Один день в работном доме сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Изначально работные дома преследовали две цели. Они создавались либо как исправительные учреждения, либо как благотворительные. Однако и те и другие были направлены на принуждение к труду бродяг, мелких преступников и нищих.

Основной идеей при создании подобных заведений было - снизить финансовые затраты на заключённых. предполагая, что возможно не только вывести их на самообеспечение, но и сделать так, чтобы излишки продуктов их труда приносили доход. Работные дома создавались как государственной властью так и частными лицами. Их финансирование велось за счёт казны и пожертвований.

Работный дом мог вмещать нескольких десятков, а иногда и несколько тысяч обитателей.

Жителей работного дома можно было разделить на семь групп:
-Престарелые или немощные мужчины.
-Крепкие работоспособные мужчины и мальчики старше 13 лет.
-Подростки и дети мужского пола от 7 до 13 лет.
-Престарелые или немощные женщины
-Крепкие работоспособные женщины и девочки старше 16 лет.
-Девочки от 7 до 16 лет.
-Дети обоего пола младше 7 лет.

Жен и мужей разделяли сразу по прибытии; общаться, а уж, тем более, жить вместе им запрещалось. Только после 60ти лет муж и жена могли подать прошение о совместном проживании.

Дети до семи лет часто жили и спали вместе с матерями, по достижении семилетнего возраста их селили отдельно. Родители могли навещать детей "в разумное время". Но иногда их отнимали от матерей и селили отдельно в детском корпусе.

Работный дом представлял собою небольшое автономное поселение. Помимо мест общего пользования, таких как столовая и спальные помещения, имелись собственная пекарня, прачечная, швейные и обувные мастерские, огород и сад и даже свинарник для откорма свиней. Также там были школьные классы, если детей было много, то они могли ходить в отдельностоящую школу. На территории такой школы так же мог быть огород и хозпостройки. Кроме обучния, которое обычно занимала до 3х часов в день дети занимались хозяйством: мальчики в хозблоке и огороде, девочки убирали помещения школы.

В основном обитатели работных домов занимались жизнеобеспечением своего обиталища.

Женщины большей частью были заняты уборкой, стиркой и помогали на кухне. Одни работные дома организовывали ткацкие мастерские и мастерские по пошиву одежды и прядению, другие держали собственные огороды и выращивали овощи для своих нужд. Менее квалифицированные работники могли быть заняты на таких работах, как: дробление камня, измельчение кукурузы при помощи примитивных тяжелых жерновов, измельчение костей животных, измельчение гипса для последующего изготовления штукатурки, щипание пакли.

В больших работных домах работники обычно обедали , сидя рядами друг за другом, мужчины и женщины отдельно. В столовых находились весы, для того, чтобы взвешивать порции в тех случаях, когда работникам казалось, что их порции меньше стандартных. Однако качество и количество еды, подаваемой обитателям работных домов, было хуже, чем еда осужденных.

Если обитатель работного дома умирал, о его смерти сообщалось семье ( если таковая имелась) и родственники при желании могли сами организовать похороны. Если этого не случалось, организацию похорон брали на себя служители работного дома и умершего хоронили на кладбище, принадлежащем приходу, на земле которого находился данный работный дом.

Спасибо за то, что читаете нас!

Ставьте лайки и высказывайте свои мысли под этой статьей. Подписывайтесь на наш канал и вы точно не пропадёте оказавшись в викторианской Англии.

Работный дом – одно из самых жестоких благотворительных учреждений в истории. Как и почему они появились в Англии – стране, ценящей достоинство? Как была устроена система работных домов?

Вынуждение к доброте


Идея о специальных учреждениях, в которых нищие получали бы кров, еду и оплачиваемую работу в обмен на обязательное проживание и полное подчинение внутреннему распорядку, появилась в конце XVI века . Первый работный дом появился в 1652-м году, а к XIX веку их строили почти в каждом большом приходе или объединении приходов.

По знаменитой пословице, от сумы и от тюрьмы не зарекался никто, включая самых богатых. Благодаря газетам, особенную известность получила судьба 46-летней Софии Нэйшн, обедневшей леди. Потеряв свое состояние, она стала кружевницей, но успеха в этом ремесле не добилась и буквально голодала. Когда ее, обессиленную, принесли в лечебницу, было уже поздно. Даже голод не смог победить ужас перед работным домом.

Правило меньшей приемлемости


О том, как именно помогать людям, в Англии спорили несколько веков, но к XIX веку все сошлись на том, что имеющаяся практика помощи бедным никуда не годится. С начала XVII века вся благотворительность тяжелым грузом ложилась на приход. Именно из налога, который платили состоятельные или просто благополучные члены прихода, помогали престарелым, больным, беспомощным, безработным и их семьям.

Это учреждение было призвано отбить у бедных охоту бездельничать, поэтому их намеренно превращали в учреждения тюремные, со строжайшей дисциплиной и с очень жестким разделением по полу и возрасту. В документах работные дома всегда шли через запятую от исправительных учреждений. Теперь физически здоровый бедняк, обратившийся за помощью в приход, был обязан идти в работный дом.

На дне


Бедная многодетная семья в работном доме. Кон. 19 века. Фото с сайта historynotes.info

Потерять достоинство окончательно помогали сотрудники работных домов. Новых постояльцев осматривал врач, небрежно сортируя их на здоровых и больных, потом их мыли под сильной струей холодной воды, обривали голову и выдавали униформу серого цвета. Незамужним матерям в знак позора на одежду нашивали желтую полосу. После этого разделяли семьи.

В воспоминаниях Дженнифер Уорт, акушерки, работавшей в бедных кварталах в 1950-х годах, сохранились рассказы ее пациенток. Одна из них, миссис Дженкинс, провела в работном доме двадцать лет, после чего сошла с ума. Ее падение на дно тоже произошло быстро. Болезнь и смерть мужа, ее собственная травма на производстве, долг за жилье перед хозяином, смерть одного из ее сыновей от истощения – и вот она стоит с детьми на пороге работного дома. Миссис Дженкинс утешала себя тем, что это ненадолго, просто поесть, передохнуть и встать на ноги. Первым делом ее разъединили с детьми, а самих детей разделили по возрасту. Больше миссис Дженкинс их никогда не видела. Она слышала из–за высокой стены, разделявшей маленький двор, детские голоса и все время мечтала хотя бы краем уха уловить голоса своих детей. Умер ее первый ребенок – матери не разрешили присутствовать на похоронах, потом за четыре года скончались все остальные. Права с ними попрощаться у миссис Дженкинс не было.

Обычно работные дома приход покупал, реже – строил. Почти всегда это было массивное здание за каменным забором, в котором находился лабиринт строго разделенных отделений. В каждом из них были рабочие и жилые помещения и крохотный дворик для прогулок. По воспоминаниям той же миссис Дженкинс, особенно ходить там было негде, поэтому усталые женщины просто садились на скамейки, спинами подпирая друг друга.

Еду давали скверную. По отчету из работного дома в Фэрхеме, мы узнаем, что рацион на неделю составлял на человека один килограмм хлеба, полкило картофеля, триста грамм пудинга и полтора литра молочной каши. За любую провинность рацион уменьшали вдвое. И без того скудную еду постоянно присваивал себе персонал.

В работном доме человек не имел права распоряжаться собой даже после смерти. Обычно в анатомических театрах препарировали тела преступников, но в 1832-м году парламент принял Анатомический акт, по которому врачи получили тела нищих, заключенных и обитателей работных домов.


Взрослый житель работного дома был практически вещью, хлопотной в употреблении, но функционально полезной. Отдельной категорией были дети и по их судьбе согласия не было.

Из самых младших узников работных домов половина уже рождалась в них, а вторую половину заключали в это учреждение за бродяжничество. Новорожденных сразу отбирали у матерей, никакого грудного вскармливания не предполагалось. В конце XIX века в Европе многие вообще считали, что для детей полезно жить и воспитываться подальше от родителей. Идею частных школ-интернатов творчески переработал немецкий философ Фридрих Энгельс, почти сорок лет из своей жизни проведший в Лондоне. По его мнению, сразу после победы коммунизма дети должны были воспитываться в государственных учреждениях на казенный счет, а учеба и воспитание должны сочетаться с фабричным трудом.

Это не так мало, как может показаться из сегодняшнего дня, и воспитательницы знали много способов жить в довольстве, предельно урезав рацион подопечных.

Ничего, кроме самого формального присмотра, детям не полагалось. Право покупать им игрушки дали только в 1891 году. Срок, когда ребенок мог покинуть работный дом, законом не оговаривался, оставаясь на усмотрение попечителей. По их же решению карцером и лишением еды наказывали лгунов, нарушителей тишины, тунеядцев и симулянтов.

Исполняли наказание на местах воспитатели, которые творчески подходили к общим рекомендациям. Много шуму наделал случай в работном доме в Фэрхеме. Туда перевели трех сирот пяти, четырех и трех лет из соседнего работного дома. Испугавшись смены обстановки, они стали мочиться в постель. За это их рацион урезали наполовину, потом лишили обедов вовсе – пока остальные ели, эти дети стояли рядом в специальных колодках. В середине января детей переместили в неотапливаемый сарай. Когда малыши вернулись в свой прежний работный дом, даже суровые воспитатели были поражены их состоянием и сообщили о нем в газеты.

Бремя, имеющее цену


Советский историк М. Мещерякова возмущенно пишет, что долгие годы западных историков волновали не судьбы жителей работных домов, а экономическая целесообразность таких заведений.

Прежде всего благотворителей викторианской эпохи интересовали здоровые бедняки, которых можно было бы использовать для разной работы, больные же были отработанным материалом, о них заботились по остаточному принципу. За работу была положена небольшая плата, но ей целиком и полностью распоряжалось начальство работного дома, поэтому деньги почти никогда не доходили до адресатов, многие даже не знали, что им положено жалованье.

Было ли оправдание?


Была ли система работных домов оправдана экономически? Однозначного ответа нет. Вероятно, это обогащало начальство и проверяющие органы, снимало тяжелое бремя с прихода, позволяло коммерсантам обзавестись почти бесплатной рабочей силой, а ремесленникам как можно меньше тратиться на помощников. Это можно сравнить с тем, как в современных тюрьмах заключенные шьют рукавицы или спецодежду – даже не капля, а несуществующая величина в экономике страны.

Работный дом - ужасное место, где оказываются люди, находящиеся в безвыходном положении, доведенные до отчаяния. Государство создает видимость заботы о бедных, давая им жалкий кусок хлеба и убогую крышу над головой и изнуряя их непосильным трудом. Главный принцип работного дома сформулирован бидлом Бамблом: давайте бедным то, что им не нужно, тогда они не будут просить. Чиновники, опекающие бедных в работном доме, - моральные уроды, получающие удовольствие от издевательства над забитыми, слабыми и больными людьми.


Работные дома, невозможность развода, непрерывное деторождение. Как жили женщины в Викторианскую эпоху

Работные дома, невозможность развода, непрерывное деторождение. Как жили женщины в Викторианскую эпоху

В книге нет кровавых подробностей, зато есть много исторических отсылок. Приведем здесь отрывки о жизни в то время.

Работный дом




Пять жизней
Унизить тех, кому некуда податься, — такова была основная функция работных домов. К старым, немощным, больным, сиротам и здоровым относились одинаково, независимо от их жизненной ситуации. Если глава семьи терял доход, под крышей работного дома оказывался не только он сам, но и все его иждивенцы. При поступлении в работный дом семьи разделяли по половому признаку: женщины и мужчины жили в разных корпусах. Совсем маленьким детям разрешали остаться с матерью, но все дети старше семи лет помещались в общежитие при школе работного дома и находились отдельно от родителей. У новоприбывших отбирали одежду и личные вещи. Затем их заставляли вымыться в общей ванне, где до этого мылись все поступившие в тот день. Как в тюрьме, им выдавали форму, которую прежде носил кто-то другой.

Рацион обитателей работного дома состоял из жидкой овсянки, сваренной на воде, отвратительного на вкус хлеба, сыра и картошки. Изредка им давали мясо. Хотя в конце века в работных домах стали лучше кормить, в 1890 году обитатели часто жаловались на крысиный помет в каше.

И мужчинам, и женщинам давали работу по половому признаку. Мужчины обычно дробили камни (щебень впоследствии продавали на засыпку дорог), качали воду, мололи кукурузу, рубили дрова или щипали паклю. Последнее занятие часто поручали и женщинам: старые корабельные канаты необходимо было разобрать на отдельные волокна голыми руками или помогая себе гвоздем; волокна затем смешивали с дегтем и этой смесью конопатили швы на кораблях. Другими традиционно женскими занятиями считались уборка, работа в прачечной и приготовление пищи. Подопечные работных домов постоянно голодали, часто болели и мучились бессонницей на жестких соломенных тюфяках. Побои и сексуальное насилие со стороны сотрудников работного дома и соседей по общежитию были обычным делом. Антисанитария, ограниченный доступ к воде, паразиты, пища, приготовленная в ужасающих условиях, — вследствие всего этого обитатели работных домов постоянно страдали диареей и инфекционными заболеваниями, распространявшимися в мгновение ока.


Ночлежки

В ночлежке находили временное пристанище бездомные: те попеременно ночевали на вонючих постелях в клоповниках, в мрачных общежитиях работных домов и под открытым небом. Здесь обретались попрошайки, преступники, проститутки, хронические алкоголики, безработные, больные и старики, чернорабочие и солдаты на пенсии. Впрочем, к большинству обитателей ночлежек можно было применить несколько этих характеристик одновременно. В одном лишь Уайтчепеле ночлежек насчитывалось 233; в них жили около 8530 человек, не имевших постоянного жилья3. Естественно, самой дурной репутацией пользовались ночлежки на Дорсет-стрит, Тролстрит, Флауэр-энд-Дин-стрит. За четыре пенса здесь можно было снять односпальную, жесткую, кишевшую блохами койку в душной зловонной общей комнате. За восемь пенсов — столь же убогую двуспальную кровать, отгороженную деревянной перегородкой. Ночлежки были женские, мужские и смешанные. В тех, куда пускали и мужчин, и женщин, царил вопиющий разврат. Жильцы могли пользоваться общей кухней, открытой весь день и до глубокой ночи. Она служила местом сборищ, где готовили скудные ужины, чаевничали и напивались друг с другом и с каждым, кому случилось заглянуть на огонек. Социологи и реформаторы, которым довелось сиживать за столами на этих кухнях, ужасались отвратительным манерам обитателей ночлежек и адской нецензурщине, которую можно было услышать даже из уст маленьких детей. Однако самые сильные возражения у них вызывали насилие, чудовищная грязь и переполненные нечистотами уборные, неприкрытая нагота, беспорядочные сексуальные связи, пьянство и пренебрежение родительскими обязанностями. В клоповниках все мерзости трущоб собрались под одной крышей.

Однако в ночлежках находили пристанище не только проститутки, но и обычные женщины, очутившиеся в бедственном положении по самым разным причинам. Хотя некоторые из них периодически прибегали к проституции, считать всех жительниц ночлежек проститутками, безусловно, было бы неправильно. Наскрести на ночлег можно было разными способами: голь на выдумки хитра. Большинство перебивалось низкооплачиваемыми однодневными заработками: уборкой, стиркой, уличной торговлей. Вдобавок к этому попрошайничали, одалживали деньги, закладывали имущество ростовщикам, а иногда и подворовывали.

Развод

Власти отчасти признавали всю затруднительность положения, в котором оказывались женщины из рабочей среды после расставания с мужьями, но помогали крайне неохотно. Жена должна оставаться в семье — таково было правило, и правительство, приходские власти и законодатели не поощряли разводы и не старались облегчить жизнь женщинам, желавшим развестись. Мужчина легко мог развестись с женой, уличив ее в супружеской неверности. Но измена мужа считалась недостаточным поводом для развода; помимо измены муж должен был совершить другое преступление: инцест, изнасилование или нанесение тяжких телесных повреждений. Двойные стандарты Викторианской эпохи были узаконены: муж мог беспрепятственно изменять направо и налево при условии, что он не насиловал служанок, не спал со своей сестрой и не наносил жене зверские увечья. […]


На деле большинству женщин из рабочего класса, желавших разойтись с мужьями, оставалось только одно: подтвердить факт раздельного проживания, обратившись в работный дом и сообщив, что мужья их бросили. По Закону о бедных мужчина не мог сдать жену и детей в работный дом и рассчитывать, что те будут жить за счет налогоплательщиков. Если женщине предписывалось всегда оставаться в семье, то мужчина обязан был содержать жену. При этом никого не волновало, живут супруги вместе или нет. Если здоровый мужчина отказывался выплачивать содержание, Комитет по делам бедных нашел бы способ взыскать с него расходы. Мужу, уклонявшемуся от выполнения своих обязанностей, выставили бы счет, а в случае неуплаты он вынужден был бы предстать перед магистратским судом и вытерпеть позор. Это правило было единственной надеждой бедных женщин из рабочего класса. […]

В девятнадцатом веке жизнь законных супругов после расставания была равноценна смерти: закон санкционировал разрыв, но запрещал супругам жить дальше.

Любые отношения считались аморальными, а дети от новых союзов — незаконнорожденными. Развод и повторное вступление в брак были недоступны рабочему классу, поэтому семьи рабочих и общество нередко закрывали глаза на сожительство людей среднего возраста.

Бездомные

Положение бездомных в викторианском Лондоне было чудовищным. Но особенно страдали женщины, оказавшиеся без крова, такие как Полли (одна из жертв Джека-потрошителя). Они сталкивались с реальной угрозой изнасилований. Женщины, не имевшие мужчины-защитника и крыши над головой, считались испорченными, аморальными, порочными отщепенками. Во всех кругах общества таких женщин автоматически причисляли к проституткам, готовым на все ради еды и крова. Отчаявшихся бродяжек часто принуждали к сексуальным контактам. Их согласия никто не спрашивал.

Беременность

…контрацепция и предотвращение нежелательных беременностей считались зоной женской ответственности. Кэтрин (еще одна жертва Джека-потрошителя), как и ее мать, бабушка и большинство женщин ее круга, выросла с мыслью, что непрерывное деторождение является неотъемлемой частью жизни замужней женщины.

Единственным методом контрацепции была усталость или болезнь мужа. В крайних случаях женщины прибегали к травяным настоям и спринцеванию спермицидами или токсичными для плода веществами — если им, конечно, хватало времени, денег и смелости на приобретение необходимых ингредиентов. В большинстве случаев женщины не располагали ни первым, ни вторым, ни третьим.


Читайте также: