Научно художественная сказка одоевского городок в табакерке сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Миша – маленький мальчик, добрый, любознательный, отзывчивый.

Папа Миши – умный, добрый мужчина, который хотел, чтобы сын до всего дошел своим умом.

Мальчики-колокольчики – веселые звонкие жители табакерки.

Дядьки-молоточки – строгие и очень принципиальные обитатели табакерки.

Валик – ленивый и неповоротливый надзиратель.

Пружинка – важная, но легкомысленная принцесса.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Волшебная табакерка

Этот городок назывался Динь-динь. Отец нажал на пружинку, и послышались звуки чудесной мелодии, а солнце стало двигаться по небу. Когда же оно спряталось на небосклоне, на небе зажглись звезды и засиял месяц. Все это было похоже на сказку.

Сюжет

Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.

Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.

Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.

Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.

Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.





История создания


Мальчик узнает много нового и интересного, например, — устройство музыкального инструмента. Волшебство и познание через призму сказки — то, что доступно детям, а не взрослым.

Отзыв

Главный герой не испугался, оказавшись в незнакомом месте. Поначалу он встал на защиту мальчиков-колокольчиков, но вскоре понял, что все в волшебном городе устроено так, как нужно, по-справедливости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Городок в табакерке

Рисунок-иллюстрация к сказке Городок в табакерке.

Отзывы читателей

Учусь на воспитателя, и во время обучения мы читаем большое количество детской литературы. Текст В. Ф. Одоевского очень интересный и увлекательный. В ней рассказывается, как работает табакерка, показаны законы изобразительного искусства. Она учит, что каждый должен выполнять свои обязанности, иначе мир разрушится. Сказку нужно читать не только дошкольникам, но и ученикам начальных классов.
Валентина




Предупреждение отца

Ребенок увидел колокольчики, молоточки. Заинтересовавшись устройством, он спросил у отца как же городок приходит в движение. Папа ответил Мише, что пускай он попробует сам обо всем догадаться. Только предупредил его, чтобы он не трогал пружинку, потому что если ее повредить, то музыка больше не будет играть.

Музыка

Внезапно Миша услышал музыку. Долго мальчик искал её источник, но никак не мог понять, откуда она раздается. В конце концов, он понял, что мелодия доносится из табакерки. Посмотрел он на неё и увидел чудную картину: солнце прошло по небу золотого города и скрылось, затем взошёл месяц, загорелись звезды, затеплились окна. Мальчику захотелось попасть в чудесный город, но отец сказал ему, что там для него будет тесно.

Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

Главная мысль произведения заключается в том, что все во вселенной передвигается ежечасной работой и что все люди и рабочая деятельность взаимосвязаны друг с другом, как звенья в одной цепи. Если сломать хоть одно звено, то все может сломается. Заключение о сказке: если думать о каком-нибудь вопросе, загадке, то ответ на нее придет рано или поздно, пускай даже если и во видении. Эта сказка учит читателей тому, что в окружающем мире все очень ценно, поскольку все взаимосвязано. Если что-то убрать, то весь процесс нарушится и рухнет. Это показал Владимир Федорович в своей сказке. Мальчик Миша остановил пружину и весь городок Динь-Динь замолк, и подарок отца сломался.

2 вариант

В сказке “Городок в табакерке” папа показал Мише красивую музыкальную табакерку с золотыми башенками. Мише очень симпатизировала табакерка, ему стало интересно, как всё устроено в табакерке и из-за чего звучит мелодия. Его желание, которое он так хотел исполнить, проявилось во сне. Миша увидел что, снизу табакерки открылась дверь, из которой вышел мальчик с золотистой головой и железной юбкой. Мальчишки узнали что, Миша хотел бы посмотреть как они обитают, они пригласили его к себе. Мальчишки были колокольчиками, обитателями в табакерке. Колокольчики начали рассказывать Мише что им, скучно жить. Так же они ему рассказали о том, что дяденьки бьют их, они ходят по городу и стучат по колокольчикам. Увидев молотки, Миша подошёл к ним и спросил, почему они бьют колокольчиков. Дядьки сказали, что если они не будут стучать по колокольчикам — их накажет король Валик.

Колокольчики утвердили, что у них есть господин Валик, то, что он добрый, и целый век лежит на кровати. Миша подходил к главному дворцу, в котором находится Надзиратель Валик, чтобы узнать причину такого отношения к дяденькам. Придя к дворцу, он запечатлел момент, когда господин Валик своими крюками брал молоточки, которые били по колокольчикам. Миша пришедший к королю и спросил, зачем он это делает, тот ответил, что он ничего не знает. Миша решил пройти чуть дальше и увидел царевну Пружинку, которая сгибалась и разгибалась, тем самым толкая Надзирателя в бок. Миша задумчиво спросил, что она делает. Она же ответила ему, что если она прекратит делать своё дело, музыка замолчит, и не будет работать. Миша хотел удостовериться в этом, и положил палец на пружину, все закрутилось раздаться шум, музыка прекратила играть. Мишу наполнило чувство страха, он думал что, сломал табакерку, и мальчишка Миша проснулся, это был всего лишь сон.

Главная мысль этой сказки в том что, важность каждого — это необходимая вещь в любом деле. Что в результате одного смещения, меняется всё кардинально. В жизни люди также взаимосвязаны все выполняют свои поручения, но все они направлены в одно русло.

Также читают:

Картинка к сочинению Главная основная мысль сказки Городок в табакерке


Популярные сегодня темы

Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций

Рассказ начинается с истории двух золотодобытчиков на Аляске, которые направляются к тайнику уже много дней. У них не осталось ни еды, ни воды, ни патронов, они бессильны и вымотаны, но останавливаться нельзя.

Полное изречение Теренциана Мавра о судьбе книги имеет концовку, которую чаще всего опускают. В ней говорится о том, что дальнейший путь книги зависит от принятия читателем.

Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского

Вся эта знаменитая история об уникальной музыкальной шкатулке начинается с того, что папа дарит её своему сыну Мише. Заснув, мальчик попадает внутрь шкатулки во сне и знакомится с её жителями. Таким образом он узнает, как устроен весь механизм шкатулки и за счёт чего она издает прекрасную музыку.

Помимо этого, шкатулку можно сравнить с целым государством, в котором каждый выполняет свою функцию. Мальчики-колокольчики подобны простым людям, рабочему классу, которым достаются все тумаки и они практически не имеют право голоса, с ними никто не считается. Дядьки-молоточки, бьющие колокольчиков, всего лишь выполняют приказ, как и в любом государстве есть люди, которые лишь исполняют поручения вышестоящего начальства и не могут им перечить. Но, увы, мальчикам-колокольчикам от этого легче не становится, как и простому трудовому народу.

Валик и царевна-пружинка занимают самое высокое положение на ступеньках этой социальной лестницы. Но если бы не было этой системы, в мире бы наверняка воцарился хаос. Сказка ясно даёт понять, что на земле всё взаимосвязано, что каждый человек важен для общества, как и маленькая деталь для механизма.

Вариант 2

Сказка говорит о том, что все в этом мире переплетено. Отдельные небольшие части создают нечто большее. Убрав отдельную часть системы, можно нарушить общий порядок происходящего.

Также, можно сказать, что автор делает намек на бюрократию, где отдельные низшие элементы подвергаются насилию ради обеспечения спокойствия высших слоев общества.

Можно придать тот смысл, что нечто красивое и прекрасное создается с большим трудом на основании действия многих составляющих.

Вдобавок, следует упомянуть о том, что сказка развивает в детях страсть к любознательности, ведь мальчик самозабвенно ринулся изучить сложный мир табакерки. Что-то новое познается лишь череду приключений и неких испытаний, давая познать, что новые знания даются нелегко.

Краткое содержание

Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.

Пробуждение

Рядом сидели родители и смеялись. Папа спросил мальчика, что ему снилось? А Миша долго не мог прийти в себя и все спрашивал, где колокольчик, где молоточек, где пружинка? Неужели все было сном? Ему так хотелось понять, как в табакерке получается музыка, и стал он её разглядывать и разбираться, что к чему, но тут вдруг открылась дверь в табакерке.

Миша рассказал родителям свой сон, и отец сказал, что мальчик почти разобрался, почему играет музыка. Но ещё лучше он поймет это, когда выучится механике.

городок в табакерке краткое содержание для читательского

Дорога

Провожатый вел Мишу сквозь ряд понижавшихся сводов, сделанных из пестрой бумаги. Мальчик усомнился, что сможет пролезть под ними. Но колокольчик уверил его, то все будет в порядке. И правда, по приближении дальние своды поднимались вверх, а оставшиеся позади, наоборот, будто опускались. Миша удивился, но сказочный мальчик пояснил, что это обычное свойство предметов: издали всё выглядит маленьким, а вблизи увеличивается.

Мише вспомнилось, что недавно хотел нарисовать рисунок: папу с мамой в комнате, но у него что-то не ладилось с размером; теперь он понимает причину. Мальчик-провожатый сильно рассмеялся динькающим смехом от этого рассказа. Миша даже немного на него обиделся.

Главная мысль (Городок в табакерке)

Общественный порядок

Взаимосвязь

Люди в обществе также взаимосвязаны. Каждый имеет свои обязанности, но все они направлены на одно общее дело.

Важность каждого

Автор сказки демонстрирует, что даже самая незначительная деталь необходима для общего дела. Это смог отметить главный герой Миша, который остановил работу пружину, в результате чего сломалась вся табакерка.

Сюжет начинается с табакерки, которую папенька принес своему маленькому сыну Мише для изучения. Ребенок заинтересовался этой вещицей. Из нее играла музыка, а внутри находился городок Динь-динь. Можно заметить, что мальчик восторгается красотой улиц и башенок, любуется восходящим солнцем и розовыми лучами месяца. Это говорит о том, что главный герой неравнодушен к красоте природы.

Мальчик очень хочет узнать секрет табакерки, но объяснить механизм работы папа отказывается, предлагая Мише самому познать истину. Таким образом он воспитывает в сыне самостоятельность и наблюдательность. Отношения между родителями и ребенком в этой семье доброжелательные. Видно, что Миша уважает и любит своих папу и маму. Те же в ответ стараются вырастить из него вежливого и умного мальчика.

Пристально изучая табакерку, он засыпает и попадает в сказочный городок. Именно здесь он узнаёт, что находящиеся вдалеке предметы кажутся маленькими, а когда оказываются рядом, вновь обретают натуральный размер. Еще Миша понимает, что ничем не заниматься очень скучно. И плохо, когда за тобой никто не смотрит и ты никому не нужен. В этом случае тебя легко обидеть.

Механизм табакерки представляет собой аналогию городского управления. На самом низу находятся колокольчики. Это самая большая группа жителей. Они совершенно разные, их голоса образуют мелодию. Колокольчики совершенно бесправны, так как дядьки-молоточки, не переставая, бьют их. К тому же никто не защищает их и не обеспечивает нормального образования. Можно считать чудом, что эти человечки очень вежливы, много знают и употребляют в речи поговорки.

Смотрит за порядком и заставляет молоточки стучать по колокольчикам Валик. Он является надзирателем городка. Он ни за что не отвечает, а просто лежит на диване. И на самом верху находится принцесса Пружинка. Она живет в золоченом шатре. Капризно извиваясь, она толкает Валика, заставляя цепляться за молоточки. А те, в свою очередь, бьют колокольчиков.

Главный герой просыпается и с радостью понимает, что понял принцип работы табакерки. Единственное, о чем он сожалеет, что ослушался отца и сломал пружинку. Но родители улыбаются, они рады способностям сына и советуют ему изучать механику.

Одоевский, создавая свое произведение, хотел развить в детях такие качества, как любознательность, наблюдательность, самостоятельность и милосердие. Поэтому, каждый ребенок, читая эту сказку, приближается к тому, чтобы стать хорошим человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;

развитие памяти, мышления;

пополнение словарного запаса учащихся

формирование выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения;

воспитание любви к чтению.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

II. Речевая разминка

Был себе царь Дадон,

Построил он костяной дом;

Набрали со всего царства

Костей, стали мочить —

Перемочили, стали сушить —

А когда намокнут,

Тогда сказку доскажу.

— Прочитайте сердито (еще: весело, с ускорением, с замедле­нием, скороговоркой).

III. Мотивация к учебной деятельности.

На доске слова и иллюстрации: литература

механика

музыка

- Соедините иллюстрации со словами.

- А что такое механика?

- Механика – отдел физики, учение о движении тел в пространстве и силах, вызывающих это движение. (чтение из толкового словаря Ожегова).

- Сегодня на уроке мы убедимся, как иногда сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи.

IV Формулирование учащимися темы и цели урока.


-Установите, с творчеством какого автора мы будем говорить на уроке. Для этого расшифруйте его фамилию:


имя и отчество:

Д. Сегодня мы будем говорить о творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского.

- Определим название произведения. Для этого разделимся на группы. У каждой группы разные задания. Вы должны сформулировать задание и выполнить его с объяснением.



У. Итак, сформулируйте тему урока.

- Определите цель нашего урока.

Д. Цель урока: *познакомиться с творческой биографией В.Ф.Одоевского

V. Подготовительная работа.

1) Знакомство учащихся со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского.

-Цель поставлена. Приступим к её реализации.

Учащимся предлагается деформированный текст биографии писателя.

- Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти. Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.

В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

Учащиеся восстанавливают текст, работая в парах.

В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.

2) Словарная работа.

-Кто знает, что такое табакерка?

Выслушиваются ответы детей. Затем учащиеся находят в толковых словарях Даля и Ожегова точное определение слова ТАБАКЕРКА.

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

VI Физкультминутка (релаксирующая).

- Предлагаю послушать и одновременно отдохнуть под музыку из шкатулки.

4) Продолжение словарной работы.

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Горка- это мебель для посуды.

Тиснёная бумага (работа в словаре)

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Одинакие – одинокие.

Учтиво - очень вежливо.

Досадно – обидно.

С сими словами - с этими словами.

Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться

1) Прогнозирование.

- Глядя только на название произведения, предположите, реальные или фантастические события описаны в нём. Обоснуйте свой ответ.

- Во время слушания и чтения этого текста определите, к какому типу он относится.

2) Знакомство с началом сказки.

Проверка первичного восприятия.

- Чем поразила шкатулка Мишу?

- Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь?

-Какое явление продемонстрировал Одоевский, описывая работу шкатулки?

Д. Описана смена дня и ночи.

- Почему мальчику хотелось войти в городок?

Д. Ему хотелось узнать. Что внутри табакерки, откуда раздаётся музыка?

- Как папа объяснил, почему это невозможно?

- На какие вопросы хотел получить ответы Миша, когда увидел механизм табакерки?

Д. Зачем колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками?

- О чём папа строго предупредил мальчика?

Д. Папа предупредил, что нельзя трогать пружинку.

3) Чтение концовки сказки.

Чтение детьми вслух.

- Продолжим знакомство с текстом, пропустив самое главное и интересное.

- Выполнил ли Миша просьбу папы?

Д. Миша тронул пружинку и даже испугался от этого.

- Отчего родители смеялись над мальчиком?

- Подумайте и предположите, разобрался ли Миша с устройством табакерки?

4) Знакомство с основной частью сказки.

- Предположите, что же могло произойти с Мишей в главной части?

- А теперь попробуйте ответить на вопрос : реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.

Чтение детьми основной части сказки.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос : реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.

- Какого типа этот текст?

Д. Это текст – рассуждение.

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, как механика связана с литературой и музыкой, на примере этой сказки

IIX.Итог урока.

- Чем запомнился вам урок?

- Что нового открыли для себя?

- Как вы оцениваете работу своего класса?

- Как вы оцениваете свой вклад в урок?

IX. Рефлексия.

- Ваше отношение к уроку я смогу понять по музыке, которую вы выберете как иллюстрацию вашего настроения. Поднимите руки те, кому близка весёлая жизнерадостная мелодия. А теперь те, кто грустит и печалится под музыку дождя.

Произведение "Городок в табакерке" принадлежит перу Владимира Федоровича Одоевского. Это один из первых русских писателей, которого можно причислить к основоположникам отечественной детской литературы.

Владимир Федорович Одоевский

Князь, сенатор, русский писатель, мыслитель и философ, переводчик, искусствовед, общественный деятель - это далеко не полный перечень титулов, званий, профессиональных навыков, которыми обладал Владимир Федорович.

городок в табакерке жанр

Для литературного творчества Одоевского характерны новаторские идеи и изыскания. Это сразу было замечено современниками писателя и высоко оценено его потомками.
Произведения Одоевского заставляют размышлять, они позволяют взглянуть по-иному на привычные явления жизни, продвигая читателя в своем развитии вперед. Все сказанное в полной мере относится и к тому, что было создано писателем специально для детей. Непревзойденным сочинением писателя принято считать сказку "Городок в табакерке". Автор ее до наших дней находится в ряду лучших детских писателей в мировой литературе.

Произведения для детей

В 1833 году вышли в свет первые сочинения Одоевского для детей. Сборник носил название "Пестрые сказки". В 1834 году отдельным изданием был напечатан "Городок в табакерке". Жанр этого произведения тоже был определен как сказка.

городок в табакерке сказка

Высокую оценку литературным сказкам для детей, вышедших из-под пера Одоевского, дал Н. В. Гоголь. Он считал, что образность языка, тональность и его напевность не имеют себе равных не только в русской, но и мировой детской литературе. Пожалуй, в сравнении могут быть лишь произведения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В течение последующих лет работы над сочинительством произведений, предназначенных для детского круга чтения, Одоевский старался выдерживать заданную им планку. Большой интерес к творчеству писателя проявил истинный знаток литературы В. Даль, который считал язык его произведений эталоном русской словесности.

В 1838 году выпущены из печати "Сказки и повести для детей дедушки Иринея". Многие произведения из сборника сразу вошли в перечень хрестоматийных и остаются таковыми спустя 177 лет. Именно этот факт является показателем литературного таланта В. Ф. Одоевского.

Маску дяди Иринея (а позднее дедушки) Одоевский с успехом использовал на протяжении всего периода, когда он занимался детской литературой. Благодаря удачно подобранному образу, полюбившемуся детям, автор мог о сложных явлениях жизни говорить с ребятами понятным для них языком.

"Городок в табакерке". Жанр произведения

городок в табакерке мультфильм

Читая произведение, ребенок не только знакомится со сказочными обитателями музыкальной табакерки, но и узнает о механизме ее работы. Процесс описан совершенно точно без искажения фактов, произведение содержит большое количество познавательного материала. Занимательная форма описания, которую использует Одоевский, позволяет причислить произведение к жанру сказки.

Сочетание в одном произведении научных энциклопедических сведений и волшебства, вымысла, присущего только сказкам, было необычно для литературы первой половины XIX века. В. Ф. Одоевскому удалось соединить это вместе. Прием оказался очень удачным, он по достоинству был оценен не только маленькими читателями и их родителями, но и литературными критиками.

Главные герои произведения

Главным действующим лицом сказки является мальчик Миша, которому отец подарил музыкальную табакерку. В начале повествования отец мальчика рассказывает о том, как нужно пользоваться шкатулкой. Миша узнает, что вещь очень сложно устроена и требует к себе бережного отношения.

произведение городок в табакерке

Как и любой другой мальчик в его возрасте, Миша хочет постичь тайны, которые скрываются внутри табакерки. Вот с этого момента и начинаются чудеса. Благодаря им мальчик знакомится с необычными жителями волшебной страны, которую автор называет Городок в табакерке.

Сказка, ее волшебство захватывает не только Мишу, но и каждого читателя. Героев произведения становится все больше - это жители сказочной страны. У каждого из них есть свои обязанности, которые им необходимо строго выполнять, иначе уклад жизни городка будет разрушен.

Идея сказки

Владимир Федорович Одоевский, понимая, какую важную роль играет литература в жизни людей, стремился посредством своих произведений, написанных для детей, развить самые лучшие черты характера маленьких читателей. В полной мере этой задаче отвечает "Городок в табакерке".

городок в табакерке автор

Жанр познавательной сказки как нельзя лучше развивает любознательность ребенка, дает возможность приобрести новые для него знания. Например, Миша, путешествуя по городу, узнает некоторые законы изобразительного искусства и перспективы. Он понимает, как работает шкатулка, где рождается музыка.

Кроме того, на протяжении всего произведения автор указывает на важные качества характера Миши. Мальчик настойчив, любознателен, послушен, вежлив. Одоевский ценит это в ребенке. Также автор обращает внимание на то, что в жизни все взаимосвязано. Лишь при слаженной работе и полном взаимопонимании можно добиться определенных успехов в жизни.

Современное издание произведения

Пожалуй, ни одна из сказок Одоевского не имела такого большого количества изданий, как "Городок в табакерке".

Мультфильм, диафильмы, созданные по мотивам сказки, иллюстрированные издания книги и сегодня пользуются огромной популярностью у детей. Именно поэтому сказка помещена во многие литературные сборники, издается она и отдельной книгой.

Некоторые авторы современных учебников по литературе включили сказку В. Ф. Одоевского "Городок в табакерке" в перечень произведений, предназначенных для обязательного изучения на уроках в школе. При совместной работе над сказкой дети познают окружающий мир, учатся понимать красоту родного языка, выражать свое отношение к прочитанному.

Читайте также: