Образы природы в живописи сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

    искали в ней идеальную гармонию; переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями; создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм. . Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

От него отпочковались:

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

Природа издавна служит мощнейшим вдохновителем творчества художников и музыкантов, поэтов и писателей. Ее невероятная мощь, величие, красота, изменчивость – все это находит отражение в различных жанрах и сферах искусства.

Пейзаж – это изображение какого-либо природного уголка, ландшафта или моря, т.е. природы в ее живом, естественном виде. Существуют и такие разновидности пейзажа, как сельский пейзаж и городской пейзаж.

Художники, рисующие пейзажи, называются пейзажистами. В историю изобразительного искусства внесли значительный вклад многие выдающиеся художники-пейзажисты. Вот лишь некоторые из великих имен: И.Шишкин, А.Куинджи, И. Левитан, И.Айвазовский.

Каждый вид искусства изображает природу своими, присущими только данному виду искусства, средствами. Художники изображают природу линиями и красками, музыканты звуками, хореографы – танцевальными движениями, позами, жестами, писатели и поэты – словами.

Природа проникает во все существующие виды искусства, включая современные виды, такие, как фотография и кинематография. Человек и сам – неотъемлемая часть природы, а потому искусство без природы не могло бы существовать.

Природа в искусстве

Популярные сегодня темы

Северный Ледовитый океан занимает последнее место по глубине и площади среди всех океанов нашей планеты. Просторы его территории расположены в северном полушарии нашего земного шара и разделя

Образование детей всегда было важно. Каждая страна со временем развивала сферу общего образования, но оно не может в полной мере удовлетворит потребность детей в познании других, не менее важ

Наверное, нет такого человека, который бы не видел розового фламинго. А ведь он является популярным благодаря своим розовым перьям, которые располагаются по всему телу.

Сельское хозяйство - отрасль производства, занимающаяся растениеводством (выращиванием культурных растений) и животноводством (разведением домашних животных). В него также входят работы

Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1666 году. Впервые закон был сформулирован и опубликован Ньютоном в 1687 году. Открытие ученого внесло неоценимый вклад в развитие нау

Самое известное и наиболее изученное заболевание – зубной кариес. Каждый день стоматологи неустанно трудятся над его устранением. Кариес может поражать зуб на всю его глубину

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природа в живописи, литературе, музыке

II . Основная часть. ………………………………………………… 3

3. «Лето – это море солнца, света и тепла. Это радости пора.

IV . Используемая литература. ……………………………………..11

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты-в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза…

I . Введение.

Образы природы в русской литературе, живописи, музыке имеют особое значение, они берут свое начало в дохристианской языческой культуре. В то время люди поклонялись природе, обожествляя и одушевляя её. Природа в народной культуре была неотделима от человека; его дум, чувств, жизни. С принятием Христианства на Руси образы природы не потеряли своего значения, они развивались и трансформировались вместе с русской культурой. Русская художественная традиция оставила нам имена многих поэтов, писателей, художников, музыкантов прикоснувшихся к теме природы в своём творчестве.

Природа-это среда нашего обитания, без неё мы не сможем жить, но, если бы и могли, наверное не захотели бы. Как можно жить без шума листвы, освещенной солнечным светом, или поливаемой прохладным дождем? Как можно жить без запаха цветов, травы, чернозёма? Как можно жить не видя блеска снежинок в лунном свете и алых гроздей рябины на фоне ослепительно белой дали? Или без восторгающего трепета души лишь первых весенних лучей солнца?! Наша родина обладает несметными природными богатствами, в ней есть величие перед человеком: её поразительная красота, от которой захватывает дух, грозные зимние бури, глубокие реки, высокие скалы, разнообразные животные, населяющие Россию. Все это-природа. Все это-вдохновение.

Вдохновение-то, что нужно для создания произведения искусства в музыке, живописи или литературе. Его в полной мере дарит природа человеку. А в России она очень богата. Да, в других странах природа тоже хороша, свои растения, виды, климатические условия. Но наша страна особенно прекрасна. Здесь есть и холод, и жара, и беспросветные леса, и пустынные равнины, и величавые горы, даже самое глубокое в мире озеро-Байкал. От одного вида березовой рощи начинают литься слезы счастья и просветления!

Также, сейчас в нашей стране очень актуальна тема охраны природы. Люди часто относятся к этому равнодушно, но это не правильно. Неужели мы в праве губить и портить то, что нам подарено Богом при рождении? Задумайтесь! Давайте беречь нашу бесценную природу и восхищаться ей, так, как это делали великие люди искусства!

Цель моей работы :

1. Привлечь внимание моих ровесников к теме родной природы в искусстве;

2. Раскрыть чувство патриотизма у читателей через образы природы в искусстве;

3. Открыть многогранность художественно – образного воплощения темы различными видами искусства

4 . Показать формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии и музыки) через творчество художников, поэтов, композиторов.

Познакомиться с творчеством русских поэтов, художников, композиторов, воплощавших образы природы в своём творчестве;

Развитие представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии, музыки);

Воспитание патриотизма к окружающей действительности и бережного отношения к родной природе.

II . Основная часть

Рассмотрим творения художников, писателей и композиторов о разных временах года, чтобы понять, какие чувства они испытывают в каждое время, и как выражают их в своих произведениях.

1. Зимний ветер играет терновником…

Сергей Есенин был явным патриотом своей родины. Поэт воспевал великую Русь. Особенностью его творчества являлось восхищение родной природой. Каждое время года имело для него особое значение, особую прелесть, особую пищу для размышлений. Зима была временем, когда хочется думать о прошлом, будущем, и просто о жизни в целом. Его, как русского человека, не пугали морозы.

«Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поёт иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою лёгкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берёз.

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив.

Так и хочется руки сомкнуть

На эти стихи был написан романс композитором В. Юровским. Так, с

литературой неразрывно связана не только живопись, но и музыка.

Поэтому зима-популярная тема в русских романсах, где поют о неразделенной любви или о разлуке, равной зимним холодам. Как раз эту тему можно услышать в русском романсе на стихи поэта серебряного века П. Н. Ренчицкого.

«Была зима. В полях метели

По ком-то панихиду пели,

Стонала жалобно сосна…

Но ты была тогда со мною,

Мне улыбалась, и – зимою

В моей душе цвела весна.

Теперь весна. Всё страстной жаждой

Полно: и звук и шорох каждый,

И благовонной ночи тьма

Пьянит и дразнит ум собою…

Но ты далеко, и – весною

М. Ю. Лермонтов тоже был вдохновлен печальной “песней” зимы:

«Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой,

Как с первыми людьми её народы.

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родна с душой,

Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда;

Но этот снег летучий, серебристый

И для страны порочной – слишком чистый,

Не веселит мне сердца никогда.

Его одеждой хладной, неизменной

Сокрыта от очей могильная гряда

2. Как светла, как нарядна весна!

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печёт,

Еще недели целые

Дороги сковывает лёд

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом все завалено.

Водою с солнцем пополам

И небо в тучах, как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

Как говорят: “мартовские коты запели”, это означает – проснулась любовь.

«Как мне больно, как хочется жить.

Как свежа и душиста весна.

Нет, не в силах я сердце убить

В эту ночь голубую, без сна.

Хоть бы старость пришла поскорей,

Хоть бы иней в кудрях заблестел,

Чтоб не пел для меня соловей,

Чтобы лес для меня не шумел!

Чтобы песнь не рвалась из души

Сквозь сирени в широкую даль,

Чтобы не было в этой тиши

3. «Лето – это море солнца, света и тепла. Это радости пора.

Изумрудом все листья цвеченные;

По кустам, по ветвям потянулися

Паутинки серебряной проволокой;

Зажелтели вдоль тына садового

Ноготки, янтарём осмоленные;

Покраснела давно и смородина;

И крыжовник обжёг себе усики;

Осень-любимое время года гениального русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. Он часами сидел на лавочке возле своего дома в Болдино и любовался на бесконечно прекрасное одеяние природы. Осень вдохновляла его, поэтому ей было посвящено много стихотворений.

«…Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса-

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч - и первые морозы

К такому пушкинскому видению осени подходит иллюстрация-картина “Осень в Абрамцево” (См. приложение №14) Василия Дмитриевича Поленова. Это выдающийся русский художник, оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы. На картине изображен осенний лес и озерцо, в котором отражается рыжесть деревьев. Это пленяющий пейзаж, действительно, “в багрец и золото одетые леса”. Здесь изображен как раз тот “редкий солнца луч”, и в его свете листва берез становится еще ярче, ослепительней.

III . Заключение.

IV . Используемая литература .

Природа в живописи русских художников

Первозданная природная красота, переданная на холсте рукой художника – обычно так звучит определение пейзажа в художественной живописи. Пейзаж относительно молодой вид искусства, но, несмотря на это, он является одним из самых популярных. Множество самых ценных и знаменитых картин мировой живописи как современных художников, так и художников прошлого представляют собой именно пейзажи.

Расцветом пейзажной живописи принято считать момент изобретения тюбиковых красок. С ними у живописцев появилась возможность выезжать на плэнеры – сеансы живописи на натуре. На пленэре художнику удавалось ухватить всё богатство красок окружающего мира в естественном освещении и на открытом воздухе. Именно натура позволила художникам создавать пейзажную живопись максимально реалистично и живо.

Пейзаж обычно представляет собой изображение открытого пространства. Основой его могут служить вода, горная или равнинная местность, растительность, строения и даже звёзды и космос, опционально современный художник может включать туда изображения животных, людей, но они не становятся основными элементами.


В зависимости от мотива пейзажная живопись подразделяется на виды и подвиды.

Виды пейзажей.

2. Сельский (деревенский, пастораль). На нём изображается крестьянский быт, сбор урожая, домашний скот, бескрайние поля и луга, церкви и сельские избы, мельницы, кузни, пасека. Покой, безмятежность и простота сельского быта являются неотъемлемой частью живописи русских художников-пейзажистов конца XIX - начала XX века. Вдохновлённые простой и лирической красотой русской деревни, такие великие художники пейзажной живописи, как Саврасов, Шишкин, Левитан, Рерих создали свои самые знаменитые шедевры.

4. Архитектурный. Архитектурный пейзаж изображает здания и сооружения различного типа: дома, мосты, дворцы, храмы, крепости, колоннады – в целом, все виды монументальных строений (кроме индустриальных), созданных руками человека. На картинах этого жанра могут быть изображены как отдельные здания, так и целые улицы. Чаще всего художники писали памятники архитектуры.


5. Ведута. Подвид архитектурного пейзажа, при котором на картинах выписывается городской пейзаж в виде панорамы с тщательным соблюдением пропорций и масштаба. Был популярен в Венеции в начале XVIII века, потому огромное количество картин представляли собой изображения каналов и улочек Города, стоящего на воде.



11. Интерьерный. Изображает внутреннее убранство интерьеров.

13. Исторический. Описывает знаковые события, произошедшие в прошлом, знаменитые природные явления и катастрофы, архитектурные памятники, характерные периоду, передаёт эмоциональное состояние участников события и автора картины.


14. Каприччо (буквально – каприз, прихоть). Пейзаж-фантазия. На нём изображаются архитектурные здания, которых не существует.

15. Космический. Изображает просторы космоса, планеты, звёзды, миры будущего.

16. Космополитический. Пользовались большой популярностью в Голландии. На картинах изображались вымышленные пейзажи в итальянском стиле.

Стили пейзажей и знаменитые художники пейзажной живописи России



Пейзажная живопись русских художников известна во всём мире. Русская земля подарила миру множество великих имён: Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Архип Куинджи – это лишь крохотный список художников, воспевших красоту родной страны в своих пейзажах.

Пейзаж

Статьи

Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.

Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники.

Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы.

В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.

Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.

Иссакиевский собор

Дело в том, что художник при написании картины изначально вкладывает в нее свое отношение, видение мира, настроение. По тональности пейзажа мы можем судить, как общество того времени относилось к тем местам, где люди жили, работали, отдыхали.

Таким образом, картины с изображением природных ландшафтов наделены эмоциональным содержанием.

Тот факт, что пейзаж отображает виды природы, не исключает появления на картинах людей или животных. Но они никогда не играют ключевой роли, оставаясь на втором плане. Природу рисовали во все времена, однако до 16 века она не была центром картины. Скорее, природа выступала неким дополнением в описании исторических событий, образов. Словом, она служила фоном.

В живописи пейзаж весьма многогранен. Этот жанр стал основой для многих мировых шедевров. Многие художники предпочитают переносить на холст природные стихии, грозы, космическое пространство, леса, реки. Временных ограничений нет, то есть, картины могут уносить зрителя, как в прошлое, так и в будущее. Сюжетная линия может переносить во времени или же просто отражать общий настрой.

Картины, которые приобрели мировую известность, оцениваются миллионами долларов. Такие художники, как Уильям Тернер, Исаак Левитан, Иван Айвазовский по праву считаются элитой среди живописцев.

Золотая осень

Удивительно, но еще несколько веков назад пейзаж, как жанр, не вызывал особого интереса у художников. Причиной тому был нераскрытый потенциал изображения ландшафта.

История пейзажа

Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.

На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.

Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.

В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.

Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.

Зимний пейзаж

В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.

Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.

В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.

Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.

Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.

Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.

В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.

Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.

Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.

В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.

Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.

Улицы Питера

Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.

Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.

Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.

В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.

Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.

Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.

Зимняя дорога

В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.

Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.

Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.

Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.

Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.

К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.

Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.

Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.

Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.

Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.

Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.

Разновидности пейзажей

Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.

Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.

Санкт-Петербург

Рыбы в Питере


Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.

Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.

Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.

Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.

Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.

Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.

Характер пейзажа

Выделяют следующие характеры пейзажа:

Великий Новгород

Инструменты, материалы и техники

Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.

В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.

Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.

В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.

Мост над Невой

Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.

Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.

Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.

Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.

Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.

Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.

Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.

Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.

Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.

Кремль в Новгороде

Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.

При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.

Пейзаж в современном искусстве

Как и в живописи, пейзаж в фотографии сегодня является обособленным жанром, в котором основным объектом является природа. Он также делится на подвиды, но особой категорией выступает городской и индустриальный пейзаж.

Пейзаж в керамике – это не просто вид художественного творчества. Сегодня это одно из популярных течений, к которому присоединяются многие представителя популярных художественных школ. В этом направлении работают и художники-керамисты.

Пейзаж на керамическом панно или на декоративной тарелке является настоящим шедевром декоративно-прикладного творчества. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Картина формируется послойно, так как она отличается рельефностью.

На основная сложность состоит в том, что краски в процессе обжига меняют свои оттенки, поэтому мастер должен так подобрать их состав, чтобы получилась реальная картина.

Пейзажи Изборска

Такие произведения ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня с работами талантливых мастеров можно познакомиться не только на выставках, но и в онлайн-галереях.

Читайте также: