Музыкальный портрет александр невский сообщение

Обновлено: 05.07.2024

2 12 сентября Русская православная церковь празднует перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского. В этот день, 12 сентября 1724 года, в честь победы России над шведами в Северной войне по указу Петра I в новую столицу России были торжественно перенесены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Александр Невский с тех пор считается небесным покровителем и защитником Петербурга.

3 Святой князь Александр Невский происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. По молитве князя Александра Невского и его воинским искусством были разбиты крестоносцы во время знаменитого Ледового побоища. Ещё много раз молитва князя помогала русскому воинству отражать натиск вероломного врага. Александро-Невская Лавра в Санкт- Петербурге было основана в его честь в 1724 году. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра.

4 Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года. 23 ноября (под этим днём помещены о нём сведения) 1263 года Александр Невский был погребён в соборной церкви Рождественского монастыря Владимира (ныне там установлен памятник святому князю, ещё один памятник установлен в городе Переславле- Залесском). Почитание благоверного князя началось сразу же после погребения, поскольку было ознаменовано чудом - святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. Но канонизирован князь Александр Невский был только в 1549 году.

5 Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге на площади Александра Невского перед Александро-Невской лаврой.

6 Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, в Крещении Феодор (1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (1238, память 4 февраля). Благоверный князь Феодор Ярославович.

7 По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

8 Щербаков А. Дзысь И. Ледовое побоище"

11 Святой князь Александр Невский на фоне Невской битвы.

13 Главный храм Болгарии - Собор Александра Невского

14 Собор Александра Невского, кафедральный собор Нижнего Новгорода

15 "Церковь Александра Невского", Рига

16 Церковь Александра Невского, Таллин

17 Церковь Александра Невского в Балашихе.

18 Церковь Александра Невского.Фото 1910-x г. Иваново

19 Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского

20 Церковь Александра Невского. Харьков

21 Церковь св. Александра Невского (1886 г.), Тула

22 Церковь Александра Невского, Витебск

23 Суздаль, церковь Александра Невского.

24 Церковь Александра Невского, Киев

25 Княжье Озеро, Церковь Александра Невского

26 Санкт-Петербург, Церковь Александра Невского

27 После смерти Петра Великого императрица Екатерина I учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского, которым награждали за особые заслуги перед Отечеством.

Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям.

ВложениеРазмер
Доклад на Рождественские чтения 39.26 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Миронова Екатерина Викторовна

Русский народ счастлив на великих государственных деятелей, являвшихся одновременно прославленными святыми. Они строили свою жизнь на глубокой вере в Бога и действовали на пользу православной державы на духовной основе. Это и Владимир Красно Солнышко, и княгиня Ольга, и Сергий Радонежский, и князья Борис и Глеб, и князь Андрей Боголюбский. Но едва ли не первенствующее место, когда мы говорим о роли личности в российской государственности, занимает Святой князь Александр Невский. До сих пор наших современников привлекает эта историческая фигура, воплотившая в себе мудрость и заботливость правителя, храбрость воина и личное смирение, самоотвержение и христианское достоинство.

Александр Ярославич родился в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы – Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо[1].

Всеобщую славу молодому князю принесет победа, одержанная им на берегу Невы 15 июля 1240 г. над шведами. Именно за эту победу его стали называть Невским. А в 1242 г. состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в результате которого Ливонский орден вынужден был заключить мир: крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. Не менее значимо, что своей гибкой дипломатической политикой во взаимоотношениях с Золотой Ордой Александр Невский заложил основы освобождения русской земли от татаро-монгольского владычества.

Таким образом, великий князь защитил святую Русь от порабощения и навязывания религиозных идей католичества с запада и язычества с востока.

Скончался святой Александр 14 ноября 1263 г. [8], возвращаясь из Орды на Русь, на пути домой в Городце на Волге. Великий князь был погребен во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Уже тогда начинается его почитание как святого. В 1549 г. Александр Невский был официально причислен к лику святых, а в 1710 году, когда Петр 1, перенеся его мощи из Владимира в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, сделал Александра Невского ангелом-покровителем новой столицы, князь становится самым почитаемым из святых русских князей.

События на российской исторической арене, главным режиссером и героем которых был Святой князь Александр Невский, определили в тот момент политический и духовный суверенитет Руси, стали гордостью нашего народа на века. И это наследие Александра Невского приняли потомки до настоящего времени, и надо надеяться – на будущее. Наша задача – сделать так, чтобы эта патриотическая и духовная нить не прервалась, а светлый образ Александра Невского оставался примером навсегда.

Вот почему так притягательна личность святого князя. Недаром события тех времен и подвиги великого князя отражены в искусстве.

Наиболее известным является художественный фильм «Александр

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из подготовленного композитором музыкального материала. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901—1957).

В музыке кантаты реализовались лучшие черты творчества композитора – стилистическая универсальность, которая способна одинаково воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жёсткие образы захватчиков. Прокофьев сочетает живописно–изобразительные эпизоды с

песенно-хоровыми сценами, близкими оперно–ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. Музыка кантаты поражает их яркостью.

Кантата состоит из семи частей, — первые три части рисуют и историческую обстановку, и противостоящие друг другу силы народа, и интервентов – это экспозиция[4].

распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина – мать, жена, невеста. Поёт песню один голос. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти о павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос нисколько не нарушает, а даже ещё сильнее подчёркивает застывшую мёртвую тишину ледяного поля.

Все эпизоды связаны логикой драматургического построения: возвращение в финале к тематическому материалу первой части придаёт форме произведения цельность и стройность [4].

Эта музыка Прокофьева, ставшая главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с захватчиками, о славной победе над врагом вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая

1939 года прошла премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории[5]. Сегодня, музыка о святом князе, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Таким образом, музыкальный портрет Александра Невского, написанный Сергеем Прокофьевым, представляет нам образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины – величественного, могучего, справедливого, уверенного в победе.

Практически восемь веков наш народ хранит память о национальном герое, заступнике – святом благоверном князе Александре Невском.

Это произведение крайне актуально и в наше время, когда вопросы духовной и гражданской ответственности стоят очень остро.

Раскрывая образ Александра Невского, Сергей Прокофьев убеждает нас в том, что Благоверный князь Александр Невский был верным и преданным сыном земли Русской, защитником и опорой своему народу и вере православной. И этот образ великого князя должен стать негасимым светильником в воспитании подрастающего поколения - м ы обязаны использовать его как нравственный, духовный и гражданский ориентир.

1. Карпов А.Ю. Александр Невский. / А.Ю Карпов – М.: Молодая гвардия., 2010. – 355 с.

3. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. / Н.И. Костомаров – М.: Книга, 1991. – 78 с.

4. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с: ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры)..

6.Нестьев И. В. Прокофьев С. С. / И. В. Нестьев // Музыкальная энциклопедия.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Музыкальный портрет. Александр Невский. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194929 194948 194936 194923 194946 194940 194942 194935 194907 194906 194919 194933 194945 194930 194943 194932 194947 194909 194941 194912 194918 194949 194944 194951 194934 194911 194950 194913 194910 194922

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

*
*
*
*
*
*


А. Пичугин

А. Висков

— Добрый вечер, здравствуйте!

А. Пичугин

— Очень рад, что вы с нами. к нам снова пришли.

А. Висков

— Взаимно, очень приятно.

А. Пичугин

— Не помню, не знаю, вернее, приходили ли вы к нам в течение пандемии, были ли какие-то с вами программы, потому что я не вел, а я последний раз с вами общался до пандемии, как раз незадолго, и вот рад, что снова мы с вами встречаемся в добром здравии в этой студии.

А. Висков

— Также очень приятно. Здоровья всем нашим слушателям.

А. Пичугин

А. Висков

— Эта вещь возникла случайно. У меня не было желания что-то вот писать, посвященное вот именно этой знаменательной дате. Но знакомые регенты обращались с просьбой создать песнопения — новые, специально написанные, посвященные святому благоверному князю Александру Невскому.

А. Пичугин

— А что же там можно нового создать?

А. Висков

— Музыку новую на.

А. Пичугин

— А, новую музыку на.

А. Висков

А. Пичугин

— Простите! Я же у композитора спрашиваю.

А. Висков

— Там были тропари новые, кондаки, инкондак там есть. И постепенно эта композиция стала разрастаться новыми песнопениями. В частности, я использовал там многочисленные духовные стихи калик перехожих, которые сохранились испокон века.

А. Пичугин

— А мелодика сохранилась?

А. Висков

— Сохранилась и мелодика, но я как-то люблю сам писать.

А. Пичугин

А. Висков

— Я могу сказать, что в данном случае абсолютно это точно — здесь не без помощи великого русского святого. Потому что его образ — он настолько яркий.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— И вот мы буквально через несколько минут послушаем первую композицию из тех, которые мы задумали послушать сегодня. Я только хотел узнать у вас — а до того, как к вам обратились регенты с просьбой написать музыку, часто ли вы задумывались, и до того, как этот год стал юбилейный? Я этот вопрос, кстати, и себе задаю — часто ли мы задумывались о таких фигурах нашего прошлого, как Александр Невский, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий? У нас получилось так, что есть какое-то количество опорных персонажей, которые стали очень знаковыми, скорее, не для русской истории, а для нашего восприятия русской истории. Потому что вот я сейчас перечислил какое-то количество персонажей — большая часть из них вообще прославлена в лике святых. Но, тем не менее, вот Андрея Боголюбского мы вспоминаем совсем не так часто. Хотя, там, для меня, например, как для человека, интересующегося этим периодом, его дела, его основы, которые он заложил, они не менее важны, чем у Александра Невского. Но там очень спорная личность, как и любой человек XII — XIII века: полководец, военачальник, несмотря на канонизацию, всегда будет очень спорным персонажем в силу своих личных качеств. Но вот их много, а опорные точки нашего представления об истории — их вот мало: Дмитрий Донской, Александр Невский. Но часто ли мы и о них вспоминаем, и вы о них вспоминаете?

А. Висков

А. Пичугин

— Я с глубочайшим уважением отношусь к Льву Николаевичу, но для меня, конечно, история — это, в первую очередь, факты, которые не могут интерпретироваться по-разному. Нам нужно прийти к какому-то. То есть, они могут и должны интерпретироваться, наверное, по-разному до тех пор, пока не будет какого-то общего понимания, близкого к истине, которого вообще может не быть, но надо стремиться его искать.

А. Висков

— В любом случае, фигура Александра Невского — она будет трактоваться современными историками тенденциозно, в зависимости от тех позиций, которые. скажем так, западных позиций или более почвенных, которые занимает этот историк. И, в общем-то, полемика по поводу роли Александра Невского в истории, она велась, ведется, и множество существует различных мнений. Я не знаю, стоит ли сейчас озвучивать какие-то основные из них. Ну если кратко сказать, это борьба западничества и евразийства, скажем так. Как мы знаем, Александр Невский.

А. Пичугин

— Ну это, скорее, в умах поздних историков эта борьба. А во времена Александра Невского это были сиюминутные политические задачи, которые нужно решать или так, или так, или эдак.

А. Висков

— Возможно и так. Но все же тот вектор, который он избрал, он определил дальнейшую судьбу России. И это, опять же, я обращусь вот к мнению Гумилева, вот Александр Невский — он сохранил тот росток новой государственности, который возник на обломках Древней Руси. Это совершенно справедливо. Он не дал этому ростку засохнуть. И уже потом все последующие деятели русской истории — они на основе вот этого сохраненного ростка лелеяли вот это громадное дерево русской истории в дальнейшем.

А. Пичугин

— Давайте слушать музыку. Первая композиция.

А. Висков

— Очень интересно то, что в этот юбилейный год я озвучивал сразу два фильма документальных, посвященных Александру Невскому. И вот сейчас мы послушаем вступление оркестровое к одному из этих фильмов.

(Звучит музыкальный фрагмент.)

А. Пичугин

А русская история, интерес к русской истории и к творчеству Гумилева повлиял ли когда-то на ваше христианство?

А. Висков

— На христианство вряд ли, на православие, потому что это Гумилев.

А. Пичугин

— Православие — это неотъемлемая часть христианства.

А. Висков

— Да, да, да, конечно.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— А как можно средствами. Вот тут вы, наверное, лучше скажете. Когда вот эти музыкальные выразительные средства, которыми вы пользуетесь, проявились во всей полноте?

А. Висков

— В моем творчестве?

А. Пичугин

— Нет, не в вашем творчестве, а вообще в истории. Когда музыка стала. Можно говорить о том, когда наука стала наукой, да? У нас есть какие-то определенные привязки ко времени, к эпохе, когда наука стала наукой. Когда музыка стала той музыкой, которую мы сейчас слышим?

А. Висков

— В России это время, скажем так, преобразований Алексея Михайловича, царя Алексея Михайловича. Приблизительно середина XVII века, когда западноевропейское искусство пришло на русскую почву и расцвело здесь в полной мере. Именно тогда мы можем говорить о музыке в том понимании, как мы ее сейчас понимаем, современный человек. До этого же музыка в основном была неотъемлемой частью богослужения. И это была молитва, которая облечена в музыкальные звуки — ангелоподобное пение. И средневековая эстетика музыкальная — она очень далека от того понимания музыки, как мы ее сейчас. как искусства, как искушения.

А. Пичугин

— Вот, вот! А как можно выразить языком музыкальным современным, таким, как мы его слышим и понимаем, какие-то вещи, которые относят нас к Древней Руси, к событиям тысячелетней давности или почти тысячелетней давности?

А. Висков

А. Пичугин

— То есть, вы это все слушаете, и у вас в голове рождается музыкальный образ, который вы передаете?

А. Висков

— Конечно, конечно. Не столько образ, сколько мелодия это рождается. Потому что от мелодии уже мы, так сказать, исходим. Вот это самое главное. Если есть мелодия, то появится и образ.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— Сейчас мы с вами подробнее про это поговорим. Нам уже подсказывают, что как можно скорее надо переходить к музыке. А что мы слушаем?

А. Висков

— Еще вот один фрагмент из фильма — это как раз вот образ князя Александра, образ Руси, образ такого защитника Отечества, который, в общем-то, во многом навеян картиной Павла Корина, безусловно.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

(Звучит музыкальный фрагмент.)

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— Ну мы, безусловно. Вот не факт, что мы до этого времени встретимся, поэтому концерт можете анонсировать прямо сейчас.

А. Висков

А. Пичугин

— Конечно, очень интересно. Это даже не вопрос, наверное, а такое размышление. Как верили эти люди, как верил Александр Невский! Потому что то, как мы представляем себе Бога в XXI веке, я думаю, несмотря на единство в литургической практике, единство богослужения, храмового пространства, все-таки представление человека XIII века о Боге и представление человека XXI века о Боге — оно очень разное. Мне, конечно, очень интересно, как верил Александр Невский, как верил Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской и как верили простые люди, которые жили в то время.

А. Висков

— Есть один эпизод вот в этой оратории, которую мы будем представлять, это моление князя Александра, где он выходит, входит в храм и перед битвой, перед Невской битвой он как раз вот обращается к Богу о даровании победы. Несомненно, что в те времена никакое деяние, тем более, крупное деяние, оно не происходило без обращения за Божьей помощью. И мне кажется, что мы просто можем смело брать пример с людей Средневековья, и связь с Богом, которую ощущали наши предки, она должна быть, ну, скажем так, путеводной, наверное, нитью и для наших сегодняшних всех поступков и действий. И я думаю, если эту связь не рвать, а постоянно пытаться воссоздавать, то наша жизнь во многом изменится к лучшему.

А. Пичугин

— Вы говорили про использование инструментов, старинных инструментов, реконструированных в Новгороде, например, для современного исполнения. А насколько эти инструменты позволяют говорить языком музыки XXI века?

А. Висков

— Они позволяют говорить и могут являться неотъемлемой частью музыки XXI века, потому что, будучи. Во-первых, они могут самостоятельно звучать прекрасно, и мы погружаемся в эту атмосферу. Собственно говоря, далеко и ходить-то не надо. Вот, например, у нас сейчас очень распространено такое музицирование на билах.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— Вернее, колокола у нас с Запада пришли, никто не удивился, да? А до этого были била.

А. Висков

А. Пичугин

— Давайте, кстати, вернемся к музыке.

А. Висков

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— А как это все начиналось?

А. Висков

— А начиналось это очень здорово. Потому что мое, вообще-то, обращение к духовной музыке — оно произошло в год.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— А сколько вам тогда было?

А. Висков

А. Пичугин

— Возвращаемся к музыке. Слушаем сейчас.

А. Висков

А. Пичугин

Скажите, пожалуйста, а ваша музыка исполняется за богослужениями?

А. Висков

А. Пичугин

— А вы в этом слышите себя?

А. Висков

— Да, конечно. Они замечательно делают. Такая есть Елена Окунькова, мы с ней очень тесно сотрудничаем. У нее храм — станция Щербинка.

А. Пичугин

— Елизаветинский там храм, прямо у станции.

А. Висков

— Да, да, да, вот этот храм. Она очень.

А. Пичугин

— Я там мимо иногда езжу.

А. Висков

— Да-да, он замечательный, храм. И вот она. Новый он храм, он недавно построен.

А. Пичугин

— Ну, тот старенький-старенький. Ну во старенький — там, 90-х годов, а сейчас построили большой.

А. Висков

А. Пичугин

— А не бывало у вас так, что вы приезжаете в какой-нибудь храм за богослужением — оп! — и ваше произведение?

А. Висков

— Да, такое бывало. Вот в храме Всех Скорбящих Радости на Ордынке я с большим удовольствием прослушал несколько своих сочинений, потому что Алексей Александрович Прусаков, мой друг и также человек, который очень много сделал для продвижения моего творчества, он часто включает в репертуар Синодального хора, который поет мои произведения, и они получили очень высокую оценку владыки.

А. Пичугин

А. Висков

— . Илариона, да, к музыкальному творчеству которого я всегда отношусь с большим вниманием и интересом.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— Ну приходите к нам! Всегда очень рады с вами общаться, слышать, видеть.

А. Висков

— Очень приятно. Спасибо, Алексей. Мне с вами тоже очень приятно общаться.

А. Пичугин

А. Висков

А. Пичугин

— И чтец — он же, да?

А. Висков

А. Пичугин

А. Висков

(Звучит музыкальный фрагмент.)

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Читайте также: