Операторские воинские должности сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, к примеру, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций. Οʜᴎ должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением долгое время поддерживать высокую работоспособность. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Операторские воинские должности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Операторские воинские должности" 2017, 2018.

Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская долж­ность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой. Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира ору­дия. Свою деятельность. [читать подробнее].

Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность – наводчик. Штатное воинское звание – рядовой. Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к. [читать подробнее].

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства.

Глава 7. Воинская обязанность.

Урок №35. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Малахов .И.

Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

III. Актуализация знаний.

1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

IV. Проверка домашнего задания.

V. Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей:

· командные,

· операторские,

· связи и наблюдения,

· водительские,

· специального назначения

· технические.

Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

· Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку.Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённымзадачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:

· операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.




Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.


Тема: ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СХОДНЫМ ВОИНСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства.

Глава 7. Воинская обязанность.

Урок №35. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Малахов .И.

Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

III. Актуализация знаний.

1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

IV. Проверка домашнего задания.

V. Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей:

· командные,

· операторские,

· связи и наблюдения,

· водительские,

· специального назначения

· технические.

Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

· Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку.Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённымзадачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:

· операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.
  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская долж­ность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой.

Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира ору­дия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного вы­полнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение оружия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника.

Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устрой­ство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицель­ные приспособления, боеприпасы к боевому применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности; без­ошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицели­вания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий огонь.

Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности. Для эффективного исполнения своих обя­занностей наводчик должен обладать способностью к быстрому сче­ту в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, точными и координированными движениями обеими руками, быст­рой реакцией на движущийся объект, самообладанием, выдержкой и находчивостью.

Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах

Авиационный механик. Штатная воинская должность —авиацион­ный механик. Штатное воинское звание — ефрейтор.

Деятельность авиационного механика направлена на выполнение регламентных и ремонтных работ планера, шасси, двигательных ус­тановок, приборного оборудования самолетов и вертолетов, кисло­родного оборудования — средств жизнеобеспечения экипажа.

Авиационный механик обязан знать конструкцию, правила эксплу­атации и объема периодических работ на закрепленной за ним тех­нике, требования руководящих документов по эксплуатации техники и правила ведения технической документации и применения средств обслуживания техники, сорта применяемого на самолетах топлива, масел, спецжидкостей и газов.

Авиационным механикам необходимы такие профессиональные ка­чества, как технические способности, развитое образное мышление, высокая устойчивость к воздействию световых и звуковых раздражи­телей, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, дис­циплинированность, исполнительность, аккуратность.

Технологические воинские должности в Военно-Морском флоте

Машинист- турбинист подводной лодки. Штатная воинская долж­ность — машинист-турбинист. Штатное воинское звание — матрос.

Основное содержание деятельности специалиста заключается в обеспечении работы и обслуживании машин и механизмов парогазотурбинной установки.

Машинист-турбинист должен знать инструкцию по обслуживанию материальной части, устройство, правила эксплуатации и обслужи­вания парогазотурбинной установки, требования безопасности при работе на них.

Машинисту-турбинисту необходимы развитое логическое мышле­ние, высокая нервно-психическая устойчивость, физическая вынос­ливость, дисциплинированность и ответственность.

Вопросы и задания

1. Чем определена воинская деятельность?

2. Основные элементы воинской деятельностии ихпредназначение.

3. Чем обусловлены особенности воинской деятель­ности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск?

4. Как подразделяются воинские должности, замеща­емые солдатами, матросами, сержантами и старшина­ми, с учетом психологической классификации?

5. Основные требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих по ряду воинских долж­ностей.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина

Общие требования воинской деятельности

Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного пред­назначения — приведение и поддержание Вооруженных Сил РФнауровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и во­оруженную защиту целостности и неприкосновенности ее террито­рии, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской де­ятельности к уровню подготовки призывников.

В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для разверты­вания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и под­разделений и частей в целом (вклейка, фото 27, 28). Особое значе­ние приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также лич­ностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмо­ционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.

Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою.

Приведем несколько известных примеров, характеризующих наших воинов во время Великой Отечественной войны.

В ходе Курской битвы 5 июля со стороны Белгорода немцы ввели в бой 700 танков и большие силы пехоты. В итоге первого дня боев противнику удалось продвинуться на 4—6 км, на узком участке форсировать Северный Донец северо-восточное Белгорода и овладеть небольшим плацдармом. Для удержания второй полосы обороны была выдвинута 1-я гвардейская танковая армия. Отразив до восьми атак противника, воины армии удержали вторую полосу обороны.

Одновременно с боями на земле во время Курской битвы шли ожесточенные сражения с воздуха. Бессмертный подвиг совершил здесь летчик гвардии лейтенант Горовец. 6 июля в составе эскадрильи на самолете Ла-5 он прикрывал наши войска. Возвращаясь с задания, Горовец увидел большую группу вражеских бомбардировщиков и атаковал их. В ходе боя отважный летчик сбил 9 вражеских бом­бардировщиков, но и сам погиб.

Для того чтобы более реально определить пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и не толь­ко к военной, но и к гражданской службе Отечеству, обратимся к ста­тистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной жизни во­обще. Для этого воспользуемся анализом, сделанным в Генеральном штабе Вооруженных Сил России, по организации и проведению осен­него призыва на военную службу в 2000 г.

Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Не­уклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, при­знаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. В осен­ний призыв 2000 г. общее количество граждан, признанных годны­ми к военной службе, по РФ составило 67,4%. В анализе также от­мечен низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к ре­альной жизни, в том числе и к военной службе, сидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факто­ров, но и безответственном отношении молодежи к своему здоро­вью, физической закалке и образованию.

Необходимость подготовки юношей к военной службе не нова, она существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания готовности к защите Отечест­ва в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, пред­назначенная для подготовки юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе.

По описаниям старинных источников, молодойгрек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борь-

бы, бокса, имел достаточно развитое мышление благодаря обяза­тельному изучению философии.

Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную про­цедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнооб­разные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уде­лялось театральным репетициям и углубленному изучению филосо­фии.

Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного разви­тия духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, вер­ного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.

формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к во­енной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил.

Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней служ­бы Вооруженных Сил РФ (см. раздел 4.2).

Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого во­еннослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполне­ние конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

При подготовке к военной службе с учетом общих требований во­инской деятельности каждому юноше следует особое внимание об­ратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанно­стей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобра­зовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоя­тельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.

Для оценки уровня своей физической подготовки можно восполь­зоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет.

Сравни свои показатели в физической подготовке с приведенны­ми нормативами, определи уровень подготовленности и пути повы­шения и укрепления своего физического здоровья.

I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов вузов

№ п/п ТЕСТЫ Оценка в баллах
Подтягивание на перекладине,
количество раз
Отжимание на брусьях,
количество раз
Подъем переворотом,
количество раз • 5
Поднимание ног на перекладине,
количество раз

II. Контрольные нормативы для оценки быстроты и скоростно-силовой подготовленности студентов вузов

№ п/п ТЕСТЫ Оценка в баллах
Бег на 100 м, с 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Прыжок в длину с места, см
Прыжок в длину с разбега, см
Прыжок в высоту с разбега, см

III. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости студентов вузов

Читайте также: