Огонь друг огонь враг сообщение 4 класс

Обновлено: 24.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа

Авторы: Гольцов Данил

Мраткина Елизавета

Смирнова Елизавета

Яхин Арслан

Руководитель работы: Яропуд Ольга Павловна

Проблема исследования и актуальность

Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …

Часто по телевизору показывают лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам чистый воздух. Они могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. В огне погибают животные. Сгорают целые деревни, люди остаются без жилищ.

Недавно в нашей стране произошла страшная трагедия в городе Кемерово, где в пожаре погибли люди, среди которых были и дети.

Страшен, интересен и загадочен этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя Степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.

Цель исследования: изучение значения огня для человека.

Задачи исследования:

узнать, какую роль играет огонь в жизни человека;

изучить профессии, чья деятельность связана с огнём;

подготовить памятку действий при возникновении пожара;

Гипотезы исследования:

Огонь может помочь людям.

Огонь может навредить человеку.

Объект исследования: огонь.

Предмет исследования: свойства огня и их использование в жизнедеятельности человека .

Методы исследования: сбор информации, опрос учащихся, наблюдение, анализ и синтез, определение понятий, моделирование.

План работы:

Проведение социологического опроса.

Проведение опытов. Выводы о свойствах огня и его использовании человеком.

Подготовка выставки книг. Изготовление сборника произведений об огне., памятки действий при возникновении пожара.

В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям?

Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию и информацию из сети Интернет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Социологический опрос

Мы провели опрос одноклассников. В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:

Назови профессии, чья работа связана с огнём

Запиши номер телефона пожарной службы, службы спасения.

Результаты опроса представлены на диаграммах

Вывод опроса : практически все ребята считают огонь врагом человека, круг профессий, связанных с огнём ограничен одной профессией - профессией пожарного. К сожалению, есть ребята, которые ошиблись, называя номер телефона пожарной службы.

2. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”.

Ого́нь — интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В узком смысле — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма). Это определение из Википедии. После прочтения этой информации, не очень понятно, что же такое огонь, и мы решили дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучали при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделали несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную ) и приготовили стакан с водой.

Описание опытов:

Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет.

Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит.

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени заостренная кверху, похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра.

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый.

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит голубым цветом, а дерево - желто-оранжевым. Наблюдая за горением тонкой проволочки из меди от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя при этом окрашивается в зеленый цвет.

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить неизвестное вещество по цвету пламени.

Опыт № 5. Температура пламени. Возьмем ту же тонкую медную проволочку. Кончик такой проволочки, держа ее поперек пламени, помещаем в разных местах и на различной высоте в пламя и наблюдаем действие пламени на проволочку. Наблюдения обнаруживают следующее:

В нижней части пламени проволочка не светится, не горит, только покрылась черным налетом.

В средней части пламени проволочка накаливается, начинает светиться красным цветом.

В самой верхней части пламени проволочка загорается, окрашивая пламя в зеленоватый оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее.

3. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных наблюдений, а также из прочитанного материала, мы убедились, что люди постоянно используют огонь в своей жизни, и он приносит им очень большую пользу.

В быту: для отопления помещений, приготовления пищи, нагревания воды, освещения - если электричество не работает. Еще огонь служит для уюта. Например, камин или ароматические свечи.

Как оказалось, полезные свойства огня используют на многих заводах и фабриках. Огонь плавит металл, после чего ему придают какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или наоборот, сваривают его. Таким образом, его используют, например, для того, чтобы делать различные машины и механизмы.

Еще огонь используют:

на производстве стеклянной и глиняной посуды,

на производстве пластмасс, красок,

при изготовлении лекарств,

при переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это, когда огонь горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

- Никогда не играйте с огнем!

- Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.

- В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.

- Нельзя оставлять огонь без присмотра.

- Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.

Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились добывать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем?

Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях по окружающему миру в детском саду и начальной школе. Для детей, интересующихся огнём, такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.

Описание макета

Мы изготовили макет пожарных и средств пожаротушения, подобрали и изучили технику лепки из пластилина пожарного по сайтам Интернет и имеющейся литературе. При этом использовали пластилин.

Практическая значимость работы:

В ходе выполнения проекта мы

 узнали, что такое огонь;

 узнали новые профессии, деятельность которых связана с огнём;

 учились проводить социологический опрос;

 научились оформлять результаты опроса в виде диаграммы;

 научились использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет;

 научились лепить из пластилина пожарных и средства пожаротушения;

В начале работы мы выдвинули гипотезу:

Огонь может быть и полезен человеку, и опасен для человека.

Изучая свойства огня, мы пришли к выводу, что огонь - это друг и враг человека, в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Список источников информации:

Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз., 1984. 797 с.

Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу. Новосибирск: наука, 1991. 130 с.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

Выработать определенную собственную позицию к огню, друг он для нас или враг. А для понимания этого вопроса мы должны проделать огромную работу.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках предмета основы безопасности жизнедеятельности, предметом исследования явилось такое явление как огонь во всех его формах и проявлениях, свойствах.

Тема изучается и исследуется на основе научных, художественных, исторических фактов, экскурсии в пожарную часть.

Отзыв руководителей

Работа выполнена на хорошем уровне. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Содержание:

1. Что мы знаем об огне.
2. Пожарным каждый может стать.
3. Какое значение имело открытие огня.
4. Как люди научились добывать огонь?
5. Когда люди научились пользоваться огнем?
6. Загадки.
7. Правила, которые нам нужно знать.
8. Приложение

Введение

Актуальность проблемы

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома.

Цель и задачи.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский.

А) Знакомство с содержанием работы пожарных.
Б) Экскурсия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

  • Работа с источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
  • Компьютерный набор текста.
  • Социальное исследование.
  • Экскурсия.
  • Интервью.

Предполагаемый результат и возможность развития

Представить информационный сборник ученикам школы.

Заключение

Что мы знаем об огне

Огонь бывает разный
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом.
С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли.
Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятника героям.


А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.


А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь – огонь пожара.
Злой огонь – огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин


Очень опасны костры вблизи строений, может загореться сарай, дом.

А костер в лесу может привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглившимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. Поэтому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях – дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осветительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.


Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки.
Вот что значит три минутки:
Ленты нет, кругом угар –
Чуть не сделался пожар!

Б.Миротворцев

Пожарным каждый может стать

Каска и лестница 1905 год.

img5

Ручной насос на конной тяге 1905год.


img10


В Москве возвышается скульптурная композиция "Подвиг пожарного". Рядом со взрослыми, среди тех, кто удостоился высокой награды – медали "За отвагу на пожаре", немало и ребят. Расскажем о двух из них.

Толя Якимов, живущий в селе Чигири Благовещенского района Амурской области, возвращался из школы. Приближаясь к своему дому, увидел дым, взметнувшийся над крышей. А в доме четыре младших сестренки и шестимесячный брат Вова.
Дверь была заперта. Толя бросился к окну, выбил стекло.
Проникнув в горящий дом, мальчик схватил на руки маленького Вову и через окно передал кому-то из подоспевших односельчан. А сам, глотнув свежего воздуха, вернулся обратно. Стал звать сестренок, отозвались двое. Толя подвел перепуганных девочек к окну, помог им выбраться. Потом вернулся за остальными, но, наглотавшись дыма, потерял сознание.
На выручку подоспел односельчанин Н. Воропаев. Он вынес из дома Толю и двух оставшихся там младших сестер. Всем детям была оказана медицинская помощь.
Толе Якимову за самоотверженное поведение вручили на торжественной линейке в школе медаль "За отвагу на пожаре".
Медали "За отвагу на пожаре" была удостоена девятилетняя Света Бумагина из деревни Замараево, Шадринского района Курганской области.
Неведомо каким путем в руки двух малышей попали спички. Играя во дворе, они подожгли солому. Огонь распространился, охватил надворную постройку, перекинулся на дом. Испуганные дети убежали, оставив дома семимесячную сестренку.
Пожар заметили игравшие неподалеку ребята. Света Бумагина кинулась к горящему дому. Крыльцо и сени были охвачены огнем, но девочке удалось все же проскочить внутрь. Обратно Света выбиралась ползком, прижимая к себе укутанную в одеяло малышку.
Весть о смелом поступке девочки облетела деревню. Ею восхищались и стар и млад. И на вопрос как же она не побоялась войти в горящий дом, Света отвечала: "Боялась. Но там же девочка была. Я не могла ее оставить. "

Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.
Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет – фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.
Получить огонь путем трения – большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых может и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое – показать переход механической энергии (шагов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать молотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры – мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички покрыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.
Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.


Я мохнатый, я кудлатый
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня

Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь.

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки,
Раздают всем огоньки.


Огонь — это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая — пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь — враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар.

Пожар — не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное — уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара — знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это — одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении — закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу — внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём — залог нашей безопасности.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Основные термины (генерируются автоматически): огонь, пожар, пожарная безопасность, Земля, дом, жизнь, спичка.


Если костёр не затушить, то искры разлетятся и возникнет пожар.



Пожар может возникнуть, если перегружена розетка.

Пожар может возникнуть, если перегружена розетка.


Правила поведения при пожаре.

Правила поведения при пожаре.

1.Не поддаваться панике. 2.Немедленно покидать горящее помещение. 3. Позвонить по телефону и назвать: 1.Название улицы. 2.Номер дома. 3.Подъезд. 4.Код. 5.Этаж. 6.Номер квартиры. 7.Что, где и как горит. 8.Фамилия, имя.

1.Не поддаваться панике. 2.Немедленно покидать горящее помещение. 3. Позвонить по телефону и назвать:

Самостоятельная работа. Соедини начало фраз с их окончанием.

1.Огонь нельзя оставлять

2.Если увидишь пламя

5.Из горящего помещения

6.Опасней всего при пожаре

а)по телефону 01.

б)нельзя прятаться.

в)без присмотра.

г)зови на помощь взрослых.

е)надо быстро уйти.

Правила пожарной безопасности. 1.Огонь нельзя оставлять без присмотра . 2.Если увидишь пламя, зови на помощь взрослых. 3.Вызывай пожарных по телефону 01. 4.От огня нельзя прятаться . 5.Из горящего помещения надо быстро уйти. 6.Опасней всего при пожаре дым.

Правила пожарной безопасности.

1.Огонь нельзя оставлять без присмотра .

2.Если увидишь пламя, зови на помощь взрослых.

3.Вызывай пожарных по телефону 01.

4.От огня нельзя прятаться .

5.Из горящего помещения надо быстро уйти.

6.Опасней всего при пожаре дым.


С пламенем играть нельзя!

С пламенем играть нельзя!




-75%

Читайте также: