, марципаны и еще огромное множество
вариантов. К ним может быть подан компот, который
готовится их большого количества фруктов с
минимальным количеством воды.

Ужин
Ужин проходит с шести до семи часов
вечера и в основном состоит из
холодных блюд. Но, тем не менее, он
является
достаточно
сытным
и
обильным.
Это
рыбные
блюда,
запеченная свинина, говяжьи рулеты с
квашеной капустой и маринованными
огурцами, колбасы и сыры. Во время
ужина немцы позволяют себе выпить
традиционного пива.

Россия с момента своего создания являлась многонациональным государством - в ее состав всегда входило множество народов, как коренных, так и представителей других стран. Начиная со времен Василия III в России стали появляться "немецкие" слободы (т.е. иностранные, а не только германцев). При Екатерине II и Александре I процесс привлечения иностранцев для постоянного проживание в стране усилился. Благодаря их политике, направленной на привлечение иностранных колонистов, на Кавказе появились колонии иностранцев, в том числе и немцев.

К середине XVIII в. европейская часть России имела обширные малообрабатываемые территории, не хватало специализированных рабочих для фабрик и заводов. Развитых крестьянских хозяйств в стране не хватало для полноценного освоения земель, основная масса крестьянства была закрепощена и состояла в общинах, что в сильной мере сдерживало развитие сельского хозяйства. Это же положение не давало оснований для роста количества специализированных рабочих.

Для исправления ситуации при Екатерине II было решено приглашать свободных земледельцев и специализированных рабочих из-за границы. Российское правительство рассчитывало, что в страну устремятся зажиточные крестьяне, способные за свой счет обустроиться на месте и самостоятельно создать рентабельное хозяйство. С этой целью в 1763 г. был издан манифест, призывающих в Россию иностранных колонистов на льготных условиях. Было создано несколько ведомств, осуществлявших данные переселения. При Александре I, в 1804 г., был издан ещё один подобный манифест. Иностранные колонисты не несли рекрутской повинности, освобождались от гражданской службы, имели право свободы вероисповедания, получали беспроцентные ссуды на обзаведение хозяйствами, имели право беспошлинной торговли и право на основание фабрик и заводов.

На деле все сложилось несколько иначе. Основная масса переселенцев была бедняками, спасавшихся от религиозных преследований со стороны католичества. Кроме того, колонистов направляли в районы, которые нередко попадали под набеги кочевников. Как итог, большинство первых колонистов жило в обычных землянках и имело скудное хозяйство. Тем не менее, поток европейских колонистов со временем увеличивался.

Появление первых немецких колонистов на Кубани относится к 1852 г. В Ейском отделе им было выделено два надела (на берегу Азовского моря и Ейского лимана). Первыми основанным колониями стали Александерфельд (совр. село Александровское) и Михельсталь (селение Воронцовское).

После окончания Крымской войны 1853-1856 гг. многие южные территории России пришли в упадок. Иностранные колонисты стали эмигрировать из России, часть стала мигрировать по российским территориям. Так группа разоренных немецких колонистов из Бессарабии (Молдова) переселилась на Кубань, основав колонию Эйгенфельд (совр. село Ванновское) в 1868 г. на левобережье Кубани в землях, не принадлежавших Кубанскому казачьему войску. Первая партия переселенцев составила 80 семей. На следующий год прибыло ещё 50 семей, основавших в версте от первой колонии поселение Розенфельд (совр. село Шереметьевское). В 1871 г. прибыла новая группа переселенцев, основавшая в 10 верстах от Розенфельда свою колонию. Все три поселения были основаны вдали от существовавших поселений и вне станичных юртов (земельных наделов).

Колонисты часто выкупили занятые земли у государства в частную собственность. Управление колоний были выведены из судебных, общегосударственных и полицейских ведомств. Они управлялись обособленным госорганом, сельским сходом и сельским приказом. С 1871 г. колонисты стали рассматриваться как отдельная сословная группа в числе крестьянства. В последующем количество колонистов на Кубань возрастало.

Помимо основных организованных потоков колонистов на Кубань были "стихийные" малочисленные переселения. Так в Ейском и Кавказском отделе Кубанской области появились мелкие колонии колонистов-арендаторов. Как и все колонии, они занимались земледелием, но земли имели не в частной собственности, а арендовали их у Кубанского казачьего войска или частных землевладельцев. Также колонисты занимались виноделием, ремеслами, торговлей.

Залогом крепкого хозяйства стало изначальное обладание крупным капиталом основной массы колонистов, использование качественного и технически нового инвентаря, отсутствие дробления участков - надел переходил по наследству от отца к старшему сыну. Остальные наследники получали денежные компенсации.

Упадку немецких хозяйств на Кубани способствовала Первая Мировая война, во время которой многие хозяйства подверглись самозахвату со стороны кубанцев, часть немцев была выселена с Кубани. Последующая гражданская война и установление советской власти ограничили развитие хозяйств немецких колоний. В 1930-х гг. с началом процессов борьбы с кулачеством и коллективизацией началась массовая эмиграция кубанских немцев в Германию. 4 мая 1941 г. был расформирован Ванновский немецкий район, что послужило окончанию истории немецких колоний на Кубани.

Кому понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал)))


Краснодарский край — едва ли не главный курортный регион России — в последние годы приковывает к себе внимание всей страны, в основном, в связи с трагедиями. Особенно остро там стоит национальный вопрос — только по официальным данным на Кубани проживают почти полтора десятка представителей различных этносов.

История немцев на Кубани довольно сложная. В 1941 году их высылали в Казахстан. И есть такое ощущение, что после смерти Сталина обратно вернулось довольно мало именно кубанских немцев. А ехали туда в основном поволжские немцы. Видимо, это как-то связано с климатом. Поэтому сейчас там сложился весьма интересный этнос, ибо нынешние кубанские немцы — это в основном, бывшие поволжские, как я понимаю. Но называют они себя — кубанскими. В 1990-е годы многие из них эмигрировали в Германию.

Один из героев нашего фильма — учитель немецкого языка, работавший в Таллине и во время перестройки, когда в Эстонии ему уже стало трудно жить, переехавший на Кубань. Он потерял прежнюю работу и стал заниматься фермерством. И теперь он не хочет уезжать, потому что у него дела идут более-менее неплохо. Хотя дети все уже в Германии. Мне наиболее интересно, что в них осталось немецкого? А поскольку я сам когда-то работал переводчиком с немецкого языка, то и — что у них сейчас за язык?

— Еще во время одной из наших предыдущих поездок в Краснодарский край, мы познакомились с армянином по имени Артоваз. Это амшенский армянин — светловолосый и голубоглазый. Амшенские армяне в Причерноморье тоже живут уже довольно давно. Артоваз — это наше связующее звено. Именно он нас познакомил и с езидами, и с турками-месхитинцами. Что интересно, его жена — немка. Соответственно, наш первый герой — тесть армянина Артоваза, немец Александр Метцер.

— У них сохраняются немецкие фамилии?

— Да, немецкие фамилии они строго сохраняют. Хотя жена Александра с Украины. Как мне рассказали, она выучила немецкий язык. Еще один наш герой, которого нашел Артоваз, часовщик Роберт Мюллер. Есть юрист Александр Франк, который выбрал профессию, потому что у его родителей, сосланных когда-то в Казахстан, была весьма нелегкая судьба. И ему было необходимо хоть как-то защищать своих гонимых родственников. Правда, говорить, кто из них станет нашим основным героем, пока рано, это будет решаться на месте. Как это ни странно, но найти кубанских немцев оказалось сложнее, чем коренных костариканцев в Коста-Рике, где я когда-то тоже снимал документальный фильм.

— Откровенно о своей вере заявил только часовщик Роберт Мюллер — активист лютеранской церкви. Его отец был пастором, а сын, естественно, это скрывал. Причем Мюллера почему-то все называют сектантом, что само по себе абсурдно, но примечательно.

— Немцы культурно хоть как-то близки большинству жителей Кубани. А, например, турки и армяне, по вашему предыдущему опыту общения с ними, чувствуют на себе какое-то негативное отношение местного населения?

— Смешанные браки на Кубани редкость?

— Нет, они бывают. Например, мы общались с этнографом Игорем Кузнецовым, который изучает турков-месхетинцев, так вот его сын женился на адыгейке. Как рассказал сам Кузнецов, браки с адыгейцами случаются.

На национальный вопрос в Краснодарском крае оказывают сильное влияние интересы бизнеса. То есть национальные проблемы часто раздуваются, когда идет столкновение чьих-то бизнес интересов.

— То есть это рассматривается, как инструмент влияния?

— Как мне кажется, да. Другие нации, которые приезжают на Кубань, естественно, очень сплоченные. Иначе им не выжить. Например, у армян на Кубани очень сильная диаспора и очень серьезный бизнес. Естественно, приезжие зачастую как-то отмежевываются от местных. Кроме того, там происходит сильнейшее столкновение менталитетов.

— Менталитет местного славянского населения Кубани — русских, украинцев, белорусов — на ваш взгляд, сильно отличается от менталитета жителей Москвы и Петербурга?

— У них есть какое-то негативное отношение к Петербургу или Москве?

— Наверное, это нужно спрашивать у тех людей, которые живут уже ближе к Сочи. Те, с кем общались мы, наоборот, утверждали, что там есть для них работа. Когда мы разговаривали с турками-месхетинцами и с амшенцами, то они говорили, что все перебираются поближе к Сочи. Я вообще обратил внимание на очень горячую поддержку того, что делает правительство. Критики властей у них практически нет. Они душой ратуют за все, что сейчас происходит.

— И еще они умеют этим пользоваться…

— …И умеют этим пользоваться, это безусловно.

— Несколько лет назад турки-месхетинцы из Краснодарского края активно переселялись в Америку. Наши правозащитники тогда били в набат, мол, уменьшается количество представителей этого этноса и скоро их у нас совсем не останется. Действительно есть такая проблема или это преувеличение?

12 февраля 1943 года Краснодар был освобожден от немецких захватчиков. За шесть месяцев оккупации погибли тысячи жителей, а городу был нанесен непоправимый ущерб.

Илья Киселев

Илья Киселев

Споры о масштабах той трагедии не утихают и спустя десятилетия. На вопросы Юга.ру об оккупации Краснодара ответил кандидат исторических наук, член Краснодарского регионального отделения Российского военно-исторического общества Илья Киселев.

Потерянная переправа

Оборону Краснодара часто называют героической. Что это значит, как она проходила?

— Одно дело оценивать героизм жителей города и края, которые служили в Красной армии и на флоте, и другое дело — это оценка обороны города в августе 1942 года, это разные вещи. Если говорить о боях за Краснодар, то они шли в условиях неблагоприятной обстановки. Войска Германии и ее союзников имели заметное превосходство в технике и людях, что позволило им захватить значительную часть Краснодарского края. В этих условиях отстоять Краснодар было практически невозможно. Борьба за город шла несколько дней — это дало возможность эвакуировать людей и вывезти определенные ценности. Но удерживать Краснодар долго не было возможности, и советское командование это понимало.

Первые сражения на подступах к городу начались 8 августа. На следующий день немцы ворвались в Краснодар, где весь день шли уличные бои — отдельные советские части прорывались через город к переправе, находившейся в районе нынешнего Яблоновского моста. Основные силы, защищавшие кубанскую столицу, отступили за линию железной дороги, которая и сегодня проходит через весь город. То есть советские войска удержали Дубинку и Сады, которые сегодня являются районом Черемушки, а также и Пашковскую. Она в то время была отдельным населенным пунктом. Два дня наши войска сражались за Пашковскую переправу через Кубань. 11 августа переправу взорвали, чтобы она не досталась врагу. В ночь на 12 августа советские части переправились на южный берег Кубани. Этим, по сути, закончились боевые действия в городе.

9 августа 1942 года началась оккупация Краснодара, которая продолжалась более шести месяцев. 12 февраля 1943 года Кубанская столица была освобождена через 186 дней после начала оккупации.

О событиях на Пашковской переправе идет много споров — были ли в действительности сотни погибших призывников-старшеклассников, которых, как многие считают, бросили на верную смерть?

— Накануне боев за Краснодар в ряды 56-й армии действительно было призвано несколько тысяч краснодарцев и жителей ближайших станиц, которые пополнили поредевшие воинские части. Но костяком этих соединений были опытные бойцы и командиры, а призывниками просто наполняли уже существующие подразделения.

Но сотни погибших старшеклассников были?

— Можно говорить о нескольких тысячах погибших и попавших в плен, среди которых, несомненно, были и призывники из Краснодара. Но говорить о том, что их одних бросили на смерть, нельзя. Они сражались в рядах более-менее сколоченных воинских частей, и отдельные формирования из них не создавали. Где-то их могло быть больше, где-то меньше, но, так или иначе, они были в рядах Красной армии. И нельзя сказать, что их бросили, потому что, когда переправа была потеряна, всем ее защитникам было приказано перебраться на другой берег Кубани на подручных средствах, что большинством из них и было сделано. Хотя сделать это было очень непросто — Кубань тогда была гораздо более бурной рекой, чем сейчас.

Пашковская понтонная переправа — один из символов обороны Краснодара. В начале августа 1942 года здесь развернулись кровопролитные бои, в которых в составе частей 56-й армии приняли участие и призывники из Краснодара. Героическое сопротивление защитников переправы дало возможность частям Красной армии и беженцам покинуть город до прихода немцев.

Выпороть за кражу

Как началась оккупация Краснодара?

В Краснодаре начали функционировать стандартные для всей оккупированной советской территории гражданские органы власти, которые занимались различными хозяйственными, культурными, общественными вопросами, образованием и здравоохранением. Там работали так называемые фольксдойче — лица немецкой национальности, проживающие на территории СССР (но их было немного и, как правило, это были не жители Кубани), были и обычные советские граждане, в том числе и на руководящих постах. Это зависело от степени их лояльности новой власти. Могли в этих органах быть выходцы из эмигрантской среды, покинувшие Россию после Гражданской войны. Но их тоже было немного.

Насколько активно местные жители сотрудничали с немцами?

— Этот вопрос очень сложный, потому что на всей оккупированной территории Советского Союза и Европы население так или иначе было вынуждено уживаться с немцами. Кто-то стал на путь открытой или скрытой борьбы с оккупантами, но основная масса людей не были к ней готовы. Большинство мужчин уже были призваны на фронт, основная масса населения — это женщины, старики и дети. И конечно, им приходилось как-то решать свои бытовые проблемы.

Одним из следствий оккупации стало повсеместное падение уровня жизни. Новые власти почти не заботились о здравоохранении. Именно поэтому на Кубани к концу оккупационного периода началась эпидемия тифа. Отсутствовало централизованное снабжение продовольствием, что сильно сказалось на жизни людей. И если сельское население имело ресурс в виде подсобного хозяйства, то горожанам приходилось добывать себе еду с немалыми трудностями. Поэтому люди, у которых не было возможности что-то продать, достать или получить, вынуждены были устраиваться на официальную работу, а значит, так или иначе иметь дело с оккупационной властью.

Но это один вид сотрудничества с оккупантами. С другой стороны, были те немногие, кто сознательно шел на службу к немцам и даже, вероятнее всего, ждал их. Эти люди пытались сделать карьеру в новых условиях, считая, что немцы пришли навсегда. Были такие, кто принципиально выступал против советской власти. А некоторые сводили личные счеты, — с начальством, соседями и кем угодно. Так пополнялись органы власти и ряды полиции.

Во время оккупации Краснодара погибли тысячи жителей. Кем были эти люди и за что они пострадали?

— Буквально сразу же захватчики постарались взять на учет всех евреев, а потом их уничтожить — это факт. Кроме того, во внимание карательных органов попал комсомольский и партийный актив, который здесь находился. Но даже после освобождения Кубани отмечалось, что оккупацию пережили несколько тысяч членов коммунистической партии и комсомола. Им пришлось доказывать, что они сохранили лояльность советской власти, и далеко не все остались в рядах ВКП(б) и ВЛКСМ: их попросту исключили из партии и комсомола. Во время оккупации могли также пострадать семьи военнослужащих Красной армии.

Смотрите также:

Чем дольше длилась оккупация, тем сильнее росли масштабы репрессий, и попасть под маховик немецкой машины террора мог любой житель города и края. Во-первых, немцы очень жестко подходили к любому нарушению порядка в их понимании. Например, была введена система телесных наказаний. То, от чего наша страна ушла после Революции 1917 года, вновь вернулось. Человека могли прилюдно выпороть за невыход на работу, за подозрение в мелкой краже, за какие-то небольшие провинности. Во‑вторых, лиц, которых уличали или подозревали в сотрудничестве с подпольщиками и партизанами, могли не просто казнить, а сделать это демонстративно. Со времен Гражданской войны в Краснодаре люди не видели, чтобы казненные несколько дней висели на улицах города.

Некоторые считают, что на оккупированных территориях убивали только евреев и коммунистов, а простых горожан не трогали. Как было на самом деле?

— Да, за полгода оккупации террор не мог затронуть каждого жителя города, но видели эти казни все. А главное — это ощущение собственной бесправности. Советские граждане по отношению к оккупационным войскам считались людьми второго-третьего сорта, в их отношении действовали совсем другие законы.

Сколько человек в общей сложности не пережили оккупацию города?

— К июню 1945 года краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков сообщила о гибели 11 тыс. 472 человек. Сегодня можно говорить о более чем 13 тыс. жертв оккупантов. Цифра изменилась в связи с тем, что постепенно выявлялись новые жертвы. Для города, где до начала войны жило более 200 тыс. человек, а во время самой оккупации население составляло не более 150 тыс. жителей, потери были серьезными. Погиб фактически каждый одиннадцатый житель города. При всем том, что есть общая цифра, точно установить, кто, когда и где был убит, очень сложно. И видимо, до конца об этом мы не узнаем уже никогда.

Немецкие солдаты на улице Красной, август 1942 года © Фото с сайта myekaterinodar.ru

Буфет на вокзале Краснодара, 1942 год © Фото с сайта myekaterinodar.ru

Перекресток улиц Мира и Красной, осень 1942 года/зима 1943 года © Фото с сайта myekaterinodar.ru

Краснодар освобожденный, улица Красная 12 февраля 1943 года © Фото с сайта myekaterinodar.ru

Где хоронили погибших краснодарцев? До сих пор ведутся споры, есть ли могилы на территории Чистяковской рощи или в центре города.

— В центре города могли существовать только отдельные захоронения. После войны все погибшие, как правило, были эксгумированы и перезахоронены в братских могилах. Все основные места захоронения тогда располагались на окраине либо за пределами города. Краснодар серьезно разросся, и сейчас эти места находятся в городской черте. Есть факты о том, что отдельные захоронения происходили на месте мемориала жертвам фашизма в нынешней Чистяковской, а тогда Первомайской роще. О масштабах можно спорить — там явно находятся останки далеко не всех жертв. Было также крупное захоронение на северной окраине города, там где проходил один из противотанковых рвов, — сейчас это пересечение улиц Солнечной и Московской. Еще одно захоронение есть на берегу Кубани в районе мясокомбината — там находился один из лагерей советских военнопленных. Но среди погибших красноармейцев могли оказаться и гражданские лица.

Многие кубанцы вспоминают рассказы пожилых родственников о том, что больше всего в годы оккупации они натерпелись не от немецких, а от румынских солдат.

— Проблема была в том, что румынская армия была не столь организованной и обеспеченной, как немецкая. Немецкое командование следило за дисциплиной и не допускало повального мародерства со стороны своих солдат. А вот румынские военные позволяли себе грабить простое население. Они отбирали продукты, одежду и даже какие-то бытовые предметы, чем и запомнились.

Другое дело, что румыны не так активно участвовали в организованном терроре, да и часто их самих ставили на место немцы. Но вовсе не потому, что немцы так заботились о мирном населении, — просто солдаты вермахта пренебрежительно относились к румынам, и немецкое командование желало, чтобы союзники соблюдали хоть какую-то дисциплину. При этом нужно помнить, что власть на оккупированных территориях юга России, в том числе и в Краснодаре, находилась в руках германского военного руководства. Поэтому солдаты, офицеры и генералы вермахта разделили ответственность за террор в отношении советских граждан с такими преступными организациями, как СС, СД или нацистская партия.

Вешали прямо на центральных улицах

Насколько ожесточенными были бои за освобождение Краснодара в феврале 1943 года?

Наши войска вслед за передовыми частями вошли в город, по сути походными колоннами, по улицам Ставропольской и Северной. Уже в первой половине дня 12 февраля город был освобожден войсками 46-й армии генерал-майора И.П. Рослого. Можно говорить о том, что судьба города решалась в сражениях, которые происходили к югу и к северу от Краснодара. Наступление советских войск на этих участках фронта и заставило немцев отступить. Вместе с тем, город не стал ареной длительных уличных боев, что несомненно спасло многие жизни.

Ущерб, причиненный городу Краснодару за месяцы оккупации, превысил 2 млрд рублей. Были разрушены заводы, мельницы, электростанция, речная пристань и железнодорожная станция. В руинах осталось более 800 зданий, среди которых оказались театры, школы, вузы, кинотеатры и административные здания.

Как местные жители отреагировали на освобождение города?

— Местные жители ждали прихода советских войск уже с конца января. Во-первых, в окрестностях Краснодара шли бои, и людям это было прекрасно слышно. Во‑вторых, было видно, что немцы сворачиваются и постепенно уходят. На конец оккупации приходится наиболее активный и непредсказуемый немецкий террор. При малейшем подозрении в симпатиях к советской власти или причастности к партизанам или подполью жителей вешали прямо на центральных улицах. Именно поэтому в последние дни оккупации и в первые дни освобождения было много разговоров о повешенных на столбах — несколько десятков человек.

Поэтому краснодарцы с радостью встретили своих освободителей — бойцов и командиров Красной армии. Тому есть масса свидетельств: дневниковых записей, личных воспоминаний, фотографий.

Больше информации об истории Краснодара в годы Великой Отечественной войны:

Читайте также: