Наземное сообщение с норильском

Обновлено: 04.07.2024

Норильская железная дорога — одна из самых крупных и самых северных в мире изолированных железнодорожных сетей. Она находится в Норильском промышленном районе на территории Красноярского края.

В июне 1936 г. началось строительство более крупной узкоколейной линии, соединяющей поселок Норильск с портом Дудинка на Енисее. 17 мая 1937 г. строители встретились на мосту через реку Далдыкан. Протяженность железной дороги составила 114 км. Первый поезд по направлению Дудинка — Норильск прошел по ней уже 18 мая.

Насыпь, которая была сделана местами изо льда, начала вскоре разрушаться, и в июне 1937 г. движение по железной дороге прекратилось. К зиме было подготовлено земляное полотно, и узкоколейная железная дорога вступила в постоянную эксплуатацию. Поезда из Дудинки в Норильск стали идти быстрее — на прохождение всего пути требовалось около суток (вместо трех, как раньше), а при хороших погодных условиях — 10—12 часов.

С 31 октября 1938 г. железная дорога Дудинка — Норильск — Валек стала называться Норильской железной дорогой. 1 июня 1939 г. было официально открыто регулярное пассажирское движение. К январю 1940 г. дорога имела 13 железнодорожных станций, 11 поездных паровозов, 16 маневровых паровозов и два паровозных депо (Норильское и Дудинское). На дороге работали 68 машинистов. В феврале 1940 г. строительство Норильской железной дороги было объявлено законченным и создана комиссия по приемке и сдаче в эксплуатацию.

Маломощная узкоколейная железная дорога не могла справляться с возрастающим объемом перевозок для гигантского предприятия, поэтому в июне 1940 г. были начаты работы по строительству железной дороги широкой колеи (1 520 мм) Норильск — Дудинка.

В августе 1941 г. рядом с Норильском начал действовать первый участок железной дороги широкой колеи протяженностью менее 5 км. В 1942 г. один из небольших ширококолейных участков на рудниках к от Норильска был электрифицирован. В июне 1942 г. по Норильской железной дороге пошли тяжеловесные поезда. В 1943 г. пропускная способность дороги выросла: иногда по ней проходило до 14 пар поездов в сутки. Осенью 1944 г. приступили к разработке проекта по электрификации железной дороги. В 1944 г. протяженность линий Норильской железной дороги, включая многочисленные ветки к рудникам и заводам, составляла 216 км.

В 1949 г. узкоколейную железную дорогу Норильск — Валек демонтировали и по бывшей железнодорожной насыпи проложили автодорогу.

В июле 1950 г. первый поезд прошел по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 г. в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. В 1953 г. было остановлено движение на узкоколейной дороге Норильск — Дудинка, к 1955 г. был завершен ее демонтаж. За 17 лет существования дороги по ней перевезли больше 22 млн т грузов.

Норильская железная дорога не должна была надолго остаться изолированной. В 1948 г. началось строительство Трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. В было сооружено здание вокзала на станции . Однако в 1953 г. наполовину готовая железная дорога Салехард — Игарка была заброшена.

Тогда же, в 1957 г., начали курсировать электропоезда. В 1959 г. был закончен перевод пригородного пассажирского движения с паровой тяги на электрическую. В 1960 г. все грузовое движение на участке Кайеркан — — Западная с ответвлением до было окончательно переведено на электротягу. Вступила в строй первая очередь электровозного депо в Кайеркане. Кроме того, на Норильской железной дороге появились первые тепловозы.

В феврале 1963 г. была закончена электрификация железнодорожного участка Кайеркан — Алыкель. К концу июля 1965 г. на Норильской железной дороге всего было электрифицировано 105 км железнодорожных путей. Половина всех грузоперевозок осуществлялась электровозами и тепловозами.

29 марта 1966 г. для движения грузовых поездов открылась железная дорога Норильск — Талнах.

В 1967 г. началось движение пассажирских поездов к новому аэропорту Алыкель.

28 декабря 1978 г. на Норильской железной дороге был достигнут годовой грузооборот в 1 млрд тоннокилометров. В 1988 г. развернутая длина путей Норильской железной дороги составляла 587 км, из них 215 км были электрифицированы.

Дорога Красноярск – Алыкель — Норильск

Второй способ добраться до Норильска – это речным путем по реке Енисей на теплоходе. Путь не близкий и занимает то 4 до 7 дней. Но если никуда не торопитесь, можно проплыть и полюбоваться красотами сибирской природы. Правда, воспользоваться им можно только летом.

Ну и последний, третий путь – это по северному морскому пути из Мурманска, но это не самый лучший вариант, хотя и круглогодичный.

Осень в тундре

Улетала я в конце сентября. В Красноярске на тот момент ещё было тепло и солнечно.Полет занял примерно два с половиной часа. Всю дорогу землю не было видно, её прятал плотный покров облаков. Тогда я первый раз летела на самолете и ещё не могла себе представить, сколько мне придется летать потом.

Когда самолет начал снижаться, стало видно землю. Более унылого пейзажа я ещё не видела. Тундра вокруг аэропорта была серой и мертвой. Но это было только начало. Сам аэропорт Алыкель оказался вполне приличным для маленького заполярного города. Недавно его реконструировали, а до этого, по словам местных, он очень походил на сарай. По прилету все пассажиры проходят паспортный контроль. Раньше город был закрытым, и попасть в него можно было только по официальному приглашению родственников или друзей. Сейчас попасть в город может любой желающий.

От аэропорта до самого Норильска около 50 км. Добраться можно тремя видами транспорта. Первый – это такси. Стоить будет примерно 1200 рублей. Второй – это маршрутное такси (газель на 9-10 посадочных мест). Стоимость 350 рублей. И последнее – это автобус. Стоит 30 рублей, но его придется порядком подождать.

Вообще на территории Норильского промышленного района находится три завода: Надеждинский металлургический завод, Никелевый завод и Медный завод. Они окружают Норильск с трех сторон. Поэтому не менее двух раз в неделю город накрывает газовое облако с одного из заводов. Прожив немного в городе, начинаешь отличать, с какого именно завода газ: по запаху и характерному привкусу во рту.

Никелевый завод и озеро Долгое

Никелевый завод и озеро Долгое

И вот спустя примерно час, наш автобус въехал в город. Все междугородние автобусы приезжают к автовокзалу. Автовокзал в Норильске меня удивил своими размерами и обустроенностью. Там всё сделано для людей. Здание имеет три этажа, где на первом этаже расположились и магазинчики, и кафе, и аптека, и даже фонтан. Там же располагаются выходы к платформам, оборудованные телевизорами, чтобы пассажиры могли дожидаться свой автобус в помещении, а не на улице. На втором этаже находится городской многофункциональный центр, где можно воспользоваться услугами паспортного стола и регистрационной палаты. На третьем этаже находится отделение миграционной службы города.

Город 69 параллели

Теперь расскажу немного про сам город. Вообще Норильским промышленным районом является группа населенных пунктов. Они называются районами. Норильск – это центральный район. Так же есть Кайеркан, Оганер, Талнах и небольшой поселок Снежногорск.

Норильск довольно-таки маленький и очень компактный город. В первую очередь это связано с климатом. Дома строили близко друг к другу, чтобы не приходилось пешком преодолевать большие расстояния по городу во время метели. Самая неожиданная вещь в расположении домов – это наличие маленьких, узких проходов между рядом стоящими домами. Они также сделаны по климатическим соображениям, чтобы в метель и пургу не обходить дома.

Центральная улица Норильска – Ленинский проспект. Он тянется практически через весь город от площади Металлургов до Октябрьской площади.

Вот какой он, Ленинский проспект

Вот какой он, Ленинский проспект

Помимо Норильска, есть ещё Талнах, Кайеркан и Оганер. Там цены на жилье ниже, особенно в Кайеркане.

Высотка, стоящая на сваях

Высотка, стоящая на сваях

Когда мы переехали в Норильск в 2008 году, больше всего нас поразило, что на тот момент однокомнатная квартира стоила так же как шуба – около 80-100 тыс. рублей. Сейчас цены на квартиры намного выше. Одна из причин их повышения – в городе не строится новое жилье.

Прогуливаясь в первые дни своего пребывания по городу, я просто была шокирована техническим состоянием многих зданий. Начиная от трещин на домах размером с кулак, до домов-призраков, как я их называю. Дома-призраки – это дома, предназначенные для сноса. Основной причиной, приводящей дома к аварийному состоянию, является подвижка почвы под домом, так как все дома в городе стоят на вечной мерзлоте, на сваевых основания. Жилфонд города очень старый, поэтому каждый год всё новые и новые дома, и подъезды в домах приходят в аварийное состояние.

Дом-призрак

Ценовая политика в городе

Первый ценовой шок на продукты меня ждал в преддверии 2009 года. Это были цены на овощи. Килограмм огурцов стоил 500 рублей. Цены на продукты — это одна из больных тем города. К примеру, хлеб стоит в среднем 50-52 р. за булку, молоко – 55 р. за пакет. Цены на хлебобулочные изделия в городе самые высокие из всех, что я когда-либо видела. Но то же мясо стоит в среднем так же, как и в других городах России, с одной только оговоркой, что в городе нет свежей свинины или говядины. Всё мясо привозят замороженным, а если вы видите надпись охлажденное, то, скорее всего, его просто уже разморозили.

Хоть Норильск и не большой, но пешком по нему не находишься. И тут можно воспользоваться услугами общественного транспорта. Основной транспорт – это автобусы. Есть автобусы коммерческие — это обыкновенные автобусы марки ПАЗ или просто ПАЗики. Стоимость проезда в них 20 р. по городу и 30 р. межгород. Городские автобусы ходят по кругу по трем основным улицам города.

Климат

Метель – это, наверное, самое неприятное в этом северном городе. Первая моя зима началась 10 октября. Выпал первый снег и уже больше не растаял. Высота сугробов зимой достигает человеческого роста, а в тундре ещё выше. Температура бывает опускается ниже 50 градусов. Но не столь страшны морозы. Самое неприятное – это ветер. Когда на улице минус 30 и дует ветер в 10 м/с, туда лучше не соваться. Правда, на работу идти всё равно приходится. А если ещё работаешь на заводе за городом, то частенько приходится добираться до места назначения колоннами из автобусов, впереди которых едет снегоуборочная техника.

Я больше всего не люблю весну в Норильске. Ветра усиливаются и дуют практически постоянно. Снег начинает таять, образуя ледяную корку, по которой просто невозможно ходить. Кстати, один из плюсов города — коммунальные службы. Работают они просто замечательно. Чуть только выпадает снег, на улицах сразу появляются снегоуборочные машины в большом количестве и не исчезают уже до лета. Дороги постоянно посыпаются, правда, не песком, как в большинстве городов, а шламом. Шлам — это бросовый материал, который остается после переработки руды.

После короткой весны наступает не менее короткое лето. Температура летом максимум поднимается до 35 градусов, но это большая редкость. В среднем летняя температура около 20 градусов. В это время наступает полярный день. Солнце не скрывается за горизонтом, и ночью, без плотных штор, спать просто невозможно.

Вот и пришел в город полярный день

Вот и пришел в город полярный день

Летом город оживает. Начинает зеленеть трава, и кое-где зацветаю цветы. Но самое интересное происходит за городом, в тундре. Как оказалось, на севере всё-таки есть деревья. Правда, это в основном лиственницы и березы. Дорога из Норильска в Талнах летом становится живописнейшим местом. Вдоль дороги располагается множество баз отдыха, где горожане проводят выходные, гуляя по тундре и любуясь красотами короткого лета. Одно из красивейших мест, где мне удалось побывать – это база отдыха на озере Лама. Правда, плыть до неё на катере 6 часов.

Красота озера Лама

Красота озера Лама

Жизнь в городе

Оказавшись в Норильске, я и представить себе не могла, насколько там интересные жители. Норильск собрал в лице своих горожан всю географию России и ближнего зарубежья. Как я уже говорила, в Норильск приезжают в основном на заработки, поэтому стариков здесь очень мало. Все граждане, достигшие пенсионного возраста и имеющие жилье на материке, стараются по возможности уехать из Норильска. Кроме этого, в городе действуют программы для населения, помогающие людям перебраться в теплые края. Люди в Норильске очень доброжелательные и радушные. Хотя когда знакомишься с ними поближе, понимаешь, что каждый живет в своем маленьком замкнутом мире, таком же, как и этот маленький городок.

Инфраструктура

Когда в нашей семье встал вопрос о детских садах, оказалось, что в Норильске с ними не всё так плохо. Детских садов довольно-таки много и расположены они чуть ли не в каждом втором дворе города. Очередь в сады, конечно, есть, но куда без этого. Хотя большинство детей к 3 годам уже попадают в тот или иной детский сад. В последнее время администрация города совместно с руководством компании Норильский никель вплотную подошла к полной ликвидации очередей, в связи с чем в городе было построено три новых вместительных детских сада.

Новый детский сад в Норильске

Новый детский сад в Норильске

Медицина, как и везде в России, является одной из главных проблем города. И в основном это связано с нехваткой квалифицированных специалистов. Единственное медучреждение, оставившее у меня о себе хорошее впечатление – это родильный дом. И персонал там замечательный, и внимательный, и само здание в отличном состоянии. Конечно, в городе есть и больница, и две взрослые поликлиники, и детские поликлиники, и все они благодаря финансированию Норильского никеля в хорошем состоянии.

Погостили в Норильске, пора и домой

Новый переезд был труднее. Мы с мужем бросили высокооплачиваемые работы, продали квартиру, что после повышения цен оказалось не таким простым занятием. Приехав в Норильск с одной сумкой, уезжать обратно нам приходилось с большим количеством коробок.

Абакан – наш новый дом

Следующим городом для проживания мы выбрали Абакан, столицу республики Хакасия. Вещи отправили транспортной компанией, и обошлось нам это около 40 тысяч. Самолеты из Норильска до Абакана летают напрямую, поэтому долго скитаться и путешествовать нам не пришлось. Выбор на этот город пал по нескольким причинам. Во-первых, опять же волей случая, подвернулась возможность устроиться на хорошую работу. Во-вторых, после Норильска нам не хотелось жить в большом и шумном мегаполисе, а хотелось тишины и спокойствия. В-третьих, после серых пейзажей Норильска хотелось зеленых деревьев и голубых рек. Ну и четвертое – рядом живут родственники и друзья.

Новый район Абакана

Новый район Абакана

По сравнению с Норильском, город занимает большую территорию. Это связано с наличием протяженного частного сектора. Город неофициально делится на несколько районов:

  • Красный Абакан – частный сектор с дорогими коттеджами и дешевыми домишками.
  • Космос – район, имеющий славу бандитского, он слегка удален от цента Абакана.
  • МПС – район с частным сектором и высотными зданиями, расположенный с южной стороны железной дороги.
  • Юго-западный – район с типовыми высотками, расположенный рядом с МПС.
  • Гавань – район, расположенный вдоль набережной реки Абакан. Живут в этом районе в основном пенсионеры, так как он самый старый в городе.
  • Центр – район с основным скоплением высотных зданий, офисов и магазинов.
  • 4 микрорайон – район, расположенный на севере города. На данный момент самый новый и активно застраивающийся район.

Даже весной Преображенский парк в 4 микрорайоне радует глаз

Даже весной Преображенский парк в 4 микрорайоне радует глаз

Цены на недвижимость, как и во всех остальных городах России, во многом зависят от района. Так, в 4 микрорайоне однокомнатную квартиру можно приобрести за 2 млн.р, в то время как аналогичная в районе МПС обойдется в 1,6 млн.р.

Добраться из одного района в другой можно несколькими видами общественного транспорта.

  1. Автобус. Проезд на коммерческом автобусе без льгот обойдется в 14 р. Автобусов очень много, но добраться в некоторые части города на них нереально. С муниципальными автобусами дела обстоят ещё хуже. Стоимость билета чуть ниже, но чтобы дождаться его, потребуется большое количество времени.
  2. Такси. Стоимость такси зависит от места назначения. В среднем – это 100-150 р.
  3. Троллейбусы. Стоимость проезда 12 р., но добраться на них можно так же не везде.

Где же работа?

Новый спортивный комплекс Абакан

Новый спортивный комплекс Абакан

Больше всего нас подкупило в этом небольшом и спокойном городке:

  • огромное количество зеленых насаждений, парков, красивых аллей и цветов;
  • Возможность на выходные выбраться на природу, поближе к водоемам;
  • Лето здесь начинается уже в мае, а зима наступает в ноябре;
  • Температура летом большую часть времени превышает +20 градусов;
  • Большое количество интересных достопримечательностей и исторических мест.

В заключение своей истории переездов хочу сказать. Если вы молоды, одиноки, полны творческого потенциала, у вас нет ничего за душой — можете рвануть на крайний север, к суровому климату и возможности немного подзаработать. Но помните, что нет ничего дороже вашего здоровья и возможности наслаждаться жизнью каждую минуту!

Аэропорт Норильска

Норильск находится на полуострове Таймыр на северном рубеже Красноярского края. Удобнее всего добираться в этот далёкий край самолётом. Дорога будет максимально комфортной.

Попасть в Норильск можно из:

  1. Санкт-Петербурга. .
  2. Екатеринбурга.
  3. Белгорода. .
  4. Диксона.
  5. Самары.
  6. Новосибирска.

Аэропорт расположен в 50 км от города по адресу ул. Нансена,64. Каждые 2 часа от автовокзала в аэропорт ходит автобус №33. Можно воспользоваться услугами маршрутных такси.

Это всё, что в редакции Фактрума знали о Норильске до того, как прочитали подборку мифов и фактов о нём. Зато теперь мы знаем всё, и это очень интересно!

© Gelio.livejournal.com

1. В Норильске всегда холодно

Миф. В Норильске холодно не всегда. Около 9 месяцев в году. Зима примерно с середины сентября до середины мая.

Так о чем я? А! Нет, холодно не всегда.

2. В Норильске не бывает лета

Миф. В Норильске лето бывает. Но недолго.

Обычно в июле. Дней десять, иногда неделю. Какое это лето? Жаркое: +30–32 °C.

Как правило, наступает лето резко.

За пару часов температура может подняться на 20 градусов. Например, с +12 °C. Все вокруг надевают шорты-майки, ходят с голыми бледными ногами, обмахиваются панамками. Ветер вообще не дует, асфальт плавится. Но никто не в обиде. Все терпят и стараются выскочить на улицу, подставить солнцу какую-нибудь часть тела.

Часто бывает, что лето пришло, пока ты был на работе. Идешь, значит, по улице в демисезонных сапогах, несешь куртку под мышкой, а народ навстречу голый и в шлепках. И если по сторонам посмотреть, то сразу понятно, кто с работы идет, а кто давно дома и даже уже позагорал.

Во дворах часто сугробы за лето так и не успевают растаять. И пласты льда остаются лежать до самых осенних дождей. Ты в босоножечках аккуратно по ним пробегаешь — и на солнечную сторону. Там все в порядке.

3. В Норильске зимой можно замерзнуть на улице

Правда. Зимой температура опускается до -50 °C. А для смерти от переохлаждения достаточно и -3 °C. Так чтода, в теории человек может замерзнуть насмерть при такой низкой температуре.

Но на практике жизнь в экстремальных условиях формирует особые правила поведения и нормы. У норильчан в этом смысле все четко, и с морозом никто не шутит.

В Норильске к тебе на улице обязательно подойдет незнакомый человек сообщить, что ты, похоже, отморозил щеку. Если видят, что кончик твоего носа белый, то обязательно скажут или даже потрут варежкой. Ну и, конечно же, совершенно чужого, абсолютно незнакомого, может, даже и неприятного подвыпившего человека ни за что не оставят на улице. Поведут в подъезд или магазин греться, или вызовут такси и отправят домой.

4. В Норильске не чистят снег во дворах

В Норильске это сугробы. Сразу. По колено и выше. И завтра снега выпадет еще столько же. И послезавтра. И так каждый день в ближайшие полгода. Снег не тает. Из-за низкой температуры и сильного ветра он становится плотным, жестким, трамбуется, слепляется не в комочки и снежки, а в снежнокаменные глыбы. Выпавший снег остается лежать во дворах. Чистят только дороги, тротуары, проходы к подъездам. После пурги это делает не дворник с лопатой, а здоровый трактор.

5. В Норильске не используют химические реагенты для борьбы с гололедом

Правда. В Норильске никто не знает, что такое химреагенты. Тут для борьбы со снегом и гололедом ими не пользуются. То есть вообще никогда.

Tourbina.ru

6. В Норильске все умеют кататься на лыжах и на коньках

7. В Норильске по улицам ходят олени

Миф. Не ходят. Оленей привозят вертолетом из тундры на праздник Большой Аргиш. Для красоты, создания атмосферы и пофотографироваться.

8. В Норильске едят сырую рыбу

Правда. Есть такое блюдо сагудай — делают его из сырой рыбы: сига, муксуна или омуля. Деликатес и объедение. Подают в лучших ресторанах города. Но, как ни пыталась я приобщить друзей-ненорильчан, они есть, а некоторые даже просто смотреть на него не могут. Это блюдо северной кухни. И оно совершенно не похоже, например, на японское сашими.

9. В Норильске нет деревьев

Миф. Деревья в Норильске есть. Это многочисленные деревья в квартирах горожан. Какие фикусы! А какие пальмы! А какие лимоны выращивают в офисах!

Что касается деревьев на улицах… ну, вообще-то, тоже есть. Просто это карликовые тундровые деревья. Выглядят они, скорее, как кусты. Так что наши деревья — это кусты на газонах.

10. Норильск похож на Питер

Правда (если ты романтик). Для того, чтобы увидеть, что Норильск похож на Ленинград — речь всегда шла именно об архитектуре Ленинграда, — нужно поехать на Октябрьскую площадь, зайти в арку одного из домов: Ленина, 1, или Ленина, 2 (они расположены друг напротив друга), смотреть на противоположную сторону и немного вверх и улыбаться.

11. В норильских домах нет подвалов

Здания в Норильске строят на бетонных сваях. Никто не копает котлован, соответственно, не бывает никаких цокольных этажей, подвальных помещений, у норильчан нет возможности хранить картошечку с лучком или велосипед в подвале дома.

И все-таки в Норильске есть два дома с самыми настоящими подвалами. Они построены в 50-е годы. Там были организованы настоящие бомбоубежища на случай войны.

© Gelio.livejournal.com

12. В Норильске не бывает несъедобных грибов

Правда. Так, по порядку. В Норильске, вернее, за городом растут грибы. Да, правда. Летом норильчане ходят в тундру эти грибы собирать. Тоже правда. В тундре не растут несъедобные грибы. Белых, подосиновиков, подберезовиков, впрочем, тоже не бывает. Но любую волнушку и сыроежку можно съесть.

13. В Норильск можно добраться только самолетом

Миф. Ерунда! Можно например, доехать на поезде из Москвы в Красноярск — 4165 км, трое суток. Потом из Красноярска на теплоходе до Дудинки — 1989 км, четверо суток. А уж из Дудинки рукой подать до Норильска на машине — 90 км, полтора часа. Правда, такое путешествие можно совершить только летом, когда на Енисее открыта навигация. Зимой теплоходы не ходят. Зимой — только самолетом. Лететь из Москвы 4 часа.

14. Зимой все время полярная ночь

Миф. Полярная ночь длится всего 45 суток. Начинается 30 ноября и заканчивается 13 января.

После полярной ночи еще 30 дней серых сумерек. А вот когда в феврале первый раз на 5 минут появляется солнце. О! Да! Вот тут-то и понимаешь все про полярную ночь! Понимаешь как же было паршиво, как сложно без солнца, какой невероятной мощи, оказывается, накопилась усталость.

Без солнца жить человеку очень тяжело.

И полярная ночь — это единственное явление природы, к которому организм не привыкает. То есть каждый год все тот же объем усталости, никакой привычки.

15. В Норильске зимой на улице люди едят мороженое

Правда. Да. Почему бы и нет. И в -24 °C и в -26 °C вполне можно съесть мороженое на улице. Но! Только если нет ветра. При ветре ничего не получится.

Norilsk1.ru

16. Летом, когда купаешься в озере, нельзя вставать на дно

Правда. Норильчане любят отдыхать на турбазах за городом. И все, конечно, знают, что даже в самый что ни на есть жаркий летний день на дне любого озера в тундре — лед. Вода успевает прогреться, и в ней можно плавать. Но дно остается ледяным. Так что на дно лучше не вставать. Все себе отморозишь.

17. Норильск никогда не спит

18. Зимой из города не выпустят на машине, если не предъявишь гаишнику лопату

Правда. Из Норильска в Кайеркан, который раньше был отдельным городом, а теперь официально считается районом Норильска, можно доехать на машине за 25 минут. Из Норильска в Дудинку за 1,5–2 часа. Дорога прямая, ровная, по обе стороны от дороги — ничего: равнина, снежная пустыня. И если вдруг задувает ветер и начинается пурга, эта снежная пустыня захватывает дорогу в считаные минуты. Переметы моментально скрывают асфальт, ориентиры исчезают, водитель теряет направление. Ехать дальше в этом случае нельзя. Машины останавливаются у обочины и ждут, пока за ними приедет трактор. Рано или поздно трактор появляется. Он прокладывает путь по заметенной трассе. Вот тут-то водителям и нужна лопата: пока стоишь в пурге, машину заметает до стекол.

19. Половину учебного года школьники не ходят на занятия

Правда. Речь о младших школьниках. Норильские метеорологи много лет назад создали специальную таблицу. В нее внесены показатели температуры воздуха и силы ветра, при которых детям опасно находиться на улице. Например, сама по себе температура -36 °C градусов совершенно безопасна. Но если при этом ветер 20 метров в секунду, ребенка из дома лучше не выпускать. Метеорологи смотрят в таблицу, и если показатели ветер/температура вызывают опасение, называют день актированным, или актировкой. Существует градация, по которой актировку объявляют для младших классов, для младших и средних классов, ну и когда совсем уж стихия бушует, в школу не идет никто.

21. Номера домов пишут на зданиях двухметровыми цифрами

Правда. Делают так потому, что в метель не всегда есть возможность подойти поближе рассмотреть номер. А огромные цифры видно издалека. Все панельные девятиэтажки Норильска пронумерованы так.

Читайте также: