На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему смысловые отношения в сложно

Обновлено: 05.07.2024

Урок русского языка в 9 классе "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении".

ВложениеРазмер
smyslovye_otnosheniya_mezhdu_chastyami_v_slozhnosochinennom_predlozhenii.pptx 2.53 МБ
smyslovye_otnosheniya_mezhdu_chastyami_v_slozhnosochinennom_predlozhenii.docx 19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Определим цели урока по опорным словам: повторить усвоить научиться

Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения; научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Сложносочиненные предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока ещё стоит без листьев .

Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Соединительные союзы: и да (=и) ни…ни тоже также В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Разделительные союзы: то…то или (иль) либо…либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные союзы: а не только… но и но да (=но) однако зато В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Между частями сложносочиненного предложения обычно ставится запятая, реже – точка с запятой. Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется. Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру качались тростники.

Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и (реже перед союзами но),если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Надо успеть записать. Малейшая задержка — и мысль, блеснув, исчезнет. Душа, как прежде, каждый час полна томительною думой – но огонь поэзии погас.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1.Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. Когда взошло солнце , роса высохла и трава позеленела. 2 . Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями Это кто такие и что им надобно? Пусть светит солнце и птицы поют!

3.Если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения Словом , время уже истекло и пора было уходить. Вопреки предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал. Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой. 4.Если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Примечание. Между частями сложносочиненного предложения может стоять запятая и тире как единый знак препинания Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, — и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах. На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал. Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело.

Задание Выделите в предложениях грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. Сучок хрустнул, и ветка обломилась. В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь.

Тест Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания. А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой. Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом. В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А. Б. В. Г. 2. Укажите сложносочинённые предложения. А. Б. В. Г. 3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ? А. одновременность явлений. Б. последовательность В. чередование Г. противопоставление 4 . Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены). А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих. Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Вывод: Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов. При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно независимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении; 2) научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения в ряду указанных предложений.

Оборудование: карточки с текстами

I. 1. Проверка домашнего задания.

2. Работа над ошибками, допущенными в зачётной работе.

II. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?

— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?

— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?

Вывод: сложносочинённое предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации, все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.

2. Изучение материала на с. 35, § 11.

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

3. Тренировочные упражнения.

В упр. 60 на с. 35 надо составить из двух простых предложений несколько сложных с разными сочинительными союзами, объяснить выбор союзов. Заданием: продолжите предложение так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в сложном.

1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и …

2) Уборку школьного двора поручили ученикам десятого класса и …

3) Картины, развешанные по стенам, украшали комнату и …

4) Величественная архитектура города, его памятники, набережная всегда привлекали многочисленных туристов и …

4. Изучение материала на с. 36—37.

Вывод: сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединёнными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом определяется теми союзами, которыми они связаны.

III. Закрепление темы.

1. Задание: вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1) Большими лохматыми хлопьями он [снег] падает на землю, . в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть. (В. Г. Распутин)

2) Душно стало в сакле, . я вышел на воздух освежиться. (М. Ю. Лермонтов)

3) В этих краях . морозов не было в январе, . метели не бушевали.

2. Конструирование предложений.

Задание: составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:

а) одновременности событий (вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера);

б) последовательности явлений (окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город).

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

а) учить теоретический материал на с. 35—36, § 11 в с. 37, § 12 (всем);

б) выполнить упр. 62 на с. 37;

в) выписать шесть сложносочинённых предложений и произведений А. С. Пушкина, определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.

Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.

Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).

В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.







© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


На этом уроке мы дадим определение сложносочиненному предложению. Рассмотрим его особенности. И поговорим об отношениях, которые возникают между частями сложносочиненного предложения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении"

· Сегодня мы познакомимся со сложносочинённым предложением.

· Выясним, какие отношения существуют между частями сложносочинённого предложения.

· И получим немного дополнительной информации.

Как мы помним, сложные предложения состоят из простых. При этом в сложном предложении как минимум две предикативные части. Эти части могут соединяться только при помощи интонации – и тогда предложение является бессоюзным сложным. Части также могут соединяться при помощи союзов и интонации – и тогда предложение союзное. В зависимости от того, какие союзы употребляются, союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненное предложение – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

Мы можем дать и более короткое определение.

Сложносочинённое предложение – предложение с сочинительной связью между частями.

Наступила полночь, а Иннокентий всё еще читал.

В этом предложении две основы, то есть, две предикативные части. Части связаны между собой сочинительным союзом а. Значит, предложение сложносочинённое (ССП).

Части в сложносочинённом предложении обычно равноправны. То есть, между первой частью и второй можно поставить знак равенства.

Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.


Теоретически, в некоторых сложносочиненных предложениях может быть сколько угодно частей.

Солнце светит, и птицы поют, и цветы благоухают, и стрекозы летают, и люди радуются.

Схема будет включать пять предикативных частей, причем все они связаны союзом и.


Союзы в сложносочиненном предложении могут стоять не только между частями. Такие союзы, как тоже, также, же, могут стоять внутри второй части сложносочиненного предложения. Нужно быть внимательными, иначе можно спутать сложносочиненное предложение с бессоюзным.

Мой друг отправился в музей, его сестра и брат тоже решили посмотреть на выставку.

Союз тоже стоит не между частями. Но в схеме мы можем вынести его на эту позицию, чтобы показать, что он соединяет части предложения.

Сложносочиненные предложения, о которых мы говорим сегодня, возникли в глубокой древности. Уже в древнерусском языке простые предложения соединялись в сложное при помощи сочинительных союзов.

При этом отношения между частями предложений были почти такими же, как и сейчас.


Что же можно сказать о смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения? Эти отношения выражаются в основном при помощи союзов.

Возьмем предложение, лишенное союзов.

Ворона каркает, кошка мяукает.

Если мы подставим между частями союз и – то получается, что два действия происходят одновременно. То есть, между частями возникают отношения одновременности.

Если мы подставим союз а, то получится, что голоса вороны и кошки сопоставляются и противопоставляются. Между частями возникают отношения противопоставления.

Подставим теперь в предложение союз или. Теперь между частями возникают отношения взаимоисключения.

Значит, чтобы разобраться со смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях, нам нужно вспомнить то, что мы знаем о сочинительных союзах.


Рассмотрим отношения между частями сложносочиненных предложений с соединительными союзами.

Открылась дверь, и в комнату вошел бравый капитан. Здесь при помощи союза передается последовательность действий.

Маша была бледна, Катя тоже побледнела. А теперь союз выражает одновременность действий.

Наступила весна, и люди радуются жизни. В данном случае союз выражает причину.

Соединительные союзы в сложносочиненных предложениях могут выражать одновременность, последовательность, причину.

Рассмотрим отношения между частями сложносочиненных предложений с противительными союзами.

Открылась дверь, но в комнату никто не вошел. На этот раз части противопоставляются.

Маша была бледна, а Катя испуганно смотрела ей за плечо. Мы видим сопоставление двух частей.

Наступила весна, однако на улице по-осеннему холодно. И вновь части противопоставляются.

Противительные союзы в сложносочиненных предложениях могут выражать сопоставление и противопоставление.

Нам осталось рассмотреть значения, которые выражают разделительные союзы.

То ли открылась дверь, то ли распахнулось окно. Или одно, или другое. Отношения взаимоисключения, с которыми мы уже сталкивались.

То Маша бледнеет, то Катя начинает испуганно куда-то смотреть. На этот раз действия чередуются. Отношения чередования.

Наступила весна, или нашелся другой повод для всеобщей радости? И вновь перед нами отношения взаимоисключения.

Разделительные союзы в сложносочиненных предложениях могут выражать взаимоисключение или чередование.

Что же нам требуется запомнить?

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

Части в сложносочиненном предложении равноправны, и союз не входит ни в одну из частей.

Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзов. Соединительные союзы могут выражать одновременность, последовательность, причину. Противительные союзы − сопоставление и противопоставление. Разделительные союзы − взаимоисключение или чередование.

Читайте также: