Научный диалог и его специфика сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Монологическая и диалогическая речь. Формы проведения учебно-научной дискуссии. ♦ Научная речь существует в двух формах общения – устной и письменной. По количеству участников общения можно говорить о монологе, диалоге и полилоге. В диалоге участвуют два человека. Полилог реализуется в беседе 3 – 7 человек. Монолог – это речь одного человека.

IДиалогическая речь. Характерные черты научной диалогической речи: 1.Диалог – расспрос, 2.Диалог - унисон (согласие), 3.Диалог - диссонанс (несогласие), 4.Диалог – уточнение, диалог-переспрос, 5. Диалог (полилог) – обсуждение.

1. Диалог-расспрос строится по модели:

• запрос информации общего или частного характера; • ответ на вопрос (краткий или развернутый). Для него типичны вопросы общего характера: Кто такой…? Что такое. Что за. Что представляет собой. Как называется наука о. Вопросы касаются деятеля науки, природы предмета, научного события, результата действия. Возможны:

- частные уточняющие вопросы о времени, месте события, о цели действия, об отличительных чертах предмета (явления): Каков. Какова. Каковы. Какие признаки присущи.

- вопросы-предположения, вопросы без вопросительного слова: Возможно, данное понятие многозначно?

Краткий ответ ориентирован на логический центр вопроса и содержит тему и рему, а развёрнутый содержит ещё пояснения и уточнения.

2. Диалог-унисон (= согласие). Диалоги строятся по моделям:

1-модель: • утвердительное высказывание некоторого лица; • высказывание другого лица, которое соглашается с информацией первого лица;

2-модель: • утвердительное высказывание некоторого лица; • высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией первого, но и иллюстрирует её конкретными примерами-доказательствами; • утвердительное высказывание некоторого лица;

3-модель: • высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией первого, но и развивает высказанную мысль дальше, дополняя и расширяя её.

(1) согласие с полученной информацией (Я тоже так думаю; Я с Вами согласен); (2) иллюстрация информации (Я могу это проиллюстрировать примером; Это легко доказывается тем, что. ; Это можно показать на примере (чего?); (3) логический вывод в аргументации (Из этого следует, вытекает, понятно, что. ); (4) добавление (кроме того, следует добавить, что. ); (5) пояснение (а именно, то есть. ); (6) уточнение (вернее. если выразиться точнее ).
3.Диалог - диссонанс (= несогласие). Диалоги строятся по моделям:

1-модель: • утвердительное высказывание некоторого лица; • несогласие другого лица с информацией первого лица и обоснование этого несогласия, то есть аргументация.

Речевые реализации: (1) несогласия (Я не разделяю вашу точку зрения; нам представляется, что Вы не правы, говоря о. ) и (2) аргументации(наконец, таким образом)..

Последние предполагают вступление (В начале нам хотелось бы остановиться на (чём?), сопоставление одного аргумента с другим (С одной стороны. а с другой стороны), установление порядка следования аргументов (Во-первых, во-вторых), добавление к аргументам (кроме того, следует добавить, что. ), пояснение (иначе говоря, другими словами), выделение главной информации (главное. прежде всего. следует подчеркнуть), введение примеров (для примера приведём), указание на источник информации как вид аргументации (по словам (кого?), по мнению (кого?); указание на конец аргументации (наконец, таким образом).

2-модель: • утвердительное высказывание некоторого лица; • частичное согласие второго лица с информацией, высказанной первым, и обоснование частичного согласия, то есть аргументация частичного несогласия. Речевые реализации: частичное согласие: (с этим можно согласиться при условии, если. ; Вы правы, но. ; Вы правы, однако); аргументация (наконец, таким образом).
4. а) Диалог – переспрос, б) диалог – уточнение. а) Диалог - переспрос строится по модели:

 утвердительное или вопросительное, или восклицательное высказывание некоторого лица;

 переспрос с мотивировкой того, почему возникла необходимость в переспросе; затем (1) просьба что-то повторить, объяснить, уточнить или (2) вопрос уточняющего характера.

-переспрос (Я не успел записать; я не понял; я не расслышал);

-просьба о повторении/уточнении чего-либо (Не могли бы вы повторить/уточнить. ),

-формулировка вопроса уточняющего характера (Если я правильно понял, Вы сказали, что. ).

б) Диалог – уточнение строится по модели: • утвердительное высказывание некоторого лица;

• высказывание другого лица, которое предварительно отделило достоверную информацию от недостоверной и которое (1) соглашается с достоверной информацией; (2) указывает на наличие недостоверной информации; (3) вносит уточнения, поправки.

(1) согласие с полученной информацией (Могу согласиться с тем, что. и под.);

(2) абсолютная уверенность в достоверности (Совершенно ясно, что. ; Бесспорно, что. );

(3) сомнение в достоверности информации (Возможно, что. ; Вызывает сомнение тот факт, что..);

(4) уточнение, поправка (Вернее было бы говорить о. ; Если выразиться точнее, то. ).
5. Диалог - обсуждение объединяет в себе модели всех типов диалогов; в нём могут участвовать несколько лиц (больше двух), его называют полилогом. Для него характерна одна тема.

(1) введение в проблематику: а) указание на актуальность проблемы (Темой нашей дискуссии является актуальная проблема (чего?); Мы собрались, чтобы обсудить актуальную проблему (чего?) или б) краткое изложение истории проблемы (Начало изучения проблемы было положено в трудах такого-то учёного ещё в (дата); Большой вклад в развитие вопроса (о чём?) внесли такие-то учёные; или изложение разных точек зрения на известную проблему (Сейчас одна из важнейших проблем — это проблема. ; Существует несколько точек зрения на данную проблему).

(2) уточнение восприятия информации: а) переспрос собеседника (Повторите, пожалуйста, ещё раз. ; Что вы имеете в виду?); просьба к собеседнику объяснить свою позицию (Хотелось бы, чтобы Вы уточнили свою позицию по вопросу о. ; Что вы ещё можете сказать по этому поводу?);

в) просьба к собеседнику прояснить чью-то точку зрения (Вы тоже так считаете? А как вы думаете?).

(3) поддержание контакта с собеседником:

а) привлечение внимания собеседника (Прошу вас. ; Согласитесь, что. );

б) запрос информации о мнении собеседника (Каково Ваше мнение? Интересно услышать. );

в) стимулирование собеседника к выражению своей позиции (Я Вас внимательно слушаю. ; то, о чем Вы говорите очень интересно);

г) ограничение активности собеседника (Извините. ; Разрешите Вас прервать..);

д) просьба о коррекции способа передачи информации (Помедленнее/погромче, пожалуйста; Будьте добры, не так быстро. ).

(4) собственное включение в беседу: а) просьба разрешить выступить (Разрешите мне выступить; Разрешите сказать); б) присоединение к уже высказанной точке зрения (Я тоже так считаю; Здесь наши мнения совпадают); в) выражение сомнения в достоверности информации (Это вызывает сомнение. ; Я не совсем уверен в этом. ); г) выражение несогласия с собеседником (Нам представляется, что. не прав; Я думаю иначе); д) выражение возражения (Мне хотелось бы возразить; У меня есть возражение); е) опровержение чужого мнения или положения с приведением контраргументов (= примеры-иллюстрации; ссылки на известных учёных): Начнем с того, что покажем. ; А теперь обратимся к. Как уже говорилось. ; Это положение можно проиллюстрировать рядом примеров. ; Как вы помните..); ё) объяснение своей позиции (Как нам представляется. ; На наш взгляд. ; Я думаю, что . ); ж) самокоррекция (Я имею в виду. ; Я не совсем точно выразился).

(5) подведение частных и общих итогов обсуждения, обобщение высказанной в ходе обсуждения информации, расстановка акцентов (Итак, таким образом. ; На основании сказанного выше . ).

Прочитайте полилог. Выделите в нем диалог-расспрос, диалог-согласие, диалог-несогласие, диалог-переспрос, диалог-уточнение.

- Темой нашего сегодняшнего обсуждения является речевое общение.

- Скажите, а почему темой разговора стал хорошо изученный в языкознании вопрос?

- Общеизвестно, что речь и язык взаимосвязаны. Но не все так просто в науке.

- Разрешите спросить, что первично?

- Это вопрос, на который пока еще нет однозначного ответа. Совсем недавно немецкие ученые из Мюнхена провели эксперимент, в результате которого пришли к выводу, что первичен язык, а потом речь.

- Как Вы оцениваете этот эксперимент?

- Я думаю, выводы, сделанные учеными из Германии, будут обсуждаться учеными. Но мне результаты эксперимента представляются очень интересными, насколько я могу судить по публикациям. А что Вы думаете?

- Совершенно с Вами согласен. В описании эксперимента убедительно показано, что именно язык дает начало речи. А что думают наши молодые коллеги?

- Я не разделяю Вашу точку зрения. Эксперимент, проведенный в одном институте, одной группой ученых не может считаться достоверным. Время покажет.

- Извините, я не понял, Вы в принципе против эксперимента?

- Нет, я не против эксперимента. Я против скоропалительных выводов. Мне кажется, коллеги из Германии поспешили с обнародованием результатов. Все нужно проверять и проверять.

- Ну вам и карты в руки. Это, кажется, предмет Ваших научных интересов.

- А вот в этом я с Вами абсолютно согласен. Будем работать в этом направлении.

- Подводя итоги нашей беседы, могу сказать только следующее: язык и речь не являются до конца изученными в языкознании. Данные, полученные немецкими коллегами, заслуживают внимания. Однако по вопросу достоверности результатов эксперимента мнения ученых сильно расходятся.


    1. Монологическая речь – это относительно развернутый вид речи, сравнительно мало использующий неречевую информацию.

    2. Монологическая речь в большой степени произвольна, меньше зависит от собеседника.

    3. Монолог – это организованный вид речи. В типичном случае говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь. Предполагается даже предварительная письменная фиксация информации монолога в виде плана, тезисов, конспекта.


    Задача – построение монотемного подготовленного монолога на основе текста по специальности.

    Практические задания

    Задание 3. Прочитайте статью. На основе Алгоритма действий подготовьте монологическое высказывание по основной проблематике статьи.

    Одно из важнейших качеств человека – способность противостоять окружающей среде. В незапамятные времена мы научились защищать себя от холода, строить убежища из снега и веток деревьев, добывать огонь, находить источники воды в пустыне.

    С развитием цивилизации человечество стало отдаляться от природы, постепенно забывая драгоценный опыт, накопленный тысячами поколений предков. Мы привыкли к тому, что всегда можем рассчитывать на чью-то помощь. Заблудившись в городе, мы получим нужную информацию от прохожих, а заболев, обратимся к врачу. Но, отправляясь в дальние путешествия, человек нередко оказывается беспомощным перед лицом природы, неспособным решить простейшие для сохранения жизни и здоровья вопросы. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в 3-х шагах находится источник; замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега; погибают от голода в лесу, где есть ягоды.

    Главный постулат выживания – человек может сохранить работоспособность, здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать все, что дает ему окружающая среда. Но для этого нужны определенные знания и опыт.

    Анализ поведения людей во время катастроф показывает, что 50 (а иногда и 70) % потерпевших, находясь в психологическом шоке, все же оказываются в состоянии выполнять четкие команды; 25 % действуют решительно, а еще 25%в становятся неспособными к деятельности. Страх - самая сложная, непреодолимая проблема в этом случае. Человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Страх усиливает ощущение боли, делает непереносимыми голод и жажду, жару и холод. Помочь преодолеть страх может только психологическая подготовка.

    Многие насекомые богаты протеином, жирами и минеральными веществами. В 160-ти пищу можно использовать, плоды, корни, молодые побеги растений.

    Но одновременно в недрах человечества начнет формироваться новый, более совершенный биологический вид – человек будущего. Для появления этого вида понадобится один или даже несколько веков. Что касается внешнего вида нового человека, то ведь изменение биологического строения организма происходит очень медленно. Поэтому можно предположить, что человек будущего внешне будет похож на нас с вами, хотя некоторые отличия все же возможны. Человечество постоянно прибавляет в росте, примерно на 1-2 сантиметра в столетие. Не исключено поэтому, что наш потомок по сравнению с нами будет немного выше. Вероятно, увеличиться и размер черепа.

    Таким образом, человек станет как бы постоянным абонентом единого информационного поля всей цивилизации. Естественно, эти новые способности человека не могут не отразиться на общем укладе всей жизни будущего человечества. Если еще два-три века назад люди жили сравнительно автономно, то сейчас выживание человечества обеспечивается его зависимостью от общества. Мы существуем исключительно за счет использования труда огромного числа людей: нас одевают, кормят, учат, лечат, обеспечивают жильем, светом, теплом. И все это – в обмен на наш труд.

    Но остается одна сфера, где человек сохраняет полную автономию – это его мозг. Никто не может проникнуть в него и узнать, о чем думает человек, чего он хочет, а чего не хочет. Однако если человек потеряет автономию мышления и станет частью единого информационного поля, это позволит ему получать любые знания, и приобретенные им знания и опыт сразу же поступят в распоряжение всего общества.

    Словом, будет единый всеобщий мозг, находящийся в собственности всего общества. В то же время, думаю, уменьшится необходимость в некоторых технических средствах, без которых не обойтись современному человеку. Вероятно, станут ненужными все виды связи, обучение, лечение и многое другое. Исчезнет разделение труда, так как человек, обладая возможностью получить в любой момент любые знания, сам может сделать то, для чего ныне привлекаются представители узких специальностей.


    В статье представлен краткий обзор основных подходов к изучению диалогической речи на современном этапе развития лингвистической науки, таких как структурно-семантический, функционально-коммуникативный, лингвостилистический и лингводидактический.

    Ключевые слова: речевая коммуникация, диалогическая речь, теория диалога, лингвистическое исследование, структурно-семантический подход, функционально-коммуникативный подход, лингвостилистический подход, лингводидактический подход.

    Профессор О. С. Ахманова определяет диалогическую речь как одну из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и окзывается ограниченным непосредственной тематикой разговора [5, с. 127].

    Отечественный лингвист В. П. Скалкин трактует диалогическую речь как сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуаций и речевых намерений [1, с. 6].

    Исходя из приведённых определений, можно заключить, что диалог является речевым взаимодействием, суть которого составляет обмен участниками процесса общения взаимообусловленными репликами в рамках определённых коммуникативных ситуаций. Разговорный диалог (характерный для естественного общения) строится на основе реальных явлений действительности. В литературном произведении подобные ситуации задаются его автором: диалоги персонажей являются продуктом его воображения, тщательно моделируются исходя из того, каким автор видит коммуникативное взаимодействие своих героев, в какие условия он их помещает.

    Теоретический фундамент для всех исследований диалогической речи в отечественной лингвистике был заложен в 20-х годах прошлого века в работах таких учёных как Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин. Суть сложившейся в результате их научной деятельности теории диалога можно обобщить в следующих положениях:

    1. Диалогическое общение является сферой проявления речевой деятельности человека.
    2. Диалог может рассматриваться как форма существования языка, связанная с его социальной природой и коммуникативной функцией.
    3. Речевое общение в форме диалога — это определенная речевая структура, конкретное воплощение языка в его специфических средствах [4, с. 128].

    Работа с научной литературой, в которой затрагиваются те или иные вопросы изучения диалогической формы общения, позволяет выделить следующие основные походы к лингвистическим исследованиям диалогической речи на современном этапе: структурно-семантический, функционально-коммуникативный, лингвостилистический и лингводидактический.

    Функционально-коммуникативный аспект описания диалогической речи учитывает процессы непосредственного речевого общения и разных проявлений речевой деятельности человека. С данной позиции диалог — это сложное речевое произведение, отражающее коммуникативное событие устного контактного непосредственного общения, в котором партнеры путем смены коммуникативных ролей говорящего и слушающего в конкретной ситуации стремятся к достижению с помощью определенных стратегий и тактик определённой цели, желаемых результатов [2, с. 58]. Среди исследователей, в работах которых отражён данный подход, можно выделить профессоров О. С. Иссерс, Н. А. Комину.

    В соответствии со стилистическим аспектом диалог рассматривается и как важнейший компонент композиционно-речевой структуры художественного текста, и как продукт речевого взаимодействия коммуникантов, которые в силу различных факторов (ситуация общения, индивидуальные особенности речи и др.) используют определенные языковые средства. В фокусе исследования таких языковедов, как М. П. Брандес, здесь риторико-стилистические, словесно-стилевые особенности диалогической речи, изучаются языковые средства репрезентации её содержания.

    В рамках линговодидактического подхода диалогическая речь подвергается анализу как часть процесса обучения иностранному языку. В работах таких исследователей, как И. М. Бим, Н. И. Гез, В.Л Скалкин, Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, И. В. Рахманов, можно найти результаты разработки таких аспектов, как этапов формирования диалога, путей, средств, трудностей.

    Являясь сложным речевым комплексом, проблема изучения диалогической речи требует, на наш взгляд, комплексного рассмотрения, т. е. необходимо учитывать взаимосвязь всех вышеперечисленных подходов для максимально эффективной исследовательской работы и достижения достоверных результатов.

    Соответственно, в дальнейшем нами планируется всестороннее рассмотрение проблемы изучения структурной организации, коммуникативно-прагматической содержательности и лингвостилистической специфики диалогической речи. Кроме того, одним из фокусов исследования может являться лингводидактический анализ возможностей использования текстов литературных диалогов для развития умений диалогической речи в процессе обучения иностранному языку.

    Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, диалог, иностранный язык, подход, речевая деятельность человека, речевая коммуникация, речевое взаимодействие.

    Ключевые слова

    речевая коммуникация, диалогическая речь, лингвистическое исследование, теория диалога, структурно-семантический подход, функционально-коммуникативный подход, лингвостилистический подход, лингводидактический подход

    речевая коммуникация, диалогическая речь, теория диалога, лингвистическое исследование, структурно-семантический подход, функционально-коммуникативный подход, лингвостилистический подход, лингводидактический подход

    Похожие статьи

    Диалогическая речь в обучении иностранному языку

    Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.

    Обучение диалогической речи в контексте.

    диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

    К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной.

    Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

    К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

    Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс. В методике преподавания иностранного языка большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности.

    Психологические и психолингвистические особенности устной.

    Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения.

    Развитие диалогической речи старших дошкольников при.

    Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь

    Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб

    Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в.

    диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная.

    диалогическая речь, студент, диалог, учебный материал, речевая деятельность, немецкий язык, коммуникативный подход

    диалогическая речь, диалог, иностранный язык, ролевая игра, репка, английский язык, постановка задач, нетрадиционный метод обучения.

    К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на.

    диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог

    Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

    Развитие диалогической речи у студентов неязыковых вузов.

    диалогическая речь, студент, диалог, учебный материал, речевая деятельность, немецкий язык, коммуникативный подход, иностранный язык, туристическая отрасль, устная коммуникация. Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

    Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении.

    Обучение диалогической речи в контексте. Ключевые слова: диалогическая речь, речевая ситуация, профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется другой фразой и происходит постоянная.

    Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.
    Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания.

    Содержание
    Работа состоит из 1 файл

    реферат.doc

    Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

    Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но , даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

    Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах):

    - Спасибо, нормально.

    Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях [1,65].

    3. Основные типы диалогов

    В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью. Прокомментируем первый из них (последние два будут рассмотрены более подробно дальше).

    Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия каких-либо решений, широким использованием несловесных (невербальных) средств общения, личностным выражением, разговорным стилем.

    В комнату к Терехову в ту же почти секунду вошла, степенная седая дама

    -…Ты ведь не спишь - я вроде бы слышала твой голос.

    - Откашлявшись, она попросила:

    -Дай-ка мне, милый, спички

    - Пожалуйста.

    • Чаю захотелось старухе. А спички куда-то делись – склероз.

    - Она присела на минуту:

    - Ты вежливый, я тебя люблю.

    • А Ситников - каков подлец, вздумал магнитофон заводить на ночь глядя. Ты слышал, как я его отделала - что-то, а учить уму-разуму я умею.

    И, снисходя к собственной слабости, засмеялась.

    - Старческое, должно быть.

    В данном тексте присутствуют все типичные для бытового диалога характеристики: незапланированность (соседка случайно зашла к Терехову, хотя ей и нужны были спички), переход от одной темы к другой (спички, которые пожилая соседка потеряла, ее положительное отношение к Терехову, отрицательное отношение к другому соседу, стремление поучать молодых), невербальные средства общения (смех старухи, довольной собой, являющийся также знаком расположение к Терехову), разговорный стиль (синтаксические конструкции: спички куда-то делись - склероз, использование разговорной лексики: заводить магнитофон, отделать кого-либо, вроде бы).

      • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
      • планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;
      • верно выбирать содержание акта общения;
      • найти соответствующие средства для передачи этого содержания;
      • обеспечить обратную связь [3, 223].

      Должны быть учтены и соблюдены все звенья акта диалогического общения. Важной характеристикой общения при этом является уровень, на котором осуществляется контакт между партнёрами (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный – классификация А. Б. Добровича) 1 . При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые необходимо учитывать в педагогической практике, вполне преодолимы, если ориентация на школьный диалог становится системой работы педагога, так как успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.

      Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

      Мотивационные схемы учебного диалога включает в свою структуру этап, сутью которого является нацеливание учащихся на решение определенных учебных задач. Этот этап позволяет педагогу выстроить учебную деятельность в диалоге со школьниками так, чтобы произошла самореализация каждой личности, была большей вероятность достижения положительного результата учения.

      Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: экспликацию (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику [4].

      Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

      Таким образом, если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнёру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. Но при полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию речевых и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения.

      Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

      Понятие и характеристика диалогической речи, особенности ее оформления на письме. Значение диалога и монолога с точки зрения специфики языка. Коммуникативные особенности диалогической речи. Виды диалога, рекомендованные для обучения диалогической речи.

      Рубрика Педагогика
      Вид статья
      Язык русский
      Дата добавления 03.10.2017
      Размер файла 108,9 K

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Понятие и общая характеристика диалогичекой речи

      Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор двух собеседников. Устная диалогическая речь имеет своеобразную грамматическую структуру. Порождение диалогической речи всегда ситуативно обусловлено, т.е. мотивируется условиями конкретной ситуации общения.

      диалогический речь диалог язык

      Особенности и значение диалогической формы речи

      Диалогическая форма общения - наиболее естественная и привычная.

      Однако у диалогической речи есть и другие существенные особенности, отличающие ее от монологической речи. Существенным является тот факт, что отвечающий на вопрос уже знает, о чем идет речь и это знание общей темы беседы, а иногда и общего содержания беседы имеет решающее значение. Чаще всего беседа протекает в определенной ситуации, и знание ситуации определяет речевое высказывание. Именно понимание условий ситуации и является вторым существенным признаком, определяющим грамматический строй устной диалогической речи.

      Недаром говорят, что нужно уметь слушать другого, нужно научится слушать, - прервать другого не нужно уметь, потому что это естественно.

      В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

      Диалог является психологически относительно простым видом речи:

      · Предъявляет к говорящему сравнительно небольшие требование в отношении умения строить связанное и развернутое высказывание;

      · Имеет ярко выраженную внешнюю мотивацию.

      Понимание собеседника при непосредственном общении облегчается рядом факторов. Оно происходит не только за счет произносимых фраз. Огромное значение имеют интонации голоса, мимика, жесты, вся обстановка, в которой происходит разговор. Собеседник понимает сказанное не только потому, что воспринимает речь, но и потому, что видит говорящего, находиться с ним в общей ситуации.

      В тоже время, разговорная диалогическая речь - довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопрос и реплики собеседника, соотнося с ними свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления и вопроса.

      Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоения разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развития диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

      Однако взрослым (учителям и родителям) следует помнить, что для ребенка первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и с ровесниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относится к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

      Таким образом - овладение связной диалогической речью, одна из главных задач речевого развития детей, так как овладение разговорно-диалогической речью - это непременное условие перехода к связной речи и социализации в дальнейшем. А если проводится целенаправленная и систематическая работа с ребенком, следовательно и дальнейшее развитие будет более успешным и продуктивным. Ее успешное решение зависти от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которое необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

      Коммуникативные особенности диалогической речи

      Коммуникативные особенности диалогической речи: партнеры по общению прибегают к диалогу в следующих типичных ситуациях:

      1) Когда один из них испытывает дефицит в сведениях, а собеседник, как предполагается компетентен в данной области и способен восполнить информационный пробел;

      Когда раскрытие сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положений;

      Когда партнеры по общению испытывают потребность во взаимном обмене мнениями, впечатлениями, переживаниями;

      4) Когда существует необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблеме, устранить разногласие, разрешить спор и так далее.

      Диалог, как и любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является ее продуктом. Также, необходимо заметить, что для развертывания диалога важное значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Это: человек (внешность, поступки и так далее), событие, вещь.

      Факторами формирующими тему диалога, является отношение между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.

      Следующие важные особенности диалогической речи - психологические.

      На содержание и характер диалогического общения влияют следующие психологические аспекты:

      процессы восприятия речи собеседника и ориентировка в ситуации;

      процессы формирования содержательной стороны высказывания;

      процессы языкового оформления мысли и восприятия реплик партнера по общению.

      Наблюдение за диалогизированием показывает, что любое осмысленное высказывание является результатом непосредственного контакта между людьми. Содержательная сторона высказываний в диалогическом контакте формируется на основе жизненного опыта общающихся и целого ряда стимулов, например, собеседник может испытывать потребность или необходимость:

      1)сообщить что-то партнеру по общению;

      запросить у партнера нужную информацию;

      привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию;

      сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, выводах;

      констатировать какой-либо факт, касающийся одного из своих собеседников;

      высказать свои положительные или отрицательные эмоции.

      Также, в ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно:

      помнить все предыдущие беседы с партнером, не повторяться;

      помнить все, что сказал собеседник в ходе диалогического контакта и все, что сказал сам;

      мгновенно оценивать всю сумму сведений;

      уметь вовремя вставить свое слово;

      уметь слушать собеседника;

      выдерживать определенный эмоциональный тон;

      следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысль;

      слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения, поправки;

      уметь извлекать информацию из ситуации.

      Психология диалогизирования обусловлена частой сменой ролей говорящего и слышащего, использованием различных способов речемыслительной деятельности от непроизвольного клиширования до обдумываемого построения высказывания

      Итак, мы рассмотрели коммуникативные и психологические особенности диалогической речи.

      Виды диалога

      Очень трудно в процессе диалога перейти от одной темы к другой, в учебных условиях более естественен однотипный диалог. Принимая во внимание эти соображения, можно рекомендовать для обучения диалогической речи в школе следующие виды диалога:

      Диалог - планирование совместных действий.

      Диалог - обмен впечатлениями, мнениями при совпадении взглядов, при расхождении мнений.

      Нужно заметить, что каждый вид диалога требует специфичного набора языковых средств и различного уровня сформированности речевых механизмов и поэтому связан с определенными этапами обучения.

      Диалог, направленный на обмен предметной информации может быть использован на самых ранних этапах обучения, как только усвоены элементарные виды вопросов и простые повествовательные предложения.

      Диалог - планирование несколько сложнее по форме и по содержанию. Для того, чтобы участвовать в таком диалоге, нужно уметь пользоваться глаголом в будущем времени, владеть набором побудительных реплик, уметь отвергнуть предложение партнера и отстоять свое, соотнести предложенное с реальными возможностями, предусмотреть возможные последствия предлагаемых действий. Этот вид диалога можно рекомендовать, начиная со среднего этапа обучения.

      Диалог - спор, дискуссия требует употребления сложноподчиненных предложений для установления причинно-следственных связей, использование различных средств выражения модальности. Участвуя в таком диалоге, нужно не только понять собеседника, уяснить ход рассуждений, критически оценить сказанные, но и убедительно построить свое высказывание, доказать ошибочность, обосновать свои доводы. Говорящему приходится свое внимание направлять на содержание речи. Участвовать в диалоге такого типа можно после того, как необходимый достаточно сложный материал доведен до высокого уровня автоматизма.

      Возрастание требований к диалогической речи учащиеся от класса к классу осуществляется также за счет развернутости и разнообразия реплик, изменения характера связи начальной и ответной реплик в рамках диалогического единства, увеличение общего объема диалога. Постановка более конкретных задач перед каждым классом и их последовательность непосредственно связаны с изучаемым материалом.

      Обучение диалогической речи

      Следует учитывать некоторые особенности этого способа общения: участие в нем двух лиц, которые обмениваются мыслями на определенную тему общения;

      · невозможность полностью запрограммировать ответную реплику партнера по общению;

      · краткость реплик, образующих диалогическое единство;

      · свободное от строгих норм речи синтаксическое оформление высказывания;

      · преобладание простых предложений, разговорных формул и клише.

      Единицей обучения является диалогическое единство - несколько реплик, связанных по содержанию, на определенную тему, которыми обмениваются участники общения. Такие реплики определяют тему общения, которая является предметом диалога.

      - участвовать в диалоге-расспросе, диалоге-обсуждении, диалоге-уточнении, диалоге-унисоне;

      - участвовать в полилоге-обсуждении, подводить итоги дискуссии, обобщив информацию, предъявленную в ходе обсуждения;

      Оформление диалогической речи на письме

      1. Прямую речь нужно выделять кавычками.

      2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама".

      3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или восклицательный знак и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи: 1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого знака препинания или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"

      "Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или вопросительный знак, то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога: Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали

      Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

      ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

      КС: Учитель заметил, что время истекло.

      В тексте ПР чаще всего:

      · пишется в кавычках;

      · выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

      Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например - прерывания словами автора.

      Об этом поговорим далее по тексту. А сейчас спешу сообщить хорошую новость, связанную с темой этого блога и высокой актуальностью заработков в интернете.

      Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

      ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

      С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

      Если начало ПР -- логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

      Условные схемы таковы:

      ПР вписана в авторское повествование

      После слов автора перед прямой речью ставят двоеточие:

      Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

      Условные схемы оформлений:

      Правила написания диалогов

      · кавычки не ставятся;

      · каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

      -- Отец приехал!

      -- И теперь надолго, -- радостно ответил Юрий. -- Экспедиция закончилась.

      Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

      -- Отец приехал, -- медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: -- Папа, а ты надолго?

      Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

      -- Сынок? -- крикнула мама. -- Это ты?

      Список литературы:

      1. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функионирование. - М.: Наука, 1986, с. 17-58

      2.Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи / Г.Л. Соловьева // Дефектология, 1996. №6. с.67-71

      3. Короткова Э.Я. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.560.

      Подобные документы

      Анализ особенностей обучения диалогической речи в 5-6 классах на уроках французского языка. Уровни овладения учащимися знаниями и умениями в говорении. Типология диалогической речи. Трудности овладения диалогической речью и возможные пути их преодоления.

      дипломная работа [1,3 M], добавлен 21.01.2017

      Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

      дипломная работа [559,4 K], добавлен 24.10.2017

      Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

      дипломная работа [101,8 K], добавлен 21.02.2012

      Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

      курсовая работа [45,9 K], добавлен 16.06.2014

      Понятие диалогической речи и факторы, влияющие на ее развитие. Психологическая характеристика и особенности младшего школьника, критерии оценки развития. Совместная деятельность у детей и значение уровня развития диалогической речи на ее формирование.

      Читайте также: