Нефтеперерабатывающий завод в россии сообщение

Обновлено: 04.07.2024

СПИСОК НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ РОССИИ:


ОАО Ангарский нефтеперерабатывающий завод (Ангарский НПЗ)
ООО Афипский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ)
ОАО Ачинский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ ВНК)
ЗАО Антипинский нефтеперерабатывающий завод (Антипинский НПЗ)
ООО Верхотурский нефтеперерабатывающий завод (ВТНПЗ)
ОАО Волгоградский нефтеперерабатывающий завод (Волгоградский НПЗ)
ООО Ижевский нефтеперерабатывающий завод (ИНПЗ)
ООО Киришский нефтеперерабатывающий завод (Кинеф)
ЗАО Клявлинский нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ)
ОАО Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (Комсомольский НПЗ)
ЗАО Краснодарский нефтеперерабатывающий завод (Краснодарэконефть)
ООО Красноленинский нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ)
ОАО Кстовский нефтеперерабатывающий завод (НОРСИ)
ОАО Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ)
ОАО Московский нефтеперерабатывающий завод (Московский НПЗ)
ООО Марийский нефтеперегонный завод (Марийский НПЗ)
ОАО Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод (Танеко)
ОАО Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод (НКНПЗ)
ОАО Новоуфимский нефтеперерабатывающий завод (НУНПЗ)
ОАО Омский нефтеперерабатывающий завод (Омский НПЗ)
ОАО Орский нефтеперерабатывающий завод (Орскнефтеоргсинтез)
ООО Пермский нефтеперерабатывающий завод (Пермнефтеоргсинтез)
ОАО РН-Приморский нефтеперерабатывающий завод (РН-Приморский НПЗ)
ЗАО Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)
ОАО Саратовский нефтеперерабатывающий завод (Крекинг)
ОАО Сызранский нефтеперерабатывающий завод (Сызранский НПЗ)
ООО Томский нефтеперерабатывающий завод (Томский НПЗ)
ОАО Уфимский нефтеперерабатывающий завод (УНПЗ)
ОАО Ухтинский нефтеперерабатывающий завод (УНПЗ)
ОАО Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (Хабаровский НПЗ)
ООО Яйский нефтеперерабатывающий завод (ЯНПЗ)
ОАО Ярославский нефтеперерабатывающий завод (Славнефть-ЯНОС)

Основные предприятия НПЗ в России, действующие сегодня, были построены в послевоенные годы, когда резко возросло потребление транспортом и промышленностью топлива всех марок.

При выборе заводских площадок руководствовались близостью как к местам добычи, чтобы уменьшить затраты на транспортировку нефти, так и к районам интенсивного потребления топлива.

Распределение мощностей по стране

НПЗ в России

Самые большие мощности по нефтепереработке сосредоточены в Приволжском федеральном округе (Самарская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саратовская области, республики Татарстан, Марий Эл, Башкортостан) — 122 млн тонн в год.

Большие мощности НПЗ России действуют в Центральном (Рязанская, Ярославская и Московская области) и в Сибирском (Омская, Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край) федеральных округах. Заводы каждого из этих округов могут переработать в год более 40 млн тонн нефти.

НПЗ Южного ФО рассчитаны на переработку 28 млн тонн, Северо-Западного – 25 млн тонн, Дальневосточного – 12 млн тонн, Уральского — 7 млн тонн. Общие мощности НПЗ в России составляют 296 млн тонн нефти в год.

Самые большие НПЗ России — это Омский НПЗ (21 млн т), КиришиНОС (20 млн т, Ленинградская область), РНК (19 млн т, Рязанская область), Лукойл-НОРСИ (17 млн т, Нижегородская область), Волгоградский НПЗ (16 млн т), ЯрославНОС (15 млн т).

Практически на любые вопросы по переработке нефти сегодня можно получить ответы из средств массовых коммуникаций. В Интернете доступна любая информация об НПЗ, сколько в России перерабатывающих предприятий, где изготавливают бензин, дизельное топливо, что выпускают еще, на каких заводах производят особо качественные продукты. При желании ее нетрудно найти.

Бензовоз 7

Глубина переработки нефти

Важным показателем нефтеперерабатывающей промышленности, наряду с объемом выпуска продукции, является глубина переработки нефти, которую достигли заводы НПЗ в России. Сегодня она составляет 74 %, в то время как в Европе этот показатель равен 85 %, а в США – 96 %.

Глубина переработки оценивается как частное от деления массы выпущенных продуктов за минусом топочного мазута и газа к массе нефти, поступившей на переработку.

Низкий выход основных нефтепродуктов обусловлен отсутствием на заводах высоких современных технологий. Часть их была заложена в довоенные и послевоенные годы, применяемые на них процессы переработки устарели, а перманентные кризисы с начала 90-х годов не дали шансов на модернизацию производств. Сегодня постепенно увеличиваются инвестиции, появляются новые цеха и комплексы переработки, качество и выход нефтепродуктов растет.

Из нефти получают при прямой переработке:

Более сложные процессы переработки позволяют получать из нефти вещества, материалы и продукты, список которых занимает много страниц. Чем выше степень переработки нефти, тем меньше ее требуется, и тем ниже себестоимость производимой продукции.

Информация

История нефтеперерабатывающих заводов нашей страны берет свое начало в 1745 году, когда братья Чумеловы основали на реке Ухта первый отечественный нефтеперерабатывающий завод. Основу продукции предприятия составлял керосин, а кроме этого производились различные смазочные масла.

Сегодня отрасль нефтепереработки считается одной из самых успешных в промышленности страны. Количество нефтеперерабатывающих заводов постоянно увеличивается благодаря большим доходам от переработки нефти. Как правило, все заводы находятся рядом с нефтяным скважинам, что упрощает процесс логистики. Наиболее хорошо эта отрасль промышленности развита в центральной части страны, а также в Челябинской и Тюменской областях. Продукцией нефтеперерабатывающих заводов являются керосин, бензин, авиационное и дизельное топливо, моторные и смазочные масла, а также мазут и битум. Практически все заводы доводят процесс обработки нефти до получения конечного продукта.

В процессе переработки нефти выделяют два основных этапа: перегонка и крекинг. На первом этапе нагреванием выделяют различные фракции нефти, а на втором – с помощью термического или химического расщепления получают широкую бензиновую фракцию, дизельное топливо, а также сырье для других подпроизводств.

Нефтеперерабатывающая промышленность России – организационно высококонцентрированная и территориально диверсифицированная отрасль НГК, обеспечивающая переработку около 50,8% объема жидких углеводородов, добываемых в стране. Направления развития и функционирования нефтепереработки в РФ обусловлены структурными и технологическими изменениями, произошедшими в связи с модернизацией отрасли в последнее десятилетие. Большое влияние на структуру производства и качество нефтепродуктов оказывают технологическое перевооружение и модернизация оборудования и технологических процессов, а также ценовые шоки на мировом рынке нефти. Помимо этого, ежегодно ужесточаются требования и нормы по качеству сырья и продуктов переработки углеводородов, а также происходят фискальные изменения, направленные на регулирование экспорта темных нефтепродуктов.

Эффективность работы нефтеперерабатывающей отрасли очень чувствительна к изменениям потребительского спроса и в целом следует за тенденцией основных макроэкономических показателей страны. Поэтому последствия пандемии COVID-19 в 2020 году повлекут за собой значительный спад спроса на нефтепродукты как на российском рынке, так и со стороны китайского и европейского рынков.

Резкое падение цен на нефть в I квартале того же года в связи с временным прекращением действия соглашения ОПЕК+ привело к тому, что демпфирующий механизм на нефтепродукты стал работать в обратную сторону. В настоящее время компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку нефтепродуктов на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне.

На фоне сокращения производства мазута в этот период на 42% выросла доля выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива. Поэтому с точки зрения динамики производственных показателей наблюдается положительная тенденция, но ее сохранение в перспективе будет во многом зависеть от продолжительности текущего кризиса.

Мировые тенденции нефтепереработки

Нефтеперерабатывающая промышленность является основой жизнеобеспечения населения и отраслей экономики во всем мире. Одним из глобальных вызовов устойчивому развитию нефтеперерабатывающей промышленности стало заключение в 2015 году Парижских соглашений на базе Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В результате усилилась тенденция к вытеснению ископаемых источников энергии из топливно-энергетического баланса многих стран.

Динамика мощностей переработки нефти в мире

Одним из радикальных механизмов экологизации экономики является замещение нефтепродуктов в транспортном секторе на газ и электроэнергию. Интенсивное развитие рынка электромобилей обусловлено колоссальной государственной поддержкой как на финансовом, так и на законодательном уровнях. Великобритания, Франция и Нидерланды предполагают полный отказ от продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2030–2040 годам, а страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Малайзия) – электрификацию всех новых продаваемых автомобилей и ввод норм распространения электрокаров к 2025–2030 годам с последующим полным отказом от нефтепродуктов.

Вместе с тем развитие рынка электромобилей ограничивается рядом факторов:

· необходимостью временных и инвестиционных ресурсов для создания и расширения производственных мощностей;

· недостаточной доступностью и распространенностью главных компонент зарядных устройств (лития, кобальта и никеля);

· слабой инфраструктурной обеспеченностью территорий генерирующими мощностями и зарядными станциями.

Поэтому в долгосрочной перспективе нефтепродукты останутся основным источником энергии на транспорте.

Основной вклад в устойчивый рост мощностей по переработке нефти в мире вносят Китай и Индия – в среднем не менее 5–6% прироста в год. При сохранении текущих темпов роста не исключено, что к 2025 году Китай станет крупнейшей в мире страной по объемам мощностей переработки нефти, обогнав США.

Общеотраслевые тенденции

В России функционирует 37 крупных НПЗ с объемами переработки более 1 млн тонн в год, а также мини-НПЗ (МНПЗ). Суммарная мощность нефтеперерабатывающих предприятий в России оценивается на уровне 328 млн тонн в год.

Российская нефтеперерабатывающая промышленность по валовым объемам является одной из крупнейших (уступает только США и Китаю), однако характеризуется относительно низкой глубиной переработки сырья. Тем не менее усилия ВИНК и независимых компаний по модернизации и строительству современных НПЗ привели к существенному росту данного показателя в период 2014–2019 годов – с 72,3 до 82,8%.

Объем первичной переработки нефти в России

Объем производства основных нефтепродуктов в России

Наибольшая глубина переработки зафиксирована на независимых Антипинском (99,5%), Марийском (99,3%) и Яйском (99,3%) НПЗ. Средний выход светлых нефтепродуктов на отечественных НПЗ составил 62,2%. В 2018 году доля производства автомобильного бензина 5-го класса выросла до 97%, производство дизельного топлива 5-го класса составило 91%.

В 2019 году стартовал очередной этап налогового маневра в нефтяной промышленности, направленный на поэтапный рост фискальных платежей в сфере природопользования (налога на добычу полезных ископаемых) при одновременном снижении пошлин на вывоз нефти и бензина за рубеж. В результате к 2024 году ставка пошлин на вывоз нефти и отдельных нефтепродуктов должна быть снижена до нуля, а для организаций, реализующих отечественное топливо на внутреннем рынке, введен отрицательный акциз. Рост налоговой нагрузки и трансформации в системе налогообложения могут повлечь дальнейшее изменение ценообразования и структуры производства нефтепродуктов.

А доля дизельного топлива составляет 46,9%. В 2018 году его производство составило 77,5 млн тонн, что на 0,6 млн тонн выше уровня предыдущего года. На автомобильный бензин приходится 23,9% выпуска нефтепродуктов в РФ. В 2018 году его производство увеличилось на 0,3 млн тонн и достигло 39,5 млн тонн.

Структура переработки нефти по федеральным округам (исключая мини-НПЗ)

За последние пять лет произошло сокращение объема инвестиций в нефтепереработку почти в четыре раза – с 290 млрд рублей в 2014 году до 70 млрд рублей в 2019-м, что связано с увеличением налоговой нагрузки на отрасль.

Региональная структура переработки

Второй регион по объему первичной переработки нефти – Южный федеральный округ, территориально наиболее приближенный к экспортным рынкам нефтепродуктов через порты на Черном и Каспийском морях. В 2019 году объем переработки нефти в округе снизился на 0,5 млн тонн и составил 45,5 млн тонн, или 16,3% от общероссийского показателя. В Южном ФО сосредоточено восемь крупных НПЗ. Наиболее крупный из них – Волгоградский НПЗ компании ЛУКОЙЛ с установленной мощностью 15,7 млн тонн сырья в год.

Центральный ФО – третий по масштабам первичной переработки (14,6%). В округе расположены три крупных НПЗ, суммарный объем переработки которых составил 40,9 млн тонн, что на 0,8 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. Снижение показателей связано с проведением капитального ремонта технологических установок.

Четвертый регион – Сибирский федеральный округ (14%). В 2019 году объем первичной переработки там сократился на 0,9 млн тонн, до 39,2 млн тонн. Наибольший вклад в снижение данного показателя внес Ачинский НПЗ (–0,7 млн тонн). Всего в округе расположено четыре крупных НПЗ, в том числе крупнейший в России Омский НПЗ.

Организационная структура отрасли

Сокращение переработки в 2019 году было обусловлено плановыми работами по ремонту и техническому переоснащению мощностей, а также оптимизацией загрузки в соответствии с текущим спросом и налоговым режимом.

Наибольший прирост переработки по итогам 2019 года показал Новокуйбышевский НПЗ (0,9 млн тонн), что связано с завершением этапа модернизации установок. В 2019 году в рамках строительства комплекса гидрокрекинга введена в опытно-промышленную эксплуатацию установка по производству реактивного топлива, ее проектная мощность – более 1 млн тонн в год.

Первичная переработка нефти на Комсомольском НПЗ составила 7,2 млн тонн, что на 10% больше, чем в предыдущем году. В 2019 году на заводе начался выпуск малосернистого судового топлива RMLS. На предприятии продолжает реализовываться программа модернизации, ключевым элементом которой является строительство комплекса гидрокрекинга. Его запуск в эксплуатацию позволит повысить глубину переработки до 92%.

На Туапсинском НПЗ объем переработки сократился на 1,7 млн тонн. Там продолжается программа модернизации, направленная на увеличение глубины переработки до 98,5% и переход к выпуску премиальных видов топлива. Также существенно снизился объем переработки на Саратовском НПЗ: в 2019 году переработано 5,6 млн тонн сырья, что на 1,1 млн тонн меньше, чем в предыдущем году.

В 2019 году объем переработки компании вырос на 0,9 млн тонн, до 44,1 млн тонн. На ЛУКОЙЛ приходится 15,5% первичной переработки нефти в стране. Глубина переработки сырья на российских НПЗ компании достигает около 90%.

Нижегородский НПЗ – крупнейший завод ЛУКОЙЛа, его установленная мощность составляет 17 млн тонн в год. В прошлом году объем первичной переработки на нем вырос на 0,9 млн тонн и достиг 14,9 млн тонн. На предприятии продолжается строительство установки замедленного коксования, установки дизельных фракций и производства водорода, а также возведение инфраструктурных объектов. Комплекс позволит сократить выпуск мазута на 2,7 млн тонн, повысить глубину переработки до 95,5%, а выход светлых нефтепродуктов – до 76%. Ввод в эксплуатацию комплекса запланирован на 2021 год, а его мощность составит 2,1 млн тонн в год. По итогам 2019 года глубина переработки равнялась 77,1%, выход светлых нефтепродуктов – 62,7%.

На Волгоградском НПЗ первичная переработка составила 14,3 млн тонн, что на 0,1 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. В 2020 году планируется завершить реконструкцию установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-5. Также в 2020–2021 годах намечается ввод трех новых установок. В перспективе предусмотрено увеличение поставок сырья на НПЗ по нефтепроводам с 14,5 до 15,5 млн тонн в год. В настоящее время завод выпускает высококачественные нефтепродукты, глубина переработки достигает 93,1%, выход светлых нефтепродуктов – 75,6%.

На Пермском НПЗ объем переработки сократился на 0,3 млн тонн, до 12,5 млн тонн. В 2020–2025 годах компания планирует строительство нового комплекса каталитического крекинга, что позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов. В настоящее время глубина переработки на Пермском НПЗ составляет 98,1%, выход светлых нефтепродуктов – 69,2%.

Переработка нефти на Ухтинском НПЗ в прошлом году увеличилась на 0,3 млн тонн, это произошло впервые после периода снижения 2015–2018 годов. Однако пожар на установке гидродепарафинизации дизельного топлива, произошедший в начале 2020 года, может привести к снижению производственных показателей. Глубина переработки нефти составляет 96,6%, выход светлых нефтепродуктов – 48,7%.

На крупнейшем в России Омском НПЗ в 2019 году переработано 20,7 млн тонн нефти, что на 0,3 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. На предприятии продолжаются модернизация установки замедленного коксования и строительство ключевых объектов второго этапа модернизации: новой установки замедленного коксования и нового комплекса глубокой переработки. Новая установка замедленного коксования мощностью 2 млн тонн в год позволит исключить выпуск мазута и увеличить производство бензина и дизельного топлива с каждой тонны переработанной нефти, а также выпускать высококачественное сырье для алюминиевой промышленности – нефтяной кокс. Строительство комплекса глубокой переработки планируется завершить в 2021 году. Он позволит существенно увеличить выход светлых нефтепродуктов.

Реализация второго этапа модернизации даст возможность повысить глубину переработки до 97% (сейчас она равна 89,6%), а выход светлых нефтепродуктов до 80% (ныне – 70,6%).

Также на заводе запланирована реконструкция установки вакуумной перегонки мазута ВТ-6, в результате чего ее производительность должна вырасти на 29%, а проектная мощность составит 6,2 млн тонн в год. Завершение реконструкции запланировано на 2022 год.

Модернизация действующих установок и строительство новых мощностей позволят увеличить глубину переработки до 97% (ныне 65,4%), а выход светлых нефтепродуктов – до 73% (сейчас – 54,5%).

В прошлом году введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-АВТ-6, увеличившая мощность переработки до 15,3 млн тонн в год. В феврале 2020 года запущена установка гидроочистки тяжелого газойля коксования мощностью 0,85 млн тонн. Она позволяет получать гидроочищенный газойль, дизельные фракции для производства дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-6. Также на нынешний год запланировано комплексное опробование установок гидрооочистки средних дистиллятов, каталитического крекинга, производства водорода-3, гидроконверсии гудрона.

Независимые НПЗ

В результате годовой объем перерабатываемой нефти за период 2010–2017 годов увеличился на 80%. Однако в последние два года переработка независимыми НПЗ сокращается. При этом весь объем сокращения в группе независимых НПЗ пришелся на два завода: Марийский и Антипинский (ранее принадлежащие группе New Stream).

Наибольший вклад в сокращение переработки в 2018–2019 годах внес Антипинский НПЗ. Рискованная финансовая политика, рост стоимости обслуживания долга в иностранной валюте и влияние налогового маневра привели к признанию завода банкротом в декабре 2019 года, объем переработки за два года сократился на 2,4 млн тонн.

На Марийском НПЗ переработка сократилась на 0,6 млн тонн, что также связано с перебоями в поставках сырья на фоне финансовых проблем самого предприятия. Негативное влияние оказал и налоговый маневр.

Структура переработки нефти на независимых НПЗ

Наибольший прирост переработки в 2019 году показал Афипский НПЗ (0,4 млн тонн). С осени 2018 года у предприятия возникли финансовые проблемы, а в апреле прошлого года производство полностью остановилось. Но после перехода завода под контроль группы САФМАР в мае 2019 года производство возобновилось. По итогам года переработка выросла до 5,5 млн тонн. В соответствии с соглашением, заключенным с Правительством РФ, на заводе продолжается модернизация. На 2022 год запланирован ввод в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга мощностью 2,5 млн тонн в год.

Уникальные проекты в нефтепереработке

Завод планируется построить в 2021 году. Потребителями катализаторов будут не только российские предприятия, но и нефтеперерабатывающие заводы стран ближнего зарубежья.

Второй проект – это строительство с 2016 года установки гидроконверсии гудронана ТАНЕКО (г. Нижнекамск) по лицензированной российской технологии. Запуск данной установки даст возможность практически полностью перерабатывать сверхвязкую нефть (природный битум). Из гудрона можно получить практически 95% жидких нефтепродуктов.

Проблемы и достижения

Одной из ключевых проблем российской нефтепереработки и нефтехимии является сильная зависимость от импортных технологий и оборудования. В настоящее время в отрасли нет жестких запретов на использование импорта, что замедляет процесс импортозамещения. Также в качестве проблем можно выделить проводимый налоговый маневр, из-за которого компании резко снизили инвестиции в обновление производств.

В числе положительных тенденций развития нефтеперерабатывающей отрасли – увеличение в два раза за последние десять лет количества установок гидрокрекинга и замедленного коксования. Кроме того, появилось восемь независимых НПЗ, улучшилось качество дизельного топлива и бензина.

С 2016 года отечественные предприятия вырабатывают автобензины и дизельное топливо только стандарта Евро-5. Причем если в Европе для перехода моторных топлив на такой уровень потребовалось десять лет, то в России – всего три года. В настоящее время достаточно успешно решается вопрос импортозамещения катализаторов, что приобретает особую важность в условиях высокой зависимости от зарубежных закупок по некоторым видам данной продукции.

Автор: ИРИНА ФИЛИМОНОВА, ИРИНА ПРОВОРНАЯ, ВАСИЛИЙ НЕМОВ, ЮРИЙ ДЗЮБА, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск

Читайте также: