Образ собаки в русской культуре сообщение

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_58c530a0.jpg

Животные всегда играли значительную роль в жизни нашей человека, что находит отражение в языковой картине мира.

hello_html_6b1f3a1f.jpg

1

hello_html_m28e9fdd.jpg

Основной целью нашего исследования явилось выявление ассоциаций и характеристик, отражающих особенности поведения человека, через образ собаки, на материале пословиц, поговорок и других метафорических выражений.

hello_html_5f4bd5d9.jpg

1

Нами были поставлены следующие задачи :

3) дать характеристику метафорических выражений, отражающих особенности поведения человека через образ собаки как зверя, являющегося частью животного мира;

4) сгруппировать фразеологические единицы по наличию символических признаков, положенных в основу метафорического переноса качеств собаки на человека.

hello_html_629791bb.jpg

hello_html_me1d7c18.jpg

hello_html_m3bcdeb4a.jpg

3

hello_html_175b7023.jpg

Нами выявлено, что в толковых словарях используется два слова: собака и пёс . Собака ( домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты ) встречается в таких выражениях, как дворовая собака, охотничья собака, дикая собака динго, служебная собака, декоративная собака, лабораторная собака, цепная собака, сторожевая собака, а также: бдительная, злая, подвижная, выносливая, спокойная, сдержанная, массивная, крупная, смелая, умная и т.п.

hello_html_1ece9760.jpg

hello_html_9c8e0d7.jpg

hello_html_m1286d62f.jpg

В речевом сознании носителей русского языка, прежде всего, фиксируется представление о собаке как о чрезвычайно преданном и верном, неизменном друге человека. Сюда можно отнести истинное суждение Собака человеку неизменный друг . Человек приручил и полюбил собаку за ее исключительные качества, такие как преданность, выносливость, неприхотливость, отличный слух и острое обоняние . Эти животные могут приспосабливаться к любым условиям обитания и источникам питания (всеядное животное). Все эти положительные качества собаки отражены в 1-ой группе метафорических выражений.

hello_html_1e04dca8.jpg

hello_html_m30130ea.jpg

hello_html_m2ad01584.jpg

Такие качества, как жадность, скупость, присущие человеку, актуализированы в следующих поговорках: Богат, как Крез, а живет, как пес; Как собака на сене лежит: и сама не ест и другим не дает . В данный слот можно отнести и сравнительный оборот как собака на сене . Сено (скошенная и высушенная трава для корма скота) не является основным видом пищи собаки. В силу этого, сено символизирует необязательный атрибут жизни собаки, сравните: Скряге деньги, что собаке сено . Такие качества, как жадность, прожорливость, ненасытность рассматриваются через призму того, что собака употребляет в пищу: Захотел от кошки лепешки, от собаки блинов . Блины – одно из любимых лакомств как собаки, так и человека, поэтому в следующих пословицах отражаются как признаки эмоционального состояния собаки в момент приема пищи, так и признаки жадности и прожорливости: Обрадовался, что собака блину; Надолго собаке блин . Признаки ненасытной, прожорливой натуры собаки аспектуализируются в пословице Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать . Человеческая жадность и ненасытность рассматриваются не только через призму того, что ест собака, но и того, что она пьет, например: На собаку мяса не напасешься; Не вылакает собака реки, так всю ночь стоит над рекой да лает; Собака и в море локчет, да не все же выпьет . Сытый и довольный жизнью человек сравнивается с собакой, которая, насытившись, даже перестает подавать голос: Брось псу кусок, так и не лает .

hello_html_52baa354.jpg

Образ собаки является сферой-источником осмысления небольшого достатка человека, что отражается в следующих пословицах: Богат Мирошка, а животов – собака да кошка; Живет Ермошка (или Игошка): есть собака да кошка . Данные поговорки свидетельствуют о том, что в языковой картине русскоговорящих закрепилось представление о человеке, обладающем всего лишь собакой и кошкой, как об очень бедном, неимущем. Отсюда следует, что образ собаки выступает в качестве символа нищеты.

hello_html_m6c399936.jpg

Другая сторона жизни собаки, более достойная и сытная, маркируется фразеологическими выражениями Собака достойна корму; Какова псу кормля, такова его и ловля . Признаки достатка, сытой, обеспеченной жизни отражаются в поговорках Не с работы тощает, а с жиру бесится (собака); И псу конурка, и коту печурка . Признаки обеспеченности в жизни сочетаются с проявлением некоторого недовольства в таких пословицах, как Легко псу, да несытно (или: да неулежно); Уедно псу, да неулежно .

hello_html_efa0166.jpg

hello_html_mf82264.jpg

hello_html_487492ad.jpg

hello_html_69534847.jpg

Лай собаки может осмысливаться как открытость в выражении мыслей и отношений наряду с ассоциациями, которые восходят к противоположному образу собаки – скрытному, агрессивному существу. Следующие пословицы содержат в своем контексте предостережения, советы: Не бойся собаки брехливой – бойся молчаливой; Не той собаки бойся, что громко лает, той, что исподтишка хватает; Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Не говоря худого слова, да хвать . Данные пословицы свидетельствуют о стереотипном образе звукового проявления собаки, сопряженного с неустойчивым эмоциональным фоном, который варьируется от проявления радости до проявления крайней злобы и агрессии.

hello_html_36d8ef55.jpg

В эту группу мы отнесли также пословицы, которые характеризуют никчемного человека, от которого нет никакой пользы, через образ пса, что говорит о наличии более низкого положения его в сравнении с собакой. Например, Камень – не угодье, пес – не баран; Ни пес, ни хорт, ни выжлец; Ни волк, ни пес .

hello_html_m1474a079.jpg

Положительную эмоциональную окраску в русской культуре содержат те пословицы, в которых образ собаки служит обозначением мудрости, большого ума, опыта, зрелости. К примеру: Старую собаку не волком звать; Старую собаку не батькой звать; Попову собаку не батькой звать . Долгая жизнь собаки, полная лишений и неустроенности, приводит к приобретению с годами мудрости, ума. Человек, проживший долгую жизнь, испытавший и радость и горе, сможет дать правдивый и мудрый совет, к примеру: Старый пес не обманет . Верность и преданность одному человеку, одному делу в жизни – черта, которая присуща данному животному, может быть перенесена и в мир человека, например, Стар пес, да верно служит . Ассоциативная связь старости, мудрости и приобретенного опыта накладывает отпечаток невозможности управления и перевоспитания такого человека, что отражено в пословице Старого пса к цепи не приучишь .

hello_html_mcac2ce3.jpg

hello_html_m30ff2ba7.jpg

Устойчивых выражений, характеризующих поведение человека через образ собаки с положительной стороны, значительно меньше. Это 2 группы, в которых проявляются символы преданности, благодарности и символы мудрости, ума, зрелости и опыта. Сюда же условно можно отнести также и группу пословиц с символом сытой, свободной, беззаботной, разгульной жизни.

Две группы фразеологических единиц характеризуют жалкое, убогое существование людей , их социальную и материальную неустроенность. В этих группах ярко проявляются символы горькой судьбы, беды; бедности, неустроенной жизни, нищенского существования, низкого положения. Сферой-источником метафорического переноса в этом случае является традиционный неустроенный образ жизни собаки.


Есть небольшое упущение с нашей стороны. Мы не осветили вопрос мифологемы собаки в славянской культуре. А этот вопрос очень интересный, так как этот зверь - давний друг наших предков. И не рассказать о нём совсем ничего нельзя.

Собаки были в древности практически в каждой семье. Тут дело в том, что собака в хозяйстве была просто необходима. Человек и собака жили вместе всегда и это породило очень много легенд, сказаний, обычаев.

Собака, в той или иной степени, - прирученный волк, но уже с совершенно другим набором защитных функций. На заре веков, в те времена, когда пород собак было не так много, прирученные волчки были домашними животными. Отчасти из-за тотемной необходимости. Например, Род, возможно был тесно связан с тотемом Волка и поэтому волчат специально отбирали у волчицы и воспитывали уже понимать и уважать человека. Сейчас, к слову, в лесах близ городов практически не осталось волков, зато одичалых собак различных пород пруд пруди.

Собаку ценили за неприхотливость, добрый нрав, хороший нюх, великолепные защитные функции.

В хозяйстве собака выполняла, в первую очередь, охранную функцию. Так, своим лаем она сообщала хозяину о приближение гостей, а возможно и о набеге хищных животных, коих в те времена было в десятки раз больше, чем сейчас. Вторая функция собаки - это охотничья. Так как славяне много охотились, то они приручали и воспитывали собак таким образом, дабы они могли помогать им в этом ремесле. Никаких декоративных, бойцовских, беговых собак не было. Ездовых собак вывели же несколько в другом регионе, и уже не в те времена.

По собаке могли понимать многие вещи наши далёкие предки. Так по лаю собаки могли знать, что идёт смена погоды, или грядут перемены в семье. По беспричинному вою думали о грядущей беде.

Есть легенды о двоеглазках-собаках, у которых единый окрас по всему телу, а возле глаз белые пятна. Считается что это дополнительные глаза, через которые собака смотрит в Навьий мир, общается с ушедшими, с духами. С такой собакой не боялись ходить в лес и на болота, так как считалось, что собака может спугнуть Лешего и Водяного, провести человека к цели, минуя опасности тех мест.

В вере в перерождение души собака играет определённую роль. Так, есть поговорка: не бей собаку, - возможно она в прошлой жизни была человеком. Отчасти это нас отсылает к волкодлачеству, которое было распространено на Руси, отчасти тут прослеживается мысль о перерождении души, которое на Руси воспринималось очень близко с пониманием и кармой Буддизма. Подробнее об этом можно почитать тут.

Собака, в отличие от кошки, другого одомашненного питомца, является вернейшим другом человеку. Собака не может жить сама по себе, она тесно связана с жизнью хозяина и даже перенимает его привычки, если можно так выразиться. Считается, что собака - это давно ушедший родственник, который приходит из Навьего мира, дабы тебе помогать и составить компанию.

И самая древняя легенда - Легенда о Дикой Охоте. И это не Ведьмак 3. Легенда о Дикой охоте связана в первую очередь со стаей собак, которые воспринимались как коллективное целое. Дикая Охота - это особый ветер с характерным воем. Это одухотворённое природное явление, которое, с одной стороны, могло сеять панику и ожидание бед, с другой, считалось, что там, где прошлась Дикая Охота, вырастал не по сезону отличный урожай.

Любопытно, что Семаргла всегда изображают с крылатым псом, который, по преданиям, защищает урожай славян. Он сидит на уступе, где видно всё поле с посевами и следит, дабы вредители не попортили урожай.

Собака как мифологическая единица – не простое явление, оно требует более детальной проработки, мы лишь приоткрыли горизонты данной темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша научно- исследовательская работа посвящена исследованию образа собаки в произведениях русской литературы.

С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, она является его неизменным и преданным спутником на протяжении всей человеческой цивилизации.

В произведениях литературы собака часто предстает в образе защитника, помощника, друга человека, соответственно ее образ тесно связан с жизнью человека. Мы решили рассмотреть функции образа собаки в произведениях русской литературы, вошедших в школьную программу.

Практическая значимость работы связана с возможностью использовать результаты исследования на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий.

2. Цели исследовательской работы:

Выбрать и прочитать произведения, героями которых являются собаки.

Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях

Определить идею, которую пытается донести автор произведения через образ собаки

Методы исследования:

Изучение научной литературы по данной проблеме.

Анализ художественных произведений (композиционный, идейно-тематический)

Предмет исследования:

Образ собаки в произведениях русской литературы.

Объект исследования:

4. Гипотеза: Образ собаки играет важную роль в произведении –отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.

II. Основная часть.

Слово было заимствовано славянами и дополнено гласной для удобства произношения.

2. История появления собаки в жизни человека.

5 Собака домашняя (Canis Familiaris), млекопитающиеся семейства волчьих. Произошли от волка. Начало одомашнивания собак относят к мезолиту (10-15 тысяч лет до н.э.)

Собаки - это одомашненные волки, которые в процессе эволюции некоторые свои качества растеряли (агрессивность, страх перед человеком, свободолюбие и так далее), зато приобрели качества, которые помогают им жить рядом с человеком.

Поскольку и волки и люди были охотниками, не приходится сомневаться, что они время от времени конкурировали друг с другом. Острое обоняние помогало волкам выслеживать своих жертв, а люди вполне могли воспользоваться ситуацией: обнаружив волков с добычей, они могли отогнать их и забрать свежую убоину. В свою очередь волки могли следовать за охотниками и подбирать остатки их добычи.

Постепенно человек приобрел явное преимущество перед волками — он был способен пользоваться оружием, пусть даже примитивным, а это сделало охоту более эффективной. Пища стала доступнее, что привело к большей стабильности в жизни.

Видимо , первобытные люди пользовались охотничьими и охранными способностями волков ,видимо так же, как мы используем сегодня собак. Волки получали какую-то еду, а рядом с людьми они были лучше защищены от крупных хищников.

Сначала собака была нужна древним мужчинам, которые добывали пропитание всему племени охотой. Собаки стали помогать в этом - загоняли животных, приносили добычу в зубах и прочее. Потом стали собаки охранять жилища от чужих людей. Своим лаем они оповещали хозяина, что приближается чужой, и отгоняли чужих свои грозным видом.

Позднее собаки стали пасти скот. Помощь от них была огромной. Они легко размножались, поэтому быстро их стало много. Щенки от таких собак уже не боялись человека. К тому же собаки могли сами добывать себе пищу, что облегчало их содержание для племени. Люди стали прививать своим собакам полезные навыки, обучать их.

Благодаря своей верности, преданности, помощи, собаки стали любимыми друзьями и помощниками человека. Их специально начали разводить, и сейчас это самая многочисленная группа домашних животных.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, которое бы так часто фигурировало в изобразительном искусстве и литературе.

3. Роль образа собаки в произведениях русской литературы.

Муму – одна из самых известных в русской литературе собак, это героиня одноименного рассказа И.С. Тургенева. Ее печальная история вызывает слезы у взрослых и маленьких читателей. Этот образ появляется не сначала рассказа, но очень быстро вызывает у читателя симпатию.

Свою кличку Муму получила из-за немоты хозяина, ведь по-другому звать он ее не мог. Собака была умна, что читалось и в ее глазах. Тургенев не раз акцентирует внимание на этом качестве, говоря о нем прямо или описывая ситуации, в котором оно проявлялось. Например, он рассказывает, что Муму не заходила в комнаты барыни, когда хозяин заносил дрова. Она смирно дожидалась его во дворе.

Муму была очень преданной. В руки она давалась только Герасиму, везде следовала за ним по пятам. Если уж любимица оставалась дожидаться Герасима, не было случая, чтобы она ушла. Хоть предана Муму была только своему хозяину, на других людей она никогда не нападала.

Собака была хорошим помощником своему хозяину. Она сторожила его инвентарь, а ночи проводила без сна, прислушиваясь, не идет ли кто чужой. Никакой шорох не оставался без ее внимания. Кроме того, животное было ловкое и проворное. Как только кто-то пытался погладить собачку, она начинала прыгать и увертываться. Кажется, она знала, что хозяин ревновал свою любимицу к другим людям и не любил, чтобы кто-то ее гладил.

Муму очень хорошо чувствовала людей. Она любила доброго Герасима, спокойно реагировала на дворню, а вот к барыне подходить отказалась и даже начала на нее рычать. С этого момента и начались беды собаки. Барыня приказала избавиться от нее. Сначала Муму продали, но собака вырвалась и нашла дорогу к любимому хозяину. Вот только барыня была на нее очень зла и не успокоилась, пока не избавилась от собаки.

Образ Муму в произведении играет огромную роль. В произведении затрагивается проблема одиночества человека. Герасим так и не смог стать частью того мира, в который он насильно ввергнут. И это одиночество смогла разделить с ним именно собака, а не люди, только лишь в ней герой находит свое утешение. Через отношение к собаке других героев произведения автор показывает их душевные качества. Герасим- добрый, заботливый, по отношению к Муму он проявляет нежность, которую Тургенев сравнивает с материнской. Герасим сильный и мужественный, но такой безропотный и согласный перед барыней, как и весь крепостной народ. Ведь даже Муму не подчинилась и не покорилась барыне! И только смерть любимой собаки, пережитое душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Он больше не может быть прежним, он больше не может быть безропотным и согласным, ему не позволяет оставаться тем же невыносимая боль в его душе. Он уходит от барыни, возвращаясь в родную деревню, тем самым выражая протест, против крепостничества, против насилия над личностью и нежелание больше мириться со своей судьбой.

В воспоминании собаки о прошедшем дне мы знакомимся с Лукой Александрычем , понимаем, какую несладкую жизнь ведет Каштанка.

Собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Она оказывается очень способной ученицей.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией.

10 – Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка! – Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок. – Каштанка! Федюшка, это, накажи бог, Каштанка! Фюйть! .

В итоге Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой.

Почему она променяла сытую жизнь, в которой ее уважали, на жизнь трудную, полную лишений, зато привычную? Променяла, не задумываясь, при первой возможности.

Почему же грустит Каштанка? Безусловно, она привязана к столяру и его сыну и ощущает ответные чувства. Мы не можем сделать вывод, что столяр совсем не любил собаку. Это был человек малообразованный, невежественный, небогатый. Он мог бы выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку. То есть отношение к собаке, стиль поведения с ней помогают дать более полный психологический и социальный портрет хозяина.

Таким образом, Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Какой бы сытой и размеренной не была новая жизнь Каштанки, она до конца остается преданной всей собачьей душой прежним хозяевам, какие бы они ни были. Автор показывает нам мир в восприятии животного как средство характеристики других персонажей и то, что животные, в отличие от нас людей, обладают гигантской преданностью и даже если они нашли себе теплое местечко, которое позволяет им жить в комфорте и спокойно, то они все равно будут помнить, своего первого хозяина и желать к нему вернуться.

Преданность животных поражает, они любят своих хозяев вопреки всему, готовы служить им верой и правдой, даже если они этого порой не совсем достойны.

Л. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке. Через образ Кусаки опять же автор показывает жизнь и внутреннее состояние героев рассказа. Мы видим мужика -пропойцу, который от своего одурманенного состояния уже не в силах мыслить разумно и ясно, на него накатывает чувство жалости ко всему сущему, которое резко сменяется агрессией и жестокостью.

3.4. Результаты анкетирования.

В продолжение нашего исследования мы решили выяснить, знают ли современные дети художественные произведения собаках и как эти факты оказывают влияние на характер человека, его нравственные качества.

Ученикам нашего класса была предложена анкета со следующими вопросами:

Какое животное, по вашему мнению, больше всего подходит на роль лучшего друга человека.

Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали?

Считаете ли вы, что по отношению человека к животным можно судить о его качествах характера? Если да, то почему?

Было опрошено 24 человек.

1

В старину собак редко можно было увидеть в доме: они жили во дворах и охраняли жилье. Богатые люди держали псарни, где жили охотничьи собаки. А в наше время четвероногих можно встретить едва ли не в каждой второй городской квартире. Правильно ли держать собаку в доме?

Псы и святыни

Собаки на Руси

Где место собаке?

Правда, в средневековых соборных документах Русской православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.

Конечно, никто не запрещает держать собаку в квартире, но, может быть, нам стоит вспомнить и Библию. Собака – это не божество и не человек. Так стоит ли ей позволять есть за одним столом и спать в одной кровати с хозяевами, как нередко поступают многие собачники? Не отвести ли ей место на половике в прихожей?
Источник

Волк (пес, собака), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков.

Древняя Русь

Волк (пес, собака), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков.

Индия

Скандинавия

https://i0.wp.com/i050.radikal.ru/0805/1b/afcdb8006a35.jpg

https://i0.wp.com/i005.radikal.ru/0805/21/972f2008cb8f.jpg

Древняя Греция и Рим

Япония

Китай

В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Собака у китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связанной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. В Древнем Китае собака — одиннадцатый знак зодиака, ее символическое и мифологическое значение выражается довольно разнообразно. Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в Китае собака выступает как прародитель народа, что заставляет вспомнить о тотемных воззрения.

https://i0.wp.com/i027.radikal.ru/0805/85/29f7e2342a50.jpg

https://i0.wp.com/i017.radikal.ru/0805/43/ccf614bc17a6.jpg

Южная и Центральная Америка

Во время завоевания Америки в Европу попали и оригинальные местные собаки, весьма почитаемые индейцами. Статуэтки собак, найденные при раскопках в Мексике, свидетельствуют об их почитании. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать. У ацтеков Ксолтль, Бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки и является покровителем собак. Собака была психопомпом, и ее часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет.

https://i0.wp.com/i021.radikal.ru/0805/a1/d6950081d140.jpg

Северные народы

Мифологические представления других народов

Читайте также: