Народная песня на эстраде сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Отмечу сразу, мой текст не исследовательская работа, не научный труд и не методическое пособие, а просто размышления обычного режиссера массовых театрализованных мероприятий, в кейсе которого не только эстрадные, джазовые, городские, патриотические и многие другие программы разной направленности. Особое место среди них занимают фольклорные праздники и фестивали.

Тема русской, российской культуры достаточно мне близка. Я с интересом читаю публикации и книги на тему русского фольклора, народных традиций и промыслов, декоративно-прикладного искусства. И хочется поделиться своими мыслями и наблюдениями, ну а темой будет, как вы уже наверное поняли по эпиграфу – Русская песня.

Русские народные песни – важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Песни передавались из поколения в поколение. Истоком народного творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа, сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.


Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.


Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни? Да все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.

Русскую песню, как и русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру. Какая в ней могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Какая в ней кроется глубина, сокровенность, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого.

Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа.

Нынешний век, к сожалению, – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. А ведь именно богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.


И не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души им непонятна до сих пор.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, чуждая нам идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение ценностей и русской культуры. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Воистину наша великая Россия богата талантами, ими мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня порой заменяется зарубежной дешевой подделкой, а настоящая народная русская песня в ее истинном виде сейчас совсем редко звучит.

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкой современной музыке, которая является частью массовой культуры. И чтобы быть востребованными, многие исполнители делают современные аранжировки народным песням. Я не могу сказать, что этого не надо делать, совсем наоборот – надо! Необходимо донести молодым то, на чем выросли мы и наши родители. Важно сделать хорошую, качественную аранжировку народной песне, написать хорошую эстрадную русскую песню.


Необходимо, чтобы русская песня не только сохранилась, но и развивалась. Наши замечательные исполнительницы – Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Валентина Толкунова и многие-многие другие, низкий вам поклон, за то, что вы действительно берегли и хранили в своем сердце истинное звучание русской песни. Низкий поклон современным исполнителям, которые берегут и преумножают песенное наследие России.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества.

Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей. И на нашем фестивале все-таки таких песен большинство.

Изучение прошлого и настоящего русской народной песни помогло понять, что в России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи, традиции, характер народа, его духовность и патриотизм. Песня прошла долгий исторический путь, умирала, подвергалась гонениям и возрождалась. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни, которые благодаря профессиональным музыкантам были собраны, записаны и дошли до наших дней. Многие выдающиеся исполнители подарили нам их душевное звучание. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость. Человек, знающий культуру и наследие своего народа, любящий русскую песню, не может быть равнодушным и злым. Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи – нас объединяет то, что мы живем в России, следовательно, несем в себе русские народные традиции. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру.


Слушайте, пойте и любите русские песни.

Песни своего народа, своего края, своей Родины!

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

  • собрать, проанализировать и систематизировать материал об истории русской

народной песни, ее собирателях и исполнителях

  • рассмотреть особенности русской народной песенной традиции в Архангельской области
  • выявить значение русской народной песни для молодого поколения.

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

1. Изучение литературы

2. Анализ русской народной песни

3. Поисковый метод

5. Метод индукции

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

ВложениеРазмер
prilozheniya.docx 2.73 МБ
vvedenie._osnovnaya_chast.docx 64.48 КБ
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче,

тем более глубоко и радостно

поймем великое значение

творимого нами настоящего.

А. М. Г о р ь к и й

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

  • собрать, проанализировать и систематизировать материал об истории русской

народной песни, ее собирателях и исполнителях

  • рассмотреть особенности русской народной песенной традиции в Архангельской области
  • выявить значение русской народной песни для молодого поколения.

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

1. Изучение литературы

2. Анализ русской народной песни

3. Поисковый метод

5. Метод индукции

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

I. Краткая история русской народной песни, жанровые особенности.

Таким образом, ко времени появления русского православного песнопения фольклор имел многовековую историю. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.

Таким образом, в XVII веке наши предки либо довольствовались песнопениями сугубо духовными, либо боязливо слушали на пирах старинные народные песни.

Таким образом, постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот. Русская народная песня теряла свою прежнюю глубину и чистоту, близость к родной природе.

Однако лучшие образцы русской народной песни с конца XVIII века начинают записываться и издаваться. Также в этот период русская народная музыка сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению через радиопередачи, граммпластинки, телевидение. Существовало множество самодеятельных хоров, профессиональных коллективов, исполнителей-солистов.

Таким образом, можно сделать вывод, что русская народная песня прошла долгий период своего развития, сопровождая народ в его великом историческом пути. Развиваясь, народная песня приобретала новые темы, образы, средства музыкальной выразительности, что привело к сложению определенных жанров русских народных песен.

II. Собиратели русских народных песен и первые исполнители.

Народную песню, мог придумать обычный русский крестьянин, ямщик, мастеровой или служивый. Неизвестный сочинитель ни заботился, ни помышлял о том, чтобы его имя было увековечено в будущем. Народная память просто бережно хранила на протяжении столетий многие прекрасные русские песни, передавая их из уст в уста.

Одним из первых фольклорных коллективов в России в начале XX века стал Русский народный хор М.Е.Пятницкого [Приложение№4.1]. Ни одно важное событие в России не обходилось без выступления хора Пятницкого , коллективу уже более 100 лет. Первый концерт крестьянского хора, которым руководил Митрофан Ефимович Пятницкий, состоялся в марте 1911 года в Москве. Сейчас хор продолжает выступать на различных концертных площадках страны.

Одной из исполнительниц русских народных песен была Лидия Андреевна Русланова [Приложение№4.2] . Ее своеобразный певческий стиль возрождал забытые традиции русских песенниц. Проникновенная исполнительница народных песен, на сцену любила выходить в подлинно русских костюмах.

Огромный вклад в популяризацию русской народной песни внесли известные оперные певцы: Сергей Лемешев, Иван Козловский, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский. Во второй половине XX столетия русская песня так же звучала в концертах Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой, Владимира Трошина и многих других исполнителей.

Настоящим хранителем исконной русской народной песни является Русский Север. О том, что старинная русская народная песня жива, свидетельствует творчество самодеятельных фольклорных коллективов в районах Архангельской области: Пинежском, Лешуконском, Мезенском. Гордостью Северного края и всей страны является Государственный академический Северный русский народный хор [Приложение№5] высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре. Коллектив является хранителем северной исполнительской манеры. Н.К.Мешко – руководитель хора с 1960по 2008 гг. часто повторяла: "Не надо передразнивать старух. Мы - коллектив не крестьянский. Мы - профессионалы. Народная традиция, плюс высшая музыкальная культура, высшее мастерство - вот к чему мы стремимся". [7]

Северный хор узнаваем, он не утратил свою манеру пения. "Теперь, когда все меньше и меньше становится песенниц, знающих старинные напевы, владеющих искусством импровизации и многоголосого исполнения, Государственный Северный хор становится не только пропагандистом, но и хранителем традиционного народного творчества. Черпая свое искусство у народа, он возвращает его в обогащенном виде", - писала музыковед Л.Жирнова в книге "Северный русский народный хор" [8] .

Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории.

Таким образом, музыканты XVIII – XIX веков записали и сохранили для будущих поколений русскую народную песню, а исполнители начала XX века возродили традиции русской народной песенности.

1.Как давно вы знаете русские народные песни?

С детства. Учительница в школе пела, я запоминала. Пели родители по маминой линии, музыкальных инструментов не было и папа остукивал ритм палочками, а я пела.

2. Чем привлекла Вас народная песня?

Привлекало то, что народная песня исходит из души народа, и она близка народу. В русской песне – мелодичность, искренность.

3. Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся (весёлые, грустные, хороводные, частушки)?

Все народные песни нравятся, но - лирические протяжные, например, песни Лешуконского района, нравятся и частушки. Куда голос направлен, – туда и душа лежит.

4. А есть у Вас самая любимая песня?

5. Какие жанры русской народной песни вы знаете?

Их очень много: баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки.

6. Как вы думаете, есть ли у русской народной песни будущее?

7. Но ведь не секрет, что большинство нашей молодежи интересуется совсем другими песнями, и если спросить какие русские народные песни они знают, думаю, ответ не будет оптимистичным. И получается, что книг не читаем, русский язык не знаем, песен народных не помним. Что нужно сделать, чтобы молодежь потянулась к русской народной песне?

Когда мы начинали 30 лет назад, детей и молодежи в коллективе было больше. Они приходили записываться сами, а сейчас мамы за ручку приводят. В настоящее время руководители ансамблей стараются выходить в школы заниматься с детьми, т.е родители и учителя в этом заинтересованы. Я считаю, что все-таки народ почувствовал упадок собственной культуры и старается приобщиться к ней, в том числе и к русской народной песне. Сейчас больше стало создаваться фольклорных ансамблей. Создаются певческие ансамбли, которые поют именно истинно русскую песню без всяких изменений. Современные же ансамбли сохраняют основу мелодии, а остальное идет уже в современной обработке: и ритм, и свет, и костюмы. Чтобы привлечь молодежь, нужно больше афиш, рекламы, концертов русской народной песни и по телевидению, и на сцене концертных залов.

Учащимся 6-8 классов была представлена следующая анкета:

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2. Какую музыку ты любишь слушать (современную зарубежную, современную русскую,

классическую, русскую народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Назовите известных вам исполнителей солистов народных песен?

5. Какие народные коллективы ты знаешь?

6. Нужна ли нам народная песня?

Анализ результатов опроса показал следующие результаты [Приложение№7,№8].

Таким образом, изучение прошлого и настоящего русской народной песни помогло понять, что в России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи, традиции, характер народа. Песня прошла долгий исторический путь умирала, подвергалась гонениям и возрождалась. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни, которые благодаря профессиональным музыкантам были собраны, записаны и дошли до наших дней. Многие выдающиеся исполнители подарили нам их душевное звучание. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость. Ч еловек, знающий культуру и наследие своего народа, любящий русскую песню, не может быть равнодушным и злым. Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи - нас объединяет то, что мы живем в России, следовательно, несем в себе русские народные традиции. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру.

Из р езультатов опроса школьников выяснилось, что современная молодежь в силу своего возраста увлекается жанрами современной и в большей степени зарубежной музыкой. Однако, несмотря на это, молодые люди правильно понимают значение культурных ценностей своего народа, а именно: важность сохранения русской народной песенной культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности учителей музыки, литературы, истории, а так же руководителей детских фольклорных коллективов.

1.Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.

2.Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор, 1975.

3. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец.

Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил..

4. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году /Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).

5.Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1982.

6. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: МУЗГИЗ, 1987.

7. Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего

и старшего возраста. – 2-е изд. – М.: Музыка. 1982. -207 с., ил., нот.

8. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное

[1] Асафьев Б.В. О народной музыке. – Л. 1987. С. 65.

[2] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.163.

[3] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.174.

[4] Щуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1987. С.76.

[5] Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).С.12.

[7] Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор,1975. С.45.

Русские народные песни

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

Былины

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

Песни о Победе

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Жанровое разнообразие

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

Колядки

  • веснянки;
  • масленичные;
  • колядки;
  • щедровки;
  • пасхальные;
  • купальные;
  • пахотные;
  • жатвенные.

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Колыбельные

Песни подразделялись на:

  • свадебные;
  • колыбельные;
  • плачи;
  • пестушки;
  • рекрутские.

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

Казачьи песни

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Волжский народный хор

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

Пелагея

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

Детский игровой фольклор

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Русский народный фольклор

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

русская народная песня

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки


Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Читайте также: