Образование и наука в иудаизме сообщение

Обновлено: 15.05.2024

В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было реша­ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.

Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над теми, кто их нарушает, – право судить и карать.

Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное царство Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию – столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II захватил последний оплот иудеев – Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ­ходимости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. Многочисленные пророки в этот период стали как бы учителя­ми своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

Тора и Талмуд – свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы – служили главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали почти наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяйства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы.

После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский народ расселился практически по всему свету, но элементы его древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.

Еврейское образование — уникальная система, сформировавшаяся еще в эпоху Талмуда. Образование человека начинается до его рождения и заканчивается в день его смерти. Мальчики традиционно обучались в хейдерах и в талмуд-торах, а девочки — дома. Сейчас в Израиле процветает система религиозного образования как для мальчиков (талмуд-тора, ешива), так и для девочек (например, школы Бейт-Яаков, семинар). Женатые мужчины продолжают свое образование в колелях.

Оглавление

Об обязательном образовании [↑]

В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. В Европе и США этот закон существует относительно недавно, а у нас, в народе Израиля, — более двух тысячелетий. В наше время никого не нужно убеждать в необходимости образования: все родители понимают, что обязаны вооружить своих детей базовыми вспомогательными средствами для дальнейшей успешной жизни. Нужно уметь читать и писать, знать арифметику, иметь понятие о том, как устроен окружающий мир.

Но у еврейского народа, названного народом святым, есть особое предназначение — нести свет Торы всему миру, поэтому еврейские родители осознают, что истинные основы образования, которые они должны дать своим детям — это первичное знакомство с Традицией.

Традиционное еврейское образование — это уникальная система образования. Западный стиль мышления ориентирован, главным образом, на развитие левого полушария головного мозга, и дети в школах изучают причинно-следственные связи, физические, математические, аналоговые, дискретные модели, компьютеры. Что касается Востока, то в их системе традиционно преобладало развитие правого полушария, поэтому были высоко развиты методы медитации без вербальных компонентов.

Наше традиционное образование основано на изучении текстов, и тексты эти представляют собой вербальные структуры. Благодаря этому у евреев, воспитанных в Традиции, оба полушария головного мозга развиваются почти равномерно. Видимо, это также является причиной того, что среди евреев так много выдающихся людей.

Когда начинается и когда заканчивается образование? [↑]

Когда речь идет о воспитании, понятно, что оно должно быть, в первую очередь, осуществлено родителями. Еврейский закон требует от отца обучить сына Торе (Шулхан Арух,Йорэ Дэа, 245,1). Но еще до этого родители должны начать тратить время и энергию, чтобы построить правильные отношения со своими детьми. Чтобы ребенок хотел и мог выучить что-то от отца, он должен испытывать доверие к нему, уважать его, не бояться задавать вопросы.

Когда дети становятся постарше, их берут с собой в синагогу, что приучает их к порядку молитв и знакомит с мотивами песнопений. В первые годы своей жизни дети наиболее впечатлительны и наиболее восприимчивы к информации, поэтому еврейские родители начинают заниматься их образованием задолго до школы. И даже перепоручив ребенка учебному заведению, помнят, что в сфере нравственного воспитания школа может только помогать родителям в их работе. Роль родителей остается первостепенной на протяжении всех детских лет жизни ребенка, а дом — идеальным окружением для формирования его характера.

История еврейского образования [↑]

Система еврейского образования, существующая не менее двух тысяч лет, сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры. Ни одна религия не придавала такого значения образованию, как иудаизм.

Обучение письму и чтению в древнем Израиле началось, вероятно, в период Первого Храма. Очевидно, в ту эпоху существовали две формы образования. Одна — для коэнов и левитов и другая — для писцов. Коэны и левиты должны были знать тщательно разработанный ритуал богослужения. Обучение начиналось с чтения, изучались тексты, связанные с жертвоприношениями и религиозно-культовой стороной жизни народа Израиля.

В продолжение древней традиции в течение столетий ортодоксальное еврейское образование начиналось с книги Ваикра, которую Талмуд называет торат а-коаним. Поскольку музыка была неотъемлемой частью храмовой службы, левиты обучались также музыке и стихосложению. Коэн начинал исполнять свои обязанности в 30 лет, а левит — в 25 лет (Бамидбар 8:24), из чего можно заключить, что процесс обучения был очень длительным.

Обучение чиновника-писца начиналось с усвоения навыков чтения и письма. На втором этапе ученик начинал переписывать легкие тексты. Затем учили составлять контракты и административные распоряжения. Царских приближенных и чиновников, занимавшихся внешними связями, учили также иностранным языкам, особенно арамейскому, который с 5 в. до н. э. стал международным языком Ближнего Востока.

Несмотря на то, что в период Первого Храма не существовало всеобщего обязательного образования, при раскопках в Лахише и Араде обнаружены многочисленные глиняные таблички этого периода, свидетельствующие о довольно широком распространении грамотности.

В этих школах многие начинали учиться уже взрослыми, так как не могли получить еврейское образование в детстве. Чтобы каждый ребенок мог учиться, общины были обязаны платить учителям, а также оплачивать обучение детей неимущих родителей.

Хейдер и талмуд-тора [↑]

Здесь изучение Торы начинается с Письменной Торы, а дальше, с возрастом, человек переходит к Торе Устной — Мишне и Талмуду (Гмаре). С тех пор было множество трагических периодов в еврейской истории, когда в странах рассеяния изучение Торы, а значит, религиозные школы и ешивы, объявлялись вне закона. Неизбежно это сказывалось на духовном уровне всего народа. Без сомнения можно сказать, что еврейское образование в отсутствие Храма является одним из тех столпов, что объединяет и строит еврейский народ, поэтому оно сохраняет свою традиционную систему, веками доказавшую свою состоятельность.

Даже в самых отдаленных уголках мира, где евреи жили на протяжении веков очень обособленно, существовали учителя, обучавшие грамоте и Торе еврейских детей: так было и у грузинских евреев, и у горских, и у йеменских.

Мы продвигаемся в познании Торы сегодня почти так же, как и в талмудические времена. В современных хейдерах и талмудей-тора, которые являются полноценными, признанными государством школами, мальчики начинают учить в возрасте трех лет алфавит, Писание и Пророков в 6 лет, Мишну — в 7-8, Гмару — в 9-10. Так ребенок выстраивает фундамент своего духовного знания.

Остались хейдеры и с преподаванием на идиш, но чаще преподавание идет на языке страны: в США — английский, в Израиле — иврит. В современном мире невозможно обойтись без базовых знаний светских наук, и в хейдерах учат математике, истории, географии, грамматике.

Ешива и колель [↑]

После окончания восьми классов мальчики начинают изучать Талмуд глубже в учебных заведениях, которые называется ешивой для юных (аналог старших классов средней школы). Мальчики изучают, в основном, Талмуд, и их учебный день выглядит так: в первой половине — углубленное изучение, во второй — стараются как можно больше расширить кругозор и эрудицию в Торе.

Ешива для юных обучает подростков в течение трех лет, после чего они поступают в ешива гдола. Это аналог высшего учебного заведения. Каждая ешива имеет свой характер и направление. Как правило, во главе стоит один или несколько очень харизматичных раввинов, у каждого из которых — свой особый путь познания и постижения Торы. Их цель — привить юношам любовь к глубокому исследованию Талмуда, сделать это их духовным воздухом на всю жизнь, чем бы они далее ни занимались.

Станет ли выпускник ешивы аврехом, то есть продолжит изучать Тору после свадьбы, или нет, он уже самостоятельный еврей, умеющий без посторонней помощи разобраться в большинстве законов Торы. Как правило, ешиву заканчивают в 21-23 года со свадьбой и переходом в колель — учебное заведение для женатых молодых людей.

Как правило, выпускник ешивы умеет быть раввином для собственной семьи или в сложных ситуациях задать правильный вопрос, знает, где и как искать ответ, к кому за ним обратиться.

Образование для девочек [↑]

Еврейское образование традиционно было обязательным лишь для мальчиков. Между законоучителями существовали разногласия по вопросу, нужно ли давать его девочкам. Еврейское образование девочек не было признано обязательным, тем не менее, многих девочек обучали чтению, письму и молитвам. Лишь единицы изучали Устный Закон (по преданию, жена одного из крупнейших таннаев, рабби Меира, Брурия обладала познаниями законоучителя).

Из переписки и других документов средних веков можно заключить, что еврейское образование вообще и обучение девочек в частности было распространено даже среди бедных.

Преподавание в школах для девочек ведется на иврите (в некоторых школах хасидского направления — на языке идиш). Изучаются Тора, Танах, еврейские законы, труд, математика, грамматика, география, естествознание, английский язык. Особенное значение придается воспитанию мидот — качеств характера. Учиться начинают, как и мальчики, с шести лет, но перед первым классом — обязательное посещение подготовительной группы детского сада.

Образование для девушек [↑]

Обязанность женщины изучать Тору отличается от той, которая возложена на мужчину. Мужчине заповедано погрузиться в изучение Торы до максимально возможной для него степени, даже если изучаемый предмет не имеет для него практической ценности (хотя предпочтение следует отдать областям, имеющим практическое приложение).

Женщине же, с другой стороны, рекомендуют изучение в качестве практического руководства, то есть ознакомление с касающимися ее законами и обычаями для правильного их соблюдения. Изучение Торы сверх этого не требует Алаха и, в действительности, не одобряют алахические авторитеты, хотя женщин и девушек поощряют читать и изучать Мусар (книги на этические темы) и подобную литературу.

Систематическое образование для девушек в течение многих веков было скорее исключением, чем правилом. Оно действительно не было необходимо, поскольку девушки редко отваживались покидать дом и во многих случаях дома же получали воспитание, духовные ценности и те еврейские знания, которые были им необходимы.

Однако все изменилось. С появлением светского образования для девушек и увеличением возможности воздействия нерелигиозных влияний дом больше не в состоянии нести свою традиционную функцию — быть основой надлежащего воспитания еврейских дочерей.

Эти институты, санкционированные и активно поддержанные большинством ведущих авторитетов Торы нашего времени, впоследствии распространились по всему миру и сейчас дают многим девушкам из религиозных семей надлежащее образование, которое предназначено воспитать в них внутреннюю устойчивость и силу духа, столь необходимую для противостояния чуждым влияниям, атакующим их постоянно.

Обширная программа обучения в большинстве школ основывается на мнении, выраженном Хафец Хаимом и другими авторитетами, считающими, что из-за угрозы, порожденной изменившимися обстоятельствами, женщины не только могут, но и должны изучать Письменную Тору, а также ту часть Устной Торы и других Писаний, которая усилит их благочестие или придаст им надлежащее воодушевление.

В 21-м веке женщина, получившая первую или вторую степень в области педагогики, психологии, социологии, дизайна, программирования — уже не редкость. Но религиозные женщины получают высшее образование не в университетах с совместным обучением и со светским антирелигиозным уклоном, а в специальных институтах для женщин, где преподавание всех дисциплин ведется через призму Торы. Такого же типа институты существуют и для мужчин, желающих получить высшее образование, не подвергая себя духовной опасности.


Еврейское образование (иврит: חינוך ‎, Чинух) является передачей догматов, принципов и религиозных законов Иудаизм. Известный как "люди книги", [1] [2] Евреи ценят образование, и ценность образования прочно укоренилась в Еврейская культура. [3] [4] Иудаизм делает упор на Изучение Торы, с первых дней изучения Танах.

Содержание

История

Обучение в начальной школе считалось обязательным. Симеон бен Шетах еще в 75 г. до н. э. и Джошуа бен Гамла в 64 г. н.э. Воспитание мальчиков старшего возраста и мужчин в Бейт мидраш возвращается к Второй Храм период. Важность образования подчеркивается в Талмуд, который гласит, что дети должны идти в школу в шесть. Раввины утверждали, что их нельзя бить палкой или тростью, что старшие ученики должны помогать младшим и что дети не должны отвлекаться от уроков другими обязанностями.

Формальное еврейское образование

Половая сегрегация

Половая сегрегация в образовании традиционно было нормой. С 2012 года образование в сообществе харедим строго разделено по полу. Обучение мальчиков было в первую очередь сосредоточено на изучении еврейских писаний, таких как Тора и Талмуд, в то время как девочки изучали как еврейское образование, так и более широкие светские предметы.

Начальное образование

Талмуд (трактат Бава Батра 21а) приписывает учреждение формального еврейского образования мудрецу первого века. Джошуа бен Гамла. До этого родители учили своих детей неформально. Бен Гамла учредил школы в каждом городе и сделал образование обязательным с 6 или 7 лет. Талмуд придает большое значение "Тинокот Шель бет Раббан"(дети [которые учатся] в доме раввина), утверждая, что мир продолжает существовать для их обучения и даже для восстановления Храм в Иерусалиме, занятия не должны прерываться (трактат Шаббат 119б).

Ешива

В Мишнаик и во времена Талмуда молодые люди были привязаны к Бет Дин (суд по еврейскому закону), где они сидели в три ряда и продвигались вперед по мере того, как их сокурсники поднимались, чтобы сесть на суд. [нужна цитата]

Еврейские школы

Первый еврей дневные школы разработан в Германияв основном из-за того, что в целом уделяется больше внимания светским исследованиям. В прошлом для освоения профессии было достаточно ученичества или, альтернативно, нескольких лет в гимназия мог бы адекватно подготовить к Университет. Среди раввинов, открывших еврейские дневные школы, Раввин Шимсон Рафаэль Хирш, чей Realschule в Франкфурт-на-Майне послужила образцом для множества подобных учреждений. Евреи также непропорционально активно участвовали в строительстве академических учебных заведений и в продвижении преподавания как профессиональной карьеры. Трое из последних четырех президентов Американская федерация учителей были евреями: начиная с Альберт Шанкер, ее преемник Сандра Фельдман, вплоть до нынешнего президента AFT, Рэнди Вайнгартен.

Сегодня в Соединенных Штатах насчитывается более 750 дневных школ, в которых обучается 205 000 учащихся. [10] Помимо этих студентов, сотни тысяч (~ 250 000) еврейских детей посещают дополнительные религиозные школы. иврит, и приходские школы. [10]

Образование девочек

Также в 19-м и начале 20-го века, с появлением общественного образования для всех, акцент впервые был сделан на образование девочек. До этого, особенно в Восточной Европе, девочки получали еврейское и еврейское образование дома и часто были неграмотными на иврите. В XIX веке государственное образование стало обязательным в большинстве стран Европы, и для сохранения образовательного контроля над еврейскими детьми стали реальностью еврейские школы. Это произошло по инициативе Сара Шенирер, что первые еврейские девушки Байс Яаков школа открылась в Краков в 1918 г. [11] Девочки в Соединенных Штатах в то время часто получали образование в государственных школах вместе с мальчиками, и они получали свое еврейское образование по программам в синагогах и воскресных школах, потому что еврейские дневные школы были менее распространены. [12]

Неформальное еврейское образование

Молодежные группы

Недавний [когда?] исследования оценивают население в 650 000 еврейских учащихся средних и старших классов. [мертвая ссылка] Большинство из них посещают еврейские молодежные группы или участвуют в мероприятиях, финансируемых еврейскими молодежными организациями. Еврейские молодежные организации. Многие из них Сионистские молодежные движения. Различные организации отличаются политической идеологией, религиозная принадлежность, и структуру руководства, хотя все они, как правило, характеризуются акцентом на молодежь. лидерство.

Консервативное движение имеет USY - Объединенная синагога молодежи. Современное православное движение NCSY - бывшая Национальная конференция молодежи синагог. BBYO является внеконфессиональной группой, хотя большинство евреев ассоциирует ее с движением за реформы. В Североамериканская федерация храмовой молодежи, известное как NFTY, - это организованное молодежное движение реформистского иудаизма в Северной Америке. Финансируется и поддерживается Союз реформистского иудаизма, NFTY существует для того, чтобы дополнять и поддерживать реформаторские молодежные группы на уровне синагог. К организации присоединились около 750 местных молодежных групп, в состав которых входит более 8 500 молодых людей.

Летние лагеря

Еврейские летние лагеря - это инструмент для установления связей с определенной деноминацией иудаизма и / или ориентацией на Израиль. Лагеря спонсируются православными, консервативными, реконструктивистскими и реформаторскими движениями, еврейскими общинными центрами и сионистскими движениями, такими как Молодая Иудея, Бетар, Хабоним Дрор, Хашомер Хацаир и Бней Акива. Более 70 000 отдыхающих участвуют в более чем 150 некоммерческих еврейских летние лагеря, особенно в Соединенные Штаты. В дополнение Фонд еврейского лагеря По оценкам, в этих лагерях работает более 8 500 еврейских консультантов студенческого возраста. Летние еврейские лагеря в американском стиле можно найти и в других странах, например Лагерь Кимама в Израиль. За пределами Соединенных Штатов аналогичные лагеря, как правило, организуют различные благотворительные организации и местные еврейские молодежные движения.

В Лагерь Рамах сеть, аффилированная с Консервативный иудаизм управляет лагерями в Северной Америке, где молодежь знакомится с традиционными Шаббат соблюдение, изучение иврит и соблюдать законы кашрут.

В Союз реформистского иудаизма управляет крупнейшей еврейской системой кемпингов в мире - URJ Camp & Israel Programs. Они управляют 13 летними лагерями по всей Северной Америке, включая специализированный спортивный лагерь, институт лидерства для подростков и программы для молодежи с особыми потребностями, а также ряд программ для путешествий в Израиль. Участники этих программ наблюдают Шаббат, участвуйте в программах, посвященных еврейским ценностям и истории, и участвуйте в типичных мероприятиях летнего лагеря, включая легкую атлетику, искусство и войну цветов.

Студенческие организации

Большая часть неформального еврейского образования организована в университетских городках. Это часто поддерживают национальные организации, такие как Гилель (США) или Союз еврейских студентов (Соединенное Королевство) или международными организациями, такими как Всемирный союз еврейских студентов и Европейский союз еврейских студентов.

В Еврейский учебный институт им. Рора в партнерстве с Международный фонд Хабад на кампусе, управляет Синайским обществом ученых, интегрированной программой стипендий для студентов университетского городка, включающей изучение Торы, общественную деятельность и возможности для общенациональных сетей.

Этот раздел требует расширения. Вы можете помочь, дополнив это. (Июнь 2008 г.)

Драматическое образование

Одним из самых ранних примеров еврейского образования на основе драмы являются театральные произведения раввина Моше Хаима Лузатто (Рамхал 1707-1746, р. Италия), написавшего пьесы с множеством персонажей на еврейские темы. Хотя использование таких пьес в традиционном еврейском образовании, вероятно, было редкостью, в школе Эц Хаим в Иерусалиме, как сообщается, ставились пьесы в 1930-х годах. Одна такая игра поставлена Царь давидгенерал Иоав под судом за различные преступления. Студенты и преподаватели играли роли судьи, защитников и присяжных, и все они основывались на обширных библейских и талмудических исследованиях.

Спортивное образование

Спорт - еще одно средство, которое связывает еврейскую молодежь с иудаизмом и Израилем. Bring It In - Израиль предлагает программу спортивного волонтерства в Израиле, которая воспитывает кадры молодых лидеров, которые возвращаются в свои общины, чтобы продвигать интерес к Израилю и иудаизму. Воспринимаемая роль спорта как исторического пути имела решающее значение для еврейского народа в преодолении социальных, религиозных и культурных препятствий на пути к их участию в светском обществе (особенно в Европе и Соединенных Штатах).

Иудаизм – это самая древняя монотеистическая религия мира из всех существующих в наше время. Она существует около 3 тысяч лет. Таким же термином обозначают мировоззрение евреев, его этические нормы и национальные особенности.

Основные понятия и символы иудаизма

  • семисвечник , который по преданию находился в иерусалимском храме;
  • 2-е скрижали - они стоят рядом с закругленной верхней гранью;
  • лев как символ колена Иуды, из которого пошел еврейский народ.

Важно! Скрижали часто используют для украшения синагог. На них часто гравируют 10 заповедей или 10 букв алфавита иврита, которые символизируют заповеди.

Рис. 1. Храмовая гора - святое место, здесь стоял главный храм

  • Иерусалим – город, где был построен Храм.
  • Храмовая гора – святое место, здесь стоял главный храм до того, как его разрушили.
  • Пещера Махпела , в которой покоятся праотцы.
  • Вифлеем – город, на дороге к которому похоронили праматерь Рахиль.
  • Цфат – в нем долго заседал Синедрион.

Развитие религии и ее течений

  • Библейский (Х-VI вв. до н.э.).
  • Второго Храма (VI–II вв. до н.э).
  • Талмудический (II–XVIII вв.).
  • Современный (с 1750 г. – по сей день).

Рис. 2. Звезда Давида -древний символ иудаизма

  • Ортодоксальное - включает литовское, хасидское течение, религиозных сионитов. Его последователи придерживаются классической формы вероисповедания и соблюдают законы (Галаха) так, как они описаны в Талмуде.
  • Реформистское - это либеральное течение, которое отказывается от ритуалов, но сохраняет этические предписания.
  • Консервативное - развито в Канаде и США. Здесь придерживаются части ритуалов, но не так строго, как ортодоксы.

Важно! Огромное значение в становлении современного иудаизма сыграл легендарный Моисей. Согласно Библии, он вывел евреев из рабства Египта и передал им Завет Божий.

Священные книги иудаизма

Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде.

Важно! Тора или Пятикнижие Моисеево включает 5 книг, которые по завету пророк Моисей получил от Бога.

Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков.

Рис. 3. Менора - древнейший символ иудаизма

Основные принципы и заповеди иудаизма

  1. Бог – один и он реален. Любой человек может заговорить с ним и будет услышан.
  2. Бог есть дух. Он существо абсолютное.
  3. Бог – творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

Рис. 4. Кипа - традиционный еврейский мужской головной убор

Важно! Иудаизм утверждает, что человек сам несет за себя ответственность за поступки перед Господом. Бог предопределил все, но человек имеет свободу воли, которая позволяет ему сделать свой выбор. Ценность жизни человеческой абсолютна.

Согласно иудаизму, человеческая душа бессмертна. Многие пророки говорят о том, что придет час, когда мертвые встанут во плоти и будут жить среди людей. Это учение утверждает, что каждый, независимо от веры и места жительства, является созданием Божьим, и все равны между собой. Главные заповеди иудаизма пересекаются с другими религиями. Эта вера учит не заниматься идолопоклонством, не прелюбодействовать, не убивать и не воровать, не произносить имени Бога всуе и т.д. Иудаизм не приемлет аскетизма.

Важно! Те, кто исповедует эту религию, верят, что евреи – богоизбранный народ, которому он открыл Истину, и они должны нести ее человечеству, чтобы спасти его от гибели.

Иудаизм предлагает каждому человеку принять основные моральные ценности, но категорически не занимается миссионерством.

Рис. 4.

Ритуалы и праздники

  • Шаббат - это сутки покоя каждую субботу, в этот день нельзя работать;
  • Йом-Киппур - день, когда нужно покаяться и возвратиться к Богу через дела добрые или обновление души;
  • Песах - то же, что у христиан Пасха;
  • Шавуот - в этот день Моисей получил Тору;
  • Ханука - его отмечают в честь победы Маккавеев, когда евреи получили возможность исповедовать свою религию;
  • Пурим - в честь спасения от полного уничтожения в вавилонском плену;
  • Тиша бе-Ав - день траура по разрушенным Первому и Второму храмам.
Несмотря на многовековую историю, иудаизм до сих пор остается одним из наиболее известных и влиятельных вероисповеданий в мире. Он стал опорой для евреев во времена гонений и геноцида, и до настоящего времени продолжает провозглашать богоизбранность иудейского народа. Действующие синагоги есть практически в каждом городе Европы, США и Канады, а приверженцы этой религии неустанно несут свою главную жизненную идею всему человечеству. Рекомендуем посмотреть интересное видео про историю иудаизма.

Тонкая особенность еврейского обучения

Откуда такая невероятная тяга к знаниям, родившаяся еще, по сути, чуть ли не в первобытном обществе? Однажды лауреата Нобелевской премии по физике Исидора Раби спросили во время интервью:

Многим претит эта еврейская особенность – всё время задавать вопросы, причем тяжелые, болезненные, казалось бы, неуместные, о которых хотелось бы забыть, отгородиться. Но эта способность – прямое и самое главное повеление Торы.

Читайте также: