Народные песни забайкалья сообщение

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Устное народное творчество Забайкалья. Песни родного края.
Цель: привитие интереса к традициям народа Забайкалья, к истокам забайкальской культуры, исследование культуры края через постижение забайкальского песенного творчества.

Задачи: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности забайкальской песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей малой Родины, её культурному наследию.

Класс 5
Тип урока: урок-семинар, урок-концерт.
Оснащение урока:

*Раздаточный материал : карточки с текстом песен.
*Сборник песен Забайкальского казачьего войска/Предисл., статья, примеч. В.С. Левашова. –Изд. 2-е, доп. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 368.
*Фонограмма русских народных песен.
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:
1) Беседа с учащимися:
— Каковы особенности забайкальских сказок?

— Какие черты характера воспеваются в народных сказках?

— Что такое пословицы, поговорки?
— Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?
— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

4 . Чтение текстов песен и беседа.

Горит костёр дрожащим пламем.

- Какой по настроению вам показалась песня?

- Почему вам грустно?

-Почему сирот упрекают в том, что они беспризорные?

- Как вы думаете, кто и когда сложил эту песню? Для чего?

- Почему эта песня известна до сих пор?

- К какой тематической группе относится эта песня?

- Какими чувствами наполнена песня?

Прослушивание песни (в исполнении Прохора Шаляпина или Забайкальского казачьего хора)

-Понравилось ли исполнение песни?

- Совпадает ли это исполнение с вашим восприятием текста песни?

- Каково настроение после песни?

- Чем интересна вам эта песня?

- О чём же эта песня? Когда и кем могла быть создана?

- Какие чувства, мысли народа в ней переданы?

- К какой тематической группе вы бы её отнесли?

Прослушивание песни (в исполнении Пелагеи или Забайкальского казачьего хора)

- Понравилось ли исполнение?

- Что отличает эту песню? Как через голос и мелодию передаются чувства, настроение?

-Понравилась ли песня?

- Какова тематика песни?

- Почему бродяга поёт песни о Родине? Каким настроением проникнута песня?

- Что усиливает трагичность образа лирического героя?

Я думаю, песню вы уже слышали, поэтому споём её хором.

(Исполнение под фонограмму песни всем классом)

- Что вы испытывали, когда хором исполняли эту песню?

Да, именно эта песня, да и другие песни Забайкалья выражают это чувство единения, сопереживания.

— Понравились ли вам песни Забайкалья? В чем, на ваш взгляд, их особенность?
— Что является предметом изображения песен?

— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?

- Есть ли отличие от современных песен? Какое?
- Могут ли в наше время появляться новые забайкальские песни?

Л. Е. Элиасов. О семейских и их песнях


Н. И. Дорофеев. О певческих традициях семейских.
Тот, кто слушал выступления семейского народного хора в Улан-Удэ и Чите или певческий ансамбль из села Большой Куналей в Москве, не мог не обратить внимания на оригинальность манеры пения, мастерство импровизации, красоту и сложность многоголосной фактуры.
Между тем, хоровое творчество семейских, представляющее большой интерес, как для музыкантов-фольклористов, так и для более широкого круга любителей народных Яесен, весьма мало изучено.
Если поэтический фольклор семейских довольно широко представлен в собраниях Л. Е. Элиасова то публикации образцов музыкального фольклора крайне немногочисленны.
Первым собирателем песен семейских следует считать сибирского этнографа Н. П. Протасова (1865—1903). В 1901 г. он записал на фонограф от жителей семейских сел 145 песен разных жанров, расшифровал их, но издать так и не смог. Перед смертью Протасов, доведенный до отчаяния безразличным отношением к его труду со стороны руководства Восточно-Сибирского отделения РГО, сжег собранные им материалы. Однако часть материалов удалось спасти и уже после установления в Сибири советской власти в Иркутске вышел в свет сборник Н. П. Протасова, включавший 16 напевов (духовные стихи и свадебная причеть) в одноголосном изложении3. Это издание, малознакомое даже профессиональным фольклористам, давно стало библиографической редкостью. Оно представляет для нас особый интерес потому, что некоторые из напевов записаны Протасовым в тех же селах Большой Куналей, Бичура и других, в которых записывались и публикуемые нами песни семейских.
Продолжение читайте в книге…

ПЕСНИ СЕЛА БОЛЬШОЙ КУНАЛЕЙ
1. При долинушке широкой
2. Закатилось красно солнышко
3. Проходи, наше скучное времячко
4. Скучно, грустно паренёчку
5. Не сидела бы Дуня.
6. Выше ельничку, выше березничку
7. Аленький цветочек.
8. Мойся, моя Марусенька
9. Расчерёмушка
10. Канарейка, пташка утешная
11. Несчастная родилась
12. Ваня, разудала голова
13. Не могла дружка дождаться
14. Как у Дунюшки было, у голубушки
16. Что не пыль-то в поле запылилася
16. Хорошо было детинушке
17. Закубанские горы
18. Ни стыда ли в глазах, ни совести.
19. Летели три пташки
20. Светил месяц над рекой
21. Ходила по Дону, гуляла
22. Куда мой милый скрылся
23. Кого я полюбила.
24. За широкой за рекой
26. Песня о бурлаке.
26. На берегу морском
27. Стлала, стлала постелюшку
28. Ночь темная
29. Зачем я встретился с тобою
30. Голова ты моя, удалая
31. Ой, поселенцы, вы наши бродяги
32. Песня про разбойника Чуркина
33. Кармалютка — парень славный
34. Как на той-то горе.
35. Отчего же голова моя болит
36. Пушкарь
37. За Уралом, за рекой
38. В островах охотник
39. Вечор девки
40. Я по бережку похаживала
41. Уж вы, стары старики
42. Во горенке
43. Бока мои, бока
44. Ай, сени мои
45. Посею лебеду на берегу
46. Кремлевская звезда
47. Мы советские крестьяне
48. Песня о колхозных полях
49. Не вейтеся, чайки, над морем
50. На коне вороном.
51. Старики мы из Сибири
52. Частушки. Традиционный напев

ПЕСНИ СЕЛА КУЙТУН
53. Кого я полюбила.
54. В чистых полях
55. Травка зеленеет
56. Вы на что же столы ставите
57. На улице ремода.
58. По мосту, мосточку
59. Как у нас было на Дону
60. Уж ты, Сенюшка, Симеонушка
61. Идет Ваня горой.
62. Во пиру-то я была.

ПЕСНИ СЕЛА НАДЕИНО
63. Путь-дороженька моя
64. Рано ты, калинушка, в поле расцвела
65. В зелёном саду
66. Степь, ты моя, степь
67. Собачка верная слуга
68. За рекой, за рощей
69. Соловей кукушечку уговаривал
70. Там вдали за синим морем
71. Володя
72. Ты не вейся, черный ворон
73. Ехали солдаты

ПЕСНИ СЕЛА НОВАЯ БРЯНЬ
74. Соловей кукушку уговаривал
75. Сегодняшний день воскресенье
76. Жнла-была у мамоньки
77. Ветер дует, сподувает
78. Развивайся ты, берёза
79. Отец проложил мне дорожку
80. Не ходи, белый, кудрявый
81. Вечор девки
82. Во лузьях

ПЕСНИ СЕЛА БИЧУРА
83. Сяду я за стол
84. Сады, ох, сады
85. По диким степям Забайкалья
86. Шел солдат со службы
87. Проснулася деревня.

ПЕСНИ СЕЛА МИХАЙЛОВКА
88. Растет, цветет черёмушка
89. Проходи-ка, день, скорее
90. Рыболовцы-хлопцы.
91. Мой аленький цветочек
92. Лет шестнадцати неволя
93. Гуляйте-ка, девчёнки
94. Голова ты моя удалая
95. Погуляй-ка, моя дочь
96. Не ходи-ка ты, мил кудрявый
97. Там на горке калина
Комментарии
Жанрово-тематический указатель песен

История одной песни. По диким степям Забайкалья

В народе существует минимум 5 вариантов стихов к этой песне. Широкую популярность она получила в начале XX века, после того, как была опубликована в нотном сборнике с авторством слов поэта И. К. Кондартьева.Песня так же является ярким примером воплощения особенностей восприятия Байкала. Ее слова и музыка отличается особой широтой и плавностью, отражая бескрайние ландшафты байкальской природы. Современные психологи утверждают, что у каждого природного объекта есть своя музыкальная символика. Для Байкала характерны грустные распевные звуки, в которых зашифрованы шум ветра и волн.

История одной песни. По диким степям Забайкалья

Чтобы сравнить высоту памятника представлю еще одно фото.

ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
За правду он долго страдал –
Бежать больше не было мочи,
Пред ним простирался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет,
И грустную песню заводит,
Про родину чтой-то поет.

«Отец твой давно уж в могиле
Сырою землею зарыт,
А брат твой далеко в Сибири,
Давно кандалами звенит.

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Аналогичный вариант с незначительными расхождениями – в репертуаре Жанны Бичевской (альбом "Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады", Часть 1, ZeKo Records, 1996):

Авторство достоверно не установлено. Обычно публикуется как песня неизвестного автора. В кн.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - в дискографии исполнителей начала XX века эта песня под заглавием "Бродяга" дается с авторством слов И. К. Кондратьева (См.: Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004., стр. 112-113, 174, 249):

Бродяга (Из песен каторжан), пластинка фирмы "Пате", Москва, 1908 г., 26721, исп. Надежда Плевицкая.


Бродяга (Из песен каторжан, сл. И. Кондратьева), пластинка фирмы "Бека Рекорд", Москва, 1909 г., 45657, исп. Надежда Плевицкая.
Бродяга (Из песен каторжан, сл. И. Кондратьева), пластинка фирмы "Патэ", 1912 г., 26721, исп. Нина Дулькевич.
Бродяга (Песня каторжан на стихи И. К. Кондратьева), пластинка фирмы "Электрекорд", Бухарест, 1944-45 гг., WHR1303, исп. Петр Лещенко.

Есть "ковбойская" переделка Виктора Баранова - "По диким степям Аризоны. "

ВАРИАНТЫ (5)

1. По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал –
Идти дальше нет больше мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит -
Про родину что-то поет:

- «Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Коты - короткие теплые сапожки из войлока или сукна. В других вариантах фразу "сухие коты" заменили на более понятные: "сухарики с ложками", "сухарики с плошками" и т. д.

Близкие варианты:

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
И множество разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет,
Унылую песню заводит -
Про родину что-то поет:

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Песня стала широко известна с начала 900-х годов. Однако в тюремной среде Сибири она бытовала еще в 80-е гг. XIX в. (см. И.П. Белоконский, "По тюрьмам и этапам", Орел, 1887, стр. 209-210). Один из песенных вариантов (записано А.М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).

Русские народные песни. Вступ. статья, сост. и примеч. А.М. Новиковой. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 441.

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал, –
Идти дальше нет больше мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит -
Про родину что-то поет:

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

2. По диким степям за Байкалом

По диким степям за Байкалом,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Шел он густою тайгою,
Где птички одни лишь поют,
Кошель его сбоку тревожит,
Сухарики с ложками бьют.

Шапчонка на нем арестанта
И старый тюремный халат,
Рубашонка на нем изорвана,
Из множества старых заплат.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет,
Унылую песню заводит,
Про родину что-то поет.

«Отец твой давно уж в могиле,
Давно он землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

С не существующего ныне сайта Александра Кантемировского "Узелочек".

3. По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни не поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухарики с ложками бьют.
.
.
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

С не существующего ныне сайта Александра Кантемировского "Узелочек".

4. По диким степям Забайкалья
(Из песен каторжан)

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал,
Идти дальше нет уже мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет,
И грустную песню заводит,
Про родину что-то поет!

Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941)

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Здесь есть редкий куплет - "А ветер ему отвечает. ". Первая строка этого варианта встречается также в ред. "В пустынных степях Забайкалья" (Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск, 1995). А вторая строка последнего куплета - в ред. "Землей призасыпан, лежит".

Этот же вариант с нотами, с добавлением еще одного куплета, и с подписью: "Слова И. КОНДРАТЬЕВА (?)" - в сб.: Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004:

5. Бродяга к Байкалу подходит

Записана от Бутиной М. Я., г. Каскелен, в 1977 г. Два других варианта записаны в том же году в с. Чемолган См.: "Песни и романсы русских поэтов", серия "Библиотека поэта", М.-Л., 1965, № 655. Песня неизвестного автора середины XIX - начала XX вв.

В исполнении хора имени Пятницкого

Лидия Русланова

Петр Лещенко

По диким степям Забайкалья к ф "Сказание о земле сибирской"

Жанна Бичевская

Хор Турецкого

Хор Александра Невского (Очень красивые голоса!)

Государственный Академический Сибирский русский народный хор

Поёт Вячеслав Моцардо Большой Академический Хор ГосТелеРадио России

Ренат Ибрагимов

Евгений Дятлов

Татьяна Буланова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Никитенко Зинаида Дорофеевна

Исследовательская работа посвящена изучению поэтических символов в песнях семейских. Научиться понимать семейский распев, который творится несколькими мастерами, весьма не просто. Чтобы постичь всю красоту и величие семейской песни, необходимо научиться её слушать, а для этого следует обратиться к поэтическим текстам. Изучение поэтической символики послужило ключом к пониманию песенного текста. Исследование связано с обращением к конкретным песенным текстам с целью выявления значений того или иного символа. Актуальность исследования обусловлена характерным для последнего времени повышенным интересом к природе знака, символа. Ведь в поэтической символике, как в капле воды, отражается подлинно народная культура , которую надо бережно сохранять.

Цель исследования: выявить особенности поэтической символики в песенных текстах семейских.

Задачи исследования: 1.Осуществить классификацию символов, употребляемых в песнях семейских. 2.Рассмотреть стилистические особенности функционирования символов. 3. Определить функции общекультурных и обрядовых символов в песенном тексте.

Методы исследования: метод лингвистического анализа - описательный метод ( прием лингвистического наблюдения, приём контекстного анализа, приём стилистической оценки ) Проводимое исследование позволило прийти к следующим выводам:

- осуществлённая классификация символов в песенном творчестве семейских показывает, что традиционные и обрядовые символы переплетаются, создавая единую систему;

- при определении функций поэтических символов обнаружено, что самобытность культуры семейских отразилась на их песенном творчестве, поэтому у символов появились новые значения;

- доказано, что поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они помогают глубже раскрыть чувства, лучше осмыслить действительность.

ВложениеРазмер
poeticheskaya_simvolika_v_pesnyakh_semeyskikh_zabaykalya.docx 392.19 КБ
oglavlenie.doc 24 КБ
plan_issledovaniya.doc 33.5 КБ
titulnyy_list_arefevoy_iriny.doc 24 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья

Петровск - Забайкальский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Семейскими называем потомков раскольников, образовавших группу русского старожилого населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядцами или староверами. В общей сложности семейское население Забайкалья в наше время составляет свыше ста тысяч человек.

Вывод: Потомки семейских живут рядом, и это вызывает интерес к их традиционной культуре

Глава 1. Семейские песни – редкостное хранилище языка и самосознания народа.

1.1. Песня - одно из ценных достояний духовной культуры семейских Забайкалья

1.2. История поэтической символики.

В русской поэтической символике, как в капле воды, отражается история нашего народа и его культуры. Можно утверждать, что каждая эпоха имела свою символику или по – своему подходила к ней. История поэтической символики, взятая в целом, очень поучительна и показательна – хотя бы в плане наблюдения за тем, что остается в сознании народа и что исчезает, какова была идеология и психология людей прошлого, их вкусы и запросы. Начало русской символики уходит в дописьменные времена. Примерно 20%русских символов, реально имеющихся в наших поэтических текстах, составляют древние исконные символы. Из поколения в поколение они передавались в песнях. Древние исконные символы были созданы прежде всего реальной жизнью народа, окружающей природой; наблюдения за различными явлениями общественной жизни и природы рождали в сознании людей ассоциации, получившие выражение в речи.

Символ ( от греч. – знак, предзнаменование) – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи. Символ – это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь служит уже ключом к пониманию песенного текста. Символ заключает в себе большее, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Но символ в художественной литературе не столько источник эмоциональных, субъективных ощущений, сколько знак, определяющий характер времени.[4, 63]

Вывод: Символ – это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь он служит ключом к пониманию песенного текста.

Глава 2. Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья.

2.1. Классификация символов, встречающихся в песнях семейских

а) жизнь, деятельность, внешность человека (например, песня, сон, волосы, слёзы, глаза )

Следует также отметить, что символы, связанные с жизнью человека, часто сплетаются с символами, относящимися к природе. Такой синтез создаёт особую атмосферу текста как такового. Так на уровне текста выражается славянский взгляд на окружающую действительность, где природа и человек состоят в неразрывной связи друг с другом. Достаточно понятна аналогия между расцветом природы и счастливой любовью и, наоборот, увяданием природы и концом любви, разлукой.[7,121]

1.Сохнет, вянет во полюшке т(ы)равушка за. ох, засыхает,

Ой, да засыхает(и) травка да бе…без дождя, за. ой, засыхаеть.

Ой, да засыхает(и) травка да бе…без дождя

2.Рос( говорит) (у) поле да аленьк(а)й цвяточек, и (е)тот начал

Ой, да этот начал цветик за…засыхать, и (э)тот начал,

Ой, да и начал(ы) цветик за…засыхать.

3.Был у Машеньки миленький да дружочек, и тот начал,

Ой, да и тот начал Машеньку за…забывать, и тот начал,

Ой, да и тот начал Машеньку за…забывать.(с. Архангельское Красночикойский район)

Вывод: Через символ выражается славянский взгляд на действительность.

2.2. Особенности поэтической символики в песнях семейских.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если песни семейских - это русские народные песни, то поэтическая символика должна быть традиционная .

Калина – малина да ягодка моя, ой,

Я была у маменьки на роду одна.

Я была у маменьки на роду одна, ой,

Рано меня маменька замуж отдала.

По калиному мосточку, калининькому

Тут ишел, шел детина молоденькай (с. Куйтун)

Еще более сложное отношение к любви травы мяты .

Не топчи – ка, мил, кудрявый, зеленую мяту.

Я не для тебя садила, не для тебя поливала

3. Не для тебя садила, не для поливала

По русским народным преданиям мяту, собранную в троицын день, кладут под подушку, чтобы увидеть во сне будущую невесту. Представление об этом растении перекликается с античным мифом о нимфе Менте, любимой Плутоном, которую его ревнивая супруга превратила в мяту.

Встречается в песнях семейских исконный славянский символ горя, горькой жизни- полынь

1 Казак полыночку рвал, да в огонёчек он(ы) клал.

2.В огонёчек он клал, да всё растапливал.

Попробуем сравнить песенный текст семейской песни с известной народной:

Не кукуй громко, кукушка,

Над осиной проклятой,

Сядь на белую берёзу,

Покукуй над сиротой.

Припев: В лесу, говорят, в бору, говорят,

Растёт, говорят, сосёнка.

Понравился мне миленький,

Эта народная песня и символ кукушки – одинокой женщины в ней ещё раз подтверждают, что в семейской песне сохранена традиционная поэтическая символика.

  1. Как на этих да на полатях, да какушка какует.
  2. Какушечка какует, да сидит мать, горюет.
  3. Ой, сидит мать да плакает, да долю проклинает. [ 7,176]

Вывод: Поэтические символы придают песне семейских особую эмоциональную выразительность, помогают глубже раскрыть чувства.

Са той травы сар(ыэ)ву, восар(ы)ву я цвето(во)к

Да я сорву, рву –ка цветок, сав(ы)ю и ой – та завью венок.

Ты , мой друг, на(я)си о вате…ватеря(ва)ай,

Да ты носи вынка, мой друг, да ты, ох да не забывай. (с. Куйтун Забайкальский край)

1.Развивайся ты ,б(я)реза, на тебе пришел эта мороз,

Развивайся ты , б(я)реза,на тебе пришел эта мороз,

2. « Я мороза не боюся, придет время ра…разовьюсь,

3. «Собирайся, девка красна, я приехал за…за тобой,

4.Покатились (в) девке слезы по румяному лицу,

Покатились(в) девке слезы по румяному лицу.

5.«Ты красивый и богатый, ты смеешься надо мной,

Ты красивый и богатый , ты смеешься надо мной

Семейно – бытовая обрядность староверов отличалась необычно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада. В семьях семейских дети воспитывались в атмосфере покорности и послушания. В досвадебный период от молодежи, в особенности от девушек, требовалась безупречность поведения. В некоторых песнях сохранились отголоски этих строгих обычаев.

1.Веселая – то голова, да не ходи мимо сада,

Не ходи мимо сада, не прокладывай следа, да.

2.Не ходи мимо сада, да не прокладывай следа,

Дороженьку не тори, худу славу не клади, да..

3.Дороженьку да не тори, да худу славу не клади,

Ох, велять, да плачи – ка, дев(ы)ка, ох,плачь, кра…ну кра…

…ох…снова, да плачи – ка го…рюй,

Да, оха, плачь, горюй – то, тоскуй по ем.

Ох, по ем,да со горючих – да ли слез, слез – то (во)де. эх, (во)де…

…э, девушки да бы…(о)спра(е).

Вывод: Смысл многих поэтических символов в песнях семейских надо искать в их обрядовой культуре.

2.3. Влияние песенной культуры казаков на творчество семейских.

Вывод: Взаимопроникновение культур казаков и семейских способствует обогащению поэтической символики.

Проводимое исследование позволило прийти к следующим выводам:

- осуществлённая классификация символов в песенном творчестве семейских даёт возможность понять, что феномен символа является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь он служит ключом к пониманию поэтического текста;

- при рассмотрении особенностей символов в песнях семейских становится ясно, что поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они, не обогащая сколько – нибудь заметно конкретного содержания песни, помогают выразить это содержание в форме яркой образности, дают возможность глубже раскрыть те или иные чувства, придать песне большую эмоциональную выразительность;

- славянские символы переплетаются с общекультурными, создавая единую систему;

- при определении функций поэтических символов обнаружено, что самобытность культуры семейских отразилась на их песенном творчестве, поэтому у символов появились новые значения.

В качестве перспективы дальнейшего исследования возможно продолжение рассмотрения более широкого круга поэтических символов в песенных текстах других слоев населения Забайкалья, например, казаков.

1. Белякова Г.С. Славянская мифология – М.: Просвещение, 1995г.-197 с

4 .Иванов В. В.Краткий словарь традиционных символов русской поэзии. Ряш №4-5, 1977г – 38с

5. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры - Чита: ЧИПКРО, 2007

6.Мировая художественная культура. 10 – 11 классы: дополнительные материалы к урокам авт. – сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель,2009. -198 с

7. По ту сторону Байкала: Песни Читинской области. Под ред. Т.М. Зенковой. – Чита: Поиск, 2004г. -350с

8. Сторона ты моя, сторонушка: Песни семейских Восточного Забайкалья. Под ред. В.С.Левашова – Вектор, 2001г. – 240с

Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Трэклист:
01 - Пробьёт печальная слеза
02 - Осыпаются листья осенние
03 - Нареченька
04 - Воробушки головушка заболела
05 - Аленький цветочек
06 - Кольцо души девицы
07 - По горам то я скитался
08 - Тумба-тумба
09 - На серебряных волнах
10 - По дорожке вдоль да вдоль
11 - Частушки

История старообрядцев

История возникновения поселений


Село Урлук Красночикойского района Читинской области - подлинный заповедник сибирской песни, старины.

Здесь берегут народные традиции, которые принесли в эти далекие края, на самую границу с Монголией, русские старообрядцы, переселившиеся из центральных районов Европейской территории России на новые земли в поисках счастья и покоя. Произошло это в середине XVIII века, когда по специальному указу Сената, староверам было обещано невмешательство в их религиозные установления и обычаи со стороны государства и официальной православной церкви, но на том лишь условии, что они будут осваивать пахотные земли в Забайкалье. Переселялись старообрядцы целыми семьями, поэтому и называли себя "семейскими". Живя в окружении бурят и монголов, семейские сберегли многое от русской старины, и за два столетия сложили свой особый жизненный уклад, сформировали своеобразный сибирский говор, особую самобытную песенную манеру.

Заселение Забайкалья русскими - часть общего процесса освоения Восточной Сибири, начавшегося в XVII веке. Первые русские появились здесь в 30-х годах XVII века. Это были военнослужилые люди, влекли в Забайкалье торгово-промысловые интересы. Они облагали ясаком местное население - кочевые племена эвенков, бурят и монголов. В это время появились первые русские населенные пункты - небольшие зимовья с примитивными строениями, где останавливались землепроходцы. Из зимовий возникли остроги. Путь продвижения в Забайкалье шел с Ангары (Верхней Тунгуски) через Байкал на Селенгу и далее на Амур. Уже в конце XVII века появились заимки русских по рекам Хилку и Чикою. В освоении этой территории немалую роль сыграли военные походы воеводы Головина в 1688 г. с целью защитить Прибайкалье от набегов монголов. Значительная часть отрядов Головина осталась навсегда жить в этом крае. В 1689 г. восточная граница освоенной русскими территории Забайкалья доходила до реки Аргунь.

Первые поселенцы (казаки и промышленники) несли ратную службу и осуществляли гражданское управление краем. Содержались они за счет казны. Отсутствие земледелия в Забайкалье приводило к огромным расходам на доставку продовольствия. Для развития земледелия на вновь присоединенных землях были приняты меры к принудительному и добровольному заселению края. В 1697 году из Тобольска в Нерчинск было сослано "на пашню" 100 семей (626 человек) беглых верхотурских крестьян. В 1697 - 1701 гг. по рекам Нерче и Шилке возникли поселения добровольных переселенцев.

Особенно остро стоял вопрос о заселении пустующих, годных для земледелия земель во второй половине XVIII века. По Указу 1760 г. сюда высылались помещичьи крестьяне "за провинность", "в зачет рекрут", а в 1764 г. поселились на пашню в Нерчинском и Селенгинском уездах русские крестьяне-старообрядцы, вывозимые из района Ветки и Стародубья. По Указу 1799 г., ссылались крепостные крестьяне и отставные солдаты на поселение между Байкалом, Верхней Ангарой, Нерчинском и Кяхтой.

Таким образом, состав первых поселенцев Забайкалья: казаки, стрельцы, беглые крестьяне, сосланные "на пашню" помещичьи крестьяне, государственные крестьяне-раскольники, ссыльные. Они основали свои поселения. Так, первым казачьим поселением была станица Киранская в Троицкосавском округе, с 1727 г. известно Кударинское станичное селение, в 1690 г. появилась Верхнеудинская казачья слобода в Селенгинском округе, в 1650 г. - казачьи станицы в Акшинском и Читинском округах. Крестьянские поселения появились в Нерчинском, Троицкосавском округах. В первой половине XVIII века в Забайкалье преобладали поселения "военного" характера - поселения служилых людей. В дальнейшем берет верх земледельческое заселение края. Значительная часть служилых людей со временем также начала заниматься земледелием, превращаясь в крестьян.

Среди крестьян, селившихся в Забайкалье с XVIII века различались православные и старообрядцы. Православные, или как их называют здесь, "сибиряки", - это поселенные "в зачет рекрут" помещичьи крестьяне и бывшие монастырские крестьяне. Старообрядцы, известные в литературе под названием "семейские", т.к. они пересялились в Забайкалье семьями, были государственными крестьянами. Они основали свои поселения в Нерчинском, Селенгинском, Верхнеудинском округах. Семейские большей частью занимали те места, где уже жили православные, и реже переходили на неосвоенные земли. Здесь возникали села со смешанным населением - православным и старообрядческим.

Первые партии семейских появились в Забайкалье по рекам Чикою и Джиде. Часть их осела на Чикое, где основались их поселения Урлук, Кочон (Архангельское), часть перешла через горы на севере и поселилась в Верхнеудинском округе, где впоследствии образовались две волости - Тарбагатайская и Мухор-Шибирская. В начале XVII в. здесь были поселены уже православные крестьяне "в зачет рекрут" (Верхний Жерим, Бурнашово, Десятниково, Тарбагатай, Старый Загон, Мухор-Шибирь). Хонхолой был основан выходцами из западных губерний России в 30-х гг. XVIII в. Семейские застали там три двора Бурдуковских и Коршуновых. В это же время образовано и семейское село Никольское. В 60-х гг. XVIII в. переселившиеся с Чикоя старообрядцы основали также селения Большой Куналей, Куйтун, Надеино, застав здесь небольшой число православных русских и крещеных бурят.

Другая часть семейских, остановившаяся вначале на р. Джиде, снялась оттуда, т.к. там были места, непригодные для поселения, и отправились на р. Хилок, где были кочевья бурят. В 1767 г. в бассейне Хилка поселилось 1344 чел. Семейских. Часть их в 1798 - 1801 гг. пошла на р. Бичуру, где было несколько домов русских поселенцев и близ которой кочевали буряты. К концу XIX в. на Чикое население стало достаточно плотным,поэтому образовались выселки в Читинский округ, из которых возникли села Ново-Павловское и Дешулан (1868г.), Ново-Салия, Старые и Новые Ключи. Вслед за семейскими потянулись в Забайкалье и "хохлы" (украинцы и белорусы), привлеченные обещаниями льгот со стороны правительства (указ 1805 г.). В Забайкалье образовалось несколько их поселений (с. Николаевское).

Пожилые люди, жители забайкальских сел, рассказывают, что их предки переселились в эти места их различных губерний России. Во многих местах сохранились воспоминания о приходе первых основателей сел - крестьян, сосланных за "продерзость", военных поселенцев, основавших казачьи станицы (Кудара, Киренская, Мизенская, Черноярская), о поселении каторжан (с. Острог), о появлении в Забайкалье старообрядцев (семейских), о приселении их к сибирякам, об освоении ими новых территорий. В некоторых селах ведут счет поколений.

Нередко первым пришельцам приходилось занимать необжитые места, вырубать леса, чтобы основать село. В степных местах по соседству с селениями кочевали "ясачные" (буряты), следы их кочевий сохранились вблизи многих русских поселений (Тарбагатай, Большой Курналей, Шаралдай, Турунтаево).

Читайте также: