Образы детей и произведения для детей в творчестве некрасова сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Файлы: 1 файл
Изображение крестьянских.docx
Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова
Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой --
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых.
Целый день на фабриках колеса
И так каждый день. Они лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Даже дома у детей нет возможности порезвиться, поиграть:
Нам домой скорей бы воротиться…
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Родители тоже ничем не могут помочь детям, потому что сами работают с утра и до ночи. Даже этого не хватает.
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
Стихотворение "Плач детей" – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь.
Не стыдится! Что за дело?
Это многих славных путь.
Тема выходца из народа закономерно связывается с именем М. В. Ломоносова:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
"Крестьянские дети" - одно из лучших и самых задушевных произведений Некрасова о детях, в котором проявились многие стороны личности поэта и поразительное мастерство в восприятии картин народной жизни.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра. По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука. В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.
В самом начале произведения поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный.
Чу! Шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются:
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
Особенно ярко выражено восхищение Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. Автор изображает быть, условия в которых росли крестьянские дети. Они все время в движении, то они тут, то уже там. Им неведом мир наук, но в их не такой уж и долгой жизни преобладает поэзия:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Автору всегда хорошо с детьми: он не раз бродил с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орехи. Этим эпизодом он вспоминает свое собственное детство с крестьянской детворой:
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки…
Но затем он размышляет, что ждет крестьянского ребенка в будущем. С раннего возраста труд, который сначала может обернуться своей нарядной стороной: он видит, как отец любит землю и ухаживает за ней, и та благодарно отдает плоды вложенного в нее труда.
Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэзии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мотивы и образы, что и всей поэзии истинно народного поэта.
Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обращении поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части адресованных юным читателям произведений Некрасова воссозданы образы ребят из крестьянской среды. Тема детства неотделима у Некрасова от темы России и русского народа. Крестьянские дети для Некрасова - это будущее России:
Не бездарна та природа.
Не погиб еще тот край.
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Публикуя в “Современнике” “Железную дорогу” (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: “(Посвящается детям)”. “Умному Ване” адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Непосредственно детям адресовано два цикла “Стихотворений, посвященных русским детям”: в 1868 году опубликованы в “Отечественных записках”: “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, в 1870—1873 годы вышли “Дедушка Мазай и зайцы”, “Соловьи” и “Накануне Светлого праздника”.
Одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений — “Дедушка Мазай и зайцы” (1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы, активная включенность в нее человека. У современного читателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.
Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура колоритная:
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
(Видимо, внук — приемыш этого доброго старика.)
Вся его жизнь — в лесу, на охоте:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
В лесу он не только охотится, собирает грибы, бруснику, малину; поэтичного старика радует нежная песенка пеночки, уханье удода, красота и изящество сыча (“рожки точены, рисованы очи”).
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цепляет багром бревно с десятком “косых”. Самых слабых и больных он даже берет домой, где они “высохли, выспались, плотно наелись”. Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: “Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!” Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Мысль об ответственности человека за беззащатные, слабые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче “Пчелы” (1867).
В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. “Тонут работницы, тонут сердечные!” Загоревавшим крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам:
“Вы бы им до суши вехи поставили”.
Пчелки быстро оценили “сноровку мудреную:
“Так и валят, и валят отдыхать!”
Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благодарить прохожего за добрый совет.
Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта.
Совсем в ином духе написано стихотворение “Генерал Топтыгин” (1867), в основу которого положен забавный анекдотический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:
Тройка — и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
Едет на берлогу!”
Стихотворение вызывает интерес детей живостью и занимательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.
“Крестьянские дети” (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру “Крестьянские дети” — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детстве. Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпизодов деревенской детской жизни, соединенных задушевными размышлениями лирического героя.
Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:
. в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи.
Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнечного радостного пейзажа возникает
. шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
Только глаза да детские голоса — так изображает Некрасов своих героев, а читатель может представить, почувствовать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел (“Постоим еще, Гриша”). Дети с любопытством рассматривают барина, комментируют его экипировку, поведение:
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми “рабочего звания”, что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рисует образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.
Характеризуя тот фрагмент поэмы, который часто публикуют под заглавием “Мужичок с ноготок”, К.И.Чуковский писал: “Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникнута той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика”. К.И.Чуковский обращает внимание на то, что маленький мальчишка идет несвойственной ребенку походкой: он не бредет, не шагает, а “шествует важно, в спокойствии чинном”. Чувство собственного достоинства придает ему осознание себя серьезным работником, помощником отца:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем маленьком шедевре — поэме “Крестьянские дети”. “Обаянием поэзии детства” согрето все творчество Некрасова, обращенное к юным читателям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей.
Н. Некрасов. Крестьянские дети
Чу! Шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль дороги внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Крестьянские дети в творчестве Н. А. Некрасова
Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы — сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
Дети среди природы растут
и воспитываются
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим-вертим-вертим!
Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:
Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ломоносовым, Некрасов выражает надежду, что именно выходцам из народа под силу изменить существующие порядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие своего времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки:
Сколько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека — в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Н. А. Некрасов — великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь — яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.
Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,
Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы — сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но
Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:
Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека — в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым:
Читайте также: