Народные песни о любви сообщение

Обновлено: 05.07.2024


1 марта (16 февраля по старому стилю)
День Даниила Новичка. Даниил Новичок умылся и нас дождём умоет. Первый день весны, новичок. Если с первых дней весна разгульна, не застенчива - обманет, верить нечего. После Крещения цыган шубу продаёт, а морозов жди на Афанасия - пучеглаза, на Фёдора - тирана (тирона) и Маремьяну - кикимору. В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. По народному поверью, первомартовское солнце даёт силы выносить здравое, крепкое духом дитя. А бабки-повитухи, да и не только они, вносили полуденный снег. Им обтирались, чтобы рукам чистота вешняя передалась.

Именины: Даниил, Илья, Макар, Павел, Памфил, Порфирий, Самуил, Юлиан.

Русские народные песни

Содержание материала

  • Русские народные песни
  • ПЕСНИ КРЕСТЬЯН
  • Песни календарных праздников
  • Песни детства
  • Песни юности
  • Песни юности (2)
  • Песни свадьбы
  • Песни свадьбы (2)
  • Песни о семейной жизни
  • Похоронные и поминальные причитания
  • Песни крестьян, оторванных от земледелия
  • ПЕСНИ РАБОЧИХ
  • ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  • Словарь
  • Все страницы


В этом материале представлен традиционный песенный репертуар русского народа, крестьянства и рабочих. Вы найдете календарные, свадебные, хороводные, шуточные, рекрутские песни, а так же песни литературного происхождения.

Составитель: Вера Васильевна Варганова


СОДЕРЖАНИЕ

ПЕСНИ КРЕСТЬЯН
Песни крестьян-земледельцев
Песни календарных праздников
Колядки. Овсени. Виноградья
Подблюдные
Масленичные
Веснянки
Вьюнишные
Егорьевские
Семицкие. Троицкие. Русальские
Купальские. Петровские
Жнивные
Песни детства
Песни юности
Выбор
Любовь
Измена
Разлука
Женитьба и замужество поневоле
Жених и невеста
Песни свадьбы
Сватовство
Сговор
Прощание с родительским домом
Девишник. Прощание с красотой. Расплетание косы.
Баня
Свадьба в доме невесты
Свадьба в доме жениха
Песни о семейной жизни
Похоронные и поминальные причитания
Песни крестьян, оторванных от земледелия
Песни солдат и о солдатах. Рекрутские причитания
Песни дворовых
Песни бурлаков и о бурлаках
Песни разбойников и о разбойниках
Песни о тюремной неволе
ПЕСНИ РАБОЧИХ
ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
А.П. Сумароков
И.Ф. Богданович
Г.Р. Державин
Ю.А. Нелединский-Мелецкий
И.И. Дмитриев
А.Ф. Мерзляков
Д.В. Давыдов
Ф.Н. Глинка
П.А. Вяземский
А.С. Пушкин
А.А. Дельвиг
К.Ф. Рылеев
Н.Г. Цыганов
А.Ф. Вельтман
Д.П. Ознобишин
А.В. Кольцов
М.Ю. Лермонтов
Н.Ф. Щербина
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
И.С. Никитин
Д.П. Давыдов
A.Н. Аммосов
И.3. Суриков
B.И. Богданов
А.А. Ольхин
Д.Н. Садовников
Словарь

Соберет, соберет жемчужок
Удалой добрый молодец
Со душой красной девицей.

Большинство игр сводится к выбору и поцелую. Игры с поцелуями могут происходить как на воздухе, так и в избе. Если игра производится в избе, играющие сидят, а один из них подходит к избраннику или избраннице и оказывает ему какой-нибудь знак внимания (например, кладет перед ним на пол шляпу). Избираемый может знак внимания принять или не принять, соответственно словам песни, но выбор, конечно, все же осуществляется, и игра завершается поцелуем.
По своей тематике хороводные, игровые и плясовые песни можно разделить на любовные и семейные. Любовное содержание выражается не только текстом песни, но и игрой. Оно основано на признании, что одна девушка—лучше всех других. Ее не только избирают в игре, но восхваляют в песне. Поэтизация состоит в возвышении воспеваемой. Красота девушки — вполне земная, описываются ее брови, щеки, лицо, коса. Но вместе с тем эта красота преображается. В этом — одна из основ крестьянской поэтики. Как в сказке герой часто — царевич, а героиня — царевна, как в былинах Микула Селянинович пашет в собольей шубе и зеленых сафьяновых сапожках, так и в игровых любовных песнях жених— царев сын, невеста — царевна. На ней сияет венчик и золотое кольцо.
Впрочем, не следует думать, что такое лирическое возвеличение в этих песнях преобладает. Глубина и красота чувства прячется за здоровую и веселую шутку и насмешку. Хороводные игры всегда веселые. Такова, например, широко распространенная игра о заиньке. В одних случаях заинька пойман и не может вырваться (что и изображается в игре), в других он рассказывает о своих приключениях, о том, как три девицы (из них одна лучше всех) зайку привечали, угощали, а потом—избили. Все это изображалось во время пения, все это понималось иносказательно.

Основное меню:

Библиография:

Писатели - классики:

Советский период:

Русский язык:

Поиск по сайту:

Русские Народные песни ПЕСНИ ЮНОСТИ Любовь - Русские народные песни

Любовь - Русские народные песни

Как вечор меня милой.

Целовал да миловал,

Крепко к сердцу прижимал,

«Ты сударушка моя,

- «Как тебя мне не любить?

Как по лугу, по лужочку вода соливает,

По зеленому лужочку золота струя бежит,

Что и струинька за струинькой, белой лебедь плывет.

Что белая-то лебедка - красна девица душа;

Что и серый селезень - добрый молодец.

Что увидит девка молодца, обрадуется,

Во белом-то лице кровь появится.

Долина моя, долинушка, долина моя широкая,

Раздолье мое далекое!

Как по этой по долинушке вырастала трава рушица;

Как по этой рушице туман расстилается;

Как из-под того туманушка заря занимается;

Как из-под этой зорюшки солнце выкаталось,

Ясное солнышко на зеленый луг.

Как на этом на лужочке девушки гуляли,

Красные молодца к себе манули:

«Ты, молодец разудалый, иди к нам на луг!

С тобою нам, миленький, веселее быть;

Первые две строки являются припевом и повторяются после каждых двух стихов.

Вторник, 01.03.2022, 19:28

-->Приветствую Вас $

Песни о любви, как древнейший пласт народной лирики, вобрали в себя элементы всех исторических эпох нашего народа. В них отражены древние языческие верования, связанные с древними обрядами и культами, которые особенно отчетливо звучат в песнях, древних по происхождению, где встречаются черты магии - гадания, чародейство. Они перекликаются с обрядовой лирикой, с которой позаимствовали элементы поклонения стихиям и одухотворение сил природы, анимистические представления, эротические мотивы. Позднейшие наслоения эпохи христианства проявляются в песнях о любви в виде морально-этических норм, сложившихся в народе, переступив которые, молодые подвергаются общечеловеческий осуждение.
В сочетании с интимной народной лирикой полностью отражает определяющие черты украинской ментальности (доброту, кротость, эмоциональность), приоритетные ценности украинский (верность, взаимоуважение, искренность), особенности этнопсихологии (сентиментальность, чувственность, впечатлительность). То, что песни о любви широко бытуют в народе, указывает, что в них наиболее органично соединены мысли, представления, моральные нормы, присущие украинским, именно они наиболее полно раскрывают внутреннюю сущность души украинского народа.
Вторая, количественно меньше тематическая группа семейно-бытовой лирики - песни о семейной жизни. Они очень разнообразны по содержанию, так охватывающих различные грани бытия: семейные отношения, жизненные конфликты, быт и др.. Эти песни резко отличаются от песен о любви: в них нет романтических картин, идеализированных чувств. На первом плане - воссоздания реальной действительности, без прикрас и преувеличений, без поэтизации. Элементы сказочности уступают место серой рутине, нелегком труде, часто - жестокой реальности.
Самая распространенная тема - нелегкая женская доля. Эти песни, очевидно, составлены женщинами, которые не нашли счастье в семейной жизни. Иван Франко называл эти произведения "женскими невольничьих псалмами".
Первая проблема, с которой часто встречалась девушка, выходя замуж, - недоброжелательное отношение со стороны родственников мужа, особенно свекрови. Кое-где невестка в чужом доме становилась служанкой, которая была обязана выполнять всю тяжелую работу, прихоти свекрови и свекра. Поэтому в этих произведениях представляются обширные картины домашней работы, которые пронизаны мотивами усталости, тоски по родному дому, где у мамы жилось счастливо:
Ой пряду, пряду, А свекровь идет,
Баиньки хочу. Как змея гудит:
Ой, склон я головушку
- Сонливая-дримливая,
На свежую постилоньку,
К работе линивая,
Может, я усну.
Невестка моя!
Порой за молодую жену ходатайствует муж, в таких песнях мотив любви органично сочетается с мотивом взаимопонимания, помощи, сопереживания в супружеской жизни. Но часто и мужчина становится на сторону матери и позорит жену за то, что она не успевает выполнять домашней работы, не умеет ему угодить.
Кроме нелегких семейных отношений, семейная жизнь омрачали другие обстоятельства, худшая из которых - жестокое отношение мужчины к женщине:
Ой там за горой, там за каменной
Он на ню готовит из проволоки
Не по правде живет человек с женой. нагаечку.
Она ему стелить белую постелечку,
Белая постелечка порохом пришлась,
Проводная нагайка белое тело рвало.
Причиной такого обращения с женой могло быть пьянство:
Ой зацвела рожа у окна,
А он ниц не делает, только пьет,
у окна, А придет домой - женщину бьет.
Ой мала я мужа пьяницы.
Пьянство становилось причиной разорения семьи, что приводило к еще большей трагедии:
Он каждый вечер с корчмы идет,
Пропил конька вороного,
И каждый вечер, и каждое утро
- В конюшне идет по второму.
Пропил конька и нагаечку.
Женщина, насильно выданная за нелюбимого мужа, обращается к силам природы за помощью. Будучи далеко от дома, она просит ветер перенести слова о ее несчастье к родной матери, рекой посылает матери увядшую цветок, чтобы поняла, что ее дочь состарилась в несчастливом браке ("Ой по горам, по долинам").
Тема несчастной семейной жизни расширяется мотивом необратимости молодости, сожалением о прошлом:
Запрягайте, ребята, кони, кони вороны,
И поедем догонять молодые годы.
Ой догнали лета мои на кленовом мосту:
Вернитесь, лета мои, мне хоть в гости.
Так появляются персонифицированные образы прошлых лет, отвечают: "Не вернемся, не вернемся - не имеем кому . "; молодости: "Ой где ты, моя молодость, где ты потерялась?"; Судьбы: "Судьба моя, судьба, судьба молодая, Почему ты не такая, как судьба людская?"
Тяжелая жизнь замужней женщины противопоставляется безмятежной судьбе девушки до замужества
Ли в лузе не калина была,
Или я у отца не ребенок был,
Ли в лузе не красная была.
Или я у отца не хорошая была,
Взяли меня поломали,
Взяли меня обвенчали
И в пучки связали -
И мир мне завязали -
Такая судьба моя,
Такая судьба моя,
Горькая судьба моя!
Горькая судьба моя!
Поэтому эти песни проникнуты горечью, душевным прискорбием, даже в тех, где семейная жизнь не омрачена серьезными проблемами, воспевается тоска женщины по родному дому, ее грустные мысли, порожденные длительной разлукой с матерью, элегическими размышлениями над тем, что проходит молодость и наступает старость.
Причиной безрадостного существования была нелегкая работа в поле и в доме, материальные лишения, болезни. Все это нашло отражение в лирических песнях, где народ правдиво изобразил свою жизнь с его ежедневными заботами и мгновенными радостями, многоголосием человеческих отношений с родственниками и соседями (доброжелательными или враждебно настроенными), всей палитрой чувств, порожденных различными жизненными обстоятельствами. Глубина лиризма этих песен оказывается не в опоетизации семейной жизни, а в откровенной правдивости, реальности его воспроизведения. Все используемые методы направлены на то, чтобы подчеркнуть картины повседневной семейной жизни, не приукрашивая их, тронуть слушателей.
Еще с большей выразительностью, драматизмом изображена действительность в третьей группе песен - о трагических семейных обстоятельств, связанных с потерей членов семьи.
В первую очередь к ним относят цикл сиротских песен, в которых сочувственный украинский народ оплакивал нелегкой судьбе сироты, с детства мыкалась между чужих людей, в найме:
Но нет хуже никому,
Что никто не прижмет
Как той сирота,
При лихой часов.
Даже если у сироты и были какие-то дальние родственники, часто отрекались от нее через ее убожество:
Как у сироты пшеница родила,
А как у сироты плевелы родился,
Тогда сироту семья любила.
Тогда от сироты весь род отступил.
Девушка-сирота не могла выйти замуж за того кого любила, потому что не имела приданого. Поэтому даже в свадебном обряде встречаются плач по сиротой, которую выдают замуж чужие люди. Они благословляют невесту от имени умерших родителей, и плачут, что сирота не имеет ничего, даже родительского благословения.
Нелегкой была жизнь вдовы сына, которому приходилось смолоду тяжело работать, чтобы обеспечить себя и старую мать. Большим горем была одиночество:
Ой матусенько моя, и если бы ты знала.
По моему сердечку и досадушка стала:
Что за причина, что я сирота,
Как в чистом поле и сухая былинка.
Что ветер дует, ветвь наклоняют,
Да горюшко в мире жить, что всякий обижай.
Неслучайно в этих песнях возникает образ былины в поле, которое ветер ломает, тонкой трости, что гнется от жизненной бури. Ласкательные слова "матусенько", "досадушка", "душенька", "горюшко" принимаются с целью вызвать у слушателей сочувствие сироты, подчеркнуть трагичность и безысходность сиротской жизни.
В этих произведениях мотив разговора сироты с умершими родителями перекликается с элементами культа земли. Иногда воображаемый диалог с землей приобретает форму заговор:
Земля моя мать сыра!
Приняла ты отца и мать,
Прими и меня молоденькую.
Здесь нередко встречаются вкрапления мифологических мотивов:
Знала бы я, знала,
И ночка доточили,
Мне бы в звезды ключи взяла
И с матерью говорила .
Как видим, песни не только фиксируют представление о том, что ночь - время свидания с мертвыми, но и сохраняют элементы пра мифологии: звезда владеет ключами, ночь можно доточить, как полотно и др..
Подобной художественно образной структурой характеризуются песни, в которых описываются тяжелая судьба женщины, оставшейся без мужа и выполняет всю работу на поле и дома, воспитывает детей-сирот, не имея надежды на помощь других людей (женатый человек не помогал, потому что боялся ревности жены , парня не пускала к вдове иметь, потому что боялась, что она его приворожит):
Ой жила я семь лет вдовой
Где меня враги взялись -
Но не слышала земли под собой.
Ой хоть иди замуж, или утопися,
Вдовы песни берут свое начало с календарно-обрядовой лирики: как известно, был отдельный цикл вдовий колядок, среди которых - "Ой не знала удивонька, что бедная делать". В ней говорится о вдове, которая не имела неоткуда ждать помощи, поэтому:
Наняла медвежонка за плугом ходить
А волчонка серенького - волов погонять,
А зайчика Степанчика - передние водить,
А лисичку Горпиночку - обед варить.
Но они только сломали плуг, разогнали волов посмеялись над бедной вдовы, которая, поняв вред, плачет
Бедная моя головушка, что я вдова,
Коби бы я это является знала, то бы не снимала,
Так бы я ту и нивоньку сама вскопали,
Так бы я ту пшениченьку и посеяла,
Густая грабельками и заволочила,
Мелкими слезенки да и примочила .
Горе мне, горе, несчастливая судьба!
Засеяла бедный вдова мислонькамы поле.
Так вниманием народной песне не остается ни грань человеческой жизни. В лирических песнях оно выступает во всей полноте ситуаций, противоречия чувств, неоднородности впечатлений. Но в каждой из них прослеживаются отношение народа к различным жизненным явлениям, их оценки супружеской неверности, сиротства, пьянства и др..; Вскрываются недостатки человеческого характера, выражается сочувствие обездоленным и бедным. Утверждается народная мудрость, которая проявляется в преобладании духовных ценностей над материальными, способности к сопереживанию, умение передать в песне духовные достижения предыдущих поколений.

Читайте также: