Образ скупого в мировой живописи сообщение

Обновлено: 15.06.2024


Аннотация
В данной статье рассмотрена категория скупости в художественной литературе. Проанализировано художественное наполнение понятия "скупость" в аспекте произведений О. Бальзака, Н.В. Гоголя и А.С.Пушкина.


Abstract
This article describes the category of miserliness in fiction. Analyzed artistic content the concept of "miserliness" in aspect of works of О. Balzac, N. V. Gogol and A.S. Pushkin.

Скупой – чрезмерно до жадности, бережливый, избегающий расходов, свидетельствующий о чрезмерной бережливости, жадности. Именно такое определение дает С. И. Ожегов в толковом словаре русского языка. [1] В. И. Даль определяет скупого как скряжливого, неуместно и неумеренно бережливого человека. [2]

В религиозно-нравственном контексте скупость рассматривается, как человеческий порок. Скупость это бунт против Бога, внутреннее или внешнее неповиновение Богу, которое неизбежно ведет к страданию.

Можно также сказать, что скупость выступает социальным ингибитором успешной социализации и адаптации личности [3].

На протяжении многих веков скупость как порок и страсть привлекала внимание писателей всех жанров. С одной стороны, в теме скупости отражалась всеобщая мечта о богатстве и изобилии [4,5], а с другой, скупость всегда демонстрировалась как нечто уродливое, отвратное явление человеческой природы.

Скупость в произведении А.С. Пушкина преподнесена читателю как явление социальное и отчасти историческое

Гоголь еще более детально описывает своего героя. В раскрытии образа Плюшкина можно выделить много общего с Гобсеком: «Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом .

Плюшкин был мудро бережлив в начале жизни, но погоня за деньгами привела его к скупости: страшная кучу бесполезных предметов в его доме и проросшая пшеница в его амбарах напоминают гниющие кладовые Гобсека.

Потеря пола характерна для Плюшкина и Гобсека, поскольку скупость затрагивает их души. Своеобразное уничтожение пола героев нужно авторам для того, чтобы подчеркнуть противоестественность их страсти, бессмысленность накопительства.

Пушкин не дает портретных зарисовок своего героя. Основную информацию читатель получает из диалогов действующих лиц: возраст Барона: он был другом деда Герцога (т.е. примерно равен ему по годам?), а сын Барона оказывается одного поколения с Герцогом-внуком. Так же остается неизвестной история богатства Барона его деньги не участвуют в обороте, он не дает их в долг, не ссужает, не ведет дела торговые, ясно только лишь, что полученные им деньги искалечили судьбы не одного человека.

Барон служит вопреки своему сословию – монете. Для Скупого рыцаря золото – это право на власть, на могущество, на наслаждение жизнью, и оно, это право, может быть оплачено лишь ценою лишений, ценой крови. Давняя вражда отца и сына приобретает новые условия, выходящие за рамки подвала с золотом. Поскольку Альбер отправляется к Герцогу искать рыцарского суда. Рыцарская честь Альбера и скупость барона находиться на одной чаше весов.

В адском обольщении пребывает Скупой рыцарь, создающий вавилонскую башню:

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознес мой холм – и с высоты его

Могу взирать на все, что мне подвластно [8]

Монолог Скупого рыцаря является апофеозом безбожного возвеличивания личности, возжаждавшей не просто индивидуалистического проявления собственной неограниченной воли, но и замены собой Бога. Мечта о власти предстает в разгоряченном воображении Скупого в фантастическом образе. Это страшная пародия на богатство библейского царя Соломона, великое извращение одного из его богоугодных дел: строительства храма Иегове [9]. Итог демонизма Барона – всемирный потоп, возникающий как перспектива наказания за грех:


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Рассмотрим созданную Мольером “карикатуру, памфлет” под названием “Скупой”. Комедия состоит из 5-ти действий. Главный персонаж – Гарпагон, отец Клеанта и Элизи, влюбленный в Мариану. Валер – жених Элизи – так характеризует Гарпагона: “Чрезмерным скряжничеством, суровым обращением он мог бы вас и брата вашего привести к крайнгостям”.

Скряжничество отца огорчает его сына Клеанта, который вынужден занимать деньги на приобретение необходимого, на свое удержание. Хочет вступить в брак с любимой девушкой Марианою, и

боится, что отец не разрешит, так как у нее нет приданого. Имеет намерение, если так произойдет, оставить дом, податься в странствования искать лучшей судьбы. Приглашает и сестру совершить так, лишь бы “освободиться от деспота”, который их так “долго мучил своей невыносимой жадностью”.

Лафлеш – прислужник Клеанта – говорит о Гарпагона: “Проклятущий старик. Зродувику не видел такой бедности”. “Хотя дуба даты перед ним, он и глазом не моргнет. Для него деньги более дорогие за добрую славу, честь, благородство”.

Гарпагон закапывает десять тысяч золотых червонцев в саду, боится, лишь

бы никто об этом не узнал. Собственных детей подозревает в измене, считает врагами. Юную Элизу хочет поженить с зажиточным 50-летним мужчиной, который согласился взять ее без приданого. Сыну подыскал вдовицу.

Сам хочет пожениться с Марианою, но при условии, которое мать девушки за нее хотя что-то и даст. Прислужники в Гарпагона ходят ободранные. Кони в конюшне едва живые, лежат, от голода не держатся на ногах, “скелеты, тени, призраки”. “Скряга, жмот, жадина, вымогатель”, – так все о нем говорят.

Когда Лафлеш похищает его сундучок с деньгами, он готовый всех перевешать. “Всех подвергать пытке, повесить на виселице!”. Советует комиссару полиции арестовать весь город. Гарпагон решил, если не найдет денег, то повесится сам.

Ансельм – жених Элизи, отказывается от девушки в пользу Валера. Со временем выясняется, что Ансельм – отец Мариани и Валера. Клеант шантажирует деньгами своего отца.

Обещает возвратить их, если тот согласится на его брак с Марианою. За деньги Гарпагон удовлетворяет желание своего сына.

Действительно, Мольер, согласно законам жанра, кое-что схематично выстраивает образ скупого, не удаваясь к объяснениям относительно причин его возникновения. Другая оригинальная версия образа скупого создана А. С. Пушкиным. Это образ барона из его трагедии “Скупой рыцарь”, что вошла в “Маленькие трагедии”.

Первой была написана трагедия “Скупой рыцарь” (23 октября 1830). “Скупой рыцарь” – трагедия скряжничества. Скряжничество здесь выступает не как что-то однозначное и одномерное, но в своей скрытой сложности и противоречии, объемно. Сам Пушкин об этом писал: “Лица, созданные Шекспиром, типы страсти, порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры.

В Мольера скупой скуп – и только; в Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, остроумен. Подобно к шекспировскому Шайлоку в бароне Пушкина объединяется несоединимое: скупой – и рыцарь, которым овладевает страсть к денег. Вместе с тем в нем есть что-то от поэта.

Он способен опоэтизировать предмет своей губительной страсти. Хвала золоту у барона – как гимн любви. Это противоестественно, но это становится возможным из-за того, что он тянется к денег не только как скряга, но и как тот, что стремится власти.

Деньги для барона становятся символом власти. Это признак не только средневековых пор, но и сутки Пушкина.

Золото исказило человеческую природу барона Филиппа, лишило сожаления, сочувствие к страданиям других людей. Когда он отворяет свой сундук, наполненный золотом, то переживает чувство садиста, что подчинился страшной власти денег.

Много лет французский писатель Оноре де Бальзак работал над довольно небольшой по объему повестью “Гобсек”, история создания которой вызывает значительный интерес для понимания особенностей процесса творчества писателя. Сначала появляется очерк о ростовщике (в конце злого 1830 года). В апреле выходит двухтомник “Сцены частной жизни”, в котором помещена повесть “Опасности распущенности”.

В этой повести очерк “Ростовщик” занимает место первого раздела. Таким был первый вариант “Гобсека”.

Первое название повести “Опасности распущенности” “главным в ней есть изображения упадка аристократии. А в образе Гобсека, наоборот, просматривались некоторые положительные черты: он помогает адвокату Дервилю, проявляет благодетельность относительно Фанни Мальва, “спасает семью графа где Ресто от банкротства и под конец повести перестает быть ростовщиком, становится депутатом”. В этом варианте повести как человек Гобсек превышает аристократов: он умнее них, он способный к философским обобщениям, знается на психологии людей. Но 1835 года выходит второй вариант повести.

За 5 лет, которые прошли после публикации первого, в Франции состоялось много изменений. После революции 1830 года страной управляли финансовые дельцы типа Гобсека. И писатель лишает своего персонажа многих положительных черт, противопоставляя ему бескорыстного адвоката Дервиля.

Бальзак перерабатывает и финал повести.

Если первый вариант имеет благополучную концовку, то во втором варианте автор изображает Гобсека сумасшедшим старым, патологическим скрягой, который накапливает огромные богатства, которые пропадают в его подвале. Смерть ростовщика становится символом распада, безусловной гибели тех общественных сил, которые Бальзак связывает с образом Гобсека. Г. Елизарова называет ростовщика Гобсека “новой разновидностью златолюбця”, наиболее ярким и типичным образом.

Во времена, когда деньги становятся важной движущей силой общественной жизни, такие люди, как Гобсек, владеют ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов…писателей и артистов. Гобсек наслаждается возможностью властвовать над людьми, которые привыкли считать себя “солью земли”; распоряжаться их судьбами, и даже самой жизням, навязывать им свои условия, быть свидетелем их унижения – вот что достовляет наибольшее наслаждение Гобсеку. Тем не менее, на мысль Г. Елизаровой, этот образ у Бальзака все же “не лишен романтического демонизма”.

Смерть и скупой (Смерть скряги) - Иероним Босх. Около 1485-1490.

На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности. Действие происходит постепенно, снизу вверх. На первом плане оружие и доспехи намекают на власть и силу как первоначальный источник достатка. Со временем богатство нарастает посредством ростовщичества, и им овладевают крысы и саламандры. В руке у богача - четки, на поясе висит ключ от сундука. Последняя сцена - скупой стоит перед выбором: остаться при деньгах, взять мешок с монетами, которые ему протягивает Алчность с жабьим лицом, или послушаться ангела-хранителя и обратить свой взор к распятию и Богу. За человеком внимательно следит Дьявол, свисающий с высокого полога его кровати, а тощая Смерть в дверном проеме ждет решения богача - от нее ему уже в любом случае не укрыться. Крылатый карлик на первом плане у барьера - своеобразная подпись Босха. Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти.

Исследование и анализ образов скупых персонажей в произведениях О. Бальзака "Гобсек", Н.В. Гоголя "Мертвые души" и А.С. Пушкина. "Скупой рыцарь". Способы раскрытия данного человеческого качества, литературные приемы его изображения, роль и значение.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.12.2016
Размер файла 14,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образ скупого в мировой литературе

В религиозно-нравственном контексте скупость рассматривается, как человеческий порок. Скупость это бунт против Бога, внутреннее или внешнее неповиновение Богу, которое неизбежно ведет к страданию.

Можно также сказать, что скупость выступает социальным ингибитором успешной социализации и адаптации личности [1].

Таким образом, художники слова, принадлежащие к разным культурам, смогли не только развенчать порок скупости, но и внесли новую семантику, оформленную индивидуально, неповторимо, при этом использовали базовые художественные средства, известные с античности. Безусловно, это является существенным вкладом в историю мировой литературы.

Библиографический список

скупой персонаж литературный

1. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. №16. С. 197-201.

Читайте также: