Народные промыслы кавказа сообщение

Обновлено: 02.07.2024

На протяжении длительной истории на Северном Кавказе сформировалось множество этносов, каждый из которых уникален. Однако общность исторической судьбы, географических условий, интересов, а также механизмов социально-правового регулирования и ряда духовных черт позволяют исследователям говорить о формировании северокавказской цивилизации, обладающей неповторимым местным колоритом, не встречающимся более нигде, и выделить Северный Кавказ в качестве целостного в культурном плане региона. В отличие от этносов и культур многих других регионов интенсивного межэтнического взаимодействия здесь сохранился кавказский тип культуры и антропологический тип населения. И самое главное – активные контакты друг с другом помогли народам этого региона не только сохранить свою самобытность, но и выработать общие черты психологии, нравственности, обычного права, традиционной культуре. Одним из главных составляющих традиционной культуры являются народное искусство и народные художественные промыслы. Это один из массовых и наиболее близких человеку элементов народной культуры, в котором аккумулируется и посредством семиотической системы транслируется социокультурный опыт этноса или группы этносов. Будучи синтезом материальной и духовной культуры, материализуя в предметах быта этническое мировоззрение, народные промыслы соединяют ремесло с художественным творчеством в процессе производства изделий. Художественная традиция, на которой зиждется народное искусство, — это определенный комплекс изобразительных средств: образно-сюжетный, композиционный и колористический строй с набором технологий и инструментария, свойственный лишь определенному этносу или близких в культурном и историческом развитии группе этносов.

2

Рис.1. Национальная одежда народов Северного Кавказа.

IMG_0824

Народные художественные промыслы являлись и экономическим подспорьем для той или иной общины, важным источником ее жизнеобеспечения. Так, отдельные селения специализировались на художественной обработке древесины, другие — на обработке металла, третьи занимались ковроткачеством или же производством керамики. Важной особенностью северокавказского орнаментального искусства была его способность сохранять вплоть до XIX века архаичный характер, основанный на древнейших представлениях о мироздании. Система северокавказского орнамента фиксирует насущные проблемы и условия жизни коллектива, отражает его историческую память, этническую, национальную специфику отношений человека и природы. Архаичный орнамент народов Северного Кавказа (особенно дагестанский) характеризуется целым рядом признаков: геометричностью начертания элементов, свободной композицией, простотой, лаконичностью, но не однообразностью. Именно эти черты резко отличают его от искусства стран ислама и Европы.

IMG_0824

Рис.2. Унцукульские изделия.

Рис.2. Унцукульские изделия.

Одним из наиболее древних и повсеместно распространенных является гончарный промысел. Кавказское гончарство является реальным конспектом мировой истории обработки глины. В Армении сохранялись навыки женского лепного изготовления керамики, отражавшие раннюю стадию обработки глины. О глубокой древности керамики в Балхарах свидетельствуют, наряду с пережитками матриархата в его организации (мастера только женщины), древнейшие мотивы в декоре. Они присутствуют в дагестанской керамике с 3 тысячелетия до нашей эры. У балхарцев в процессе долгого развития и совершенствования керамической росписи в орнаментальных формах выработались очень интересные и своеобразные черты, присущие только этому виду искусства. Вся роспись, начиная с горизонтальных поясов и кончая деталями узора, наносится на ножном гончарном круге, при медленном его вращении без предварительных замыслов и раздумий. Это, в свою очередь, предопределяет абсолютную неповторимость и бесконечную изменяемость орнаментальных композиций балхарских рисовальщиц. В настоящее время производится более 30 видов различных изделий. Каждое неповторимо из-за своеобразной красоты и законченности формы, отвечающей назначению в быту. Наиболее распространены большие хозяйственные кувшины без ручек, специальные водоносные кувшины, маслобойные кувшины, подойники, кувшины с носом для умывания, небольшие кувшины для воды, открытые чаши для молочных продуктов, декоративные тарелки, кружки, вазы, и т. п. В разных районах на быстром круге формуют керамику мужчины, представляя стадию развитого ремесленного производства.

Археологические материалы раскопок на территории Северо-Западного Кавказа свидетельствуют о древнейшем гончарном промысле, датируемом V-IV вв. до н.э., а вылепленные от руки, на гончарном круге сосуды, кувшины, миски и кружки являются первыми произведениями прикладного искусства адыгов. Искусство керамики занимало важное место в жизни этого народа: ее использовали для хранения продуктов, для питья, особое место керамика занимала в погребальном обряде адыгов. Благодаря загробному культу адыгов, сохранились древние предметы керамического, оружейного, кузнечного и ювелирного искусства. Керамика служила выражением языческих культов — тотемизма, скотоводческого культа Амыша, культа Созереша, огнепоклоннического культа, которые имели свои обозначения: скотоводческий культ отражался в сосцевидных налепах, зооморфных ручках и символах; огнепоклоннический культ выражался в изображении креста и солярных знаков и т.д. Древняя меотская керамика характеризуется отличительным черным цветом, имеющим оттенки от серого до желтовато и голубоватого оттенков. Керамическая посуда украшалась нарезным орнаментом, линейным лощением, зооморфными стилизованными изображениями.

Неотъемлемой частью этнохудожественной культуры Северного Кавказа является ручное ковроткачество. На территории данного региона нет уголка, где бы ни ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ворсовые и безворсовые ковры лезгинских и табасаранских мастериц. Современные исследования показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, как крупный торговый город на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя – марены. Развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством, получило распространение на всей территории Дагестана. Этому также способствовало и наличие сырья, и избыток свободных рук. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Ковровое искусство многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения его можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Войлочные ковры являлись главным украшением интерьера. Классический войлочный ковер у адыгов, карачаевцев, черкесов окрашен в три цвета — черный, серый и белый. Древнейшим мотивом украшения ковров являются ромбы в сочетании черно-белого контраста на сером фоне. Орнаментальные элементы сочетаются в бесконечном разнообразии линейно-графических, тональных и цветовых композиций. Функциональное использование войлочных ковров в современном мире претерпело изменения, в связи с чем, производство технологически сложного войлока было отодвинуто временем. С 2000 года частично идет возрождение производства ковров, но, к сожалению, эти положительные тенденции не способны кардинальным способом решить проблему сохранения промысла в северокавказском регионе.

Многие условия способствовали тому, что на Кавказе возник очаг изготовления оригинального оружия, особенно холодного. Любой свободный мужчина был вооружен кинжалом, типичным был кинжал-меч с прямым лезвием. В средние века распространилась сабля иранского образца, имевшая местные подражания, в XVII — XIX веках в среде адыгских народов была изобретена шашка, ее специфически кавказский облик пленил воинов многих народов, вплоть до российского офицерства. Благодаря этому в конце XIX века выжили оружейные центры Дагестана, Тбилиси и других мест. Примечательной чертой кавказского оружия было использование форм и клейм оружия иранского, турецкого, европейского происхождения в сочетании с собственными изобретениями. Их переплетение создавало уникальные образцы, созданные оружейниками глухих ущелий. Издавна дагестанские и ингушские мастера славились своим клинковым оружием, одни из них специализировались на производстве холодного оружия, другие — огнестрельного, некоторые занимались его украшением. Дерево также занимало важное место в материальной культуре всех народов северокавказского региона. Его обработка процветала в лесистых районах, особенно среди дагестанцев, кабардинцев, ингушей, адыгов, осетин. Характерной чертой резьбы по дереву у этих народов являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту формы, материала, художественного образа. Утварь из дерева заменяла металлическую и керамическую. Обращает на себя внимание не только изготовление мелкой утвари, как ложкарники, солонки, сундучки для рукоделия, но и крупных предметов, например, больших резных ларей для зерна. В настоящее время ассортимент деревянных изделий в быту северокавказских народов претерпел некоторые изменения – меньше стало выпускаться посуды, но больше мебели, увеличилось производство сувениров из этого материала. Инкрустацией по дереву славилось аварское селение Унцукуль. В горах Большого Кавказа в старинных жилищах центральное место занимал резной деревянный столб, подпиравший матицу и являвшийся семейным святилищем.

Литература

2. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Изд. 2-е, перераб. / Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005. – 278 с.

3. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1983. — 344 с.

Народные промыслы всегда играли важную роль в жизни дагестанцев. Это все благодаря редкостным природным особенностям и разнообразным сырьевым ресурсам.

В Дагестане у каждого народа своя особенная линия в развитии промыслов и уникальные художественные приемы.

Самым популярным видом искусства декорации является ручное ковроткачество.

Ковер - это один из самых ценных вещей в доме дагестанца. И мастерство ковроткачества всегда передавалось через поколения, дочери заимствовали навыки материи в этом деле, при этом оттачивая их и совершенствуя рисунки и орнамент. Существовали два вида ковров: ворсовые и безворсовые, у каждого из которых были свои излюбленные узоры. И каждый народ преподносил их особенно и неповторимо.

Но самым большим мастерством исполнения, сочетанием цветов и рисунков прославились ковры Табасарана. Ковры, сотканные в Дагестане, можно увидеть в музеях многих крупных городов- "Табасаран", "Ахты", "Дербент" - это названия ковровых композиций, вошедших в мировой каталог.

Еще одним распространенным видом дагестанских промыслов является гончарное искусство, самое большое распространение которое получило в ауле Балхар. Мастера лакского аула переняли лучшие навыки мастеров древности. Их продукция всегда отличалась хорошей прочностью, прекрасными декоративными качествами, красотой форм.

Весь Кавказ знал о мастерах данного искусства из этого аула. Да и по сей день их изделия не потеряли свою ценность и являются гордостью дагестанского народа.

Художественная обработка металла - следующий вид декоративного искусства, большое распространение который получил в селе Кубачи, Амузги, Гоцатль и других. В селе Кубачи обработка металла практикуется уже тысячу лет. Навыки данного дела передаются из от отца к сыну у кубачинцев. Их продукция является хорошо экспортируется, поэтому металлообрабатывающее производство в селе Кубачи является довольно перспективным. Кубачинцы очень бережно относятся к своему делу, и каждый их дом является настоящим музеем.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

Нельзя не отметить и село Гоцатль, в котором производство возникло еще в 1958 году. Мастера этого села используют в металлообработке черни и оксидирования.

Одним из самых интересных видов промысла является художественная обработка дерева. Большое распространение в этом декоративно-прикладном искусстве получила Унцукульская насечка.

это технология, с помощью которой обрабатывали дерево мастера. В результате ее использования они добивались создания разнообразных рисунков на изделиях. Объем работы мастеров внушительный, требует особых способностей, строго просчитанных действий и приемов.

Дагестанские мастера бережно хранят свои традиции. Технологии и знания передаются из поколений в поколения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы народов Северного Кавказа. Автор: Миронова Н.В.

Мастера-кожевники из Кабарды. На Северном Кавказе с давних пор занимались обработкой кожи. Из нее делали мужскую и женскую обувь, предметы обихода, конскую сбрую, атрибуты военного снаряжения. Кожей обтягивали ножны шашек, кинжалов, колчаны. Использовалась в работе кожа крупного рогатого скота, коз и овец. В этом ремесле получили признание мастера-кожевники из Кабарды. Многие другие ремесла будут рассмотрены ниже, на примере некоторых регионов Кавказа.

Гончарное мастерство. На Кавказе самая ранняя керамика, как свидетельствуют о том археологические раскопки, появилась в VI-V вв. до н.э. В частности, прославились особенно балхарские мастерицы. Этот вид искусства в ауле Балхар существовал еще в I веке н.э. Здесь гончары вручную лепили из местной глины жгутовой или ленточной техникой кувшины для зерна и воды, миски, блюда, подойники и др. С XIX века гончарный промысел получил повсеместное распространение.

с.Балхар. Дагестан. Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера специализируются на таких композициях, как кувшины, кружки, миски и другие сосуды, украшенные преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также, в Балхаре ткут паласы и изготавливаются детские игрушки.

Жители села Балхар являются лакцами по-национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886 году население Балхара составляло 1424 человека.

Дагестан. Ковроделие является одним из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Высокохудожественные самобытные и многообразные ковры многократно были представлены вниманию публики на всемирных выставках и ярмарках

Художественная обработка дерева Унцукульские изделия из дерева выполнены путем насечки и инкрустации металлом. Традиционными являются узоры геометрического и растительного орнамента, сверкающие серебром на темной поверхности полированного с великолепной текстурой дерева. Первоначально из тростника изготовляли кнутовища, ручки для нагаек, трости. Изделия инкрустировали металлом (медь, серебро, мельхиор), костью, рогом, бирюзой.

Чеченская республика. Народные промыслы чеченцев играли существенную роль в их хозяйственной жизни с давних времен. У большинства людей сложилось мнение, что чеченцы жили только за счет набегов и грабежей, но это не так: об обратном свидетельствуют многочисленные исторические, фольклорные и этнографические источники. Они с древних времен знали металлообработку, скотоводство, высокое земледелие, знали секреты ювелирного дела, а также владели ткацким и гончарным мастерством.

Село Шатой. Войлочные ковры Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать не только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые декоративные эффекты.

Чеченская бурка (Верта). Наиболее известной и востребованной накидной одеждой чеченцев являлась войлочная бурка, т. н. плащ из войлока с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи. Бурка была в каждой чеченской семье необходимым и важным элементом мужского гардероба. Хорошая бурка была гордостью мужчины, его престижем в обществе. Отличаясь суровой красотой, бурки являлись истинно воинским одеянием. Создавая себе это облачение, горцы Кавказа ассоциировали его с могучими крыльями восхищавших их орлов.

Вышивка по бархату.

Ингушетия. Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного творчества. Их народные промыслы и ремесла – это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера, перенявшие и сохраняющие опыт и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают в приспособленных домашних мастерских.

Изделия из рыбьей кожи.

Изделия гончаров, оружейников, кузнецов, ткачей — своеобразная летопись народов. Рассказываем, где побывать и что посмотреть в музеях страны, если вы интересуетесь историей Северного Кавказа.

Ювелирное искусство находило отражение в женских украшениях и в элементах мужских и женских костюмов, посуде, конском снаряжении. Основным сырьем было серебро. По одной из версий, все названия серебра в мире восходят к двум корням, существующим в адыго-абхазских и картвельских языках.

Гравировка, чернь, позолота, зернь и скань, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, — местные мастера владели этими техниками в совершенстве. Убедиться в этом можно, побывав в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. В коллекции, найденной в Зарагижском некрополе на реке Черек в Кабардино-Балкарии,

оружие, фибулы, пряжки, полиэдрические височные привески, броши, накладки на ножны мечей и ножей, украшения ременной гарнитуры, оружия и одежды.

У народов Кавказа существуют поверья, что в зависимости от орнамента и цвета, ковер приносит обладателю удачу, богатство, защиту от невзгод. Наиболее популярными цветами на Кавказе всегда были черный, красный, желтый или белый. В Табасаране активно использовались яркие цвета, в том

числе розовый, лиловый и другие полутона. Крайне редко использовались

такие цвета как бирюзовый, фиолетовый, голубой или зеленый. Вообще ковры были не только украшением, но имели и практическую пользу. Чтобы защищаться от резких перепадов температуры и сурового горного климата ковры стелили не только на пол, но и вешали на стены.

Где посмотреть: Музей ковра и декоративно-прикладного искусства в Дербенте, Дагестанский музей изобразительных искусств. В других регионах с ковровым искусством можно познакомиться в этнографических и краеведческих музеях.

Кавказской кузницей оружия считался Дагестан. Знаменитый амузгинский клинок (селение Амузги, недалеко от Кубачей) рассекал не только подброшенный платок, но и толстый стальной гвоздь. Хорошая сабля стоила целого барана, а сабля от амузгинского мастера Айдемира — буйвола.

Не менее знаменитыми были кинжалы мастера Базалая из кумыкского селения Верхнее Казанище (Северный Дагестан). В 1851 году четыре его кинжала экспонировались на Лондонской выставке. Род Базалая известен и тем, что сохранил секрет булатной стали, выплавлявшейся еще в V-X веках.

А в Национальном музее Чеченской республики хранятся уникальные эскпонаты — кинжал и шашка известного чеченского мастера-клиночника конца XIX-начала XX века из села Толстой–юрт (Девкар-Эвла) Чиллы Муртазалиева. Изделия Чиллы (имя идет от названия чеченской зимы — чилла) отличались не только качеством, но и оформлением, и пользовались спросом далеко за пределами Кавказа. Клинки мастер украшал чеченским орнаментом*, а головки рукояток делал в форме головы льва или волка — символа храбрости у чеченцев. (Чеченский орнамент — нохчийн орнамент — представляет собой повторяющийся узор с острыми углами и закругленными формами. Он символизирует очертания чеченских башен на склонах гор и в ущельях — прим.ред).

Основным сырьем было железо, но кроме него применялись медь, которая шла на изготовление домашней утвари.

Кузнецы изготавливали практически все виды орудий труда, иногда используя как дополнение дерево. Некоторые мастера специализировались на изготовлении фаэтонов, линеек, байдарок, карет.

Карачаевские и балкарские кузнецы ковали ручки для дверей и окон домов, построенных по русскому образцу (традиционные карачаевские и балкарские дома не имели на дверях и окнах ручек).

военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии.

Деревообработка процветала в лесистых местностях Северного Кавказа, где деревянная утварь заменяла медную и железную. Нередко ее украшали резьбой. Широко славилось аварское селение Унцукуль, где мастерами был выработан такой метод обработки дерева, как насечка металлом, позволявший создавать причудливые узоры. Основной орнамент — геометрический и растительный.

Впрочем, дерево использовали не только для посуды, но и для орудий труда, и для изготовления мебели (последнее в частности было широко распространено в Дагестане). Причем для каждого вида изделий использовали три сорта дерева. Арбу делали из дуба, карагача и ясеня, деревянные части плуга — из клена и березы; утварь — из липы; посуду — из груши. Основной метод изготовления посуды — выдалбливание. Готовый предмет подвергали кипячению, смазывали жиром и сушили.

Где посмотреть: Краеведческие и этнографические музеи, национальные культурные центры.

Гончарное искусство Северного Кавказа, несмотря на древность и повсеместное развитие, пришло в упадок после монгольского нашествия. В период же наивысшего развития существовали районы, где гончарство стало практически искусством.

Наиболее известный — лакский аул Балхар в Дагестане. Балхарская керамика отличается своеобразием орнаментов и мотивами декора. Изготовлением посуды занимались в основном женщины, начиная с добычи глины и заканчивая обжигом готовых изделий. Орнамент состоял из множества элементов — линий, завитков, спиралей. Отличительная черта — отсутствие симметрии.

Где посмотреть: Краеведческие и этнографические музеи, национальные культурные центры.

Читайте также: