Написать сообщение мазурка прослушать шопен мазурка си бемоль мажор

Обновлено: 05.07.2024

Фридерик Шопен. Мазурки

В мазурках Шопен не только сильнее всего выразил национальную сущность своего творчества; для него самый жанр мазурки превратился как бы в музыкальную эмблему Польши, в символ его далёкой Родины.

Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво. Среди них множество истинных шедевров.

Среди шопеновских мазурок можно выделить три основные группы - задорные народно-плясовые, блестящие бальные и поэтичные лирические.

Волынка - духовой инструмент. Главная его деталь - мех, то есть кожаный резервуар или пузырь. В него вставляется несколько трубок. Одна из них - с отверстиями, как у деревянных духовых инструментов. На ней играется мелодия. В другую трубочку, поменьше, вдувают воздух, чтобы волынка звучала. Все остальные трубочки сопровождают мелодию непрерывным звучанием каждая на своей высоте. Поэтому мелодия на волынке всегда звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.

На народных праздниках мазурка не всё время танцевалась всеми танцорами. В середине танца вперёд выходил главный танцор, в сольном танце показывая своё мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более лиричный.

Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается всё общим танцем.

Мазурка си бемоль мажор (ор. 7 № 1) является примером блестящей бальной мазурки. В её первом разделе (рефрене формы рондо) горделивые взлёты в мелодии чередуются со смелыми скачками с форшлагами - будто слышится удалое щёлканье шпор.

На смену этому разделу приходят две контрастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш. Можно вообразить, что это на балу промелькнул некто в необычном красочном наряде.

В них всё сосредоточено на том, чтобы передать чувство, которое Шопен определял многозначным и трудно переводимым польским словом zal (жаль). Его можно понимать как жалость и нежность, грусть и печаль и как множество других настроений, не поддающихся однозначному словесному определению. Эта особая краска, присущая самой природе шопеновского лиризма, проступает уже в самых ранних его пьесах.

Мазурка ля минор (ор. 68 № 2). Это очень поэтичная лирическая картина Родины. Затаённая печаль рассеяна в звуках этой мазурки. Как и положено, мазурка написана в трёхчастной форме, где средний раздел также воплощает задорный деревенский танец.

Вначале звучит задумчивая, грустная мелодия. Движение по основным звукам ля-минорного трезвучия в медленном темпе придаёт ей мягкость и плавность, а лёгкий акцент на третьей доле такта - большое изящество.

Последние мазурки

Последние месяцы жизни Шопена в Париже были очень печальны. Он почти не мог играть и ежедневно, хотя бы несколько часов, вынужден был проводить в постели. Поначалу он пытался продолжать уроки со своими учениками, но довольно скоро ему пришлось отказаться и от этого.

И всё же он пишет новую замечательную музыку; две мазурки - соль минор и фа минор. Мягкая грусть и свет воспоминаний озаряют их, - быть может, это прощальный привет Родине.

Вопросы:

  1. Каковы отличительные черты польского народного танца мазурки?
  2. Назовите польские танцы, использованные в мазурках Ф. Шопена.
  3. Сколько мазурок сочинил Ф. Шопен, и какие основные группы можно выделить среди них?
  4. Расскажите о характере музыки и построении мазурок Шопена до мажор, си-бемоль мажор и ля минор.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Мазурки:
До мажор (ор. 56 № 2) , mp3;
Ля минор (ор. 68 № 2) , mp3;
Си бемоль мажор (ор. 7 № 1) , mp3;
Соль минор (оp. 67 № 2) , mp3;
Фа минор (оp. 68 № 4), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: