Облик петербурга в начале 20 века сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Невский был главной улицей города: фасады домов, строившихся здесь, утверждались царем. Самым оживленным и кипучим был участок от Адмиралтейства до Садовой. От Садовой до Литейного деловой пульс несколько спадал, магазины были менее шикарные, крупные банки сменялись мелкими конторами. Дальше, за Литейным, все мельчало еще больше.

По внешнему облику зданий Невский, пожалуй, мало изменился, но многие из исчезнувших деталей делали его непохожим на сегодняшний. Прежде всего бросалось в глаза огромное количество пестрых безвкусных вывесок с гигантскими буквами; два нижних этажа были ими залеплены сплошь, они карабкались и выше до четвертого и даже пятого этажей, висели поперек тротуара, заполняли пустые брандмауэры, подворотни, балконы и эркеры, тянулись вдоль крыш. От них рябило в глазах, вывески сверкали всеми красками, блестели позолотой, стеклом, лаком, выпячивались объемными буквами. Архитектурная стройность улиц терялась в этом море рекламы. Каждый владелец магазина устраивал витрину по своему вкусу, не считаясь с обликом здания.

Полуподвальный, первый, а часто и второй этаж занимали магазины, заходившие в первый двор, как правило тоже облепленный вывесками. Во втором и третьем этажах располагались банки; но многие из них в XIX веке уже имели собственные, специально выстроенные дома с залами для банковских операций, с кладовыми для сейфов. Выше и рядом помещались торговые конторы и представительства, управления частных предприятий и трестов, иностранные комиссионеры, коммерческие агенты, маклеры и стряпчие. Для квартир, как правило, не оставалось места, поэтому стали строить такие дома, где жилых помещений не было вовсе. Например, дом бывшей Швейной компании Зингер 1 , ныне — Дом книги. За наем магазинов и контор платили тысячи и даже десятки тысяч; продажная стоимость одной квадратной сажени земли доходила до 2000 рублей и больше.

На Невском проспекте в конце прошлого — начале этого века прибавилось десятка полтора зданий, вроде дома Вавельберга на углу улицы Гоголя, Дома меховой фабрики Мертенса, против Большой Конюшенной, ныне Желябова, Дома Сибирского банка против Гостиного Двора 3 и еще некоторые другие.

Шеренга особняков и дворцов начиналась от Литейного моста и шла вниз по течению Невы от самого Адмиралтейства, прерываемая кварталом Адмиралтейства и Сенатской площадью.

Зимний Дворец, Ламотовский павильон, Экстерпоргауз и Штаб 4 были окрашены одинаковой краской, темно-красной без выделения деталей, одним цветом. Площадь, благодаря темному цвету, казалась шире, ансамбль производил впечатление большого единства, но сама архитектура зданий была этим безнадежно испорчена.

Дворцовая площадь была замощена булыжником. В Россиевском здании с аркой помещался Главный штаб, а в том его корпусе, что выходит на Мойку, — Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Поэтому заграничные обозреватели внешней политики, интересуясь мнением России по какому-нибудь вопросу, вопрошали: "Что думают по этому поводу у Певческого моста?" 5 Сад Зимнего дворца со стороны Адмиралтейского проезда при Николае II был обнесен решеткой, перенесенной позже в сад на улицу Стачек 6 . Гранит для цоколя и столбов был выписан за огромные деньги из Германии из владений какого-то немецкого принца, родственника царицы.

На Конюшенной площади находились придворные конюшни 7 ; в их церкви отпевали Пушкина, и отсюда отправили его тело на санях в Михайловское. Напротив, в двухэтажном специально выстроенном здании, был Конюшенный музей 8 . В нем хранились старинные золоченые кареты, употреблявшиеся для торжественных выездов, стояли манекены в костюмах придворных служителей разных царствований и почему-то висели на стенах драгоценные французские гобелены. За Музеем весь огромный квартал занимали дома, где жили служащие Придворного ведомства…

Против конюшен на Мойке, у Театрального моста 9 , на углу Марсова поля, стоял сохранившийся и сейчас Дом Департамента. В нем было Художественное бюро Добычиной 10 , пропагандировавшее работы мирискусников и новейшую французскую живопись.

Безобразная церковь Спаса на Крови 11 , построенная на месте убийства Александра II, пользовалась популярностью, как известный аттракцион: в угловой часовне там показывали якобы сохранившийся кусок мостовой со следами крови убитого царя. Старожилы рассказывали, что в день убийства царя на улицах и в пивных темные личности бойко торговали щепочками, будто бы отлетевшими от царских саней при взрыве. Храм был построен на собранные пожертвования и стоил огромных денег; уверяли, что председатели Строительного комитета, преосвященный епископ Евлогий и какой-то великий князь, будучи уверены, что царское правительство побоится открытого скандала, хапнули несколько миллионов из строительных средств.

Квартал между Невским, улицей Софьи Перовской и улицей Желябова 12 принадлежал церквам — немецкой, финской и шведской 13 . Когда-то, в первой половине XVII века, здесь было болото, в котором прятались разбойники, и пастор немецкой церкви просил прислать ему воинскую команду для защиты от нападения. Летний сад был любимым местом гуляния: даже зимой в нем играло много детей. Вдоль Лебяжьей канавки тянулась аллея, предназначенная для верховой езды. Знаменитая решетка была изуродована пристроенной часовней, в память каракозовского покушения на убийство царя 14 ; ее снесли в советское время. Солдат и простой народ в сад не пускали.

Михайловский замок, в котором помещалось Училище военных инженеров, с очень интересным, кстати сказать, Военно-инженерным музеем, был сплошь выкрашен в темно-красный цвет и имел мрачный вид. Замок пользовался недоброй славой: уверяли, что в нем нет-нет и появляется призрак Павла I. Кленовая аллея 15 была испорчена какими-то временными постройками военно-го времени, военно-учебной электростанцией, пожарной командой и цирком Чинизелли 16 . Квартал, ограниченный Инженерной, Садовой, улицей Ракова и улицей Толмачева, занимали военные здания 17 . В Зимнем стадионе был манеж, а перед ним, на площади, стоял памятник Великому князю Михаилу Николаевичу 18 , командовавшему войсками в турецкую войну 1877–1878 гг. Памятник был на редкость плохой: сам князь, посаженный на лошадь, лихо размахивал шашкой, а вокруг него размещались фигуры солдата, болгарина, серба и еще какие-то; между ними лежали знамена, ядра, барабаны, орлы, гирлянды и лавры; все это вопиющее безвкусие напоминало расползшийся кондитерский торт.

На улице Ракова было мало оживления, разве что у заднего входа в Пассаж 19 , принадлежавший графам Стенбок-Ферморам 20 . На углу Малой Садовой в здании, где сейчас размещен Дом санитарной культуры, находилось Министерство юстиции. Когда-то здесь, у графа Шувалова, собирались Ломоносов, Тредиаковский. Позже Дворец 21 перешел к Генерал-прокурору. Говорят, он в подвалах устроил застенки, в которые замуровывал свои жертвы. Петербуржцы уверяли, что по ночам под полом были слышны стоны, скрежет и звон цепей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Здание построено в 1902—1904 гг. Архитектор П.Ю.Сюзор. Скульптор А.Г.Адамсон. При постройке впервые в Петербурге применен металлический каркас.

5. Построен в 1804 г. одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади. Перекинут через Мойку рядом со зданием Певческой капеллы, давшей ему имя.

6. Автором ограды, после революции перенесенной в Парк имени 9 Января, был известный архитектор Роман Федорович Мельцер (1860–1929), работавший в стиле модерн.

7. Построены В.П.Стасовым в 1817—1823 гг. на основании старых конюшен архитектора Н.Ф.Гербеля (1720–1728 гг.). В центре комплекса конюшен и управляющего ими ведомства — церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1823 г. 1 февраля 1937 г. здесь проходила панихида по А.С.Пушкину.

8. Здание построено по проекту архитектора П.С.Садовникова в 1857—1860 гг.

10. Мойка 1. Известен как дом Адамини. Построен в 1823—1827 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора Д.Адамини. Добычина Надежда Евсеевна (1884–1949) — первая российская профессиональная галерейщица. Занималась экспонированием и продажей произведений изобразительного искусства. В Художественном бюро Н.Е.Добычиной в 1913 г. работала Студия В.Э.Мейерхольда. В 1916—1919 годах этажом ниже помещался Привал комедиантов.

11. Полное название — Храм Воскресения Христова. 6 октября 1883 г. состоялась церемония закладки, 19 августа 1907 г. — освящения. Окончательный проект принадлежал архитектору А.А.Парланду.

12. Улица Софьи Перовской — Малая Конюшенная, улица Желябова — Большая Конюшенная.

14. 4 апреля 1866 г. у ворот Летнего сада было совершено покушение на Александра II. Благодаря счастливой случайности — картузник Комиссаров вовремя толкнул руку террориста Каракозова — император уцелел. В честь этого события выстроена часовня Святого благоверного князя Александра Невского.

15. Когда в 1800 г. перед зданием Михайловского замка поставили памятник Петру I, по бокам от него посадили аллею кленов. После Великой Отечественной войны Кленовую улицу продлили до Манежной площади, засадив вместо погибших кленов каштанами.

16. Здание Цирка впервые появилось на этом месте в декабре 1827 г. Цирк был деревянный и назывался по имени прилегающего к нему моста и церкви за ним — Симеоновским. В 1842 г. разобран. Вновь построен в 1876—1877 годах по заказу антрепренера Гаэтано Чинизелли (1815–1881) архитектором В.А.Кенелем. Это первый стационарный цирк в России.

18. Имеется в виду Манежная площадь, получившая свое название от Михайловского манежа, обращенного к ней южным фасадом. М.А.Григорьев ошибается. На Манежной площади

12 января 1914 г. был открыт памятник великому князю Николаю Николаевичу. Автор памятника — итальянский скульптор П.Канонико. В церемонии открытия принимали участие делегации из балканских стран.

20. Род Стенбок-Ферморов — один из старейших. Его родоначальник, шведский государственный советник Ионс, жил в XIII в. Дочь одного из Стенбоков была женой шведского короля Густава Вазы. В 1651 г. Стенбоки были возведены в графское достоинство. Магнус Стенбок (1664–1717) принимал активное участие в Северной войне. Потомки графа Магнуса поселились в Эстляндии. В 1825 г. графу Иоанну Магнусу Стенбоку, мать которого была единственной дочерью графа В.В.Фермора, было разрешено именоваться графом Стенбок-Фермором, его старший сын, женатый на единственной дочери графа П.К.Эссена, стал графом Эссен-Стенбок-Фермором. Этому дому принадлежали земли в Санкт-Петербурге, Эстляндской и Херсонской губерниях.

21. Шуваловский дворец построен в 1753—1755 гг. архитектором С.И.Чевакинским.

Столица без государя

Едва переехав в Зимний дворец, царская семья оказалась в центре скандала. Александра Фёдоровна пожелала разбить сад на участке земли у южного фасада здания, обращённого к Адмиралтейству. Земля принадлежала городской думе, императрицу это не интересовало. Не считая денег, она занялась обустройством своего нового развлечения, обнесла сад вычурной кованой решёткой и приказала установить гранитный фонтан. Между городскими властями и Министерством двора начался конфликт, связанный с вопросами электрификации и реконструкции спорной территории. Петербургское общество оказалось возмущено поведением императрицы, её начали называть горбом царя и тихо ненавидеть за эгоизм, надменность, истеричность и абсолютную власть над своим слабовольным супругом. В России не нужно беспокоиться о репутации, считала Александра Фёдоровна: народ почитает царей за божество, а сплетнями высшего общества можно пренебречь.



Трущобы и революции

Небывалый индустриальный рост, спрос на рабочую силу и столыпинские реформы усилили переход людей из деревни в город в начале XX века — к 1914 году население столицы почти на 75 % состояло из деревенских выходцев. Приток необразованных и нищих крестьян воспринимался многими как нашествие. Возможно, именно наличие оказавшихся вне общинного мира деревенских жителей объясняет боевой настрой петербургского пролетариата.


Мифологический Петербург


Сейчас на Невском лежит асфальт и трамваи больше не ходят (только троллейбусы), а вот пробки до сих пор случаются, правда, уже не из конных экипажей.

2. Невский проспект. 1880–90-е


Другой ракурс главной артерии города. Видите знаменитую конку, или конно-железную дорогу? Это один из первых пассажирских перевозок в Петербурге, и появилась она в 1863 году. Линия шла от площади Восстания по Невскому и до стрелки Васильевского острова.

3. Памятник Николаю I. 1880–90-е


Конная статуя императора в парадном мундире появилась в Петербурге в 1859 году и до сих пор стоит площади перед Исаакиевским собором. Памятник был не тронут даже революцией, правда, в XX веке на некоторое время была демонтирована ограда, но после перестройки ее вернули.

4. Биржа. 1900-е


Издание Б. Аванцо

Центр стрелки Васильевского острова - здание биржи, построенное французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томон. Вдали виднеется одна из знаменитых ростральных колонн, которые в 19 веке имели вполне себе практическую функцию - служили портовыми фонарями.

5. Троицкий мост. 1900-е


Издание Б. Аванцо

Сейчас Троицкий мост одна из самых узнаваемых достопримечательностей города - сотни туристов собираются смотреть на его ночной развод. Поэтому тяжело представить, что мост на фото - только что открывшийся новодел !

До 1900-х здесь располагалась наплавная временная конструкция. С появлением постоянного моста Петроградская сторона перестала быть городской окраиной, а стала развиваться.

6. Троице-Измайловский собор. 1880–90-е


Изначально здесь был храм лейб-гвардии Измайловского полка, однако он сильно пострадал во время наводнения 1824 года. Тогда на личные деньги Николая I был построен новый каменный храм. Он открылся для службы в 1835 году, а уже в 1938 году закрыт советской властью вплоть до 1990 года. Кстати, здесь Достоевский обвенчался с Анной Сниткиной.

Черно-белое фото не передает всей красоты ослепительно-голубого купола этого собора. Кстати, сейчас собор венчает новый купол, а этот сгорел во время пожара 2004 года.

7. Набережная реки Фонтанки. 1880–90-е


Неподалеку от собора находится река Фонтанка, по ней проходит граница парадной застройки Петербурга, а когда-то она была южной границей города. Болотистую речку в XVIII веке очистили и заключили в гранит для того, чтобы снабжать водой фонтаны Летнего сада - отсюда она и получила свое название.

Сейчас по Фонтанке активно курсируют туристические корабли, и именно по ней выплывают в большие воды Невы.

8. Дворцовая площадь. 1880–90-е


Площадь перед Зимним дворцом, как видите, мало изменилась - вот уже почти два века здесь стоит Александровская колонна и по-прежнему проходят парады.

9. Исаакиевский собор. 1880–90-е


Один из главных соборов Петербурга строился около 40 лет и был открыт в 1858 году. Сейчас вокруг него плотное дорожное движение, а когда-то было вот такая шикарная пешеходная зона.

10. Портик Нового Эрмитажа. 1880–90-е


Один из символов Эрмитажа - знаменитые атланты, - были установлены в 1851 году. Именно тогда было достроено здание Нового Эрмитажа для уже не вмещавшего сокровища дворца. Кстати, до 1920-х годов главный вход в музей был именно тут.


Одна из главных красот Невского проспекта - Аничков каменный мост со знаменитыми бронзовыми конями работы Петра Клодта. Мост, который мы можем наблюдать и сейчас, был открыт в 1842. Но до него здесь был другой каменно-деревянный мост, который не соответствовал по ширине и прочности бурному развитию Невского, обилию конок и карет (см. фото 1).

12. Казанский собор. 1880-90-е


Торжественное освящение собора состоялось в 1811 году, а позже он стал главным хранителем трофеев войны с Наполеоном. С ним связаны как минимум две большие трагические истории. В 1905 году на площади перед собором случилось Кровавое воскресенье - расстрел демонстрации рабочих, а в 1913 году внутри, во время торжественной литургии, посвященной 300-летию Дома Романовых, была давка, в которой погибло 34 человека.

Эти и другие старые фотографии города можно до 26 января 2020 года в Музейно-выставочном центре РОСФОТО в Петербурге.


Как выглядели улицы и каналы российской имперской столицы во времена правления последних Романовых?

10 ФОТО


1. Невский проспект – 1900.

В наши дни главная магистраль бывшей столицы покрыта асфальтом, вместо трамвайных путей есть троллейбусные провода и часто по-прежнему заперта в пробках. Хотя в эти дни транспортные средства, застрявшие в пробке, являются автомобилями, а не конными экипажами.


2. Невский проспект — 1880–90.

Вот еще один вид на главную улицу города. Видите знаменитую лошадь, также известную как конный трамвай? Это был один из первых видов общественного транспорта в Санкт-Петербурге, впервые запущенный в 1863 году. Линия проходила от площади Восстания по Невскому проспекту до Стрелки Васильевского острова.


3. Памятник Николаю I — 1880–90.

Конная статуя Николая I в полной форме была возведена в 1859 году и до сих пор стоит перед Исаакиевским собором.


4. Фондовая биржа – 1900.

Центральным элементом косы Васильевского острова является здание фондовой биржи, спроектированное французским архитектором Жаном-Франсуа Томасом де Томоном. На заднем плане можно увидеть одну из знаменитых Ростральных колонн, которая в 19 веке имела довольно практическую функцию: они служили маяками для порта.


5. Троицкий мост -1900.

В наши дни Троицкий мост является одной из самых узнаваемых достопримечательностей города: сотни туристов собираются каждую ночь, чтобы посмотреть, как он поднимается. Поэтому сложно представить, что на фото мост был недавно открытой новинкой.


6. Троицкий собор -1880–90.

Первоначально на этом месте находилась церковь Измайловского лейб-гвардии, но она сильно пострадала от наводнения в 1824 году. Затем на ее месте была построена новая каменная церковь на деньги, пожертвованные Николаем I. Она была открыта в 1835 году, но меньше столетия спустя, в 1938 году, Советское правительство закрыло ее до 1990 года. Кстати, именно здесь Достоевский женился на Анне Сниткиной.


7. Набережная Фонтанки — 1880–90.

Недалеко от собора протекает река Фонтанка. Когда-то здесь отмечалась южная граница Санкт-Петербурга. В 18 веке болотистая река была очищена и обнесена гранитными набережными, чтобы снабжать водой фонтаны Летнего сада, отсюда и название.


8. Дворцовая площадь — 1880–90.

Как видите, площадь перед Зимним дворцом не сильно изменилась: вот уже почти два столетия в ее центре находится Александровская колонна, которая служила главным местом проведения военных парадов.


9. Исаакиевский собор -1880–90.

Строительство одного из главных соборов Санкт-Петербурга заняло почти 40 лет, и он был открыт в 1858 году. Сейчас вокруг него идет интенсивное движение, но когда-то здесь была великолепная пешеходная зона.


10. Казанский собор — 1880-90.

Собор был освящен в 1811 году, а позже стал главным хранилищем трофеев войны с Наполеоном. Он связан как минимум с двумя трагедиями. В 1905 году на площади перед собором произошла так называемая кровавая бойня в воскресенье, когда солдаты открыли огонь по мирной демонстрации рабочих. А в 1913 году около 34 человек были убиты в давке во время литургии, посвященной 300-летию династии Романовых.

Читайте также: