Народные промыслы астраханской области сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Россия – страна большая не только по территории, но и по национальному составу. И в каждом уголке нашей огромной страны есть свои традиции, обычаи и обряды, аналогов которым невозможно подобрать. Например, серебряные ножи из Кубачей, янтарные матрешки или подарочные наборы с особым сибирским напитком - настойкой на кедровых шишках. Мы собрали сувениры из всех регионов страны, чтобы. ©

Чаще всего из Астрахани привозят гастрономические сувениры. Туристы активно покупают деликатесные виды рыб, икру, если сезон, то арбузы и томаты. И хотя черная и красная икра продается в магазинах практически по такой же цене, как в Москве (а иногда и дороже), стереотипы берут свое: туристы не могут уехать, не купив астраханской икорки.

— Друзья из других городов всегда просят привести им рыбу. Воблу нашу, местную, очень любят, щучью икру. Балык из сома или белуги — это из деликатесов. Кто сюда в сезон приезжает — тех арбузами нашими кормлю.
Влад Островский, астраханец

Белуга — самая легендарная рыба каспийского бассейна, ее возраст может достигать 100 лет, а масса — 1,5 тонны. Также в Астраханской области обитает пять видов осетровой рыбы: русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Рыбные хозяйства разводят гибрид белуги и стерляди — бестер. А всего в Волго-Ахтубинской пойме более 50 видов различных рыб. Любительская ловля осетровых на данный момент запрещена, но туристы могут попробовать деликатес в местных ресторанах или приобрести у лицензированных продавцов.

Балык из белуги стоит на рынке от 700 рублей за килограмм. Самый крупный рыбный рынок города находится в районе Селенских Исад, там любой турист сможет выбрать из рыбного многообразия именно то, что ему нужно. Главное — помнить, что для транспортировки деликатеса нужно иметь с собой накладные и чеки о его покупке. Иначе рыба считается добытой незаконным путем.

Кремль и лотос

Среди изображений на сувенирной продукции уверенно лидирует Астраханский кремль. Он является довольно узнаваемым символом города, и каждый турист спешит не только сделать фотографию на фоне белокаменного строения, но еще и увезти с собой тарелку, кружку или магнит с его изображением.

Второй по популярности символ Астрахани — каспийский лотос. Его изображают на тарелках, майках, брелоках, магнитах. Удивительное растение занесено в Красную книгу, и срывать его цветы на память запрещено законом. К тому же это не имеет никакого смысла: спустя всего полчаса срезанный лотос увянет и потеряет и аромат, и привлекательность, так что туристы с большей охотой увозят его нарисованные копии.

— Цветок долго не живет. Если его сорвать, он в течение нескольких суток завянет. Чем рвать и везти, лучше любоваться им в естественной среде.
Анатолий Зимин, заместитель руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области

— Как можно сравнивать поездку на катере на лотосные поля с каким-то нарисованным на тарелке лотосом? Но все равно надо же что-то сохранить в память о таком приключении? Сам лотос и его семена срывать нельзя — так пусть хоть магнит останется, или статуэтка.
Анастасия, турист

Изделия из кожи рыб

Есть в Астрахани и свои уникальные поделки, которые нельзя приобрести ни в каком другом месте. Например, сувениры из рыбьей кожи. Из уникального материала делаются обложки для книг, брелоки, чехлы для телефонов.

— Идея об изделиях из рыбьей кожи в Астрахани родилась еще очень давно. Во времена СССР были умельцы, которые делали различные поделки. Мне кожа рыбы показалась идеальным сувениром для нашей области. Тут используется стереотип о рыбном крае, к тому же из нее можно изготовить разнообразные сувениры экзотического внешнего вида.
Михаил Поляков, предприниматель

Однако, как выяснилось, туристов интересует не столько уникальность сувениров, сколько их цена. Поэтому самыми популярными все же остаются магниты и декоративные тарелки.

— Популярность среди туристов изделий из кожи рыб, на мой взгляд, не очень большая. Многие, как мне кажется, просто не понимают, что это настоящая кожа, а не имитация. Даже среди астраханцев многие до сих пор не в курсе, хотя в СМИ про это часто рассказывают. Безусловно, кожа рыб все-таки достаточно дорогой материал, а большинство туристов стараются брать сувениры в пределах 100, максимум 300 рублей. То есть, если что-то и можно сделать в этих пределах, то маленькое по размерам. Ежедневники, обложки, картины будут дороже и, соответственно, менее популярны.
Михаил Поляков, предприниматель

Изделия из чакана

Исключительно астраханским сувениром можно назвать изделия из чакана. Это разнообразные плетеные корзинки, шкатулки, циновки и многое другое. Именно этим издревле занимались астраханские умельцы, и мастерство их передавалось от родителей к детям.

Чаканом в Астрахани и на Дону называют травянистое тростниковое растение семейства рогозовых. Используется рыбаками на поплавки неводов, на прокладку ладов обручной посуды, на циновки и, связанное пучками, на тюфяки. Также чакан называют озерным камышом.

Сейчас мастериц, владеющих техникой плетения из такого материала, можно пересчитать по пальцам. Одна из них работает в областном центре народной культуры. Ее изделия продаются и в сувенирных магазинах города.

— Исконно-астраханских декоративно-прикладных искусств в принципе не существовало. Астрахань — это торговый регион, рыбный край. Плетение из чакана — это единственный исторический народный промысел, потому что здесь давно было развито земледелие. Ну и еще, наверное, войлок, потому что здесь обитали кочевые народы. Конечно, у нас присутствовало и гончарное ремесло, и плетение из лозы. Но эти техники зародились не в нашем регионе, а были завезены. Хотя парадокс — и своя ива, и своя глина у нас была в избытке. Но исторически сложилось, что искусство это — пришлое. А вот плетение из чакана какое-то время было очень популярно. Типовое изделие — это большие ридикюли для сушки рыбы. То есть изделия бытового, а не декоративного назначения. Сейчас также, в основном, изготавливают корзины.
Татьяна Вильданова, заместитель директора областного методического центра народной культуры

Сарматский триптих

Еще один астраханский сувенир — сарматские украшения. Настоящие антикварные золотые украшения древнего народа, конечно, купить нельзя, но вполне можно обзавестись их точной фарфоровой копией.

— Как известно, сарматы и скифы хоронили своих умерших в курганах. Однако, будучи сами по натуре завоевателями, они понимали, что грабежа некрополей избежать впоследствии не удастся, и свои сокровища, посвященные умершему, сарматы одновременно погребали в тайниках, зачастую даже вне границ самих курганов. Именно благодаря этому факту многие ценности их культуры уцелели и дошли до нашего времени. Ведь огромное количество курганных некрополей подверглось жесткому отвязанному разграблению и варварским раскопкам, что продолжается и по сей день.
myphototravel

На оригинальных золотых и серебряных сарматских украшениях вырезаны фигуры животных: барсов, пантер, волков, медведей, оленей и многих других зверей.

Для изготовления реплик подобных украшений обычно используется фарфоровая масса, из которой отливаются практически точные копии артефактов, которые позже покрывают золотой краской. Как правило, копированию подвергаются лишь небольшие фрагменты ювелирных изделий, к тому же они оформляются в бархатное паспарту и обрамляются багетом. Так что любоваться на них можно, только повесив изделие на стену.

Стоимость такой реплики намного превышает цену обычной бижутерии: за копию сокровищ сарматов в рамке и под стеклом туристам придется отдать от 3,5 тыс. рублей. Все реплики являются точными копиями оригинальных изделий из драгоценных металлов, хранящихся в коллекции Астраханского краеведческого музея. Триптих, состоящий из трех копий изделий сарматов, можно приобрести за 15 тыс. рублей.

— Очень многие берут книги по краеведению. Это и познавательно, и хороший подарок на память. Книг у нас много, с хорошими иллюстрациями, есть в подарочном формате. Есть исторические, кулинарные. Туристы часто покупают, например, книгу со старинными фотографиями города, а потом ходят по этим местам, фотографируют уже современный вид и сравнивают.
Галина Шпакина, продавец

В мастерской по плетению из природного материала проводятся выставки изделий из чакана и лозы, мастер-класс. На экране идет информация о народных праздниках

Возможность выполнения продукции промысла и ремесла функций сувенира: плетение из чакана: зембель, кашпо, шкатулка, короб, туесок, лапти;

- изготовление кошмы: традиционный войлочный ковер;

- резьба по дереву: ларец, рыбки сувенирные, блюдо декоративное. Местная атрибутика – осетр, лотос, фламинго и Астраханский кремль.

Роль промысла в историческом развитии территории, а также возможности усиления её туристского бренда: Астраханская область - это уникальный приграничный российский регион с давними этнокультурными традициями. На территории области проживают представители более 140 этнических групп.

Наибольшую численность составляют около тридцати национальностей, из которых самые крупные группы: русские, казахи и татары.

История развития художественных ремесел в Астраханской области связана с формированием в XVIII–XIX вв. специфической переселенческой культуры.

С народами на Астраханскую землю пришли такие виды художественных промыслов, как:

Бумажная радуга ремёсел

Астраханские короба, корзины и зембеля – плетеные сумки с ручками славились на всю страну. В них не тухла рыба и не кисло молоко. А все потому, что их плели из чакана или рогоза.. Продукция из чакана пользуется спросом и сегодня. Эти изделия красивы и практичны.Исторически сложилось, что в Астраханском регионе это один из видов народного промысла.

Астраханские короба, корзины и зембеля – плетеные сумки с ручками славились на всю страну. В них не тухла рыба и не кисло молоко. А все потому, что их плели из чакана или рогоза.. Продукция из чакана пользуется спросом и сегодня. Эти изделия красивы и практичны.Исторически сложилось, что в Астраханском регионе это один из видов народного промысла. (фото 1)

Чаканоплетение в Астраханской области. (фото 2)

А это оригинал, с которого я делала свою работу.

А это оригинал, с которого я делала свою работу. (фото 3)

А это ещё одна моя конкурсная работа-аппликация из чакана "Астраханский лотос"

А это ещё одна моя конкурсная работа-аппликация из чакана

Работы вместе. (фото 5)

Начало работы над корзинкой.

Начало работы над корзинкой. (фото 6)

Чаканоплетение в Астраханской области. (фото 7)

Чаканоплетение в Астраханской области. (фото 8)

В конце работы после полного высыхания побрызгала краской из болончика, стараясь придать нужный оттенок.

В конце работы после полного высыхания побрызгала краской из болончика, стараясь придать нужный оттенок. (фото 9)

А это уже работа над аппликацией из чакана.

А это уже работа над аппликацией из чакана. (фото 10)

Тематика рисунка- астраханский лотос.

Тематика рисунка- астраханский лотос. (фото 11)

Долго не могла определиться с выбором фото для конкурса. Снимки на траве мне понравились больше чем в помещении. Остановилась на них.

Долго не могла определиться с выбором фото для конкурса. Снимки на траве мне понравились больше чем в помещении. Остановилась на них. (фото 12)

Чаканоплетение в Астраханской области. (фото 13)

Чакан , или рогоз, высокая болотная трава, распространенная в дельте Волги.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части.

Таким образом, годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах- забродах . Главное, чтобы рос он в воде.


СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Одну часть сушат на солнце — она приобретет красивый золотистый оттенок. Другую сушат в тени — она останется зеленого цвета, но менее яркого, чем только что срезанная. Третью часть опускают связкой в стоячую воду — на дно реки, пруда, в крайнем случае в большую кадку с водой — и вымачивайте в течение 20—30 дней, потом промывают в проточной воде и сушат. Гладкая поверхность ствола чакана станет коричневой и приобретет мягкий шелковистый блеск.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть).

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.


Плетение из чакана.



Традиционный промысел передавался из поколения в поколение. Но сегодня найти мастера не просто. На весь край – чуть больше десятка умельцев.


7 лет назад в Астрахани был создан Клуб мастеров "РЕМЕЗ," объединивший людей, увлеченных самыми разными видами прикладного творчества.Одним из направлений в их работе стало чаканоплетение.



.

Их продукция пользуется большим спросом. Плетёные корзины, сумки, шкатулки никого не могут оставить равнодушным.


Каспийские умелицы делятся своим богатым опытом в изготовление изделий из чакана, проводя замечательные мастер классы.


Частым гостем выставок изделий народных промыслов является губернатор астраханской области Александр Жилкин.



А а это работы детей, моей коллеги Васильевой Натальи, преподавателя одной из школ района, которая занимается плетением из чакана уже много лет.Она тоже жительница Страны Мастеров и вы можете познакомиться с её работами здесь.

Посуда из лозы, печь большая и маленькая, да горшки глиняные, с пылу с жару – пожалуй, сегодня нас ждет очень колоритный ART&Факт… Приготовились к ярким открытиям, новым приключениям, неожиданным образам – и отправляемся на удивительную экскурсию, по Дому ремесел.


Это то самое волшебное место, где можно не только смотреть, но и делать! Собственными руками, на мастер-классах, под чутким руководством больших умельцев. Ну а зарядиться энергией прошлого поможет наш проект, который помогает вынести максимум творчества из любой ситуации.

Астраханский дом ремесел – детище областного научно-методического центра народной культуры – появился в Астрахани более 5 лет назад. Здесь бережно хранят традиции, передавая при этом ценные навыки и умения новым поколениям. А главное, в этом месте живет атмосфера далекого прошлого и сплетаются воедино разные вехи богатейшей истории, быт и обряды наших предков.

ART&Факт 1. Текстильная мастерская


В этой мастерской все, как в старину – в окружении механических станков красуются вручную сотканные напольные дорожки. Поговаривают, что хорошая ткачиха могла соткать до семи метров ткани разом!

Когда одежда приходила в негодность, ее не выкидывали, а ткали половики и дорожки. Пол, в основном, был земляной, поэтому в холодное время по всей избе стелили дорожки, скатерти и полотенца.

Кстати, многие считают ткачество сугубо женским ремеслом, и зря! На самом деле, раньше ткачами были и мужчины! Так что попробовать свои силы в этот витиеватом деле могут абсолютно все.

На больших станках учатся ткать взрослые, а на маленьких занимаются дети (занятие это, между прочим, отлично развивает мелкую моторику). Для ребятни все начинается с простого плетения на пальцах, затем плести учатся на дощечках, а потом уж переходят к станкам. Девочки, к примеру, мастерят для себя и для своих кукол шарфики, платья, сумочки…


Мастер – Елена Павлова

Прямо на наших глазах мастер по ткачеству принимается за работу на своем станке, который, к слову, имеет педали (подножки), по функциям напоминающие коробку передач в автомобиле. Поэтапно прокладывается ряд за рядом, меняется положение челнока, а нитки словно прибиваются друг к другу, составляя плотно смыкающиеся ряды. Долго ли, коротко ли (атмосфера навеяла), а наше полотно, наконец, готово и может украсить жилище, согревая его. К счастью, сотканные на мастер-классе изделия можно забрать домой.


Детские станочки не такие внушительные, как тот, на котором работала наш мастер, но даже на них все оказалось не так просто, как можно было кому-то подумать. Вот и мы рано вообразили себя способными к ткачеству. “Один раз посмотреть, как это делается и сразу же повторить!” – так нам только казалось. Однако немного механики, и дело пошло на лад – надо только постараться и включить свое терпение на максимум!


Кстати, в текстильной мастерской не только ткут, но еще и учатся создавать традиционную куклу. Кукла может быть также сувенирной, обрядовой, календарной. Эти куклы имели и символическое, обережное, значение, а не только служили игрушкой.

А мы уже движемся к новой точке нашего маршрута и это…

ART&Факт 2. Мастерская по плетению и резьбе по дереву

В этой мастерской юные умельцы осваивают такие древние ремесла, как лозоплетение, резьба по дереву и плетение из чакана. Последний часто путают с камышом, но настоящий астраханец ни за что так не оплошает!

Сотрудники Дома ремесел сами косят чакан, сушат, обрабатывают для мастер-классов. Кстати, для изделия пригодится только середина чакана, а это лишь малая часть всего растения. Из чакана здесь плетутся, как и в старые-добрые времена, короба, корзины, сумки, подставки. А промысел этот имеет поистине особое для нашего региона значение, ведь именно народы нашего края занимались чаконоплетением. Распространен он был, в основном, в Камызякском и Володарском районах.


Здесь же можно научиться плести из лозы – заготавливают ее со знанием дела, выбирая иву вдоль берегов астраханских рек. Подробнее о лозе и этом виде промысла мы рассказываем здесь.

Еще более необычный природный материал использовали наши предки-ремесленники – называется он талаш. К примеру, казаки плели из него веревки для рыбной ловли.


Талашом называют листья с початков кукурузы. Листья молочной кукурузы сушат для мастер-классов, где в итоге из талаша получаются сувенирные фигурки.


На специальном занятии в Доме ремесел можно также обучиться мезенской росписи. Это самая древняя роспись, которая, к тому же, имеет обережное значение. А самое интересное, что владели ею – не поверите – мужчины! Они расписывали в этом стиле прялки, разделочные доски, сундучки. Роспись отражала верхний, средний и нижний миры. Главным образом, на таких изделиях фигурирует символ плодородия – засеянные поля. Эффектно смотрится на глиняных изделиях…

ART&Факт 3. В горнице…


В качестве промежуточной остановки мы зашли в горницу – большой деревянный стол, расшитые узорами полотенца, самовар… В старину в доме было особое помещение, там всегда было чисто, убрано, накрахмалено, это и есть горница.

ART&Факт 4. Гончарная мастерская


Мастер – Оксана Гречкина

На полу стоят электрические гончарные круги, а в стеллажах красуются глиняные изделия на любой вкус – от больших до маленьких, от декоративных до бытовых. Мы в гончарной мастерской!

Именно здесь начинают свою жизнь глиняные горшки и прочие чудеса гончарной мысли. После работы на гончарном круге оформленные изделия оставляются на просушку, а потом отправляются на обжиг в печь. И вот уже готовых красавцев с пылу с жару начинающие мастера могут забрать домой – недаром с таким усердием они их создавали во время мастер-классов.

После обжига в чашку, кувшин или другой сосуд можно смело наливать жидкость и использовать на своей современной кухне. Изделия можно оставить в том виде, в каком они выглядели в старину, а можно задекорировать, придав им еще более необычный вид с помощью декупажа.

! Кстати, глина для этого ремесла используется исключительно астраханская, которую мастера заготавливают сами. Это, кстати, тоже непростой процесс: ее надо просеять, замочить и протереть.


Об астраханской глине и ее применении в Доме ремесел мы рассказываем здесь .








Верные традициям ART&Факта, мы уже надеваем фартук, чтобы испытать все прелести ремесла на себе. Скажем честно, для новичка создание правильного горшочка, даже небольшого, дело не из легких. Мастер то и дело чередовал советы по обращению с глиной и оборудованием с практической помощью.

Итак, мы включаем круг, начинаем центровать глину, поднимаем ее кверху, затем опускаем вниз, тем самым проминаем глину, выгоняя из нее пузырьки воздуха и выбивая комочки. Центр нужно продавить, поднять стеночки снизу вверх. Создаем форму цилиндра и подрезаем донышко специальной нитью, убираем лишнюю глину, формируем форму “пузика”, вытираем лишнюю жидкость и наносим узор. Ну вот, с помощью всех этих хитросплетений у нас получился горшочек – теперь его можно просушить, обжечь и с гордостью показывать домочадцам эдакий привет из прошлого, созданный своими руками.


Все это появилось благодаря той же глине, но уже в процессе лепки. Ремесло это, кстати, отлично подойдет для самых маленьких посетителей.

На этой приятной ноте мы даже не заметили, как оказались в конечной точке нашего маршрута. Но зато в какой… Стены, стилизованные под сруб, белокаменная печь, деревянный сервант и огромный, обитый металлом, сундук… и все это русская изба.


Подробности об этом месте читайте здесь

Нашим гидом в этой необыкновенной экскурсии стала заведующая отделом “Дом ремесел” Наталья Максимова.

В одну нашу экскурсию уместилось столько интересных подробностей и исторических фактов о жизни в нашем крае, что в один наш рассказ и не уместить. Кстати, в Доме ремесел сохраняют традиции не только русских, но и других народов Астраханской области. А мы, вдохновленные увиденным и услышанным, уже готовимся к новым маршрутам и ART&Фактам.


В последние пять лет в Астраханской области активно развиваются художественные промыслы. В 2013 году в областном центре открыт Дом ремёсел, где действуют мастерские: текстильная, гончарная, мастерская по плетению изделий из чакана и лозы, мастерская современных видов декоративно-прикладного творчества. Для детей младшего возраста на базе Дома ремёсел открыта Школа маленьких мастеров, которая решает задачи создания комфортных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей 4-6 лет.

В прошлом году созданы мастерские в селах Костюба Володарского района, Житное Икрянинского района и Красном Яру. В этом году откроются мастерские по плетению изделий из чакана в с. Новинка Володарского района, с. Иванчуг Камызякского района, в с. Началово Приволжского района — гончарная мастерская.

Читайте также: