Основы вокального искусства методическое сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Цели и задачи исследуемого предмета, критерии оценки знаний и умений учащихся. Содержание предмета по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний. Основные темы занятий в конкретные периоды обучения.

Рубрика Педагогика
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 15.09.2014
Размер файла 26,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основы вокальной методики

Основная идея комплекса - воспитания специалиста, обладающего помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

В содержательной части комплекса раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях.

Достаточно полно изложен план самостоятельной работы студента, который включает ряд тем для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплекс, составленный Н.А. Семешко, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

Учитывая все вышесказанное, считаю, что УМК можно рекомендовать для применения в учебном процессе.

1. Пояснительная записка

знание вокальный студент учебный

Ознакомление с основными принципами отечественной и зарубежной вокальной педагогики. Анализ различных методов и приемов преподавания с целью выявления наиболее рациональных из них. Ознакомление с особенностями строения и работы голосового аппарата певца, акустикой и психофизиологией пения. Воспитание у студентов умения пользоваться данными науки в практической работе. Ознакомление с вокально-методической литературой в области вокального искусства.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования.

2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.

3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум.

Цель курса - расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.

Задачи:

? научить студента, обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;

? помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;

? дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;

? сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.

Теоретические сведения не всегда легко осваиваются студентами-певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время студент, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели.

Программа состоит их трёх частей. Первая часть посвящена основным сведениям из акустики, физиологии и психологии в применении к вокальному искусству. Это та научная база, на основе которой решаются методические вопросы.

Вторая часть посвящена работе голосового аппарата в пении: дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и так далее - всё это части единого голосового аппарата, в равной мере необходимые для получения певческого голоса, работающие в тесной взаимообусловливающей связи.

Третья часть рассматривает основные музыкально-педагогические принципы восприятия певцов и охватывает ряд вопросов практической работы с учеником.

Теоретические основы вокальной методики являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса вокальной методики следует сочетать с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приёмов работы над голосом. Практическими формами работы могут быть: анализ вокальных произведений с выявлением трудностей исполнения; подбор и исполнение вокальных упражнений с объяснением их возможной целеустремлённости, обсуждение репетиций или концертов вокальной музыки и другое.

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

- историю русской национальной школы пения, основные этапы ее развития;

- систему вокального образования, требования, предъявляемые к певцу и педагогу;

- теоретические основы певческого голоса, классификацию голосов, их диапазоны и регистровое строение;

- работу голосового аппарата в пении, некоторые вопросы практической работы с учеником;

- применять знания в области педагогической работы, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося;

- определять вокальные трудности и пути их преодоления;

- правильно определять тип голоса у учащегося, развивать его и последовательно исправлять те или иные недостатки;

- адаптироваться к требованиям условий работы в педагогическом коллективе;

- ориентироваться и работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;

владеть:

- профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования;

- знаниями в области педагогического репертуара и методической литературы;

- основными принципами воспитания певца;

- теоретическими знаниями в музыкально-исполнительской

Современные задачи подготовки певцов-профессионалов, владеющих основами вокальной методики, требуют глубокого знания ими анатомии и физиологии голосового аппарата. Поэтому в данный курс включены темы, дающие студенту возможность изучить строение голосового аппарата, познакомиться с взаимодействием всех его частей в процессе пения и нервным управлением всем этим процессом. Важным для певца является также знание основных гигиенических правил и специфики жизненного режима вокалистов, разумной организации труда и отдыха. Понимание причин, способствующих возникновению профессиональных болезней голоса. Это предполагает изложение некоторых особенностей анатомии и физиологии органов голосообразования в достаточно подробной форме.

Некоторые темы следует читать с привлечением музыкальных иллюстраций. К ним относятся темы, связанные с акустическим строением голоса, органов дыхания, гортани и артикуляционного аппарата в речи и пении, дефектов голоса и путей их преодоления.

Чтобы теснее увязать теорию с практикой, в курс вводится семинарские занятия и написание реферата (с последующей защитой), это воспитывает у студентов необходимые навыки самостоятельной работы с литературой, умение кратко, логично и профессионально излагать материал. Семинарские занятия позволят студентам на практике применить уже усвоенные теоретические знания.

Изучение тем, снабженных изданной методической литературой, педагог может предоставить студентам для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы. Педагог выступает в данном случае лишь как консультант, разъясняющий студентам возникающие у них в процессе изучения материала вопросы.

Педагог, читающий курс и проводящий семинарские занятия, должен быть широко эрудированным человеком; знающим последние достижения науки в области певческого голоса и методики его развития.

В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из самых значительных мест. Голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания.

Музыкальный язык, как и язык речи, является средством общения, средством передачи определенной информации от одного человека к другим людям. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки. Все то многообразие качеств, которые мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. Зная ее, мы сможем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств голоса.

Теоретические сведения не всегда легко осваиваются певцами, кажутся довольно сложными и далекими от педагогической практики, от певческого творчества. Однако вокальный педагог, как и ученик, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное и что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять педагоги.

Данное методическое пособие создано для преподавателей вокала. В нем представлены основные теоретические сведения по строению голосового аппарата, звукообразования, развитию голоса и воспитанию певца, а также содержатся методические рекомендации и практические упражнения. Особое внимание обращено на формирование у обучающихся главных профессиональных установок, позволяющих правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки, необходимые для будущей исполнительской деятельности.

Вокальное искусство рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.

Вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

2. Основная часть

2.1 Органы дыхания и их функции

Искусство пения есть искусство дыхания – очевидная истина для любого вокалиста. Воздух в лёгких – это топливо, без которого невозможно формировать звук. Поэтому с самого начала нужно уделить дыханию самое пристальное внимание. При дыхании, как известно лёгкие наполняются воздухом, после выдоха снова возобновляется вдох. Наполнение лёгких воздухом, то есть вдох, происходит при помощи ряда мускулов, окружающих грудную клетку, сама же ткань лёгких в этом процессе активного участия не принимает. С боков лёгкие ограждены подвижными ребрами, которые расширяют грудную клетку при помощи мускулов, а со стороны брюшных органов – плотным мускулом (грудобрюшной преградой), называемым диафрагмой.

Диафрагма - это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. Она представляет собой тонкую, широкую пластину, изогнутую выпуклой стороной вверх и замыкающую нижнее отверстие грудной клетки. Диафрагма исполняет роль главной дыхательной мышцы.


2.2 Типы дыхания и их характеристики


В пении вдох обязательно должен открывать грудную клетку, при этом грудь и плечи не должны подниматься. Вдох нужно контролировать руками, положив их ладонями на нижнюю часть ребер: руки должны ощутить как расходятся ребра в стороны под напором потока воздуха, входящего в легкие. Затем сделайте выдох (сброс дыхания) – руки ощутят как ребра опустились, вернулись в прежнее состояние.

От состояния и качества мускулатуры, окружающей грудную клетку, в значительной степени зависит уменье певца владеть своим дыханием. Если мускулатура грудной клетки слаба, следует принять меры к её развитию.

Как делать вдох – ртом или носом? Вдох нужно делать носом, но дополнительно вдыхайте через рот. Поток воздуха при вдохе через нос предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли, не сушит слизистую ротовой полости.


Вдох носом поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука).

Положение корпуса во время пения:

  • стоять нужно прямо, опираясь на обе ноги, чтобы сохранять симметричность расположения мышц;
  • плечи, слегка откинуты назад, и лопатки опущены;
  • прямо и естественно держащаяся голова.

Нельзя допускать никакой напряжённости в положении корпуса.

Выполняя вдох через нос следите, чтобы не поднимались плечи и верхняя часть грудной клетки, не напрягались челюсть и корень языка. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство.


Чтобы воспроизвести нижнерёберно-диафрагматическое дыхание:

- встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах,

- поставьте руки на нижнюю часть рёбер,

- глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как рёбра раздвигаются в сторону,

- передняя стенка живота при этом выдвигается вперёд,

- плечи должны оставаться неподвижными;

- постепенно выдыхайте воздух (рёбра и живот возвращаются в исходное положение).

Чтобы лучше понять, представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть. Вначале, для контроля ощущений, вдыхать можно спокойно, но при пении вдох должен быть быстрым и энергичным. Напротив, выдыхать старайтесь как можно медленнее и без толчков. Чем длиннее выдох, тем более широкая фраза будет вам по плечу.

Постарайтесь почувствовать какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как работает диафрагма на выдохе. Для этого четко произнесите звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжите их на выдохе ФУ-У-У-У-У-У. Повторите полученное звуковое сочетание КШШШФУУУ несколько раз. Анализируйте работу внутримышечного корсета и диафрагмы. Косые мышцы живота напрягаются подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра расширяются, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У). Запомните физические ощущения.

Отметьте важный момент: между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Эта крошечная пауза очень важна, но это не остановка и не зажим дыхания. Задержка дыхания должна быть мгновенной и естественной, в то же время четко переключающей в пении на выдох.

Упражнение КШ-ФУ, нужно выполнять как настройку дыхания и является своеобразным массажем связок, активной воздушной струей.

Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, можно рекомендовать следующее упражнение: нужно лечь на спину на твёрдую поверхность и осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положение. Затем надо постараться применить это же упражнение, но только стоя. Для этого требуются длительные, систематические упражнения, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный.


Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения рекомендуются беззвуковые дыхательные упражнения. Хотя практика показала, что можно в совершенстве овладеть беззвучными дыхательными упражнениями, но иметь короткое певческое дыхание, и, наоборот, певцы могут владеть исключительным по силе длительности дыханием в пении, не занимаясь специальными дыхательными упражнениями без звука. В начале обучения педагог, объясняя и показывая способы правильного вдоха, объясняя, какие дыхательные мышцы работают в это время и как они работают, для ускорения процесса, может использовать некоторые беззвучные упражнения.

Очень важно правильно распределить дыхание – это необходимое условие правильной постановки голоса.

Если в начале занятий внимание вокалистов обращается на то, куда взять дыхание, то на последующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.

2.3 Упражнения для работы над певческим дыханием

Вокалистам полезно держать руки на поясе, и, вбирая воздух через нос, стараться ощутить, как воображаемый воздушный поршень опускается вниз, вместе с рёбрами раздвигаются при этом в стороны руки, брюшной пресс подается чуть вперёд. На выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производится ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).

Упражнение 1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащегося. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение 2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2–3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается.

Упражнение 3. Нередко в вокальной работе используется метод произнесения слов активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Упражнение 7. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным. Дыхание нельзя перебирать и брать его больше, чем требуется. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекая, и живот при этом втягивается, а в пении живот идет несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На занятиях учащийся должен сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певца. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторить движение несколько раз.

Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Пониманию вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания.

Урок вокала

Подходит к финишу учебный год. А это значит, скоро опять будем планировать работу – конкурсы, мероприятия, методические доклады и открытые уроки. Меня часто спрашивают, какую тему выбрать для методического доклада или открытого урока. Можно ответить, конечно, ту, которая интересует, которая более важна для работы.
Но сегодня я подготовила примеры, а вы можете выбрать из этого списка подходящую тему.

Перечень, естественно, не претендует на полное собрание сочинений. Просто вспомнила темы открытых уроков и методических докладов, которые рассматривались на заседании вокально-хорового отдела в нашей школе.

Темы уроков вокала и методических докладов

— Основные формы обучения в МШ

Тему урока вокала из данного списка можно взять за основу, объединить схожие темы в одну единую. А можно взять какую-то свою.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

Андреева Татьяна Николаевна,

учитель музыки ГБОУ СОШ №25 г. Стаханова ,

заместитель директора ДШИ г. Алмазная

Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна вслучае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских школах искусств на отделениях сольного пения, где учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.

Остановимся на роботе и развитиии вокально-интонационных навыков.

интенсивный контроль пения слухом.

После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности.

Пятый этап – работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает максимальный эффект лишь после того, как ребята овладеют навыком более-менее свободного сольфеджирования.

1.Багадуров В. М. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка,2002.

2.Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. РАМ им. Гнесеных, 2004.

4.Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007.

5.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 2006.

6.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007.

Читайте также: