Операторские воинские должности сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, к примеру, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок.
Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.
Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций. Οʜᴎ должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением долгое время поддерживать высокую работоспособность. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.
Операторские воинские должности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Операторские воинские должности" 2017, 2018.
Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой. Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира орудия. Свою деятельность. [читать подробнее].
Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность – наводчик. Штатное воинское звание – рядовой. Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к. [читать подробнее].
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны государства.
Глава 7. Воинская обязанность.
Урок №35. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Малахов .И.
Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Ход уроков
I. Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
III. Актуализация знаний.
1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?
3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?
4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?
IV. Проверка домашнего задания.
V. Работа над новым материалом.
С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей:
· командные,
· операторские,
· связи и наблюдения,
· водительские,
· специального назначения
· технические.
Командные воинские должности.
Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.
· Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.
Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку.Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённымзадачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.
Операторские воинские должности.
Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.
Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.
В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:
· операторы-исследователи и др.
Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.
Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.
Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.
Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.
От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.
Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.
Тема: ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СХОДНЫМ ВОИНСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны государства.
Глава 7. Воинская обязанность.
Урок №35. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Малахов .И.
Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Ход уроков
I. Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
III. Актуализация знаний.
1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?
3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?
4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?
IV. Проверка домашнего задания.
V. Работа над новым материалом.
С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей:
· командные,
· операторские,
· связи и наблюдения,
· водительские,
· специального назначения
· технические.
Командные воинские должности.
Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.
· Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.
Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку.Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённымзадачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.
Операторские воинские должности.
Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.
Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.
В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:
· операторы-исследователи и др.
Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.
Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.
Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.
Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.
От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.
Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.
С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.
1. Командные воинские должности
Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.
Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.
Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.
Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.
2. Операторские воинские должности
Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.
Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.
Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания
В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.
Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.
Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.
Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.
Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.
От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.
Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.
3. Воинские должности связи и наблюдения
Связь — основное средство управления войсками и оружием.
В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).
Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.
Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.
4. Водительские воинские должности
Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.
Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.
Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.
В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.
Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.
В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.
- водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.
- высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.
5. Воинские должности специального назначения
Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.
- безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.
Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.
- Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
- Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
- Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
- Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.
Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.
Дополнительные материалы к § 35
Технические воинские должности
Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.
Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.
Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.
Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.
Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов
Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.
Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.
Прочие воинские должности
Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.
Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.
(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.
(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.
Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой.
Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира орудия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного выполнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение оружия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника.
Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности; безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий огонь.
Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности. Для эффективного исполнения своих обязанностей наводчик должен обладать способностью к быстрому счету в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, точными и координированными движениями обеими руками, быстрой реакцией на движущийся объект, самообладанием, выдержкой и находчивостью.
Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах
Авиационный механик. Штатная воинская должность —авиационный механик. Штатное воинское звание — ефрейтор.
Деятельность авиационного механика направлена на выполнение регламентных и ремонтных работ планера, шасси, двигательных установок, приборного оборудования самолетов и вертолетов, кислородного оборудования — средств жизнеобеспечения экипажа.
Авиационный механик обязан знать конструкцию, правила эксплуатации и объема периодических работ на закрепленной за ним технике, требования руководящих документов по эксплуатации техники и правила ведения технической документации и применения средств обслуживания техники, сорта применяемого на самолетах топлива, масел, спецжидкостей и газов.
Авиационным механикам необходимы такие профессиональные качества, как технические способности, развитое образное мышление, высокая устойчивость к воздействию световых и звуковых раздражителей, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Технологические воинские должности в Военно-Морском флоте
Машинист- турбинист подводной лодки. Штатная воинская должность — машинист-турбинист. Штатное воинское звание — матрос.
Основное содержание деятельности специалиста заключается в обеспечении работы и обслуживании машин и механизмов парогазотурбинной установки.
Машинист-турбинист должен знать инструкцию по обслуживанию материальной части, устройство, правила эксплуатации и обслуживания парогазотурбинной установки, требования безопасности при работе на них.
Машинисту-турбинисту необходимы развитое логическое мышление, высокая нервно-психическая устойчивость, физическая выносливость, дисциплинированность и ответственность.
Вопросы и задания
1. Чем определена воинская деятельность?
2. Основные элементы воинской деятельностии ихпредназначение.
3. Чем обусловлены особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск?
4. Как подразделяются воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, с учетом психологической классификации?
5. Основные требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих по ряду воинских должностей.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
Общие требования воинской деятельности
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного предназначения — приведение и поддержание Вооруженных Сил РФнауровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской деятельности к уровню подготовки призывников.
В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и подразделений и частей в целом (вклейка, фото 27, 28). Особое значение приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою.
Приведем несколько известных примеров, характеризующих наших воинов во время Великой Отечественной войны.
В ходе Курской битвы 5 июля со стороны Белгорода немцы ввели в бой 700 танков и большие силы пехоты. В итоге первого дня боев противнику удалось продвинуться на 4—6 км, на узком участке форсировать Северный Донец северо-восточное Белгорода и овладеть небольшим плацдармом. Для удержания второй полосы обороны была выдвинута 1-я гвардейская танковая армия. Отразив до восьми атак противника, воины армии удержали вторую полосу обороны.
Одновременно с боями на земле во время Курской битвы шли ожесточенные сражения с воздуха. Бессмертный подвиг совершил здесь летчик гвардии лейтенант Горовец. 6 июля в составе эскадрильи на самолете Ла-5 он прикрывал наши войска. Возвращаясь с задания, Горовец увидел большую группу вражеских бомбардировщиков и атаковал их. В ходе боя отважный летчик сбил 9 вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб.
Для того чтобы более реально определить пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и не только к военной, но и к гражданской службе Отечеству, обратимся к статистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной жизни вообще. Для этого воспользуемся анализом, сделанным в Генеральном штабе Вооруженных Сил России, по организации и проведению осеннего призыва на военную службу в 2000 г.
Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. В осенний призыв 2000 г. общее количество граждан, признанных годными к военной службе, по РФ составило 67,4%. В анализе также отмечен низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к реальной жизни, в том числе и к военной службе, сидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факторов, но и безответственном отношении молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию.
Необходимость подготовки юношей к военной службе не нова, она существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания готовности к защите Отечества в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, предназначенная для подготовки юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе.
По описаниям старинных источников, молодойгрек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борь-
бы, бокса, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.
Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уделялось театральным репетициям и углубленному изучению философии.
Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.
формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к военной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил.
Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ (см. раздел 4.2).
Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
При подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.
Для оценки уровня своей физической подготовки можно воспользоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет.
Сравни свои показатели в физической подготовке с приведенными нормативами, определи уровень подготовленности и пути повышения и укрепления своего физического здоровья.
I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов вузов
№ п/п | ТЕСТЫ | Оценка в баллах |
Подтягивание на перекладине, | ||
количество раз | ||
Отжимание на брусьях, | ||
количество раз | ||
Подъем переворотом, | ||
количество раз | • 5 | |
Поднимание ног на перекладине, | ||
количество раз |
II. Контрольные нормативы для оценки быстроты и скоростно-силовой подготовленности студентов вузов
№ п/п | ТЕСТЫ | Оценка в баллах | |||
Бег на 100 м, с | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 |
Прыжок в длину с места, см | |||||
Прыжок в длину с разбега, см | |||||
Прыжок в высоту с разбега, см |
III. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости студентов вузов
Читайте также: