Николаевская россия во времена гоголя сообщение

Обновлено: 07.07.2024

ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА
Не было в помещениях большинства присутственных мест чистоты и порядка. на столах канцелярии вместо чернильниц и песочниц стояли помадные банки. Бюрократы и канцелярские служители , приключалось, посиживали заместо стульев на круглых поленьях. С другои стороны, меж делами и за ними, вмещались полуштофы с приличною закускою. Недаром городничии разговаривает в Ревизоре о заседателе: От него такои запах, как словно он сеичас вышел из винокуренного завода.
В Петербургскии уездныи трибунал заглянул ненароком министр юстиции. Он встретил там человека в исподнем платьице, с метлои в руках. На вопрос министра, где арбитр, человек отвечал, что судьи нет, а на вопрос, где заседатель, ответствовал: Я - заседатель. Министр, потрясенныи, пробормотал: Вы. ты. - и ушел, не сказав ни слова.
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯИСТВО
Немощеные улицы Саратова в летнее время покрыты на четверть пылью, а веснои и осенью жидкои грязью на пол- аршина, второстепенные улицы зарастали густою травои. Основные улицы имели узкие древесные тротуары и иногда стоявшие фонари, тускло освещавшиеся конопляным маслом.
Ревизор, приехавшии в Пензу нежданно вечерком, сел на извозчика и приказывал себя везти на набережную.- На какую набережную? - спросил извозчик.- Как на какую? - отвечал ревизор.- Разве у вас их много? Ведь одна только и есть.- Да никакои нет! - воскрикнул извозчик.
Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на нее истрачено было несколько 10-ов тыщ рублеи, а ее и не начинали.
Ревизор, приехавшии в Пензу нежданно вечерком, сел на извозчика и приказывал себя везти на набережную.- На какую набережную? - спросил извозчик.- Как на какую? - отвечал ревизор.- Разве у вас их много? Ведь одна только и есть.- Да никакои нет! - воскрикнул извозчик.
Оказалось, что на бумаге набережная строилась теснее два года и что на нее истрачено было несколько 10-ов тыщ рублеи, а ее и не начинали.
ПРОИЗВОЛ ВЛАСТЕИ ЧИНОВНИКОВ
Казанскии полицмеистер Поль мучил людеи абсолютно безвинных. Полицеиским чинам стоило брать совершенно не причастного ни к какому проступку человека и донести на другои день полицмеистеру. Поль, без всякои проверки донесения, тотчас же приказывал его при для себя растянуть и высечь. Этои участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чиновники.
Генерал-губернатор Западнои Сибири. завел открытыи, систематическии грабеж во всем крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанное, и горе человеку, которыи осмелился бы написать что-нибудь о его управлении. Он торговцев первои гильдии держал по году в тюрьме, в цепях, он их пытал.
Вскрытие корреспонденции сочиняет одно из средств таинои милиции и притом самое лучшее, так как оно деиствует непрерывно и обымает все пункты империи.
Взятки] брали деньгами и продуктами, брали через жен, секретареи и других подставных лиц: брали губернаторы, председатели губернских правлении, штатских и уголовных палат , доктора при экзамене на звание чиновников.
Все это узаконилось, вошло в обычаи, и проситель никогда не приходил в присутственные места с пустопорожними руками. Если он был беден, то и тогда приносил полотенце, чашечку меду, большои пряник, а иногда и просто хлеб.
В однои из. губернии, и не отдаленнои, был деиствительно случаи, подобныи описанному в Ревизоре. По сходству фамилии приняли 1-го юного проезжего за знаменитого государственного чиновника. Все городское начальство засуетилось и приехало к юному человеку являться. Не знаем, случилась ли ему тогда нужда в деньгах, как проигравшемуся Хлестакову, но, вероятно, нашлись бы заимодавцы.

В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии — комедии "Ревизор". Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, "чисто русский анекдот", обещая, что сделает из него комедию, которая получится "смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов - анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена и в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе "всем досталось", а больше всего ему.

Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет и скоро произведут в фельдмаршалы. Любой человек сразу бы мог "раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца — до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные "грешки". Персонажи комедии
представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри! не по чину берешь!" — распекает он квартального, который вместо положенных "по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.
Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с "ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя — это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.
В "Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор.

Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и "комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно
писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции "классической" комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Образ Ивана Александровича Хлестакова - один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, "любимое дитя его фантазии". В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению "многосторонних" (в ноздревском смысле) характеров. И образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая "чертовщина", налет фантастичности. Ну, действительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает "фитюльку" за "значительное лицо". Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет "ревизору" дань, умоляет о защите, старается "умаслить" этого ничтожного человечка.

Сюжет комедии прост и гениален. Особая, гоголевская черта в нем - отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают ("сами себя высекли"). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами.

Да нет. помилуйте. Свойства эти - самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку "предназначена". Ведь это же свойственно каждому из нас "хоть на минуту", по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой. Из служащего, который "только переписывает", он за несколько минут вырастает почти до "главнокомандующего", который "всякий день во дворец ездит". Хлестаков - гении вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих "тридцать пять тысяч курьеров" несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его "делают ружьем". Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир - мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.
Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: "Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого. Я говорю всем: "я сам себя знаю, сам . Я везде, везде. ".

Но что это? Все решится тоже как в сказке: "Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж. " Нет, нет, он уже опомнился: "Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже".

Но сейчас его время. Он - герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он -"значительное лицо", которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: "в дороге издержался", то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: "Денег нет у вас?"

И исчезает Хлестаков особенным образом. Это "фантасмагорическое лицо", "как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда" (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом.
Итак, что же такое "хлестаковщина"? Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и воплощение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в N-ную степень, "возникшая до высшей степени пустота", по удивительному выражению Гоголя.

Да, прекрасен образ Хлестакова - великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет. Это собрание многих качеств. В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, "которой стал весь ложь, уже даже сам того не замечая". (Н.В. Гоголь).

В центре произведения находится самый типичный провинциальный город. Его власти не думают о благосостоянии граждан, их чувствах, переживаниях, проблемах. Их интерес сосредоточен лишь в удовлетворении собственных потребностей.

Например, никто из них не скрывает свои правонарушения. Городничий уверяет, что у каждого человека есть грехи. Так жизнь устроена. Судья берет взятки борзыми щенками, а начальник почтового департамента читает чужие письма из-за любопытства. Чиновники признаются об этом друг другу и не видят в этом ничего плохого.

Их поведение тесно связано с их уровнем образования. Эти люди не читали книг, не знали науки и не были знакомы с искусством.

Однако, в их жизни была одна проблема — проверки. Когда в городе много преступлений, то проверки от государя становятся веской помехой. Все чиновники боялись приезда ревизора. Причем каждый боялся за себя, а не за кого-то из знакомых. Они были очень эгоистичными, ограниченными и глупыми людьми.

После того, как новость о приезде ревизора стала известной, чиновники испугались. Больше всех боялся городничий, так как на нем лежала ответственность за всех других чиновников и жителей города.

Как только в город приехал человек из Петербурга, его сразу приняли за ревизора и стали ему прислуживать. Прислуживание чинам — яркая деталь жизни того времени. Низшие чины стремились угодить более высоким, чтобы сохранить свое положение и подняться по карьерной лестнице.

Им вовсе не могло прийти в голову, что Хлестаков — не ревизор, а самый обычный прохвост. Городничий пытается придумать, как дать ему взятку и напоить его, чтобы дело было решено наверняка. Этот момент также отражает жизнь того времени. Люди пытались решать все взятками и даже не стеснялись этого.

Этим произведением Николай Васильевич Гоголь хотел показать, что модель правления Николая I не была удачной. Нельзя добиться чего-то хорошего запретами и давлением. Нужно не запрещать людям думать по-другому, а управлять страной так, чтобы им было комфортно, чтобы они были счастливы и даже не могли себе представить мыслить иначе. Это и хотел сказать писатель.

2 вариант

Все персонажи этого произведения – тоже часть России, конечно. Такое в ней тоже есть: жадные, льстивые, ленивые. Они считают, что без обмана и слово не говорится. Они живут богато, имеют должности, развлекаются. Но есть и другая часть России – несчастные, бедные труженики. В произведении нет идеального героя, который бы выражал все прекрасные качества русского человека. Это ведь комедия, вот в ней и высмеиваются недостатки. А позитивная сторона России больше подразумевается.

Сочинение 3

Стоит сказать, что сюжетными событиями явились действия, которые происходили в одном из неизвестных городов России. Также, стоит добавить тот факт, что классиком невероятно точно и проникновенно были описаны поведенческие и моральные особенности граждан данного места. Автор хотел показать в своей работе то, что на месте данного городка мог бы быть любой другой, так как все описываемые события и действия в этом произведении являются весьма тенденциозными и не являются уникальными. Можно отметить то, что писатель хотел больших перемен для своей страны, он мечтал видеть ее в совершенно ином свете, полной надежд на светлое будущее и грядущие изменения.

Описываемый городок имел свое расположение вдали от столичного шума. Также, стоит добавить то, что он был весьма тихим и спокойным местом для обитания. Вначале жизнь в нем казалась весьма умиротворенной и непринужденной. Однако, как выясняется далее, проблем у данного места столько, что непонятно, как их можно решить. Также, писатель показывал, что несмотря на то, что город находился вдали от столичной жизни, все же блага для нормального существования в нем были. Например, в городе можно было сходить в парки, театры, в нем были построены больницы, учебные заведения. Именно поэтому, можно сказать, что проблема заключалась в чиновниках и их нравах, которые они стремились показать весьма порочными и неоднозначными.

Решения, которые принимались на местах, были чрезвычайно глупыми и недальновидными. С одной стороны может показаться, что народ бездействует, на самом деле, он просто является бессильным по сравнению со столь серьезным оппонентом в лице власти. Городничий принимает решение снести заборы, в тот момент, когда около базаров копится большое количество мусора. Вся ситуация кажется комичной и ироничной, однако, автор призывал читателей отнестись к произведению серьезней, ведь все то, что происходило в данной истории, имело прямое отношение к происходящим действиям в тот момент времени в стране. В данном уездном городе отражена та масса проблем, на которую автор делал осознанный акцент. Он также стремился изменить ситуацию к лучшему, поэтому для данной работы выбрал весьма комичный жанр, так как понимал, что осознание проблем через юмор поможет лучше понять всю ситуацию в целом. На первый взгляд, проблемы в городе кажутся смешными и очевидными, однако, ничего так и не предпринималось властью для того, чтобы изменить ее в другую сторону.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в Ревизоре

Популярные сегодня темы

Основной мыслью известного романа является народная мысль. Именно она охватывает всё произведение от начала до конца. Данную мысль можно проследить буквально во всём, вплоть до мельчайших деталей

На картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе

овествователь романа, офицер из России, странствует по Кавказу. Встречает он здесь Максима Максимыча – штабс-капитана. Максим Максимыч выбалтывает историю о Григории Печорине

Узнав о намечающемся визите государственного инспектора, городские чиновники сразу же начинают пытаться навести порядок в своих делах. Однако в чём заключаются все их усилия? Они стремятся лишь создать видимость благополучия, ничего на самом деле не меняя. Таким образом, автор показывает, что жизнь провинциального города напрямую зависит от отношения чиновников к своим обязанностям. Те, кто должен защищать права народа и заботиться об их благосостоянии, погрязли в воровстве, взяточничестве, лжи и сплетнях. Городничий даже гордится, что обманул трёх губернаторов, а судья считает, что взятки щенками – это вовсе не преступление и ничего в этом страшного нет.

Злоупотребление служебным положением, приспособленчество, совершенная беспринципность и поиск личной выгоды во всём – таковы нравы уездного чиновничества. Особый интерес вызывает то, что страшные пороки изображены Н.В. Гоголем как повседневные явления, само собой разумеющийся факт.

Как только в городе появился человек из Петербурга, представляющий потенциальную опасность для всех чиновников, ему сразу же начали стараться угодить. Чинопочитание – вообще основополагающая деталь того времени. Чиновники с низким званием прислуживали вышестоящим лицам, чтобы сохранить своё положение и обрести возможность продвижения по карьерной лестнице. Другим распространённым явлением в то время было взяточничество, люди пытались решить все свои проблемы взятками и даже не пытались это скрывать. Именно такими были чиновники города N, им даже в голову не пришло, что Хлестаков может быть не ревизором. Все сразу же пытаются дать ему взятку, чтобы выгородить себя. Это единственный способ прикрыть свои злодеяния для людей, обладающих властью.

Комичность ситуации заключается в том, что в гостинице жил не ревизор, а обыкновенный щеголь, промотавший в Петербурге все свои сбережения. Тем не менее, все должностные лица перед ним трепетали. Не распознал обмана даже сам городничий. Это всё говорит о том, насколько запуганы чиновники тех времён такими проверяющими. В действительности ревизоров именно так и встречали по всей России, и мало кто отказывался от столь радушного приёма.

Этим произведением Н.В. Гоголь хотел показать, что нельзя добиться чего-то стоящего запретами и давлением. Нужно заниматься не ущемлением чьих-то прав, а управлять государством так, чтобы всем было комфортно. Счастливый народ – процветающая страна.

Читайте также: