Образы дороги и дома в лирике а твардовского сообщение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лиро-эпическое повествование о народной судьбе в поэме

В центре внимания автора находится уже не армия, а мирное население и главным образом – дом, Мать и жена, являющиеся источниками добра и счастья, символами самого лучшего для русского человека и составляющие основы человеческого бытия. Эти образы-символы, - традиционные для русского фольклора. Таким образом, исходным материалом для поэмы Твардовского явилось народно-поэтическое сознание, постижение духа народа и его мира созерцания.

В тот самый час воскресным днём,

По праздничному делу,

В саду косил ты под окном

Траву с росою белой.

И ты косил её, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткою [1, т.2, с.310].

И мы домой [1, т.2., с. 308].

Так я дойти обязан.

Дойти. Хоть я и рядовой,

Отстать никак не волен [1,т.2, с.324].

Так конкретный образ солдата Андрея Сивцова вырастает до образа широкого обобщения, в котором воплощены лучшее качества русского человека, обогащённые новой исторической эпохой, главное из которых – преданность своей Родине.

Пускай не девичья пора

Но от любви на диво –

Как змейка всё ходила [1, т.2, с.316].

В поэме Твардовского с большой силой художественной правды отразились черты трагического мироощущения народа, раскрывшиеся в образе главной героини поэмы. После ухода на войну мужа Анна постоянно с тревогой думает о нём и часто мысленно обращается к своему возлюбленному:

Живой ли, мёртвый – где ты? [1, т.2, с. 326]

Когда косила тот лужок,

Сама косой небитой.

Слепили слёзы ей глаза,

Палила душу жалость.

Не та трава, казалось… [1, т.2, с. 324].

Одна из них – это сострадание к ближнему. Именно об этом чувстве поведал поэт читателю в пятой главе поэмы, рассказывающей о трагических картинах – вступлении врага на нашу землю и встрече русских женщин с нашими пленными солдатами:

… Сынов родной земли,

Их стыдным сборным строем

По той земле вели

На запад под конвоем.

Идут они по ней

В позорных сборных ротах,

Иные без ремней,

Иные без пилоток [1, т.2, с. 332].

Среди этих женщин находится Анна Сивцова, она также, с горечью вглядываясь в лица пленных солдат, со страхом пытается отыскать среди них своего мужа. Она боится даже самой мысли, что её Андрей может оказаться здесь. Эти переживания героини Твардовский описывает в форме внутреннего монолога женщины-солдатки, обращённого к мужу. Эта взволнованная речь, наполненная таким лиризмом, передаёт не только чувства Анны Сивцовой, но и чувства всех покинутых жён к своим мужьям, народное горе о разрушенном войной женском счастье. Она отражает истинно русский характер женщины:

Ты не стыдись меня.

Что вниз сползли обмотки,

Что, может, без ремня

И, может, без пилотки.

Тебя, что под конвоем

Идёшь. И за войну

Живой, не стал героем.

Я здесь, твоя Анюта.

Я до тебя прорвусь,

Хоть вновь навек прощусь

С тобой. Моя минута! [1, т.2, с.340].

Андрей Сивцов уходит на войну из своего дома, унося в своём сердце частичку этой святыни, которая будет согревать его в холодных окопах и давать силы для борьбы с врагом. Дом – это надежда, мечта, к которой стремится в своих мыслях каждый солдат на войне. И Анне Сивцовой приходится оставить свой дом, где прошли лучшие годы жизни, были счастье и радость. В трогательной сцене прощания с ним конкретный образ дома становится символом земли – Родины, которую покидает крестьянка Анна Сивцова. Чувства Анны поэт облекает в форму задушевной народной песни – плача, передающей всю боль и тоску героини, что является также чертой народной лирики:

Прости – прощай, родимый дом,

И двор, и дровосека,

И всё, что памятна кругом

Заботой, замыслом, трудом, -

Всей жизнью человека [1, т.2, с. 356].

Местами эта лирическая песня – плач сменяется боевым призывом, переходящим в заклинание и песней гнева и мести, придающей этой сцене черты публицистичности, что является вершиной эмоциональности в поэме:

За всё с того, кто виноват,

По всем статьям устава,

Взыщи со строгостью солдат,

Твоё, хозяин, право [1, т. 2, с. 362].

В поэме мы слышим песню Анны над сыном, изливающей своё горе, в которой можно наблюдать использование поэтом художественных средств, характерных для народной поэзии: постпозитивное употребление эпитетов, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образные обращения:

Зачем ты горестный такой,

Слеза моя, росиночка,

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым – беда, а мёртвым – нет,

У смерти под защитою [1, т.2, с. 367].

В структуру сюжета проникает фольклорная поэтика, которая помогает раскрыть автору внутренний мир героини – в данном случае её страх перед неизвестностью будущей судьбы ребёнка. На наши взгляд, эту форму народной поэтики можно соотнести из колыбельной песни матери, воссоздающей мысленно, несмотря на порой тяжёлые условия жизни, счастливую будущую судьбу своему ребёнку.

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива.

Глухой, нерадостный покой

Калеки – яблони с тоской

Гольём ветвей качают [1,т.2, с.370].

И добрым ладом шли часы,

И грудь дышала жадно

Цветочным запахом росы,

Живой росы из-под косы –

Горькавой и прохладной [1. т.2, с. 384].

Список источников

Твардовский, А.Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах / А.Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

Твардовский, А.Т. Избранные произведения: в 3 томах / сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

Акаткин, В.М. Ранний Твардовский / В.М. Акаткин / под ред. А.М. Абрамова. – Воронеж, 1986

Бердяева, О.С. Лирика Александра Твардовского: учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1989.

Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А. Твардовского: учебное пособие для студентов гум. факультетов / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова. – Майкоп, 2008.

Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

Гришунин, А.Л. Творчество Твардовского / А.Л. Гришунин, С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. – М.: МГУ, 1998.

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырёх томах. – Т. 3. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

Дементьев, В.В. Александр Твардовский / В.В. Дементьев. – М.: Советская Россия, 1976.

Кондратович, А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность / А.И. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978.

Кочетков, В.И. Люди и судьбы / В.И. Кочетков. – М.: Современник, 1977.

Кулинич, А.В. А. Твардовский: Очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев, 1988.

Лейдерман, Н.Л. Творческая драма советского классика: А.Твардовский в 50-60 годы / Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 2001.

Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

Македонов, А.В. Творческий путь А.Т. Твардовского: Дома и дороги / А.В. Македонов. - М.: Художественная литература, 1981.

Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т. Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

Твардовский, И.Т. Родина и чужбина: книга жизни / И.Т. Твардовский. – Смоленск: Русич, 1996.

Турков, А.М. Александр Твардовский / А.М. Турков. – М.: Художественная литература, 1970.

Уже в начальные месяцы “годины горькой” появились у Твардовского части поэмы “Дом у дороги”, которую он завершил и опубликовал только после войны – в 1946 г. Стихотворный эпос приобрел в этой поэме иные признаки, чем в “Василии Теркине”. С одной стороны, автор более обстоятелен в освещении общечеловеческих и национальных черт и исторических реалий 1940-х годов, с другой – в его подходе к теме обнаруживаются элементы символистской поэтики, творческая манера Твардовского в “Доме у дороги” обогащается освоением традиций

античного эпоса, некрасовской и блоковской поэзии. Образ дома у дороги Твардовский пронес через войну как символ России, ее постоянной приближенности к процессам мировой истории.

Летописец народной трагедии вслед за предшественниками не может петь о строительстве нового дома, пока русская муза требует воплощения того, что выношено душой в огне войны. “Та боль не отмщена и не прошла с победой”.

В каждой строфе, посвященной довоенному дому, содержатся приметы изначально “райского” пребывания на земле. Сад, палисадник, грядки, чистота, уют, радость общения с близкими составляют это утерянное

счастье. Повышенная, хотя и сдерживаемая эмоциональность пронизывает все произведение, наполняя его лирической взволнованностью, импрессионистской проникновенностью.

Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.

И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.

Звук косьбы (“Коси, коса, | Пока роса…”) выступает как некий сквозной мотив, символ мирного благоденствия. Когда рубеж войны перечеркнул мир, даже коса в руках Анны зазвучала иначе: “Не та коса, не та роса, | Не та трава, казалось”. Автор назвал свое произведение “плачем о родине”, “песнью ее судьбы суровой”.

Формулировка напоминает нам название драматической поэмы А. Блока – “Песня Судьбы”. Образ блоковской России соединяет глобальную метаисторическую сущность и интимный мир личностного переживания, надреальное и непосредственно чувствуемое. Значимость поэмы и ее “интимность” Твардовский подчеркнул в предисловии. Обратившись к читателю, он косвенно опять напомнил о параллели Русь – жена:

И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.

На Россию надвигается в поэме некто он – фантастически страшная сила, еще более ужасающая, нежели “недвижный кто-то, черный кто-то” или дракон, который, “разинув пасть, томится жаждой”. Он вмешивается в самые основы жизни, превращая мир в абсурдную свалку разъятых частей:
Ломал и путал фронт и тыл
От моря и до моря,
Кровавым заревом светил,
В ночи смыкая зори.

Как на картинах сюрреалистов, на передний план вдруг выступает группа случайно объединенных и уравненных друг с другом элементов разорванного бытия:

И столько вывалило вдруг
Гуртов, возов, трехтонок,
Коней, подвод, детей, старух,
Узлов, тряпья, котомок…

Поток видений и голосов уже не поддается логической регламентации, во всем только предвестье всеобщей катастрофы: “Смешалось все, одной беды – | Войны знаменьем было…” Очень многие сцены, картины, эпизоды, ситуации, детали, проходные и сквозные образы имеют второй (а иногда и третий) план. Как хочет русская женщина всех пожалеть и всех спасти и как страшится, что не убережет даже и собственных детей. Ряд эпитетов в перечислении головок ребят, страдающих от жажды под палящим зноем, говорит о том, как долго Анна смотрит на них, тоскуя. Выводит из рефлексии напоминание о мере сочувствия и мере ответственности:

Нет, ты смотреть не выходи
Ребят на водопое.
Скорей своих прижми к груди,
Пока они с тобою.

Как бы споря с новейшими педагогическими установками и теориями, Твардовский возвращает читателя к мудрости, выверенной вековым опытом. Есть ли для детей место лучше, чем родительский дом? Авторское мнение о благе и благополучии на этот счет однозначно:

Пока с тобой,
В семье родной,
Они, пускай не в холе,
В любой нужде,
В своем гнезде –
Еще на зависть доля.

Твардовский-художник показывает, как много сваливается на женские плечи, как часто ждут женщину трудности, перед которыми она слаба и беззащитна, но обязана выстоять:

Велел детей и дом беречь, –
Жена за все в ответе.

Монолог русской жены явно выпадает из правил сталинского отношения к пленникам: “Ты не стыдись меня, | Что вниз сползли обмотки, | Что, может, без ремня, | И, может, без пилотки. | И я не попрекну | Тебя, что под конвоем | Идешь. И за войну, | Живой, не стал героем”. Во время трогательной встречи с мужем в купе Анна искренне переживает: “Не на нее ли он сердит | За этот стыд и муку?” Женские милые промахи порой служат поводом для глубочайшего обобщения, скрывают полемический подтекст.

1946 год. Сталинский режим чрезвычайно строг к тем, кто попал под оккупацию. Горечь и оттенок трагической иронии звучит в авторском голосе: а не хозяин ли виноват в этой беде, да своей вины не видит? За словом “хозяин” почти неприметная аллюзия:

Ну что ж, солдат, взыщи с нее,
С жены своей, солдатки,
За то, что, может быть, жилье
Родное не в порядке.

За все с того, кто виноват,
По всем статьям устава
Взыщи со строгостью, солдат,
Твое, хозяин, право.

В поэме описывается рождение ребенка в плену. Эта глава приводит читателя к размышлениям о горьких курьезах русской истории, силе жизни и ее хрупкости, уязвимости, об устойчивой власти естества и противоестественных сдвигах в психике человека XX в. Голос ребенка, на которого будут смотреть только как на лишний рот, смущает своим недетским упреком (за ним звучит голос самого автора):

Быть может, счастьем был бы я
Твоим, твой горький, лишний,
Ведь все большие сыновья
Из маленьких повышли.

Файлы: 1 файл

майка.docx

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Предваряет поэму программное авторское вступление, дающее настрой произведению.

Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть — словно позаимствованные из народной сказки. Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек. Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны.

Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, “Если больной бредит дорогой, то умрет”, “Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал” - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных народных сказках герой доходит до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога – “жизненный путь”). Дорога – это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. “Волшебник Изумрудного города” - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”) – это путь к взрослению.

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги.

Образ дороги в поэме переплетается с образом дома: командир отряда оказывается по пути на фронт в родной деревне. В этом случае образ дороги предстает в глазах читателя с положительной стороны: героя, оторванного от семьи войной, дорога приводит домой сама.

Главный герой – Василий Теркин -, оказавшись в медсанбате, в шутку размышляет о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет – домой. Выйдя из медсанбата, Теркин встречает своих спасителей – танкистов, которые дарят ему гармонь, принадлежавшую их погибшему командиру. Василий играет на ней сначала грустную мелодию, как бы в память о покойном командире, потом веселую, и начинается пляска.

Эта встреча показывает, насколько война сплотила, сроднила народ, имеющий общую цель – победить врага и вернуться домой.

Такую же роль в произведении играет и рассказ Василия о встрече с девчонкой-медсестрой, которая дарит герою свою шапку, а так же встреча героя с дедом и бабкой, в дом которых заходит Теркин. Эти встречи являются показателем сплоченности и патриотизма русского народа. Такой народ не может быть побежден.

И еще одна встреча, имеющая большое значение в произведении Твардовского – встреча героя со смертью. В этот раз дорога подвела бойца, и он оказался лицом к лицу со смертью. Но смерть для героя – потеря надежд на возвращение домой, на спасение страны. Ведь кто, если не он – защитник отечества – спасет свою Родину? И герой не сдается, не покоряется сметри и остается жить и продолжать воевать.

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Работу выполнила: Агапитова А. Класс 11В

Средняя общеобразовательная школа Ж17

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

1. Роль дороги в произведениях русской классики

1.1 Символическая функция мотива дороги

Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая вс новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

1.2 Композиционная и смысловая роли образа дороги

2. Эволюция образа дороги

2.1 Допушкинский период

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

2.2 Золотой век русской литературы

Чаще всего возникает образ зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика и тройки.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит.

("Зимняя дорога", 1826)

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Отуманен лунный лик.

("Зимняя дорога", 1826)

А сама дорога предстает перед читателем монотонной, скучной, что подтверждается следующими поэтическими строчками:

Ни огня, ни черной хаты…

Закружились бесы разны,

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

("19 октября", 1825)

В любовной лирике дорога — это разлука или преследование:

За нею по наклону гор

Я шел дорогой неизвестной,

И примечал мой робкий взор

Следы ноги ее прелестной.

А поэтическая дорога становится символом свободы:

Ты царь: живи один.

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Дорога-судьба, свободный путь, топографическая и любовная дороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувства и эмоции лирических героев.

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Потом художественное время замедляется:

К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

В романе поднимается и социальный аспект мотива:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают.

Таким образом, исходя из анализа поэтического текста поэта, можно сделать вывод, что мотив дороги в лирике А. С. Пушкина достаточно многообразен, образ дороги встречается во многих его произведениях, и каждый раз поэт представляет его в различных аспектах. Образ дороги помогает А.С. Пушкину показать и картины жизни, и усилить окраску настроения лирического героя.

2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы: необыкновенно развитое самосознание, глубина нравственного мира, мужественный идеализм жизненных стремлений.

Мотив одиночества. Одиночество - один из центральных мотивов поэта: "Остался я один - / Как замка мрачного, пустого / Ничтожный властелин" (1830), "Одинок я - нет отрады" (1837), "И некому руку подать / В минуту душевной невзгоды" (1840), "Один и без цели по свету ношуся давно я" (1841). Это было гордое одиночество среди презираемого света, не оставляющее путей для активных действий, воплощенное в образе Демона. Это было трагическое одиночество, отразившееся в образе Печорина.

Лермонтовское одиночество, проходя сквозь призму мотива дороги, теряет трагическую окрашенность вследствие поиска лирическим героем гармонии с вселенной.

2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова

В 1846 году написано стихотворение “Тройка”. “Тройка” — это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости еще мечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она “крещеная собственность” и счастья ей “не положено”.

Стихотворение открывается риторическими вопросами, обращенными к деревенской красавице:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед.

По дороге жизни мчится тройка-счастье. Летит оно мимо красивой девушки, жадно ловящей его каждое движение. В то время как у любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить.

Поэт рисует типичную картину ее будущей жизни, до боли знакомой и неизменной. Автору тяжело сознавать, что время проходит, но не изменяется этот странный порядок вещей, настолько привычный, что не обращают на него внимания не только посторонние, но и сами участники событий. Крепостная женщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару.

Дорога в стихотворении отнимает у человека счастье, которое быстрой тройкой уносится прочь от человека. Совершенно конкретная тройка становится авторской метафорой, символизирующей быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смысл своего существования и не может ничего изменить.

Покинув путь губительный,

Нашел бы путь иной

И в труд иной - свежительный -

Поник бы всей душой.

Но несчастного крестьянина окружает одна несправедливость, подлость и ложь, и потому нет ему другой дороги:

Но мгла отвсюду черная

Одна открыта торная

Дорога к кабаку.

Дорога вновь выступает в роли креста человека, который он вынужден нести всю жизнь. Одна дорога, отсутствие выбора иного пути - судьба несчастных, бесправных крестьян.

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Разводя безнадежно руками…

Образ дороги символизирует нелгкий путь многострадального русского народа:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Но в душе автора живт надежда на пробуждение великого народа:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…

Небо, ельник и песок -

Но нет в этих строчках безысходной горечи, а далее следуют такие слова:

Это многих славных путь.

Гудит! Что море синее,

Тема и образ дороги-пути так или иначе связаны с различными персонажами, группами персонажей, с коллективным героем произведения. В мире поэмы оказались освещенными и как бы сцепленными между собой такие понятия и образы, как путь – толпа – народ – старый и новый миры – труд – мир. Раздвижение жизненных впечатлений мужиков-спорщиков, рост их сознания, перемена взглядов на счастье, углубление нравственных понятий, социальное прозрение – все это тоже связано с мотивом дороги.

Сила в ней скажется

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Мысль о духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта и проникает во все главы его бессмертного произведения.

Пронизывающий произведения поэта образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина. Через все творчество поэта проходит идея: жизнь — это дорога и человек постоянно находится в пути.

Но это абсолютно разные дороги. В начале поэмы это дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, перед нами предстает метафорический, иносказательный образ, олицетворяющий постепенный ход всей истории.

Эти два значения как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений: и прямых, и метафорических, образующих единый, сложный образ гоголевской дороги.

Переход от конкретного к общему плавен, почти незаметен. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль обо всей Руси. Далее этот монолог перебивается другим планом: «… И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

- Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.

- Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как

чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух.

А теперь поговорим подробнее о метафорических смыслах образа дороги у Н.В.Гоголя. Вначале о том, который равнозначен жизненному пути человека.

Образ народа метаморфически связан с образом дороги.

«Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?

2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе

Вс находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В ХХ веке он был подхвачен такими поэтами, как А. Твардовский, А. Блок, А. Прокофьев, С. Есенин, А. Ахматова. Каждый из них видел в нм вс новые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образа дороги и в современной литературе.

Геннадий Артамонов, курганский поэт, продолжает развивать классическое представление образа дороги как жизненного пути:

Сегодня в нашем классе тишина,

Присядем перед дальнею дорогой,

Отсюда начинается она,

Уходит в жизнь от школьного порога.

Вдоль Тобола иду по тропинке,

На душе непонятная грусть.

Невесомо плывут паутинки

В свой осенний неведомый путь.

Мы сами себе звезды выбираем,

За светом их по тропочкам бредм,

Себя в пути теряем и ломаем,

Но вс равно идм, идм, идм…

Движенье - смысл мирозданья!

А встречи - это врсты на пути…

Перепутья, пути, остановки,

Врсты лет в полотне бытия.

В современной литературе образ дороги приобрл новое оригинальное звучание, вс чаще поэты прибегают к использованию тропинки, что может быть связано со сложными реалиями современной жизни. Авторами продолжается осмысление человеческой жизни как пути, который нужно пройти.

Внешний облик героя напоминает русского богатыря Илью Муромца, а неуемная жизненная сила Флягина, требующая выхода, наталкивает читателя на сравнение со Святогором. Он так же, как и богатыри, несет в мир доброту. Таким образом, в образе Флягина происходит развитие фольклорных традиций былин.

Сравнивая между собой Онегина и Флягина, можно прийти к выводу, что эти герои - противоположности, представляющие собой яркие примеры двух типов странников. Флягин отправляется в жизненный путь, чтобы повзрослеть, окрепнуть душой, в то время как Онегин бежит от себя, от своих чувств, прикрываясь маской равнодушия. Но их объединяет дорога, по которой они следуют на протяжении всей жизни, дорога, трансформирующая души и судьбы людей.

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещ в русском фольклоре, далее он продолжал сво развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.

В творчестве М. Ю. Лермонтова мотив дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии с природой и с собой. А у Н. А. Некрасова дорога отражает духовное движение крестьян, поиск, испытание, обновление. Очень много значила дорога и для Н. В. Гоголя.

Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.

Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.

Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Список литературы

Андреев-Кривич. С. А. Всеведенье поэта [Последний год. Последние месяцы]: жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова / С. А. Андреев-Кривич. - М.: Советская Россия, 1973

Бугров. Б. С. Русская литература ХΙХ - ХХ веков / Б. С. Бугров, М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2000

Манн. Ю. Постигая Гоголя [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2005

Манн. Ю. Смелость изобретения [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. - М.: Детская литература, 1985

Манн. Ю. В поисках живой души [Снова в дороге] / Ю. Манн. - М.: Книга, 1987

Гоголь Н. В. Мртвые души / Н. В. Гоголь. - М.: Правда, 1984

Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. - М.: Просвещение, 1984

Лесков Н. С. Очарованный странник: повести и рассказы / Н. С. Лесков. - М.: Художественная литература, 1984

Некрасов Н. А. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - М.: Детская литература, 1979

Пушкин. А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. - Екатеринбург: Ладъ, 1994

Ступина В. Н. Современная литература Зауралья последнего десятилетия: новые имена: хрестоматия / В. Н. Ступина. - Курган: ИПК и ПРО, 2005

Гост

ГОСТ

Поединок жизни и смерти является ведущим событием и лейтмотивом творчества Твардовского, что вполне объяснимо историческими событиями, в условиях которых поэт создавал свои произведения.

История написания

В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.

Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.

По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.

Символизм произведения

В произведении Твардовского эти символы переосмысляются, утрачивают собственную абстрактность, становятся чем-то конкретным, земным, становятся символами жизни:

  • дом становится основой бытия, без которой представляется невозможной сама жизнь;
  • дорога превращается в символ движения, а, соответственно, также символизирует жизнь.

Готовые работы на аналогичную тему

В годы войны, годы тяжелых потрясений оба эти символа приобретают новые смысловые оттенки. Война с ее жестокостью обрушивается на дом каждого, приводит к его разрушению, символизируя разрушение привычного уклада жизни. Потеряв дом, человек остается на дороге, дом и дорога сливаются. Дорога становится чем-то враждебным, тем, что уводит от дома. Отдельные исследователи видят в символизме дома истоки лиризма Твардовского, эпического характера произведений.

Мотив материнства в произведении

Мотив дома и дороги сопровождается в произведении мотивом материнства, который в годы войны наполняется новым звучанием. Мать – олицетворение мужества, стойкости, ее образ вырастает до символа – мать-родина, мать-земля. Чувства матери обострены. И уже не имеет значения, кто стоит перед тобой:

  • горожанка или колхозница;
  • русская или латышка.

Перед читателем Мать, Жена перед лицом войны и смерти, способная на самопожертвование, подвиг:

Мать противостоит смерти и побеждает, ведь так сильна ее любовь.

В поэме Твардовский провозглашает самоценность человеческой жизни. Его женские и мужские образы не жалуются на жизнь, им не свойственно равнодушие, они стремятся сохранить понимание смысла своего бытия даже в наиболее сложных, драматических условиях.

Что разлучить одна война могла.

В данном аспекте в поэме отражаются размышления самого автора, который вспоминал:

Эти ценности являлись для Твардовского главными, составляли основу его мировосприятия, миропонимания, его каждодневного духовного существования. Во многом на особенности создания произведения оказала влияние личная трагедия автора – смерть горячо любимого сына Александра. Экзистенциальная ситуация в жизни автора была решена в пользу смерти, трагизм пережитого был перенесен в произведение.

Читайте также: