Народы украины в 19 веке сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Сегодня в украинском сообществе все чаще и смелее высказываются гипотезы, согласно которым история украинского этноса должна вести свой отсчет едва ли не от первобытных племен. По крайней мере, наши южные соседи всерьез рассматривают версию, согласно которой именно украинский этнос стал основой для появления великорусского и белорусского народов.

На долгое время бывшие территории Киевского княжества погружаются в социальную и политическую смуту. До 1300 года они находятся в составе улуса Ногая, с XIV столетия попадают под власть княжества Литовского, а через два столетия сюда приходит Речь Посполитая. Еще недавно крепкий элемент древнерусского этноса оказался основательно размыт.

Первые самоназвания

Окраинный народ

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко (1651): оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства.

Что говорят генетики

Генетика в целом подтверждает такие предположения. Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) и митохондриальной ДНК (родословная женской линии).

Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой – показали заметное различие между тремя внутриукраинским и кластерами – западным, центральным и восточным.

В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Оказалось, что 65-70% украинцев принадлежит гаплогруппе R1a, которая характерна для степных народов. К примеру, у киргизов она встречается в 70% случаев, у узбеков – в 60%, у башкир и казанских татар – в 50%. Для сравнения, в российских регионах северо-запада – Новгородская, Псковская, Архангельская, Вологодская области – группе R1a принадлежит 30-35% населения.
Другие гаплогруппы украинцев распределились так: сразу три из них – R1b (западноевропейс кая), I2 (балканская), и N (финно-угорская) имеют примерно по 10% представителей, еще одна – E (Африка, Западная Азия) насчитывает приблизительно 5%.

§ 3 . Жизнь Украинский конце XVIII - первой половине XIX в.

Вспомните : 1. Каким было повседневную жизнь Украинский в XVI-XVIII века? 2. Как хозяйничали украинские крестьяне в прошлых веках? 3. Какую роль играла церковь в культурной жизни Украины?

1. Человек и окружающая среда

Развитие человеческого сообщества зависит наряду с другими факторами от особенностей географического расположения и природных условий, на которых она существовала. Украинские земли расположены в юго-восточной части Европы.

Почти не две трети территории Украинский земель составляли пространные черноземы, всегда были главным богатством народа, а в одночасье - постоянной причиной посягательств соседей на них.

Жизнь на этих землях влияло на формирование характерных черт общественной жизни украинский. Плодородные почвы позволяли Украинский крестьянам успешно вести единоличные хозяйства в отличие от их северных соседей - россиян, где бедные почвы и суровый климат заставляли крестьян объединять свои усилия для совместной работы. Эти особенности привели формирование различной ментальности и социально-экономической организации народов.

Подавляющее большинство украинского народа в конце XVIII в. составляли крестьяне, которые издавна трудились круг земле, жили в живописных селах и не торопились сменить их на городские жилища. Промышленная революция постепенно влияла на эту ситуацию, однако и в конце XIX в. крестьяне составляли 95% населения Украины.


2. Изменения в жизни Украинский под имперской властью

В конце XVIII в. земли, заселенные украинским, оказались в составе Австрийской и Российской имперских политических систем, жизнь в которых существенно отличалось от привычных условий. Обе империи были огромными территориальными объединениями, состоявшие из центра и подвластных территорий, заселенных разными народами.

Империи имели централизованную структуру управления с лицом императора на верхушке властной пирамиды. Исполнение законов и распоряжений имперского правительства возлагалось на многочисленное чиновничество. Из разнообразных задач, возлагавшихся на имперское чиновничество, важнейшим был сбор налогов. Но использовались они не на местные нужды, а на реализацию имперских планов и, конечно, на нужды самих чиновников. Всеми средствами воздействия империя воспитывала в них смирение и верность, подчеркивая, что это является главным моральным и религиозным долгом граждан. Поэтому большинство населения постепенно приспосабливалась к имперским порядкам и считала их вполне разумными.

Большое значение в управлении подвластными территориями наряду с чиновничеством предоставлялось армии. Для местного населения военный становился привычным фигурой, а для общественной элиты военная служба была возможностью сделать неплохую карьеру. Одновременно с этим содержание имперской армии стало тяжелым бременем для населения украинских земель.

Особенностью жизни в составе империй стала его детальная регламентация. В украинском обществе предыдущих суток общественная власть - как казацкая старшина, так и польская шляхта - никогда не увлекались изданием значительного количества документов относительно упорядочения вопросам повседневной жизни. Имперская власть, напротив, считала необходимым регламентировать жизнь своих многонациональных подданных на местах, согласно единым стандартам, многочисленными распоряжениями из столицы.

Отношение обеих империй к украинских земель, загарблених ими в конце XVIII века, имело значительные различия. Австрийская империя была группой разных народов, из среды которых ни один не имел абсолютного большинства. Вследствие этого австрийское правительство никогда не пытался утверждать, что украинские земли являются коренными имперскими землями, и только доказывал свое право владеть ими, признавая при этом, что их населяют другие народы.

3. Ментальность украинского народа

Для понимания жизни Украинская под имперской властью важно понять то, как они восприняли действительность, чувствовали и чем занимались, или определить черты их менталитета. Для него были характерны следующие черты:

· населения Украинский земель со времени своего возникновения занималась земледелием. Земля была одновременно и средством существования, и самым большим богатством, за которое постоянно велась борьба и принадлежавшее защищать от посягательств соседей;

· особенностью национального характера украинского народа была его неагрессивность. Течение веков они никогда не пытались захватить земли соседей, только желали иметь возможность жить спокойно на своей земле.

4. Традиционные виды хозяйственной деятельности украинском

Занятиями украинского народа издавна были земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство и охота. Весомость каждого из этих занятий в хозяйстве менялась на протяжении веков, однако главным всегда было земледелие. Самой распространенной системой обработки почвы в XIX в. оставалось трехполье. Для обработки земли до 80-х гг XIX в. использовали традиционный украинский тяжелый плуг, что его называли тогда малороссийским, новороссийским, степным. В начале 40-х гг XIX в. рядом с ним начали применять легкий плуг, изобретателем которого считался полтавский крестьянин Стеценко. Посевные работы выполнялись, как и первое, вручную. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо. Для сбора урожая применяли серп и косу. Промышленная революция привела к появлению различных сельскохозяйственных машин, но большинство крестьян в силу разных обстоятельств продолжала использовать старые орудия труда.

С земледелием было органически связано скотоводство. Особое внимание уделялось разведению быков, которые в первой половине XIX в. были основной тягловой силой. На Юге привычной картиной пейзажа были стада тонкорунных овец-мериносов и табуны лошадей. Недаром эти земли сравнивали с американским Диким Западом, а колоритные фигуры чабанов - с ковбоями.

Пчеловодство всегда играло значительную роль в хозяйстве украинский. Настоящую революцию в пасечника осуществил Украинская ученый П. Прокопович, который 1814 сконструировал рамочный улей. Однако использовать его изобретение начали в Германии, а дома - только через несколько десятилетий.

Охота в XIX в. уже не играло большой роли в хозяйстве. Во всех регионах Украины, кроме Полесья, крестьяне не пользовались правом охоты. А для помещиков течение первой половины XIX в. это было любимым развлечением. Они устраивали охоту гоном на лошадях с большими стаями гончих собак.

В течение XIX в. рыба, как и первых, занимала ведущее место в пищевом рационе населения украинских земель. После присоединения Российской империей южноукраинских земель и получения выхода к Черному морю здесь стали возникать частные рыболовные компании и артели, ловили много рыбы - осетров, судаков, леща, тарани и т.д. Чумацкие валки везли с Юга соленую и вяленую рыбу к другим украинским регионов. В многочисленных украинских реках и озерах было немало раков, различных пород рыбы. Для бедных крестьян рыбалка становилась средством обогащения их пищевого рациона. Вместе рыболовство для большинства населения стало одной из форм проведения досуга.

5. Поселение и жилище

Поскольку большинство населения украинских земель в начале XIX в. составляли крестьяне, города и городки были лишь небольшими торговыми и административными центрами для ближайших окрестностей. Переход под имперскую власть вызвал изменения в форме и значении украинских городов. Вследствие того, что города Приднепровья стали центрами сосредоточение имперской администрации, в каждом губернском и уездном городе появился административный центр с площадью, вокруг которой сооружали административные учреждения. Центральные улицы и площади некоторых городов вимощувалися мостовой и освещались керосиновыми фонарями. Однако подавляющее большинство улиц оставалась Неасфальтированные и почти непроходимой в дождливое время года.

Большинство городов и местечек были небольшими и их население не превышало 1-2 тыс. человек. На середину XIX в. с 850 городов и местечек всех украинских земель только 62 имели более 10 тыс., а 5 - более 50 тыс. жителей.

Центрами городской жизни были традиционно церкви и, конечно, базары.

Первая половина века стала время, когда в крупных городах стало появляться все больше многоэтажных кирпичных домов. Однако в небольших городах, как и первое, преобладали одноэтажные деревянные дома. Снаружи стены красились, украшались резьбой, в окна иногда вставляли цветное стекло. Внутри дома зажиточных хозяев были многокомнатными, имели, по европейской моде, парадные залы, гостиной, комнаты для гостей и слуг, кухни и хозяйственные помещения. Обставлялись комнаты мебелью, которые, согласно пожеланий и финансовых возможностей хозяина, завозились из Европы или изготавливались местными мастерами. Украшением их были зеркала, часы, картины, гобелены и т.д. Жилища же городской бедноты напоминали крестьянские избы.


Жилой комплекс. Киевщина (кон. XIX - начала ХХ вв.)

Однако подчинение имперской власти повлияло и на традиционное лицо украинского села. Имперское притяжения упорядочить всю жизнь по единому шаблону повлекло в Приднепровье появление указаний относительно упорядочения вида пос. Местным властям поручалось проследить, чтобы в центре каждого села был создан площадь, от которого расходились бы улицы до окраин. На площади крестьянам объявлялись важнейшие решение имперской администрации, устраивались наказания виновных и т.д. Стремление малороссийского дворянства и правобережной польской шляхты подражать тогдашнюю европейскую моду привели к распространению нового элемента в культурном ландшафте Приднепровья - помещичьих имений. До наших времен сохранились лишь единицы, однако большинство из них можно отнести к памятникам мирового значение. Среди них - садово-парковый комплекс Софиевка в Умани графа Потоцкого, поместья Галаганов в Сокиринцах и Тарновского в Качановке на Черниговщине и др.

6. Православная церковь Приднепровской Украина под имперской властью


Обыденное наряд священника и монаха. XIX в.

Государственные ассигнования на содержание духовенства значительно увеличивались. Духовенство превращалось, собственно, на чиновников с четко фиксированной государственной платой. Эти и другие меры российского правительства имели целью превратить православную церковь в зависимую от государственной власти структуру.

Мероприятия по церкви были направлены на формирование единой структуры церковной организации в империи с ликвидацией при этом каких-либо исторических, национальных, территориальных особенностей. Этот курс имперского центра нашел полное отражение в церковной политике на украинских землях. С его реализацией происходили:

· унификация Украинский церковных структур с целью приведения их в соответствие с российских;

· замена процедуры избрание церковных иерархов их назначением на должности. При этом большинство из них была россиянами или иностранцами, тщательно выполняли любые команды из центра;

· русификации кадров украинского духовенства через внедрение системы учреждений духовного образования с едиными русскими программами;

· создание условий, при которых церковная карьера зависела от верноподданичества империи;

· обязательна великорусская произношение славянских текстов в церковной практике, учебных заведениях Приднепровья т.д.

В целом унификационный мероприятия российского правительства относительно церковной жизни на Приднепровье внесли изменения внешнего характера. Осуществить денационализацию украинской церкви на приходском уровне русское православие не смогло.

7. Религиозная борьба на Правобережье

Опираясь на силу, русский правительство сразу после присоединения развернул кампанию по восстановлению ведущей роли на Правобережье православной церкви.

Для большинства верующих украинский переход в православие был не столько изменением церкви, сколько действительно возвращением к праотеческой веры, - ведь на значительной части Правобережья уния существовала лишь несколько десятилетий и навязывалась силовыми методами. Одновременно они лелеяли надежду на то, что теперь смогут освободиться от гнета польских шляхтичей-католиков. Но эти надежды абсолютно не отвечали цели имперской политики на Правобережье. Под лозунгами пропагандируемой единовирности российский правительство желало лишь ускорить процесс унификации новоприеднаних земель.

Иная ситуация сложилась в тех регионах, где греко-католическая церковь за двести лет успела укорениться духовно и культурно, воспринималась населением как вера родителей. Здесь даже во давлением российской администрации переход в православие масштабами и темпами воображения не поражал. Одной из причин этого было также то, что католическая польская шляхта, которая оставалась на местном уровне наиболее влиятельной силой, побудившей греко-католиков переходить в католицизм.

Это заставило имперскую власть перейти к более гибкой тактике. Император Павел I (1796-1801) принял несколько постановлений, которые обеспечили более-менее нормальные условия для католиков и униатов. Было возобновлена деятельность греко-католических епархий на присоединенных землях, монастырей, возвращено из ссылки греко-католического митрополита и духовенство. Этой уступкой сразу воспользовались поляки.


Император Александр I

Эпоха правления Александра I (1801-1825) стала временем, когда поляки на Правобережье не скрывали своих стремлений превратить эту землю на край польской культуры, веры и языка. Происходило это, прежде всего, благодаря тому, что второй молодости императора был польский князь Адам Чарторыйский. С 1802 г. течение 22 лет он всеми средствами осуществлял полонизации Правобережья, насаждал католицизм. Сторонниками греко-католической церкви в крае оставалось, собственно, лишь крестьянство. Большинство греко-католических приходов за ограничений местных помещиков-католиков бедствовала.

Начать решительную борьбу против польских католиков на Правобережье решил император Николай I (1825-1855). Существенно повлияло на это польское освободительное восстание 1830-1831 гг По официальным данным, на Правобережье повстанцев поддержали 50 католических монастырей. Это позволило имперскому правительству найти достаточно весом в глазах европейской общественности повод для начала русификации Правобережье. Вследствие этого в крае было закрыто 61 католический монастырь, все польские учебные заведения, репрессирован большинство духовенства. Одновременно более решительными стали действия против греко-католической церкви.


Император Николай I

Согласно распоряжениям российского правительства, детей из смешанных семей записывали православными. Населению запрещалось отмечать католические праздники и использовать любые богослужебные книги, кроме тех, которые печатались в Москве. Вводился также порядок, согласно которому, если в приходе был хоть один желающий стать православным, всю ее превращали в православную.

После этого началось принудительное объединения церквей на Правобережье. Впрочем большое количество верующих не желала менять свою веру. В знак протеста они собирались возле церквей и не пускали туда православных священников. Для помощи последним использовали военные команды и полицию. Однако и после этого греко-католики оказывали пассивное сопротивление, отказываясь посещать захваченные православными церкви.

Выдержка из письма обер-прокурора Синода Русской православной церкви Протасова относительно событий при осуществлении присоединения греко-католической церкви в 1839 г.

Вопросы и задания

1. Как естественная среда влияло на жизнь украинским?

2. Определите и раскройте изменения, произошли в жизни Украинская под имперской властью.

3. Что такое ментальность? Какие черты ментальности украинского народа сложились на протяжении его истории?

4. Какие новые явления появились в Украинский менталитете под властью двух империй?

5. Какие изменения произошли в традиционных видах хозяйственной деятельности Украинский при новой эпохи?

6. Как изменился облик украинский городов и сел течение первой половины XIX века?

10. Определите причины и последствия борьбы за влияние на верующих, развернувшейся на Правобережье.

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, белорусов и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

История украинцев

Быт украинцев

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

Быт украинцев

Культура и религия украинцев

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Культура и религия украинцев

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на Украине кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также католики. Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.


Главная Этносы Украинцы Традиции и обычаи

Традиции и обычаи


С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Обязательными элементами обрядности, такими как обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, оказание почестей предкам, гадания и ворожба – сопровождались все важнейшие события как в будни, так и в праздники. Все они были тесно связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Началу пахоты и сева, выгону скота на пастбище, окончанию жатвы непременно сопутствовали посвященные этим событиям обряды. В семейной жизни обряды сопровождали все этапы человеческой жизни: рождение, свадьбу, похороны и т. п.

На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний – 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами.

Очень похожим на колядование был обычай щедрования. Этот обряд считался в Украине едва ли не главным действом на Щедрый вечер и Новый год (в ночь с 13-го на 14 января по новому стилю).

Кроме этого, вечер накануне Нового года считался самым подходящим для ворожбы и загадывания самых сокровенных желаний, этим обычно занималась молодежь. На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

После окончания жатвы праздновались обжинки. Из последних колосьев жницы делали сноп и венок, которые передавались хозяину усадьбы. Зерном с этого снопа начинали следующий сев.

Кроме обрядов, украинцы широко использовали различного рода обереги – травы и цветы, деревья и кусты, птиц и силы природы. Среди деревьев украинцы особо почитали вербу. Они считали, что освященная верба имеет магическую силу, поэтому, например, чтобы остановить град, выбрасывали ветки вербы на двор. Прутом с вербы весной выгоняли скот на пастбище, чтобы животные не подхватили какую-нибудь болезнь. Украинцы верили, что верба, наполненная весенними соками, передает человеку здоровье и силу.

Символом девичьей красоты, любви и верности считалась калина. Как оберег калину сажали возле дома, делали из ее ягод ожерелья, украшали ее кистями свадебный каравай, венок невесты.

Оберегами от нечистой силы считались мак и барвинок, поэтому их часто вывешивали над дверью и окнами. А васильки символизировали чистоту, стыдливость, человеческую доброту. Они служили оберегом грудным детям.

Нередко оберегами были женские украшения и различные предметы быта. Например, много народных поверий связано с сережками. Считалось, что они могли избавлять от головной боли. Потеря же сережек считалась дурной приметой, предвещавшей несчастье и беды.

Особое внимание уделялось рушникам – старинным оберегам дома и семьи. В древности вышитый соответствующими узорами-символами рушник был непременным атрибутом многих обрядов: на рушник вставали молодожены на свадьбе, с рушником приходили к роженице, чтобы запеленать в него новорожденного, встречали и провожали дорогих гостей, провожали в последний путь, украшали образá.

Украинское народное искусство

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни – оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.

Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные – преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные – для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет.

Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.

Но самым главным оберегом украинского народа была Берегиня – женщина-мать. Ее слово, тепло и ласка лечили и возвращали силы после болезней, защищали от злых сил и давали вдохновение. Берегиня, как верили украинцы, поддерживает домашний очаг, оберегает каждую новую жизнь.

Украинская национальная одежда

Украинская национальная одежда – это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.

Самобытная украинская национальная одежда – это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий – Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины – заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).

Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Женская и мужская одежда разных регионов Украины конца XIX - начала XX веков

Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде, созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.

Украинская кухня


Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это обусловлено, прежде всего, высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.

Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушеная капуста, картофель с мясом и черносливом.

По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.

Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, домашней колбасы, голубцов, вареников пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами.


В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.

Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.

Любимые напитки украинцев – квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары (из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен), медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фруктов и ягод.

Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на их территории, а это иранцы, татаро-монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли.

Традиционное жилье и быт украинцев

Быт украинского народа развивался и изменялся на протяжении веков, вбирая в себя опыт многочисленных поколений и традиции различных исторических эпох. На возникновение различных типов жилья в значительной мере оказывали влияние и особенности природно-географических и социально-экономических условий, существовавшие в разных регионах Украины. В своей основе украинские усадьбы имели много общих восточно-славянских признаков, но вместе с тем имели и характерные отличия, придававшие им яркую национальную выразительность.

На большей части территории Украины сформировался открытый тип двора, в котором земельный участок, непосредственно прилегавший к дому и хозяйственным постройкам, оставался под открытым небом. В прошлом жилье строили из дерева (колод или бруса), которое затем обмазывали глиной. Большей частью эти дома имели одно помещение. Иногда такое сооружение почти полностью заглублялось в грунт или имело земляную подсыпку стен наподобие завалинки. Это были землянки или полуземлянки. По такой технологии строилось и временное жилье пастухов и лесорубов в Карпатах – так называемые колыбы.

Разновидностью земляного жилья были постройки из глины или самана – блоков, изготовленных из глиняно-соломенной смеси. Глинобитные дома строились в тех районах Украины, где не хватало леса. Чаще всего даже крыша такого дома делалась из соломы. Такой дом обмазывался раствором белой глины или извести. Именно применение извести в качестве наружного материала отличало украинские хаты от русских и белорусских домов. Широко использовали украинцы в строительстве и другие местные материалы – хворост, камыш, солому, камень. Иногда здания строились из природного камня и известняка, ракушечника, мела, туфа. Стены домов и хозяйственных построек из природного камня были очень массивными – их толщина достигала 60-70 см. Их скрепляли глиняным раствором и тоже белили снаружи.

Еще во времена Киевской Руси в украинских селах строили жилье из самых разнообразных местных строительных материалов. А запорожские казаки сооружали свои зимовья из дерева, лозы, камыша, обмазывали глиной, а потом белили. Камень же большей частью использовали в городском строительстве. Большой вклад в развитие технологии строительства на южноукраинских землях в XVIII веке внесли колонисты – выходцы из стран Западной Европы и Балканского полуострова. От них пошла и технология закладки фундамента, на котором возводились стены. До того пол в украинских сельских хатах был земляным или глиняным. С появлением фундамента зажиточные крестьяне начали стелить деревянный пол.

Непосредственно возле дома находились разнообразные хозяйственные постройки: овины, амбары, хлева, конюшни, курятники, помещения для откорма свиней, погреба.

Во многих дворах были колодцы и летние кухни.

Украинское дореволюционное село

Интерьер полесского дома. Интерьер дома на Черкасщине

В конце XIX - начале XX века в Украине распространилось строительство из кирпича и другого фабричного материала. Зажиточные слои населения возводили из него просторные и теплые дома или обкладывали кирпичом стены деревянных домов.

В наше время интерьер многих сельских домов ничем не отличается от интерьера современной квартиры. В доме имеется, как правило, несколько комнат и все необходимые для жизни удобства, мебель и бытовая техника. Но это не значит, что сельские жители забыли традиции предков. Как и раньше, убранство многих сельских домов радует вышитыми рушниками, салфетками, домоткаными дорожками и коврами.

За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец. Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано в течение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца в крестьянских семьях была законом. Рабочий день начинался очень рано; летом – в четвертом-пятом часу, зимой – в пятом-шестом. Быстро позавтракав, все, кто мог работать, отправлялись в поле. Если оно находилось недалеко от усадьбы, то около полудня семья возвращалась домой на обед, если же далеко, то обед брали с собой или его приносил кто-то из членов семьи, чаще всего дети. В этом случае за одним столом вся семья собиралась только поздно вечером. После ужина готовились к следующему дню – чинили инвентарь, осматривали скот. Зимой работы было меньше. Правда, не для всех. Женщины и зимой вставали очень рано, готовили пищу, убирали в доме, занимались хозяйством, пряли, ткали, чинили одежду, шили и вышивали рубашки.

Крестьянские семьи обычно были многодетными. Но присматривать за детьми матери было некогда: вся работа по дому держалась на ней. Поэтому за грудными детьми приглядывали старшие братья и сестры. Кормили младших детей тем же, что ели дети постарше, только грудным детям старались давать больше молока. Спали грудные дети обычно в ивовых или дощатых колыбелях, на дно которых клали сено и застилали его полотняными пеленками. Старшие дети обычно спали все вместе на полатях – настиле из досок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Когда дети немного подрастали, их приучали к работе, поначалу – не очень трудной – пасти гусей, носить пищу родителям. Потом сыновья начинали помогать отцу в поле, а дочери – матери по дому. Девочки также учились готовить, прясть, ткать.

На Полесье бытовала давняя традиция общего хозяйствования – так называемое сябринство, объединявшее родственников или соседей. Заметную роль в общественной жизни играли и артели – косарей, чумаков, молотильщиков, табунщиков.

Сельская громада была не только органом местного самоуправления, именно благодаря ей сохранялись и передавались из поколения в поколение народные обычаи и традиции.

Читайте также: