Наука стран халифата 6 класс сообщение

Обновлено: 05.07.2024

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили учёных и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке. Интерес к постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было безграмотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке. Повсеместное использование арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению знаний в мусульманских странах. В период правления халифа аль-Валида бин Абд-аль-Малика (705–715) арабский язык был объявлен официальным языком мусульманского Халифата.

Большое внимание уделялось развитию арабской письменности и сохранению научного наследия. Книгоиздатели заботились о художественном и графическом оформлении книг, качестве бумаги и переплёта. Во всех областях мусульманского мира были основаны публичные и частные библиотеки, которые поддерживали тесные связи друг с другом. Труды, появлявшиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов в течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы. Тысячи книг, посвящённых толкованию Корана, хадисам Пророка, мусульманскому праву, арабскому языку, поэзии мусульманских народов, жизнеописаниям учёных и правителей, географии и прочим наукам, быстро достигали самых отдалённых городов Халифата.

Библиотеки служили не только для хранения и чтения книг. Они были местом научных собраний и дискуссий. В них переписывались труды учёных, в них писали и творили многие великие мыслители. Знания были достоянием общественности, и каждый желающий имел возможность воспользоваться услугами библиотек и получить доступ к ценным и редким трудам. Отсутствие цензуры, почтительное отношение к учёным, широкий доступ к знаниям — всё это способствовало бурному развитию общественной и научной мысли в Халифате, пробудило интерес к философии и естествознанию.

В период правления династии Аббасидов началась беспрецедентная по своим масштабам кампания по переводу научных и философских трудов с различных языков мира на арабский язык. Мусульмане по праву гордятся тем, что они сохранили наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальнейшему развитию философии и прочих наук. Уважительное отношение к чужой культуре отличало мусульманских правителей от многих других завоевателей. К примеру, после покорения монголами Багдада и падения Кордовы были сожжены библиотеки и разрушены тысячи памятников мусульманской культуры. По свидетельствам историков, в Кордове испанцы сожгли около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось свыше 1 050 000 томов. Монголы после завоевания Багдада сбросили сотни тысяч книг в реку Тигр, после чего вода в реке в течение трёх дней оставалась чернильного цвета.

Современные учёные из мусульманских стран — врачи, физики, химики, биологи — продолжают вносить свой вклад в развитие мировой науки. Их заслуги признаются не только на родине, но и в остальном мире. Достаточно назвать имена выдающегося пакистанского химика, одного из основателей Пакистанской академии наук Салимуззамана Сиддики (1897–1994) или индийского врача, возродившего традиционную систему медицины унани, Хакима Аджмал-хана (1863–1927).

В средние века было образовано государство Арабский халифат, ведущей религией стал ислам. Это был союз мусульманских стран. Огромные территории халифата занимали площади современных Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана и частично Пакистана. Халифат существовал в 7-13 веках.

Арабский язык в период существования государства объединил многие народы: создалось единое культурное пространство. Также создано было общее пространство торговое.

Знаменитый литератор халифата – Абу-Навас, поэт из Багдада. Некоторое время жил в халифате, в городе Исфахан в Иране, и великий средневековый поэт Омар Хайям, не менее великий математик, чем литератор.

В веках сохранились имена математиков Аль-Хорезми (он еще и крупнейший астроном) и Аль-Фараби, имя доктора Авиценны. Активно развивалась философия и прочие гуманитарные науки. Аль-Фараби жил в Сирии, Ибн-Сина в Иране, Аль-Хорезми в Ираке, входившие в Арабский халифат в период расцвета этого государства.

Большим покровителем науки и искусств тех времен считается знаменитый правитель, халиф Гарун-аль-Рашид. По его инициативе была создана в Багдаде большая библиотека, где переводили и копировали лучшие книги того времени. При библиотеке находилась академия для студентов.


Урок знакомит с историей формирования и особенностями арабской культуры периода Средних Веков. Рассматривает систему образования, действовавшую в Арабском халифате. Рассказывает о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях. Характеризует влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура стран халифата"

Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.

Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.

Культура Халифата

В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.

Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.

Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование состояло из нескольких этапов.

Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.

Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.

В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.

В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Арабские учёные

Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

Центры научных знаний

Арабские переводы

Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.

До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.

Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.

Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением у арабов пользовалась география.

Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).

Высокого уровня у арабов достигла медицина.

Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.

Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.

Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.

Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.

Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).

На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.

Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.

Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.

Функции мечети

Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.

Заповедная мечеть

Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Подведём итоги.

В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.

Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.

Составили выдающийся вклад в мировую культуру.

Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культура халифата. План:

Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культура халифата. План:

Образование В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет.

Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на.

Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. Образование Медресе в Бухаре

Запишем определения Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Муха.

Запишем определения Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда. Мечеть – мусульманский храм

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающи.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Образование Арабские поэты прославляют халифа

В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегречески.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийс.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу Наука Арабские математики

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментам.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Наука

Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии.

Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Наука Аль – Бируни

Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце.

Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Аль – Бируни Наука

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и с.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отп.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов Наука Ибн Сина ( Авиценна)

Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине.

Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Наука Ибн Сина ( Авиценна)

Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рас.

Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Литература

Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали су.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочев.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову Литература

Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. П.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он раб.

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Стро.

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. Искусство Дворец Альгамбра

Искусство Дворец Альгамбра

Искусство Дворец Альгамбра

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и зал.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями Искусство

Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, ко.

Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Искусство

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана Искусство

Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которы.

Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Искусство

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на с.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Искусство

Стр. 83 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата.

 Вопросы на стр.83 Подведём итог урока:

Вопросы на стр.83 Подведём итог урока:

 Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно Домашнее задание:

Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно Домашнее задание:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 305 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2016 25122
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 2677 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ратникова Юлия Анатолевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: