Изучение английского языка в школе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад 'Особенности обучения английскому языку в начальной школе'.pdf

Пер&д учителем английского языка в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его дальнейшего успешного изучения.

Согласно требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и нового базисного учебного плана во всех регионах страны произошло введение английского языка в качестве основного предмета начальной школы. К сожалению, это часто происходит стремительно, несмотря на нехватку, а порой и отсутствие подготовленных педагогических кадров и материальных условий в школе. Поэтому главная проблема, которая влечёт за собой все остальные, - массовое, но не подготовленное введение английского языка в начальной школе. Это в свою очередь вскрывает цепочку менее сложных проблем: отсутствие деления класса на подгруппы, даже при наличии более 25 человек в классе, появление в начальной школе преподавателей, которые смутно представляют себе специфику работы и особенности приёмов обучения английскому языку в начальной школе.

Помочь учителям английского языка начальной школы решать возникающие методические проблемы может чёткая работа системы профессиональной переподготовки, а также в большей степени регулярное самообразование.

Учитель английского языка в своём профессиональном совершенствовании при работе в начальной школе должен стараться стремиться к следующим педагогическим максимумам:

о Знание предмета; о Знание методики обучения в начальной школе;

• Знание психологических особенностей развития младших школьников;


о Расширение общего кругозора: приобретение разнообразных фоновых знаний из других учебных предметов и других сфер жизни учащихся начальной школы; Повышение своей профессиональной квалификации: изучение профессиональной литературы (книг, журналов, газет), посещение профессиональных интернетсайтов, владение мультимедийными технологиями;

• Участие в научно-практических конференциях и учебных семинарах, в том числе и

Разработка собственных учебно-методических материалов.

Самоаналш и самоконтроль:

Анализ результатов проведённого урока (с выявлением объективных и субъективных причин достоинств и недочётов);

Подведение итогов организации контрольной, самостоятельной и проектной работы.


Особенности обучения английскому языку обучающихся младшего школьного возраста

Все взрослые прекрасно помнят стихи и песни, выученные в детстве. Стоит вспомнить одну строчку — и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память.

Не стоит забывать, что, оценивая коммуникативные умения и навыки детей, учитель оценивает, прежде всего, их успехи. Лучшим критерием оценки может быть прогресс каждого ребёнка в развитии языковых и речевых умений. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена, важно помнить, что интерес к изучению языка чаще всего теряется, когда пропадает чувство успеха.

Есть ещё одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребёнок осваивает это умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает облегчённые, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

Оценивая работу детей на уроке, следует обращать внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся: почувствовав успех, они мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли и воображения.

Особенности работы учителя английского языка в начальной школе

В связи с происходящими реформами в сфере образования иностранный язык повсеместно пришёл в начальную школу на правах обязательного предмета. Многие учителя, преподающие в средней и старшей школе, не очень довольны такой перспективой и даже противятся этому. Скорее всего они интуитивно чувствуют, что с младшими школьниками нельзя работать так же, как со школьниками в старшем и среднем звене, что младшие школьники — другие.

Психолингвистические особенности младшего школьного возраста в контексте шучения иностранных языков

Многие учителя среднего звена бывают неприятно удивлены, обнаружив, что те приёмы, которыми они пользуются и которые дают результат в средней и старшей школе, не работают в начальной школе. Это не удивительно. Какое самое яркое воспоминание из школьного детства всплывает в нашей памяти? Именно этот вопрос должен задать себе учитель, которому предстоит прийти работать в первый или второй класс.

Ни одно из воспоминаний отвечающих не было связано с учебной деятельностью. Наиболее значимыми в этом возрасте являются совсем иные вещи, это межличностные отношения, стремление быть любимым и ценимым взрослыми, а также какие-то яркие зрительные образы и ситуации. Как быстро наступает разочарование и тускнеет нарисованная детским воображением яркая картинка заманчивой школьной жизни, когда учебный процесс неделикатно вторгается в пёстрый радостный мир ребёнка, отрицая всё наиболее значимое и не предлагая взамен ничего равноценно замечательного.

Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

У детей очень крепкая Долгосрочная память, и именно поэтому люди всю жизнь прекрасно помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если этот материал был эмоционально окрашен.

В то же время у младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала для того, чтобы он перешёл в долгосрочную память. Кроме того, дети не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше, чем в течение 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).

Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Например, специально разработанные для этого возраста методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения практики языка, что повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.

Благодаря этому механизму, сходному с механизмом усвоения родного языка, дети легко усваивают фонетическую структуру чужого языка, не анализируя её и не вычленяя отдельные звуки, что позволяет им сразу включаться в процесс общения. Впрочем, это происходит только в том случае, если выполняются три условия. Дети слышат иноязычную речь: 1) в осмысленных для ребёнка коммуникативных ситуациях; 2) столько раз, сколько необходимо для усвоения; З) качественно уровня (т.е. аутентичную речь носителей языка). Однако такая ситуация носит идеальный характер и выполнение всех трёх условий на уроке иностранного языка вне языковой среды довольно проблематично. Тем не менее, современные методики по возможности стараются учесть эту возрастную особенность и потому предполагают как использование в классе аудиоприложений, записанных носителями языка, так и активное общение учителя с учениками и учеников друг с другом на английском языке. Язвж игры, язык инструкций, язык, применяемый в каких-то типичных ситуациях (например, похвала, просьба, фразы речевого этикета) именно в этом возрасте может быть усвоен детьми естественно, без особых усилий и затем с успехом применяться ими в ситуациях повседневного общения в классе, в учебном сотрудничестве и т.д. для удобства в современных учебниках приводится список фраз классного обихода, как для учителя, так и для учащихся.

Социальное и эмоциональное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Важной задачей и залогом успешности обучения иностранному языку в начальной школе является социальное и эмоциональное развитие учащихся. Трудно переоценить те возможности, которые представляет иностранный язык и современные методики его преподавания для развития личности ребёнка. Невозможно представить урок английского языка в начальной школе без парной и групповой работой. Это те формы учебного взаимодействия, которые приучают ребёнка к сотрудничеству, воспитывают в нём терпимость, эмпатию, умение договариваться и преодолевать конфликты.


Совет учителям, только начинающим свою работу с маленькими детьми, больше доверять им, стремиться разглядеть в них личность. Ведь личность эта уже накопила немалый эмоциональный и социальный опыт, который необходимо учитывать при выстраивании процесса обучения.

Вспоминаем уроки английского: 17 школьных принципов, которые послужат вам и сейчас

Как правильно использовать школьные принципы изучения английского

В одной из наших статей мы уже писали о 13 школьных принципах изучения английского языка, которые вам нужно забыть. Однако у любой медали есть две стороны, поэтому сегодня мы хотели бы вам напомнить обо всех хороших и полезных школьных принципах изучения английского языка, которые послужат вам и сегодня.

1. Учить транскрипцию

Как это использовать сегодня: Люди, учившие в школе транскрипцию, легко могут понять, как должно читаться слово, заглянув в обычный словарь. К тому же правила чтения легко запоминаются вместе с транскрипцией. Конечно, без понимания транскрипции можно вполне успешно учить английский, однако эти знания очень и очень полезны.

Словарь в три колонки

2. Вести свой словарь по английскому

3. Учить слова по одной теме

Как это использовать сегодня: Слова, относящиеся к одной теме, действительно запоминаются легче, ведь наш мозг лучше всего усваивает именно логично связанную информацию. В то же время мы советуем ограничить список изучаемых слов до 5-10 в день, это оптимальный объем лексики для изучения. А чтобы быстрее выучить подобный список слов по одной теме, мы рекомендуем составить рассказ с ними или воспользоваться одним из 14 способов изучения английских слов.

4. Учиться по учебнику

Что было в школе: В большинстве случаев в школе мы использовали учебники двумя способами: рисовали в них усы и очки пионеру Пете или били книгой соседа по парте. В остальное время пособия были бесполезным балластом в и без того тяжелом рюкзаке.

5. Выполнять переводные упражнения

Что было в школе: В школе упражнения на перевод были весьма популярным и нелюбимым нами видом заданий. Еще бы: чтобы перевести хоть что-то, надо было знать и слова, и грамматику. Хорошо, что всегда находились одноклассники, у которых можно было списать злополучное упражнение, чтобы забыть о нем навсегда.

Как это использовать сегодня: Переводные упражнения — полезный вид заданий для каждого изучающего английский язык. Несмотря на то, что основной упор на современных уроках английского делается на развитие разговорных навыков, упражнения на перевод не утратили былой популярности. Они помогают нам закрепить изученную лексику в памяти, научиться самостоятельно строить предложения и думать по-английски. Почитайте нашу статью о пользе переводных упражнений, в ней вы найдете 6 причин выполнять подобные задания.

Звонок для учителя

6. Выполнять домашнее задание

Что было в школе: Домашнее задание — это те упражнения, которые вы списывали на перемене у одноклассников. Легенда гласит, что изначально эти задания были придуманы для того, чтобы школьники выполняли их дома. Однако у большинства учеников попросту не было времени на такую ерунду, ведь надо было погулять с друзьями или поиграть на компьютере.

Как это использовать сегодня: Вам очень повезло, если в школе вы привыкли выполнять домашние задания и понимаете, насколько полезно их делать. Домашняя работа придумана для того, чтобы вы могли повторить материал, лучше разобраться в нем, проверить, насколько хорошо вы поняли то, что объяснил на занятии преподаватель. Поэтому мы рекомендуем не отлынивать от выполнения заданий, ведь вы уже взрослый человек и понимаете, что домашняя работа — один из важных компонентов успешного обучения.

7. Учить наизусть

Как это использовать сегодня: Текст о Лондоне действительно можно забыть, как страшный сон, однако сам прием изучения чего-либо наизусть весьма полезен. Например, если вам нужно срочно подготовиться к разговору по телефону на английском, проще всего заучить наизусть нужные фразы. Кроме того, полезно учить и диалоги на английском языке, тогда полезные выражения хорошо запомнятся и вам намного легче формулировать собственные предложения. Кроме того, учить наизусть полезно для развития памяти и защиты мозга от старения.

8. Пересказывать тексты

Как это использовать сегодня: На самом деле пересказывать тексты очень и очень полезно. Причем мы рекомендуем делать это своими словами, а не стараться выучить все слово в слово. В таком случае вы сможете потренировать использование новых слов из текста, умение правильно строить предложения и выражать свои мысли устно на английском языке.

9. Писать сочинения

К доске пойдет.

10. Учить грамматику

Что было в школе: Система времен английского языка в школе казалась нам похожей на периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева: в принципе отдельные элементы вроде вам знакомы, но в целом непонятно, как эти элементы взаимосвязаны.

Как это использовать сегодня: Грамматика кажется страшным зверем только тем, кто учил ее бессистемно. Знание грамматических конструкций обязательно для каждого изучающего, ведь, чтобы говорить по-английски, надо уметь строить предложения, а в этом нам помогает именно грамматика. Чтобы освоить систему времен, нужно выбрать себе хороший учебник, например, из нашего обзора лучших пособий по грамматике английского языка. В таком учебнике все будет изложено логично и понятно, так что вы легко разберетесь со всеми конструкциями.

11. Разбирать свои ошибки

Как это использовать сегодня: Работу над ошибками на самом деле полезно выполнять и взрослым. Если вы неправильно выполнили упражнение, уделите время тому, чтобы разобраться в нем. Постарайтесь найти правило, которое объяснило бы верный ответ, выполните еще 1-2 подобных упражнения, чтобы закрепить полученные знания. Это может показаться скучным, но на самом деле такой принцип поможет вам хорошо разобраться в материале, ведь мы быстрее всего учимся именно на собственных ошибках.

12. Тестировать свои знания

Как это использовать сегодня: В школе вы так боялись контрольных работ, что сегодня избегаете проходить тесты по английскому? Зря, ведь проверка знаний — отличная возможность посмотреть, что вы хорошо усвоили, а на какой теме стоит задержаться подольше. Ведь сегодня вам никто не поставит двойку и не вызовет в школу родителей. Вы делаете тесты исключительно для себя, поэтому смело выполняйте их, тем более мы собрали для вас коллекцию из 8 классных сайтов с онлайн-тестами по грамматике английского языка.

13. Делать перерывы и перемены

Что было в школе: 99% школьников считают, что лучший урок — это перемена. 10-15 минут отдыха были для нас воплощением счастья, временем, когда мы могли пообщаться с одноклассниками и погрызть не гранит науки, а нечто из теста в школьной столовой.

Забыл учебник

14. Составлять расписание и план обучения

Как это использовать сегодня: Составлять план изучения английского языка нужно в любом возрасте, это дисциплинирует и положительно влияет на эффективность занятий. Если вы учите английский с преподавателем, то вам нужно будет только определить удобное для себя расписание, а также время для выполнения домашних заданий. Если же вы изучаете английский самостоятельно, то помимо расписания нужно определить необходимые ресурсы и темы для обучения. При этом рекомендуем руководствоваться содержанием вашего пособия по английскому, ведь в нем все изложено в логичной и понятной последовательности.

15. Учиться усердно

Как это использовать сегодня: Дети не всегда понимают, зачем им нужно хорошо знать английский, ведь для общения со сверстниками вполне хватает русского языка. Взрослый же человек всегда имеет определенную цель изучения языка, он знает, для чего учит его. Именно поэтому взрослый человек должен понимать, что чем усерднее он учится, тем быстрее достигнет своей заветной мечты.

16. Активно участвовать в уроке

Как это использовать сегодня: Чтобы продуктивно изучать английский язык, нужно активно использовать свои знания. Занимаетесь в группе — старайтесь отвечать на вопросы преподавателя как можно чаще, учитесь с персональным преподавателем — не бойтесь ошибок, активно говорите и выполняйте упражнения. Чем чаще вы используете английский на практике, тем быстрее сможете ощутить прогресс в обучении.

17. Учиться с учителем

Что было в школе: Как ни стыдно в этом признаться, но мы безумно радовались, когда учитель болел и не приходил в школу. Некоторым же вообще казалось, что учителя созданы для того, чтобы мешать получать интересные сведения от соседа по парте.

Достали двойные листочки

Изучение английского языка в школе

Очень небольшой процент детей, за время школьного обучения, в совершенстве овладели английским языком. Это касается и других иностранных языков. Связано ли это с тем, что государство не ставит перед собой такие цели? А школа призвана дать ребенку лишь фундаментальные знания. Или проблема в недостаточной компетенции школьных преподавателей? Эта статья — краткий обзор изучения английского языка в школе.

Школьные годы — чудесное время. Мы их вспоминаем с улыбкой: детские шалости, первая любовь… Но редко вспоминаем, ЧТО именно мы там учили и КАК мы это учили. Школьники принимают учебную программу как данное и лишь немногие изучают английский язык дополнительно. Родителей, чаще всего, волнуют оценки, а не то, насколько качественно ребенок изучает тот или иной предмет.

Люди часто жалеют, что не выучили английский в школе, когда устраиваются на работу, выезжают заграницу или платят внушительные суммы репетиторам. А ведь школьное время — это самый подходящий период в жизни, для того, чтобы выучить английский язык. Когда много свободного времени и не мешает ни работа, ни семья. Когда преподаватели, совершенно бесплатно, пытаются вложить знания в головы учеников.

Рассмотрим наиболее важные моменты изучения английского языка в школе, а так же, актуальные вопросы со стороны детей, родителей и преподавателей:

Основные виды обучения

Это то, из чего, собственно, и состоит школьная программа изучения английского языка. Стандартные направления деятельности, которые позволяют ученику освоить иностранный язык и всесторонне его познать.

Позволяет понять структуру предложений и запомнить основные грамматические правила, выучить некоторые фразеологизмы английского языка.

– Заучивание слов на английском языке.

Расширяет словарный запас. Транскрипция помогает улучшить произношение.

Очень эффективным способом запоминания английских слов в школе считается ведение собственного словаря. Все слова, данные школьной программой, туда записываются вручную с транскрипцией. Слова, записанные своей рукой, запоминаются лучше, а так же оттачивается правописание английских слов. Этот метод качественно отличается от различных курсов изучения английского языка, ввиду их непродолжительности. Вряд ли есть курсы, рассчитанные на одиннадцать лет.

– Перевод текста с русского на английский и наоборот.

Без перевода текстов никуда. И это самая эффективная практика, позволяющая в дальнейшем свободно говорить на английском языке.

Основополагающие правила, которые определяют структуру английского языка. Изучение грамматики просто необходимо и в школе этому уделяется особое внимание.

– Вставить пропущенные слова.

На первый взгляд простое задание, но с его помощью легко определяется уровень знаний ученика. Пропущены, могут быть как простые слова, которые нужно подобрать по смыслу, так и союзы, предлоги, артикли, части речи, и т.д. Так же могут быть пропущены окончания слов, на знание времен английского языка.

Проблемы изучения английского языка в школе.

Несмотря на явные преимущества, которыми располагает школа, существуют и некоторые сложности, связанные с обучением. От школьного образования отказываться никто не собирается, но, быть может, рассмотрение недостатков поможет школьникам и их родителям переосмыслить способ изучения английского языка и попытаться корректировать этот процесс. Итак, основные недостатки школьной программы обучения детей английскому языку в школе:

– Два-три часа в неделю.

Очевидно, что этого не достаточно для качественного обучения английскому языку. Необходимы регулярные занятия дома самостоятельно или с репетитором.

– Обучение в группе (классе).

Здесь имеются как плюсы, так и минусы. Групповое обучение развивает чувство соперничества и конкуренции. Это позволяет отставшим ученикам улучшать свои знания, чтобы не выглядеть хуже на фоне остальных. Здесь важно учитывать детскую психологию. Но обучение в классе не позволит вашему ребенку продвинуться дальше от остальных, если у него есть для этого способности. И мы опять возвращаемся к домашнему обучению.

Это правда, чего греха таить. Получить нормальную оценку по английскому не сложно, даже без домашнего задания или какой-либо предварительной подготовки. А там, может, и добрый учитель поможет, видя, как ребенок старается. В общем, гос. образование не ставит перед собой цели в совершенстве обучить детей английскому языку. Тут уже, как говорится, каждый сам за себя.

– Изучение английских слов.

Школьная программа английского языка делится на разделы, темы, юниты и т.д. И в конце такого раздела определенное количество английских слов (20-70), которые необходимо выучить. Вот и получается, что такую группу слов школьники учат один раз в две недели единоразово. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: в долгосрочной памяти детей мало что откладывается. Английские слова с их переводом следует учить малыми порциями, по 5-10 слов в день, в зависимости от способностей. И, ни в коем случае, не раз в неделю или две. Толку от такого обучения будет очень мало.

– Растягивание грамматики на все школьное время обучения.

Изучение грамматики английского языка, на протяжении всего школьного времени, не есть проблемой само по себе. В некотором роде минусом для освоения является то, что основную информацию по грамматике ученику разжевывают систематически, а некоторые разделы в школьной программе встречаются единожды, да и то, в одиннадцатом классе. Грамматика английского языка — это определенная система, которая имеет свою структуру. И если ученик будет видеть всю картину в целом, то она будет более понятной и легкой для освоения.

Школьникам и их родителям необходимо четко решить, что конкретно Вы хотите взять от учебы. Если это базовые знания английского языка, то для этого вполне хватит выполнения домашних заданий. Но, если Ваша цель — владение английским языком на высоком уровне, разговорным английским, то дополнительное домашнее обучение просто необходимо.

Этот пункт можно было назвать культурнее, но школьники меня поймут 🙂 Халява, она и есть халява. На самом деле, это название несет очень глубокий смысл, который заключается в получении более высокой оценки за предмет. Но при этом уровень знаний ученика, обычно, остается прежним. Дети очень сообразительны в этом плане, но они делают только то, что им позволено делать фактически.

В частности, это связано с некоторой простодушностью и легким непрофессионализмом школьных преподавателей английского языка. Конечно, не стоит обобщать, но указанное выше явление очень часто имеет место в российских школах.

К халяве можно отнести, например, банальное зацикливание только на одном виде изучения английского языка. Как правило, ребенок выбирает тот вид обучения, к которому он более всего расположен. Например, изучение английских слов оказывается не очень сложным занятием для ребенка, и за счет слов он может иметь довольно неплохую оценку по английскому языку. Это может быть и грамматика и заучивание текстов и т.д.

Классические хитрости, типа списывания, подсматривания, шпаргалки, различные решебники, мы рассматривать не будем. А вот одно современное явление заслуживает внимания. Это возможности, которые дает школьникам технический прогресс. А именно интернет в мобильных телефонах, пользование коими очень усложняет задачу преподавателям. Это и понятно, у каждого первоклассника в пользовании всемирная информационная сеть. У современного поколения формируется иное сознание, которое заключается в том, что в жизни совершенно не обязательно что-то учить и много знать. А главное — это умение быстро найти нужную информацию в интернете. Как-то ограничить или запретить пользование интернетом тоже будет не совсем правильным, ведь это источник полезной информации, следовательно — развития.

В данном случае, главная задача школьного учителя — завлечь, заинтересовать детей к изучению английского языка. Показать что это интересно, познавательно и главное, актуально. Доказать что грамотность, образованность и всестороннее развитие очень важно для человека во все времена.

С какого возраста лучше начинать изучение английского языка в школе?

Многих родителей беспокоит вопрос о том, когда ребенку начинать изучать иностранный язык. У Министерства образования на этот счет свое мнение. Да и школы бывают разные: с углубленным изучением иностранных языков — гуманитарные, но поверхностным рассмотрением точных наук. Или обычные, среднеобразовательные школы с учебной программой в два-три часа английского языка в неделю. В этом вопросе следует положиться на предпочтения самого ребенка.

Сложно сказать с уверенностью, когда более целесообразно начинать учить ребенка иностранному языку, со средней школы или начиная с первых классов. С одной стороны, в раннем возрасте память ребенка еще мягкая и до конца не сформирована. Она нуждается в регулярных тренировках, но если в раннее время правильно подать информацию, то эти базовые знания английского языка станут крепкой основой в дальнейшем изучении и развитии ребенка. Более того, это может стать очень интенсивным скачком в понимании и восприятии ребенком языка в целом.

Но, с другой стороны, существует консервативное мнение, которое заключается в том, что ребенка следует учить иностранному языку (или языкам) начиная со средней школы, пятого-шестого класса. Ведь, как можно изучать и, самое главное, правильно воспринимать английский язык, если ребенок-первоклассник еще и собственного языка толком не знает.

Эта статья призвана заинтересовать родителей, обратить внимание на уровень изучения английского языка в школе. Понимание преимуществ и недостатков школьной программы позволит корректировать ход изучения английского языка и сделать его наиболее эффективным. Занимайтесь со своими детьми, помогайте им и все получится.


В докладе раскрыты основные проблемы при обучении английскому языку с первого класса. Раскрываются основные психолого - возрастные особенности детей.

Описание разработки

В настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности учащегося, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне. Сейчас в нашей стране одним из приоритетных направлений являются иностранные языки, а также информационные технологии, правовые и экономические знания.

Предмет иностранный язык превращается в дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность и престиж выпускника школы, колледжа или вуза на рынке трудоустройства в условиях развития международных контактов, во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого человека.

Общество нашей страны стремится быть информированным во всех сферах жизнедеятельности.

Поэтому молодые люди обращаются и уделяют много времени Интернету, что делает необходимым владение письменной коммуникацией, не только на русском языке, но и в том числе на иностранном. Интернет сейчас является главным источником информации. Вот поэтому учащиеся в этой системе должны чувствовать себя подготовленными. И сразу же возникает проблема, в наших школах недостаточное количество компьютеров, и очень сильно страдает связь и скорость Интернета, что сильно затрудняет работу учителя и учащихся, так как при изучении иностранного языка обязательно используются аудио сопровождение, желательно и видео сопровождение, которые непосредственно имеются в большом разнообразии в Интернете. Потому что казахстанские методические пособия утверждённые МОН РК далеко не все имеют в комплекте аудио и видео пособия, необходимые для изучения иностранного языка, в частности английского.

Основной стратегией общего образования в школах в наше время, признан личностно - ориентированный подход, в соответствии с которым, центром учебно - воспитательного процесса становится личность ученика. В первую очередь учитываются его способности, возможности, потребности.

С 2013 - 2014 учебного года в первых классах школ Казахстана было введено изучение английского языка.

Пишу исходя из своего опыта работы, и с какими проблемами я столкнулась.

Изучение иностранного языка с раннего возраста имеет положительные свойства.

Одной из проблем раннего обучения являются психолого - возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры.

Дети сейчас в основном гиперактивные, начав играть, долго не могут успокоиться. Обижаются, если вдруг они не успели что - то сказать, могут даже расплакаться, если не всё получилось, или их кто - то опередил. Поэтому необходимо очень внимательно и осторожно относиться к подбору и проведению игровых моментов на уроках. Может даже больше проводить парных игр и игр для мини - групп. Хотя здесь падает большая нагрузка на учителя в подготовке игрового материала.

Одна из главных проблем в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико - грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную работу, именно на начальном этапе, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить большее количество времени, которое не запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания, дети вначале выполняют устно, а затем письменно.

(Слайд 3) Иллюстрации данного учебника более красочные и понятные для младших школьников, что и вызывает в первую очередь интерес учеников при первом знакомстве с книгой. Я проводила такой маленький эксперимент, дала детям эти два учебника для просмотра и соответственно дети выбрали учебник Рахимжановой С. Д. , Волковой А. С. , так как картинки данного учебника оказались более привлекательными для их глаз, а также задания в учебнике идут поэтапно.

Вы скажете, а в чём тогда проблема? А проблема такова, что большинство учащихся нашего первого класса, дети из малообеспеченных семей и не все родители могли купить комплект этого методического пособия, так как в 2013 году учебник и CD диск стоили 1500 тенге, а тетрадь 700 тенге и соответственно получается комплект стоит 2200 тенге. Хотелось, чтобы в наши школы поступили эти учебники.

Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала.

Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка. На что требуется определенное время.

- несоответствие учебно - методических пособий, утверждённых МОН РК программам, на которые в первую очередь опирается каждый учитель, при составлении календарно - тематического планирования.

- недостаточный учебный материал

Понятно, что каждый учитель использует дополнительную литературу, материал, для проведения уроков, который помогает дополнить уже имеющийся учебный материал. Можно видеть ниже приведённую информацию, извлечённую из программы пятого класса.

Информация извлечена из программы 5 класса.

Содержание курса для 5 класса включает темы, охватывающие социально - бытовую, учебно - трудовую и социально - культурную сферы, на изучение которых выделено 68 часов:

Переходим соответственно к материалу, касающегося 6 класса:

В указанное количество часов входят уроки для стартового, промежуточного, итогового контроля, уроки выполнения творческих заданий.

Содержание курса для 6 класса включает темы, охватывающие социально - бытовую, учебно - трудовую и социально - культурную сферы, на изучение которых выделено (68 часов):

Учебная программа включает в себя ряд дополнительных тем, таким образом, при составлении календарно - тематического планирования учитель использует дополнительные источники для подготовки к урокам.

Переходя к учебнику 8 класса, хочется сказать, что из вышеуказанных пособий, это более содержательное, только почему то в программе идёт сравнение систем образования, стран изучаемого языка Казахстана и США, а в учебнике Казахстан и Великобритании.

Так я работаю в неполной средней школе, я ничего не могу сказать Вам об учебниках и работе в 10 - ых и 11 - ых классах.

Но хочу обратить внимание на структуру ВОУД и ЕНТ (учителя средних школ, я думаю со мной согласятся), которые у нас представлены в качестве лексико - грамматических тестов и ни как не показывают реальные знания учащихся. Учащиеся просто занимаются зубрёшкой тестов, после сдачи которых, их сразу же забывают, выходя из класса. А учителя последнее время только и делают, что натаскивают учащихся, особенно в 9 и 11 классах, даже в ущерб программе. Разница между экзаменами очень заметна.

Хочется обратить внимание еще раз на то, что все эти учебники приходят к нам вообще без рабочих тетрадей. Нет аудио сопровождения. В пособии для учителя есть только перечисление тем, но никаких практических рекомендаций. В связи с этим у учителя уходит очень много времени на подготовку к уроку, т. к. необходимо найти, распечатать дополнительные упражнения, найти какое - то аудио и видео сопровождение урока, подобрать игры. Все это требует больших временных и материальных затрат.

Также глобальная возникает проблема по крайней мере нашей школы и думаю рядов и других школ, нет наличия лингафонных кабинетов, интерактивных досок, что также усложняет работу учителя. Им приходится для работы на уроке использовать личные ноутбуки, телевизоры, DVD проигрыватели, конечно же они не сравнимы с большими экранами интерактивных досок.

Содержимое разработки

В настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности учащегося, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне. Сейчас в нашей стране одним из приоритетных направлений являются иностранные языки, а также информационные технологии, правовые и экономические знания.

Предмет иностранный язык превращается в дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность и престиж выпускника школы, колледжа или вуза на рынке трудоустройства в условиях развития международных контактов, во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого человека.

Общество нашей страны стремится быть информированным во всех сферах жизнедеятельности.

Поэтому молодые люди обращаются и уделяют много времени Интернету, что делает необходимым владение письменной коммуникацией, не только на русском языке, но и в том числе на иностранном. Интернет сейчас является главным источником информации. Вот поэтому учащиеся в этой системе должны чувствовать себя подготовленными. И сразу же возникает проблема, в наших школах недостаточное количество компьютеров, и очень сильно страдает связь и скорость Интернета, что сильно затрудняет работу учителя и учащихся, так как при изучении иностранного языка обязательно используются аудио сопровождение, желательно и видео сопровождение, которые непосредственно имеются в большом разнообразии в Интернете. Потому что казахстанские методические пособия утверждённые МОН РК далеко не все имеют в комплекте аудио и видео пособия, необходимые для изучения иностранного языка, в частности английского.

Основной стратегией общего образования в школах в наше время, признан личностно-ориентированный подход, в соответствии с которым, центром учебно-воспитательного процесса становится личность ученика. В первую очередь учитываются его способности, возможности, потребности.

С 2013-2014 учебного года в первых классах школ Казахстана было введено изучение английского языка.

Пишу исходя из своего опыта работы, и с какими проблемами я столкнулась.

Изучение иностранного языка с раннего возраста имеет положительные свойства.

Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры.

Дети сейчас в основном гиперактивные, начав играть, долго не могут успокоиться. Обижаются, если вдруг они не успели что-то сказать, могут даже расплакаться, если не всё получилось, или их кто-то опередил. Поэтому необходимо очень внимательно и осторожно относиться к подбору и проведению игровых моментов на уроках. Может даже больше проводить парных игр и игр для мини-групп. Хотя здесь падает большая нагрузка на учителя в подготовке игрового материала.

Одна из главных проблем в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную работу, именно на начальном этапе, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить большее количество времени, которое не запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания, дети вначале выполняют устно, а затем письменно.

(Слайд 3) Иллюстрации данного учебника более красочные и понятные для младших школьников, что и вызывает в первую очередь интерес учеников при первом знакомстве с книгой. Я проводила такой маленький эксперимент, дала детям эти два учебника для просмотра и соответственно дети выбрали учебник Рахимжановой С.Д., Волковой А.С., так как картинки данного учебника оказались более привлекательными для их глаз, а также задания в учебнике идут поэтапно.

Вы скажете, а в чём тогда проблема? А проблема такова, что большинство учащихся нашего первого класса, дети из малообеспеченных семей и не все родители могли купить комплект этого методического пособия, так как в 2013 году учебник и CD диск стоили 1500 тенге, а тетрадь 700 тенге и соответственно получается комплект стоит 2200 тенге. Хотелось, чтобы в наши школы поступили эти учебники.

Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала.

Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка. На что требуется определенное время.

-несоответствие учебно- методических пособий, утверждённых МОН РК программам, на которые в первую очередь опирается каждый учитель, при составлении календарно-тематического планирования.

-недостаточный учебный материал

Понятно, что каждый учитель использует дополнительную литературу, материал, для проведения уроков, который помогает дополнить уже имеющийся учебный материал. Можно видеть ниже приведённую информацию, извлечённую из программы пятого класса.

Информация извлечена из программы 5 класса.

Содержание курса для 5 класса включает темы, охватывающие социально-бытовую, учебно-трудовую и социально-культурную сферы, на изучение которых выделено 68 часов:

Переходим соответственно к материалу, касающегося 6 класса:

В указанное количество часов входят уроки для стартового, промежуточного, итогового контроля, уроки выполнения творческих заданий.

Содержание курса для 6 класса включает темы, охватывающие социально-бытовую, учебно-трудовую и социально-культурную сферы, на изучение которых выделено (68 часов):

Учебная программа включает в себя ряд дополнительных тем, таким образом, при составлении календарно-тематического планирования учитель использует дополнительные источники для подготовки к урокам.

Переходя к учебнику 8 класса, хочется сказать, что из вышеуказанных пособий, это более содержательное, только почему то в программе идёт сравнение систем образования, стран изучаемого языка Казахстана и США, а в учебнике Казахстан и Великобритании.

Так я работаю в неполной средней школе, я ничего не могу сказать Вам об учебниках и работе в 10-ых и 11-ых классах.

Но хочу обратить внимание на структуру ВОУД и ЕНТ (учителя средних школ, я думаю со мной согласятся), которые у нас представлены в качестве лексико-грамматических тестов и ни как не показывают реальные знания учащихся. Учащиеся просто занимаются зубрёшкой тестов, после сдачи которых, их сразу же забывают, выходя из класса. А учителя последнее время только и делают, что натаскивают учащихся, особенно в 9 и 11 классах, даже в ущерб программе. Разница между экзаменами очень заметна.

Хочется обратить внимание еще раз на то, что все эти учебники приходят к нам вообще без рабочих тетрадей. Нет аудио сопровождения. В пособии для учителя есть только перечисление тем, но никаких практических рекомендаций. В связи с этим у учителя уходит очень много времени на подготовку к уроку, т.к. необходимо найти, распечатать дополнительные упражнения, найти какое-то аудио и видео сопровождение урока, подобрать игры. Все это требует больших временных и материальных затрат.

Также глобальная возникает проблема по крайней мере нашей школы и думаю рядов и других школ, нет наличия лингафонных кабинетов, интерактивных досок, что также усложняет работу учителя. Им приходится для работы на уроке использовать личные ноутбуки, телевизоры, DVD проигрыватели, конечно же они не сравнимы с большими экранами интерактивных досок.

Читайте также: