Окружающий мир 3 класс виноградова сообщение о растениях

Обновлено: 07.07.2024

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.

ВложениеРазмер
познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. 123.5 КБ
приложение к уроку 30 КБ
приложение к уроку 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разнообразие растений на Земле

Предмет: окружающий мир

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений .

  • Образовательные : дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Расширить и углубить представление детей о растениях, их частях;

дать учащимся сведения об интересных, удивительных растениях нашей планеты; показать важность и ценность каждого растения на Земле;

  • Развивающие : развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Развивать творческое мышление, речь, воображение

  • Воспитательные : прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Формы работы : групповая, индивидуальная

Оборудование урока : таблица растения, частей растения,

таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, карточки с названием растений, фотографии, рисунки удивительных растений - (презентация), мультимедийный проектор, компьютер

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу .

1. Стадия вызова.

Начало урока необходимо начать с актуализации уже имеющихся знаний

А ходить не может (растение)

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Вы, наверное, слышали выражение "Растения - зеленая одежда Земли". И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! –(слайды 1,2,3,4.5,6,7)

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются)

-А теперь давайте составим кластер, из каких частей может состоять растение. (слайд 8)

На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).(слайд 9)
На прошлом уроке мы с вами говорили о пользе растений, а скажите, почему лекарственные растения получили такое название?

В природе есть ядовитые растения, которые опасны для человека.

Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!

Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!

Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!

После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными растениями нашей планеты.

Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами. Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле(слайд10)

- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Посмотрите какие растения живут на нашей планете?

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (кластер)

-Какие же растения есть у нас на Земле?

. Попробуйте сформулировать тему урока (слайд11)

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

Но прежде ,чем мы начнём изучать растения, ответьте на вопросы записанные в таблице.

До изучения растений

После изучения растений

…что водоросли могут окрасить воду?

…что водоросли не имеют корней и стеблей?

…что у мха есть только стебель и листья?

…что мох может ожить после того, как его засушили?

…что папоротники когда-то были деревьями?

… что папоротники не имеют цветов?

…что хвойные растения размножаются семенами?

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

…что на Земле больше всего цветковых растений?

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

3. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. (слайд 12)

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм.

Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод. Первые мореплаватели,

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

Лесная трава – резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками –

великанами могучими с кронами дремучими.

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .


4) Хвойные растения (слайд 15)

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения(слайд16)

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Ветер дует нам в лицо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

VI. Работа в группах.

- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждого на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф. И._________________________________ число ___________________________

Заполни схему. Подчеркни самую многочисленную группу растений.

___________ ___________ __________ ___________ ___________

Перечисли все части растений.

Укажи, о какой части растения идёт речь в каждом предложении.

1). Он поглощает из почвы необходимые для жизни растения вещества. ____________

2). На месте этой части растения завязывается плод. ______________________

3). Он может быть простым и сложным. ________________________

4). Он удерживает растение в почве. _______________________

5). В нём откладываются питательные вещества. _______________________

6). Его опыляют насекомые. ____________________________

7). Это лаборатория, в которой происходит превращение веществ. ________________

На какие ещё две группы можно разделить растения? Дополни схему.

Цветки мелкие и невзрачные Цветки крупные, яркие, имеют

_______________________ сильный аромат

Вычеркни лишнее растение, дай название остальным.

1). Подорожник, сосна, ромашка, пшеница, берёза ______________________________

2). Морковь, овёс, крыжовник, слива, дуб, картофель_____________________________

В каком году появился первый список Красной книги? ______________________

Назови 3 причины исчезновения растений на Земле.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 402 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.12.2016 9726
  • DOCX 13.9 кбайт
  • 50 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ратушняк Наталья Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Доклад о культурном растении 2 - 3 окружающий мир.

Я хочу рассказать о таком культурном растении, как картофель. Оно попало к нам из Южной Америки, когда мореплаватели открыли эту страну. Относится оно к семейству пасленовых, является теплолюбивым растением, растет только в теплое время года.

Картофель у нас называют "вторым хлебом", потому что он очень питательный, содержит много крахмала и клетчатки. Едят у картофеля клубни, которые сначала чистят, потом режут на кусочки, а дальше жарят, отваривают, запекают. Из картофеля можно приготовить десятки вкусных и полезных блюд, но чаще всего его используют как гарнир.

Выращивают картофель на полях и огородах. Весной вспахивают землю, делают высокие грядки-гребни, в которые высаживают по одному клубню картофеля с росточками на небольшом расстоянии. Когда появляются всходы, их окучивают. Часто на картофель нападает колорадский жук, тоже заморский гость, с ним тяжело бороться, но это нужно делать обязательно. В конце лета или в начале осени картофель выкапывают из земли и отправляют на в овощехранилище.

Значение картофеля очень велико. Его не только едят люди, но им кормят животных, также из него получают крахмал и спирт, а еще из него получаются отличные чипсы!



  1. Что такое культурные растения?
  2. Как появились культурные растения;
  3. Пшеница;
  4. Особенности пшеницы.

Доклад о культурном растении 2-3 класс окружающий мир:

Что такое культурные растения (определение).

На нашей планете произрастает большое количество различных видов растений. Многие из которых растут сами по себе и не нуждаются в человеческом уходе, их называют дикорастущими. Но есть такие виды растений, которые люди выращивают для собственных нужд. За ними специально ухаживают и собирают урожай. Их принято называть культурными растениями. Культурные растения выращивают для употребления в пищу людьми и домашними животными, изготовления одежды, лекарств и других целей. Для выращивания культурных растений приготавливают поля, сады и огороды, которые находятся под постоянным присмотром. Они выращиваются как в промышленных масштабах, та и для личных нужд людей.

Как появились культурные растения.

Раньше многие из культурных растений тоже были дикорастущими и их постепенно окультуривали. Это началось еще очень давно. Древние люди для удобства решили вырастить поблизости дикие растения, чтобы не заниматься собирательством. Спустя некоторое время бывшие дикорастущие растения благодаря уходу стали приносить более вкусные и большие плоды. Затем люди научились получать новые сорта растений, которые давали хороший урожай и были более выносливыми, чем их предки.

Выращивание таких растений требует больших усилий и затрат для человека. Культурные растения необходимо постоянно обрабатывать от вредителей, поливать и ухаживать за ними. Но выращивание культурных растений дает огромные плоды, без них жизнь человека была бы затруднительной, так как они являются одним из основных источников продуктов. Одним из представителей культурных растений является пшеница. Это одна из очень важных культур в хозяйстве.

Пшеница.

Пшеницу называют сельскохозяйственной культурой. Ее рост составляет от 50 до 120 см. Одно растение может дать 10 стеблей с узкими листьями, имеющими шероховатую поверхность. Соцветие пшеницы называется колосом, он состоит из чешуек, которые расположены в два ряда с обоих сторон. Плод, который созревает в колосе называется зерном.

Сортов пшеницы несколько видов, они различаются по времени посева и моменту сбора урожая. Существует яровая пшеница, посадка которой происходит ранней весной, она созревает в течении трех месяцев, а урожай собирают в начале осени. Существует озимый сорт, которые созревает в конце осени, но его собирают в следующем году. Урожайность озимого сорта выше. У пшеницы так же есть твердые и мягкие сорта. У мягких сортов широкий колос, из них выходит хорошая мука. Из твердых сортов пшеницы изготавливают макаронные изделия, колосья имеют ароматный запах и отличаются плотностью и ярко-желтым цветом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе на тему "Разнообразие мира растений" (УМК "Начальная школа 21 века") включает в себя: сведения о группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения) и их особенностях строения; таблицу "Разнообразие растений"; задание для практической работы.

Окружающий мир

Окружающий мир

Разнообразие мира растений (флоры)

Разнообразие мира растений (флоры)


Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Наука о растениях называется – ботаника . Учёные – ботаники делят царство растений на группы: растения Низшие растения Высшие растения Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Наука о растениях называется – ботаника .

Учёные – ботаники делят царство растений на группы:

Низшие растения Высшие растения

Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Водоросли. Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих корней , стеблей , листьев и цветков .

Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих корней , стеблей , листьев и цветков .

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Известно более 150 тысяч видов водорослей.

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Известно более 150 тысяч видов водорослей.

Мхи. Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья , но у них нет корней и цветков .

Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья , но у них нет корней и цветков .

Папоротники. Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть стебли , листья и корни , а цветов и плодов у них нет .

Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть стебли , листья и корни , а цветов и плодов у них нет .

Хвойные растения. Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов , а вместо плодов у них шишки.

Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов , а вместо плодов у них шишки.

Цветковые растения. Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни , стебли , листья , цветы и плоды .

Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни , стебли , листья , цветы и плоды .

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.


Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.


Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения — это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения — такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

    К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?


  1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.
  2. Приведи примеры различных видов растений.

Царство растений очень разнообразно. Учёные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе растений много видов.

  1. Запиши в словарик: ботаника.
  2. С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

На следующем уроке

Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Читайте также: