Образ кошки в русской культуре сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Доказательством подобной версии служат мифологические представления о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия и магии Фрея, женская ипостась Одина. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна. В Европе с этими зверьками были знакомы очень давно, ещё до Империи Рима.

Почему Ваську-кота зовут Васькой.

На Руси самыми распространёнными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией. До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

Собака — друг, а кошка — кто?

За тысячелетия жизни рядом с человеком собака приобрела почётный титул друга. А вот кошку почему-то в этот ранг человек никак не хотел возвести, хотя польза от неё в хозяйстве была немалая. Причина тут одна — кошку не только любили, но и боялись, так как предполагали, что она связана с волшебным потусторонним миром. Мифологическая причастность кошки к тайным силам подземного мира была известна даже до того, как на мяукающих зверьков обрушился гнев средневековой церкви, обвинившей кошек в связи с ведьмами.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот. Кстати, связь кошки с пожаром, огнем существует и в мифологии германских народов. Там, чтобы погасить пожар, в огненную стихию надо было бросить трёхцветную кошку.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провёл. С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Даже тёмные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bullerkater). Вообще чёрной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чёртом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке скорей всего не было.

У древних европейцев кошка. даже коня могла заменить. В колесницу Фреи были впряжены две кошки. В Европе вообще кошек уважали. В Х веке в Англии за убийство кошки полагался штраф. Убитого кота за хвост подвешивали к дереву, а виновный должен был засыпать несчастную жертву зерном, пока не скроется кошачий хвост. Зерно отдавали владельцу кота. Котёнок стоил столько, что на эти деньги можно было купить ягнёнка. Даже проклятия католической церкви, выпавшие на головы беззащитных мурок в эпоху гонения на ведьм, не подорвали народной любви к кошке. В легендах, отражённых в известной сказке Шарля Перро, волшебный кот носит сапоги-скороходы, как бог торговли греков Гермес. Кот — источник богатства и удачи.

В принципе, этот мотив находил отклик и в славянской мифологии, так как мохнатость животного у древних славян связывалось именно с богатством и удачей (атрибутом бога Велеса). Если у древних греков героинями легенд были чудесно поющие Сирены, то у славян сохранились сказания о коте Баюне. Кот Баюн живёт вблизи золотой мельницы, на золотом столбе. Вниз спускается — песни поёт, вверх поднимается — сказки сказывает. Голос кота Баюна могуч, на несколько верст слышен. Сила кота Баюна непомерна. Он всегда врагов побеждает, а песнями кого угодно усыпить может.

В германском эпосе источник силы кота имеет своё объяснение. В одном скандинавском мифе бог Тор состязался в силе с великаном. Монстр сначала решил испытать мощь Тора и попросил его просто поднять его кошку. К изумлению могучего Тора он смог только одну лапу кошки от земли оторвать. Не знал бог, что в образе кошки предстал перед ним великий змей Мидгарда — основоположник мирового порядка и разрушения одновременно. Вот одна из главных и древнейших ипостасей кота в мифологии европейцев — власть и сила в масштабах всей Земли и Космоса, родство с великим змеем, который в глубине недр обитает, у корней дерева жизни.

С кошкой связано немало примет. Считают, что в новый дом надо первой пустить кошку — тогда вам в нём всегда будет способствовать благополучие и любовь. Считалось, что если больного человека выкупать в воде, в которой до того мыли кошку, то он передаст свою болезнь кошке, которая вынесет её из дома.

Какое значение имела кошка для древних славян

Как бы сурово ни относилась судьба к кошке, в народной традиции её охраняла та же самая магия. Каждой кошке давали два имени: одно настоящее, второе — чтобы запутать дьявола. Тогда, вообще, считали, что знание настоящего имени помогает тёмным силам получить власть над человеком (или кошкой). Давая кошке два имени, одно общеизвестное, а второе — настоящее, никогда не произносимое при посторонних, люди пытались защитить вышедшую на улицу кошку от происков злых сил. Предки славян твёрдо верили, кто убьёт кота — тому семь лет ни в чем удачи не будет. Так что берегите кошку. Если собака — друг, то кошка — ваш талисман и защитник не только от мышей, но и от чёрной магии.

В данной статье рассматривается кошка как многозначный символ, отражение культур разных времён и народов. Творческая попытка автора приоткрыть завесу тайны, окутывающую это поистине загадочное и непредсказуемое животное.

Ключевые слова

Текст научной работы

Кошка – одно из самых загадочных существ на земле. Еще в древности человек обратил внимание на магическую силу этого животного, что отразили языческие обряды многих народов мира. Человек приручил кошку гораздо позже, чем собаку и других домашних животных.

В разные времена к кошке относились по-разному. Она была и предметом поклонения, и порождения зла. В современном мире редко можно встретить человека, который бы негативно относился к кошке: настолько близким и родным существом стала она человеку. По популярности кошки гораздо опережают собак. Дом, в котором живёт кошка, становится более уютным. Сохранив независимость, кошка прочно вошла в нашу жизнь, став другом и защитником.

Цель данной работы рассмотреть местоположение кошки в русской культуре, на примере устного народного творчества; оценить влияние кошачьих на русскую и зарубежную культуры; выявить черты и причины позитивного и негативного отношения к кошке.

Посмотрим на страницы истории. Кошка сопровождает человека уже более 6000 лет. По некоторым предположениям такой симбиоз начался в долине Нила в Древнем Египте. Прежде, чем стать предметом культа, кошка служила умелым охотником на крыс и пернатых. Дружба кошка и человека была выгодна, прежде всего, человеку, поэтому вскоре египтяне стали почитали кошку как священное животное. Кошку защищал закон, её смерть считалась плохим знаком, а убийство – преступлением и каралось смертной казнью. В культуре Древнего Египта кошка заняла достойное место, так как она была символом богини Бастет. Интересно, что в странах ислама кошек ценят по той же причине, что и в Древнем Египте – так учил и пророк Магомет. В Европу кошка прибыла из Древнего Египта в основном через Италию, Балканы и Причерноморье. В Древнем Риме кошка подвергалась гонениям, так как была символом свободы, неугодной властям.

В Х веке в Англии кошка была фаворитным животным. Кошек держали при дворе в большом количестве. Предусматривалась защита кошки законом: за убийство или кражу кошки – смертная казнь. Что интересно, во Франции в то же самое время была исключительно противоположная ситуация. Кошки считались чудовищами, а люди, в доме которых находили кошку, считались в сговоре с дьяволом.

Самым страшным и нелепым, на мой взгляд, является человеческое суеверие. Именно суеверный страх перед способностью видеть в темноте, перед своенравным характером кошки сделали её магическим животным, а страх перед чернотой и ночью сделал чёрную кошку основным предметом ведьминского культа, колдовских действ.

Например, шотландцы верили: чтобы получить возможность видеть то, что сокрыто для человеческого взора, необходимо сжечь на огне сорок кошек! В Германии кошка была символом супружеской измены. Всех неверных супругов топили вместе с кошками в большом мешке. Несмотря на это кошка всегда была рядом с человеком, помогая ему в борьбе с грызунами. Выжить ей помогло именно то обстоятельство, что кошка прекрасно жила и без симбиоза с человеком.

В Азию кошка так же попала из Древнего Египта. В Древнем Китае кошка была охотничьим животным и предназначалась именно для защиты амбаров – ловли грызунов. Кошки высоко ценились и как следствие дорого стоили. Существовала даже специальная профессия, нечто вроде специалиста-эксперта в области кошек. Культура Китая также преобразилась с появлением животного. Множество изображений кошек обнаружено при раскопках – картины, скульптуры из дерева, глины, фарфора. Всё это свидетельство того что кошек в этой стране любили и уважали, почитали как полезных животных.

В Японию кошка пришла из Китая в VI веке. Изначально кошки были редки и дороги и использовались в библиотеках для охраны книг и рукописей от грызунов. Первые кошки принадлежали императору или же преподносились в качестве подарков отличившимся придворным. Японцы полагали, что кошка наделена сверхъестественной силой, а крысы боятся только одного её вида, поэтому люди, не способные купить кошку, ставили дома её изображения, считая, что кошачий облик защитит их от крыс. Примерно в ХII веке кошка в Японии теряет свой статус и приравнивается к порождению зла. Тогда же появилась легенда о гигантской кошке Некомата, которая насылала на людей горе и болезни. Легенда гласила, что у Некомата был раздвоенный на конце хвост, из которого и появлялись болезни. В XVII веке японский император издал декрет, по которому кошки не считались более источниками зла.

На Руси в кошке видели хранительницу домашнего очага, символ уюта и тепла. Её первую впускали в дом и так, где она ложилась, ставили кровать. Кошки убаюкивали младенцев, спали с ними в колыбельных.

Несмотря на многовековую родословную, огромную истории взаимоотношений кошки и человека, внешне она изменилась мало. Мало изменились и её повадки и привычки: кошка так же прекрасно ориентируется в незнакомой обстановке, замечательно видит в темноте и всегда удачно охотится. Однако своенравный характер, не похожий на других животных, кошка приобретает в глазах человека и отрицательные черты.

В ходе исследовательской работы нами было проанализировано около 50 различных русских народных сказок и сказок народов мира, а также около 15 авторских литературных произведений, в каждом из которых, так или иначе, встречался образ кошки. Также были рассмотрены русские народные пословицы и поговорки, народные приметы, в которых отражён интересующий нас образ.

Анализируя УНТ, мы пришли к выводу о том, что в русских народных сказках, пословицах и поговорках образ кошки двойственен. С одной стороны, кошка хитрая, своенравная, готовая извлечь из всего собственную выгоду. С другой стороны, кошка готова помогать добрым, приветливым людям, она честно выполняет свой долг – ловит мышей и крыс, чем очень помогает человеку. Кошка способна дружить и мирно уживаться с другими животными. Несмотря на то, что кошка всё-таки домашнее животное, она может без сожаления покинуть дом и жить в лесу или ещё где-либо. Стоит отметить, что не было найдено ни одной сказки, где кошка являлась бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, Бабе-Яге), красть что-либо у хозяев, врать, совершать подлые поступки, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные деяния.

Сказки о животных представляют собой особой тип сказок. И, хотя в сказках говорится про зверей, на самом деле подразумеваются люди. В зависимости от особенностей животных в природе люди наделяли их своими, человеческими качествами. Иногда образы тех или иных животных обретали характер определённых сословных типов общества. Стоит отметить, что зачастую одни животные постоянно выступают в качестве положительных персонажей, другие – в качестве отрицательных. Как же представлен образ кошки в сказках народов мира? Приведём несколько примеров.

Сравнивая русские народные сказки и сказки народов мира, можно увидеть в них некоторые сходства и различия. Во всех культурах представлен образ кошки-помощника, кошки, совершающей добрые дела, помогающей человеку или другим персонажам. Иногда кошка делает это ради собственно выгоды, а иногда из бескорыстного, искреннего желания помочь, преданности хозяину или верности своим друзьям. Также часто встречается образ кота-обманщика. Во всех традициях кошка свободолюбива, она может быть предана до конца жизни своему хозяину, но никогда не откажется от свободы и может предать хозяина за плохое, неуместное обращение с ней. Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, мотивы её поступков далеко не всегда ясны.

Ярким примером кошки в русской литературе может послужить Кот Учёный из сказок А.С.Пушкина. Кот Учёный – мудрый советчик, помощник заблудших. Образ Кота Учёного восходит к персонажу русских сказок коту Баюну. Кот Учёный - средоточие народной мудрости, хранитель песен и сказок, носитель русской фольклорной традиции; вокруг него расстилается реальность, полная поэтических чудес и таинственных превращений.

В основе взаимоотношений Геллы и Маргариты с котом лежит русская мистическая мысль, приписывающая ведьме обладание черным котом как обязательным магическим символом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников, добывает нужные травы и грибы. Булгаков использует тип "Ведьма с Черной Кошкой".

Рассмотренные примеры позволяют сделать следующие выводы: образ кошки, безусловно, остаётся двойственным. Во всех культурах кошка была связана с чем-то мистическим, загадочным, необъяснимым. Сохраняется и образ кота-помощника, доброго советчика, в котором соединяются мудрость народа и философская мысль.

В русской литературе больше места уделяется коту-обманщику, коту-воришке, образ которого идёт из народного творчества. Зарубежная литература больше показывает кота магического, кота, наделённого необычными способностями, обладающего качествами, не присущими ему в реальном мире.

Несомненно, образ кошки ещё не раз возникнет в мировой культуре. Однако, по моему мнению, двойственность в представлении этого животного сохранится всегда.


Согласно наиболее распространенным этимологических версиям это слово было заимствовано либо из североафриканского (нубийск.) — kadis, либо из латинского — сattis (примечательно, что домашние кошки там же в латыни именуются felis). Это согласуется со старой теорией, согласно которой кошки были впервые одомашнены именно в Египте и Северной Африке, откуда затем (через территорию Римской Империи) распространились по всей Европе.

фреска с кошками Египет

Фреска, Египет

дикий лесной кот зимой в снегу

Дикий лесной кот

Даренкины мечты

М. Щрилёв. Даренкины мечты.

Версия 1

волшебный космический кот

Кот ученый. Иллюстрация Ивана Билибина

И.Билибин. Кот ученый

Версия 2

Версия 3

Александр Угланов. Макошь

Александр Угланов. Макошь

Еще один ряд интересных смысловых ассоциаций можно вывести из имени ключевой богини славянского пантеона — Макошь/Мокоши. В ее имени мы опять видим корень КОШ (и, конечно, начальный слог МА, очевидно, обозначающий Мать, Женщину, Женское начало). Будучи покровительницей всех женских, домашних дел и хранительницей домашнего очага, Макошь также отвечала за семейный достаток и процветание (наполненный коши/кошели), и уют (не отсюда ли слово оКОШко — как образ домашнего уюта, того, что внутри/по той стороне родного дома?)

Кошка, в этом контексте — это помощник Макоши и, опять же - животное-хранитель, которое обитает внутри дома, и в тоже отвечает за достаток и процветание семьи, на физическом уровне ограждая ее от мышей и крыс — врагов собранного урожая, а на тонком — от нечистой силы, бед и сглазов.

Образ кота (кошки) в русских народных сказках

Кот — сказитель, он же — желанное сокровище

Андрей-стрелец и кот-баюн

и кот Баюн. Иллюстрация к сказке "Поди туда - не знаю куда".

У версии записанной Алексеем Толстым одним из царских заданий как раз и является добыча . Опасность этого предприятия заключается в том, что кот может кого угодно заговорить своими сказочными историями, наслать беспробудный . Примечательно, что сидит он на высоком железном столбе за тридевять земель в тридевятом царстве. Для добычи кота стрелок по совету жены берет с собой три железных колпака, три прута да клещи — колпаки защищают героя от кошачьих когтей, а клещами он стаскивает его со столба.

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — пришел в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идет, а где и катком катится. выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями…

Интересно, что хотя вначале кот дерется с героем не на жизнь, а насмерть, но, признав себя побежденным, полностью теряет свою враждебность и уже по доброй воле идет за стрелком туда куда он его ведет.

Кот Баюн на столбе

Кот ученый, кот Баюн, рисунок, иллюстрация

Автор картины неизвестен.

Образ ученого кота Александра Сергеевича Пушкина, по всей видимости, восходит именно к таким сказкам про волшебного рассказчика историй кота Баюна.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Кот — навигатор

В некоторых русских сказках эпизодически появляется кот, когда из героев (молодая девочка/женщина, Иван) заблудился в лесу. Здесь кот выступает спасителем, указующим путь из чащи. Он изначально дружелюбен по отношению к главному герою, помогает ему по своей инициативе и совершенно бескорыстно, а затем — исчезает. После него на помощь герою могут прийти еще два животных (что формирует каноническое троекратное повторение события), одним из которых, обычно бывает серый волк.

тут описание фото

Земляная кошка. Автор неизвестен. Земляная кошка встречается в уральских легендах, согласно которым она указывает на зарытые в земле клады.

!

Несет меня лиса

За темные леса

За высокие горы

В глубокую нору

Выручи меня!

Кот — спутник потустороннего

тут описание фото

Еще один потусторонний персонаж связанный с котом — это домовой. Народные предания указывают на то, что кот прекрасно его видит, общается с ним и является верным помощником домашнего хранителя.

Считалось, что видят кошки и все другие потусторонние сущности — русалок, леших, чертей. Не с этим ли связано странное шипение домашних любимцев на пустые углы, нередко наблюдаемое их хозяевами?

Всеволод Иванов. Домовой

Всеволод Иванов. Домовой

Кот — убаюкивающий младенцев колыбельными

Наконец, кот — самый частый персонаж в детских колыбельных песнях. Именно , приглашают матери к люлькам своих младенцев, чтобы качать их, напевать им сладкие песни и охранять их сны.

, коток,

Котя сереникий лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Мою деточку качать.

Кажется, что может быть проще и логичнее? Ведь именно кот является по сути единственным в полном смысле домашним животным в доме, да к тому же обладает прекрасной способностью усыпляюще мурлыкать. Но, возможно, наши предки понимали суть вещей гораздо лучше нас — и котиков приглашали к детским колыбельным еще и потому, что частота вибраций во время мурлыкания кошки (от 20 до 150 Гц) обладает целительным эффектом - именно такой диапазон частот используется сегодня в медицине при лечении физиотерапией. Кстати, как и зачем кошки мурлыкают - ученым неизвестно.

Колыбельные с котиками

Автор картины неизвестен

Кот и кошка в обрядах и приметах древних славян

Соединив все вышесказанное в единую картину, можно наконец выделить ключевые способности кота или кошки, которым наши предки придавали особое значение:

Мария Молодых. Картина с кошкой

Мария Молодых. Картина

Обращаясь к исконно русскому народному творчеству, замечаешь, какую достаточно значимую роль отводят коту или кошке. Чем это вызвано, не раз задумывались мы, вновь и вновь перечитывая поговорки, потешки, приметы, сказки, прибаутки, вспоминая мамины колыбельные, слушая бабушкины песенки.

Фольклор определяют как устное народное творчество. Часто отдельные его элементы носили магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Народ на Руси издавна пополнял кладовые своих творений, и до наших дней дошло огромное количество бесценных образцов русской национальной культуры, выраженной именно в жанре фольклора. Кот, являясь персонажем довольно неоднозначным и многоликим, тем не менее, привлекал большое внимание к себе, он стал символом мудрости, учености, просветительности. Немало тайных черт присуще данному животному, которые своей недосказанностью, многогранностью завораживали народ на Руси, заставляли поверить в разные немыслимые выдумки, в то, что коту свойственно быть существом, связанным с потусторонним миром. Коту приписывали магические, сказочные свойства, наделяли его почти человеческими характеристиками. Все это замечательно отражено в русском фольклоре. По сравнению с другими животными, коту отдавали главенствующую роль в народном творчестве. Так чем же вызвано столь пристальное внимание к представителю семейства кошачьих? Почему народ на Руси с таким почтением относится к нему? Какие черты кота сделали его любимым персонажем русского народного творчества? Разве другие животные не достойны такого же к себе отношения? Желание найти ответы на эти и другие вопросы стало основой нашего исследования.

Чтобы понять, почему котам или кошкам в русском фольклоре отводится особое место, нужно заглянуть в историю развития отношений человека и кошки. Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Отсюда мы делаем вывод, что изначальное предназначение кошки – ловля мышей, которое сохранилось за ней и по сей день.

По свидетельствам историков, кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

В городе Баста был расположен знаменитый храм кошек и специальное кладбище для них. Смерть любимца была настоящей трагедией для всей семьи. Позже кошки стали считаться священным достоянием Египта и символом могущества фараонов, и животных запрещалось вывозить за пределы государства.

Кошку на Руси не обожествляли, но оберегали. В развалинах одного из первых городищ древних славян, среди руин домов и построек были и кошачьи скелетики. Один из них археологи нашли среди остатков запертого амбара – а у входа в разрушенное здание был обнаружен скелет девочки, сжимающей в руке ключ – ребенок спешил на помощь, но не успел.

Кошка в Древней Руси.

На Руси кошка считалась животным, приносящим удачу, счастье, благополучие в семье, в доме. Поэтому о ней слагали песни, сказки, существует немало примет, связанных с кошкой. Кошка была воплощением добра и отличалась неимоверной преданностью хозяину, несмотря на поверье о том, что кошка существо независимое, гуляющее само по себе. Кошки – животные, ценящие и помнящие добро. При хорошем отношении к себе они способны на крепкую привязанность к хозяину. Симпатия к человеку проявляется кошкой постоянно – какая кошка не любит помурлыкать, свернувшись клубочком на коленях хозяина? В Древней Руси кошка благодаря своей высокой наблюдательности и способности к выучке прочно заняла свое место в доме около хозяйки или хозяина, как верная помощница. Но все-таки кошки в большинстве своем случаях использовалась по своему основному назначению – ловле мышей, ведь в этом с ней никто не может сравниться.

Сотрудничая с человеком, кошки внесли большой вклад в развитие народного творчества, что, в общем, не должно вызывать удивления. Это полезное, элегантное и своеобразное животное даёт много пищи наблюдательному уму.

3. Какой фольклор без кошки?

Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она и живёт вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.

Кот - это домашнее животное небольших размеров с острыми, загнутыми, цепкими когтями, хорошим зрением, округлой головой правильной формы, ловким гибким телом, покрытым мягкой пушистой шерстью. Коты ласковые и игривые - и потому также разводимые человеком ради забавы, как равно и для ловли мышей и крыс. Они не выносят собак, мурлыкают и мяукают, любят молоко, охотятся в одиночку; ведут себя тихо и беззвучно. Приписываются коту также такие черты, как: ловкость, ум, хитрость, находчивость, осторожность, осмотрительность, проворство, а также неуступчивость, независимость и самостоятельность. По причине своей привлекательности и кротости, как и приятности на ощупь благодаря его мягкой, пушистой шерсти, а также полезности, пользуется симпатией и расположением человека.

Мы не зря привели такое достаточно подробное описание кота, ведь именно благодаря еще и этим качествам, которые заметно отличают его от других животных, кот стал дорогим гостем в русском народном фольклоре.

3. 1 Народные приметы и суеверия.

Русские народные поверья о кошке противоречивы. С одной стороны, кошка считается животным вещим (способным предугадывать будущее) и приносящим счастье, поэтому в России до сих пор повсеместно считается, что кошку убивать - большой грех. "Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать". "Кошку мучить - грех. Первая встреча человека на том свете будет с кошкой: если он жестоко обращался с кошками, то она будет мучить и царапать его. До сих пор остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.

Согласно народным представлениям, кошка находится в распоряжении домового. Поэтому её заводят той масти, какого цвета волосы у хозяина дома. Иначе домовой невзлюбит животное и будет выживать его из избы.

Приобретение кошки сопровождается разнообразными магическими действиями: покупать кошку нельзя, ее можно обменять, например, на куриное яйцо или две копейки.

Известны следующие приметы:

• Кошка крепко спит к морозу.

• Кошка закрывает нос лапами - к ненастью.

• Кошка катается по полу - к ветру и метели.

• Кошка клубком свернулась - к морозу, вверх брюшком лежит - к теплу.

• Кошка к человеку тянется - к обнове.

• Кошка умывается - гостей "намывает", зазывает

• Кошка дерёт стену когтями - к непогоде.

• Кошка клубком — на мороз.

• Кошка лижет хвост, прячет голову — к ненастью.

• Кошка в печурку — стужа на двор.

• Кошка скребет пол — на ветер, на метель.

• Кошка крепко спит — к теплу.

• Кошка морду хоронит — к морозу, либо к ненастью.

Многие из примет подтверждены научными исследованиями. Так, если кошка свернулась клубком — к морозу. Доказано что, домашние кошки подвержены простудным заболеваниям и, прикрывая хвостом нос, тем самым согревают втягиваемый в себя воздух. Залезла кошка в печку — к ненастью, развалилась вверх брюшком — к теплу.

• Кошка крепко спит к морозу.

• Кошка закрывает нос лапами - к ненастью.

• Кошка катается по полу - к ветру и метели.

• Кошка клубком свернулась - к морозу, вверх брюшком лежит - к теплу.

• Кошка к человеку тянется - к обнове.

• Кошка умывается - гостей "намывает", зазывает

• Кошка дерёт стену когтями - к непогоде.

• Кошка в печурку – стужа во двор.

• Кошка морду хоронит – к морозу, либо к ненастью.

• Кошка моется, лижет лапу – к вёдру (т. е. хорошей погоде).

• Кошка крепко спит – к теплу.

• Кошка ложится на загнетку – к морозу.

По славянской традиции, перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал.

Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию.

Русское народное поверье

Из черной кошки можно извлечь кость, которая сделает человека невидимым, или получить в обмен на черную кошку у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.

Старинное русское поверье

С помощью черного кота можно получить неразменный рубль. Для этого нужно, поймав черного кота без единой белой отметины, встать с ним безлунной ночью на перекрестке четырех дорог, одна из которых ведет на кладбище, и щипать кота так, чтоб он мяукал. Когда подойдет незнакомец и попросит продать кота, надо требовать за кота один рубль – этот рубль и будет неразменным: сколько бы раз вы его не отдавали, он будет возвращаться к вам.

Кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров.

Русская народная примета.

• Нельзя возить кошку на лошади – лошадь после этого будет сохнуть.

• Если кот чихнет неподалеку от невесты в день её свадьбы – счастливая семейная жизнь обеспечена.

В России есть примета: если кошка умывается, придут гости. И в зависимости от того, откуда кошка заносит лапу, хозяева определяют, с какой стороны ждать гостей.

Можно дальше продолжать список примет, связанных с котом или кошкой, настолько люди верили в её силы и придавали суевериям, связанным с загадочным животным огромное значение.

Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о её поведении сохранились и по сей день.

3. 2 Образ кота в русских народных сказках

Особенный интерес представляет образ кота в русских народных сказках. Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. Этот чудесный зверь русского фольклора, получил свое прозвище от глагола "баять", рассказывать. Сказки Кота Баюна наделены магической силой, ими он насмерть поражает своих врагов. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.

Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила".

В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, рассмотрим цикл сказок "Кот, петух и лиса. Здесь он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив.

Всем известен и следующий цикл сказок. Это "Кот и лиса". Здесь кот уже другой – это образ кота-вояки, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волк.

Часто народная традиция соединяет вместе кота и лису. Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие.

Во многих сказках кот имеет имя, причём с отчеством, например, Кот Котофеич, Котофей Иванович. Происхождение данных фольклорных имён объясняется неуловимостью границ между кошачьим и человеческим.

Итак, во многих русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомиться сметанкой или свежей мышкой. Может устроить "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.

3. 3 Пословицы и поговорки

Немало пословиц и поговорок, связанных с кошками. Ни один народ столько не многословил о ней, как русские. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Вот некоторые из них:

• Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.

• Не всё коту масленица - будет и великий пост.

• Кошка на порог- мышка в уголок.

• Кошки нет - мышам раздолье.

• Кошка спит, а мышей видит.

• Отольются кошке мышкины слёзы

• Кошачьи глаза дыму не боятся.

• Лапка у кошки мягка, а коготок остёр

• Кошки грызутся - мышам раздолье.

• Кошка со двора- мыши по столам.

• Видит кот молоко, да рыло коротко

• Кошке тигра не родить.

• Кошке смех, а мышке слёзы.

• Кошка лазает в окошко.

• Кошка на мышей храбра.

• Кошка на печке, а пёс на крылечке.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

• Кошка - лапкой, а медведь - пяткой.

• Кот мышей ловить не устанет, а вор воровать не перестанет.

• Кот Евстафий покаялся, постригся, посхимился, а всё мышей во сне видит.

• как кот наплакал

• носится как угорелая кошка

• кто кошек любит — жену будет любить

• баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе

• кошкам свадьба - мышкам смерть

• кошка из дома мышкам в радость

• стар кот, а масло любит

• кот видит молоко, да у него рыло коротко

• кот охотник до рыбы, да воды боится

• кота в мешке покупать нельзя

• кошачьи дыму не боятся

• кошачья лапка мягка, а коготок востер

• кошка мышей ловить не устает, а вор воровать не перестает

• кошке игрушки, а мышке - слезки

• кошки нет дома - мышам воля

• кошки - со двора, а мыши - по столам

• кошку бьют, а невестке наветки дают

• Кошка да баба - в избе, мужик да собака - на дворе

• Стар кот, а масло любит

• Ложка не кошка, рта не оцарапает

• Сболтнул бы коток, да язык короток

• Взяло кота поперек живота

• Кошка в лукошке ширинки шьет, кот на печи сухари толчет

• Что поп, что кот - не поворча, не съест

• Рано пташка запела - как бы кошка не съела

На протяжении веков наблюдения людей за кошками выразились во множестве остро подмеченных пословицах и поговорках.

Записывать пословицы начали еще в глубокой древности. Один из первых сборников пословиц был составлен еще Аристотелем, в России сборники пословиц появляются в конце XVII века.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой, скрытый отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев пословицу надо также разгадывать, как и загадку.

И пословицы и поговорки являются результатом наблюдений. Так как кошка на протяжении веков находилась рядом с человеком, она, несомненно, нашла свое место и в этом жанре фольклорного творчества.

3. 4. Загадки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, колыбельные песни.

Все, приведенные в названии главы образцы народного творчества, берут свое начало также с глубокой древности. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Каждый элемент является символизацией какого-то события, произошедшего на Руси, ну а вера в чудодейственные силы кошки подкрепляла слова народа еще большей силой.

Во всех этих небольших стихотворения отразился многовековой опыт. Но не только педагогический – в них отразились следы магических представлений. По происхождению многие элементы народного творчества сближаются с заговорами. По древним поверьям кот связан с потусторонним миром, он может быть проводником в мир сладких снов и видений. Вероятно, именно поэтому так много колыбельных песен и других творений о котах. Однако со временем их магическое значение полностью забылось, и они превратились в забавные стихотворения. В большинстве из них мы опять сталкиваемся с кошкой, как с неизменной гостьей фольклора детской тематики. Дети и по сей день любят кошку, за её мягкость, кротость, терпение – качества, так необходимые для общения с детьми.

Главным для ребенка становился процесс запоминания маленьких стишков, который превращался в своеобразную словесную игру. А ведь намного интереснее, когда главным действующим лицом является такой мягкий, пушистый, теплый зверек!

Анализ собранного материала позволил сделать следующие выводы:

• - Причины частого упоминания кота в русском народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Исторические особенности взаимоотношений кошки с человеком положили основу к дальнейшему почитанию кошки, как символа уюта и целостности русской избы, как главного предсказателя грядущих событий, как любимого персонажа детского и взрослого фольклора.

• - По результатам опроса одноклассников, было выявлено, что ученики хорошо относятся к кошке, у большинства из них она является еще одним членом семьи. Но все же, в наш век, когда люди стали жестче, они перестали видеть, что животное, которое так почитались их предками, часто оказывается безжалостно выброшенным на улицу. Ведь так хочется, чтобы любовь к этому милому созданию осталась не только в сказках, но и в реальности.


Кошка, в отличие от собаки, отнюдь не однозначное животное в интерпретации предков. И существует множество интересных культурно-мифологических подтекстов, которые мы и сегодня не совсем ясно понимаем. Поэтому данная статья поясняет роль кошки в славянской мифологии.

Кошка - это ловкое, себялюбивое, независимое, гордое животное, которое всю жизнь ведёт себя так, как будто все вокруг только в её подчинении. Кошка ведёт ночную жизнь и это, отчасти, делает её темной, магической, сакральной. Так, чёрные кошки излюбленная тема для сопоставления их с ведовством и магией. И кошка выступает неразрывным атрибутом ворожей. Считается, что кошка держит связь с умершими, активирует определённую силу у мага и даже помогает в колдовском ремесле. А что стоит её вечная борьба с антагонистом – мышкой; многие исследователи склонны воспринимать эту вечную борьбу кошки и мышки как борьбу света и тьмы, борьбу явного мира и Навьего, а некоторые считают, что это метафорическая, извечная борьба Велеса с Перуном.

Кошки привязываются исключительно к дому, а не к хозяину. Кошке совершенно без разницы, кто её кормит и кто ей меняет туалет. Она легко меняет хозяев, но не дом. К дому кошка привязывается плотно и становится с ним единым целым. Так, кошка, впервые переступив порог (черту) дома попадает на свидание с домовым, где она договаривается с ним о сферах влияния на потустороннюю (Навью) жизнь данного жилища.

Кошки, если вы не отдавали себе ранее отчёт, имеют глаза рептилии. Для славян, особенно современных, это прямо недопустимо, это как держать шпиона дома. Они воспринимают её как засланца рептилий и считают, что она способна только вредить. Поэтому, в некоторых домах современных родновером нет и не будет кошки. Но предки воспринимали кошку как магическое животное, которое может легко общаться с навьими духами, и не зря имеет 9 жизней. А 9 жизней она имеет по той причине, что она пребывает сразу в двух реальностях - в Явном мире и Навьем, а там смерть не всегда может прийти, так сказать, по адресу.

Существует множество поверий на поведение кошки.
Так, самое распространённое, это если кошка много и часто моется, то она намывает гостей.
Если кошка лежит на спине подолгу это к хорошей погоде.
Если кошка ушла из дому и долго не возвращается, то это к беде и даже к возможному переезду. Но если кошка ушла и не вернулась, то люди считали, что она отвела хозяев от беды и даже возможной смерти.


Славяне уважали кошек и считали их достаточно мудрыми, ловкими животными. Это отображалось в сказках. Так, у Пушкина это Кот учёный, а в сказаниях кот Баюн - носитель мудрости и даже справедливости. Эти архетипичные образы показывают нам народное уважение Русов к этому животному и подчёркивают, таким образом, данность этого зверя именно в космологической системе принятой в языческой Руси.

Интересны и поверья славян в оборотничество. Так вера в то, что некоторые ворожеи могли оборачиваться в кошку, мы находим в былинном персонаже Арысь поле. Это женщина-оборотень, и она быстрее ветра. Красива, грациозна. По былине она по ночам кормит своего ребёнка и только 3 раза в лето (календарный год) может оборачиваться в женщину.

Есть и ещё одно поверье про кошек - это Земляная кошка. Данное поверье относится больше к УНТ. Суть его сводится к тому, что это легенда для и про кладоискателей. Они считали, что где в лесу или поле блестят кошачьи глаза, там зарыто сокровище. Так Земляная кошка подсказывала кладоискателем место захоронения клада.

Наше отношение к кошке неоднозначное. Не зря есть только кошатники, а есть только собачники. Но понимать сущность в призме времён иногда полезно и даже поучительно.

Читайте также: