Окружающий мир 4 класс человек у моря сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока : сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Задачи урока :

1. Учить работать с географической картой и атласом.

2. Познакомить учащихся с растениями Черноморского побережья.

3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.

Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

• Карта природных зон России;

• Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;

• Учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

II. Проверка домашнего задания

- В ней песков большие груды-

И по ним идут верблюды,

- О чём загадка? (О пустыне) (Слайд 2)

1. Пустыни занимают:

- огромную территорию в центральной части России

- небольшую территорию по берегам северных морей

- небольшую территорию на юго-западе страны

- жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима

- короткое прохладное лето и длинная суровая зима

- ярко выделяются все четыре времени года

- выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега

- выпадает малое количество осадков

- чаще всего осадков не бывает

4. Растения пустыни:

- невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами

- невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

5. Животные пустыни:

- в основном не крупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни

- крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

- в основном низкорослые (грызуны) и птицы

6. К растениям пустыни относятся:

- ковыль, полынь, тюльпан

- морошка, брусника, черника

- колосняк, солянка, джузгун

7. К животным пустыни относятся:

- корсак, сайгак, тушканчик

- морж, тюлень, медведь

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

- распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

- неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство

- неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

- Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс). (Слайд 3)

- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).

- Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.) (Слайд 4)

- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода,-

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут. (Слайд 5)

IV. Изучение нового материала.

- Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны- Кавказские горы, а с другой- Чёрное море) (Слайд 6)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером)

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь ее маленькая часть.

-Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

-Какие растения побережья вы знаете (липа, каштан, дуб, виноград и др.) (Слайд 9-18)

-Что влияет на разнообразие растительного мира (тёплый климат субтропиков)

-Чем растения субтропиков отличаются от растений других природных зон? (Высокие мощные стволы деревьев, сочная обильная зелень, крупные листья.)

-Природная флора субтропиков очень богата и разнообразна. Она имеет некоторый тропический оттенок. Здесь встречаются родственники ряда растений, свойственных тропикам. В природной флоре наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. (Слайд 19). Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым. Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины. (Слайд 20)

Животный мир. (Слайд 21)

Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса). (Слайд 22)

- Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются пляжи, санатории, населенные пункты.) Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень. (Слайд 23)

Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы) (слайд 24,25)

- Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? (это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

- А кто нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое? Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и воздев к небу передние ноги, он как бы молится. Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Кто догадался о каком насекомом пойдёт речь (о кузнечике) Кузнечики относятся к отряду прямокрылых, из которых наиболее известны – саранча и сверчки. Поговорим сегодня о саранче. Она питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает страшные опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы, что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах?

Демонстрируется слайд с фотографиями морских птиц. (чайки, бакланы) (слайд 26-29)

- Домом каких птиц стало Чёрное море (В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей.) Чем питаются птицы побережья (в основном рыбой)

Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).

- Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, и. т. д. А дельфины – это млекопитающие семейства китообразных, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

V.ФИЗМИНУТКА. (Слайд 30)

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь

VI. Продолжение работы над темой.

- Берега Черного моря- это место, куда приезжают для отдыха и лечения сотни тысячи людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. (Слайд 32) Одна из достопримечательностей города Сочи-Дендрарий. Это необыкновенно красивый парк, здесь собраны растения со всего мира. I. (Слайд 33)

- Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. (Слайд 34-38)

VIII.Работа в группах.

VIII. Подведение итогов урока.

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились на уроке?

- Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?

- Перечислите экологические проблемы Черноморского побережья?

Выставление оценок за работу.

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

X. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Субтропики ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Михайлова Татьяна Петровна МАОУ СО.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Субтропики ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Михайлова Татьяна Петровна МАОУ СО.

Субтропики ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Михайлова Татьяна Петровна МАОУ СОШ № 14 г. Великий Новгород

Субтропическая зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на Ч.

Субтропическая зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на Черноморском побережье Кавказа.

Умеренно жаркое лето. Тёплая зима; зимой идут дожди. Почему? Солнце за лето н.

Умеренно жаркое лето. Тёплая зима; зимой идут дожди. Почему? Солнце за лето нагревает море, а зимой море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские горы являются преградой для северного ветра. Климат


Растительный мир Черноморского побережья Кавказа Растительный мир Черноморско.

Растительный мир Черноморского побережья Кавказа Растительный мир Черноморского побережья Кавказа очень разнообразен благодаря теплу, влаге и плодородным почвам.

 В лесах на склонах Кавказских гор растут широколиственные деревья.

В лесах на склонах Кавказских гор растут широколиственные деревья.

 ДУБ

 БУК

 КАШТАН НАСТОЯЩИЙ

В парках и на городских улицах выращивают растения, привезённые из разных тё.

В парках и на городских улицах выращивают растения, привезённые из разных тёплых стран. Эти растения круглый год остаются зелёными.

 КИПАРИС

 МАГНОЛИЯ

 ПАЛЬМА

 Грецкие орехи Инжир

Грецкие орехи Инжир

 Абрикосы Персики

Животный мир Черноморского побережья Кавказа

Животный мир Черноморского побережья Кавказа

 ЦИКАДА

 БОГОМОЛ

 ЖУЖЕЛИЦА КАВКАЗСКАЯ

 ЖУКИ-СВЕТЛЯКИ

 ОЛЕАНДРОВЫЙ БРАЖНИК

 КОСУЛЯ КАБАН КАВКАЗСКИЙ БУРЫЙ МЕДВЕДЬ СНЕЖНЫЙ БАРС

КОСУЛЯ КАБАН КАВКАЗСКИЙ БУРЫЙ МЕДВЕДЬ СНЕЖНЫЙ БАРС

 БАКЛАН ЧАЙКА

КРАБ МЕДУЗА Медуза корнерот - самая крупная медуза Чёрного моря. Каменный кр.

КРАБ МЕДУЗА Медуза корнерот - самая крупная медуза Чёрного моря. Каменный краб - один из самых крупных представителей крабов Чёрного моря.

 МОРСКАЯ ИГЛА МОРСКОЙ КОНЁК

МОРСКАЯ ИГЛА МОРСКОЙ КОНЁК

ДЕЛЬФИН Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные.

ДЕЛЬФИН Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют самые быстроходные суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, помогают плыть. Случалось, дельфины так же спасали людей. Ориентируются и общаются дельфины с помощью звуковых сигналов.

Человек у моря

 Город-курорт Сочи

"Дендрарий" - парк в Сочи

"Дендрарий" - парк в Сочи

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа

Иглица колхидская Тис ягодный Жужелица кавказская Черноморская афалина Самшит.

Иглица колхидская Тис ягодный Жужелица кавказская Черноморская афалина Самшит колхидский

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 888 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2015 56182
  • PPTX 17 мбайт
  • 9541 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

zony1

Площадь Чёрного моря 422 000 км². Очертания напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.


География Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части.

Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побережья Кавказа.

Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на теплом юге. Здесь расположена субтропическая зона, протянувшаяся узкой полосой по побережью Черного моря


2. Климат

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом, и тепла достаточно круглый год. Зима очень мягкая и тёплая. Температура ниже нуля почти не опускается. Бывает, что выпадает снег, но он быстро Тает. Необычно, но лето нежаркое. Большое влияние на погоду этой территории оказывает не только солнце и защищающие от холода Кавказские горы, но и море. Оно не замерзает. Нагревая за лето вода отдаёт тепло зимой, a летом, нао6орот, море как бы умеряет жару. Влажные ветры с моря приносят на берег дожди. Поэтому здесь выпадает достаточное количество осадков.

3. Почва

Почвы довольно плодородные.Растительность богата.Основное полезное ископаемое этой территории — минеральные лечебные воды.

4. Растительный мир

растение

Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы благоприятные условия для жизни растений. Поэтому этот уголок покрывают пышные леса из пушистого дуба c пицундской сосной. Растут здесь бук, каштан, кипарис, серебристая акация, которую мы неверно называем мимозой. Многие не только хвойные, но и лиственные растения вечнозелёные. Это лавр, самшит, магнолия. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

Богата и травянистая растительность.

5. Животный мир

животные1

A вот животный мир не отличается большим разнообразием. Особенно здесь мало крупных животных. В лесах живут косули. Изредка встречается кабан. Сюда заходят лисицы, зайцы.

Разнообразны насекомые и птицы. Из далека можно услышать стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зеленых листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу — мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук — жужелица кавказская, которая питается улитками. В лесах, в ночные часы зажигают свои огоньки жуки-светляки. Встречаются удивительной красоты бабочки олеандровый бражник.

Из птиц здесь обитает фазан. На берегу моря живую чайки и бакланы, который ловят рыбу.

Значительно богаче животный мир моря: медузы, крабы, рыбы, диковинные рыбки морские коньки и морские иглы, а из крупных животных — дельфины.

6. Цепи питания

1. растения —>цикада ——>богомол
2. рыба —>чайки, бакланы


7. Деятельность человека

Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные ми­неральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. Не случайно Черноморское побережье называ­ют здравницей страны. По берегу моря расположены санатории и дома отдыха. Часть территории побережья занята садами и виноградниками. Жители Причерномо­рья выращивают мандарины, апельсины, персики, груши. Эти фрукты отсюда отправляются по всей стране.

Всюду разбиты парки, скверы. Много ярко цветущих растений, Особенно великолепных роз. Немало завезено сюда из других мест декоративных растений, которые здесь хорошо прижились: таковы, например, пальмы. Все вместе они придают окружающему особую декоративность, праздничность, торжественность, способствуют лучшему отдыху и лечению.

8. Экологические проблемы

Активное использование побережья Чёрного моря человеком привело к тому, что дикой природы здесь почти нет. Это также одна из причин бедности животного мира.

Кроме того, приезжающие сюда люди не всегда заботливо относятся к природе, и этим наносят ей вред. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек и прочих насекомых, уничтожают крабов, медуз. Медузы обжигают, если к ним прикоснуться. Поэтому многих люди выкидывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

В Красную Книгу России внесены редкие растения этих мест : иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В района Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. В Красную книгу занесены и животные: дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская.


1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.

2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.

  • Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.
  • Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.
  • Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.
  • Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.

3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.

В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.

Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.

А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.

В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.

Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

  • Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард
  • Цветы — Бабочки — Богомол.
  • Рачки — Рыба — Бакланы
  • Водоросли — Рыба — Дельфины

Модель природной цепи питания субтропиков

Обсудим!

1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?

  • Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.
  • Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.
  • Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.

Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.

Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.

2. Как нужно вести себя у моря?

Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.

2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса

  • Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.
  • Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.
  • Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.
  • Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.

  • Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.
  • Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”

Детский рисунок Как я себе представляю Черное море и его берег

3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

  1. Какой пляж у моря, песок или камни?
  2. Какая температура воды?
  3. Приплывали ли к берегу дельфины?
  4. Много ли людей на пляже?
  5. Не сгорели ли они?
  6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?
  7. Каких животных вы там видели?
  8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?
  9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?
  10. Есть ли на берегу красивые ракушки?

Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.

Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.

В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.

Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.

И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.

А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.

Читайте также: