Музыка в кино 20 века сообщение

Обновлено: 03.05.2024

Завершается же стихотворение строками, где восприятие происходящего на экране связывается не только со зрительным, но и звуковым образом, хотя в данном случае он отнюдь не позитивен.

С появлением звукового кино они продолжили творческую деятельность, связанную с кинематографом, и, помимо сочинений других жанров, получивших всеобщее признание, стали авторами музыки к целому ряду кинофильмов.

Фильм-опера

Исполнение оперного произведения на сцене и создание художественного фильма-оперы существенно различаются. Несмотря на артистичность многих оперных певцов, специфика звукоизвлечения и звукового посыла вокалистов не позволяет им легко и свободно двигаться в кадре. В этой связи роль каждого персонажа оперы исполняют два артиста: перед камерой работает киноактер, а перед микрофоном после съемки – оперный певец. Такая последовательность действия создает трудности для обоих исполнителей. Актер должен правильно брать дыхание, имитируя пение, а вокалист – стремиться к тому, чтобы его артикуляция совпадала с артикуляцией действующего на экране персонажа.

Фильм-оперетта

Николай Михайлович Стрельников и Альбан Берг

Балет в кино

Наталья Бессмертнова и Юрий Васюченко

Музыка в мультфильме

Рисунки Цехановского из этой книжки и стали основой мультфильма. В 1930 г. мультфильм был раскрашен вручную, а также обрел голос Даниила Ивановича Хармса, декламировавшего текст Маршака, и звучание симфонического оркестра, встроенное в драматургию фильма.

В фильме стихотворение Маршака существенно изменилось. Вместо реально существовавшего писателя и путешественника Бориса Житкова, друга Маршака, главным действующим лицом стал вымышленный персонаж – Борис Прутков, который в сопровождении своего пуделя путешествует по разным городам и странам. Из Ленинграда они направляются в Берлин, затем оказываются в Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в Ленинград. Следом за ними перемещается письмо, поскольку почтальоны каждый раз не успевают застать адресата, уже отправившегося в следующий пункт назначения. В пути с героями происходят разные приключения, отсутствующие у Маршака. Так, направляясь в Бразилию, пароход терпит крушение, но Прутков, пудель и почтальон с письмом спасаются. Кроме того, в конверте вместе с письмом путешествует гусеница, которая за время путешествия превращается в бабочку.

П. И. Чайковский. Письмо к Н. Ф. вон Мекк от 27 сентября 1885 г. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк в 3-х томах / Ред. и примеч. В. А. Жданова, Н. Т. Жегина. Т. 3. М.-Л.: Academia, 1936. (Mузыка. Труды Дома-музея П. И. Чайковского).

В 1909 г. Стрельников окончил Императорское училище правоведения, а в 1911 поступил в Петербургскую консерваторию.

К. А. Клементьева. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1934 г. С авторскими пометами. – Ф. 1249 (Собрание произведений ленинградских художников), № 3.

Василий Павлович Соловьев-Седой (1907–1979). – Ф. 1021 (Собрание единичных музыкальных поступлений), оп. 4.

Михаил Михайлович Цехановский. Письмо Владимиру Михайловичу Дешевову от 24 марта 1930 г. – Ф. 1058 (В. М. Дешевов), № 161, л. 62.

Михаил Михайлович Цехановский. Письмо Владимиру Михайловичу Дешевову от 24 марта 1930 г. – Ф. 1058 (В. М. Дешевов), № 161, л. 62 об.

Общая характеристика и отличительные особенности, новаторские идеи музыкального искусства ХХ в. Выдающиеся представители архитектурного направления в искусстве. Кино данного периода, расширение сфер его воздействия через средства массовой коммуникации.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.06.2014
Размер файла 34,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Музыка ХХ века

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т.д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины - этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально - культурных процессов у различных народов мира.

Падение эстетических принципов ХТХ века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие структурные и ладогармонические законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И.С. Баха, были нарушены и преобразованы.

ХХ век был веком разнообразия. Но не все произведения этого столетия имели ярко выраженный авангардный характер. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого (С.В. Рахманинов, Рихард Штраус) или искали вдохновение в эпохах классицизма и барокко (Морис Равель, Пауль Хиндемит, Жан Луи Мартине). Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Леош Яначек, Бела Барток, Золтан Кодай). Вместе с тем композиторы активно продолжают экспериментировать в своих сочинениях и открывают новые грани и возможности гармонического языка, образов и структур.

Воплощение новых идей в музыке не всегда воспринималось публикой с энтузиазмом. Классическая традиция вводила слушателя в потрясающий мир великолепия, гармонии с совершенной системой тональности. Появление альтернативы звучания, отражаемое в манере удивительной инструментальной комбинации и тембров, не всегда воспринималось адекватно. Несомненными предшественниками новых течений современной музыки были Рихард Вагнер, Густав Малер и Клод Дебюсси, заложившие в своем творчестве практически все основные принципы музыки ХХ века. Игорь Федорович Стравинский, Бела Барток и Арнольд Шенберг - вот триада композиторов-новаторов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия и в первую очередь для их учеников - Альбана Берга, Антона Веберна, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Пауля Хиндемита.

Краткая характеристика ведущих музыкальных направлений и их ярких представителей.

Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры. Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус (1864-1949), Густав Малер (1860-1911).

Музыка подобного рода не случайно процветает в Вене начала ХХ столетия. Именно здесь приобрела большую популярность психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Психоаналитический сеанс становился способом познания истины, сокровенных тайн души и бытия. Позднеромантический художник - фигура мистическая, он претендует на то, чтобы быть пророком, и пророчества его часто носят мрачный, апокалиптический характер. Увлечение спиритизмом, оккультными учениями, в том числе восточными, мистической философией также весьма свойственно художникам этого исторического типа.

Отмеченные особенности по-разному и в разной мере проявились в творчестве композиторов старшего поколения (Р. Штраус, Г. Малер) и младшего (так называемая нововенская школа: А. Шенберг и его ученики А. Берг и А. Веберн).

Прошедший век, несчастный и прекрасный, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. ХХ столетие - эпоха научно-технической революции. ХХ век - это также великолепный взлет искусства, блистательный расцвет многих национальных школ, целая плеяда гениальных художников.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, весьма сложны. Их полноценное восприятие требует от слушателя высокой музыкальной и шире того - художественной культуры. Проникнуть в замысел современных произведений, понять, что волновало их авторов, к чему они стремились, можно только познакомившись с эволюцией, которую претерпело музыкальное искусство на протяжении своей долгой истории, изучив различные направления и школы, стили и техники композиции.

Музыкальная культура конца 19-го - начала 20-го века - один из так называемых переломных моментов в истории. Рассматривая этот период в истории зарубежной музыки, вновь убеждаешься в том, что действительно различные культурно-исторические ряды сосуществуют в ней.

С одной стороны, в конце 19-го столетия продолжалось творчество композиторов, выдвинувшихся в середине или в последней трети века, опиравшихся на традиционные основы музыкального искусства и тесно связанных с наследием своих предшественников. Такими композиторами были Венсан д, Энди и Габриэль Форе, итальянец Джакомо Пуччини, немец Макс Регер, англичанин Воан-Уильямс, чех Леош Яначек, норвежец Эдвард Григ, финн Ян Сибелиус, датчанин Карл Нильсен…

Все названные композиторы развивали - естественно каждый по-своему - традиции великих предшественников. Одни продолжали линию национально-романтическую, тесно связанную с новым претворением фольклора, народного эпоса. У других преобладал углубленный психологизм, обращение к духовному миру современного человека.

С другой стороны, в те же самые годы выдвигаются неизвестные дотоле молодые музыканты, и благодаря им часто возникают новые, поражающие современников своей необычностью художественные течения, сложившиеся именно на рубеже столетий. Во Франции такими музыкантами были Клод Дебюсси и Морис Равель, в Германии - Рихард Штраус, в Австрии - Густав Малер, в Польше - Кароль Шимановский, в Испании - Мануэль де Фалья. Новизна и свежесть мысли порождали новую систему образов, новые формы и средства музыкальной выразительности.

Важным фактором в развитии музыкальной культуры оказались величайшие завоевания технического прогресса. Некоторые из них - радио, кино, грамзапись - открыли богатейшие возможности для развития искусства и его широкого распространения в обществе.

Заметное воздействие на эволюцию музыкального искусства оказывало и интенсивное развитие философской мысли. Одним из властителей дум европейской художественной интеллигенции стал немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Культ интуиции, внутреннего созерцания характерен для философских концепций того времени.

Философские концепции такого толка, безусловно, оказывали влияние на творчество писателей, художников, музыкантов и способствовали возникновению на рубеже веков различных художественных течений, причисляемых к модернизму. Термин этот произошел от французского слова модерн - новый, современный. Порой новые направления в искусстве конца 19 - начала 20 века называли декадентством (от французского слова декаданс - упадок), в чем отражалось нередко встречавшееся негативное отношение к ним.

По образному строю, стилистике, по названиям - символизм, импрессионизм, экспрессионизм - это быстро сменявшие друг друга, а порой и существовавшие одновременно направления были различны, иногда даже полярно противоположны друг другу. Однако между ними имелись и некие общие черты, что естественно, ведь они являлись порождением одной эпохи.

К чему стремились эти художники? К тому, чтобы отобразить окружающий мир во всей его первозданности, изменчивости, подвижности. К тому, чтобы возможно полнее, достовернее передать свои непосредственные, порой даже мимолетные впечатления и ощущения от восприятия явлений природы, архитектурных сооружений, людей, животных.

В музыкальном искусстве ярчайшим представителем этого направления стал Клод Дебюсси (1862-1918). Несомненно, огромное воздействие на него оказали художники-импрессионисты, с замечательным мастерством запечатлевшие на своих полотнах изумительные пейзажи, движение облаков, игру света и тени, переливы воды, сам воздух Франции, то прозрачный и ясный, то окутывающий туманом ее прекрасные соборы и набережные.

Утонченность, поэтичность, изысканность, - вот основные черты стиля Дебюсси. Его нередко называют мастером полутонов.

Как и Дебюсси, Морису Равелю (1875-1937) много раз присваивали ярлык музыканта-импрессиониста. Несмотря на то, что влияние одного на другого существовало стиль Равеля становится полностью личным и оригинальным.

2. Архитектура ХХ века

Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново. Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции - ар нуво.

Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.

1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж);

2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),

3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система, доходящая до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах);

4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду).

3. Кино в ХХ веке

музыкальный кино архитектура искусство

Одной из отличительных черт культуры XX в. является расширение сфер ее воздействия на людей через средства массовой коммуникации, такие, как радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции. Их значение в усилении информационного обмена трудно переоценить. Кинематограф как вид искусства отличается от других своей синтетичностью. В нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародившись на рубеже XIX-XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в.

Киноискусство исторически подразделяется на виды. В нем сложились четыре основных вида:

1) Художественный (игровой) кинематограф, воплощающий средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения, или адаптированного произведения поэзии или прозы.

2) Документальный, являющийся особым видом образной публицистики.

4) Научно-популярный кинематограф, использующий средства всех трех жанров для пропаганды знаний.

Киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических средств.

В послевоенный период кинематографический мир потрясли ленты итальянских мастеров неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони и др. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств.

В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем многообразии, так как развитие культуры как целостности - необходимое условие ее существования.

4. Театр ХХ века в России

Подобные документы

Появление и история развития кинопромышленности в молодом советском государстве. Значение эпохи немого кино: ее приверженцы и выдающиеся актеры. Производство документальных и игровых цветных кинокартин, особенности и многообразие звукового кинематографа.

презентация [1,3 M], добавлен 22.05.2013

Понятие искусства кино. Разнообразие жанров в киноискусстве. Обзор самых известных фильмов, представляющих основные направления его развития. Биография и творчество А.А. Алова и В.Н. Наумова, их творческий союз и наиболее известные режиссерские работы.

реферат [23,8 K], добавлен 24.02.2014

Специфика композиторского творчества в кино. Роль песни в фильме. Влияние музыки на динамику, ритм, структуру экранного произведения. Жанрово-стилистическая особенность картины. Изучение творческих взаимоотношений режиссера и автора музыки в киноленте.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 19.03.2014

Отличительные черты культуры XX века, расширение сфер ее воздействия на людей через средства массовой коммуникации. Популярность кинематографа, заключающаяся в многообразии выразительных средств. Тенденции развития мирового и российского кинематографа.

презентация [2,8 M], добавлен 03.12.2014

Начало российского кинопроизводства. Кино в годы Первой мировой войны и революции. Выпуск игровых фильмов. Мультипликация 1960-х гг. Некоторые выдающиеся советские кинорежиссеры: Н.С. Михалков, В.М. Шукшин. С.Ф. Бондарчук и его вклад в развитие кино.

реферат [47,5 K], добавлен 05.06.2014

Кино завоевывает мир. Становление русского кино. Становление советского кино. Советское кино 30-х годов. Кино и Великая Отечественная война. Необычный, завораживающим мир кинематографа для многих зрителей.

реферат [12,2 K], добавлен 17.09.2007

Развитие кино в СССР: история становления, государственное регулирование, особенности; знаменитые фильмы и персоны немого кинематографа. Появление звукового кино, совершенствование искусства монтажа и звукозаписи. Первые художественные звуковые фильмы.

После изобретения фотографии, уже во второй половине XIX века люди стремились оживить её, различными способами. Параллельно над этой задачей бились в нескольких странах и создавали прототипы будущих камер. Вместе с этим был создан проекционный аппарат, который воспроизводил двигающие картинки на белой стене.

В итоге, после многих изобретений до совершенства свой аппарат удалось довести братьям Люмьер. Их Синематограф обрёл огромную популярность.

Первый публичный просмотр состоялся 28 декабря 1895 г. в "Гран кафе" на Бульваре Капуцинов в Париже. Именно с этого момента - первого платного (коммерческого) сеанса, принесшего 33 франка чистой прибыли, - начинается история мирового кино.

Братья Люмьер не предвидели триумфального будущего своего детища и рассматривали кинематограф лишь как "живую фотографию" - аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль. Однако скоро стало очевидным, что французы открыли путь новому виду искусства. Очевидно, что для братьев Люмьер открытие выразительных средств нового искусства произошло бессознательно. Они устанавливали свою кинокамеру неподвижно и механически фиксировали все, что попадало в объектив. Изменение же масштаба изображения происходило стихийно, за счет самодвижения реальности приближения и удаления объектов. Люмьеровские фильмы были очень короткими (15-18 метров) и состояли из одного монтажного кадра.

Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны. Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории, но безусловно и музыка играла не последнюю роль. В условии отсутствия реплик именно музыка передавала эмоциональное состояние фильма, подсказывая зрителю нужную эмоцию, и на тапёрах лежала большая ответственность. Они могли ошибиться неправильно выбрав эмоцию . Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма.

В начале 20-х годов ХХ века на западе большую массовость приобрели комедийные художественные фильмы, именно там начал свой творческий путь знаменитый комедиограф Чарли Чаплин. Для озвучки этих фильмов использовалась джазовая оркестровка.

Джаз – мелодия с четким ритмом, исполняемая своеобразным составом, в котором большую роль играют медные духовые инструменты. ( труба, саксофон ), а также ударные инструменты. Джаз и джазовая музыка в нашей стране была долго запрещена.

В нашей стране производство художественных фильмов началось в 1908 году. 1917-1931 года -был у нас периодом немого кино. В ранних фильмах смысл происходящего излагался в надписях, а изображение действия на пленке только иллюстрировало надписи. Отсутствие звучащего слова актеры пытались восполнить усиленной мимикой. Это были первые примитивные фильмы, но вызывали они огромный интерес у людей тех лет.

Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерчески успешное производство звукового кино началось лишь через два десятилетия. Многие студии и кинодеятели считали, что язык кино универсален, и что озвучка фильма не нужна, тем более что, немое кино интернационально и переводить нужно лишь интертитры. К тому же голливудские продюсеры боялись, что звуковые фильмы на английском языке будут, по этим причинам, будут хуже продаваться за границу и доходы студии упадут. Это была одна из причин, почему звук не пришел в кино раньше.

Иногда устраивали показы со звуком, но звук был в качестве аттракциона, как 3D фильм в наше время.

Огромный вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы, которые пришли в кинематограф в 1930е г., среди них были Д. Шостакович, С. Прокофьев, Ю. Шапорин и др. Особый творческий тандем создали композитор С. Прокофьев и режиссёр С. Эйзенштейна, которые работали над проблемой звукозрительной структуры фильма.

После Великой Отечественной войны появились цветные фильмы, это был большой прорыв в создании художественных фильмов. В 1950 году выпуск цветных фильмов составил уже 10% по отношению к выпуску черно-белых. Помимо того что фильмы стали цветными, много в них звучало и музыки. И не будет ошибкой сказать, что художественные фильмы без музыки потеряли бы свою красоту и прелесть.

В настоящее время музыка используется почти во всех фильмов, для кино её пишут крупные композиторы, это привело нас к термину саундтрек. Звуковая дорожка (англ. soundtrack) — музыкальное сопровождение какого-либо материала: фильма, мюзикла, аниме, телепердачи, компьютерной игры, книги и так далее; а также музыкальный альбом содержащий композиции из данного произведения. Саундтрек к фильму, в виде диска со всеми композициями, звучащими в фильме, продаётся отдельно от фильма, что говорит о том, что киномузыка становится большим самостоятельным искусством, которое можно слушать отдельно от фильма.

Если Вам понравилась статья- поставьте ей лайк и подпишитесь на канал, ведь новые интересные статьи выходят здесь каждый день! Если Вас интересует тема музыки в кино- посмотрите статью Значение музыки в кино . Всем добра и удачи!

Карнавальная ночь

Музыкальные фильмы пришли на киноэкраны с театральных сцен. Основой жанра считаются американские мюзиклы или, как их называли в 1930-х годах, комические оперы, и французские оперетты. У них было много общего, но в опереттах участвовали профессиональные оперные певцы, а в мюзикле — поющие драматические актёры и эстрадные исполнители.

В музыкальном мире сложилась целая каста кинокомпозиторов, к которым отношение было двоякое — многие считали, что это чуть ли не предательство профессии. Однако писать музыку для фильмов было очень прибыльно — композиторам платили поминутно, и поэтому популярность музыкального жанра они горячо поддерживали. После премьер песни звучали на радио, выпускались на пластинках и аудиокассетах и до сих пор их поют, перепевают и записывают ремейки уже современные певцы. Незабываемые хиты писали Александр Зацепин, Исаак и Максим Дунаевские, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Дога, Владимир Дашкевич, Микаэл Таривердиев и другие.

Читайте также: