Национальные костюмы народов крыма сообщение

Обновлено: 05.07.2024

2. Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т.д

3. Рассмотрим костюмы наиболее многочисленных наров Крыма

4. Крымские татары

5. Татарский костюм очень красочен и ярок. В нём преобладают белый, красный, синий, зеленый цвета. На голову татарские девушки надевали неболь

Татарский костюм очень красочен
и ярок. В нём преобладают белый,
красный, синий, зеленый цвета.
На голову татарские девушки
надевали небольшой бархатный
калфак, расшитый бисером или
жемчугом, а иногда по особому
повязывали платок. Платье всегда
широкое, по краю подола оборки.
На платье надевали или вышитый
фартук, или бархатную безрукавку
(камзол). На ноги надевали
кожаные
легкие
сапожки,
расшитые узорами из цветной
кожи. Любимыми украшениями
татарских девушек были серьги,
бусы и браслеты

7. Русские

8. Одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из ф

Одежда мужчин чаще состоит из
рубахи-косоворотки, сюртука и узких
брюк, заправленных в сапоги;
женщин - из пестрой или
однотонной кофты из фабричных
тканей, длинной юбки с повязанным
поверх фартуком. Русские
традиционные наряды всегда
делились на повседневные и
праздничные. Наши предки очень
четко отделяли более простую
одежду из грубых тканей с
минимальным количеством
декоративных элементов, от более
красочных нарядов для особых
событий. Наиболее роскошной
считалась одежда красного цвета.

9. Украинцы

10. Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежд

Традиционный мужской костюм
украинцев имеет большое сходство с
другими восточнославянскими русским и белорусским. Основу
мужской одежды составляют рубаха,
шитая из конопляного или льняного
полотна и шерстяные или суконные
штаны. Рубаха, надеваемая на тело,
часто служит и верхней одеждой.
Отличительной особенностью
мужской украинской рубахи
является разрез спереди (пазушка),
украшенный вышивкой. По
конструкции ворота рубахи
различаются - со стоячим, отложным
воротником или без воротника.

11. Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-

Отличительная особенность
украинской женской рубахи обычай украшения подола,
каймы (подподольницы)
рубашки вышивкой, т.к. он был
виден из-под верхней одежды.
Так же украшались и рукава
рубахи, особенно в местах
соединения рукава с плечом, где
полик (уставка) представлял
собой чаще вышитый кусок
материи четырехугольной
формы. Широкие рукава
рубашки заканчивались
манжетом (чохла) у запястья.

12. Болгары

13. Основной частью женского национального наряда в Болгарии выступает сарафан. Условно эту одежду можно разделить на 2 подвида: * сукман, пред

Основной частью женского
национального наряда в
Болгарии выступает сарафан.
Условно эту одежду можно
разделить на 2 подвида:
* сукман, представляющий
собой изделие с рукавами или
без их наличия,
декорированное тесьмой и
различными вышивками.
Особенностью сукмана
считается нарядный,
расписной передник;
* сайа. Это сорочка с
рукавами разных фасонов и
юбки. Особенностью сайа
является оригинально
расшитые манжеты и ворот.

14. В состав мужской одежды входят: брюки, отделанные тесьмой; пояс, украшенный изысканной вышивкой; рубаха, ворот и манжеты которой также заде

В состав мужской одежды
входят:
брюки, отделанные
тесьмой;
пояс, украшенный
изысканной вышивкой;
рубаха, ворот и манжеты
которой также
задекорированы
оригинальными
способами;
жилет яркого цвета.

В Крыму правили царь Митридат VI и Мамай, тут бывала Екатерина II и последующие правители Российской империи. Здесь сражались Кутузов, Нахимов, Ушаков и другие. Они, как и другие народы Крыма, оставили свой след в истории, архитектуре, обычаях и традициях полуострова.

Крым считается одним из самых многонациональных регионов России. Здесь проживает более 100 народностей. Самой крупной общиной являются русские – 65%, далее идут украинцы (15%), крымские татары (12%). Остальные народы Крыма – это небольшие группы и численность каждого из них не достигает и 50 000 человек.

ханский дворец в Бахчисарае - Объявления Крыма

Интересный факт. Русские преимущественно проживают в городах, а татары – в селах (более 20% всего сельского населения). В целом урбанизация в Крыму составляет почти 58%.

Больше всего русских проживает традиционно в Севастополе и Керчи. Украинцы преобладают в северных районах, а татары – в центральных. Доля крымско-татарского населения в регионе начала существенно сокращаться с середины XIX века.

Какие народы населяли Крым

Первые люди начали селиться в Крыму примерно 100 000 лет назад. В те времена селились преимущественно в гротах. Поэтому самые известные стоянки древнего человека – гроты Чокурча (на территории современного Симферополя), Киик-Коба, Шан-Коба и ряд других.

Первым народом, населявшим Крым и о котором что-то известно, являются киммерийцы, проживавшие в степях. Память о них сохранилась в географических названиях – Киммерия, Киммерик. После исхода киммерийцев степные регионы заняли другие кочевники – скифы.

Скифы в Крыму

Скифские племена пришли на землю Тавриды примерно в VII веке до н.э. Вначале они занимали большую часть современной Украины, весь Кавказ, Поволжье и Среднюю Азию, но в начале нашей эры Малая Скифия занимала только степную часть Крыма.

Неаполь Скифский на Петровских скалах в Симферополе

На берегу Салгира скифы основали в III веке до н.э. свою столицу – Неаполь. Город просуществовал 6 веков. Сейчас его руины являются памятником архитектуры. В Крыму было много скифских городищ и сел, располагавшихся преимущественно на западном побережье и в крымских предгорьях. Известно 75 поселений.

Скифы были воинами, разводили скот и сеяли хлеб. При царе Скилуре чеканилась монета. Свои погребения они устраивали в курганах, которых сохранилось великое множество в степном и предгорном Крыму. Воинов они хоронили с оружием, богачей – с керамикой, украшениями и посудой, аристократов – с лошадьми, рабами и женами.

Скифы часто воевали с соседями – Боспорским царством и Херсонесом. В этот период противоборствующие стороны призывали на помощь сильных союзников – римлян и понтийцев, управлявших затем крымскими землями. В память об этих событиях нам осталась Римская дорога из Байдарской долины на Ай-Петринскую яйлу, которую римляне проложили через Крым во время своего пребывания здесь.

Скифы в Крыму жили до первой трети III столетия, когда их победили пришедшие сюда готы и другие кочевые племена. Во времена великого переселения народов в Крыму проживали, например, сарматы, аланы, гунны.

Тавры в Крыму

таврские ящики в Крыму

Умерших они хоронили в так называемых таврских ящиках, представлявших собой 4 камня, сложенных в виде стен. Пятый камень использовали как крышку. Умерших хоронили сидя. Таврские ящики расположены во многих регионах. Особенно много их около Новобобровки и в районе Молбая. В ХХ веке было раскопано таврское святилище на вершине Гурзуфского хребта.

Греки в Крыму

Первые греки поселились в Крыму в VI веке до н.э. Ими были основаны города-полисы Херсонес и Керкинитида на юго-западе, а также Пантикапей и Феодосия, вошедшие в состав Боспорского царства. Их руины сохранились и по сей день.

Христианство появилось в греческих колониях уже в I веке. Именно в Херсонесе крестился князь Владимир и оттуда оно распространилось на Руси.

народы Крыма - традиции, костюмы, список

Греки занимались виноделием, вели посредническую торговлю между метрополией и скифами. Развивались разные ремесла, морское дело, рыбная ловля, чеканилась монета. В I веке до н.э Херсонес вошел в состав Рима, в V веке – Византии.

В 1778 году греки (как и другие христиане) было массово переселены из Крыма и основали город Мариуполь. Позже на место этнических греков стали приезжать новогреки – подданные Османской империи, бежавшие от репрессий.

Готы в Крыму

С III века именно готские племена сменили скифские на обширных крымских равнинах. За эти годы они заняли почти весь Крым и захватили земли Боспорского царства.

Готы были православными. Занимались земледелием, виноградарством, торговлей.

В Средние века готы проживали в предгорьях Крыма, нередко в пещерных городах. Они устраивали монастыри и строили крепости. Их порт Авлита (недалеко от крепости Каламита) был западной границей. На востоке границей была крепость Фуна. На севере располагались земли крымского ханства, почти всем побережьем владели генуэзцы.

В начале XIII века образуется готское княжество Феодоро со столицей в городе Дорос (Мангуп).

Мангуп - древняя столица Готии

С 1425 года княжество породнилось с династией византийских императоров Палеологов и в качестве герба стало использовать их двуглавого орла. Заметьте, раньше, чем орёл появился на гербе Российского царства – это случилось при Иване Грозном. Княжество Феодоро просуществовало до 1475 года и было стерто ордами осман. Как и многие другие народы, населявшие Крым в Средние века.

Генуэзцы в Крыму

С XIII столетия на крымских землях поселяются венецианцы и генуэзцы. Именно последние вскоре стали владельцами почти всех южнобережных портов, вытеснив конкурентов-итальянцев. Они строили крепости и замки и целых 2 века вели торговлю и постоянно воевали с готами-феодоритами.

Они выкупили у Золотой Орды Кафу и сделали ее своим центром. Именно Кафа стала источником чумы, которая поразила Крым, а затем и всю Европу в 1346-1353 годах.

В 1475 году владения генуэзцев были захвачены османами.

генуэзская крепость Чембало в Балаклаве

Самые известные памятники генуэзской архитектуры:

  • крепости в Судаке, Феодосии, Балаклаве, Гурзуфе;
  • башня Чобан-Куле.

Крымские татары

Впервые татары в Крыму появились в 1223 году, когда захватили Судак. В 1233 году почти всем Крымом уже владела Золотая Орда. С этого момента и началась история крымских татар. В XV веке, после развала Золотой Орды часть крымских земель перешла под власть Крымского ханства (1441 - 1783 годы) со столицей в Бахчисарае.

Всего выделяют 3 группы крымских татар, отличающихся культурой, диалектами, антропологией:

степняки (ногайцы – потомки Золотой Орды);

южнобережные татары (выходцы из Малой Азии и местные жители, принявшие ислам после 1475 года);

крымские татары в национальных костюмах

На фото выше традиционные наряды крымских татар.

В 1793 году татары составляли более 90% населения Крыма. При этом в те годы более четверти миллиона их эмигрировало в Турцию.

Татары часто вели войны с Русским царством, совершали набеги и уводили в рабство жителей ближайших сёл. В 1571 году татары даже взяли Москву и сделали своим данником Ивана Грозного. Выплата дани продолжалась до 1700 года.

XX век был тяжелым для народа. В 1921 - 1922 годах более 70 000 человек погибло от голода. А в 1944 году после освобождения Крыма всех крымских татар депортировали в Среднюю Азию и ряд других регионов СССР. Там многие погибли от голода. В 1989 году началось массовое возвращение татар в Крым.

Главным образчиком крымско-татарской архитектуры является Ханский дворец, построенный династией Гиреев. Также сохранилось много мечетей и среди них Джума-Джами и Кебир-Джами – старейшее здание в Симферополе (дата постройки – 1508 год).

Турки в Крыму

Турки пришли с мечом на крымские земли в 1475 году, подчинив себе все другие народы в Крыму. Центром их владений стала Кафа. В основном турки в Крыму занимались административной и военной службой. Они построили несколько крепостей в ключевых регионах – на Перекопе, Арабатской стрелке, в Керчи.

В XVIII веке вели частые войны с Российской империей за право обладать Тавридой. Об этом можете прочитать в очерке "Героические сражения в Крыму".

крепость Ени-Кале в Керчи

Караимы в Крыму

Этот малочисленный народ (сейчас осталось около 1000 человек) с тюркскими корнями сформировался на основе караимизма (особая форма иудаизма). Проживали они преимущественно в Солхате, Кафе и Чуфут-Кале.

караимы национальный костюм мужской и женский

Памятники их архитектуры и истории – караимские кенасы в Евпатории и Симферополе и два кладбища – около Мангупа и Чуфут-Кале. Кстати, около караимских кенас в Малом Иерусалиме работает караимское кафе (по ссылке материал про этнические кафе и рестораны Крыма) с вкусными чебуреками и караимскими пирожками.

караимское кладбище в Крыму

Русские

Первые русские в Крыму появились после похода князя Владимира на Херсонес. Многие из них были купцами и вели торговлю в Херсонесе. Но большая часть русских переселилась сюда после присоединения Тавриды к Российской империи. В то время земли здесь давались солдатам.

Также большой приток русского населения начался в советское время, в том числе после Великой Отечественной войны. Последний этап переселения стартовал в 2014 году, после вхождения Крыма в состав России.

Армяне

История Крыма знает несколько массовых исходов армян. Первый исход армян из Крыма начался после 1475 года, второй – в 1778 году, когда Екатерина II массово выселяла христиан из Крыма, чтобы подорвать экономику Крымского ханства. Много армян покинуло эти земли в ходе депортации 1944 года. Больше о связи армян и Крыма читайте в нашей предыдущей статье.

В Крыму было много армянских монастырей, сегодня действует только Сурб-Хач (построен в 1338 году) и 4 заброшенных храма в окрестностях Старого Крыма. Также армянские церкви сохранились в Евпатории, Ялте, Феодосии. Раньше же в одной только Феодосии их было 40.

Евреи в Крыму

Евреи стали приезжать в Крым в раннем Средневековье, когда их подвергли гонениям в Византии. В XVIII веке часть их стали основой для появления народности крымчаков – тюркоязычного этноса.

После 1791 года Крым входил в черту оседлости, где евреям можно было проживать. Они составляли 8% местного населения в XX веке.

С приходом большевиков в Крыму планировалось создать еврейскую автономию и началось их массовое переселение. В это время евреи бесплатно получали в Крыму землю, скот и технику, а местным безземельным предлагали ехать аж за Урал.

синагога в Евпатории

В 1930-х годах в Крыму было 2 еврейских национальных района. Но в итоге Еврейская автономия появилась на Дальнем Востоке. В 1941 году в Крыму жило 17 000 евреев.

Еврейские синагоги сегодня сохранились в Евпатории и Симферополе.

Немцы

С немцами в Крыму связано много печальных страниц, связанных с Гражданской и Великой Отечественной войнами. Но исторически немцы жили в Крыму и до этого. Их пригласили в Таврическую губернию в 1800-х годах. Они получали землю и пособия, освобождение от армии (навсегда), от налогов. В то же время в Крым переселяли и представителей других народов – болгар, чехов.

Вторая волна немецкого переселения прошла в начале второй половины XIX века. В начале ХХ века 6% населения Крыма являлись немцами. Подверглись депортации в 1941 году. Было переселено более 53 000 человек.

Исторически немцы проживали в центральной части Крыма. Об этом свидетельствуют старые названия сел Кольчугино (Кроненталь), Ароматное (Розенталь), Курортное (Фриденталь), Красногорское (Нейзац).

Это лишь некоторые народы Крыма, которые жили здесь в разные эпохи. Скажем также, что в разные века проживали в Крыму печенеги, половцы, белорусы, болгары, крымчаки, эстонцы, чехи, поляки и другие этносы и народности.

Национальная одежда крымских татар заслуживает особого внимания, ведь для ее пошива использовали домотканые материалы, которые собственноручно изготавливали трудолюбивые женщины. Их же руками шилась одежда и для себя, и для всей семьи. Кожа и шерсть – те материалы, без которых невозможно представить себе традиционный костюм этого народа.

Одежда крымско-татарских женщин

Женщина – образец чистоты и покорности, трудолюбия и грациозности. Именно поэтому ее костюм был продуман с ног до головы, в их убранстве не существовало мелочей.

Женское убранство невозможно было представить без кетен-кольмек – это широкие, просторные и довольно длинные рубашки, доходящие до колен. Они могли быть холщовыми или хлопчатобумажными. Также невозможно представить себе традиционное убранство женщин без длинных изящных платьев (атер), которые имели широкие рукава. Надев такое платье, девушка смотрелась просто неподражаемо в танце. Нельзя не упомянуть и про цветные шаровары (шалвар), которые доходили до ступни и завязывались вокруг щиколоток шнурком.

Большое внимание девушки уделяли и верхней одежде. Чего только стоят розовые или малиновые кафтаны, украшенные серебристыми вставками.

Крымские татарки всегда очень красиво украшали голову. Волосы, заплетенные в тонкие косички, покрывали бордовой шапочкой из бархата (фес). Такие шапочки смотрелись очень нарядно, ведь их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывается белая ткань, расшитая по краям.

Особенности мужской национальной одежды

Национальный мужской костюм нельзя было представить без кольмек – рубахи с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые обязательно подвязывались широким кушаком красного либо зеленого цвета. Мужчины должны были покрывать голову невысокой шапкой из шерсти барашка в холодное время года, а летом носили тюбетейку или красный фес.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма является илик – короткая безрукавка, внешне похожая на жилетку, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями. Зимой крымские татары носили камзолы и кафтаны их домотканого полотна. В сильный холод мужчины надевали тулупы из овчины или куртки.

Сегодня ничего не мешает мужчине смокинг купить, а женщине – элегантное вечернее платье. Однако красивые и колоритные национальные костюмы навсегда останутся предметом гордости крымских татар.

Автор: Усиенова Эльвира Ахтемовна

Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, село Мирновка

Актуальность темы. Крым - поликультурный регион, где с древнейших времён проживали представители разных народов. Этносы способствовали продолжению активного процесса взаимовлияния во всех сферах жизнедеятельности, и прежде всего в материальной культуре, в частности - в костюме.

Последствия Первой и Второй мировых войн и социальных революций нанесли урон многим народам, а также, проживающим в Крыму. Они нуждаются в спасении их святынь и возрождении культуры, в том числе и через народный костюм (на примере караимов и крымских татар), который является частью не только материальной, но и духовной культуры народа, впитавшая в себя его традиции, мировоззрение от самых истоков зарождения. Эти факторы обуславливают актуальность выбранной темы.

Цель исследования - изучить связи костюма караимов и крымских татар, исследовать историю костюма, определить меры влияния их культуры на повседневную жизнь нашего общества.

Для достижения поставленной цели нужно разрешить такие задачи :

- исследовать особенности одежды караимов и крымских татар (на примере горно-прибрежной группы) как части материальной и духовной культуры народов;

- выделить общие и отличительные черты;

- оставить для будущих поколений народов Крыма информацию о культурном наследии крымских татар во избежание участи упадка культуры караимов;

- составить словарь из трёх языков: русского, крымскотатарского и караимского.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы : описания, сравнения, обобщения.

Самыми ценными источниками для написания исследовательской работы являются: Абкадыров Р. Национальная одежда (XIX - первая половина ХХ в.); Аблямитова Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма; Полканов Ю.А. Крымские караимы; Полканов Ю. А Обряды и обычаи крымских караимов - тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны; Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДА

Народный костюм – это источник для изучения этногенеза и формирования культуры народа. Этнографические исследования народной одежды связаны с изучением традиционного кроя, используемых тканей, технологии пошива и определением особенностей декора.

Определенную роль в характеристике картины социального, бытового устройства общества, его мировоззрения сыграло рассмотрение костюма по ряду признаков: социальный, семейный, половозрастной, будничный – праздничный, профессиональный и конфессиональный.

Общими композиционными элементами одежды у этих национальностей являются: наличие нижней и верхней одежды и нательных штанов; членение костюма по линии талии и подчеркивание линии талии поясами; густой орнамент на используемых тканях; обилие орнаментики, накладных украшений; обязательное наличие головного убора.

Пояса крымских татарок отличались разнообразием: то узкие, то широкие, они привлекали внимание красотой геометрических и растительных узоров. Плетенные из золотых нитей, серебряные и позолоченные, филигранные, бархатные, расшитые золотом, на кожаной основе с пряжками сложных форм в виде корзин с цветами, круглыми, миндалевидными. Пояс караимки имел более простой вид, а бляхи всегда имели круглую форму в виде двух полусфер. На нём использовали металлические вставки, реже - драгоценные камни. По всей длине пояс расшивался золотом или серебром традиционными орнаментами.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ КАРАИМОВ И КРЫМСКИХ ТАТАР

С целью реализации задач исследования нами были систематизированы факты, чтобы иметь возможность создать общую картину развития национальной одежды двух народов в табл. 2. 1.

Таким образом, данная таблица наглядно демонстрирует картину особенностей развития женской национальной одежды караимов и крымских татар (на примере горно-прибрежной группы) середины XVII – начала X Х I в. в.

Ячейки без содержания могут свидетельствовать о, во-первых, отсутствии или наличии у этноса того или иного элемента костюма, а также, во-вторых, неполном сравнительном анализе.

Таким образом, в работе рассмотрена женская национальная одежда крымских татар и караимов конца XVIII - начала XX в. на основе научных работ этнографов и экспонатов выше упомянутых музеев.

При описании невольно приходишь к выводу: караимы и крымские татары имеют многовековую взаимообогащающую культуру, но при этом каждая из них самобытна, неповторима, колоритна.

Практическая ценность таблицы: она может служить терминологическим справочником и словарём из трёх языком (русского, крымскотатарского и караимского). Фотоиллюстрации и теоретическая часть может быть востребована любознателями, историками, этнографами и другими.

В заключение, следует отметь, что работа насыщена ценной информацией благодаря сотрудникам библиотеки, музеев и, конечно же, Томак Зекие из Айсереса и Мустафаевой Джеварие из Арпата.

Уверены, что ещё многие компоненты одежды народов Крыма, охватившего нами периода, бережливо хранятся в укромном месте на руках окружающих нас людей. И в будущем мы намерены их выявлять и исследовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЦЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. - Симферополь: Доля , 2002. – Вып. 3. - С. 157-160.

3. Дюличев В. П. Крым. История в очерках. ХХ век. Симферополь: Рубин, 2005 г. – 344 с.

4. Полканов Ю.А. Крымские караимы. / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1995. - 41 с.

5. Полканов Ю. А Обряды и обычаи крымских караимов - тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1994. - 23 - 60 с.

6. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.- 104 с.

Читайте также: