Народное творчество луганщины сообщение

Обновлено: 02.07.2024

По состоянию на 01.01.2016 год в Луганской Народной Республике насчитывается 17 фольклорных коллективов (в них участников – 227 чел.).

— взрослых – 14 коллективов. (кол-во участников – 183 чел.);

— детских – 3 коллектива. (кол. участников – 44 чел.)

— песенных – 16 коллективов. (кол участников 153 чел.) из них детских 3 коллектива. ( кол. участников 44 чел.)

— танцевальных – 1 коллектив. (кол. участников 30 чел.)

Но есть и коллективы, которые работают с народным обработанным инструментальным материалом:

— с обработанным фольклором народных песен — 14 коллектив;

— стилизованного фольклора — 2 коллектива;

Участники ансамбля ставят цель овладеть особенным вокальным стилем, манерой исполнения, вокальной техникой, которая относится к данному региону.

На сегодняшний день руководителем коллектива является талантливый специалист выпускница Луганской государственной академии культуры я искусств Анастасия Калей. В репертуаре коллектива фольклорные и народные украинские песни, однако, особое место в творчестве занимает казачья песня.

-с. Вёшенская, Ростовской обл,

г. Москва, г.Воронеж.

За отчетный год фольклорные коллективы обновлялись и активно принимали участие в творческой жизни Республики.

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами Луганщины; прививать интерес к традициям нашего народа; учить узнавать и отличать различные промыслы; воспитывать любовь к народному промыслу.

Задачи: продолжать учить узнавать в промыслах чувства нашего народа; развивать интерес к познанию своего народа; воспитывать любовь к Малой Родине.

ВложениеРазмер
kraevedenie_narodnyy_promysly.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу все знать. Краеведение

(для детей старшей группы)

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами Луганщины; прививать интерес к традициям нашего народа; учить узнавать и отличать различные промыслы; воспитывать любовь к народному промыслу.

Задачи: продолжать учить узнавать в промыслах чувства нашего народа; развивать интерес к познанию своего народа; воспитывать любовь к Малой Родине.

І. Прилетела птичка и принесла нам письмо:

«Дорогие, ребята, мы много видели стран.

Но нам очень понравился Ваш край

Нам очень интересно узнать о

ваших народных промыслах.

Познакомим птичек с нашими народными промыслами?

ІІ. Что такое народные промыслы? (это национальное искусство)

Какие виды народного творчества Луганщины мы знаем? (вышивка, декоративная роспись, народная игрушка, гончарство, кузнечное ремесло, ткачество)

Что такое вышивка?

Что значит декоративная роспись?

Где ее делают? (На чем делают роспись?)

Какие народные игрушки вы знаете?

Как их делают (изготавливают)?

Что мы знаем о гончарстве?

Как называется мастер гончарного дела?

Какие предметы делают из глины?

Что можно сделать из металла? Как?

Что такое ткачество?

Для чего нужны традиции народа?

Как вы думаете, для чего существуют народные промыслы?

А что будет, если их не будет?

Почему вы так думаете?

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с промыслами

Знать должны: и взрослые, и дети,

Что народные промыслы дороже всех на свете.

ІІІ. О чем мы говорили?

Что такое народные промыслы?

Какие народные промыслы Луганщины вы знаете?

Для чего нужно соблюдать традиции нашего народа?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору.


Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ.


Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления.

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера".


В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное.


Что такое тайм-менеджмент, Или сказка о потерянном времени

23 декабря Луганский госцирк отметил 50-летие торжественной церемонией с участием представителей властей, спецгашением почтовой марки и праздничной программой

Гармония и созидание

Гармония и созидание

30 декабря свой юбилей отметит луганская художница, член Союза художников ЛНР, заслуженный художник ЛНР, доцент кафедры станковой живописи факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства ЛГАКИ им М. Матусовского Ирина Сержантова.

80 лет без антракта Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной отметил юбилей

80 лет без антракта

Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной отметил юбилей

Основанный в 1941 году, театр прошёл долгий и непростой путь, по праву завоевав не только любовь, но и уважение публики. Ведь ни тогда, в годы Великой Отечественной войны, ни сейчас, когда над Донбассом снова прогремели залпы военных орудий, коллектив театра не оставил своей культурно-просветительской миссии, продолжая радовать зрителей новыми постановками.

Мелодия из слов

Жизнь моя — кинематограф.

Жизнь моя — кинематограф.

Молодогвардейской библиотеке - 55.

Пусть музыка звучит

Природный талант, одержимость искусством и трудолюбие, безупречное чувство стиля и формы исполняемых произведений, сочетающееся с исключительной свободой выражения, непринужденностью и импровизационностью, а главное - артистическое обаяние - покорили всех, кому посчастливилось слышать игру этого уникального баяниста-виртуоза. 13 июня заслуженному деятелю искусств Украины, народному артисту ЛНР, худруку камерно-инструментального ансамбля

Изучение народного искусства этнографической наукой приобретает особую актуальность в настоящее время, так как в современном обществе ощущается интерес к духовным ценностям, созданным народом, к народному искусству, в том числе и традиционной вышивке. Искусство вышивки как часть народного творчества является синтезом материальной и духовной культуры народа. В связи с этим оно должно изучаться, в первую очередь, в свете его этнической специфики. Если история русской и украинской вышивки в целом давно и всесторонне рассматривается исследователями, то разнообразие, региональные различия и особенности вышивки Луганщины остаются малоизученными.

Изучением вышивки Луганщины занимались научные сотрудники областных и районных музеев, в 1990 – 2000 гг. появились работы, посвященные исследованию семантики вышивок, выявлению исторических корней определенных видов орнамента [4]. Изучение узоров базировалось на сведениях об археологических памятках, на этнографических и фольклорных материалах музеев. Материалы, посвященные вышивке, появляются на страницах научных сборников, выпускаемых музеями, институтами и библиотеками [1; 3].

Цель данного исследования – выявить общее и особенное в народной вышивке Луганщины, а также проанализировать орнаменты и узоры вышивок разных районов.

Задачи исследования: изучить вышивку Луганщины как явление народной художественной культуры; используя семиотический подход, исследовать смысловую емкость вышитых знаков; охарактеризовать изобразительные средства орнамента и его художественные возможности; проанализировать механизмы функционирования вышивки в среде народной художественной культуры.

Объект нашего исследования – традиционная вышивка Луганщины XVIII – начала XX века. Предмет научного исследования – типология, структура, семантика народной вышивки XVIII – начала XX века в контексте традиционной культуры русских, украинцев и казаков Луганщины.

История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. Вышивка – символ, который сохраняет корни, идентичность, понимание себя. Это история: мифология, религия, древнее искусство предков, душа народа. Уже много столетий люди украшают одежду разнообразными вышитыми узорами и орнаментами. Испокон веков вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не имеющего географических и временных границ. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. Вышивание отражало национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.

В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные). Все они наблюдаются и в вышитых изделиях, хранящихся в музеях Луганщины.

В вышивании зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушка, а также птицы (петух, сова, голубь, кукушка) и насекомые (муха, бабочка, паук, жук).

В России и Украине вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. В XVII – XIX веках в России кроме вышивания золотом и серебром, которое выполняли монахини в монастырях, существовало множество мастерских, где вышивались вещи для помещичьего быта: скатерки, салфетки, разнообразная одежда, предметы оформления интерьера.

Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.

Вышивка Луганщины является составной частью русской и украинской, однако ей свойственны и совершенно своеобразные местные особенности. Например, украинская народная рубашка – вышиванка известна и популярна и имеет большие различия в разных регионах, в том числе и на Луганщине. Мужские и женские рубашки значительно отличаются друг от друга как техникой самой вышивки, так и формой, цветовой гаммой и узорами. Некоторые техники наложения стежка и узоры можно встретить только в определенной этнографической части страны. Так, сегодня известно более ста различных техник наложения стежка. Своя индивидуально-неповторимая манера вышивки есть в каждом регионе. Люди, которые интересуются традициями вышиванок, при первом взгляде на рубашку могут определить, где она была сделана. Каждая местность, иногда даже село, обладали своими уникальными техниками вышивания. Девочек с раннего возраста приучали к вышиванию. В некоторых местностях это ремесло любили даже мужчины. Проанализировав старинные и современные образцы вышивок, можно условно составить своеобразный атлас регионов с типичными для них узорами, орнаментами и символами, техниками и цветами. И хотя четких границ использования определенной техники вышивки никогда не было (потому что люди, общаясь, передавали, учили друг друга особенностям ремесла своего края) и все же можно выделить те главные черты, которые отличали каждый населенный пункт от другого.

Основные цвета вышивки Луганщины – это традиционные сочетания красно-черных, серо-красных и реже сине-красных цветов, а также она отличается скромной, выдержанной в пастельных тонах разноцветной гармоничной гаммой. Гамма цветов многих вышивок теплая, что отличает эту вышивку от изделий других регионов. В ней больше красного, чем черного. Красили нитки для вышивания только природными красителями. Брали то, что было под рукой: кору, корни, листья и цветы. Интересно, что для закрепления цвета нитки запекали в ржаном тесте – так они не теряли окраску на протяжении десятилетий.

Особо распространены голубые цвета вышивки и ткани в этнических костюмах Станично-Луганского района, близко соседствующего с Россией. Растительный орнамент в виде сочетания больших, чаще всего роз, и маленьких цветов символизирует преемственность поколений, кроме того, розы – знак любви и милосердия.

В двух селах Новоайдарского района – Айдар-Николаевка и Спиваковка – существовала уникальная многоцветная вышивка. Причем она есть на рушниках еще ХІХ века, значит, так вышивали с основания этих сел, и их жители привезли эту вышивку сюда со своей культурой. В вышивке села Колядовка также есть три цвета – черный, красный и фиолетовый или голубой. Это говорит о том, что хозяйки таких рушников имеют корни с Полесья.

Известно, что вышивки данного региона имеют преимущественно растительные орнаменты. Особенностью луганских вышивок являются полихромные узоры, выполненные крестиком, грубой нитью, благодаря чему создается впечатление рельефности. Традиционным является сочетание разных по фактуре нитей, что также добавляет рельефности узора. Здесь издавна вышивали крестом и гладью.

В вышитых художественных произведениях почти каждого района области преобладает цветочно-растительный и растительно-геометризованный орнамент, выполненный мелким и крупным крестиком, полукрестиком, а в первой четверти ХХ века узоры выполняются не только отдельными швами, но и сочетанием нескольких швов – стебельчатый с рушниковым. Также встречается вышивка, выполненная в технике художественной глади, о чем свидетельствуют сохранившиеся высокохудожественные памятники сакрального искусства (вышитые иконы, плащаницы и др.). В каждом селе в вышивке было что-то свое, присущее именно этому поселению. Например, у айдарцев в вышивке всегда присутствовали пышные крупные розы – ими вышивали и рубашки, и рушники.

Узоры луганской вышивки почти на всех видах изделий находятся в гармоничном соединении с кружевными ажурами и прозрачной мережкой, которые выступают как сопровождающий декоративный элемент, придающий изделию не только легкость и благородство, но и обогащают декоративную выразительность вышивки. Кроме того, для большей декоративной выразительности вышивки, в частности, полотенец и скатертей дополняется бордюрным орнаментом с имитацией бахромы или самой бахромой.

Вышитые изделия издавна носили мужчины, женщины и дети. Надевали их в праздники и на каждый день. По вышивке можно было определить статус и происхождение владельца. Древнейшими материалами, из которых на Луганщине изготавливали вышитые рубахи, жилетки, кожухи и другие виды одежды были ткани из овечьей шерсти, льна и конопли. Очень отличаются национальные костюмы и головные уборы сел Новоайдарщины. По-разному шились рубашки, юбки, верхняя одежда, по-разному и вышивались. В селе Михайловка носили разрезные юбки с запахом, сшитые по типу плахты. В двух селах, Гричишкино и Бахмутовке, женщины носили девичьи сарафаны.

Цвета ниток, которыми вышивали на Луганщине женские и мужские рубашки – традиционно красный, черный и белый. Украшали рукава, реже воротники и подол. Рубашки по нижнему краю часто украшались плетеными мережками.

Центральная часть орнамента представляет собой полосу ромбов различный модификаций (ромб с продлёнными сторонами, ромб с точками), восьмилепестковых розеток, ломаную линию с единичными меандрами. Происхождение этих узоров восходит к эпохе язычества. Ромб символизировал плодородие, восьмилепестковая розетка – солнце, меандр и зигзаг были знаками воды. С течением времени эти узоры приобрели доброжелательно – апотропейное значение. Подузоры выполнены крестиком в красно-чёрной гамме (растительно-геометрические узоры).

Развитие украинской одежды проходило в тесной связи с другими культурными влияниями. На украинском костюме Луганщины сказались традиции регионов происхождения переселенцев. Общими характерными его чертами являлись простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Уже в статистических источниках XVIII столетия, посвященных Луганщине, значительное место отводилось описаниям быта населения, и в частности – их наряду. Украинский традиционный костюм Луганщины стал объектом специального научного изучения и собирательной этнографической работы музеев в XIX веке. Значительный подъем этой работы был связан с подготовкой и проведением в Харькове археологического съезда в 1902 году, среди мероприятий которого была и этнографическая выставка костюмов.

Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.

В украинских селах Луганщины сложились местные традиции украшения хаты рушниками. Кроме хат рушниками в прошлом украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д. Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику. Рушниками в сельском жилье и теперь увенчивают семейные фотографии, портрет Т. Г. Шевченко, картины. Если почитается память, отмечается юбилейная дата, то портрет дорогого человека также украшается рушником.

Наблюдается также введение в орнамент полотенец словесных и сюжетных мотивов, присущих как украинской, так и русской вышивке. Иногда в вышивке полотенец использовались древние языческие символы. На нескольких из них вышит символ солнца. Но, скорее всего, женщина, которая вышивала его, уже не знала, что он означает, и вышивала его, потому что так делала ее мать. Были и целевые рушники, например, свадебные. На них каждый узор что-то означал. А обычный рушник вышивался так, чтобы просто смотрелось красивее.

С рушниками связаны и различные обычаи в русских и украинских селах края. В Колядовке Новоайдарского района существовал давний обычай — на второй день после свадьбы над дверью вешали рушник. Он висел год, и если свекровь с невесткой за это время находили общий язык, не ссорились, то рушник снимали. Если они продолжали ссориться, рушник оставался висеть. Так, рушник был еще и дисциплинирующей вещью. В русских селах был другой обычай — невестка в день свадьбы подносила свекрови вышитый платок и рубашку в знак покорности.

Можно констатировать, что в Луганском регионе нельзя определить одну преобладающую технику или орнамент вышивки. Мастерицы позаимствовали орнаменты и узоры из разных областей России и Украины. Лугащина не просто вобрала в себя лучшие культурные достижения соседних регионов, но и сформировала собственные самобытные традиции. Вышивки разных населенных мест края поражают своим многообразием. Это совсем не удивительно, ведь эту землю населяли выходцы из разных уголков Украины и России, и каждый привнес свой вклад в культурную традицию региона. Поэтому, вышитые рушники, полотенца, сорочки выполнены в разнообразных техниках и разными рисунками. На сегодняшний день сохранившийся художественный материал относительно народной вышивки Луганщины имеет немало белых страниц. Сведений о народном костюме и его особенностях в определенном районе очень мало, а часто такие данные вообще утрачены. Но, несмотря на этот факт, основное направление в создании художественного образа луганской вышивки заложено в сохранившихся традиционных образцах ХІХ – нач. ХХ века. Поэтому можно констатировать, что развитие современной вышивки на Луганщине имеет закономерную связь с историко-художественным опытом края.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникина А. А. Взгляд на определение художественного образа народной вышивки Луганщины / А. А. Аникина // Луганщина у просторі часу : Другі обл. краєзн. читання. – Луганськ : ЛОНУБ ім. М. Горького, 1998. – С. 5 – 9.
  2. Бабенко В. А. Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края / В. А. Бабенко. – Екатеринослав : Тип. губернского земства, 1905. – 101 с.
  3. Вихрова Т. В. К вопросу о семантике орнамента обрядовых рушников / Т. В. Вихрова // Луганщина: етнокультурний вимір. – Луганськ, 2001. – C. 76 – 81.
  4. Віхрова Т. В. Український рушник в колекції Луганського обласного краєзнавчого музею / Т. В. Вихрова. – Луганськ, 1998. – 24 с.
  5. Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии : очерки по этнографии края / сост. В. В. Иванов. – Харьков : Харьк. губерн. стат. комитет, 1898. – 1012 с.
  6. Кара-Васильєва Г. Українська вишивка / Г. Кара-Васильєва. – К. : Мистецтво, 1993. – 263 с.
  7. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. – М. : Наука, 1978. – 216 с.
  8. Матейко К. І. Український народний одяг / К. І. Матейко. – К. : Наук. думка, 1977. – 224 с.

КРИНИЧЕНКО В. Ю. САМОБЫТНОСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКИ ЛУГАНЩИНЫ

Статья посвящена истории развития вышивки Луганщины. Рассмотрены особенности самобытной народной вышивки, ее локальные характеристики, касающиеся историко-этнографических регионов края; описаны основные техники шитья, символика орнамента полотенец, их значение в праздниках и обрядах. Проанализированы особенности вышивок элементов народных костюмов, рушников и других экспонатов из фондов музеев Луганщины.

Ключевые слова: вышивка, орнамент, этнография, шитье, обряд, экспонаты, регион, народный костюм, народное творчество.

KRINICHENKO V. Yu. LUGANSK FOLK EMBROIDERY ORIGINALITY

The article deals with the history of embroidery in Lugansk region. The characteristics of original folk embroidery, its specific are related to the historical and ethnographic local context, the basic sewing techniques are described, symbolism in towels ornament, its importance in the celebrations and ceremonies is discussed. The features of embroidery elements of folk costumes, towels and other items from the collections of Lugansk region museums are considered in the article.

Key words: embroidery, pattern, ethnography, sewing, ritual, exhibits, region, folk costume, folk art.

Читайте также: