Оленеводство в хмао сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  1. Глава 1. Откуда и как появились у ханты домашние олени? …… 4 стр.
  2. Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень. 5-6 стр.
  3. Глава 3. Главный праздник ханты – День оленевода. ……………. 7 стр.

Список источников информации ………………………………………. 9 стр.

Существует легенда, что когда-то в Сибири жила великая уральская раса. Это были гордые люди, у которых был свой особый язык и традиции. Они не вели войн и жили в гармонии с природой. Прошли века. Часть великого народа ушла жить в другие места. А в Сибири остались их потомки - ханты.
Сейчас их не более 30 тысяч человек. Живут они так, как жили сотни лет назад их предки оленеводы-кочевники.

Их стойбища разбросаны по всей территории Ханты-Мансийского округа.
Чтобы обеспечить пищей стада оленей, оленеводам приходится кочевать с ними с места на место. Все вместе ханты собираются раз в году на традиционном празднике. Они надевают лучшие одежды, соревнуются в удали, меткости, готовят национальные праздничные блюда. Но главное событие для хантов - гонки на оленьих упряжках.

Какое значение в жизни коренных народов Югры – ханты занимает олень? Проблемные вопросы

Откуда и как появились у ханты домашние олени?

Какой главный праздник у коренных жителей Севера?

Гипотеза: Олени являются неотъемлемой частью жизни коренных народов Севера.

Расширить знания и представления об особенностях жизни малых народов Севера.

Узнать откуда и как появились у ханты домашние олени.

Выяснить какое место в жизни коренных народов занимает олень.

  1. Найдем и изучим необходимый материал в учебниках, справочниках, энциклопедиях, Интернете.
  2. Проведем опрос.
  3. Проведем исследование по опросу.
  4. Сделаем вывод.

Глава 1. Откуда и как появились у ханты домашние олени?

Мы изучили справочники, учебники, провели опрос. И вот, что мы узнали:

В устной традиции народа это объясняется и естественным, и сверхъестественным образом. Например, кочующие по Полярному Уралу оленеводы Сязи рассказывают, что у них олени повелись от дикого олененка, прирученного прадедушкой. У дедушки было уже сто самцов-хоров, не считая самок-важенок. Есть также предание о споре между казымскими хантами и народом ахус-ях по поводу оленей, принадлежащих казымской женщине-духу. В конце концов стадо было поделено так, что кому достался один олень, кому — десять. По представлениям юганских ханты, домашних оленей создал или пригнал с Казыма их местный дух Ягун-ики. (Приложение 5)

Мы узнали, что олени удивительные животные. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы, пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил, часами и не шевелятся. Приручено млекопитающее, парнокопытное, жвачное животное человеком одним из первых животных. Используется как транспортное средство, для получения мяса, шкуры. Круглый год живет в стаде, под открытым небом, питается лишайниками.

У каждого члена семьи есть свои олени в общем стаде.

У каждой хантыйской семьи, живущей в тайге, есть три стойбища: зимнее, весеннее и летнее. Переезд с одного на другое зависит от смены времени года, отела оленей, количества корма (мха ягеля) и т.д. На каждом стойбище есть все что необходимо: избы, загоны для оленей, подсобные помещения, нарты и др.

Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень?

Изучив историю коренных народов Севера, мы заметили, что олень – это средство перемещения у народов ханты и манси.

Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. В качестве основной эта отрасль была известна лишь у нижнеобских хантов и у манси, живущих в предгорьях Урала. Другим домашним животным была собака; их использовали на охоте и запрягали в нарту.

В лесной зоне малооленные хозяева использовали этих животных только как транспорт, а забой на мясо был непозволительной роскошью. Иное дело в лесотундре и тундре, где олень был и основным средством пропитания. Здесь уже добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Содержание большого стада требовало непрерывного надзора, постоянных перекочевок на новые пастбища.

Нас заинтересовало то, что на оленьей упряжке в погоне за лесным зверем можно пройти более ста километров в сутки. У народов Севера олень считается главным богатством, а большое стадо оленей – залогом благополучия.

Из оленьих шкур шьют покрышки для чума, одежду и обувь, мясо и кровь животного употребляют в пищу. Из кости изготавливают детали упряжи, наконечники стрел, накладки для лука, крюки для люлек, гребни, ушекопки и проч.

Главным в питании коренных жителей нашего округа является оленина. Ханты любят есть сырое мясо. В самом деле - как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина.

Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот.

Коренные жители нам рассказали, что лакомством у них считается вареный олений язык. Его подают только почетному гостю. Прежде чем его съесть, надо, по народному обычаю, отрезать кончик языка и бросить его в огонь, чтобы о тебе не болтали лишнего.

Олень – это любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Оленя вырезали из дерева, лепили из теста и даже из мякиша хлеба.

Когда отец дарил своему сыну игрушку - оленя, говорил: “Новому хозяину новый олень”. Играя, одушевляя, он готовился быть хозяином, продолжателем рода, мастером по изготовлению игрушек-оленей.

Я на оленя сажусь верхом,
Прощаясь надолго с верным щенком,
Но только его не загонишь домой,
Наверное, в школу хочет со мной
Прижалась ко мне меховая щека
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю
Ты без меня не скучай, не горюй
Здесь оставайся меня заменяй
Папе оленей пасти помогай
Школа моя далеко – далеко,
По тундре добраться туда нелегко.

Да, школы располагались далеко от размещения хижин ханты-манси и для перемещения народы использовали – оленей.

Оленеводство - семейное дело: каждый член семьи с малолетства до старости несет определенные обязанности.

Олени в жизни лесных ханты значат если не все, то очень многое – это быт, традиции, будущее. (Приложение 4)

Уважая это животное, в разных городах нашей страны люди возвели оленю памятники. (Приложение 6)

Мы решили узнать, что знают об оленях наши одноклассники и вот, что мы выяснили: транспорт – 10 чел., одежда, обувь - 12 чел., еда – 8 чел., сувениры - 12 чел. По результатам опроса мы сделали вывод, что не все ребята знают, какое значение в жизни ханты занимает олень. (Приложение 7)

Глава 3. Любимый праздник ханты – День оленевода.

Эта тема так заинтересовала нас, что мы решили посетить любимый праздник ханты. (Приложение 2)

День оленевода – праздник, если можно сказать, старинный. Он появился еще во времена коллективизации, когда люди разных общин стали собираться вместе. Подводились итоги работ, вручались грамоты и подарки. И проводились соревнования по национальным единоборствам. До сих пор распространенными остаются метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Но самые впечатляющие – это, конечно, оленьи гонки. В упряжке обычно бегут два – три самых красивых, самых быстрых оленя. Упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В этом виде состязаний представители коренных народов Севера показывают, насколько они искусные дрессировщики, а значит, и опытные хозяйственники.

У оленя, как у человека, тоже есть характер и способности. Одного можно обучить за 2-3 дня, а с другим понадобится несколько месяцев. Все зависит от того, насколько хватит выдержки и упорства у их хозяина.

Упорство и выдержка – это в характере коренных жителей Севера. Они проглядываются практически в каждом традиционном состязании.

Гонки на оленьих упряжках – красивое, захватывающее зрелище. И неудивительно, что они стали традиционными в национальных поселках Югры. Без них не обходится День оленевода, рыбака и охотника. Этот весенний праздник символизирует приход весны.

Но не только ради него пригнали свои упряжки главы родовых угодий. Многовековой уклад кочевой жизни коренных народов Севера научил их ценить радость общения.

Мы поняли, что олень для северного человека – это жизнь. Олень – транспорт, олень – пища, олень – одежда и крыша над головой, и постель…

Для северянина – оленевода в мире не существует двух одинаковых предметов. И каждый из тысячи оленей абсолютно не похож на другого. А в дымчатых глазах оленя, если захочешь, можешь увидеть бесконечное прошлое этой земли.

Чтоб выжил человек в снегах и стуже,
Чтоб был здоров и счастлив каждый день,
Ему веками беззаветно служит
Неприхотливый северный олень.
Он мох находит под метровым снегом,
Любой мороз его не проберет.
Красив рогач в неутомимом беге -
Бескрайней тундры вечный вездеход. Леонид Лапцуй

Список источников информации

2. Головнев А. В . Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Клип к песне "Лесной олень"

В презентации используется песня "Лесной олень".


Что значат для нас наши дети?

Что значат для нас наши дети?". с наибольшим и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении в детском возрасте"Мишел.


Большерогий олень (Ирландский олень). Окружающий мир. 2 класс.

Большерогий олень(Ирландский олень).


Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки Пушкина».


Внеклассное занятие по русскому языку "Что значат имена родные?"

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Цель занятия: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

Последние несколько десятилетий идёт быстрое развитие цифровых технологий, которое привело к сотовой эпидемии, поразившей весь мир. Можно ли представить себе современный мир без различных гаджетов? На.


Тема урока: " Что значат деньги в жизни человека"

Проблема: Роль денег в жизни человекаТема: АнтикоррупционнаяВозраст учащихся: 10-11 летЦель: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами, раскрыть сущность денег как .

В разных местах О. велось по одному из типов: 1) таёжно-тундровый: на р. Казым оленей зимой пасли в тайге, летом — в лесотундре на водоразделе рек Казым и Полуй, т.е. частично на территории ЯНАО. Дальность касланий — до 300 км; 2) таёжно-горный: в Берёзовском районе зимой оленей пасли в тайге, летом — на горных пастбищах Урала с выходом в ЯНАО и Республику Коми. Дальность касланий — 300—600 км; 3) таёжный (т.н. приизбенное оленеводство): длительных касланий нет (не далее 150 км), для отгона гнуса летом применяются навесы и дымокуры. Так содержат оленей в восточной части округа. В хозяйстве коренных жителей олени выполняют две функции: шкурно-мясное и транспортно-промысловое обеспечение.

О количестве оленей на территории округа в XIX в. сведений нет. В последней трети XIX в. О. занимались ханты севернее Берёзова, а южнее и в Сургутском округе олени не были объектом хозяйствования. Для Сургутского округа в источниках называется цифра в 800 голов, причём отмечается, что тут олени часто заменяют корову.

В 1903 А. А. Дунин-Горкавич отметил наличие в Сургутском округе 5734 оленей. Данные Полярной переписи 1926 показали наличие в округе 53 тыс. оленей. В эту пору в Сургутском районе были довольно крупные стада по 3-5 тыс. голов. Они кочевали в северной части района в верховьях рек, впадающих в Обь с Сибирских Увалов, но в конце 20-х ушли со стадами в сторону Ямала.

Лит.: Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Т. III. — Тобольск, 1911; Народы Севера / Этнографические очерки. — М.; Л., 1956; Северное оленеводство. — М., 1979; Мухачёв А. Д. Оленеводство. — М.,1990.



На протяжении сотен лет оленеводство являлось основой жизненного уклада и культуры коренных народов Севера. Поэтому в наше время его с полной уверенностью можно считать этносберегающим видом традиционной культуры.

Поголовье оленей в Сургутском районе по данным городских и сельских поселений составило:

на 01.01.2014 года - 7208 голов

на 01.01.2015 года - 7295 голов

на 01.01.2016 года - 7695 голов

на 01.01.2017 года - 8170 голов

Распределение оленеводческих хозяйств и поголовья в городских и сельских поселениях на 01.01.2017 года выглядит следующим образом:
с.п. Русскинская – 140 хозяйства, 6719 оленей

с.п. Нижнесортымский – 21 хозяйств, 617 оленей

с.п. Ульт-Ягун – 47 хозяйств, 609 оленей

с.п. Сытомино – 8 хозяйств, 225 оленя


Гонки на оленьих упряжках в День оленевода. Они становятся главным развлечением для местных жителей - ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС.

Сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители – ханты, манси, ненцы, зыряне – составляют менее 1,5% населения. И всё же это – их земля, их вода, их рыба, их олени. Да и нефть, по большому счету, – тоже их…

Россия. Народности ханты и манси


Старинный способ ловли рыбы северных народов ханты и манси. Россия. Ханты-Мансийский АО. Старинные способы ловли рыбы - перетяги, мордушки, рюжи и сегодня успешно используются коренными народами округа. Конечно, в мордушку, например, не поймаешь как неводом сразу несколько сот килограммов "живого серебра". Однако и затраты на изготовление и эксплуатацию такого приспособления несоизмеримы. Нетрудно научиться сплести из ивовых прутьев мордушку, а пойманная в нее рыба, в отличие от современных снастей, остается живой несколько дней. Фото: Алексей Щукин/ТАСС


Ханты и манси — отменные рыболовы. Благо что реки Западной Сибири до сих пор богаты рыбой — лососем, нельмой и сигом. В настоящее время рыбный промысел также остаётся для этих людей одним из самых жизненно важных. Когда-то они били рыбу даже из лука — на мелководье. Но чаще всё же использовали сети и специальные снасти, которые плелись из конопли и крапивы, а затем обрабатывались настоем из черёмуховой коры — тёмно-коричневый цвет меньше заметен в воде. Мужчины ловили рыбу, женщины её готовили — вялили, сушили или солили.

Ещё не так давно ханты и манси на своих долблёнках, которые сооружались из осинового ствола, выходили на рыбалку. Это были довольно вместительные лодки, в них усаживалось до восьми человек. В некоторых поселениях такие остались до сих пор. Но их становится всё меньше и меньше.

Незадолго до начала зимы заканчивался рыболовный сезон и начинался охотничий, длившийся примерно до середины апреля, до весеннего ледохода. Ружья у ханты и манси появились лишь в начале прошлого века. Долгие века основным оружием было копьё, с которым ходили на медведя, оленя и лося. Говорят, что некоторые и сегодня придерживаются обычая пить свежую кровь животных - сразу же после того, как зверь был повержен. Считалось, что сила животного находится в его крови, она, если её выпить ещё тёплой, укрепит и силы человека. Сердце, почки, глаза, уши также поедались в сыром виде — этот обычай также имел больше ритуальное значение. Из мяса, как правило, делалась строганина. Оленье сало считалось деликатесом.

Россия. Народности ханты и манси


Команда из села Половинка на соревнованиях по гребле на обласах. Ханты-Мансийский АО. Окружные соревнования по гребле на обласах (облас - легкая лодка типа каноэ, выдолбленная из цельного куска дерева) в поселке Пойковский. Цель соревнований - популяризация национальных видов спорта среди коренных жителей ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС


До появления огнестрельного оружия ханты и манси охотились на птицу с луком. К стрелам прикреплялись перья хищных пернатых — орла или ястреба. Когда они запускались в небо, то издавали в полёте характерный звук, который вынуждал уток реагировать соответствующим образом — они стаями садились на воду, где их уже и поджидали охотники.

Скотоводством эти народности практически не занимались — небольшое количество одомашненных животных было лишь у хантов, проживающих на юге. Северные угры в основном промышляли оленеводством — разводить оленей они научились у ненцев, правда, в отличие от последних, поголовье этих животных не доводилось до больших стад. Примечательно: манси, кроме оленей, имели в своём домашнем хозяйстве и лошадей, а вот ханты выращивали больше собак, которые, в частности, и служили им основным средством передвижения. Оленьими шкурами подбивались и лыжи, на которых ханты и манси ходили на охоту по снегу.

Почему-то многие из тех, кто хоть немного знаком с культурой и обычаями этих народностей, считают, что основным их жилищем был чум — четырёхугольная каркасная постройка, покрытая чехлом из оленьих шкур, с конической крышей. На самом деле это верно лишь отчасти, поскольку в таких относительно лёгких и мобильных сооружениях проживали в основном оленеводы, которым приходилось кочевать вместе со своими стадами. Те же ханты и манси, которые вели полукочевой образ жизни и были привязаны к тому или иному промыслу, строили на зиму деревянные избы — невысокие срубы с односкатной или двускатной крышей. Планировке дома особого внимания не уделялось.

Россия. Народности ханты и манси


Музей под открытым небом в поселке Варьеган. Россия. Ханты-Мансийск. Жилища и хозяйственные постройки ханты и ненцев, живущих в здешних местах, предметы быта, одежда и многое другое собраны в музее под открытым небом. Все здесь как на настоящем стойбище: в печи можно печь хлеб, в чувале готовить еду. Как это делается, покажут гостям жители поселка. Фото: Алексей Щукин/ТАСС


Кстати, ханты рыли для жилья и землянки, и полуземлянки, которые укреплялись деревянными столбами. Сверху на всю конструкцию укладывалась обрешётка из жердей, на неё затем клались ветки и дёрн. Отапливались такие помещения при помощи чувала — традиционного очага. Нары для отдыха устанавливались по периметру землянки.

Сегодня народа ханты в России проживает чуть больше 20 тыс. человек, а манси и того меньше - его численность не дотягивает и до 10 тыс. человек. И те, и другие считаются православными, но на самом деле большинство семей и поныне придерживается традиционных языческих верований, которые пришли к ним из глубины веков от предков.

Россия. Народности ханты и манси


Для народа ханты медведь - хозяин тайги, желанный трофей любого охотника. Россия. Ханты-Мансийский АО. Для народа ханты это еще и священный зверь. После добычи зверя охотники проводят ритуал "медвежьи игрища", чтобы примирить душу убитого медведя и охотника. На снимке: охотник Владимир Каюков с сыном Ильей обрабатывают шкуру добытого зверя. Фото: Алексей Щукин/ТАСС

За окном снег и стужа. Спрятавшись под теплым пледом не хочется вылезать из кровати. Ножкам кайфово в носочках. В квартире тепло, светло, есть высокоскоростной wi-fi, горячая вода в кране имеется, вкусняшки из магазина ждут своего часа.

А сейчас предлагаю Вам на несколько минут отвлечься от всего комфорта и увидеть как люди живут без всех вышеперечисленных удовольствий.

Нас ждут на настоящем стойбище хантов в Ханты-Мансийском автономном округе.


Рано утром выезжаем из Нижневартовска(как я туда попал это отдельная история).


Познавательная страничка: Нарта (нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей. Используется как прицеп снегохода.


Как вы думаете, а что там за избушка? Да это туалет. У кого есть домик в деревне он знаком. Но есть небольшое отличие — температура. Когда пишу этот пост — под Нижневартовском минус 38 градусов.


Нарты укрыты теплыми шкурами. Без них кое-что отморозилось бы уже после первых минут 20 после старта.


По дороге останавливаемся несколько раз. У настоящих оленеводов несколько стойбищ. Летнее, межсезонное и зимнее.

На каждом есть все необходимое(нет-нет, я не про горячую воду и газ с канализацией). Я про постройки. От жилых до хозяйственных.


Если вы думаете, что летом тут везде картофельные поля и рассада с огурцами — заблуждаетесь. Ханты этим не занимаются. Да и коровы со свинками и курочками в таких условиях не выживают.


О кухне хантов мы поговорим чуть позже. Но сразу скажу, что олени для них это основной источник еды, одежды, транспорт и прочие прелести


Если когда-нибудь окажетесь на стойбище — вот отличный способ проверки настоящее оно или туристическое. Спросите у хозяина, а сколько у него оленей. И если первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе. То первое хантыйское правило — никогда не рассказывать сколько у тебя оленей.


Каждый олень обладает своим именем. И отношение к ним очень нежное. Но веганов среди них нет — в их религии все коротко и ясно — Верховный Бог послал оленя им на пропитания и никаких рефлексий быть не может.


Особо дерзких оленей выводят из загона и привязывают к дереву на перевоспитание. Там он успокаивается.


Медведи очень любят полакомиться оленями, и если их вовремя не остановить — стаду конец.

При этом к животным очень сакральное отношение. У каждой семьи есть свое тотемное животное и есть ряд ограничений. Но в любом случае, если добывают медведя на охоте — устраивают праздник на несколько дней, отдавая дань уважения животному.


Наши предки-переселенцы немного изменили быт коренных жителей. Раньше те жили в чумах или землянках. А потом переняли у русских строительство домов.

На фото есть холодильник, вот только он работает не от электричества, а от естественного мороза.


А чем питаются олени? Ягелем зимой, зеленой растительностью летом и немного рыбой(ханты подкармливают)

Познавательная страничка: Ягель — лишайники, которыми питается северный олень. Растёт ягель очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий


Для нас с вами очень важным качеством является красота противоположного пола. Ханты выбирают невесту и жениха совсем по иным показателям.

Мужчина должен быть отличным охотником, оленеводом и рыбаком. А есть у него модная одежда, стильная машина или Iphone X это такое себе.

Женщин тоже ценят не за красоту ногтей и бровей. Главное работоспособность и плодовитость. Хорошая хозяйка — хорошая жена. А если фиговая, то хоть с глазами пятого размера — не надо такой.


Правда лабаз напоминает домик Бабы Яги? Некоторые считают, что именно из Сибири в наши сказки пришел домик на курьих ножках. Но на самом деле наши предки еще в древности использовали такую технологию строительства в болотистых областях.


Вернемся к электричеству. Оно тут от генератора — удовольствие дорогое. Да и бензин доставлять в такую даль, не самый легкий процесс.

Запитаны несколько лампочек две розетки.



Шкур животных очень много. С каждой связана история ее добычи.


Кухня хантов не богата разносолами. Но при этом все очень вкусное и натуральное.

Если бы мы приехали без продуктов, то нас встречала бы оленина, струганина, ягоды и другие лесные явства(наподобие чая из древесного гриба)


Суп с олениной очень наваристый и сытный. Жаль в наших краях поесть такого практически нереально.


Замороженное мясо оленя. Очень необычное. Сложно описать на что похоже.

Познавательная страничка: Строганина — нарезанная стружкой замороженная рыба (в основном сиговых пород: нельма, муксун, чир, северный омуль и др.) или мясо (оленина), одно из основных блюд северной кухни (популярна в северорусской, якутской кухне, кухне коми, эскимосской кухне). Подаётся к столу в сыром замороженном виде. Нарезается стружкой, лучше небольшими порциями, во избежание преждевременного размораживания.



Напиток полезен для нормализации обмена веществ, укрепления иммунитета.


Наши гостеприимные хозяева весь вечер были с нами, но немного в стороне. По их правилам гостеприимства, они не должны мешать гостям. Но при этом с радостью отвечали на десятки наших вопросов.

Самым удивительным для меня было, что раньше у хантов было многоженство. И последний случай был лет тридцать назад.



Я с трудом представляю как можно жить в таких условиях. Но для хантов это так же как для нас с вами пользоваться телефоном или общественным транспортом.

Очень сильные люди. В который раз убеждаюсь, что в нашей стране есть так много всего непознанного.

Читайте также: