Основы финансовой грамотности 5 класс сообщение о деньгах

Обновлено: 05.07.2024

Итак, представляем несколько интересных фактов из книжки, которые дадут ребенку основы финансовой грамотности:

  • Цена монеты зависела от количества металла в ней, а ее форма могла быть квадратной или ромбовидной. Но некоторые предприимчивые люди начали срезать края таких монет, чтобы из излишков сделать новые монеты. У круглой же монеты незаметно срезать края было сложнее.
  • Первые монеты на Руси появились при Владимире Красное Солнышко — златники и сребреники. Только на этих монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира — это был человек с небольшой бородой и длинными усами.

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

Предварительный просмотр:

на участие в краевом конкурсе

«Лучшая методическая разработка

Фамилия, имя, отчество.

Букреева Наталья Николаевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2"

Российская Федерация, 357300, Ставропольский край, Кировский р-н, Новопавловск г, Центральная, 10

Учитель русского языка и литературы

Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

Категория участников (возрастная группа)

Учащиеся 5 класса общеобразовательной школы

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

Учащиеся 5 класса общеобразовательной школы

Учитель русского языка и литературы Букреева Наталья Николаевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2"

Российская Федерация, 357300, Ставропольский край, Кировский р-н, Новопавловск г, Центральная, 10

1.Расширить представления ребенка о деньгах, богатстве, бедности.

2Формировать активную жизненную позицию ребенка.

3.Развивать умение вести дискуссию, выражать свою точку зрения.

4.Развивать ребенка посредством творчества.

Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние.
Тогда люди стали из кусочков золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот.

Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет.
В древности эта работа производилась вручную. Кусок металла расплющивался молотком, и получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки вырубался кружок. Чтобы получить на кружке изображение, надпись или какой-нибудь знак, кружок нагревался, затем на него ставился металлический стержень, в котором уже были вырезаны первые знаки. По другому концу стержня ударяли молотком, и на кружке получался оттиск этого штемпеля.

Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы.

Медные деньги начали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда.
Сначала медные деньги выпускались полноценными и были очень велики и тяжелы.
А сейчас деньги печатают на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто-нибудь другой не напечатал фальшивых денег.

Теперь вы знаете историю возникновения денег.

Я думаю, никто из вас не станет спорить о том, нужны они людям или нет. В обществе распространены два противоположных взгляда на деньги.

Одни считают, что деньги - это зло. Другие же придерживаются мнения, что деньги - мерило достоинства человека, а если люди богаты, значит они успешны и достойны уважения, но если бедны, то, увы, не могут быть уважаемыми людьми. Как вы считаете, верна ли эта точка зрения?

Вы уже достаточно взрослые люди, чтобы задуматься над тем, можно ли только по наличию денег судить, счастлив человек или нет. Поможет нам вести этот серьезный разговор притча, которую сыграют ребята.

Итак. Перед нами мудрец, который учит неразумных людей.Послушаем и мы его речи.

-Однажды люди толковали о том, что такое счастье — какое кому счастье суждено. Дело было не без зависти: больные завидовали здоровым, младшие — старшим, а особливо бедные — богатым. Бедные утверждали, что только и есть счастье, что в богатстве, и что если человек богат, то всё ему нипочем. Мудрец, выслушав все эти неразумные толки, рассказал следующую притчу:

- Знавал я одного богача; жил он в раззолоченных палатах, носил тонкое, дорогое платье, сладко ел, сладко пил, каждый день у него на дому было словно пир какой. Однажды приехал к богачу в гости старый друг; давно уже они не видались; на радостях богач сделал пиршество и созвал гостей. На столе были поставлены золотые и серебряные блюда, а в блюдах были дорогие яства; кубки также были золотые, а в кубках пенились заморские вина. Долго сидели друзья за столом; были веселы; лишь хозяин почти ничего не ел и не пил, хотя и вел потешную речь со своими гостями. Под конец обеда приезжий друг сказал богачу:

-Нигде я не видал такого богатства и такой роскоши, как у тебя: должно сказать, что нет человека счастливее тебя в целом свете

Богач вздохнул, взял с золотого блюда яблоко и подал его другу; яблоко было румяно и свежо на вид, но когда его разломили — в нем сидел червяк и точил его сердцевину. Все гости с удивлением посмотрели на богача, а богач промолвил:

Ребята, чему учит нас эта притча? Как вы считаете, богатство - синоним счастья или нет.

Ответы детей (счастье не в деньгах, не только деньги нужны для счастья).

Наши актеры приготовили еще одну притчу, но она о том, как мудро поступил человек с Богатством и Бедностью. Внимательно послушайте и скажите, почему герой принял такое решение.

- Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.

“ Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.

Навстречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.

Богатство и Бедность

— Только ты можешь разрешить наш спор! Скажи, кто из нас красивее!

— Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Бедность красивее, Богатство обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Богатство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:

— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

-Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.

Богатство и Бедность

— Ну? Кто же из нас красивее?

Мужчина улыбнулся им и ответил:

— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!

-Ребята, почему так поступил мудрый мужчина?(ответы детей)

Учитель. А почему никто не хочет быть бедным? Для чего необходимы деньги?

-без денег не будет возможности носить красивую одежду

- есть хорошие продукты

-не сможем радовать близких людей подарками

-не сможем путешествовать

- не сможем оплачивать коммунальные услуги…

Да, это верно. Но бывает и так. Приобретает человек деньги, а распорядиться ими не может, вот и пропадает из-за глупого отношения к деньгам.

Послушайте еще одну притчу в исполнении одноклассника, а потом побеседуем о ее смысле.

-У одного крестьянина был только небольшой участок земли с садом, но он жил счастливо и семью свою содержал своими трудами; он был добр к людям, весел, здоров и доволен. У него не только хватало на прожитие и на все необходимые нужды, но он ежегодно мог еще откладывать часть денег в запас на детей.

Однажды, при чистке своего колодца, он нашел на дне большой медный сосуд с золотыми и серебряными монетами. Находка обрадовала его, и он вообразил, что добыл истинное счастье. С этой минуты он передал все полевые работы прислуге, стал одеваться богаче, чем позволяли его занятия, стал роскошно есть и пить, не заботиться о будущей жизни, тратил без толку деньги на все прихоти и пустые удовольствия и вовсе не думал, что он может когда-либо обеднеть, и что такая жизнь и вредна, и грешна. Скоро случилось то, чего и нужно было ожидать. Через неумное употребление богатства он стал нищим. Все, что он имел, было продано с молотка. Здоровье его расстроилось от беспорядочной жизни, и в сердце его не осталось искры благочестия. В конце концов, он пропал. Искали его, искали, да и не нашли.Все гоняются за богатством, а оно, бывает, губит.

- В чем был неправ герой притчи?

Ответы детей (Не сумел правильно распорядиться деньгами , потратить их на доброе дело)

- Ребята, скажите, пожалуйста, на что правильно тратить деньги, а на что неправильно? Какие траты необходимы, а какие могут и подождать?

Ученики (если кто-то в семье болен или есть деньги на оплату самого необходимого, ребенок не должен требовать деньги на сладости, телефоны, игрушки).

-Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах и богатстве? Сейчас мы поиграем.

1. Класс делится на две команды, каждая команда по очереди говорит пословицу на эту тему. Выигрывает та команда, которая назвала пословицу последней.

2.А сейчас каждая команда выберет себе пословицу и придумает притчу, которая бы заканчивалась этой пословицей.

На бедного Макара и шишки валятся.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

3.Перед каждой командой карандаши и бумага. Вы должны изобразить понравившуюся вам пословицу о богатстве, бедности или деньгах.

- А сейчас я дам вам советы, которые, надеюсь, вам помогут правильно обращаться с деньгами:

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.

2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.

3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4. Но никогда не экономьте на заботе о близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Старайтесь не влезать в долги, это может привести к очень неприятным последствиям.

Ребята, понравился ли вам наш классный час? Что особенно запомнилось? Что пригодится в будущем?

Читайте также: