Образ матери в музыке 3 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Дощечкина Светлана Юрьевна

Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет… (К. Г. Паустовский)

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

Л. Рогожников

Образы матери в изобразительном искусстве

Леонардо да Винчи

Мадонна Грандука Рафаэль Санти

Ave Maria! Jungfrau mild,

Erhöre einer Jungfrau Flehen,

Aus diesem Felsen starr und wild

Soll mein Gebet zu dir hinwehen.

Wir schlafen sicher bis zum Morgen,

Ob Menschen noch so grausam sind.

O Jungfrau, sieh der Jungfrau Sorgen,

O Mutter, hör ein bittend Kind!

Ave Maria! Unbefleckt!

Wenn wir auf diesen Fels hinsinken

Zum Schlaf, und uns dein Schutz bedeckt

Wird weich der harte Fels uns dünken.

Du lächelst, Rosendüfte wehen

In dieser dumpfen Felsenkluft,

O Mutter, höre Kindes Flehen,

O Jungfrau, eine Jungfrau ruft!

Ave Maria! Reine Magd!

Der Erde und der Luft Dämonen,

Von deines Auges Huld verjagt,

Sie können hier nicht bei uns wohnen,

Wir woll'n uns still dem Schicksal beugen,

Da uns dein heil'ger Trost anweht;

Der Jungfrau wolle hold dich neigen,

Dem Kind, das für den Vater fleht.

Ave Maria! Пред тобой

Чело с молитвой преклоняю.

К тебе, заступнице святой,

С утеса мрачного взываю.

Людской гонимые враждою,

Мы здесь приют себе нашли.

О, тронься скорбною мольбою

И мирный сон нам ниспошли!

Ave Maria! Ночь пришла.

Измучены мы тяжким горем,

И ложем служит нам скала

Над этим вечным бурным морем.

Ты сновидений зловещий рой отгонишь прочь,

Прольешь в сердца успокоенье,

И быстро пронесется ночь.

Ave Maria! Не страшна

Нигде с тобою злая сила.

Не ты ли, благости полна,

Гонимых, нас в горах укрыла!

И в этот поздний час мольбою

К тебе взываю я: внемли!

Будь нам охраною святою

И тихий сон нам ниспошли!

Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале -мягко звучащих мерно чередующихся аккордах.

Музыка вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни.

Это обрамление говорит о сугубо личных представлениях каждого человека.

Franz Peter Schubert (31 января 1797, Лихтенталь, Австрия — 19 ноября 1828, Вена)

Великий австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.

Богородица, дева радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты в женах, И благословлён плод из чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

Богоматерь Владимирская. Икона

Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. В 1918 году чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Сейчас находится в храме святителя Николая в Толмачах.

Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Православная церковная музыка вокальная, в православной службы исключены музыкальные инструменты — элемент, который вносит в музыку мирской дух и вызывает парение ума молящегося. Использование инструментов указывает на духовное младенчество. Музыкальные инструменты становятся между человеком и Богом и препятствуют соединению души с Ним.

Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

Пресвятая Богородица Гребневская

Пресвятая Богородица Тихвинская

Пресвятая Богородица Казанская

Икона Нечаянная радость

Икона Неувядаемый цвет

Богоматерь с младенцем. В.Васнецов

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах……

Как называются картины с изображением Богоматери?

Чем они отличаются от картин?

Икона -это есть образ, а не конкретное лицо

Особенность написания икон?

Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богородица, дева радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная.

Богородица, дева радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты в женах, И благословлён плод из чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших. Аминь. Богоматерь Владимирская

Рафаэль Санти (1483- 1520) Итальянский художник

Рафаэль Санти (1483- 1520) Итальянский художник

Франц Шуберт (1797 – 1828) Австрийский композитор

Франц Шуберт (1797 – 1828) Австрийский композитор

Радость Мир Величие Простота Красота Спокойствие Благородство Достоинство Ти.

Радость Мир Величие Простота Красота Спокойствие Благородство Достоинство Тишина

Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразитель.

Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и в.

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека. Ч. Айтматов

Краткое описание документа:

В разработку урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке и живописи" входит:

1. Конспект урока;

4. Аудиозаписи музыки для прослушивания;

5. Песня для работы на уроке по теме "Красивые мамы" с текстом, плюсовкой для ознакомления и минусовкой для дальнейшей работы над песней.

Художественное название урока "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!"

Цель урока: сформировать у детей представление об образе матери в музыке и живописи. Подчеркнуть жизненную основу всех искусств.

Урок направлен на формирование общечеловеческих ценностей, воспитание чувства уважения к матери, развитие культуры учащихся через произведения разных видов искусства, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Цель урока : сформировать представление об образе матери в, музыке, изобразительном искусстве и поэзии 1. Раскрыть образ Божьей Матери, Мадонны и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства; 2. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери, Мадонны и образ матери. 3. Развивать внимание, память, умение сравнивать произведения, посвященные Мадонне и Богоматери 4. Воспитывать интерес к духовной музыке. 5. Изобразить свою маму используя музыкальные, художественные образы Богоматери и Мадонны

Введение : В наш стремительный век, когда многие духовные ценности стираются, тема материнства должна быть обязательно рассказана детям. Наш мир – многоконфессиональный, это разнообразие регилий повлияло на то, что возникло множество разнообразных художественных произведений в музыке, живописи, поэзии на одну тему – Материнство. Это наше богатство, но нужно помочь не только прививать детям художественный вкус, но и научить их сопоставлять красоту разных картин (икон), с поэтическим слогом и с их музыкальным воплощением, а так же дать возможность детям пофантазировать и самим стать художниками и музыкантами, чтобы изобразить самого дорогого и любимого ими человека – МАМУ.

Ход урока Сегодня у нас урок не обычный, все что мы сегодня увидим, услышим будет связана с самым любимым для всех человеком – с мамой .

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.)

Послушайте музыку и ,пожалуйста, ответьте на мои вопросы: К кому обращаются в этому музыкальном произведении? В каком характере написана эта молитва? Какого цвета музыкальное произведение? Кто исполняет молитву? Попробуем исполнить первую строчку? …(дети отвечают на все вопросы)

Павел Григорьевич Чесноков (1877 - 1944)

Что необычного в исполнении и что напоминает манерой исполнения? Какие чувства вы испытаете? (Дети отвечают)

Франц Шуберт (1797 – 1828 г.г.)

В каком характере звучит музыка? Какая здесь мелодия? Какого цвета музыкальное произведение? О ком она рассказывает? (Дети отвечают)

Джулио Каччини (1551 – 1618 г.г.)

А теперь посмотрим на художественное воплощение образа Богоматери, Мадонны

-Аве, Мария - лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей - В тихом предстань сновидении ей! Аве, Мария - лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. (А. Фет) Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя. (Данте)

- Не на троне – на Её руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор во взор, щекой припав к щеке… Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты (М. Волошин) Страшная история России Вся прошла перед Твоим Лицом. Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых, Умилясь на нежный облик Твой, Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнялось светлою слезой! остается неизменным. Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты! (М. Волошин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм".


Конспект к уроку "Образ матери в исскустве".


Конспект и презентация к уроку "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Урок в соответствии ФГОС.


Образ матери в музыке и искусстве

Образ матери в музыке и искусстве.


Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам.


Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок музыки.doc

Литературно – музыкальная гостиная.

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.

Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.

Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

То трижды священное – женщина-мать!

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери.

Учитель: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому проблема нашей встречи – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Встаньте. Я произношу его:

Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.

Учитель: Ребята, материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Николай Рыленков

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

Распевка. Исполнение песни на английском языке.

Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).

Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Самостоятельная работа. Слайд № 11.

Учитель: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.

Учитель: А теперь правильные ответы на экране.

Учитель: Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.

Учитель: Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

Учитель: О ком говорится в песне? (о наших мамах). Какая по характеру мелодия в песне? (спокойная, медленная, нежная, мягкая). Что значит, в платьях подвенечных (свадебных), а глядят из рамочек со стен (фотографии). Разучивание первого куплета.

Учитель: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)

2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)

3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)

Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)

Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви. Оценки за урок.

Читайте также: