Нечестность и неискренность утаивание информации обман или попытка обмана сообщение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ, СТРАТЕГИИ ВЫХОДА И ТИПОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ

Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

Теперь осталось научиться жить на земле, как люди
Бернард Шоу

Конфликты присутствуют во всех сферах нашей жизни, где есть другие люди (семья, друзья, работа, общественные места и злободневные поликлиники). Любой конфликт сопровождается эмоциями, часто очень даже высокими по силе (гнев, обида, злость, стыд, вина, боль, страх). В основе конфликта лежит несоответствие ожиданий и действий, мотивов и установок людей. Каждый смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому исходя из нее.

Причины возникновения социальных конфликтов

Существуют два основных типа причин возникновения конфликтов:

1) объективные причины (обусловливающие возникновение организационно-управленческих конфликтов);

2) субъективные причины (вызывающие социально-психологические и личностные конфликты).

К числу объективных причин конфликтов можно отнести обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию пред конфликтной ситуации. Как правило, ей предшествуют объективные причины, которые могут быть реальными или воображаемыми (выступающими поводом к эскалации конфликта).

Субъективные причины возникают лишь в процессе трансформации пред конфликтной ситуации непосредственно в конфликт. Это связано с тем, что на предконфликтной стадии у каждого участника имеется альтернатива выбора либо конфликтного, либо неконфликтного способа разрешения возникших разногласий. Одни и те же условия могут привести к серьезным конфликтным действиям для одной из сторон, а для противоположной оказаться не столь очевидно конфликтогенными.

В качестве наиболее важных субъективных причин возникновения конфликта выступают социально-психологические: например, потеря и искажение информации в межличностных и межгрупповых коммуникационных процессах. Ни один человек практически не в состоянии передать информацию другим без каких-либо искажений. Иногда такое искажение может быть только интонационным, но тем не менее привести к серьезному конфликту.

Еще одна причина межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же человек обычно оценивает свои результаты по сделанному, сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Межличностные конфликты

Проблемы межличностного взаимодействия являются одними из самых актуальных причин возникновения конфликтов. Даже самый неконфликтный человек может быть вовлечен в сложный затяжной конфликт с серьезными негативными последствиями, если его действия будут расценены как угроза для безопасности и комфорта окружающих, или стать причиной перераспределения ресурсов. Поэтому реалистичная оценка целей, потребностей и интересов окружающих может послужить важной основой для формирования эффективной модели взаимоотношений с окружающими людьми и облегчить взаимопонимание и обеспечить мирное сосуществование сторон.

Всем нам хорошо известно, что любые эмоциональные нарушения, вызванные взаимной неприязнью, различием темпераментов или черт характера, непосредственно сказываются на деловом климате, ухудшают взаимоотношения в социальных группах, вызывают взаимные обиды и разного рода конфликтные ситуации. Это в большей степени определяется настроением каждого конкретного человека, наличием или отсутствием у него в данный момент эмоционального и психического равновесия. Кроме того, для каждого из нас существуют свои собственные интеллектуальные и нравственные границы, используя которые мы оцениваем поведение и поступки окружающих нас людей. При этом далеко не каждый человек может игнорировать обидные слова, высказанные в его адрес, или сдержать свой гнев и возмущение, пытаясь следовать рациональной модели поведения, и проявлять терпимость и понимание к окружающим.

В настоящее время не существует единого определения понятия межличностного конфликта, поскольку в процессе всего развития и эскалации он приводит к обострению внутриличностных противоречий. Тем не менее он обладает некоторыми специфическими чертами :

1) конфликтное противоборство разворачивается под влиянием личных мотивов конфликтующих сторон;

2) проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;

3) может быть вызван всей совокупностью причин (общих и частных, объективных и субъективных);

4) в процессе развертывания межличностных конфликтов противоборствующие стороны как бы проверяют способности друг друга, пытаются помериться интеллектом, силой воли и другими личностными качествами;

5) сопровождаются повышенным эмоциональным фоном и усилением уровня психологической напряженности, затягивает в конфликт все аспекты взаимодействия конфликтующих сторон;

6) воздействует (чаще всего негативно) на интересы и потребности окружающих.

Причины межличностных конфликтов

Причины возникновения межличностных конфликтов имеют разнообразное происхождение, в то же время можно привести пять основных типов причинных факторов, вызывающих межличностные конфликты: информационные, поведенческие, отношенческие, ценностные и структурные.

1. Информационные факторы возникновения конфликта обусловлены тем, что одна из сторон считает неприемлемой определенную информацию, непроверенная информация или сведения, которые могут нарушить конфиденциальность или оскорбить ценности или достоинство одной из с торон, участвующих в конфликте и т. п.

2. В числе наиболее распространенных поведенческих факторов следует выделить непредсказуемость, грубость, эгоистичность и другие негативные личностные качества, проявляемые одной из противоборствующих сторон и кажущиеся неприемлемыми другой. В этом случае сторона, провоцирующая конфликт, обнаруживает стремление к превосходству, выражает повышенную агрессивность и демонстративное поведение. Эти факторы проявляются, если сторона воспринимает действия оппонента как угрозу собственной безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), разрушение своего авторитета, снижение социального статуса.

3. В числе отношенческих факторов можно выделить низкое качество взаимодействия участников конфликта, отсутствие обратной связи, несогласие одной из сторон со сложившимся положением вещей и перспективой его дальнейшего развития.

4. Ценностные факторы возникновения конфликта часто основаны на наличии или отсутствии в наших действиях определенных принципов, которые могут нарушаться как вполне сознательно, так и бессознательно. Если практикуемые принципы не отвечают ожиданиям окружающих, это приводит к возникновению ценностных конфликтов.

5. Структурные факторы представляют собой достаточно стабильные объективные условия, наличие которых не зависит от нашего желания и изменение которых находится в н е сферы нашего влияния. Для преодоления таких объективных факторов требуется привлечение серьезных материальных, физических, интеллектуальных и других видов ресурсов. При этом следует отметить, что структурные факторы сопровождают развитие любого межличностного конфликта.

Конфликтогены.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены ("способствующие конфликту").

Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогена

Форма проявления

Прямое негативное отношение

Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм

Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание

Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах

Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения

Нечестность и неискренность

Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека

Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека

Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Схема показывает, что для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку конфликтогенов. Отсюда непосредственно вытекают первые два правила из числа приводимых ниже.

Правила бесконфликтного общения

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.

И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов. Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

Стратегии выхода из конфликта

Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, скатываясь до привычной нам цепи реакций. Мы можем считать их естественными, однако многие из этих "естественных" реакций на деле просто привычки, полученные в раннем детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт сходным образом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких "конфликтных привычек".

Уход или избегание или игнорирование. Человек всячески избегает кон­фликта, старается в любых ситуациях сделать вид, что ничего не произошло; такой человек часто говорит, что считает себя неконфликтным, что у него почти не бывает конфликтов.

Конфронтация (подавление) или уступка. Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть и чувство вины, а проигравший выиграл обиду. Уступающий может длительное время пренебрегать своими потребностями.

Компромисс. Это когда можно что-то поделить поровну. Минус данного способа заключатся в том, что обычно человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, что не получил. Нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами - уже достижение.

Сотрудничество. Для многих наличие победителя автоматически означает наличие побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Этот вариант хорош тем, что каждому участнику можно выиграть сто процентов, а может быть, и сто пятьдесят. Конечно, выход найти не так просто, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.

Технология разрешения конфликтов

Большую помощь в разрешении конфликтов может оказать владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - это значит:

* устранить конфликтную ситуацию,

Вторая формула конфликта

Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная формула дополняет первую формулу, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.

Правило 1. Конфликтная ситуация - это то, что надо устранить.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п.

Каждый из нас знает, что такое ложь и неискренность. Порой в ходе общения какое-то седьмое чувство подсказывает нам, что что-то не в порядке. Мы не понимаем в чем дело, а спустя время, удостоверившись в ненадежности информации, ненадежности человека, ругаем себя, почему не доверились своей интуиции. Ведь как-то же мы определили, пусть даже неточно, неискренность собеседника. В деловомобщенииобман — довольно распространенное явление. В этой области как нигде для человека особо актуально достижение выгодного результата, благоприятного для него исхода, поэтому иногда он вынужден прибегать к той или иной форме обмана.

Для кадровика, специалиста по кадрам крайне важно уметь распознаватьнеискренность и ложь в словах, поведении и потенциального работника на собеседовании, и давнишнего сотрудника компании, пытающегося в который раз придумать объяснение своего опоздания, и др.

Как определить и выяснить, лжет вам соискатель (сотрудник, коллега) или нет?

Почему же все-таки люди прибегают к несвойственному им изначально поведению? Поняв истинные причины лжи, вы сможете успешнее взаимодействовать со своими подчиненными.

Особенно ярко ложь проявляется при столкновении противоположных интересов, в ходе конкуренции, соперничества, когда результат, в частности, достигается при помощи уловок, нечестных ходов, введения в заблуждение соперника, искажения образа противника.

Несомненно существуют ситуации, когда ложь является оправданной. Например, в период кризиса (политического, экономического и т.п.), когда правдивая информация может привести к негативным последствиям. Оправданной можно назвать безобидную, незначительную ложь, не наносящую ущерба. Ложь, обусловленная обязательствами по сохранению какой-либо информации в тайне также, зачастую находит оправдание в обществе.

В конфликтной ситуации человек стоит пeред выбором: сохранение (даже пусть только перед собой) образа честного и справедливого человека или же выгода как материальная, так и нематериальная (престиж, положение и др.) от победы в конфликтной ситуации. Часто выбор делается в пользу последней.

Часто определенная профессиональная деятельность предполагает наличие лжи. Например при соблюдении правил этикета человек сталкивается с альтернативой: сказать правду и вызвать негативные последствия, отношения или солгать без последствий и избежать подобных реакций.

Конечно же, нельзя делать такие выводы по какому-то одному признаку. Установлено, что распознавание лжи возможно на следующих уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты). На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно. На вербальном уровне — проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.

Можно ли подделать язык тела и другие компоненты поведения, которые могут выдавать ложь?

Специалисты по невербальным средствам коммуникации говорят, что нет, а если удается, то это приводит к несогласованности между вербальными проявлениями и невербальными, что сразу бросается в глаза и свидетельствует о неискренности. Например, считается, что раскрытые ладони — признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микросигналы проявляются на доли секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микросигналам относятся искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях вы чувствуете, что что-то не так, но не можете понять, что именно.

Психофизиологические симптомы лжи

Большинству людей, как мы уже отмечали, врать труднее, чем говорить правду. Этим и объясняется отличающееся от обычного поведение человека, который врет. Он часто меняет свою позу, не может усидеть на одном месте. Его жестикуляция становится более активной, он может совершать множество ненужных движений руками, поэтому по внешним проявлениям можно без особого труда обнаружить волнение человека. Человек, говорящий неправду, часто:

Вербальные сигналы, выдающие ложь

1. Если ваш партнер уклоняется от объяснения каких-то конкретных фактов, ссылается на отсутствие информации, при условии, что эти темы и вопросы не относятся к тем, которые вызывают у него неприятные ощущения и воспоминания.

  • Я не хочу говорить об этом.
  • Что-то не могу припомнить.
  • Я не вижу смысла в этом обсуждении.
  • Не знаю даже, как ответить вам на этот вопрос.
  • Не задавайте мне таких глупых вопросов.
  • Не подозревал, что Вы думаете обо мне именно так.
  • Я вам клянусь здоровьем своих детей, родителей.
  • Да пусть я провалюсь на этом месте, если совру.
  • Вы должны, Вы просто должны мне верить.
  • Это так же верно, как.
  • Клянусь богом, я говорю правду, поверьте мне, Вы не можете не поверить.
  • Вы не можете сомневаться в том, что я говорю правду, я Вас знаю, Вы всегда за справедливость.

3. Ваш собеседник пытается вызвать у вас симпатию, доверие, жалость, ссылаясь на факты, которые ранее не имели никакого значения, старается расположить к себе, хотя отношения никогда не предполагали особой близости.

  • Вы же знаете, я человек честный.
  • Вы же знаете меня, как никто другой, я не способен обмануть.
  • Ну вот кто-кто, но чтобы я.
  • У меня такие же проблемы, как у вас, но чтобы.
  • Кто-кто, а вы меня поймете, я уверен.
  • Да я вообще вам ничего не должен отвечать!
  • Знаете что!
  • Да как вы могли подумать, как вам не стыдно!?
  • Я не хочу с вами после этого даже разговаривать!
  • Меня бесит то, что вы говорите, я возмущен до глубины души!
  • Что бы вы со мной так обращались, да я не допущу такого.
  • Вы думаете вы такой умный, вам все можно!?
  • Вот видите, все как я говорил.
  • Я так и знал.
  • Вы меня уважаете?
  • Да, вы человек серьезный.
  • Я в этом совсем не уверен.

В общении, в частности, когда дело касается переговоров, собеседники имеют представление о том, что предстоит им говорить, как предстоит отвечать на возможные вопросы с вашей стороны. Соотношение сложно организованной лжи с правдой заранее рассчитано. Поэтому, чем тщательнее партнер подготовился к встрече с вами (и если у него просто была возможность для этого), тем выше вероятность того, что при наличии лжи вам не удастся ее распознать.

Далее. Обращайте внимание на то, о какой информации идет речь, т.е. кто именно ответственен за нее. Если ответственность за ложные факты несет другое лицо, например, вышестоящий по должности, то говорящий будет чувствовать себя более уверенно, т.к. это уменьшает его чувство вины.

Если перед собеседником стоит задача не исказить информацию, а просто скрыть, то вам будет труднее это обнаружить. Поэтому при малейших подозрениях о недосказанности или наличии иных подробностей, постарайтесь быть бдительным. Следите за поведением партнера, его реакцией на ту или иную обсуждаемую тему, отмечайте, чего избегает ваш собеседник, задавайте наводящие вопросы.

Факторы, облегчающие диагностику лжи

Если вашему собеседнику необходимо скрыть истинные чувства, проявившиеся в данный момент разговора, а не информацию, ему будет труднее это сделать. Мало того, что ему придется управлять своим эмоциональным состоянием, что не у каждого получается блестяще, ему необходимо будет еще скрыть его под маской другой эмоциональной реакции. Такое расхождение при вашем желании обнаружить довольно легко.

Сильное влияние оказывает значимость лжи для лгущего. Чем больше значимость лжи для партнера, тем больше человек хочет солгать, тем больше его будет волновать его поведение, тем больше он будет себя контролировать, и тем более явными будут рассогласования между вербальными, невербальными признаками, например, словами и действиями, жестами и мимикой, лицом и интонациями.

Как подготовиться к обману?

Если вы подозреваете, что ваш собеседник вам лжет, проделайте следующее:

  • смотрите на него в упор, с выражением сомнения в правдивости информации, которую он доносит до вас;
  • задавайте ему прямые вопросы, глядя в глаза, и наблюдайте его реакцию;
  • попробуйте с яркой, но легкой иронией реагировать на некоторые его заявления;
  • как можно больше проявляйте свое эмоциональное состояние, активно используйте мимику, жестикуляцию, чтобы вызвать у партнера ответную реакцию;
  • поверните свои ладони вниз;
  • сделайте так, чтобы ваш собеседник чувствовал себя некомфортно, в частности, посадите его спиной к открытому пространству;
  • попробуйте пару раз его перебить неожиданным вопросом, тем самым не дав ему выразить свое ложное высказывание до конца и застав его врасплох, попросив его немедленно ответить на заданный вопрос;
  • подходите к партнеру, нарушая его личное пространство, заходя за рамки его интимной зоны.

Для большинства людей говорить ложь гораздо труднее, чем говорить правду. Поэтому внутренний конфликт лжеца находит свое отражение в его внешнем поведении, которое он изо всех сил пытается контролировать, в психофизиологических проявлениях, которые предательски говорят нам, что человек крайне взволнован и напряжен — в словах и высказываниях лжеца, которые так часто непоследовательны, сбивчивы и порой неадекватны. Будьте внимательны, но не стоит становиться маньяком, подсчитывающим количество морганий и капелек пота на лбу. Быть может, человек волнуется совершенно по другому поводу, и сейчас ничего не остается сделать, как просто дать ему успокоиться и прийти в себя. В конце концов, ваши сотрудники и подчиненные — это люди, которым свойственно не только ошибаться.

Свойственна ли вам хитрость?

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения. В настоящей теме практикума мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, которые были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов.

Формулы конфликта

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены — это слова, действия (ИЛИ отсутствие действий), которые могут привести к конфликту

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации,то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

КФГ1 --- КФГ2 — КФГ3 --- ,

где КФГ1 — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д. -

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 КФГ1, КФГ3 КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.



События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема








Рубрики

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Психическое здоровье

Как возникают конфликты и нужно ли избегать конфликта?

В КАКОЙ СРЕДЕ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ

Конфликт возникает только в том случае, если все потенциальные участники готовы его поддерживать. Например, если вы торопитесь, то ни за что не станете участвовать в споре.

Необходимым условием возникновения конфликта является наличие конфликтогенов — действий или высказываний, которые могут обидеть. Существует несколько типов конфликтогенов:

• Прямое негативное отношение — приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм.

• Снисходительное отношение — унизительное утешение, унизительная похвала; упрек; подшучивание.

• Хвастовство — восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах.

• Менторское отношение — категори чные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения.

• Нечестность и неискренность — утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляция сознанием человека.

• Нарушения этики — нечаянно причиненные неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил, не проявил внимания); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека.

• Регрессивное поведение — наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания.

Помните: чем больше конфликтогенов, тем выше вероятность конфликта. Если же вести себя сдержанно, ссору вполне можно предотвратить. Главное — не поддаваться на провокацию! Соблюдайте три правила — и конфликты в вашей жизни будут возникать значительно реже:

• избегайте конфликтных ситуаций и конфликтных людей;
• не используйте конфликтогены;
• не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

ФАЗЫ КОНФЛИКТА

• Начальная фаза — 92%;
• Фаза подъема — 46%;
• Пик конфликта — менее 5%;
• Фаза спада — около 20%.

Понятно, что конфликт лучше всего гасить в зародыше…

Существует множество классификаций конфликтов, но наиболее целесообразно разделить последние на конструктивные и деструктивные. Не потому, что это проще, а потому, что такая классификация позволяет влиять на исход спора. Если вам удастся превратить деструктивный конфликт в конструктивный, вы перестанете быть его участником и сможете взглянуть на ситуацию со стороны. Перестав эмоционально реагировать на выпады оппонента, вы проанализируете причины ссоры и предложите конструктивное решение. В результате конфликт разрешится.

НУЖНО ЛИ ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТА?

Помните, что противоречие — это невыявленная возможность. Например, если в вашу аптеку пришел покупатель с явным намерением поругаться, попробуйте подойти к его проблеме конструктивно. Не исключено, что он уйдет не с пустыми руками, а вы приобретете постоянного клиента.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ПОТЕРЯМИ:

• ОСОЗНАНИЕ КОНФЛИКТА — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ;

• ПОПЫТАЙТЕСЬ УСТРАНИТЬСЯ ОТ УЧАСТИЯ В КОНФЛИКТЕ;

• ЕСЛИ СПОРА ИЗБЕЖАТЬ НЕ УДАЛОСЬ, НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО И БЫСТРО, ЧТОБЫ ЛИКВИДИРОВАТЬ КОНФЛИКТ ДО ТОГО, КАК НАСТУПИТ ПИК;

Читайте также: